221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Адаптация в детском саду советы

Адаптация ребенка в детскому саду: советы психолога

Время, когда ребенок идет в детский сад очень сложное и для него самого, и для его родителей. Первые дни, а то и недели в дошкольном учреждении – непростое испытание для всех членов семьи. Слезы и капризы по утрам, тревожное состояние, которое передается от детей ко взрослым, постоянное пребывание в стрессе, повышенная возбудимость или наоборот – вялость и апатия. И это далеко не полный список внешних проявлений, которые некоторые родители склонны считать за пустые капризы. Между тем проблема лежит гораздо глубже, и нужно помочь ребенку преодолеть этот действительно сложный для него период. Как помочь адаптироваться малышу в коллективе и сделать походы в детский сад настоящим праздником, подскажут психологи.

Трудности адаптационного периода

Полная детская дезадаптация наблюдается достаточно редко, по статистике, лишь в одном случае из ста. Тем не менее, в той или иной степени, адаптационным трудностям подвержены все дети, как дошкольного возраста, так и более взрослые. Даже у взрослого человека с устоявшейся психикой внезапная смена привычного ритма жизни может вызвать серьезный стресс, не говоря уже о слабом и беззащитном ребенке. В первую очередь, трудности в адаптации связаны с отрывом от родителей. Порой ребенку кажется, что его больше никто не любит, все от него отказались.

Замечено, что особенно остро в период от трех до пяти лет разлуку с матерью переживают мальчики, чем девочки.

Нарушение устоявшегося ритма жизни, привычных моделей поведения. Если же ребенок до этого еще ни разу не испытывал самостоятельности или взаимодействия со сверстниками, то новой модели поведения у него попросту нет, и он не знает, как себя вести в новых для него обстоятельствах. Отсюда возможны конфликты как с воспитателями, так и другими детьми.

Самыми распространенными причинами, по которым дети отказываются посещать дошкольное учреждение, это страхи и повышенная эмоциональность. Рассмотрим их.

  • Избыток впечатлений или повышенная эмоциональность ребенка. Еще не до конца сформировавшаяся детская психика бывает неспособна справиться со шквалом новых эмоций и ощущений, которые обрушиваются на малыша с самых первых дней пребывания на новом месте. Часто это пугает ребенка и не дает ему адекватно оценить действительность.
  • Страх перед неизвестностью. Маленький человек растерян, он не знает, что его ожидает в дальнейшем. Новый распорядок дня, новые люди, к которым он не привык.
  • Особенно тяжело адаптация происходит у тех детей, которые до детского сада практически постоянно воспитывались в семье. Дома гораздо снижен порог запретов, а в детском саду новые и новые «нельзя» окружают его со всех сторон.
  • Строгость воспитателей часто резко контрастирует с доброжелательностью родителей, что нарушает прежние поведенческие модели ребенка.

К тому же теперь многие вещи ему приходится выполнять самостоятельно, поэтому очень важно приучать к выполнению хотя бы элементарных действий по самообслуживанию с самого раннего возраста.

Как облегчить привыкание ребенка к детскому саду

Период адаптации большинство психологов разделяет на три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Во время подготовительного этапа расскажите ребенку, что такое детский сад, чем в нем занимаются. Вспомните несколько забавных историй из собственной жизни, связанных с пребыванием в садике. Лучше даже сходить с ним «на экскурсию», познакомиться с детьми и воспитателями, обратить внимание на красоту вокруг детского сада и уют внутри.

Еще до начала посещения дошкольного учреждения нужно приучить ребенка к некоторым элементарным действиям по самообслуживанию: самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом, вилкой и ложкой, зубной щеткой. Примерно за два-три месяца до начала посещения детского сада надо установить режим дня, близкий к режиму в учреждении, и стараться неукоснительно соблюдать его, даже по выходным. Нелишне будет также приучить малыша к новым блюдам, если до этого его рацион был иным, чем в детском саду.

Основной этап включает непосредственно пребывание в группе, но на непродолжительное время: от одного до трех часов в первые две недели. Важно сформировать положительные эмоции как от садика и постепенно подготавливать к более длительному отрыву от дома. Первые несколько дней можно даже побыть вместе с ребенком, постепенно увеличивая время самостоятельного пребывания.

На заключительном этапе ребенок должен проводить в детском саду четыре часа и более, можно оставлять его на дневной сон. Когда настроение, сон и аппетит малыша приходят в норму, можно считать, что адаптационный период завершился.

Но, как бы легко и, казалось, незаметно ни проходило время привыкания, для ребенка, как и для любого человека, подобная смена обстановки – это стресс, и задача родителей свести его к минимуму.

Типичные ошибки родителей, советы психолога

Самая распространенная ошибка – неготовность к негативной реакции со стороны ребенка или просто нежелание разобраться в проблеме. Родителям может показаться, что он просто капризничает, пытается обратить на себя излишнее внимание. «Мы ходили – и ничего», — так часто говорят они, забывая, что и сами в первое время испытывали сильный стресс. Родители могут оказаться не готовы к излишней плаксивости, не зная, что плач – это основная детская реакция на стресс. В связи с этим частой ошибкой является наказание или брань, что только усугубляет ситуацию.

Часто родители перестают уделять внимание малышу, интересоваться его делами, надеясь на то, что в дошкольном учреждении и так все хорошо, воспитатели со всем прекрасно справятся. В этом случае ребенок может особенно остро почувствовать разлуку с родителями, почувствовать себя брошенным и никому не нужным. Кроме того, со всеми стрессовыми ситуациями ему придется справляться самостоятельно, что может привести как к неоправданной агрессии в попытках защитить себя, так и напротив – замкнутости, отрешенности, нервозности.

Противоположной же ошибкой является излишняя опека, затянутое и даже слезное расставание по утрам и немедленное возвращение, чтобы забрать домой.

Выше уже говорилось о том, что сам момент расставания должен пройти на позитивной волне. Некоторые же родители, видя, что ребенок чем-то занялся, стараются незаметно исчезнуть. Ребенок, отвлекшись от своих занятий, вдруг осознает, что мамы нет, не известно, когда она вернется и вернется ли вообще. Он будет страшно напуган, у него может сложиться впечатление, что его могут в любой момент внезапно бросить и оставить одного, а это может привести к куда более глубоким психологическим травмам.

Ни в коем случае нельзя пугать ребенка детским садом и особенно грозить тем, что никогда его не возьмете назад. В этом случае у малыша неизбежно сложится представление о садике как о страшном месте, откуда можно не вернуться.

Нельзя сулить награды только за один факт посещения детского сада. В дальнейшем для ребенка это может стать орудием шантажа родителей: не пойду в садик, если не купите игрушку. Но за хорошее поведение в садике или за какие-нибудь конкретные успехи можно и нужно поощрять.

Также одной из распространенных ошибок со стороны родителей является негативное высказывание в адрес воспитателей в присутствии ребенка. Пусть даже малыш и не поймет, о чем речь, но интуитивно почувствует, что мама чем-то недовольна, и у него сложится представление, будто детский сад – это место, где не все так хорошо, а воспитатели тоже могут быть плохими людьми, которые могут причинить вред.

Недопустимо резкое вхождение в новую для малыша среду. Некоторые родители сводят к минимуму адаптационный период или не обращают на него внимание вовсе. Ребенок вынужден быстро менять режим дня, привычки, рано утром в второпях его с криком волокут куда-то, оставляют там одного, с незнакомыми людьми на неопределенное время… Все это необязательно, но вполне может привести к тем или иным нарушениям психики.

Выявление детских страхов

Для обнаружения детских страхов в психологии применяют несколько наиболее часто употребляемых диагностических методов: методическое руководство по выявления детских страхов А.И. Захарова и М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективную систему А. И. Захарова «Мои страхи», вопросник на уровень тревоги Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко, тесты П. Бейкер и М. Алворд, проективное пособие – методичку по эмоциональным отношениям в семьях «Рисунок семьи» В. К. Лосевой и Г. Т. Хоментаускаса и методика выявления эмоционального самочувствия (состояния) Л. Лебедевой.

  1. Диагностика по М. А. Панфиловой «Страхи в домиках».
    Используя руководство можно сделать заключение о всей гамме страхов у ребенка старше трех лет. Тестирование протекает в режиме игры и рисования. Малыш отвечает на вопросы и в случае подтверждающих ответов (3 из 5, или 6) в страхи классифицируется. Провести такое тестирование не сложно, специальные навыки для этого не требуются.
  2. Диагностика по проекционной системе А. И. Захарова.
    Ребенок, по ходу общения о актуальных воспоминаниях страшных эпизодов его жизни, рисует разноцветными карандашами и объясняет изображенное. Предполагается, что в результате сеанса у ребенка наступит «переориентация» внутренних психологических «настроек» с защитных на конструктивно – положительные.
  3. Диагностика по системе «Силуэт человека» Л. Лебедевой.
    Принцип основан на исследовании Макса Люшера: используя разные цвета карандашей ребенок «прорисовывает» в палитре проекцию видов самоощущения (синий – удовлетворенность происходящим – тяга к взаимопониманию, единству; красный – жизненная активность, оптимизм – жажда успеха, лидерства; зеленый – вдумчивость и глубокий подход – желание постоянства, власти, тяга к познаниям; светло – желтый — мажорная игривость, общительность – любят перемены, ценят свободу, надеются на хорошее; выбор серого, коричневого и черного цветов констатирует наличие сильного стресса).

Этот тест является невербальным рассказом сокровенного, внутреннего «я» малыша для опытного психолога.

Поясняя рисунок и отвечая на вопросы теста ребенок «проговаривает» свое внутреннее видение мира и семьи.

Психологи, работающие в дошкольных заведениях, помогут выявить страхи у ребенка по вышеперечисленным методикам и смогут дать рекомендации родителям по адаптации малыша в саду. По этим методикам и сами родители могут определить, чего так боится их ребенок в саду.

Способы, позволяющие уменьшить стресс ребенка

Для начала необходимо понять, что именно затрудняет адаптацию вашего ребенка в детском саду. Если проблема лежит на поверхности, то ее достаточно легко локализовать и решить. Но бывает так, что родители сталкиваются с целым комплексом скрытых трудностей, которые не в силах решить самостоятельно. В этом случае за помощью лучше обратиться к профессиональному психологу.

Необходимо знать, какие эмоции могут возникнуть у ребенка в адаптационный период, чтобы нейтрализовать негативные и усилить позитивные. Как правило, из негативных ярче всего выражены страх, гнев, обида. Положительные – радость от познания нового, удовольствие от общения, удовлетворение чувством самостоятельности.

В первое время лучше, если ребенок будет находиться в детском саду не более трех часов в день, постепенно пребывание в группе увеличивают. Обязательно говорите малышу, когда вернетесь, чтобы он не чувствовал себя покинутым и одиноким. Придумайте вместе занятие до вашего возвращения. Смех – лучшее лекарство от стресса. Пошутите перед уходом, чтобы расставание, пусть и всего на несколько часов, произошло на позитивной волне. Не позволяйте «расчувствоваться» себе: смех заразителен, а плач заразителен вдвойне.

Разрешайте ребенку взять с собой любимые игрушки: так он будет чувствовать связь с домом. Иногда помогает такая маленькая хитрость: пусть ребенка в сад отводит не кто-нибудь из родителей, а кто-то из других членов семьи. Тогда сам момент оставления в группе пройдет не так остро.

Обязательно переживайте вместе этот новый для вас период. Интересуйтесь, каким был у него день, что интересного случилось в группе, что он узнал нового, во что играл, с кем познакомился. Хвалите за успехи и помогите советом, если у малыша возникли трудности. Можете рассказать, как прошел день у вас в его отсутствие. Ребенок будет чувствовать поддержку и знать, что он не предоставлен самому себе и от него не отказались. Не забывайте подчеркивать, что теперь он стал взрослым и самостоятельным, каждый день ходит в сад так же, как мама с папой ходят на работу.

Перед сном можно еще раз поговорить с ребенком о завтрашнем походе в детский сад, рассмотреть положительные моменты. Спать же малыша надо укладывать несколько раньше обычного: ведь даже взрослый человек, если чувствует себя не выспавшимся, больше подвержен отрицательным эмоциям и стрессу.

Вместо заключения

Адаптационный период у разных детей проходит по-разному – для кого-то он практически незаметен, а кто-то сталкивается с очень серьезными проблемами. В среднем это два-три месяца, в течение которых совершенно необходимо помогать ребенку освоиться и привыкнуть к новому для него образу жизни, проявить терпение и доброжелательность.


Адаптация к детскому саду: ошибки и заблуждения родителей

Ваш малыш подрастает. Вы задумываетесь о детском саде? Пойти или не пойти? Как подготовить себя и ребенка к детскому саду? Какой детский садик выбрать?

Много рекомендаций и советов специалистов можно найти в интернете и литературе. Благодаря многолетнему опыту работы с родителями и детьми в процессе адаптации к детскому саду, хочу поделиться самыми распространенными заблуждениями и ошибками не только родителей, но и работников дошкольного образования.

1. «Чем раньше отдавать ребенка в ясли (в год-два), тем легче он привыкает» (Еще добавляя «Вот раньше нас родители в год в ясли отдавали и даже раньше. И ничего, выросли. »)
Я всегда — «против» яслей (Ясли — группа детского дошкольного учреждения для детей раннего возраста, а именно до 3 лет). Это проект, который противоречит природе, здоровью и счастью детей. Детям важно до 3-х лет, а некоторым и до 4-5 лет быть с мамой или в доме, где проживает семья. Эмоциональная связь с мамой в этот период крепкая, дает ребенку опору и безопасность. Основные психологические и физиологические потребности ребенка связаны с мамой. Дети, которые пребывают с мамой весь ранний возраст, отличаются эмоциональной устойчивостью и благополучием. По наблюдениям всех специалистов дошкольного развития, в последнее десятилетие дети-дошкольники отличаются бОльшими трудностями развития, нежели предшествующее поколение. Поэтому быть до 3-4 лет с мамой – важно и полезно для здоровья! Можно посещать развивающие занятия вместе с мамой, игровые занятия для раннего развития — первая ступень социализации малыша.

2. «Исполнилось 3 года, значит надо идти в сад на полный день».
Детский сад принимает детей с трех лет. А готовность и возможность остаться в саду без мамы у всех детей разная. Кто-то может адаптироваться в три года, а кто-то и в 5 лет с трудом расстается с родителями на насколько часов. Адаптироваться – это значит ходить в сад с интересом, желанием, расставаться без боли и страданий, выдерживать нагрузки. Девочки привыкают к саду быстрее и могут начать ходить в 3- 3, 5 года. Мальчики адаптируются медленно, трудно и ближе к 4 годам. Они эмоционально сильнее привязаны к маме. Мамам мальчиков нужно запастись терпением и не форсировать события, медленно прибавляя время пребывания в саду. Очень важно ориентироваться на состояние ребенка: бодрость или унылость, стабильность или беспокойство, частые простудные заболевания. Какова последовательность прибавления нагрузок в саду? Сначала лучше приходить на период игры или прогулки. Затем добавлять время развивающих занятий. Потом прибавлять прием пищи: сначала – завтрак, позже – обед. Самое трудное по привыканию в режиме сада для детей – это дневной сон. Его лучше добавлять в последнюю очередь, когда все остальные периоды дня пройдены благополучно. Ориентироваться надо не на слова и желания ребенка, а на его состояние! Бывают случаи, когда ребенок 3-4 лет бодро и радостно говорит, что хочет остаться на целый день в 1-2 день посещения сада. И родители радостно соглашаются. Но для ребенка – остаться в саду – это игра, как и новые игрушки, красивая обстановка, интересные занятия. И сон в саду ему кажется занятной игрой до тех пор, пока его не уложат в кровать. Здесь игра заканчивается, и ребенок требует маму. Он привык спать с мамой, чтобы она была рядом. Привык к определенному ритуалу засыпания. Малыш возмущается и страдает, не может понять, почему нет мамы по его желанию. Может возникнуть стойкое нежелание посещать сад на фоне пережитых сильных неприятных чувств. Из-за того, что малыш еще не был готов к этому режимному моменту.

3. «В детский сад надо идти в сентябре месяце»
Самое лучшее время для адаптации детей к саду – весна (с мая месяца) и лето. В это время заканчиваются занятия познавательного цикла, больше творчества и прогулок. Световой день длинный, больше солнца и тепла. Дети легче утром просыпаются, они более окрепшие физически и эмоционально устойчивее. Осень – не удачное время для начала адаптации. В период привыкания к саду детям важна неспешность процессов, отсутствие суеты. Малышам важно осмотреть все вокруг, разглядеть, поиграть во все игрушки. Летом это сделать легче, так как меньше детей ходят в сад, воспитатели выполнили основные образовательные задачи и в группах больше времени для ролевой игры. У детей есть свои «осенние трудности». Как они проявляется:
— дети быстрее утомляются, им труднее концентрировать внимание
— эмоциональный фон несколько снижен из-за темного времени суток, дождей и недостатка солнца
— на улице холодно и по утрам нужно надевать много одежды, а родители, как правило, торопятся, боясь опоздать в сад, — создаются ситуации с неприятными эмоциями, еще одна из причин не хотеть идти никуда по утрам
— трудно проснуться утром, утренняя вялость
— осенью дети часто болеют простудными заболеваниями

4. «Адаптация к саду проходит 1-2 недели»
Многие родители, приводя в сад ребенка в 3 года, планируют только одну неделю адаптации (т. Е пребывание до обеда). А уже со второй недели хотят оставлять ребенка на сон, до вечера. 1-2 недели – это период адаптации эмоционально устойчивого ребенка, который уже посещал другой детский сад и ему 5-6 лет. Для детей 3-4 лет привыкание к саду – это период от месяца до полугода. Девочки – быстрее адаптируются и готовы выдерживать нагрузку полного дня через месяц- полтора, мальчики – сложнее. Бывает и так: ребенок начинает оставаться на полный день в саду, ему нравится, легко расстается с родителями. А через 1, 5-2 месяца мы наблюдаем последствия психического перенапряжения (тики, навязчивые движения, логоневроз, энурез, частые простудные заболевания как последствие снижения иммунитета), которое говорит, что нагрузка сада оказалась выше возможностей ребенка. Что является нагрузкой в детском саду? Это родителям трудно понять. Малыш получает много за день впечатлений. На занятиях и в различных видах деятельности ребенку необходимо слушать, направлять свое внимание, сосредотачиваться, задействовать все органы восприятия. В режимных моментах и быту дети стараются следовать правилам, отказывать себе в сиюминутных желаниях. А еще по несколько раз в день надо одеваться и раздеваться, активно играть на прогулке. Участвовать в игре со сверстниками, прикладывая усилия, чтобы договориться и понять партнера. Эмоционально проживает разные неприятные моменты контакта. На все эти процессы уходит много сил и ресурса ребенка. Поэтому лучше всего в период адаптации ориентироваться на актуальное состояние ребенка, наблюдая, как ребенок переносит возрастающую нагрузку.

5. «Дети при расставании с родителями в детском саду должны первое время плакать. Это нормально»
Если все важные моменты подготовки к адаптации соблюдены, и ребенок и родители готовы к посещению сада, дети не должны при расставании с родителями в детском саду плакать, особенно с душераздирающими криками и в тревоге. Конечно, все дети имеют право на грусть. Но в данной ситуации — это сигнал, что-то было сделано не правильно, что-то важное не учли. Или ребенок был к саду не готов, не были учтены какие-то особенности малыша. Поэтому необходима дополнительная помощь психолога в разработке этапов адаптации и в поддержке родителей.

6. «В первые дни посещения сада родителям лучше всего быстро уходить и не сидеть в коридоре»
Ребенок, жизнь которого все предыдущие 3-4 года была рядом с мамой, в стенах его дома, с близкими родственниками, не может сразу и надолго быть без этих составляющих. Поэтому первые дни в саду важно, чтобы мама или другой близкий был рядом. Это дает ребенку ощущение безопасности, возможность получить ресурс и поддержку. Сначала малыши выбегаю обняться и прижаться к маме часто, потом реже. Ребенку нужно время принять, что есть еще другой вариант бытия, жизнь в группе сверстников с чужим взрослым. В жизни ребенка до сада мама была главным человеком, она помогала ему и сопровождала во всех процессах. Теперь нужно время, чтобы принять необходимость ориентироваться на другого взрослого – воспитателя. Учиться обращаться к нему, получать помощь и поддержку. КАК родителям полезно пребывать в саду в первые дни? Я рекомендую взять книжку, журнал или что-то еще, чем можно занять себя. Когда ребенок выбегает к вам, важно быть спокойной и радостно его встречать. Если малыш просит вас помочь решить какую-то трудность в группе, обратитесь к воспитателю. Важно, чтобы ребенок слышал «Здесь воспитатель знает, как и что делать. Давай спросим его. Он здесь главный взрослый. Он тебе поможет». Пусть малыш услышит, как вы спрашиваете воспитателя, давая понять, как ему в дальнейшем надо делать это самому. Хорошо, если ребенок будет свидетелем вашего общения с воспитателем. Если вы говорите с доверием, радостью, то для ребенка это будет сигналом доверия новым взрослым. Бывает, что ребенку трудно оторваться от мамы и зайти в группу. Поэтому, хорошо в первый день зайти в группу вместе с малышом, обойти ее, рассмотреть всё вокруг, пообщаться при ребенке с детьми, воспитателями, поиграть вместе. Если в последующие дни ребенку всё-таки будет трудно расстаться – не отпихивайте его, не толкайте в сторону группу, не заставляйте идти, не злитесь за то, что ему трудно. Все эти действия приведут к обратному эффекту: ребенок «вцепится» в вас, так как окажется в вашем поле тревоги, и сам будет еще больше волноваться. И зайти в группу не сможет. Наоборот, наберитесь терпения и подождите, когда вашему ребенку станет скучно с вами, ведь в группе игрушки и дети. Любопытство возьмет верх. Надо только подождать и сохранять спокойствие.

7. «Об исчезнувшей маме»
Знакома ли вам такая ситуация? Первые трудные дни привыкания ребенка к саду. Малыш, с трудом оторвавшись от мамы, идет в группу. Ему интересны игрушки, новая обстановка, играющие дети. Он увлекается игрушкой, отвлекается от мамы. В это момент воспитатель шепчет маме «Идите! Видите, играет. Уходите, пока он отвлекся». И мама исчезает. Что происходит с ребенком, который несколько секунд назад видел маму, стоящей в коридоре, и вдруг – её НЕТ! Она исчезла! Куда, где мама?! Ребенок забывает про игрушки. Он испытывает смешанные сильные чувства: страх, удивление, непонимание, растерянность, беспокойство. Была мама и исчезла! Прожив стресс в такой ситуации, ребенок «привязывается» к маме, не отпускает, цепляется за руки, плачет, кричит. Он боится повторения травмирующей ситуации. Поэтому старается сделать всё, чтобы она не повторилась. После этого расставание в детском саду с мамой может стать ежедневной драмой.

Как можно было маме уйти? Она должна была попрощаться, сказать малышу, что уйдет, сообщить, когда вернется за ним. Маленькие дети лучше всего понимают время по режимным моментам: обед, тихий час, полдник, прогулка. Ребенок имеет право печалиться расставанию с мамой. Но, услышав мамино «Я уйду», у него будет ясность и понимание, что мама ушла, когда она придет. Ясность ребенку очень важна.

8. «Мы отдали в детский сад, вот пусть там воспитывают и развивают ребенка. Детский сад решит все трудности ребенка»
Детский сад – это услуга по оказанию помощи родителям. Но сад не отменяет первостепенной роли семьи в жизни ребенка. Все ценности, традиции, особенности контакта ребенок осваивает и присвоит именно в семье. Поэтому семье важно быть для своего малыша примером и образцом в общении и поведении. Эмоциональное состояние и способы поведения ребенка напрямую зависят от папы и мамы. В саду есть развивающая среда и занятия. Но ничто не заменит ежедневного общения ребенка с родителями обо всем происходящем вокруг и в семье; совместного времяпровождения в игре и семейных событиях; познавательных поездок и просто эмоционального проживания друг друга.

Пусть Ваш малыш с радостью говорит «Хочу в детский сад!».

4 правила для быстрой адаптации к детскому саду

Иногда привыкание к детскому саду растягивается на долгие недели. Родители в растерянности, ребёнок в слезах, кажется, только воспитателю удаётся сохранить спокойствие. Психолог Интересного детского сада Павел Тарунтаев рассказывает, как всей семье пережить период адаптации к саду.

Будьте готовы отпустить своего ребёнка и предоставить ему новый уровень самостоятельности. Сложности с адаптацией бывают из-за нежелания или страха родителей отпустить ребёнка от себя. Взрослым надо осознать, что детский сад — это совсем не страшно. Ребёнку важно научиться взаимодействовать с другими самостоятельно.

В моей практике часто встречаются случаи, когда родители подсознательно саботируют процесс адаптации. К счастью, в большинстве случаев удаётся разрешить все их страхи и тревоги.

1. Начинайте привыкание до того, как ребёнок начнёт ходить в сад

Когда до начала посещения садика ещё есть время, начинайте жить по его режиму. Так ребёнку будет гораздо проще привыкнуть к детскому саду. На этапе привыкания придерживайтесь нового режима и в выходные.

К нам в садик ходит одна девочка, которая в самом начале очень много плакала и до обеда была в плохом настроении. Как выяснилось, она поздно ложилась и не высыпалась. Когда режим выправился, девочка с удовольствием и без всяких проблем адаптировалась. Теперь у родителей другие проблемы — как её из сада забрать.

Заранее рассказывайте, как здорово в садике, как много там всего интересного. Играйте в детский сад, используя любимые игрушки ребёнка. Это будет подогревать его интерес.

Если есть возможность, посещайте разные дополнительные занятия в том садике, в который планируете пойти. Ребёнок начнёт привыкать к обстановке, научится действовать самостоятельно и будет потихоньку отпускать родителей.

Такие занятия в детских садах, как правило, проводит психолог. Он поможет разработать индивидуальный план привыкания к саду. И к тому же ребёнку гораздо проще прийти в туда, где его будет ждать человек, которого он хорошо знает и которому доверяет. На таких занятиях у вас обязательно будет возможность очень ненавязчиво познакомиться с воспитателями и детьми, с которыми ребёнок будет вместе в одной группе.

2. Знакомьтесь с детским садом правильно

Если вы не ходите ни на какие занятия, то всё равно познакомьте ребёнка с воспитателем и детьми до первого дня в садике. Это уберёт страх неопределенности. Ведь идти туда, где уже был, намного спокойнее.

Родителям тоже надо наладить контакт с воспитателями. Если ребёнок увидит, что вы хорошо с ними общаетесь, доверяете им, ему будет гораздо легче и самому начать доверять.

3. Первые недели в саду

В самый первый день постарайтесь оставаться спокойными, дети хорошо чувствуют родительскую тревогу. Настраивайтесь на радостное событие.

Время в саду нужно увеличивать постепенно. Самая общая схема может выглядеть примерно так:

1-2 неделя — ребёнок остается до обеда;

2-3 неделя — ребёнок остается на сон;

3-4 неделя — ребёнок остается на полный день.

В зависимости от особенностей ребёнка, весь процесс может либо ускориться, либо, наоборот, замедлиться.

В первое время с ребёнком должен оставаться кто-то из близких. Адаптация и постепенное отделение от «своего» взрослого — это очень тонкий, индивидуальный процесс. Здесь нет готовых схем.

Как можно быстрее обозначьте границы: помещение группы — это территория детей и воспитателей. Родители могут находиться в раздевалке, и первое время ребёнок может выходить к ним столько, сколько ему нужно. Он постепенно будет включаться во всё, что происходит в группе. Некоторые дети легко отпускают родителей в первый же день, а другие неделю держат близкого взрослого в раздевалке сада.

Когда оставляете ребёнка в саду, называйте точное время своего возвращения. Часто родители и воспитатели стараются чем-то увлечь ребёнка, а потом незаметно уйти. Внезапное исчезновение близкого взрослого — сильный стресс, который вызывает общую тревожность. Поэтому заранее обсуждайте свой уход и говорите, что будете делать (поедете по делам, на работу, в магазин). И постарайтесь ни в коем случае не опаздывать.

Будьте готовы к слезам при расставании. Слезы при расставании — это нормально, и практически все дети через это проходят. Когда нахождение в группе ещё не стало привычным, дети выражают слезами грусть от ухода родителей.

Не затягивайте прощание и с самого первого дня придумайте свой ритуал

Например, целуйте, обнимайте, говорите, когда придёте, машите рукой и уходите. Если ребёнок капризничает, избегайте критики, угроз и шантажа, будьте спокойны. Взрослые тоже испытывают дискомфорт от нового коллектива на работе или во время переезда. Просто мы научились контролировать свои эмоции, а дети выражают их слезами.

Слёзы при расставании могут быть очень долго — месяц или больше. Самым важным показателем будет то, как после вашего ухода ребёнок чувствует себя в группе. Хорошо, когда такие моменты отслеживает воспитатель. И если ваш ребёнок через 15 минут уже весело играет, значит процесс привыкания идет как надо.

Постарайтесь первые один-два месяца ходить в сад постоянно. Если посещать его через раз, давать ребёнку время «на отдых», то адаптация будет идти тяжелее и медленнее. Конечно, это не касается моментов, когда ребёнок заболел.

4.Как правильно забирать из детского сада

Обязательно хвалите ребёнка за то, что он стал взрослым и ходит в садик. Интересуйтесь, как прошёл день. Рассказывайте о своих делах. Вы будете знать настроение ребёнка и продемонстрируете, как изменился его социальный статус. У него теперь тоже есть свои «дела». Акцентируйте внимание на положительных и интересных моментах в саду.

Будьте готовы к капризам, пониженной или повышенной активности. Это нормально, ребёнок сильно устаёт от привыкания к новому распорядку жизни. Сейчас могут обостриться некоторые поведенческие особенности, или появиться несвойственные ему реакции. Не волнуйтесь, со временем всё стабилизируется.

В первые один-два месяца снизьте нагрузку на нервную систему: сократите походы в театр, цирк, кино и гости. Обеспечьте ребёнку максимально спокойную и стабильную обстановку, сейчас у него и так уходит много сил.

Думайте о том, как много хорошего вы делаете для него. Даже если вы не хотели отдавать ребёнка в сад, но жизнь изменила ваши планы. Ищите хорошие моменты. Детский сад позволяет детям стать более самостоятельными и независимыми.

Как облегчить адаптацию ребенка в детском саду, советы психолога

Адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе неизбежна. Утренние истерики перед сборами в садик-признаки тяжелой адаптации ребенка к детскому саду. Кто-то её проходит плавно, поплакав первую-вторую неделю, а чьё-то поведение заставляет родителей задуматься о том, что возможно рано малыша отдавать в сад, или стоит сменить группу и воспитателя.

Как мама троих деток я имею определенный опыт и могу подтвердить, что утверждения психологов о том, что существуют три вида адаптации к детскому саду вполне справедливы. Поговорим о :

  • Понятие адаптации
  • Степень адаптации ребенка в детском саду
  • Советы психолога по адаптации ребенка в детском саду
  • Личный опыт того, как помочь малышу ясельной группы пройти адаптацию.

Разберемся что такое понятие адаптации. Это подстраивание/привыкание всего организма вашего карапуза под непривычную для него среду. Имеется ввиду как его эмоциональное состояние так и физическое. Адаптация это всегда стресс. Что может быть страшнее для ребенка, чем разлука с мамой? Кто-то находится в этом сложном состоянии первый месяц, а кто-то пол-года не может адаптироваться к саду.

Психологами подмечено, что мальчики тяжелее девочек переносят это состояние. Именно в период от 3-5 они максимально привязаны к матери, плюс кризис 3 лет у них проходит обычно более выражено. Под гипнозом почти все взрослые вспоминают страхи и ощущение безмерного детского горя.

Психические травмы малыш прячет в себя (Петя укусил, а мамы нет рядом, воспитатель сказала, что если не будешь спать заберет бабайка, и мама любит только хороших и послушных деток),и этим подрывает своё здоровье, начиная часто болеть. К непривычному климату ясельной группы, воспитателям (по сути чужим тетям на первом этапе) добавляется адаптация к новым вирусам и микробам.

Поведение и есть те признаки по которым мама должна понять, что происходит с её сокровищем, и конечно же помочь ему в этот период всеми доступными методами. К первому дню в детском саду стоит готовиться заранее.

Степень адаптации ребенка в детском саду

  • Тяжелая
  • Средняя
  • Легкая

Тяжелая степень

Это безусловно те детки, которые идут в сад с истериками, даже спустя месяц, так что слышит весь двор. Зачастую к этому прибавляются «бесконечные» простуды и повышенная нервозность, плаксивость.

Средняя степень

Утренняя плаксивость характерна на первых порах от 2 недель до месяца и время от времени возникающих позже. Особых нервных срывов и истерик не случается, однако малыш сложно проходит «вирусную и бактериальную адаптацию в ясельной группе», начинает болеть.

Легкая степень

Малыш по утрам более-менее охотно идет в сад. Слабые изменения в его поведении заметны только родителям. Частая болезненность не отмечается.

Советы психолога по адаптации ребенка в детском саду

Дети с тяжелой формой адаптации трудно идут на контакт. Воспитатель может установить контакт только через родителя (бабушку, сестру).Попытки воспитателя заинтересовать его игрушкой имеют кратковременный эффект, или вообще остаются без внимания. Даже с учетом того, что все дети 2 лет играют особняком этот малыш заметнее других одинок и растерян. Переходит от одной игрушки к другой, старается забиться в угол, спрятаться. На похвалу / замечания не реагирует, словно его здесь нет. Отказывается от еды. При более активных попытках привлечь внимание начинает плакать ища маму. Часто болеет. Болезни зачастую затяжные, с осложнениями.

В подходе к таким малышам справится только опытный воспитатель путем где-то повышенного внимания, а где-то просто оставив малыша в его «уголке». Таких малышей чаще остальных нужно брать на руки, даря им «оставленное дома» ощущение безопасности и любви ( для скорейшего привыкания к воспитателю). В такой ситуации не обойтись без помощи психолога (они есть в каждом дошкольном учреждении).

Не стесняйтесь поговорить о сложившейся ситуации, если ваш воспитатель сам не проинформировал специалиста. Ребенка забирайте почаще до дневного сна. Пусть врач пропишет комплекс витаминов. Психолог создаст «моделирование» положительной ситуации нахождения карапуза в группе.

Средняя степень адаптации это когда малыш по утрам более- менее спокойно отправляется в свою группу, без регулярных истерик и умоляющего плача. У малыша также есть стресс от разлуки с мамой, но после того, как кроху оставляют в группе он совсем недолго хныкает, грустит время от времени. Проблемы заключаются в том, что стресс скрытый. Перемены в его поведении замечают только близкие (стал более «ручным», беспокойно стал спать). При обмене различными бактериями иммунитет не выдерживает двойной нагрузки и малыш болеет. Отличие от тяжелой адаптации и в том, что оказавшись дома карапуз очень быстро идет на поправку, никаких осложнений после болезни нет.

Советы психолога в данной ситуации. Малыша рекомендуется переключать на игрушки,хваля отводить в группу, вовлекать в игры. Родителям рекомендуется почаще вслух хвалить малыша за то,что он ходит в садик. С восторгом замечать все его достижения.

Хорошим признаком служит то, что после месяца — двух ваше сокровище активно начнет знакомиться с детками, будет инициатором игр (хотя это более характерно для деток после 3 лет).

Легкая адаптация в младшей группе сада характерна для половины малышей. Малыши поначалу активно хотят в сад. Им нравятся новые игрушки. Некоторые плачут утром, но при легкой адаптации дети никогда не закатывают утренних истерик, только хныкание и незначительные капризы (хочу идти в тапочках, возьму железную дорогу, пойду в пижаме). Привыкание к новому укладу жизни наступает примерно через 2-5 недель. Нет болезненности (иммунитет справляется).

адаптация ребенка в группе

В отношении психологов у меня двойственное мнение. Одни из них за мягкость и плавность, другие настаивают на том, что чем больше родитель пытается смягчить процесс адаптации к саду, тем только все усложняет, словно растягивая душевную боль. Нужно ясно дать понять ребенку что будет только так и никак иначе. Болеют все дети, и это нормально.

Я знаю на примере своих знакомых десятки историй того, как какой малыш проходил адаптацию к саду. Анечку я родила в 36, и глядя на поведение малышей практически наперед угадывала, как пройдет у них этот процесс привыкания к садику. Дети, у которых были двоюродные сестры и братья приспосабливаются легче.Труднее всего малообщительным малышам и как ни странно тем, с кем активно занимались до сада, уделяя им повышенное внимание. Так, моя принцесса к 2 годам знала животных, геометрические фигуры, цвета. Я занималась с ней играючись по карточкам Домана.

Каждое утро она шла в группу с любимой игрушкой (это был розовый фламинго, сейчас переключилась на мишку). Я специально создала вокруг игрушки образ защитника, частичку меня. Когда что-то случалось и мне приходилось её жалеть, то непременно подключалась игрушка (мишка тоже Анечку жалеет, как мама). Одна моя знакомая имела возможность нанимать няню на весь день, но решила, что не будет создавать «тепличные условия» и отвела сыночка в обычный садик, но с бассейном, зарядкой, видеоплеером и прочими бонусами. Адаптация к саду шла печально.

После консультации у детского психолога они нашли выход- диктофон, куда мама записала ему сказки, песенки. В сложные моменты воспитатели включали ему записи. Это спасло ситуацию. Ставлю акцент, что это был именно диктофон, а не смартфон, который бы посадил малышу зрение и облучал бы его, вызвав привыкание. Пришлось бы потом ломать голову как отучить малыша от гаджета.

Другой пример. Малыш тяжело привыкал к яслям, капризничал, плакал, и в итоге его практически силой каждое утро тянули в сад.Нужно отдать должное маме, которая мгновенно приняла правильное решение. Она отправилась на разведку в другой сад. Обратила внимание, что там с детками по утрам делают зарядку, другое питание, воспитатели ближе к 40 годам.

зарядка для облегчения адаптации в ясельной группе

В день перевода в другой сад словно сама судьба подсказала ей, что она поступает правильно. Мамочка услышала разговор молодых воспитательниц о малышах из группы. Сейчас все дети дебильные и истеричные и какой у них каторжный труд. Всех нормальных детей распределили в другие группы оставив им самых сложных и неуправляемых. Случается и такое. К моему сожалению мама при переводе не стала говорить об этом заведующей, когда та допытывалась о причинах перевода.

По словам мамы мальчишку словно подменили. Привыкание к саду проходило прекрасно. Шел с радостью, поскольку понимал, что там будет занята каждая минутка: зарядка, чтение, игры, поделки.

Мои советы , чтоб привыкание к саду протекало легко

  1. Готовьтесь к саду заранее,
  2. Осмотрите цветовую гамму будущей группы, наличие игрушек, книг, теплого покрытия на полу, отсутствие сквозняков,
  3. Дайте малышу в сад любимую игрушку,
  4. Будьте готовы к некоторой акклиматизации, пейте витамины,
  5. Обратите внимание на отношение воспитателей к другим детям,
  6. Фотографируйте сами своего малыша в группе сами, чтобы потом показывать ему по вечерам эти фотографии и общаться вопросами. Какие игрушки ты любишь? Малыш пальчиком покажет. Покажи на какой кроватке ты спишь? А где ты сидишь за столиком? Твоя кроватка самая хорошая, да?
  7. Устраивайте «каникулы» от посещений сада, оставляя малыша дома внепланово на день-другой,
  8. Если кроха остается дома (заболел, просто оставили) придерживайтесь режима дня как в ясельной группе,
  9. Всегда будьте на стороне своего малыша. Если адаптация/привыкание идет тяжело слушайте только своё сердце. Никто кроме вас не знает что лучше для вашего карапуза. Одним действительно нужна строгость, другим- мягкость.

Надеюсь, что моя статья о том, как протекает адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе вам поможет. По личному опыту могу сказать, что даже проходив в сад год ребенок будет испытывать голод от общения именно с вами. Делайте выходные максимально насыщенными общением. Как никто другой знаю насколько это сложно. Всего пару дней выходных и нужно многое успеть. Помните, что активное детство ребенка длится с 2 лет до 6. Всего 4 года.

Автор текста и владелица сайта: Наталья Чалая

Читать еще:  Этапы адаптации ребенка к детскому саду
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector