221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Адаптация в детском саду информация

Адаптация в детском саду

аноним
Адаптация в детском саду

Статья «Адаптация в детском сад у».

Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами опытом работы на группе раннего возраста. Итак, начнём.

К нам приходят детки в возрасте от 2 лет. Так как все они не ходили в детский сад, мы проводим мероприятие по адаптации.Вот как оно проходит:

1. Проводится первое родительское собрание, на котором родители знакомятся с воспитателями, правилами посещения детского сада, с помещениями ГБДОУ. Так же собирается информация о родителях (раздаются анкеты, заполняются мини анкеты о характере малышей, для того чтобы воспитатель смог заочно иметь представление о том что любит и что не любит ребёнок. Так же в этой мини анкете есть пункт, «Какие есть трудности в воспитании ребёнка», для дальнейших консультаций и может быть коррекции.

2. На первом же собрании родителям дают информацию об адаптации ребёнка к детскому саду. Обязательно нужно объяснить родителям, что ребёнок маленький и в любом случае будет капризничать, плакать, но страшного ничего нет.Для родителей важно определиться: нужен ли им детский сад или нет. Если родитель будет сидеть вместе с ребёнком и «реветь», а такое встречается довольно часто, ничего хорошего из этого не получиться. Поэтому воспитатель должен уметь не только успокоить ребёнка, но и поговорить с родителем (мама, папа, с представителем (бабушка, дедушка) о том, как важно для адаптационного периода быть спокойным, уверенным, взять себя в руки и не раскисать. Конечно же, все понимают, что ребёнок самый любимый и самый замечательный для родителей, но так же надо понимать, что рано или поздно придётся отдать ребёнка в детский сад, в школу, и не зависимо от возраста ребёнок все равно будет переживать.

3. Итак, после того как все определились, и твёрдо решили взаимодействовать в тандеме с воспитателями даётся конкретная информация о том как же будет проходить период адаптации. А для этого нужно подготовить несколько документов, таких как табель посещения на период адаптации, таблица посещения, адаптационные карты.

4. Схема посещения. Каждый ребёнок ходит в детскийсад вот по такой системе:

• Первую неделю (или 2 недели) детки ходят по 2- 2.5 часа.

• Вторую неделю детки ходят по 4-4,5 часа (до сна)

• Третью и последующие недели детки остаются на дневной сон и начинают ходить в детский сад целый день.

5. Напишу вам, дорогие коллеги, чего ни в коем случае не надо делать в период адаптации:

• Если родитель против водить ребёнка по схеме адаптации, не стоит с ним ругаться и крутить пальцем у виска. Если все ваши убеждения о том, что так будет лучше, не принимаются родителем, оставляйте ребёнка на то время, которое укажет родитель (на 4 часа или на весь день). Самое главное, это спокойствие, как говорил Карлесон.

• В период адаптации, когда детки остаются спать, не стоит через 3 минуты звонить родителям и в панике говорить, чтобы забрали ребёнка домой, так как он не спит. Вы же профессионал и прекрасно знаете на сколько дети хорошо умеют манипулировать взрослыми для получения того, что им нужно. Нужно успокоить ребёнка, поговорить с ним и убедить в необходимости немного поспать. Не забывайте спросить родителей, как они укладывают деток спать. Может, кто то спит с любимой игрушкой, кто то с соской, кто то в обнимку с родителем, здесь надо найти индивидуальный подход к каждому из детей.

• И ещё одно, в присутствии ребёнка разговариваем с родителями только в позитиве, хвалим ребёнка за его достижения и говорим какой он большой помощник у мама, папы. Все негативные вопросы решаются без присутствия ребёнка, а желательно таких вопросов вообще не иметь.

Не забывайте: ВСЕ дети разные, ко всем нужен ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ подход!

6. Объясните родителям о том, что необходимо соблюдать режим дня. Желательно чтобы он совпадал с режимом детского сада. Так как детки маленькие им необходим порядок в действиях, если все будет хаотично ребёнок будет переживать и капризничать.

7. Так же стоит объяснить родителям, о заболеваниях. Все дети имеют поверхностное дыхание и поэтому они чаще болеют, чем взрослые. Попросите родителей не водить ребёнка с выраженными признаками заболевания (кашель, насморк, температура, прочтите им выдержки из санпина. Объясните, что ребёнок должен выработать иммунитет. Некоторые детки очень привязаны к маме, и они при разлуке могут выдавать температуру. Надо чтобы родители пообщались с ребёнком о том, что ему нужно помочь им походить в садик, что мама и папа его очень любят и обязательно его заберут домой, что прощаются они не надолго (схожу в магазин и вернусь).

8. Если вдруг вы (как воспитатель) видите, что ребёнок тревожный, не может пройти адаптациюпообщайтесь с родителем и обговорите дальнейшие шаги: можно сделать перерыв, можно водить на пол дня, в крайнем случае, можно сделать большой перерыв, это для деток до 3 лет, чтобы прийти в детский сад после 3 лет.

9. Ещё важно попросите родителей вовремя приводить ребёнка в детский сад и во время его забирать. Если мама сказала ребёнку, что спать сегодня он не будет, то желательно чтобы мама не опаздывала и пришла ко времени пока всех детей не начали укладывать спать.

10. Период адаптации сложная вещь, как для родителей и детей, так и для воспитателя. Поэтому надо уважать друг друга и не тянуть одеяло на себя. От качества предоставляемой информации, а так же от вашего профессионального подхода зависит прохождение этого непростого периода.

11. На период адаптации воспитатель не проводит ни каких НОД. В это время мы играем с ребёнком, показываем помещение группы, знакомимся с ребёнком и знакомим детей друг с другом. Учимся понимать ребёнка и даём понять ребёнку, что он находится под нашей защитой пока мама или папа отсутствуют. Самое важное, чтобы ребёнок понял, что его не бросили, за ним обязательно придёт мама (папа) и что воспитатель сможет дать ему все необходимое для дальнейшего уютного пребывания в детском саду.

12. Ещё один пункт, просите родителей, чтобы они учили ребёнка самостоятельности (самостоятельно есть, пить из чашки, ни в коем случае не из рожка, проситься на горшок, снимать и одевать сандали, а в дальнейшем переодевать одежду, частично одеваться на улицу). Это не только поможет для прохождения адаптации, но и будет большим подспорьем для воспитателей. Тем более что ребёнок входит в период «Я сам» и для его личности необходимо, чтобы он мог самостоятельно проводить действия самообслуживания. Да это долго, неуклюже, иногда не правильно но «САМ».

Я заканчиваю эту статью, если у вас есть вопросы пишите. Спасибо вам огромное за ваше внимание, надеюсь статья поможет вам в прохождении адаптации.

ПОМНИТЕ: ВСЕ ДЕТИ И РОДИТЕЛИ РАЗНЫЕ, К КАЖДОМУ ИЗ НИХ НУЖЕН ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ВЫ ПРОФЕССИОНАЛ!

Адаптация ребенка в детском саду Детский сад – это важная часть социального воспитания и развития вашего ребенка, от того насколько хорошо ребенок будет заниматься и чувствовать.

Адаптация ребенка в детском саду Всем известно, что малыш, живя в своей семье, постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и окружающей его.

Фотоотчет «Адаптация в детском саду» Уважаемые коллеги! Хочу рассказать про детский сад, который находится в уютном городе Фокино, в Приморском крае, где я работаю воспитателем.

Адаптация в детском саду детей с 2-х до 3-х лет Ребенок привыкает к посещению детского сада в течении одного-двух месяцев. Любая адаптация обычно идет на двух уровнях — на физиологического.

Адаптация в детском саду — это важно! В любой семье наступает период, когда ребенка собираются вести в детский сад. Многие дети без труда привыкают к новой обстановке и окружению,.

Консультация «Адаптация ребенка в детском саду» Консультация «Адаптация ребенка в детском саду». Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша,.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Подготовила воспитатель: Ефимова Марина Витальевна Адаптация в переводе.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в.

Консультация для воспитателей «Адаптация в детском саду» Первый приход ребёнка в детский сад вроде и волнующе, но и страшно,так как это плачь, сопли. истерика. Сейчас содрогаются те воспитатели,.

Опыт работы «Адаптация ребёнка в детском саду» Первый раз в детский сад Ну вот кажется всё ужен позади – детский сад выбран, документы собраны, все врачи пройдены, анализы собраны, ребёнок.

Читать еще:  Как помочь ребенку адаптироваться в садике

Адаптация детей в ДОУ. Информация для родителей

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Проблема адаптации ребенка в детском саду актуальна практически в каждой семье , потому что лишь в редких случаях первые несколько недель в новом месте проходят для малыша без стресса. Посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, однако социальная среда необходима для полноценной подготовки ребенка к взрослой жизни. Именно тут он учится отстаивать свою точку зрения, проявляет самостоятельность и получает бесценный опыт общения со взрослыми и сверстниками.

Адаптация ребенка в детском саду проходит следующим образом:

Ребенок внимательно рассматривает новое место, проявляет интерес к игрушкам, воспитателям и детям, с удовольствием играет и проявляет себя;

Ребенок следует за воспитателем, выполняет все его требования, но не проявляет активности в общении со сверстниками;

Ребенок негативно относится к воспитателям, отказывается выполнять их требования, не отходит от мамы, а если она уходит – продолжительно плачет, игнорируя любые попытки со стороны сверстников познакомиться.

Причины столь разного поведения детей могут быть различными, среди них выделяют следующие:

Отсутствие у ребенка опыта общения со сверстниками и взрослыми;

Отсутствие в семье режима дня, который совпадал бы с режимом детского сада;

Неумение самостоятельно найти себе занятие;

Отсутствие необходимых культурно-гигиенических навыков.

Сложнее всего приходится именно тем детям, круг общения которых был сужен до рамок семьи. Знакомство с новыми людьми вызывает у них страх, а контакт с воспитателем и со сверстниками происходит с затруднениями.

Длительность периода адаптации ребенка в детском саду напрямую зависит от круга его общения – чем шире он был до его поступления в дошкольное учреждение, тем быстрее малыш привыкнет к новому окружению, и наоборот.

Если опыт общения ребенка со сверстниками до детского сада был меньше, чем со взрослыми, ребенок сможет быстро найти общий язык с воспитателями, но сверстников он будет побаиваться и избегать.

Дети, имеющие до детского сада положительный опыт общения со сверстниками и взрослыми, составляют наиболее благоприятную группу по характеру поведения. Они быстро привыкают к детскому саду. В среднем, по наблюдениям психологов, адаптация ребенка в детском саду составляет:

Ясельная группа (до 3 лет) – 7-10 дней;

Средняя группа (от 3 до 5 лет) – 2-3 недели;

Старшая группа (от 5 до 7 лет) – 1 месяц.

Как родители могут облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению?

Первый поход ребенка в детский сад является волнительным событием для малыша и для родителей. Ребенка пугает новая атмосфера, чужие люди и отсутствие мамы. Родители же переживают, правильно ли ухаживают за их малышом, вовремя ли кормят, насколько легко проходит его знакомство со сверстниками. Волнение родителей усугубляется, когда по возвращению ребенка домой из детского сада, он умоляет больше никогда его туда не отводить, капризничает, становится раздражительным и истеричным.

Для того чтобы адаптация детей к дошкольному учреждению проходила гладко, родители должны с раннего возраста воспитывать своего ребенка самостоятельной и любознательной личностью, также научить его общению с детьми и взрослыми.

Так как в детском саду существует определенный режим и правила поведения, родители должны создавать подобные условия в семье. В возрасте 1 года 2 месяцев ребенок уже должен уметь самостоятельно сидеть за столом, пить из чашки, держать в руке ложку и пытаться самостоятельно кушать разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, задвигать за собой стул, активно участвовать в таких процессах, как одевание, раздевание и умывание.

С полутора лет малыша необходимо научить мыть руки самостоятельно, с двух лет – раскладывать вещи на свои места, тихо вести себя за столом и в спальне. Частое упражнение детей в приобретаемых навыках является гарантией того, что они смогут применять их на практике самостоятельно, а это в свою очередь положительно повлияет на адаптацию ребенка в детском саду .

Дети, у которых сформированы культурно-гигиенические навыки и имеется опыт общения и построения отношений со сверстниками и взрослыми, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются, растут социально активными и здоровыми людьми.

Со стороны воспитателя помощь в адаптации ребенка в детском саду заключается, прежде всего, в согласованности его действий с родителями .

Еще до поступления ребенка в группу воспитатель должен иметь представление об индивидуальных особенностях ребенка, обсудить с родителями приемлемый подход для облегчения периода адаптации.

Также желательно пригласить родителей осмотреть групповые помещения, познакомить с режимом дня, показать кровать и шкафчик ребенка. Успокоив родителей и продемонстрировав ребенку доброжелательные отношения с ними, воспитатель влияет на скорость адаптации ребенка в детском саду.

Адаптация детей напрямую зависит от умения воспитателя создать теплую и уютную атмосферу в группе .

Если с первых дней малыш почувствует, что от воспитателя исходит тепло и забота, его страхи и волнение исчезнут. В период адаптации воспитатель может использовать различные игры, направленные на формирование эмоциональных контактов, основной задачей которых является формирование у ребенка доверия к воспитателю и детям в группе.

Важнейшей ступенью на пути развития ребенка, включения его в социум, а также процесс становления личности является детский сад. В психологическо-социальном смысле, дети в детском саду — это совокупность различных привычек, способностей, наклонностей, характеров, отличающихся систем ценностей, различных интересов, мотивов поведения. Другими словами можно сказать, что это совокупность разных индивидуумов, которые находятся в одном социуме.

Именно в дошкольном учреждении происходит процесс становления социального взаимодействия ребенка со сверстниками и со взрослыми.

«Почему некоторые дети долго не могут освоиться в группе, не вступают в контакт со взрослыми, плачут, отказываются играть с другими детьми, а другие наоборот отлично адаптируются к новой среде и чувствуют себя как дома?» .

Ответ будет неоднозначным. Так, например, некоторые детки это воспринимают как отчуждение, лишения внимания и защиты со стороны родителей, и многое другое. Поэтому адаптационные игры в детском саду являются важным моментом в создании благоприятной психологической среды для ребенка.

Чтобы ребенок смог успешно адаптироваться к окружающей обстановке необходимо создать для него психологически комфортную среду. В традиционном понимании адаптация представляет собой процесс вхождения и приспособления человека к новой среде. Сама по себе адаптация — это активный процесс, который может привести как позитивному результату, так и к негативному.

Основными задачами воспитателей в проведении адаптационной работы является следующие действия:

воспитатель должен создать для ребенка зону ближайшего окружения;

дать почувствовать малышу себя защищенным, даже когда нет рядом родителей;

создать как в данный момент времени, так и в будущей проекции благоприятный позитивный эмоциональный настрой для ребенка;

сформировать в сознании у крохи чувство его принадлежности к группе, помочь ему приспособиться с постоянно меняющейся ситуации и условиям окружения и другие.
Также усиливающим фактором психологической комфортности являются: принятие участия родителей в воспитательном процессе — совместное изготовление поделок для выставок, игрового материала, например, костюмы для кукол.
Чтобы облегчить адаптационный период у ребенка в детском саду, педагоги чаще всего прибегают к такому методу как игра, способная определить его дальнейшее психическое развитие. При этом игры не должны проводиться в форме занятий, их необходимо бесконфликтно внедрять в социум, а их применение должно у детей сформировать положительный настрой.

Адаптация ребенка в детскому саду: советы психолога

Время, когда ребенок идет в детский сад очень сложное и для него самого, и для его родителей. Первые дни, а то и недели в дошкольном учреждении – непростое испытание для всех членов семьи. Слезы и капризы по утрам, тревожное состояние, которое передается от детей ко взрослым, постоянное пребывание в стрессе, повышенная возбудимость или наоборот – вялость и апатия. И это далеко не полный список внешних проявлений, которые некоторые родители склонны считать за пустые капризы. Между тем проблема лежит гораздо глубже, и нужно помочь ребенку преодолеть этот действительно сложный для него период. Как помочь адаптироваться малышу в коллективе и сделать походы в детский сад настоящим праздником, подскажут психологи.

Трудности адаптационного периода

Полная детская дезадаптация наблюдается достаточно редко, по статистике, лишь в одном случае из ста. Тем не менее, в той или иной степени, адаптационным трудностям подвержены все дети, как дошкольного возраста, так и более взрослые. Даже у взрослого человека с устоявшейся психикой внезапная смена привычного ритма жизни может вызвать серьезный стресс, не говоря уже о слабом и беззащитном ребенке. В первую очередь, трудности в адаптации связаны с отрывом от родителей. Порой ребенку кажется, что его больше никто не любит, все от него отказались.

Читать еще:  Критерий психической адаптации дошкольников

Замечено, что особенно остро в период от трех до пяти лет разлуку с матерью переживают мальчики, чем девочки.

Нарушение устоявшегося ритма жизни, привычных моделей поведения. Если же ребенок до этого еще ни разу не испытывал самостоятельности или взаимодействия со сверстниками, то новой модели поведения у него попросту нет, и он не знает, как себя вести в новых для него обстоятельствах. Отсюда возможны конфликты как с воспитателями, так и другими детьми.

Самыми распространенными причинами, по которым дети отказываются посещать дошкольное учреждение, это страхи и повышенная эмоциональность. Рассмотрим их.

  • Избыток впечатлений или повышенная эмоциональность ребенка. Еще не до конца сформировавшаяся детская психика бывает неспособна справиться со шквалом новых эмоций и ощущений, которые обрушиваются на малыша с самых первых дней пребывания на новом месте. Часто это пугает ребенка и не дает ему адекватно оценить действительность.
  • Страх перед неизвестностью. Маленький человек растерян, он не знает, что его ожидает в дальнейшем. Новый распорядок дня, новые люди, к которым он не привык.
  • Особенно тяжело адаптация происходит у тех детей, которые до детского сада практически постоянно воспитывались в семье. Дома гораздо снижен порог запретов, а в детском саду новые и новые «нельзя» окружают его со всех сторон.
  • Строгость воспитателей часто резко контрастирует с доброжелательностью родителей, что нарушает прежние поведенческие модели ребенка.

К тому же теперь многие вещи ему приходится выполнять самостоятельно, поэтому очень важно приучать к выполнению хотя бы элементарных действий по самообслуживанию с самого раннего возраста.

Как облегчить привыкание ребенка к детскому саду

Период адаптации большинство психологов разделяет на три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Во время подготовительного этапа расскажите ребенку, что такое детский сад, чем в нем занимаются. Вспомните несколько забавных историй из собственной жизни, связанных с пребыванием в садике. Лучше даже сходить с ним «на экскурсию», познакомиться с детьми и воспитателями, обратить внимание на красоту вокруг детского сада и уют внутри.

Еще до начала посещения дошкольного учреждения нужно приучить ребенка к некоторым элементарным действиям по самообслуживанию: самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом, вилкой и ложкой, зубной щеткой. Примерно за два-три месяца до начала посещения детского сада надо установить режим дня, близкий к режиму в учреждении, и стараться неукоснительно соблюдать его, даже по выходным. Нелишне будет также приучить малыша к новым блюдам, если до этого его рацион был иным, чем в детском саду.

Основной этап включает непосредственно пребывание в группе, но на непродолжительное время: от одного до трех часов в первые две недели. Важно сформировать положительные эмоции как от садика и постепенно подготавливать к более длительному отрыву от дома. Первые несколько дней можно даже побыть вместе с ребенком, постепенно увеличивая время самостоятельного пребывания.

На заключительном этапе ребенок должен проводить в детском саду четыре часа и более, можно оставлять его на дневной сон. Когда настроение, сон и аппетит малыша приходят в норму, можно считать, что адаптационный период завершился.

Но, как бы легко и, казалось, незаметно ни проходило время привыкания, для ребенка, как и для любого человека, подобная смена обстановки – это стресс, и задача родителей свести его к минимуму.

Типичные ошибки родителей, советы психолога

Самая распространенная ошибка – неготовность к негативной реакции со стороны ребенка или просто нежелание разобраться в проблеме. Родителям может показаться, что он просто капризничает, пытается обратить на себя излишнее внимание. «Мы ходили – и ничего», — так часто говорят они, забывая, что и сами в первое время испытывали сильный стресс. Родители могут оказаться не готовы к излишней плаксивости, не зная, что плач – это основная детская реакция на стресс. В связи с этим частой ошибкой является наказание или брань, что только усугубляет ситуацию.

Часто родители перестают уделять внимание малышу, интересоваться его делами, надеясь на то, что в дошкольном учреждении и так все хорошо, воспитатели со всем прекрасно справятся. В этом случае ребенок может особенно остро почувствовать разлуку с родителями, почувствовать себя брошенным и никому не нужным. Кроме того, со всеми стрессовыми ситуациями ему придется справляться самостоятельно, что может привести как к неоправданной агрессии в попытках защитить себя, так и напротив – замкнутости, отрешенности, нервозности.

Противоположной же ошибкой является излишняя опека, затянутое и даже слезное расставание по утрам и немедленное возвращение, чтобы забрать домой.

Выше уже говорилось о том, что сам момент расставания должен пройти на позитивной волне. Некоторые же родители, видя, что ребенок чем-то занялся, стараются незаметно исчезнуть. Ребенок, отвлекшись от своих занятий, вдруг осознает, что мамы нет, не известно, когда она вернется и вернется ли вообще. Он будет страшно напуган, у него может сложиться впечатление, что его могут в любой момент внезапно бросить и оставить одного, а это может привести к куда более глубоким психологическим травмам.

Ни в коем случае нельзя пугать ребенка детским садом и особенно грозить тем, что никогда его не возьмете назад. В этом случае у малыша неизбежно сложится представление о садике как о страшном месте, откуда можно не вернуться.

Нельзя сулить награды только за один факт посещения детского сада. В дальнейшем для ребенка это может стать орудием шантажа родителей: не пойду в садик, если не купите игрушку. Но за хорошее поведение в садике или за какие-нибудь конкретные успехи можно и нужно поощрять.

Также одной из распространенных ошибок со стороны родителей является негативное высказывание в адрес воспитателей в присутствии ребенка. Пусть даже малыш и не поймет, о чем речь, но интуитивно почувствует, что мама чем-то недовольна, и у него сложится представление, будто детский сад – это место, где не все так хорошо, а воспитатели тоже могут быть плохими людьми, которые могут причинить вред.

Недопустимо резкое вхождение в новую для малыша среду. Некоторые родители сводят к минимуму адаптационный период или не обращают на него внимание вовсе. Ребенок вынужден быстро менять режим дня, привычки, рано утром в второпях его с криком волокут куда-то, оставляют там одного, с незнакомыми людьми на неопределенное время… Все это необязательно, но вполне может привести к тем или иным нарушениям психики.

Выявление детских страхов

Для обнаружения детских страхов в психологии применяют несколько наиболее часто употребляемых диагностических методов: методическое руководство по выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективную систему А. И. Захарова «Мои страхи», вопросник на уровень тревоги Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко, тесты П. Бейкер и М. Алворд, проективное пособие – методичку по эмоциональным отношениям в семьях «Рисунок семьи» В. К. Лосевой и Г. Т. Хоментаускаса и методика выявления эмоционального самочувствия (состояния) Л. Лебедевой.

  1. Диагностика по М. А. Панфиловой «Страхи в домиках».
    Используя руководство можно сделать заключение о всей гамме страхов у ребенка старше трех лет. Тестирование протекает в режиме игры и рисования. Малыш отвечает на вопросы и в случае подтверждающих ответов (3 из 5, или 6) в страхи классифицируется. Провести такое тестирование не сложно, специальные навыки для этого не требуются.
  2. Диагностика по проекционной системе А. И. Захарова.
    Ребенок, по ходу общения о актуальных воспоминаниях страшных эпизодов его жизни, рисует разноцветными карандашами и объясняет изображенное. Предполагается, что в результате сеанса у ребенка наступит «переориентация» внутренних психологических «настроек» с защитных на конструктивно – положительные.
  3. Диагностика по системе «Силуэт человека» Л. Лебедевой.
    Принцип основан на исследовании Макса Люшера: используя разные цвета карандашей ребенок «прорисовывает» в палитре проекцию видов самоощущения (синий – удовлетворенность происходящим – тяга к взаимопониманию, единству; красный – жизненная активность, оптимизм – жажда успеха, лидерства; зеленый – вдумчивость и глубокий подход – желание постоянства, власти, тяга к познаниям; светло – желтый — мажорная игривость, общительность – любят перемены, ценят свободу, надеются на хорошее; выбор серого, коричневого и черного цветов констатирует наличие сильного стресса).

Этот тест является невербальным рассказом сокровенного, внутреннего «я» малыша для опытного психолога.

Поясняя рисунок и отвечая на вопросы теста ребенок «проговаривает» свое внутреннее видение мира и семьи.

Психологи, работающие в дошкольных заведениях, помогут выявить страхи у ребенка по вышеперечисленным методикам и смогут дать рекомендации родителям по адаптации малыша в саду. По этим методикам и сами родители могут определить, чего так боится их ребенок в саду.

Способы, позволяющие уменьшить стресс ребенка

Для начала необходимо понять, что именно затрудняет адаптацию вашего ребенка в детском саду. Если проблема лежит на поверхности, то ее достаточно легко локализовать и решить. Но бывает так, что родители сталкиваются с целым комплексом скрытых трудностей, которые не в силах решить самостоятельно. В этом случае за помощью лучше обратиться к профессиональному психологу.

Необходимо знать, какие эмоции могут возникнуть у ребенка в адаптационный период, чтобы нейтрализовать негативные и усилить позитивные. Как правило, из негативных ярче всего выражены страх, гнев, обида. Положительные – радость от познания нового, удовольствие от общения, удовлетворение чувством самостоятельности.

В первое время лучше, если ребенок будет находиться в детском саду не более трех часов в день, постепенно пребывание в группе увеличивают. Обязательно говорите малышу, когда вернетесь, чтобы он не чувствовал себя покинутым и одиноким. Придумайте вместе занятие до вашего возвращения. Смех – лучшее лекарство от стресса. Пошутите перед уходом, чтобы расставание, пусть и всего на несколько часов, произошло на позитивной волне. Не позволяйте «расчувствоваться» себе: смех заразителен, а плач заразителен вдвойне.

Разрешайте ребенку взять с собой любимые игрушки: так он будет чувствовать связь с домом. Иногда помогает такая маленькая хитрость: пусть ребенка в сад отводит не кто-нибудь из родителей, а кто-то из других членов семьи. Тогда сам момент оставления в группе пройдет не так остро.

Обязательно переживайте вместе этот новый для вас период. Интересуйтесь, каким был у него день, что интересного случилось в группе, что он узнал нового, во что играл, с кем познакомился. Хвалите за успехи и помогите советом, если у малыша возникли трудности. Можете рассказать, как прошел день у вас в его отсутствие. Ребенок будет чувствовать поддержку и знать, что он не предоставлен самому себе и от него не отказались. Не забывайте подчеркивать, что теперь он стал взрослым и самостоятельным, каждый день ходит в сад так же, как мама с папой ходят на работу.

Перед сном можно еще раз поговорить с ребенком о завтрашнем походе в детский сад, рассмотреть положительные моменты. Спать же малыша надо укладывать несколько раньше обычного: ведь даже взрослый человек, если чувствует себя не выспавшимся, больше подвержен отрицательным эмоциям и стрессу.

Вместо заключения

Адаптационный период у разных детей проходит по-разному – для кого-то он практически незаметен, а кто-то сталкивается с очень серьезными проблемами. В среднем это два-три месяца, в течение которых совершенно необходимо помогать ребенку освоиться и привыкнуть к новому для него образу жизни, проявить терпение и доброжелательность.


4 правила для быстрой адаптации к детскому саду

Иногда привыкание к детскому саду растягивается на долгие недели. Родители в растерянности, ребёнок в слезах, кажется, только воспитателю удаётся сохранить спокойствие. Психолог Интересного детского сада Павел Тарунтаев рассказывает, как всей семье пережить период адаптации к саду.

Будьте готовы отпустить своего ребёнка и предоставить ему новый уровень самостоятельности. Сложности с адаптацией бывают из-за нежелания или страха родителей отпустить ребёнка от себя. Взрослым надо осознать, что детский сад — это совсем не страшно. Ребёнку важно научиться взаимодействовать с другими самостоятельно.

В моей практике часто встречаются случаи, когда родители подсознательно саботируют процесс адаптации. К счастью, в большинстве случаев удаётся разрешить все их страхи и тревоги.

1. Начинайте привыкание до того, как ребёнок начнёт ходить в сад

Когда до начала посещения садика ещё есть время, начинайте жить по его режиму. Так ребёнку будет гораздо проще привыкнуть к детскому саду. На этапе привыкания придерживайтесь нового режима и в выходные.

К нам в садик ходит одна девочка, которая в самом начале очень много плакала и до обеда была в плохом настроении. Как выяснилось, она поздно ложилась и не высыпалась. Когда режим выправился, девочка с удовольствием и без всяких проблем адаптировалась. Теперь у родителей другие проблемы — как её из сада забрать.

Заранее рассказывайте, как здорово в садике, как много там всего интересного. Играйте в детский сад, используя любимые игрушки ребёнка. Это будет подогревать его интерес.

Если есть возможность, посещайте разные дополнительные занятия в том садике, в который планируете пойти. Ребёнок начнёт привыкать к обстановке, научится действовать самостоятельно и будет потихоньку отпускать родителей.

Такие занятия в детских садах, как правило, проводит психолог. Он поможет разработать индивидуальный план привыкания к саду. И к тому же ребёнку гораздо проще прийти в туда, где его будет ждать человек, которого он хорошо знает и которому доверяет. На таких занятиях у вас обязательно будет возможность очень ненавязчиво познакомиться с воспитателями и детьми, с которыми ребёнок будет вместе в одной группе.

2. Знакомьтесь с детским садом правильно

Если вы не ходите ни на какие занятия, то всё равно познакомьте ребёнка с воспитателем и детьми до первого дня в садике. Это уберёт страх неопределенности. Ведь идти туда, где уже был, намного спокойнее.

Родителям тоже надо наладить контакт с воспитателями. Если ребёнок увидит, что вы хорошо с ними общаетесь, доверяете им, ему будет гораздо легче и самому начать доверять.

3. Первые недели в саду

В самый первый день постарайтесь оставаться спокойными, дети хорошо чувствуют родительскую тревогу. Настраивайтесь на радостное событие.

Время в саду нужно увеличивать постепенно. Самая общая схема может выглядеть примерно так:

1-2 неделя — ребёнок остается до обеда;

2-3 неделя — ребёнок остается на сон;

3-4 неделя — ребёнок остается на полный день.

В зависимости от особенностей ребёнка, весь процесс может либо ускориться, либо, наоборот, замедлиться.

В первое время с ребёнком должен оставаться кто-то из близких. Адаптация и постепенное отделение от «своего» взрослого — это очень тонкий, индивидуальный процесс. Здесь нет готовых схем.

Как можно быстрее обозначьте границы: помещение группы — это территория детей и воспитателей. Родители могут находиться в раздевалке, и первое время ребёнок может выходить к ним столько, сколько ему нужно. Он постепенно будет включаться во всё, что происходит в группе. Некоторые дети легко отпускают родителей в первый же день, а другие неделю держат близкого взрослого в раздевалке сада.

Когда оставляете ребёнка в саду, называйте точное время своего возвращения. Часто родители и воспитатели стараются чем-то увлечь ребёнка, а потом незаметно уйти. Внезапное исчезновение близкого взрослого — сильный стресс, который вызывает общую тревожность. Поэтому заранее обсуждайте свой уход и говорите, что будете делать (поедете по делам, на работу, в магазин). И постарайтесь ни в коем случае не опаздывать.

Будьте готовы к слезам при расставании. Слезы при расставании — это нормально, и практически все дети через это проходят. Когда нахождение в группе ещё не стало привычным, дети выражают слезами грусть от ухода родителей.

Не затягивайте прощание и с самого первого дня придумайте свой ритуал

Например, целуйте, обнимайте, говорите, когда придёте, машите рукой и уходите. Если ребёнок капризничает, избегайте критики, угроз и шантажа, будьте спокойны. Взрослые тоже испытывают дискомфорт от нового коллектива на работе или во время переезда. Просто мы научились контролировать свои эмоции, а дети выражают их слезами.

Слёзы при расставании могут быть очень долго — месяц или больше. Самым важным показателем будет то, как после вашего ухода ребёнок чувствует себя в группе. Хорошо, когда такие моменты отслеживает воспитатель. И если ваш ребёнок через 15 минут уже весело играет, значит процесс привыкания идет как надо.

Постарайтесь первые один-два месяца ходить в сад постоянно. Если посещать его через раз, давать ребёнку время «на отдых», то адаптация будет идти тяжелее и медленнее. Конечно, это не касается моментов, когда ребёнок заболел.

4.Как правильно забирать из детского сада

Обязательно хвалите ребёнка за то, что он стал взрослым и ходит в садик. Интересуйтесь, как прошёл день. Рассказывайте о своих делах. Вы будете знать настроение ребёнка и продемонстрируете, как изменился его социальный статус. У него теперь тоже есть свои «дела». Акцентируйте внимание на положительных и интересных моментах в саду.

Будьте готовы к капризам, пониженной или повышенной активности. Это нормально, ребёнок сильно устаёт от привыкания к новому распорядку жизни. Сейчас могут обостриться некоторые поведенческие особенности, или появиться несвойственные ему реакции. Не волнуйтесь, со временем всё стабилизируется.

В первые один-два месяца снизьте нагрузку на нервную систему: сократите походы в театр, цирк, кино и гости. Обеспечьте ребёнку максимально спокойную и стабильную обстановку, сейчас у него и так уходит много сил.

Думайте о том, как много хорошего вы делаете для него. Даже если вы не хотели отдавать ребёнка в сад, но жизнь изменила ваши планы. Ищите хорошие моменты. Детский сад позволяет детям стать более самостоятельными и независимыми.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector