221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Адаптация детей в условиях доу

Педразвитие

Автор: Ярманова Екатерина Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №74 Приморского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Организация процесса адаптации к условиям ДОУ. Способы введения детей в условия ДОУ.
Дата публикации: 28.09.2019
Раздел: дошкольное образование

Организация процесса адаптации к условиям ДОУ.

Способы введения детей в условия ДОУ.

Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Период,

сопровождающийся переживаниями ребёнка и матери (близких). Это не только процесс

привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и

выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни

безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателями, третьи

реагируют достаточно спокойно. Это нормативный процесс. Эти переживания носят

приходящий характер, т.е. приходят – уходят.

Факторы, определяющие характер адаптации.

Первая группа факторов связана с физическим состоянием вашего ребенка.

Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями к адаптации,

лучше справляется с трудностями. А вот дети, которые быстро утомляются, просто

соматически ослабленные, имеют плахой аппетит, такие детки испытывают трудности в

привыкании. Если ребёнок не приучен к правильному режиму, могут возникнуть

трудности, ребёнок плохо спит, родители не соблюдают режим ребёнка, всё это приводит к

истощению нервной системы. Такой малыш хуже справляется с трудностями

адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и как следствие ребёнок

заболевает. Ещё в дополнении происходит отрыв от родных. От того, насколько ребенок

подготовлен в семье к переходу в детское дошкольное учреждение и от того, как

организуют период его адаптации воспитатели и родители зависят и течение

адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни

малыша приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка.

Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность,

беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, он или стремится к контакту со

взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников.

Порой родители очень удивляются, что ребёнок сильно изменяется, у детей меняется

активность к предметному миру, его не радуют игрушки, снижается интерес к

окружающему миру, уровень речевой активности снижается, да и новые слова

осваиваются с большим трудом. Всё это в совокупности, объясняется тем, что ребёнок

попадает в окружение многих детей и конечно же подвергается риску инфицированной

чужой вирусной флорой, всё это нарушает реактивность организма, и в итоге к

Выделяют три фазы адаптации:

1. Острая фаза – в это время у ребёнка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение

сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут проявляться

упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.

2. Собственно адаптация – в этот период ребёнок постепенно привыкает к новым

условиям, нормализуется поведение.

3. Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик.

Ускоряется темп развития психологических процессов.

Период адаптации может длиться от одной – двух недель до трёх-четырёх месяцев

и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья ребёнка, от особенностей

нервной системы и т.п.

Чтобы облегчить адаптационный период, сделать его менее болезненным, важно уделять

ребёнку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

1. Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские

площадки, праздники, приучайте к играм со сверстниками.

2. Желательно обучить ребёнка до начала посещения детского сада элементарным

навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.

3. Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы

он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте

ребёнка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда.

Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа,

полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный

режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребёнок привыкнет к своему

4. Важно создавать положительный образ детского сада. Никогда не пугайте ребёнка

воспитательницей или детским садом. Вместе с тем, не сулите ему райской жизни, будьте

честны с малышом, однако делайте акцент на всём, что может способствовать

позитивному настрою: расскажите о том, что может быть ему там интересно, чему он

5. Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребёнку всё, что ему может понадобиться в группе

(запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму и т.п.)

6. Дайте ребёнку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него тёплые

чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним

ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в

детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ей грустно.

7. Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребёнка,

о том, как он ведёт себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть

какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте

доброжелательный интерес к его учебным занятиям и успехам.

8. Одна из самых распространённых проблем – утренний плач ребёнка при расставании с

родителями. Важно дать понять малышу, что ходить в садик придётся. Твёрдо скажите

малышу, что вы его оставляете только на несколько асов, что так надо, что вы его любите и

обязательно придёте за ним в определённый час. Сократите «сцену прощания». Как

правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребёнок успокаивается.

Создайте «ритуал прощания»: договоритесь заранее с ребёнком, например, о том, что вы

помашете ему в окошко и пошлёте воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить

вас. И конечно, похвалите его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.

9. Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам

семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие

успешного протекания этого периода – отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть

малейшие колебания, ребёнок их «уловит», и ему будет ещё труднее расставаться с вами.

10. По дороге домой старайтесь поговорить с ребёнком, узнайте, что было за день

хорошего, а что не очень удалось, что ребёнок узнал нового, с кем играл. Отдав ребёнка в

садик, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а

в качестве ваших взаимоотношений. Они могут стать более тёплыми, если вам есть, что

рассказать друг другу.

11. Проблемы адаптации в садике могут возобновиться после праздников, каникул, а

также при серьёзном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо

проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время

пребывания ребёнка в детском саду либо в течение какого-то времени по договорённости с

воспитателем устраивать перерыв в середине недели.

Способы введения детей в условия ДОУ

I. Адаптацию детей к дошкольному учреждению следует рассматривать как процесс

П. При организации управления необходимо учитывать, что адаптация детей третьего

года жизни к условиям детского сада — это активное усвоение ребенком

социального опыта новой для него среды, приобретаемого им в различных видах

деятельности и, в первую очередь, общения.

Ш. В организации управления процессом адаптации решающая роль принадлежит:

определению цели управления, которая заключается в построении комплексной

педагогической системы, обеспечивающей ребенку активное овладение необходимым

социальным опытом той среды, в которую он введен;

выявлению исходного уровня развития формирующей потребности в момент

поступления ребенка в дошкольное учреждение и принадлежности его к одной из

групп по характеру адаптации;

созданию программы управления процессом адаптации, то есть комплексной

системы педагогических воздействий, которая обеспечит взаимосвязь семейного и

общественного воспитания, единство принципов, содержания и методов

педагогического воздействия; формирование у ребенка, поступившего в дошкольное

учреждение потребностной сферы, адекватной условиям общественного воспитания.

Программа управления процессом адаптации включает два этапа:

I этап — организационный этап предусматривает —

Адаптация детей к условиям ДОУ.
консультация на тему

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает очень болезненно. Когда ребенок первый раз приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением игровой и речевой активности, и серьёзно сказывается на здоровье ребенка.

Для ребенка, не посещавшего детский сад, непривычно все: присутствие незнакомых взрослых, отсутствие близких, новый распорядок дня, большое количество детей. Обращение педагогов с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и вызывает у него бурные реакции.

Прием новых детей в группу связан с некоторыми трудностями и для воспитателей. Не всегда им, так же, как и родителям, удается облегчить процесс привыкания детей к условиям общественного воспитания. Это связано с тем, что в группу сразу приводят нескольких новичков, постоянно нуждающихся во внимании и ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный подход к ним.

Читать еще:  Адаптация ребенка в детском саду цель

Цель адаптационного периода – приспособление малыша к новым условиям его существования.

1. Благополучное изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования.

2. Благополучное формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе.

Если психолог и воспитатель, организуя деятельность детей, помогут малышу пережить хотя бы малую радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в группе — тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду.

По существующим литературным данным, адаптация ребенка к яслям длится 7-10 дней, к детскому саду в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц.

Чаще всего дети приходят в детский сад в 3 года, поэтому остановимся на этом периоде подробнее.

Адаптацию трехлетнего малыша к детскому саду можно разделить на три вида: легкая, тяжелая и средняя.

Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо — резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Малыш очень часто болеет, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.

При тяжелой адаптации возможен ее срыв, который может привести к психосоматическому заболеванию ребенка.

Второй тип адаптации — легкая. Ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, чувствует себя комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Дети с легкой адаптацией, как правило, болеют редко, хотя в период адаптации физиологические «срывы» все же возможны.

Третий тип адаптации — средняя, когда малыш терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но ненадолго. Этот период может длиться до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.

Несколько признаков того, что ребенок адаптировался:

1. хороший аппетит;

2. спокойный сон;

3. охотное общение с другими детьми;

4. нормальное эмоциональное состояние.

К невротическим реакциям при тяжелой адаптации, можно отнести:

2. пристрастие к личным вещам;

3. наличие страхов;

4. неуправляемое поведение;

5. стремление спрятаться от взрослых;

6. истерические реакции;

7. тремор подбородка, пальчиков.

Чтобы адаптация ребенка к детскому саду была успешной, рекомендуется начать готовить малыша к саду заранее.

1. Следует рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему мама и папа хотят, чтобы малыш пошел в детский сад (чтобы было интересно, например) .

2. Показать ребенку детский сад, понаблюдать с малышом за прогулкой ребят, которые уже ходят в садик. Подробно рассказать о режиме детского сада, чтобы ребенка не пугала неизвестность.

3. Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру.

4. Научить ребенка вместе играть с другими детьми, обмениваться игрушками, прощаться.

5. Не следует в присутствии ребенка выказывать свои страхи по поводу детского сада. Нужно вселять уверенность в ребенка, что все будет хорошо.

6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребёнок должен уметь:

— самостоятельно садиться на стул;

— самостоятельно пить из чашки;

— активно участвовать в одевании, умывании.

7. Планируйте своё время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребёнком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.

8. Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребёнком, говорить приветливые слова фразы: я соскучилась по тебе; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребёнка как можно чаще.

Адаптация малыша к детскому саду – очень сложный и ответственный процесс. Главнее в нем – не навредить ребенку, а способствовать его успешному психофизиологическому развитию.

Адаптация ребенка к условиям ДОУ

Варвара Петровская
Адаптация ребенка к условиям ДОУ

Введение

Наступает осень и пора идти в детский сад. Взрослые задумываются,отдавать в детский сад своего малыша или продолжать воспитывать его дома. Мы понимаем и хотим чтоб ребенок общался со сверстниками, но знакомые и родственники советуют не торопиться отдавать ребенка в детский сад, подождать чтоб малыш подрос,окреп. Конечно-же пугают еще и разговоры, что дети часто болеют и плачут в детском саду.

Исследования ученых (Э. Торндайк,И. П. Павлов,В. Штерн) доказали,что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения, называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду.

Ребенок окруженный доброжелательным вниманием, лаской, становится более общительным,быстрее начинает знакомиться с группой, разговаривать с детьми.

Психологические особенности детей раннего возраста в период адаптации.

Адаптация-это приспособление организма к новым социально значимым условиям жизни.

• Состояние здоровья и уровень развития ребенка.

Здоровый и хорошо развитый ребенок обладает функциональной активностью всех систем организма, в том числе и системы адаптационных механизмов. Ребенок легче справляется с любыми трудностями.

Для совершенствования системы адаптационных механизмов имеет значение уровень адаптационных возможностей организма в перестройке форм поведения в зависимости от изменяющихся социальных условий. Это качество не формируется само по себе,оно требует определенной тренировки, которая с возрастом усложняется,но не следует превышать возрастные возможности ребенка. Малыш не должен приходить в состояние стресса при каких-то необычных социальных ситуациях. Это умение формируется паралельно с развитием психики.

Ребенка надо ставить в такие условия,когда ему необходимо менять формы поведения.

С начало это проявляется в мелочах: нельзя кричать на улице, некрасиво капризничать в гостях. Именно в этом зрелость,именуемая обобщенным термином «социальная зрелость»(сюда включаются и возможности к социальной адаптации).

На протяжении первого года жизни и всего дошкольного возраста социальная адаптация проявляется во взаимоотношении ребенка со взрослым и сверстниками. На втором году жизни –у ребенка проявляется желание общаться не только с близкими ему людьми,но и с чужими. На третьем году жизни у ребенка формируется умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Развитие ребенка поступающего в ДОУ.

По навыкам ребенка можно судить насколько готов он к детскому саду.

В 1 год и 6 месяцев ребенок умеет кушать и держать ложку при помощи взрослого ;пить из чашки; обращать внимание на неопрятный вид ;спокойно относиться к умыванию ;проситься на горшок.

В1 год и 9 месяцев уже самостоятельно есть пищу с хлебом ;самостоятельно снимать шапку и обувь; частично одеваться; обращать внимание на грязное лицо и руки; контролировать физиологические потребности (заранее сообщать взрослому);проявлять желание к самостоятельности; знать где находятся личные вещи и игрушки.

В2 года кушать аккуратно при этом наклоняться над тарелкой ;умывать лицо,рот,вытираться полотенцем при помощи взрослого;самостоятельно одевать носки,шапку,обувь (частично раздеваться);знать места хранения своей одежды и игрушек;пользоваться носовым платком при напоминание взрослого;контролировать физиологические потребности.

В 3 года ребенок может одеваться с помощью взрослого;раздеваться самостоятельно;складывать вещи на стульчике;застегивать несколько пуговиц;выполнять поручения такие как,отнеси,принеси,поставь;замечать беспорядок в своей одежде,пользоваться носовым платком;регулировать свои физиологические потребности,аккуратно есть,правильно держать ложку,пользоваться салфеткой;говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.

Особенности адаптации ребенка к социальным условиям.

Три периода привыкания ребенка к новым социальным условиям.

Период дезадаптации -это когда у ребенка меняются привычные ему до этого условия и требования к новой микросоциальной среде. В это время ребенок меняет свое отношение к взрослым и сверстникам,к речевой активности,к игре,также имеются изменения в нервной системе ребенка.

Адаптация (приспособление)-ребенок активно начинает осваивать новую среду,показывая соответствующую ей форму своего поведения. Постепенно ребенок начинает привыкать,у ребенка в первую очередь проявляется аппетит, но сон и эмоциональное состояние ребенка нарушены, речь и игра развиваются медленнее.

Адаптивность-нормализуется все показатели ребенка в норму.

Поэтому при адаптационном периоде есть определенные сроки нормализации поведения,ребенок часто и долго болеет,появляются невротические реакции на ту или иную причину.

Легкая адаптация детей раннего возраста нормализуется в течение месяца,у дошкольников за 10-15 дней,и у тех детей которых подготовили родители-в первую очередь они учат детей самостоятельности,ребенок может сам снять одежду, сесть на горшок,сам держать ложку-кушать ею,пить из чашки. Выходя с ребенком на улицу объясняла что надо играть со всеми детками и делиться своими игрушками. Весь труд мамы не пройдет зря,это в дальнейшем скажется на благосостоянии ее ребенка,и легкой адаптации к дошкольному учреждению.

Читать еще:  Этапы адаптации ребенка к детскому саду

Средняя адаптация-это когда поведение ребенка выражается более ярко. Нарушение сна и аппетита нормализуются в течении 20-40 дней. Эмоциональное состояние не устойчиво в течение месяца. В это время у взаимоотношение со взрослым не нарушается,речь восстанавливается на 30-40 день,двигательная активность ребенка на протяжении 35 дней. Функциональные изменения выражены отчетливо,особенно в дни когда ребенок заболевает (в виде респираторной инфекции,протекающей без осложнений).Течение такой адаптации бывает у детей от девяти месяцев до полутора лет,у детей дошкольного возраста,имеющих отклонения в состоянии здоровья,или педагогически запущенных.

Тяжелая адаптация –таких детей намного меньше,они адаптируются к дошкольному учреждению в течение 2месяцев,а иногда и пол года надо ребенку чтоб он привык. Дети от 1,5 до 2 лет повторно заболевают,неблагоприятно отражается физическое и нервно-психическое состояние ребенка. Этот вид адаптации у детей имеющих отклонения в здоровье последствия токсикоза беременности матери и т. д. Так-же характеризуется проявление неадекватного поведения с невротическим состоянием.

Дети избегаю контакта со сверстниками, проявляют агрессию,к взрослым относятся осмотрительно. При тяжелой адаптации нервно-психическое развитие ребенка замедляется. Игровая деятельность и развитие речи отстают,в период от 3 лет наиболее активно формируются личностные качества ребенка:психика становится бурной и ранимой, чувствительной к отягощающим обстоятельствам.

Тяжелая адаптация сказывается неблагоприятно на ребенка,его здоровье нормализуется в течении нескольких лет.

Легкое привыкание ребенка зависит от эмоционального состояния.

Период адаптации завершается в течении 3 месяцев,если в течении 6 месяцев ребенок не адаптировался к социальным условиям существует угроза его здоровью. В таком случае

требуется помощь других специалистов.

Адаптация.

Дети во время адаптации часто болеют,поэтому с первого дня пребывания ребенка в доу мед. персоналом и педагогами проводятся мероприятия оздоровительного комплекса. Это закаливание,игровые методы взаимодействия. Также соблюдается режимные моменты в течении дня,во время режимных моментов педагог создает положительную обстановку,читает потешки рассказывает сказки, поет песенки. Создает дружелюбную атмосферу среди детей и взрослыми.

В первую неделю педагоги и психологи рекомендуют приводить ребенка на 2 часа,и желательно не с утра когда воспитатель не может уделить большего внимания вновь поступившему ребенку,а на час позже, ребенка обязательно надо покормить потому что многие дети отказываются от пищи в детском саду. Мама или другой близкий человек может находиться с ребенком в группе для того чтоб ребенок быстрее освоился и привык к режиму и условиям ДОУ. Во вторую неделю ребенка уже оставляют без мамы,но так же на 2-3 часа,малыш уже знаком с окружающими и ему намного легче переносить разлуку с близкими. На третью неделю ребенка оставляют до обеда,ну а на четвертую неделю ребенок остается на сон час. Так постепенно в течении месяца ребенок приспосабливается к новым социально значимым условиям.

Предлагаем вашему вниманию примерный режим дня,закаливающие процедуры, игровые взаимодействия во время адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Закаливающие процедуры в детском саду.

В течение года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные условия, осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня.

При проведении закаливающих мероприятий осуществлять дифферен­цированный подход к детям с учетом состояния их здоровья.

Специальные закаливающие процедуры проводить по решению адми­нистрации и медицинского персонала дошкольного учреждения, принимая во внимание пожелания родителей.

Примерный режим дня в детском саду.

Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду.

Дома:подъем,утренний туалет – 6.30-7.30

В дошкольном учреждении: прием, 7.00-8.10

Подготовка к завтраку,завтрак 8.10-8.30

Игры,самостоятельная деятельность 8.30-9.00

Непосредственно образовательная 9.00-9.35

Подготовка к прогулке,прогулка 9.35-11.20

Возвращение с прогулки,игры 11.20-11.40

Подготовка к обеду,обед 11.40-12.20

Подготовка ко сну,дневной сон 12.20-15.00

Постепенный подъем,воздушные и

водные процедуры 15.00-15.30

Чтение худ. лит. ,игры,самостоятельная 16.00-16.30

деятельность педагога с детьми

Подготовка к ужину,ужин 16.30-17.00

Подготовка к прогулке,прогулка. 17.00-19.00

Самостоятельная деятельность детей.

Уход детей домой.

Правила проведения развивающих игр с детьми в адаптационный период

Правило 1

Первое, и самое важное, правило – добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять правило 2.

Правило 2

Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли: участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило 3

Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять правило 4.

Правило 4

Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным. И последнее, но отнюдь не маловажное правило 5.

Правило 5

Взрослый не должен оценивать действия ребенка. Слова типа: «Неверно,

не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!

Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость выполнения.

Игры и занятия во время адаптационного периода.

1. Игры с тестом.

2. Игра «Пластилиновые узоры

3. Игра в прятки

4. Разрывание бумаги

6. «Игры с ручками», игры с пальчиками

7. «Солнышко и дождик».

8. «Кто в кулачке?»

Список использованной литературы и интернет сайтов:

1. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие/ м. : Айрис-пресс, 2006.

3. Севостьянова Е. О. Дружная семейка : Программа адаптации детей к ДОУ. -М. :ТЦ Сфера,2005.-128с (Ранний возраст)

4. Фольклор как средство развития речи детей. : http://logoportal.ru/

5. Картинки с https://www.google.ru/webhp?hl=ru&tab=ii ;. http://razvivaemdetei.ru/;.ivona.bigmir.net , www.livemaster.ru , katella.ru.

«Отдавать ребенка в детский сад?» Отдавать ребёнка в детский сад? А может, лучше обратиться за помощью к бабушке?В посещении детского сада, как считает доктор Евгений.

Стихотворение «Мои любимые малыши» Каждый день я иду в детский сад, Чтоб увидеть своих малышей, Чтобы встретить доверчивый взгляд Моих маленьких крепышей. Малыши вы мои малыши,.

Адаптация детей раннего возраста к условиям доу

Нельзя недооценивать важность адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, ведь именно там впервые приобретается полноценный опыт коллективной коммуникации. Ребенку следуют привыкнуть к новым знакомствам, другому режиму, непривычным впечатлениям и прочему. Для этого необходимы определенные условия, и в чем они заключены вы узнаете из статьи.

Что такое адаптация детей к условиям ДОУ

ДОУ называют дошкольное образовательное учреждение. Многие предполагают, что речь идет исключительно о детском садике. Это не так. Также к ДОУ относят любые центры развития ребенка. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ – непростой процесс. Например, даже вступление детей в ясли кардинально меняет образ жизни всей семьи. Малыш и родители испытывают тревогу. Семья привыкла, что ребенок всегда под контролем и к иному им приспособиться сложно. Дошкольник переживает стресс, пытаясь адаптироваться к другому распорядку дня, режиму сна. Происходят очевидные перемены: малыш по несколько часов не видит близких, ест немного другую еду и так далее.

От его способности адаптироваться к изменениям зависит последующее развитие и благополучное нахождение в дошкольном учреждении. С помощью адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ устраняются появляющиеся проблемы, формируется приспособляемость детей к новизне.

Немаловажный аспект – социальная адаптация детей. Ребенку следует испытать себя в обстановке для привыкания к ДОУ, с учетом его возраста.

Читать еще:  Адаптация детей к детскому

Фазы адаптационного процесса: острая, подострая, компенсации

Существует несколько фаз адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Острая фаза

Характеризуется различными колебаниями психического статуса, соматического состояния. Наблюдаются последствия в виде периодических респираторных заболеваний, нарушения сна, снижения веса и аппетита, регрессом в речевом развитии. Симптомы длятся около месяца.

Подострая фаза

Поведение ребенка вполне адекватно. Все негативные проявления снижаются, возникая лишь по отдельным параметрам. Происходит это на фоне невысокого темпа развития (в особенности психического) в сравнении с усредненными возрастными нормами. Симптомы могут продлиться 3-5 месяцев.

Фаза компенсации

Для фазы характерен повышенный темп развития, благодаря которому ребенок к завершению учебного года преодолевает упомянутую ранее задержку в развитии.

Проблемы, относящиеся к адаптации, остаются в теоретической плоскости, ограничиваясь короткими рекомендациями родителям перед поступлением малыша в детский сад –приблизить домашний режим дня к режиму садика или иного учреждения.

При этом период адаптации очень важен: он требует радикальных действий взрослых. Решение вопроса лежит на педагогах ДОУ. Им предстоит организовать жизнь малыша так, чтобы он безболезненно и адекватно приспособился к новым условиям.

Степени адаптации к ДОУ

Рассмотрим степени адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Легкая

Характерна для группы детей, посещающих учреждение без особых переживаний, с желанием. Период адаптации обычно ограничивается 3-4 неделями. Такой малыш практически не доставляет хлопот. Возникающие в поведении изменения кратковременны и почти незаметны.

  • Малыш без волнения входит в группу, с любопытством осматривается вокруг.
  • Когда незнакомый взрослый обращается к нему, ребенок смотрим ему в глаза. Может сам инициировать контакт, просить о помощи.
  • Способен сам себя занять, настроение бодрое либо спокойное, эмоции легко распознаваемы.
  • Малыш придерживается обозначенным нормам поведения, демонстрирует адекватную реакцию на одобрение или замечания, корректирует поведение по ситуации.
  • Доброжелательно относится к детям, охотно играет с ними.

Средняя

Степень характерна для ребят без нервных расстройств. Попав в новую среду, они начинают чаще болеть. Происходит «обмен» различными инфекциями. У некоторых наблюдаются частые ОРЗ и другие проблемы. При подобном виде адаптации уровень заболеваемости ребенка может снизить доктор. Своевременно назначив корригирующие мероприятия, медик предотвратит развитие заболеваний и степень адаптации приблизится к легкой.

  • Малыш контактирует через телесные ощущения или наблюдение за привлекательными для него действиями воспитателя.
  • Первое напряжение спадает, контакт происходит по инициативе дошкольника.
  • Замечания и поощрения воспринимает адекватно, но может нарушать правила, установленные в группе (социальное экспериментирование).

Примерный срок адаптации: около месяца. В этот период могут возникать болезни, протекающие без явных осложнений.

Тяжелая

Протекание стадии проходит сложно. Перемена обстановки дается детям тяжело. Ответная реакция: нервные срывы, частые простудные заболевания.

  • Контакт с малышом устанавливается через родителей, либо он замыкается даже при них.
  • Внимание малыша рассеяно: он может проявлять интерес к игрушкам, но надолго он не задерживается.
  • Не начинает игровых действий, выглядит обеспокоенным.
  • Равнодушен к замечаниям и похвале воспитателя, либо пугается, ища защиты у родителей.

Ребенку, переживающему тяжелую степень адаптации, может потребоваться помощь педиатра или узкого специалиста.

Далее рассмотрим причины, провоцирующие подобное поведение.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

Имеется несколько аспектов, провоцирующих детский стресс. Первая причина: отрыв от матери. Обычно дошкольники неразрывно связаны с матерью или отцом, не представляя себя без них. Новая обстановка и отсутствие близкого человека всерьез тяготит малыша, потерявшего возможность вести себя так, как привык дома. Ему сложно понять и принять новую форму поведения, и это вызывает дискомфорт, страдания. Страх дает толчок к стрессу, образовывая порочный круг. Ребенок начинает сомневаться, что мама любит его, раз оставила одного в непривычных условиях.

Неблагоприятная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ провоцирует нервные срывы или болезни. При тяжелой стадии адаптации процесс обычно затягивается на длительный период. В отдельных случаях ребенок так и не приспосабливается к непривычному коллективу. Детей с тяжелой адаптацией, которую в поликлинике можно прогнозировать еще в раннем возрасте, не рекомендуется в 3-летнем возрасте определять в садик.

Считается, что мальчики 3-5 лет в плане адаптации уязвимей девочек. В этом возрасте они больше привязаны к родителям, болезненней реагируя на расставание с ними. Учитывайте кризис 3-х лет, накладывающийся на период адаптации. Малыш впервые начинает ощущать себя личностью, демонстрируя это окружающим. Некоторые родители игнорируют эти перемены в ребенке, провоцируя еще больший стресс.

В возрасте трех лет ребенок ощущает острую потребность в родителе. Его ослабленную психику следует беречь. Иногда груз адаптации в саду оказывается непомерно тяжелым в этот период.

Подготовка детей раннего возраста к посещению ДОУ

Какие моменты следует учесть при подготовке к ДОУ.

Возраст

Согласно наблюдениям психологов, каждому возрасту свойствен свой срок адаптации. Отмечается, что в ясельной группе он наиболее короткий – примерно одна-полторы недели. В трехлетнем возрасте срок может увеличиться до полумесяца или немного дольше. Для старшего дошкольного возраста срок адаптации может составить месяц. Это обобщенные данные, и некоторые дети могут не попадать под них.

Первые дни в ДОУ

Не хотите, чтобы это произошло? Приблизьте домашние условия к детсадовским. Малыш должен уметь проситься на горшок, надевать некоторые предметы гардероба, умываться, орудовать ложкой, выражать свои желания словами или простыми жестами.

Состояние здоровья

Аспект, влияющий на развитие и поведение малыша – состояние здоровья. Болезненный и ослабленный ребенок зачастую либо раздражителен и капризен, либо вял. Он быстро утомляется, может отставать в развитии. В первые дни пребывания в ДОУ это проявляется с особой очевидностью.

Ослабленным ребятам сложнее адаптироваться к непривычным условиям. Они начинают чаще болеть, сложно переживают расставание с близкими. Бывает, что это выражается подавленностью или потерей веса, а не плачем или явными негативными появлениями. Такое состояние должно беспокоить не менее, чем ярко выраженные отрицательные эмоции.

Особое внимание следует обратить на ребят со слабым типом нервной системы. Им непросто даются любые перемены. При малейших проблемах их эмоциональное состояние подвергается стрессу, несмотря на то, что они могут не выражать свои чувства слишком явно. Все новое дается им с огромными сложностями. Они ни в чем не уверены, медленнее большинства приобретают нужные навыки. Такие дети нуждаются к адаптации, и приучать их следует постепенно. Поощряйте и подбадриваете их в освоении нового.

Рекомендации родителям

Воспитатели дают общие рекомендации:

  • Настраивайте ребенка на положительные перемены. Объясняйте ему, как ему здорово будет в новом месте, и как туда многие хотели бы попасть. Отмечайте, как вам повезло, что ребенка приняли в ДОУ.
  • Приводя ребенка в учреждение, старайтесь расставаться с ним быстро и легко. Длительные прощания и обеспокоенное лицо, вызовут у него тревогу.
  • Если малыш очень сложно переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первое время малыша отводил другой член семьи. Также его следует забираться домой пораньше, не разлучаться на слишком длительное время.
  • Климат в семье должен быть спокойным и бесконфликтным.
  • Бережно относитесь к его нервной системе.
  • Сократите просмотр телевизионных передач, чаще бывайте на свежем воздухе.
  • Сообщите преподавателям обо всех особенностях и предпочтениях ребенка.
  • С пониманием относитесь к истерикам ребенка, показывайте, что вы их замечаете. Помогите ребенку успокоиться, не игнорируйте его проблему.
  • При ярко выраженных невротических реакциях обратитесь к специалисту.

Игры с ребенком в период адаптации

Игра – основное средство расслабления для дошкольника. Посредством игры налаживаются доверительные отношения.

В чем преимущество игры для ребенка в сравнении с иными средствами расслабления:

  • Ребенок получает возможность ощутить свою силу, способности.
  • Ему не приходится испытывать беспомощность.
  • Он познает окружающий мир, учится самовыражению, возвышается в собственных глазах.
  • Учится общению.
  • Учится управлять собственными чувствами.
  • Переживает широкий спектр эмоций.
  • Отличный расслабляющий эффект дают различные игры с песком, водой.
  • Отрицательные эмоции затормаживаются при монотонных движениях руками, поэтому обратите внимание на такие игры, как собирание крупных деталей конструктора, нанизывание шариков на шнур и тому подобное.

В ДОУ часто используют такие эффективные игры, как «Мой любимый садик», которые демонстрируют все преимущества учреждения. Обычно в центре комнаты размещается небольшой стенд со снимком учреждения. Возле него клеятся лепестки с соответствующими записями. Эти надписи (или рисунки) должен делать ребенок, перечисляя все хорошее, что имеется в садике и школе.

Также нередко используется игра «Солнышко», позволяющая получить от окружающих «психологические поглаживания», остро необходимые ребенку, чтобы ощутить свою важность и ценность в глазах других. Игра проводится в обстановке дружелюбия и с хорошим настроением. Идеально, если участниками игры станут родители малыша, поощрение и оценка которых особо важна. Через игры и сказки можно показать ребенку все преимущества ДОУ, и эту возможность нужно обязательно использовать при любой удобной возможности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector