221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Адаптация в доу это

Адаптация детей к ДОУ

Ольга Яганова
Адаптация детей к ДОУ

I. Актуальность проблемы адаптации.

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Актуальность обусловлена тем, что адаптационный период –серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.

Задача воспитателя — создать максимум условий для того, чтобы ребенок безболезненно прошел все этапы привыкания к условиям ДОУ.

II. Цели и задачи процесса адаптации

Актуальность проблемы адаптациина современном этапе определила выбор цели моей работы:

• Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

• Повышение уровня психолого – педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребёнка.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:

• Изучить проблему адаптации, ее виды и способы и выявить особенности адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

• Организовать воспитательно-образовательный процесс, в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

• Охарактеризовать диагностический инструментарий исследования адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

• Создать систему взаимодействия с родителями.

III. Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Объект: адаптация детей раннего возраста

Предмет: адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении.

Основные группы участников:

1. Безболезненная адаптация детей к условиям детского сада.

2. Сформированность знаний у родителей по вопросам эмоционального развития детей и обучение их взаимодействию с детьми в период адаптации.

Способы участия в проекте субъектов образовательного процесса:

• Посещение на дому

• Работа с родителями

I этап – предполагает обнаружение проблемы, подбор психолого – педагогической литературы, раскрытие особенностей развития детей раннего возраста.

II этап – заключается в решении задач проблемы, по средствам создания и организация условий для адаптации детей раннего возраста, систему взаимодействия с родителями.

III этап – проверка успешности выбранной технологии для решения возникшей проблемы, через анализ результатов работы и диагностику прохождения адаптации детьми раннего возраста.

Принципами моей работы по адаптации детей в ДОУ являются:

1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ,

2. постепенное привыкание детей к новым условиям,

3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей,

4. сохранение в самые первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.

5. информирование родителей об особенностях адаптации ребенка на основе адаптационных карт,

6. индивидуальный подход к ребенку,

7. создание предметно-развивающей среды в группе,

8. контроль за физическим состоянием ребенка,

9. учет возрастных и психологических особенностей детей раннего возраста.

1. Формы и способы адаптации детей раннего возраста.

В процессе адаптации ребенка в ДОУ я использовала такие формы и способы адаптации детей как:

• Элементы телесной терапии (обнять, погладить).

С помощью телесно-ориентированной терапии оздоравливаются внутренние органы и улучшается самочувствие.

• Исполнение колыбельных песен перед сном.

Колыбельные — первые уроки родного языка для ребенка. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Релаксационные игры (песок, вода).

Релаксация — это снятие напряжения, расслабление, отдых. Упражнения должны быть в доступной игровой форме.

• Музыкальные занятия и развитие движений.

Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Песни разного характера вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.

• Игровые методы взаимодействия с ребенком.

Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Требования к играм, проводимым в адаптационный период:

• игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;

• не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);

• должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;

• всем детям предлагаются одинаковые предметы;

• инициатором игры выступает взрослый.

2. Организация условий для адаптации детей раннего возраста.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее.

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Важно сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателя.

2. Формирование у ребенка чувства уверенности.

Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации.

3. Работа с родителями.

Ее желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка.

Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами.

IV. Результаты и выводы

Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления психологических преград.

Период адаптации детейраннего возраста условно разделяют на три уровня:

1 уровень — период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу, беспокойство. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников. Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев).

2 уровень — дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду,адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми. Средний уровень адаптации (20-40 дней).

3 уровень — при ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми. Легкий уровень адаптации (10-15 дней).

Показателями окончания адаптационного периода является:

• спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;

• уравновешенное настроение в течение дня;

• адекватное отношение к предложениям взрослых;

• общение с ними по собственной инициативе;

• умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;

• желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;

• спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.

Была проведена также и оценка эмоционального благополучия детей, эта характеристика была выбрана как показатель адаптации ребенка к ДОУ. Обобщая результаты опыта видно, что при поступлении детей в группу, то есть в начале адаптационного процесса эмоциональное благополучие детей было низким – 11 человек (55%) показали именно такой уровень, лишь у 2 детей (10%) уровень эмоционального благополучия был высоким, то есть адаптация протекала легко. В конце адаптационного периода изучая эмоциональное благополучие детей, наблюдаем совершенно иную картину. Никто из детей не испытывал эмоционального дискомфорта от нахождения в группе, в ДОУ, в большинстве своем 12 детей (60%) ощущают себя комфортно в группе, в ДОУ. У 8 детей (40%) отмечен высокий уровень эмоционального благополучия, это значит, что они прошли адаптационный период к ДОУ, и посещение детского сада более для них не является стрессом. Проводя анализ результатов, можно заключить, что работа прошла успешно, так как наблюдается значительное улучшение показателей эмоционального благополучия детей.

Таким образом, следует считать, что выбранная методика адаптации детей к ДОУ является успешной, а условия создаваемые – благополучными. Значительно снизить напряженность острого периода адаптациивозможно за счет выполнения нескольких правил:

• индивидуальный подход к каждой семье;

• своевременное информирование всех заинтересованных сторон;

• создание в ДОУ благоприятной психологической атмосферы и соответствующих условий для воспитанников.

Целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты даже при тяжелой адаптации облегчает его привыкание к новым условиям. Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.

Малыши в период адаптации (из опыта работы) Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность.

Особенности взаимодействия воспитателя с родителями в период адаптации к детскому саду детей раннего возраста. Цель проекта – оказание помощи родителям в период адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются.

УРОВНИ И КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

Автор: Солнцева Алена Валерьевна

Читать еще:  Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

УРОВНИ И КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям детского сада

к основным критериям адаптации относятся:

— уровень нервно-психического развития;

— заболеваемость и течение болезни;

— главные антропометрические показатели физического развития.

Различают четыре степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

1) легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;

2) средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней;

3) тяжелая адаптация: ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки. Длится от двух до шести месяцев;

4) очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Как бы мы ни готовили ребенка к яслям, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия. Малыш беспокойно спит или не спит вообще, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними.

Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстрее одеться, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают, не давая возможности побыть самим собой.

Важен и вопрос организации периода адаптации. Так, проведение приема детей в ДОУ заранее – весной – дает возможность реализовать назначение, которое родители получили от педагога – психолога и таким образом приблизить домашние условия к условиям детского сада.

Также большую роль играет правильно построенная работа с родителями, о которой будет рассказано в следующей главе.

В детском учреждении воспитатель ведет наблюдение за каждым ребенком, фиксируя результаты в листах адаптации. В периоде адаптации также очень важны комплексные оздоровительно – воспитательные мероприятия. Процесс адаптации управляем, и дает свои положительные результаты.

Уровни и критерии адаптации

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии;

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами;

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Также существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

Важнейший компонент адаптации — согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и с реальностью социальной среды.

Работа с родителями.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже восьми часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.

Поэтому задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Также родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Для ребенка также очень важно, как он чувствует себя в группе, нравится ли ему там. Для этого педагогу необходимо создать комфортные условия для пребывания ребенка в детском саду, о которых будет говориться в следующих главах.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой «домик» можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность двух-трехлетних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными – никаких внешних причин для этого нет.

Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно – эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами – маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка – тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Летом подобные игры легко организовать на улице. В осеннее – зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для многообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, и так далее.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон.

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.

Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное – эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Читать еще:  Адаптационные занятия в детском саду

Адаптация детей раннего возраста к условиям доу

Нельзя недооценивать важность адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, ведь именно там впервые приобретается полноценный опыт коллективной коммуникации. Ребенку следуют привыкнуть к новым знакомствам, другому режиму, непривычным впечатлениям и прочему. Для этого необходимы определенные условия, и в чем они заключены вы узнаете из статьи.

Что такое адаптация детей к условиям ДОУ

ДОУ называют дошкольное образовательное учреждение. Многие предполагают, что речь идет исключительно о детском садике. Это не так. Также к ДОУ относят любые центры развития ребенка. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ – непростой процесс. Например, даже вступление детей в ясли кардинально меняет образ жизни всей семьи. Малыш и родители испытывают тревогу. Семья привыкла, что ребенок всегда под контролем и к иному им приспособиться сложно. Дошкольник переживает стресс, пытаясь адаптироваться к другому распорядку дня, режиму сна. Происходят очевидные перемены: малыш по несколько часов не видит близких, ест немного другую еду и так далее.

От его способности адаптироваться к изменениям зависит последующее развитие и благополучное нахождение в дошкольном учреждении. С помощью адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ устраняются появляющиеся проблемы, формируется приспособляемость детей к новизне.

Немаловажный аспект – социальная адаптация детей. Ребенку следует испытать себя в обстановке для привыкания к ДОУ, с учетом его возраста.

Фазы адаптационного процесса: острая, подострая, компенсации

Существует несколько фаз адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Острая фаза

Характеризуется различными колебаниями психического статуса, соматического состояния. Наблюдаются последствия в виде периодических респираторных заболеваний, нарушения сна, снижения веса и аппетита, регрессом в речевом развитии. Симптомы длятся около месяца.

Подострая фаза

Поведение ребенка вполне адекватно. Все негативные проявления снижаются, возникая лишь по отдельным параметрам. Происходит это на фоне невысокого темпа развития (в особенности психического) в сравнении с усредненными возрастными нормами. Симптомы могут продлиться 3-5 месяцев.

Фаза компенсации

Для фазы характерен повышенный темп развития, благодаря которому ребенок к завершению учебного года преодолевает упомянутую ранее задержку в развитии.

Проблемы, относящиеся к адаптации, остаются в теоретической плоскости, ограничиваясь короткими рекомендациями родителям перед поступлением малыша в детский сад –приблизить домашний режим дня к режиму садика или иного учреждения.

При этом период адаптации очень важен: он требует радикальных действий взрослых. Решение вопроса лежит на педагогах ДОУ. Им предстоит организовать жизнь малыша так, чтобы он безболезненно и адекватно приспособился к новым условиям.

Степени адаптации к ДОУ

Рассмотрим степени адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Легкая

Характерна для группы детей, посещающих учреждение без особых переживаний, с желанием. Период адаптации обычно ограничивается 3-4 неделями. Такой малыш практически не доставляет хлопот. Возникающие в поведении изменения кратковременны и почти незаметны.

  • Малыш без волнения входит в группу, с любопытством осматривается вокруг.
  • Когда незнакомый взрослый обращается к нему, ребенок смотрим ему в глаза. Может сам инициировать контакт, просить о помощи.
  • Способен сам себя занять, настроение бодрое либо спокойное, эмоции легко распознаваемы.
  • Малыш придерживается обозначенным нормам поведения, демонстрирует адекватную реакцию на одобрение или замечания, корректирует поведение по ситуации.
  • Доброжелательно относится к детям, охотно играет с ними.

Средняя

Степень характерна для ребят без нервных расстройств. Попав в новую среду, они начинают чаще болеть. Происходит «обмен» различными инфекциями. У некоторых наблюдаются частые ОРЗ и другие проблемы. При подобном виде адаптации уровень заболеваемости ребенка может снизить доктор. Своевременно назначив корригирующие мероприятия, медик предотвратит развитие заболеваний и степень адаптации приблизится к легкой.

  • Малыш контактирует через телесные ощущения или наблюдение за привлекательными для него действиями воспитателя.
  • Первое напряжение спадает, контакт происходит по инициативе дошкольника.
  • Замечания и поощрения воспринимает адекватно, но может нарушать правила, установленные в группе (социальное экспериментирование).

Примерный срок адаптации: около месяца. В этот период могут возникать болезни, протекающие без явных осложнений.

Тяжелая

Протекание стадии проходит сложно. Перемена обстановки дается детям тяжело. Ответная реакция: нервные срывы, частые простудные заболевания.

  • Контакт с малышом устанавливается через родителей, либо он замыкается даже при них.
  • Внимание малыша рассеяно: он может проявлять интерес к игрушкам, но надолго он не задерживается.
  • Не начинает игровых действий, выглядит обеспокоенным.
  • Равнодушен к замечаниям и похвале воспитателя, либо пугается, ища защиты у родителей.

Ребенку, переживающему тяжелую степень адаптации, может потребоваться помощь педиатра или узкого специалиста.

Далее рассмотрим причины, провоцирующие подобное поведение.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

Имеется несколько аспектов, провоцирующих детский стресс. Первая причина: отрыв от матери. Обычно дошкольники неразрывно связаны с матерью или отцом, не представляя себя без них. Новая обстановка и отсутствие близкого человека всерьез тяготит малыша, потерявшего возможность вести себя так, как привык дома. Ему сложно понять и принять новую форму поведения, и это вызывает дискомфорт, страдания. Страх дает толчок к стрессу, образовывая порочный круг. Ребенок начинает сомневаться, что мама любит его, раз оставила одного в непривычных условиях.

Неблагоприятная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ провоцирует нервные срывы или болезни. При тяжелой стадии адаптации процесс обычно затягивается на длительный период. В отдельных случаях ребенок так и не приспосабливается к непривычному коллективу. Детей с тяжелой адаптацией, которую в поликлинике можно прогнозировать еще в раннем возрасте, не рекомендуется в 3-летнем возрасте определять в садик.

Считается, что мальчики 3-5 лет в плане адаптации уязвимей девочек. В этом возрасте они больше привязаны к родителям, болезненней реагируя на расставание с ними. Учитывайте кризис 3-х лет, накладывающийся на период адаптации. Малыш впервые начинает ощущать себя личностью, демонстрируя это окружающим. Некоторые родители игнорируют эти перемены в ребенке, провоцируя еще больший стресс.

В возрасте трех лет ребенок ощущает острую потребность в родителе. Его ослабленную психику следует беречь. Иногда груз адаптации в саду оказывается непомерно тяжелым в этот период.

Подготовка детей раннего возраста к посещению ДОУ

Какие моменты следует учесть при подготовке к ДОУ.

Возраст

Согласно наблюдениям психологов, каждому возрасту свойствен свой срок адаптации. Отмечается, что в ясельной группе он наиболее короткий – примерно одна-полторы недели. В трехлетнем возрасте срок может увеличиться до полумесяца или немного дольше. Для старшего дошкольного возраста срок адаптации может составить месяц. Это обобщенные данные, и некоторые дети могут не попадать под них.

Первые дни в ДОУ

Не хотите, чтобы это произошло? Приблизьте домашние условия к детсадовским. Малыш должен уметь проситься на горшок, надевать некоторые предметы гардероба, умываться, орудовать ложкой, выражать свои желания словами или простыми жестами.

Состояние здоровья

Аспект, влияющий на развитие и поведение малыша – состояние здоровья. Болезненный и ослабленный ребенок зачастую либо раздражителен и капризен, либо вял. Он быстро утомляется, может отставать в развитии. В первые дни пребывания в ДОУ это проявляется с особой очевидностью.

Ослабленным ребятам сложнее адаптироваться к непривычным условиям. Они начинают чаще болеть, сложно переживают расставание с близкими. Бывает, что это выражается подавленностью или потерей веса, а не плачем или явными негативными появлениями. Такое состояние должно беспокоить не менее, чем ярко выраженные отрицательные эмоции.

Особое внимание следует обратить на ребят со слабым типом нервной системы. Им непросто даются любые перемены. При малейших проблемах их эмоциональное состояние подвергается стрессу, несмотря на то, что они могут не выражать свои чувства слишком явно. Все новое дается им с огромными сложностями. Они ни в чем не уверены, медленнее большинства приобретают нужные навыки. Такие дети нуждаются к адаптации, и приучать их следует постепенно. Поощряйте и подбадриваете их в освоении нового.

Рекомендации родителям

Воспитатели дают общие рекомендации:

  • Настраивайте ребенка на положительные перемены. Объясняйте ему, как ему здорово будет в новом месте, и как туда многие хотели бы попасть. Отмечайте, как вам повезло, что ребенка приняли в ДОУ.
  • Приводя ребенка в учреждение, старайтесь расставаться с ним быстро и легко. Длительные прощания и обеспокоенное лицо, вызовут у него тревогу.
  • Если малыш очень сложно переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первое время малыша отводил другой член семьи. Также его следует забираться домой пораньше, не разлучаться на слишком длительное время.
  • Климат в семье должен быть спокойным и бесконфликтным.
  • Бережно относитесь к его нервной системе.
  • Сократите просмотр телевизионных передач, чаще бывайте на свежем воздухе.
  • Сообщите преподавателям обо всех особенностях и предпочтениях ребенка.
  • С пониманием относитесь к истерикам ребенка, показывайте, что вы их замечаете. Помогите ребенку успокоиться, не игнорируйте его проблему.
  • При ярко выраженных невротических реакциях обратитесь к специалисту.

Игры с ребенком в период адаптации

Игра – основное средство расслабления для дошкольника. Посредством игры налаживаются доверительные отношения.

В чем преимущество игры для ребенка в сравнении с иными средствами расслабления:

  • Ребенок получает возможность ощутить свою силу, способности.
  • Ему не приходится испытывать беспомощность.
  • Он познает окружающий мир, учится самовыражению, возвышается в собственных глазах.
  • Учится общению.
  • Учится управлять собственными чувствами.
  • Переживает широкий спектр эмоций.
  • Отличный расслабляющий эффект дают различные игры с песком, водой.
  • Отрицательные эмоции затормаживаются при монотонных движениях руками, поэтому обратите внимание на такие игры, как собирание крупных деталей конструктора, нанизывание шариков на шнур и тому подобное.

В ДОУ часто используют такие эффективные игры, как «Мой любимый садик», которые демонстрируют все преимущества учреждения. Обычно в центре комнаты размещается небольшой стенд со снимком учреждения. Возле него клеятся лепестки с соответствующими записями. Эти надписи (или рисунки) должен делать ребенок, перечисляя все хорошее, что имеется в садике и школе.

Читать еще:  Идем в садик как подготовить ребенка

Также нередко используется игра «Солнышко», позволяющая получить от окружающих «психологические поглаживания», остро необходимые ребенку, чтобы ощутить свою важность и ценность в глазах других. Игра проводится в обстановке дружелюбия и с хорошим настроением. Идеально, если участниками игры станут родители малыша, поощрение и оценка которых особо важна. Через игры и сказки можно показать ребенку все преимущества ДОУ, и эту возможность нужно обязательно использовать при любой удобной возможности.

Адаптация ребёнка к условиям ДОУ

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» >
  • Школа мудрого родителя (3)
  • Для Вас родители (2)
  • Для педагогов (2)

Адаптация ребёнка к условиям ДОУ

Адаптация ребёнка к условиям ДОУ

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, рациона питания, системы поведенческих реакций малыша, необходимостью устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Адаптация – это приспособление организма к новым условиям, что является необычной ситуацией в жизни ребенка, следовательно, стрессовой, требующей более внимательного, терпеливого отношения к нему.

Адаптация ребенка к новым обстоятельствам жизни — сложный процесс, как для детей, так и для взрослых: родителей и воспитателей. Многие дети не способены выразить свои чувства словами, поэтому появляются значительные перемены в их поведении. Но если отнестись к малышу внимательно, то эти временные отклонения пройдут быстрее и менее болезненно для взрослых и ребенка.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ:
• поведенческие реакции;
• уровень нервно – психического развития;
• заболеваемость и течение болезни;
• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Некоторые проявления, на которые стоит обратить внимание родителям:

В этот период ребенку могут быть свойственны:

эмоциональная нестабильность, перепады настроения, плаксивость, агрессивность, потеря интереса к любимым игрушкам и занятиям;

  • речь может «вернуться» на несколько месяцев назад, и это относится не только к речи. Ребенок вдруг начинает демонстрировать то поведение, которое было у него год назад. Не стоит проявлять особого беспокойства по этому поводу, а тем более бранить и стыдить ребенка. В состоянии тревоги нам всем частенько хочется побыть детьми, как бы спрятаться от проблем, уйти туда, где было безопасно и комфортно.
  • повышается восприимчивость к инфекционным заболеваниям, так как эмоциональные нагрузки ослабляют иммунитет ребенка.

Такие симптомы, несомненно, тревожат родителей и создают дискомфорт ребенку.

Все вышеперечисленные признаки являются наиболее типичными при адаптации малыша к ДОУ. Их появление свидетельствует скорее о норме, чем о патологии. Так как психика при нормативном функционировании должна реагировать на изменение условий жизни. И то, что эти реакции проявятся в поведении ребенка вне зависимости от его и нашего с Вами желания, совершенно естественно. Другое дело, как долго они будут сохраняться, и омрачать детскую душу переживаниями. Но следует учитывать то, что нет абсолютно одинаковых детей, особенности функционирования нервной системы различны у каждого отдельного ребенка и есть признаки, на которые необходимо обратить особое внимание.

Признаки невротических реакций в период адаптации:

  • рвота;
  • повышенное пристрастие к личным вещам;
  • наличие страхов;
  • неуправляемое поведение;
  • стремление спрятаться от взрослых;
  • истерические реакции;
  • тремор (дрожание) подбородка, пальчиков;
  • сосание пальца, появление подёргивания части лица или тела;
  • недержание мочи или кала, как днем, так и ночью;
  • выщипывание волос, бровей, ресниц, расчесывание отдельных участков тела до крови.

Если Вы обнаружили хотя бы 1-2 из перечисленных симптомов у Вашего ребенка, НЕМЕДЛЕННО обратитесь к детскому НЕВРОЛОГУ!

Данные эмоциональные и поведенческие трудности, возникающие у детей при адаптации к условиям детского сада, безусловно, требуют от родителей повышенного внимания, участия, отношения к проблемам ребенка в указанный период. Не стоит впадать в панику, винить себя и малыша в проблемной ситуации. Повышенная тревожность в данной ситуации — явление не уникальное и даже типичное. Адаптация ребенка к условиям ДОУ не простой, иногда длительный процесс. Но только в руках у родителей имеются все необходимые возможности для того чтобы сделать его менее болезненным и драматичным.

Советы родителям по адаптации ребенка к ДОУ.

1.Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне посещения ДОУ.

2.В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес ДОУ и его сотрудников.

3.Не наказывайте и не запугивайте детским садом и воспитателями.

4.В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка, старайтесь придерживаться режима ДОУ.

5.Дома проговаривайте с ребенком все режимные моменты, которые будут происходить с ним в ДОУ: «Мы придем в детский садик, я помогу тебе раздеться, вместе с тобой сложим вещи в шкафчик, попрощаемся, и ты войдешь в группу, поздороваешься с воспитателем, детьми, поиграешь, погуляешь, пообедаешь, и я за тобой приду».

Благодаря таким разговорам ребенок привыкает к определенной последовательности событий, знает в какой момент за ним придут, все это упорядочивает его нарушенную жизнь.

6.Не отучайте ребенка от вредных привычек в период адаптации.

7.Создайте в доме спокойную, бесконфликтную обстановку.

8.На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест (цирк, театр…), сократите просмотр телевизионных передач, старайтесь щадить ослабленную нервную систему ребенка. Помните, что даже избыток положительных эмоций излишне напрягают и без того перегруженную психику ребенка.

9.Будьте терпимы к капризам ребенка. При явно выраженных невротических реакциях лучше оставить ребенка дома.

10.Эмоционально поддерживайте ребенка: чаще обнимайте, поглаживайте, целуйте, называйте ласково по имени.

11.Не планируйте важных дел в первые недели пребывания ребенка в ДОУ. Выход на работу необходимо заранее спланировать с учетом периода привыкания малыша. Это поможет снизить нагрузку на нервную систему мамы, ведь дети чувствуют любые перемены в эмоциональном состоянии материи и реагируют на них изменением поведения.

КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ

В различных источниках приводят различные критерии процесса адаптации.

Необходимо учитывать: адаптационный период протекает в течение от 10 до 128 дней.

По длительности выделяют три вида адаптации:

Легкая адаптация: от 10 до 15-25 дней.

У ребенка на 8 – 16 день нормализуется сон, он нормально начинает есть.

Настроение преобладает бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем.

Отношения к близким взрослым не нарушается, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным.

Интерес к окружающему восстанавливается в течение 2 – х недель при участии взрослых.

К концу первого месяца восстанавливается активная речь.

Ребенок болеет не более 1 раза, сроком не более 10 дней, без осложнений.

Адаптация средней тяжести: от 25 до 40-60 дней.

Сон и аппетит восстанавливается лишь через 20-40 дней.

Настроение не устойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня.

Отношение к близким людям: эмоционально – возбужденное (плач, крик при расставании и встрече).

Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным

Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется.

Заболеваемость от 2-х раз, сроком не более 10 дней, без осложнений.

Изменения в вегетативной системе: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) – в течение 1,5 – 2 недель.

Адаптация тяжелой степени: болеее 40-60 дней.

Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами.

Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул.

Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет.

Поведенческие реакции нормализуются лишь на 60 день пребывания в ДОУ.

Отношение к близким людям: эмоционально – возбужденное, лишенное практического взаимодействия.

Отношение к детям: избегает общения, сторониться или проявляет агрессию.

Речь не использует или имеет место задержки речевого развития на 2-3 периода.

Заболеваемость более 3 – х раз в месяц, более 10 дней.

Адаптационный период для каждого ребенка проходит по-разному и определяется особенностями его нервной системы, уровнем развития общения, общим эмоциональным фоном (настроением), семейными обстоятельствами. Необходимо помнить, что перемены в жизни ребенка – это также тест на родительскую компетентность, показатель того насколько родители готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности. Помните о том, что на новом жизненном этапе малыш учиться приобретать опыт построения отношений с миром и Вами, делает важные шаги на пути своего развития, развития своей личности. Родительская поддержка, принятие тревог и забот ребенка, уверенность в том, что он справиться со всеми трудностями придадут маленькому человеку веру в свои силы и обеспечат необходимый эмоциональный настрой.

Адаптационный период считается законченным, если:

спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;

уравновешенное настроение в течение дня;

адекватное отношение к предложениям взрослых;

общение с ними по собственной инициативе;

умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;

желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;

спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени;

спокойный ночной сон, без просыпания до утра.

Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector