221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Адаптационный период детей в детском саду

Адаптационный период ребенка в детском саду

Период адаптации ребенка к детскому саду с психологической точки зрения является своеобразным испытанием и для ребенка и для его родителей. Для ребенка изменение привычных условий жизни, отрыв от матери. Необходимость пребывать в группе детей – это стресс, на борьбу с которым он тратит свой потенциал. Самим родителям также необходимо приспособиться к новой обстановке, освоить новые социальные отношения, связанные с переходом ребенка в детское образовательное учреждение.

Семья в период адаптации ребенка к детскому саду переживает один из закономерных семейных кризисов, задачей которого является оказание помощи ребенку в адаптации к новым социальным условиям, для чего им самим требуется изменить свое поведение в отношении ребенка и друг друга, поэтому родителям необходимо начать подготовку к детскому саду заранее:

1. Решение о посещении детского сада принимается семьей примерно за год до момента приема ребенка в детский сад. Именно столько времени необходимо, чтобы родители узнали о детском саде, куда планируют отдать ребенка и у ребенка сформировать важные навыки необходимые для того, чтобы влиться в детский коллектив.

2. Создать благоприятную среду, в которой бы ребенок привыкал, свыкался с мыслью, что он скоро пойдет в детский сад. Для этого надо:

  • Систематически рассказывать, беседовать о детском садике.
  • Подчеркивать всякий раз, что он стал большим и помогать ребенку стать большим (большие дети ходят в детский сад, где много детей и игрушек).
  • Беседовать с ребенком – чем отличается большой ребенок от маленького: большой ребенок должен держать ложку, самостоятельно или с минимальной помощью взрослого кушать, пить из чашки, проситься и садится на горшок, узнавать и приносить одежду, выполнять самые простые действия с предметами и игрушками, произносить или показывать то, что ему необходимо.
  • Учить дома ребенка играть одному или в небольшой группе детей.

3. Больше всех в семье тревожится и переживает отрыв ребенка от семьи мама, а ребенок, имея с матерью тесную генетическую связь, тонко чувствует состояние мамы, поэтому маме необходимо настроиться на кратковременное расставание с малышом и представлять себе не «страшные картинки», а самые «радужные» картинки адаптации своего малыша, если она систематически приучает ребенка выполнять элементарные самостоятельные навыки.

Привыкание детей к новым условиям приводит к таким негативным последствиям, как частые простудные заболевания, тяжелые прощания с родителями, долгие страдания ребенка, после того как родители ушли, слезы, капризы, агрессия, страхи т. п. Это связано с тем, что жизнь ребенка в семье проходит в иной пространственно-временной реальности, нежели в детском саду, кроме того, организм малыша характеризуется функциональной незрелостью, приспособляемость к изменяющимся условиям среды несовершенна, а выносливость нервной системы слаба, и у каждого ребенка свой врожденный иммунитет. Иммунитет ребенка – это основа его здоровья, а понятие здоровье включает в себя три компонента – физическое, психическое и социальное начало, если в каком-то из трех компонентов есть проблемы – полного благополучия в детском саду у ребенка не будет. Ребенок тратит много сил на защиту от новой травмирующей ситуации, его иммунитет ослабевает и включается психологические факторы заболеваний в период адаптации:

1. Ребенок заболевает, чтобы остаться дома и не ходить в детский сад.

2. Если родители чувствуют себя виноватыми в том, что отдали кроху в детский сад, то непроизвольно провоцируют ребенка заболеть и перенести вину с себя на работников детского сада.

Тип заболевания может частично проинформировать родителей о причине болезни:

  • уши могут символизировать нежелание слушать;
  • горло – говорить;
  • больной нос – выделение накопленного раздражения;
  • больной живот связан с внутренним страхом;
  • голова с внутренним конфликтом;
  • ноги – нежелание куда-то идти;
  • дыхание – удушающая атмосфера;
  • болезни почек могут быть связаны с удержанием раздражения внутри, неумением его выразить.

Есть дети, их около 30% от количества детей в группе, которые стабильно и систематически посещают детский сад и в период адаптации и впоследствии – это дети из разных категорий семей.

  1. Категория – это дети из многодетных семей и семей, где сами родители по своему характеру и складу жизни – люди компанейские, дружелюбные, общительные, поэтому ребенок с первых дней легко адаптируется к новым малознакомым людям, не видит в чужих взрослых угрозы для своей безопасности, знает, как общаться с взрослыми и очень спокойно идет на контакт с ними. Эти же дети легко входят в контакт с другими детьми и владеют навыками ситуативно – делового общения.
  2. Категория – это дети, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть и с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь обращаться за помощью к взрослому, любят вместе с ним играть, например, собирать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, который умеет играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым.
  3. Категория – это девочки. От природы они более общительные, чем мальчики. Чуть раньше психологически и физически развиваются, имеют, как правило, более развитый словарный запас и более развитые навыки самообслуживания, поэтому девочки чувствуют себя более уверенными и самостоятельными.
  4. Категория детей это могут быть, как девочки, так и мальчики, у которых нарушена или очень слабая эмоциональная связь с мамой. Поэтому они как бы равнодушно, на одной ноте проходят этот период, чаще всего без осложнений.
  5. Категория детей – чаще по темпераменту сангвиники или холерики. В силу своей природной активности и любознательности с удовольствием идут на контакт и легко адаптируются к условиям детского сада.
  6. Категория – самая малочисленная – это «морозоустойчивые» от рождения дети, ребенок спокойно реагирует на все новое.
  7. Категория, мамы этих детей занимаются профилактикой, и время от времени дают ребенку отдохнуть от детского сада.
  8. Категория детей – это копия своих родителей, у эмоционально спокойной мамы, ребенок чувствует себя комфортно и спокойно в любой ситуации.

Причины дезадаптации ребенка в детском саду

Самая распространенная причина – это неспособность семьи выстроить адекватные детско-родительские отношения. В последнее время все больше семей имеют только одного ребенка, причем очень опекаемого. Ребенок привыкает к излишнему вниманию и поэтому ситуация посещения детского сада становится для него достаточно травматичной, так как для него нет запретов, он не понимает границ своих возможностей, не сопоставляет их с реальной жизнью, поэтому у него возникает дискомфорт, он становится агрессивным, эмоционально нестабильным. Другой проблемой современных молодых семей является низкий педагогический потенциал – у детей приходящих в детский сад плохо сформированы коммуникативные навыки, дети не могут играть самостоятельно и в паре со сверстником, так как отсутствует опыт общения с детьми. Несогласованность воспитательных воздействий различными членами семьи, их непоследовательность в требованиях также является проявлением низкого педагогического потенциала. Результатом такой позиции будет:

  • эмоциональное напряжение ребенка;
  • низкая самооценка;
  • агрессивное поведение;
  • непослушание и другие поведенческие нарушения.

Причиной дезадаптации ребенка может явиться ситуация, когда сами родители не могут адаптироваться к миру детского дошкольного учреждения:

  • не идут на контакт с воспитателями;
  • не участвуют в жизни группы и детского сада;
  • не предоставляют информацию о своей семье.

Такие родители перекладывают ответственность за воспитание и поведение ребенка на детский сад, в результате чего растет их недовольство, возникают конфликты, что вызывает напряженность и тревогу у ребенка.

Очень сильно влияет на психологическое состояние ребенка отношение родителей друг с другом, разногласия, конфликты, отрицательные эмоции, недовольство друг другом, часто заканчиваются ссорой на повышенных тонах – ребенок не знает как вести себя в этой ситуации, чаще всего замыкается в себе, испытывает страх, тревогу и винит себя в том, что родители ссорятся. Таким образом, у ребенка формируется понятие – «я плохой», со всеми вытекающими последствиями:

  • замкнутость;
  • низкая самооценка;
  • страх;
  • тревожность.

Проверьте готовность ребенка к посещению детского сада можно самостоятельно, для этого следует ответить на ряд вопросов.

  1. Какое общение у ребенка – эмоциональное или предметное?
  2. Как ведет себя ребенок при расставании и при встрече с мамой и другими близкими родственниками?
  3. Какой уровень развития самостоятельной игровой деятельности ребенка? (простые манипуляции или игровые умения)
  4. Нужна ли ребенку ваша помощь в игре?
  5. Каким образом он выражает потребность в сотрудничестиве с вами?
  6. Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения? (убрать, принести. помочь)
  7. Как реагирует малыш на появление незнакомого взрослого: подходит ли, если взрослый его подзывает, есть ли в поведении ребенка элементы конфликтности?
  8. Каким образом ребенок налаживает контакты с «чужими» взрослыми
  9. Как относится ребенок к сверстникам: выражает ли он радость, активен ли в игре, как реагирует на инициативу других?
  10. Владеет ли навыками самообслуживания?
  1. Любит играть один и вместе с вами.
  2. Спокойно переносит разлуку.
  3. Может занять себя каким либо делом, обращаясь за помощью в случае необходимости.
  4. Охотно выполняет ваши просьбы, и умеет совершать простые действия по самообслуживанию.
  5. Охотно идет на контакт с незнакомыми людьми.
  6. Активный и доброжелательный по отношению к сверстникам.

То ваш ребенок готов к изменениям в своей жизни – его смело можно отдавать в детский сад.

Рекомендации родителям при подготовке ребенка к детскому саду.

1. Отрабатывать в семье гигиенические навыки, приучать ребенка:

  • мыть руки, лицо;
  • полоскать полость рта;
  • самостоятельно или с минимальной помощью кушать;
  • надевать носки, трусы, колготки, кофты;
  • аккуратно складывать одежду;
  • проситься на горшок и т.д.
Читать еще:  Опыты в детском саду подготовительная группа

2. Перейти от эмоциональной формы общения к сотрудничеству. Много вместе играть в разные игры: учить возить машинки, строить из конструктора, собирать матрешки, мозаики, играть с игрушками – вкладышами, обучать ребенка игре с игрушками, например: угости мишку чаем, угости волка печеньем, брать сюжеты из вашей реальной жизни: купание, одевание, прогулка, магазин и т.д. Ваша задача научить ребенка конкретным навыкам игры, если у него будут конкретные игровые навыки, то появится желание и возможность сначала взаимодействовать со взрослыми, а потом с детьми.

3. Постоянно закрепляйте сформированный навык. То есть играйте в системе, а затем предлагайте ребенку поиграть без вас, а вы можете комментировать действия ребенка, периодически кратковременно принимать участие в этих играх, и поощрять умение и желание ребенка играть самостоятельно.

4. Приглашайте к себе в гости детей и играйте вместе с ними, ходите в гости с ребенком в семьи, где есть дети. Оставляйте ребенка у родственников сначала на часок – другой, потом на более длительное время.

Период адаптации ребенка к условиям детского сада тесно связан с решением семьей ряда задач, и если семья не способна самостоятельно решить возможные трудности, то это негативно отражается на психологическом состоянии ребенка. Помните об этом.

УРОВНИ И КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

Автор: Солнцева Алена Валерьевна

УРОВНИ И КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям детского сада

к основным критериям адаптации относятся:

— уровень нервно-психического развития;

— заболеваемость и течение болезни;

— главные антропометрические показатели физического развития.

Различают четыре степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

1) легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;

2) средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней;

3) тяжелая адаптация: ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки. Длится от двух до шести месяцев;

4) очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Как бы мы ни готовили ребенка к яслям, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия. Малыш беспокойно спит или не спит вообще, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними.

Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстрее одеться, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают, не давая возможности побыть самим собой.

Важен и вопрос организации периода адаптации. Так, проведение приема детей в ДОУ заранее – весной – дает возможность реализовать назначение, которое родители получили от педагога – психолога и таким образом приблизить домашние условия к условиям детского сада.

Также большую роль играет правильно построенная работа с родителями, о которой будет рассказано в следующей главе.

В детском учреждении воспитатель ведет наблюдение за каждым ребенком, фиксируя результаты в листах адаптации. В периоде адаптации также очень важны комплексные оздоровительно – воспитательные мероприятия. Процесс адаптации управляем, и дает свои положительные результаты.

Уровни и критерии адаптации

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии;

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами;

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Также существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

Важнейший компонент адаптации — согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и с реальностью социальной среды.

Работа с родителями.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже восьми часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.

Поэтому задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Также родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Для ребенка также очень важно, как он чувствует себя в группе, нравится ли ему там. Для этого педагогу необходимо создать комфортные условия для пребывания ребенка в детском саду, о которых будет говориться в следующих главах.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой «домик» можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность двух-трехлетних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными – никаких внешних причин для этого нет.

Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно – эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами – маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка – тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Читать еще:  Особенности адаптационного периода в детском саду

Летом подобные игры легко организовать на улице. В осеннее – зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для многообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, и так далее.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон.

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.

Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное – эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АДАПТАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ ВОСПИТАННИКОВ в МБДОУ

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АДАПТАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ ВОСПИТАННИКОВ

в Муниципальном бюджетном дошкольное образовательном учреждении «Детский сад № 19 «Солнышко»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273- ФЗ, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1014), другими законодательными актами Министерства образования Российской Федерации, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155).

1.2. Настоящее Положение регулирует процесс адаптации ребёнка в Муниципальном бюджетном дошкольное образовательном учреждении «Детский сад № 19 «Солнышко» (далее – ДОУ).

1.3. Адаптация – процесс активного приспособления ребёнка к условиям социальной среды ДОУ.

1.4. Задачи адаптационного периода:

построение конструктивного сотрудничества между воспитанниками, родителями (лицами, их заменяющими) и педагогами;

соблюдение единых требований к режиму дня в семье и детском саду;

создание эмоционального комфорта для каждого воспитанника в группе;

осуществление индивидуального подхода к воспитанникам.

1.5. Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.

2. Схема адаптации ребенка к условиям ДОУ

2.1. Первичный прием детей в ДОУ осуществляют заведующий, медицинский работник, педагог-психолог, воспитатель группы. При приеме воспитанника уточняются сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, особенностям воспитания и поведения ребенка.

2.2. Адаптация проходит в зависимости от индивидуальных особенностей и поведения ребенка по следующей схеме:

— перваянеделя пребывания – 2-3 часа в день;

— вторая неделя – ребенок находится в ДОУ до дневного сна;

— с третьей недели ребенка начинают оставлять на дневной сон и забирают сразу после полдника. Далее ребенка оставляют в ДОУ на целый день.

Данная схема корректируется воспитателем и педагогом-психологом в зависимости от течения адаптации ребенка, его возможной болезни в период адаптации, которая увеличивает длительность протекания адаптации.

2.3. Приём воспитанников в группу во время адаптационного периода осуществляется с интервалом в три дня.

3. Организация деятельности педагога-психолога в адаптационный период

3.1. Педагог-психолог осуществляет диагностику возможных уровней адаптации ребёнка и составляет прогноз вероятной степени адаптации.

3.2. Совместно с заведующим педагог-психолог вводит ребёнка в график зачисления воспитанников ДОУ.

3.3. Педагог-психолог проводит беседы, консультации для родителей (лиц, их заменяющих) и педагогов по проблеме адаптации и преодолению трудностей адаптации.

3.4. Педагог-психолог координирует деятельность воспитателей и родителей (лиц, их заменяющих) в адаптационный период.

3.5. Совместно с медицинским работником, воспитателем определяет окончание процесса адаптации у каждого воспитанника.

4. Организация деятельности воспитателей в адаптационный период

4.1. Собрание родителей (лиц, их заменяющих)вновь поступающих воспитанников проводится до поступления ребёнка в детский сад. На собрании заведующий ДОУ, педагогические работники знакомят родителей (лиц, их заменяющих)с характерными особенностями адаптационного периода, режимом дня в данной возрастной группе.

4.2. Воспитатель фиксирует наблюдения за поведением каждого воспитанника в листе адаптации (Приложение 1), проводит анализ течения адаптации совместно с педагогом-психологом и медицинским работником.

4.3. Воспитатель организует воспитательно-образовательную работу в группе, сохраняя привычные для ребенка способы кормления (докармливания), укладывания спать, игры с собственными игрушками.

4.4. В период адаптации воспитатель обеспечивает ребенку:

— оптимальную двигательную активность;

— контроль состояния носоглотки;

— эмоциональный комфорт (использование функциональной музыки – при укладывании спать, подъеме и других режимных моментах, рисовании).

4.5. Воспитатель оформляет наглядную информацию, индивидуальные памятки для родителей по теме: «Особенности адаптационного периода».

5. Обязанности родителей в адаптационный период

5.1. Родители (лица, их заменяющие) соблюдают в семье режим дня, соответствующий режиму дня детского сада.

5.2. В период адаптации родители (лица, их заменяющие) строго соблюдают схему посещения ребенком ДОУ, разработанную воспитателем и педагогом-психологом, не допуская пропусков без уважительных причин.

5.3. Все дальнейшие вопросы, касающиеся оказания ДОУ воспитанникам образовательных услуг, а также осуществления присмотра и ухода за воспитанниками, регулируются договором об образовании по образовательной программе дошкольного образования, заключенным между МБДОУ № 19 с. и родителями (лицами, их заменяющими) при приеме в детский сад.

5.4. В период адаптации родители (законные представители) соблюдают следующие правила посещения МБДОУ № 19:

· дети с лёгкой степенью адаптации – с 08:00ч. до 12:00ч. в течение шести дней, оставлять на дневной сон на 2-й неделе посещения детского сада;

· дети с адаптацией средней тяжести – с 08:00ч. до 10:00ч. или с 15:00 до 17:00 в течение шести дней, оставлять на дневной сон на 3-й неделе посещения детского сада;

· дети с тяжёлой степенью адаптации с 08:00ч. до 09:30ч. или с 15:00 до 16:30 в течение шести дней, оставлять на дневной сон на 4-й неделе посещения детского сада;

· в первую неделю, когда ребёнка начинают оставлять на дневной сон, родители (законные представители) приходят не позже 16:00ч.

Н А Б Л Ю Д Е Н И Я В П Е Р И О Д А Д А П Т А Ц И И

Фамилия, имя ребенка ______________________________________________ ____ гр ._____________

Дата рождения _________________Возраст___________ Дата поступления в ДОУ _______________

Адаптация к детскому саду: ошибки и заблуждения родителей

Ваш малыш подрастает. Вы задумываетесь о детском саде? Пойти или не пойти? Как подготовить себя и ребенка к детскому саду? Какой детский садик выбрать?

Много рекомендаций и советов специалистов можно найти в интернете и литературе. Благодаря многолетнему опыту работы с родителями и детьми в процессе адаптации к детскому саду, хочу поделиться самыми распространенными заблуждениями и ошибками не только родителей, но и работников дошкольного образования.

1. «Чем раньше отдавать ребенка в ясли (в год-два), тем легче он привыкает» (Еще добавляя «Вот раньше нас родители в год в ясли отдавали и даже раньше. И ничего, выросли. »)
Я всегда — «против» яслей (Ясли — группа детского дошкольного учреждения для детей раннего возраста, а именно до 3 лет). Это проект, который противоречит природе, здоровью и счастью детей. Детям важно до 3-х лет, а некоторым и до 4-5 лет быть с мамой или в доме, где проживает семья. Эмоциональная связь с мамой в этот период крепкая, дает ребенку опору и безопасность. Основные психологические и физиологические потребности ребенка связаны с мамой. Дети, которые пребывают с мамой весь ранний возраст, отличаются эмоциональной устойчивостью и благополучием. По наблюдениям всех специалистов дошкольного развития, в последнее десятилетие дети-дошкольники отличаются бОльшими трудностями развития, нежели предшествующее поколение. Поэтому быть до 3-4 лет с мамой – важно и полезно для здоровья! Можно посещать развивающие занятия вместе с мамой, игровые занятия для раннего развития — первая ступень социализации малыша.

2. «Исполнилось 3 года, значит надо идти в сад на полный день».
Детский сад принимает детей с трех лет. А готовность и возможность остаться в саду без мамы у всех детей разная. Кто-то может адаптироваться в три года, а кто-то и в 5 лет с трудом расстается с родителями на насколько часов. Адаптироваться – это значит ходить в сад с интересом, желанием, расставаться без боли и страданий, выдерживать нагрузки. Девочки привыкают к саду быстрее и могут начать ходить в 3- 3, 5 года. Мальчики адаптируются медленно, трудно и ближе к 4 годам. Они эмоционально сильнее привязаны к маме. Мамам мальчиков нужно запастись терпением и не форсировать события, медленно прибавляя время пребывания в саду. Очень важно ориентироваться на состояние ребенка: бодрость или унылость, стабильность или беспокойство, частые простудные заболевания. Какова последовательность прибавления нагрузок в саду? Сначала лучше приходить на период игры или прогулки. Затем добавлять время развивающих занятий. Потом прибавлять прием пищи: сначала – завтрак, позже – обед. Самое трудное по привыканию в режиме сада для детей – это дневной сон. Его лучше добавлять в последнюю очередь, когда все остальные периоды дня пройдены благополучно. Ориентироваться надо не на слова и желания ребенка, а на его состояние! Бывают случаи, когда ребенок 3-4 лет бодро и радостно говорит, что хочет остаться на целый день в 1-2 день посещения сада. И родители радостно соглашаются. Но для ребенка – остаться в саду – это игра, как и новые игрушки, красивая обстановка, интересные занятия. И сон в саду ему кажется занятной игрой до тех пор, пока его не уложат в кровать. Здесь игра заканчивается, и ребенок требует маму. Он привык спать с мамой, чтобы она была рядом. Привык к определенному ритуалу засыпания. Малыш возмущается и страдает, не может понять, почему нет мамы по его желанию. Может возникнуть стойкое нежелание посещать сад на фоне пережитых сильных неприятных чувств. Из-за того, что малыш еще не был готов к этому режимному моменту.

Читать еще:  Как адаптировать ребенка к детскому

3. «В детский сад надо идти в сентябре месяце»
Самое лучшее время для адаптации детей к саду – весна (с мая месяца) и лето. В это время заканчиваются занятия познавательного цикла, больше творчества и прогулок. Световой день длинный, больше солнца и тепла. Дети легче утром просыпаются, они более окрепшие физически и эмоционально устойчивее. Осень – не удачное время для начала адаптации. В период привыкания к саду детям важна неспешность процессов, отсутствие суеты. Малышам важно осмотреть все вокруг, разглядеть, поиграть во все игрушки. Летом это сделать легче, так как меньше детей ходят в сад, воспитатели выполнили основные образовательные задачи и в группах больше времени для ролевой игры. У детей есть свои «осенние трудности». Как они проявляется:
— дети быстрее утомляются, им труднее концентрировать внимание
— эмоциональный фон несколько снижен из-за темного времени суток, дождей и недостатка солнца
— на улице холодно и по утрам нужно надевать много одежды, а родители, как правило, торопятся, боясь опоздать в сад, — создаются ситуации с неприятными эмоциями, еще одна из причин не хотеть идти никуда по утрам
— трудно проснуться утром, утренняя вялость
— осенью дети часто болеют простудными заболеваниями

4. «Адаптация к саду проходит 1-2 недели»
Многие родители, приводя в сад ребенка в 3 года, планируют только одну неделю адаптации (т. Е пребывание до обеда). А уже со второй недели хотят оставлять ребенка на сон, до вечера. 1-2 недели – это период адаптации эмоционально устойчивого ребенка, который уже посещал другой детский сад и ему 5-6 лет. Для детей 3-4 лет привыкание к саду – это период от месяца до полугода. Девочки – быстрее адаптируются и готовы выдерживать нагрузку полного дня через месяц- полтора, мальчики – сложнее. Бывает и так: ребенок начинает оставаться на полный день в саду, ему нравится, легко расстается с родителями. А через 1, 5-2 месяца мы наблюдаем последствия психического перенапряжения (тики, навязчивые движения, логоневроз, энурез, частые простудные заболевания как последствие снижения иммунитета), которое говорит, что нагрузка сада оказалась выше возможностей ребенка. Что является нагрузкой в детском саду? Это родителям трудно понять. Малыш получает много за день впечатлений. На занятиях и в различных видах деятельности ребенку необходимо слушать, направлять свое внимание, сосредотачиваться, задействовать все органы восприятия. В режимных моментах и быту дети стараются следовать правилам, отказывать себе в сиюминутных желаниях. А еще по несколько раз в день надо одеваться и раздеваться, активно играть на прогулке. Участвовать в игре со сверстниками, прикладывая усилия, чтобы договориться и понять партнера. Эмоционально проживает разные неприятные моменты контакта. На все эти процессы уходит много сил и ресурса ребенка. Поэтому лучше всего в период адаптации ориентироваться на актуальное состояние ребенка, наблюдая, как ребенок переносит возрастающую нагрузку.

5. «Дети при расставании с родителями в детском саду должны первое время плакать. Это нормально»
Если все важные моменты подготовки к адаптации соблюдены, и ребенок и родители готовы к посещению сада, дети не должны при расставании с родителями в детском саду плакать, особенно с душераздирающими криками и в тревоге. Конечно, все дети имеют право на грусть. Но в данной ситуации — это сигнал, что-то было сделано не правильно, что-то важное не учли. Или ребенок был к саду не готов, не были учтены какие-то особенности малыша. Поэтому необходима дополнительная помощь психолога в разработке этапов адаптации и в поддержке родителей.

6. «В первые дни посещения сада родителям лучше всего быстро уходить и не сидеть в коридоре»
Ребенок, жизнь которого все предыдущие 3-4 года была рядом с мамой, в стенах его дома, с близкими родственниками, не может сразу и надолго быть без этих составляющих. Поэтому первые дни в саду важно, чтобы мама или другой близкий был рядом. Это дает ребенку ощущение безопасности, возможность получить ресурс и поддержку. Сначала малыши выбегаю обняться и прижаться к маме часто, потом реже. Ребенку нужно время принять, что есть еще другой вариант бытия, жизнь в группе сверстников с чужим взрослым. В жизни ребенка до сада мама была главным человеком, она помогала ему и сопровождала во всех процессах. Теперь нужно время, чтобы принять необходимость ориентироваться на другого взрослого – воспитателя. Учиться обращаться к нему, получать помощь и поддержку. КАК родителям полезно пребывать в саду в первые дни? Я рекомендую взять книжку, журнал или что-то еще, чем можно занять себя. Когда ребенок выбегает к вам, важно быть спокойной и радостно его встречать. Если малыш просит вас помочь решить какую-то трудность в группе, обратитесь к воспитателю. Важно, чтобы ребенок слышал «Здесь воспитатель знает, как и что делать. Давай спросим его. Он здесь главный взрослый. Он тебе поможет». Пусть малыш услышит, как вы спрашиваете воспитателя, давая понять, как ему в дальнейшем надо делать это самому. Хорошо, если ребенок будет свидетелем вашего общения с воспитателем. Если вы говорите с доверием, радостью, то для ребенка это будет сигналом доверия новым взрослым. Бывает, что ребенку трудно оторваться от мамы и зайти в группу. Поэтому, хорошо в первый день зайти в группу вместе с малышом, обойти ее, рассмотреть всё вокруг, пообщаться при ребенке с детьми, воспитателями, поиграть вместе. Если в последующие дни ребенку всё-таки будет трудно расстаться – не отпихивайте его, не толкайте в сторону группу, не заставляйте идти, не злитесь за то, что ему трудно. Все эти действия приведут к обратному эффекту: ребенок «вцепится» в вас, так как окажется в вашем поле тревоги, и сам будет еще больше волноваться. И зайти в группу не сможет. Наоборот, наберитесь терпения и подождите, когда вашему ребенку станет скучно с вами, ведь в группе игрушки и дети. Любопытство возьмет верх. Надо только подождать и сохранять спокойствие.

7. «Об исчезнувшей маме»
Знакома ли вам такая ситуация? Первые трудные дни привыкания ребенка к саду. Малыш, с трудом оторвавшись от мамы, идет в группу. Ему интересны игрушки, новая обстановка, играющие дети. Он увлекается игрушкой, отвлекается от мамы. В это момент воспитатель шепчет маме «Идите! Видите, играет. Уходите, пока он отвлекся». И мама исчезает. Что происходит с ребенком, который несколько секунд назад видел маму, стоящей в коридоре, и вдруг – её НЕТ! Она исчезла! Куда, где мама?! Ребенок забывает про игрушки. Он испытывает смешанные сильные чувства: страх, удивление, непонимание, растерянность, беспокойство. Была мама и исчезла! Прожив стресс в такой ситуации, ребенок «привязывается» к маме, не отпускает, цепляется за руки, плачет, кричит. Он боится повторения травмирующей ситуации. Поэтому старается сделать всё, чтобы она не повторилась. После этого расставание в детском саду с мамой может стать ежедневной драмой.

Как можно было маме уйти? Она должна была попрощаться, сказать малышу, что уйдет, сообщить, когда вернется за ним. Маленькие дети лучше всего понимают время по режимным моментам: обед, тихий час, полдник, прогулка. Ребенок имеет право печалиться расставанию с мамой. Но, услышав мамино «Я уйду», у него будет ясность и понимание, что мама ушла, когда она придет. Ясность ребенку очень важна.

8. «Мы отдали в детский сад, вот пусть там воспитывают и развивают ребенка. Детский сад решит все трудности ребенка»
Детский сад – это услуга по оказанию помощи родителям. Но сад не отменяет первостепенной роли семьи в жизни ребенка. Все ценности, традиции, особенности контакта ребенок осваивает и присвоит именно в семье. Поэтому семье важно быть для своего малыша примером и образцом в общении и поведении. Эмоциональное состояние и способы поведения ребенка напрямую зависят от папы и мамы. В саду есть развивающая среда и занятия. Но ничто не заменит ежедневного общения ребенка с родителями обо всем происходящем вокруг и в семье; совместного времяпровождения в игре и семейных событиях; познавательных поездок и просто эмоционального проживания друг друга.

Пусть Ваш малыш с радостью говорит «Хочу в детский сад!».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector