221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Адаптация дошкольников к условиям доу

Педразвитие

Автор: Ярманова Екатерина Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №74 Приморского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Организация процесса адаптации к условиям ДОУ. Способы введения детей в условия ДОУ.
Дата публикации: 28.09.2019
Раздел: дошкольное образование

Организация процесса адаптации к условиям ДОУ.

Способы введения детей в условия ДОУ.

Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Период,

сопровождающийся переживаниями ребёнка и матери (близких). Это не только процесс

привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и

выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни

безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателями, третьи

реагируют достаточно спокойно. Это нормативный процесс. Эти переживания носят

приходящий характер, т.е. приходят – уходят.

Факторы, определяющие характер адаптации.

Первая группа факторов связана с физическим состоянием вашего ребенка.

Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями к адаптации,

лучше справляется с трудностями. А вот дети, которые быстро утомляются, просто

соматически ослабленные, имеют плахой аппетит, такие детки испытывают трудности в

привыкании. Если ребёнок не приучен к правильному режиму, могут возникнуть

трудности, ребёнок плохо спит, родители не соблюдают режим ребёнка, всё это приводит к

истощению нервной системы. Такой малыш хуже справляется с трудностями

адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и как следствие ребёнок

заболевает. Ещё в дополнении происходит отрыв от родных. От того, насколько ребенок

подготовлен в семье к переходу в детское дошкольное учреждение и от того, как

организуют период его адаптации воспитатели и родители зависят и течение

адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни

малыша приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка.

Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность,

беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, он или стремится к контакту со

взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников.

Порой родители очень удивляются, что ребёнок сильно изменяется, у детей меняется

активность к предметному миру, его не радуют игрушки, снижается интерес к

окружающему миру, уровень речевой активности снижается, да и новые слова

осваиваются с большим трудом. Всё это в совокупности, объясняется тем, что ребёнок

попадает в окружение многих детей и конечно же подвергается риску инфицированной

чужой вирусной флорой, всё это нарушает реактивность организма, и в итоге к

Выделяют три фазы адаптации:

1. Острая фаза – в это время у ребёнка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение

сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут проявляться

упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.

2. Собственно адаптация – в этот период ребёнок постепенно привыкает к новым

условиям, нормализуется поведение.

3. Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик.

Ускоряется темп развития психологических процессов.

Период адаптации может длиться от одной – двух недель до трёх-четырёх месяцев

и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья ребёнка, от особенностей

нервной системы и т.п.

Чтобы облегчить адаптационный период, сделать его менее болезненным, важно уделять

ребёнку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

1. Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские

площадки, праздники, приучайте к играм со сверстниками.

2. Желательно обучить ребёнка до начала посещения детского сада элементарным

навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.

3. Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы

он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте

ребёнка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда.

Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа,

полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный

режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребёнок привыкнет к своему

4. Важно создавать положительный образ детского сада. Никогда не пугайте ребёнка

воспитательницей или детским садом. Вместе с тем, не сулите ему райской жизни, будьте

честны с малышом, однако делайте акцент на всём, что может способствовать

позитивному настрою: расскажите о том, что может быть ему там интересно, чему он

5. Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребёнку всё, что ему может понадобиться в группе

(запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму и т.п.)

6. Дайте ребёнку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него тёплые

чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним

ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в

детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ей грустно.

7. Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребёнка,

о том, как он ведёт себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть

какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте

доброжелательный интерес к его учебным занятиям и успехам.

8. Одна из самых распространённых проблем – утренний плач ребёнка при расставании с

родителями. Важно дать понять малышу, что ходить в садик придётся. Твёрдо скажите

малышу, что вы его оставляете только на несколько асов, что так надо, что вы его любите и

обязательно придёте за ним в определённый час. Сократите «сцену прощания». Как

правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребёнок успокаивается.

Создайте «ритуал прощания»: договоритесь заранее с ребёнком, например, о том, что вы

помашете ему в окошко и пошлёте воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить

вас. И конечно, похвалите его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.

9. Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам

семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие

успешного протекания этого периода – отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть

малейшие колебания, ребёнок их «уловит», и ему будет ещё труднее расставаться с вами.

10. По дороге домой старайтесь поговорить с ребёнком, узнайте, что было за день

хорошего, а что не очень удалось, что ребёнок узнал нового, с кем играл. Отдав ребёнка в

садик, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а

в качестве ваших взаимоотношений. Они могут стать более тёплыми, если вам есть, что

рассказать друг другу.

11. Проблемы адаптации в садике могут возобновиться после праздников, каникул, а

также при серьёзном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо

проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время

пребывания ребёнка в детском саду либо в течение какого-то времени по договорённости с

воспитателем устраивать перерыв в середине недели.

Читать еще:  Характеристика адаптации ребенка в детском саду

Способы введения детей в условия ДОУ

I. Адаптацию детей к дошкольному учреждению следует рассматривать как процесс

П. При организации управления необходимо учитывать, что адаптация детей третьего

года жизни к условиям детского сада — это активное усвоение ребенком

социального опыта новой для него среды, приобретаемого им в различных видах

деятельности и, в первую очередь, общения.

Ш. В организации управления процессом адаптации решающая роль принадлежит:

определению цели управления, которая заключается в построении комплексной

педагогической системы, обеспечивающей ребенку активное овладение необходимым

социальным опытом той среды, в которую он введен;

выявлению исходного уровня развития формирующей потребности в момент

поступления ребенка в дошкольное учреждение и принадлежности его к одной из

групп по характеру адаптации;

созданию программы управления процессом адаптации, то есть комплексной

системы педагогических воздействий, которая обеспечит взаимосвязь семейного и

общественного воспитания, единство принципов, содержания и методов

педагогического воздействия; формирование у ребенка, поступившего в дошкольное

учреждение потребностной сферы, адекватной условиям общественного воспитания.

Программа управления процессом адаптации включает два этапа:

I этап — организационный этап предусматривает —

Статья на тему «Адаптация дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Татьяна Курочкина
Статья на тему «Адаптация дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения»

«Адаптация дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Воспитатель: Курочкина Татьяна Владимировна

С поступлением ребенка 3-4-летнего возраста в дошкольное учреждениев его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д. В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении — с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания рассматривалась в исследованиях Н. М. Аксариной, Н. Д. Ватутиной, Р. В. Тонковой-Ямпольской. Мы согласны с позицией этих исследователей, подчеркивающих сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного решения всех вопросов всестороннего развития личности ребенка.

На наш взгляд, можно выделить два направления в изучении проблемы адаптации дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения:

особенности протекания периода адаптации;

факторы и механизмы, влияющие на продолжительность и характер адаптации.

Первое направление связано с выделением целого ряда особенностей протекания периода адаптации, получивших название симптомокомплекс.

К проявлениям симптомокомплекса адаптацииученые относят следующее: возникновение у ребенка преимущественно респираторных заболеваний; нарушение сна, значительное снижение аппетита; снижение речевой и игровой активности и др.

Второе направление исследует многообразные факторы, влияющие на процесс привыкания. Мы систематизировали факторы адаптации на основании их объективности и субъективности. Мы считаем, что уровень самостоятельности ребенка является важным субъективным фактором адаптации. В связи с анализом симптомокомплекса адаптации и факторов, влияющих на этот процесс, поставлен вопрос о необходимости изучения связи самостоятельности, сформированной у детей двух-трех лет в семье, и адаптации к ДОУ.

Социальная адаптация — приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности [16, с. 6].

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным — избегающий [13, с. 187].

В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа, при вхождении в новый коллектив. Исследования К. Л. Печора (1998) показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% — не готовы, 75,8% — условно готовы. В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей [35, с. 32].

Следует учитывать потребность ребёнка в общении. Выделяются примерно три группы детей по характеру различий в поведении и потребности общения.

Первая группа — это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми. Они переживают, расставаясь с ними, много плачут. Адаптационный период у детей длится от 20 дней до 2-3 месяцев.

Вторая группа — это дети, у которых имеется некоторый опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10-20 дней.

Третья группа — дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях, в общении со взрослыми на познавательные темы. Эти дети привыкают в течение 3-10 дней [7, с. 23-25].

На процесс адаптации ребенка влияют:

• достигнутый уровень психического и физического развития,

• сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,

• личностные особенности самого малыша,

• уровень тревожности и личностные особенности родителей [6, с. 122].

Таким образом, под адаптацией понимают процесс приспособления. Период приспособления имеет важное значение для развития ребёнка.

Врачи и психологи различают 3 степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.

Критерии степени тяжести адаптации:

• эмоциональное состояние малыша;

• его отношение со сверстниками;

• отношения со взрослыми;

• частота и длительность острых заболеваний.

В детском саду дети помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в детском саду в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерное, целенаправленное, педагогически обоснованное всестороннее развитие ребенка.

Содержание работы воспитателя детского сада, таким образом,включает в себя следующее:

• формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний.

• формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности).

• формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).

• формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива [11, с. 71].

Читать еще:  Что такое адаптация в детском саду определение

Исследования проводилось с помощью наблюдение за детьми в период адаптации к условиям ДОУ, заполнялись листы адаптации.

Были получены следующие данные:

Ф,И ребенка Наст-роение Аппе-тит Засыпа-ние сон Актив-ность Взаимоотноше-ние со взрослыми Взаимоотноше-ние со сверстниками

Из таблицы видно, что 1 ребенок проходит адаптацию в легкой форме; 4 ребенка проходят адаптацию тяжело, и 5 детей проходят адаптацию в средней тяжести.

Результаты наблюдения за детьми в период адаптации показали, что более половины детей из группы негативно реагировали на педагогов ДОУ, испытывали неуравновешенное эмоциональное состояние, плакали при уходе родителей, не хотели идти в группу.

Итак, для каждой группы детей мы должны подобрать индивидуальный подход для адаптации детей в дошкольном учреждении.

Итак, легкое течение адаптации (от 8 до 16 дней) наблюдалось у 10% детей, готовых к поступлению в дошкольное учреждение. Такое течение адаптации, данного процента детей можно объяснить тем, что у них достаточно хорошо была сформирована инициативность в контактах с детьми и со взрослыми, познавательная активность в повседневной жизни и при обучении.

У 30% детей адаптация протекала тяжело (42 дня). Объяснить такое течение адаптации можно тем, что он очень часто болел, в связи с этим у него снижена активность, повышена утомляемость, из-за частых пропусков плохой контакт с детьми и воспитателями. Адаптация средней тяжести у 60% детей. Таким образом, результаты диагностики адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ показали, что выявлена группа детей, которые не адаптировались к детскому саду, период адаптации превысил 4 недели. С этими детьми необходимо проводить работу с учетом индивидуальных особенностей с привлечением родителей. Современная педагогическая наука предлагает множество методик и приёмов для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Обеспечение здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ — основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем,.

Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения. Консультация для родителей Родительский университет Старший воспитатель 1 квалификационной категории Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения Адаптация к.

Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников для формирования единого образовательного пространства ПО ТЕМЕ: «Взаимодействие образовательного учреждения с семьями воспитанников как способ формирования единого образовательного и воспитательного.

Формы работы педагогов дошкольного образовательного учреждения по взаимодействию с семьей Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных.

Имидж дошкольного образовательного учреждения Современная система дошкольного образования переживает период громадных перемен. Практически полностью изменилась нормативная база, регулирующая.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по физическому воспитанию Слайд 1. Презентация – проекта. По теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по физическому воспитанию» Слайд.

Применение мультимедийных презентаций в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения В условиях динамично меняющегося мира, постоянного формирования и усложнения технологий, информатизация сферы образования получает фундаментальное.

Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения (слайд1) Состояние здоровья детей постоянно становится главной.

Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения. Ролевая, или так называемая творческая, игра детей.

Взаимодействие с родительской общественностью в условиях современного дошкольного образовательного учреждения Взаимодействие с родительской общественностью в условиях современного дошкольного образовательного учреждения Концепция модернизации российского.

Управление процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1, С. 10] и ФГОС ДО [2] переход от старой модели дошкольного образования к новой, личностно-ориентированной, приводит к необходимости разработки новых психолого-педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, к которым относится проектирование системы управления процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и комплексной психолого-педагогической помощи сопровождения их адаптации.

Повышение возраста начала посещения ДОУ с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и увеличение образовательной нагрузки — с другой, делают проблему адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ особенно актуальной [3]. Младший дошкольный возраст является периодом развития, в котором появляются базовые новообразования личности. Их возникновение невозможно вне пределов социальной среды, являющейся необходимым условием полноценного развития [4].

ДОУ для младшего дошкольника – это первое воспитательное учреждение, первый внесемейный институт, с которым они вступают в контакт. Поступление в ДОУ для младших дошкольников характеризуется большими изменениями среды, образа жизни, активности и сопровождается различными стрессовыми условиями: попаданием в незнакомую предметно-пространственную среду, длительным взаимодействием с незнакомыми детьми и взрослыми, первым длительным расставанием с родителями и другими близкими взрослыми. Психолого-педагогические исследования Т. П. Авдуловой, Г. Р. Хузеевой [5], Р. Айсиной [6], Ю.В. Василькиной [7], Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой [8], М. И. Лисиной [9] и др. показывают на необратимость нарушений в развитии личности младшего дошкольника, если у него отсутствует или снижена психологическая готовность к переходу в новые социальные условия. Проблема адаптации младшего дошкольника к условиям образовательной среды ДОУ как к первому в его жизни социальному институту может приводить в дальнейшем к проблеме школьной адаптации [10].

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в науке и практике аккумулирован большой опыт по подготовке детей к поступлению в дошкольные образовательные учреждения [11]. Данная проблема изучается в следующих аспектах:

— психологической адаптации детей дошкольного возраста (Т. В. Костяк, А. Остроухова и др.) [12];

— взаимодействия персонала ДОУ и семьи (В. И. Долгова, Т. А. Доронова, О. Г. Заводчикова и др.) [13];

— особенностей нравственного развития дошкольников в период адаптации (В. И. Долгова, Р. В. Овчарова, Г. Пантюхина и др.) [14];

— разработки и апробации диагностического инструментария, предназначенного для исследования адаптации детей к ДОУ (В. Н. Белкина, Л. В. Белкина, А. Остроухова, Н. В. Соколовская, Г.А. Урунтаева и др.) [15; 16; 17];

— определение условий оптимальной адаптации дошкольников к ДОУ (Н. В. Кирюхина, И. В. Лапина, Т. Ю. Сидоркина и др.) [18; 19].

Несмотря на имеющееся большое количество научных и практических работ в этой области, обоснованных исследований по управлению процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды ДОУ недостаточно.

Понятие «адаптация» (от лат. аdaptio – «приспособление») было впервые употреблено немецким ученым Х. Аубертом в 1865 г. и первоначально использовалось в биологической науке для обозначения приспособления строения и функций организма к условиям среды, направленного на обеспечение гомеостаза. Позже понятие «адаптация» стало также обозначать процесс и результат приспособления человека к социальной среде.

В психологии проблема адаптации рассматривается с точки зрения биологического и социально-психологического подходов [20]. Многообразие определений понятия «адаптация», рассматриваемых исследователями в различных областях научного знания, представлено в Таблице 1.

Понятие «адаптация» в различных областях научного знания

«Необходимые условия успешной адаптации ребёнка к детскому саду»

Дошкольный возраст- яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство- время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности, поэтому он очень важен в жизни ребёнка.

Читать еще:  Адаптация ребенка фото

Поступления ребёнка в дошкольное учреждение- процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это- сильное стрессовое переживание, отрыв от родных людей который необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Исходя из определения М. Веллера (универсальный словарь по русскому языку С-Петербург, 2009г.) адаптация- это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Чёткий режим дня, питания, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение- все эти изменения создают для ребёнка стрессовою ситуацию, которая влияет на его психическое и физическое здоровье.

Адаптация у детей проходит по-разному. Часть детей адаптируется относительно легко и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревожность значительно снижается. Если же ребёнок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжёлой и требует помощи специалиста- психолога. Из наблюдения в течение 3-х лет мною замечено, что легче адаптироваться:

— детям, чьи родители готовят их к посещению детского сада заранее;

— детям физически здоровым;

— детям, имеющим навыки самообслуживания;

— детям, чей режим близок к режиму сада;

— детям, чей рацион питания приближен к садовскому.

Чтобы привыкание детей к новому образу жизни было максимально безболезненным, коллективом нашего детского сада МБДОУ № 101 «Колокольчик» г. Таганрога был выработан комплексный подход к решению проблемы адаптации. Одним из важных направлений работы д/с по успешной адаптации детей мы считаем их заинтересованность в согласованности своих действий и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и в детском саду дают положительные результаты.

Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в беседе с родителями и в процессе анкетирования можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы, склонности. Исходя из этого можно сделать прогноз готовности ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение и разработать для него приёмы и подходы. Поэтому при поступлении ребёнка в д/сад воспитатели предлагают:

— сообщить все сведения о ребёнке;

— заполнить анкету для родителей;

— памятка для родителей, которая помогает выработать единые требования к воспитанию и развитию ребёнка.

В период адаптации малыша многие родители испытывают трудности и нуждаются в индивидуальных консультациях воспитателя, психолога, медицинских работников. Опыт нашей работы показывает, что одна из задач воспитателя -успокоить прежде всего взрослых, создать атмосферу доверия между сотрудниками и родителями. При первом посещении детского сада мы приглашаем родителей осмотреть групповые помещения, шкафчики, кровати, игрушки, рассказываем, чем ребёнок будет заниматься, во что играть, знакомим с режимом дня.

Следующее направление нашей работы — создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Мы уверены, что формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе . Первые контакты с ребёнком- это помощь и забота. Основная задача педагога на первом этапе — заслужить доверие ребёнка. Детям нравится , когда воспитатели: эмоциональны и искренны, добры и отзывчивы. У них весёлое настроение, они умеют создать его другим, они способны увлечёно играть и придумывать истории. Для того, чтобы вызвать у детей интерес к игровой деятельности, мы предлагаем:

— игры с песком и водой;

— нанизывание колец пирамидки ;

— сжимание кистей рук( дать резиновую игрушку- пищалку);

— рисование фломастерами, красками, маркерами;

Чтобы ребёнку хотелось с удовольствием идти в сад мы «одомашниваем» группу: предлагаем принести любимую игрушку малыша, в группе имеется альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. Малыш в любой момент может увидеть своих близких и уже не так будет тосковать вдали от дома. Из опыта работы можно сказать, что сгладить адаптационный период помогают игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребёнка со взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых лаской, улыбкой, интонацией, проявлением заботы каждому малышу.

Очень важно в момент адаптации проводить индивидуальные и фронтальные игры, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Чтобы это осуществить мы предлагаем:

— игры « Ладушки», «Нежно гладим мы зверят», «Карусели», «Киска, брысь!», «Лошадка», « Весёлый бубен», «Разноцветные колечки», «Прятки», «Дождик», «Солнечные зайчики», «Хоровод»;

— пальчиковые игры « Утёнок», «Моя семья», «Наш малыш», «Встали наши пальчики», «Полетели птички», «Повстречал ежонка ёж…».

— поэтическое народное слово (потешки, пестушки, колыбельные песенки.)

Одним из важных условий успешной адаптации является планирование работы в этот период.
Как показывает опыт нашего детского сада, работу с детьми в адаптационный период ни в коем случае нельзя пускать на самотёк. Её не обходимо планировать. Жизнь малыша в детском саду должна быть насыщенной в эмоциональной, познавательной, социальной сферах. Когда ребёнку будет интересно, ему некогда будет скучать и вспоминать о доме, о маме. Правильно спланированная работа помогает воспитателю переключить внимание плачущего малыша на интересное дело. Планирование ведётся по четырём направлениям:

1. Игровое взаимодействие со взрослым.

2. Играем и строим самостоятельно.

3. Формируем эмоциональную отзывчивость.

4. Развиваем движения.

Не стоит планировать на день много приёмов работы с детьми. Планируя игровое взаимодействие , следует подбирать разнообразные виды игр: сюжетные, игры с водой, игры с песком, пальчиковые игры, игры с дидактическими игрушками, игры- забавы.

В направлении «Играем и строим» осуществляется деятельность детей с пластмассовыми и деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей.

В раздел «Формируем эмоциональную отзывчивость» мы включаем: чтение стихотворений , пение песенок, слушание музыки, рассказывание сказок, рассматривание игрушек, книжек, картинок, наблюдение за объектом природы, рисование.

Планируя раздел «Развитие ребёнка» мы подбираем: игровые упражнения, подвижные игры, музыкальные игры, пальчиковые упражнения.
Успешность адаптации можно наблюдать в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Выделяют четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит.

Мы заметили, что длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребёнок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.

Адаптационный период считается законченным, если: ребёнок ест с аппетитом; быстро засыпает, вовремя просыпается; эмоционально общается с окружающими; играет.

Таким образом, прежде чем отправить ребёнка в детский сад, необходимо встретиться с родителями как минимум за месяц до посещения, предложить им пообщаться с психологом и медицинскими работниками, познакомить с режимом группы и рационом питания.

Результаты сравнительной диагностики адаптационного периода в 3-х возрастных группах нашего МБДОУ: лёгкая степень адаптации-70%, средняя степень адаптации-18%, тяжелая адаптация-12% подтвердили положительные результаты нашего взаимодействия с родителями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector