221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Адаптация дошкольников к условиям детского сада

Проблема адаптации дошкольников к условиям детского сада

Дяпкина Юлия
Проблема адаптации дошкольников к условиям детского сада

Адаптация дошкольников к условиям детского сада протекает у детей по-разному, что зависит от ряда факторов, в том числе от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, насколько согласованы действия педагогов и родителей. Живя в семье в определенных, сравнительно устойчивых условиях, ребенок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влиянием. Организм ребенка постепенно приспосабливается микроклимату, к характеру пищи и т. д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребенка взрослых,у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладыванию, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребенка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняется тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могу быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформируются новые. Недостаточно развиты у ребенка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервные процессов. Однако, мозг ребенка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребенка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остается каких- либо отрицательных последствий, т. е. ребенок адаптируется к новым условиям своей жизни.

Чаще адаптационный период сопровождается массой негативных изменений в детском организме на всех уровнях, во всех системах. Картина адаптации любого ребенка диагностична. Родители должны не только знать, что твориться в организме и душе ребенка, когда он в первые идет в детский сад, но и быть активными участниками процесса адаптации. Поэтому задачи педагогов дошкольного учреждения:

-показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности ее решения;

-предупредить возможную передачу тревоги и нервного возбуждения от матери к ребенку;

-создать условия для благополучного включения ребенка в новую социальную среду;

-устранить противоречия между возможностями ребенка и требованиями среды;

-раскрыть роль семьи в решении данной проблемы.

Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т. е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей происходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.К таким нарушениям относят:

-нарушения аппетита (отказ от еды или надоедание)

-нарушения сна (дети не могу заснуть, сон кратковременный, прерывистый)

-меняется эмоциональное состояние (дети плачут, раздражаются)

Иногда можно отметить и более глубокое расстройства:

-изменения характера стула

-нарушения некоторых приобретенных навыков (ребенок престаёт проситься на горшок, его речь затормаживается).

Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения, формировать у ребенка привычку вовремя ложиться спать и вовремя вставать, принимать пищу и бодрствовать по часам. Планомерно, постепенно подводить ребенка к четкому его выполнению. Организм ребенка раннего возраста достаточно пластичен, поэтому перестройка ритмов сна и бодрствования происходит в течение недели. Чтобы ребенку было легче просыпаться по утрам, включите бодрую музыку или приходите будить вместе с любимой игрушкой.

Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться, на будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии. Умения самостоятельно занять себя игрушкой поможет ребенку отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций.

Если родители удаться приблизить домашний режим к режиму дошкольного учреждения, сформировать у ребенка навыки самообслуживания, умение общаться со сверстниками, занять себя, то адаптационный процесс будет для него менее болезненным.

Информационная памятка для родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД!Рекомендации по адаптации малышаУважаемые родители! Для того, чтобы Ваш ребенок легче адаптировался в нашем детском.

Консультация для родителей «Адаптации ребенка к условиям детского сада» МБДОУ Новоникольский детский сад. Консультация для родителей: «Адаптации ребенка к условиям детского сада» 1 младшая группа (1,5.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к условиям детского сада. Факторы, влияющие на процесс адаптации» Перед ребенком, который начал посещать детский сад, возникает проблема изменения уже сформированного поведенческого стереотипа, обусловленная.

Коррекционное занятие по сказке «Колобок» с детьми в период социальной адаптации к условиям детского сада Цель: создать радостное настроение Задачи: — формировать эмоциональную отзывчивость к сказкам; — развивать зрительную, слуховую и тактильную.

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Хорошее настроение» Продолжительность проекта: — краткосрочный, Участники проекта: — дети группы раннего возраста, — родители воспитанников, — воспитатели,.

Проект «Эмоционально-развивающая среда как условие успешной адаптации к условиям детского сада» Обоснование необходимости проекта В возрасте 3-4 лет у каждого ребенка наступает важный период в его жизни – он идет в детский сад. Детям.

Рекомендации педагога-психолога по адаптации ребенка к условиям детского сада Рекомендации педагога-психолога по адаптации ребенка к условиям детского сада. Как надо готовить родителям ребёнка к поступлению в детский.

УРОВНИ И КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

Автор: Солнцева Алена Валерьевна

УРОВНИ И КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям детского сада

к основным критериям адаптации относятся:

— уровень нервно-психического развития;

— заболеваемость и течение болезни;

— главные антропометрические показатели физического развития.

Различают четыре степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

1) легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;

2) средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней;

3) тяжелая адаптация: ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки. Длится от двух до шести месяцев;

4) очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Как бы мы ни готовили ребенка к яслям, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия. Малыш беспокойно спит или не спит вообще, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними.

Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстрее одеться, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают, не давая возможности побыть самим собой.

Важен и вопрос организации периода адаптации. Так, проведение приема детей в ДОУ заранее – весной – дает возможность реализовать назначение, которое родители получили от педагога – психолога и таким образом приблизить домашние условия к условиям детского сада.

Также большую роль играет правильно построенная работа с родителями, о которой будет рассказано в следующей главе.

В детском учреждении воспитатель ведет наблюдение за каждым ребенком, фиксируя результаты в листах адаптации. В периоде адаптации также очень важны комплексные оздоровительно – воспитательные мероприятия. Процесс адаптации управляем, и дает свои положительные результаты.

Уровни и критерии адаптации

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения.

Читать еще:  Адаптация к детскому саду комаровский в 3

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии;

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами;

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Также существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

Важнейший компонент адаптации — согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и с реальностью социальной среды.

Работа с родителями.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже восьми часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.

Поэтому задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Также родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Для ребенка также очень важно, как он чувствует себя в группе, нравится ли ему там. Для этого педагогу необходимо создать комфортные условия для пребывания ребенка в детском саду, о которых будет говориться в следующих главах.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой «домик» можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность двух-трехлетних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными – никаких внешних причин для этого нет.

Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно – эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами – маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка – тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Летом подобные игры легко организовать на улице. В осеннее – зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для многообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, и так далее.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон.

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.

Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное – эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Педразвитие

Автор: Ярманова Екатерина Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №74 Приморского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Организация процесса адаптации к условиям ДОУ. Способы введения детей в условия ДОУ.
Дата публикации: 28.09.2019
Раздел: дошкольное образование

Организация процесса адаптации к условиям ДОУ.

Способы введения детей в условия ДОУ.

Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Период,

Читать еще:  Стадии адаптации ребенка

сопровождающийся переживаниями ребёнка и матери (близких). Это не только процесс

привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и

выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни

безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателями, третьи

реагируют достаточно спокойно. Это нормативный процесс. Эти переживания носят

приходящий характер, т.е. приходят – уходят.

Факторы, определяющие характер адаптации.

Первая группа факторов связана с физическим состоянием вашего ребенка.

Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями к адаптации,

лучше справляется с трудностями. А вот дети, которые быстро утомляются, просто

соматически ослабленные, имеют плахой аппетит, такие детки испытывают трудности в

привыкании. Если ребёнок не приучен к правильному режиму, могут возникнуть

трудности, ребёнок плохо спит, родители не соблюдают режим ребёнка, всё это приводит к

истощению нервной системы. Такой малыш хуже справляется с трудностями

адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и как следствие ребёнок

заболевает. Ещё в дополнении происходит отрыв от родных. От того, насколько ребенок

подготовлен в семье к переходу в детское дошкольное учреждение и от того, как

организуют период его адаптации воспитатели и родители зависят и течение

адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни

малыша приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка.

Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность,

беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, он или стремится к контакту со

взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников.

Порой родители очень удивляются, что ребёнок сильно изменяется, у детей меняется

активность к предметному миру, его не радуют игрушки, снижается интерес к

окружающему миру, уровень речевой активности снижается, да и новые слова

осваиваются с большим трудом. Всё это в совокупности, объясняется тем, что ребёнок

попадает в окружение многих детей и конечно же подвергается риску инфицированной

чужой вирусной флорой, всё это нарушает реактивность организма, и в итоге к

Выделяют три фазы адаптации:

1. Острая фаза – в это время у ребёнка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение

сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут проявляться

упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.

2. Собственно адаптация – в этот период ребёнок постепенно привыкает к новым

условиям, нормализуется поведение.

3. Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик.

Ускоряется темп развития психологических процессов.

Период адаптации может длиться от одной – двух недель до трёх-четырёх месяцев

и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья ребёнка, от особенностей

нервной системы и т.п.

Чтобы облегчить адаптационный период, сделать его менее болезненным, важно уделять

ребёнку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

1. Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские

площадки, праздники, приучайте к играм со сверстниками.

2. Желательно обучить ребёнка до начала посещения детского сада элементарным

навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.

3. Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы

он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте

ребёнка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда.

Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа,

полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный

режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребёнок привыкнет к своему

4. Важно создавать положительный образ детского сада. Никогда не пугайте ребёнка

воспитательницей или детским садом. Вместе с тем, не сулите ему райской жизни, будьте

честны с малышом, однако делайте акцент на всём, что может способствовать

позитивному настрою: расскажите о том, что может быть ему там интересно, чему он

5. Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребёнку всё, что ему может понадобиться в группе

(запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму и т.п.)

6. Дайте ребёнку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него тёплые

чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним

ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в

детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ей грустно.

7. Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребёнка,

о том, как он ведёт себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть

какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте

доброжелательный интерес к его учебным занятиям и успехам.

8. Одна из самых распространённых проблем – утренний плач ребёнка при расставании с

родителями. Важно дать понять малышу, что ходить в садик придётся. Твёрдо скажите

малышу, что вы его оставляете только на несколько асов, что так надо, что вы его любите и

обязательно придёте за ним в определённый час. Сократите «сцену прощания». Как

правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребёнок успокаивается.

Создайте «ритуал прощания»: договоритесь заранее с ребёнком, например, о том, что вы

помашете ему в окошко и пошлёте воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить

вас. И конечно, похвалите его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.

9. Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам

семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие

успешного протекания этого периода – отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть

малейшие колебания, ребёнок их «уловит», и ему будет ещё труднее расставаться с вами.

10. По дороге домой старайтесь поговорить с ребёнком, узнайте, что было за день

хорошего, а что не очень удалось, что ребёнок узнал нового, с кем играл. Отдав ребёнка в

садик, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а

в качестве ваших взаимоотношений. Они могут стать более тёплыми, если вам есть, что

рассказать друг другу.

11. Проблемы адаптации в садике могут возобновиться после праздников, каникул, а

также при серьёзном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо

проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время

пребывания ребёнка в детском саду либо в течение какого-то времени по договорённости с

воспитателем устраивать перерыв в середине недели.

Способы введения детей в условия ДОУ

I. Адаптацию детей к дошкольному учреждению следует рассматривать как процесс

П. При организации управления необходимо учитывать, что адаптация детей третьего

года жизни к условиям детского сада — это активное усвоение ребенком

социального опыта новой для него среды, приобретаемого им в различных видах

деятельности и, в первую очередь, общения.

Ш. В организации управления процессом адаптации решающая роль принадлежит:

определению цели управления, которая заключается в построении комплексной

педагогической системы, обеспечивающей ребенку активное овладение необходимым

социальным опытом той среды, в которую он введен;

выявлению исходного уровня развития формирующей потребности в момент

поступления ребенка в дошкольное учреждение и принадлежности его к одной из

групп по характеру адаптации;

созданию программы управления процессом адаптации, то есть комплексной

системы педагогических воздействий, которая обеспечит взаимосвязь семейного и

общественного воспитания, единство принципов, содержания и методов

педагогического воздействия; формирование у ребенка, поступившего в дошкольное

учреждение потребностной сферы, адекватной условиям общественного воспитания.

Программа управления процессом адаптации включает два этапа:

I этап — организационный этап предусматривает —

Читать еще:  Подготовка ребенка к детскому саду памятка

Портал педагога

Авторы: Чешагорова Татьяна Анатольевна, Пашкова Мария Владимировна
Должность: старший воспитатель, заведующий
Учебное заведение: БДОУ г. Омск «Детский сад № 358 комбинированного вида»
Населённый пункт: г. Омск, мкр Крутая Горка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Дата публикации: 02.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Особенности адаптации детей

младшего дошкольного возраста к

Выполнил: старший воспитатель

Чешагорова Татьяна Анатольевна

Глава I. Основные особенности адаптации детей раннего возраста к условиям

1.1.Характеристика понятия адаптации……………………………………….5

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста. 7

I I . Эмпирическое

младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного

2.2 Результаты готовности детей к ДОУ…………………………. ………. 23

2.3 Содержание, формы и методы организации адаптации детей раннего

возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения………….28

2.4 Методические рекомендации воспитателям и родителям……………….30

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад — это первое

место, где ребёнок

попадает в социальную среду, первое воспитательное

окружающей среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать

Поступление ребенка младшего возраста в ДОУ может сопровождаться

которые в детской психологии называют «адаптационным синдромом». Это

является одной из особенностей младшего возраста.

людьми, приводят в незнакомое место и это вызывает определённый страх.

Нередки случаи, когда из-за длительного пребывания ребёнка в стрессовом

состоянии происходят неврозы и замедление психофизического развития. И

здесь немаловажное значение имеет такой фактор, как семья подготовила

ребёнка к переходу в детское учреждение, а детский сад должен стать самым

главным помощником в проблемах и вопросах воспитания и развития детей.

Поступление ребенка в детский сад затрагивает все сферы его жизни.

Это, прежде всего, разлука с близкими, изменение привычного образа жизни,

особенностями развития ребенка младшего возраста. Младший дошкольный

возраст — особый период становления организма и систем, формирования их

возраста обусловили выбор темы исследования: «Адаптация детей младшего

возраста к условиям детского сада».

Цель исследования — теоретически обосновать и проверить психолого-

младшего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Объектом исследования выступает процесс и особенности адаптации

детей младшего возраста к дошкольному учреждению.

исследования является психолого-педагогические условия

адаптации детей младшего возраста к дошкольному учреждению.

Гипотеза исследования — адаптация детей младшего возраста будет

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены

младшего возраста к дошкольному учреждению;

успешно проходит процесс адаптации детей младшего возраста.

родителей по организации адаптации детей младшего возраста к

Для решения поставленных задач использовались следующие методы

теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

беседа с воспитателями;

наблюдение за детьми;

изучение и анализ документации по адаптации детей младшего

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав,

заключения, списка литературы и приложения.

«Детский сад № 358 комбинированного вида», в первой группе младшего

Глава I. Основные особенности адаптации детей младшего возраста к

1.1 Характеристика понятия адаптации

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад.

проходит период адаптации

теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития

индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность

(Э.В. Ильенков, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн). Развитие личности

здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду,

адаптация и, в конце концов, интеграция с ней [2, с.49].

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни к

Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой

социализации личности [6, с.58].

Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным

пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует

больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и

пассивно адаптируется в определенной социальной среде, приспосабливается

к окружающему миру предметов и явлений, созданному предшествующими

многоплановой деятельности, всегда опосредованной отношениями ребенка

и взрослого [13, с.67].

Главное обстоятельство, провоцирующее стресс ребёнка – это отрыв от

матери и оставление его одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми.

У ребёнка младшего возраста только начинает формироваться потребность в

общении со сверстниками. Из- за того, что ребёнок привык, что все внимание

в семье приковано только к нему одному, нередко в «маленьком» коллективе

возникают конфликты. В итоге, первые дни, проведенные в детском саду

отказываться посещать детский сад в дальнейшем. Социализация личности

предполагает и встречный процесс — индивидуализацию социальной жизни.

предполагает поиск индивидом способов и средств для выражения своей

социуму и отражает содержательную сторону субъектности личности [44,

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому

ребенок вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»?

родные люди, поэтому педагоги должны рекомендовать

время ходить в детский сад вместе с ребенком. Осознание себя личностью

невозможно без деятельности человека, вне его общений, происходящих в

социуме уделялось наибольшее внимание в работах Л.С. Выготского, А.Н.

Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна и др., где утверждается, что

сущность, формируется в специально организуемой взрослыми деятельности

С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые

очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей,

находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти все

мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши,

якобы, ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Адаптация обычно

протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти

сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. В новой обстановке

стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в первые дни. Вот

адаптации к детскому саду.

Имеются и внешние признаки, по которым можно определить ребенка

впервые оказавшегося в детском саду. Внешне он выглядит бледным, у него

отмечается учащение пульса и частоты дыхания. Он может быть насторожен,

может проявлять беспокойство и даже капризничать.

сердечно-сосудистой и других), направленное на приспособление к новым

условиям внешней среды.

стереотипа в соответствии с новыми требованиями окружающей обстановки.

взаимодействия личности и коллектива, усвоение норм и традиций группы,

ролевую структуру группы.

ситуаций. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности

развиваются основные психические процессы. Это становление происходит

деятельности во внутренний, идеальный план мышления и сознания. Под

когнитивных процессов, сознания ребенка в целом (Л.С. Выготский) [14].

Отрыв от семьи, помещение в изолированную детскую среду, с одним

взрослым, выполняющим сразу и функцию воспитателя, и надзирателя, да

ещё в совершенно незнакомой обстановке, для ребенка является как раз такой

неблагоприятной ситуацией. И главная задача взрослого —

условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребенком

приспособиться к новым условиям.

активного функционирования [45, с.128].

довольно непростой, и не однозначный период в

жизни ребенка. С одной стороны ребенок осознает все происходящее вокруг,

а с другой, он чувствует, что ка только он станет самостоятельным, сразу

перестанет быть маленьким. Именно в этот сложный период в жизни ребенка,

главное, и самое сложное в этот период – потеря телесного контакта с мамой.

Ориентирование происходит, скорее, на основе узнавания предметов, чем на

основе подлинного восприятия. Само же узнавание связано с выделением

случайных, бросающихся в глаза признаков-ориентиров [31].

В начале второго года дети много лазают: взбираются на горку, на

Постепенно начинают двигаться на много свободнее. Иногда

даже кажется, что ребенок сам ищет себе трудности – идет туда, где есть

горки, ступеньки, всяческие неровности. Просто бег и просто ходьба их уже

не устраивают. Они также перелезают через бревно, подлезают под скамейку,

пролезают через обруч. После полутора лет у малышей, кроме основных,

развиваются ещё и подражательные движения (мишке, зайчику). Благодаря

способности к прямохождению ребенок вступает в период более свободного

и самостоятельного общения с внешним миром. Следовательно, у ребенка

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×