Адаптация в доу
Адаптация детей к ДОУ
Ольга Яганова
Адаптация детей к ДОУ
I. Актуальность проблемы адаптации.
Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.
Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Актуальность обусловлена тем, что адаптационный период –серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.
Задача воспитателя — создать максимум условий для того, чтобы ребенок безболезненно прошел все этапы привыкания к условиям ДОУ.
II. Цели и задачи процесса адаптации
Актуальность проблемы адаптациина современном этапе определила выбор цели моей работы:
• Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
• Повышение уровня психолого – педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребёнка.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
• Изучить проблему адаптации, ее виды и способы и выявить особенности адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
• Организовать воспитательно-образовательный процесс, в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
• Охарактеризовать диагностический инструментарий исследования адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
• Создать систему взаимодействия с родителями.
III. Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Объект: адаптация детей раннего возраста
Предмет: адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении.
Основные группы участников:
1. Безболезненная адаптация детей к условиям детского сада.
2. Сформированность знаний у родителей по вопросам эмоционального развития детей и обучение их взаимодействию с детьми в период адаптации.
Способы участия в проекте субъектов образовательного процесса:
• Посещение на дому
• Работа с родителями
I этап – предполагает обнаружение проблемы, подбор психолого – педагогической литературы, раскрытие особенностей развития детей раннего возраста.
II этап – заключается в решении задач проблемы, по средствам создания и организация условий для адаптации детей раннего возраста, систему взаимодействия с родителями.
III этап – проверка успешности выбранной технологии для решения возникшей проблемы, через анализ результатов работы и диагностику прохождения адаптации детьми раннего возраста.
Принципами моей работы по адаптации детей в ДОУ являются:
1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ,
2. постепенное привыкание детей к новым условиям,
3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей,
4. сохранение в самые первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.
5. информирование родителей об особенностях адаптации ребенка на основе адаптационных карт,
6. индивидуальный подход к ребенку,
7. создание предметно-развивающей среды в группе,
8. контроль за физическим состоянием ребенка,
9. учет возрастных и психологических особенностей детей раннего возраста.
1. Формы и способы адаптации детей раннего возраста.
В процессе адаптации ребенка в ДОУ я использовала такие формы и способы адаптации детей как:
• Элементы телесной терапии (обнять, погладить).
С помощью телесно-ориентированной терапии оздоравливаются внутренние органы и улучшается самочувствие.
• Исполнение колыбельных песен перед сном.
Колыбельные — первые уроки родного языка для ребенка. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Релаксационные игры (песок, вода).
Релаксация — это снятие напряжения, расслабление, отдых. Упражнения должны быть в доступной игровой форме.
• Музыкальные занятия и развитие движений.
Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Песни разного характера вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.
• Игровые методы взаимодействия с ребенком.
Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период:
• игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
• не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
• должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;
• всем детям предлагаются одинаковые предметы;
• инициатором игры выступает взрослый.
2. Организация условий для адаптации детей раннего возраста.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее.
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Важно сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателя.
2. Формирование у ребенка чувства уверенности.
Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации.
3. Работа с родителями.
Ее желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка.
Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами.
IV. Результаты и выводы
Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления психологических преград.
Период адаптации детейраннего возраста условно разделяют на три уровня:
1 уровень — период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу, беспокойство. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников. Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев).
2 уровень — дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду,адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми. Средний уровень адаптации (20-40 дней).
3 уровень — при ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми. Легкий уровень адаптации (10-15 дней).
Показателями окончания адаптационного периода является:
• спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;
• уравновешенное настроение в течение дня;
• адекватное отношение к предложениям взрослых;
• общение с ними по собственной инициативе;
• умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;
• желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;
• спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.
Была проведена также и оценка эмоционального благополучия детей, эта характеристика была выбрана как показатель адаптации ребенка к ДОУ. Обобщая результаты опыта видно, что при поступлении детей в группу, то есть в начале адаптационного процесса эмоциональное благополучие детей было низким – 11 человек (55%) показали именно такой уровень, лишь у 2 детей (10%) уровень эмоционального благополучия был высоким, то есть адаптация протекала легко. В конце адаптационного периода изучая эмоциональное благополучие детей, наблюдаем совершенно иную картину. Никто из детей не испытывал эмоционального дискомфорта от нахождения в группе, в ДОУ, в большинстве своем 12 детей (60%) ощущают себя комфортно в группе, в ДОУ. У 8 детей (40%) отмечен высокий уровень эмоционального благополучия, это значит, что они прошли адаптационный период к ДОУ, и посещение детского сада более для них не является стрессом. Проводя анализ результатов, можно заключить, что работа прошла успешно, так как наблюдается значительное улучшение показателей эмоционального благополучия детей.
Таким образом, следует считать, что выбранная методика адаптации детей к ДОУ является успешной, а условия создаваемые – благополучными. Значительно снизить напряженность острого периода адаптациивозможно за счет выполнения нескольких правил:
• индивидуальный подход к каждой семье;
• своевременное информирование всех заинтересованных сторон;
• создание в ДОУ благоприятной психологической атмосферы и соответствующих условий для воспитанников.
Целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты даже при тяжелой адаптации облегчает его привыкание к новым условиям. Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.
Малыши в период адаптации (из опыта работы) Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность.
Особенности взаимодействия воспитателя с родителями в период адаптации к детскому саду детей раннего возраста. Цель проекта – оказание помощи родителям в период адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются.
Адаптация в доу
Родительская теплота нужна ребенку именно в ту пору, когда он – маленький и беспомощный – всецело зависит от старших! Мать нужна ребенку как источник безопасности. На втором году жизни продолжительная разлука с матерью может оказать негативное влияние: появляются капризность, плаксивость, обидчивость. Длительный эмоциональный стресс ослабляет защитные силы организма, и ребенок начинает часто болеть.
Отрыв от дома, близких и родных, и встреча с новыми взрослыми и детьми переживаются малышом как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.
В детском саду ребенку нужно привыкнуть:
- к новым взрослым людям, которые будут о нем заботиться;
- к новой обстановке — помещениям, мебели, игрушкам;
- обществу своих сверстников;
- новой пище и условиям еды;
- новой обстановке для сна.
Ознакомительный период должен быть обязательно. Малышу нужно познакомиться с воспитателями, которые в детском саду возьмут на себя заботу о нем. Лучше всего, если первый раз ребенка приведут на прогулку или в группу после приема детей. Такое посещение позволяет ребенку в спокойной обстановке познакомиться с воспитателями и со всеми новыми для него помещениями. Ребенок должен убедиться, что в детском саду безопасно и интересно.
В ходе первой встречи необходимо добиться того, чтобы ребенок сам захотел прийти в детский сад. Если же малыш напуган и явно не хочет идти в детский сад, такие «пробные» встречи надо повторить несколько раз. Если ребенок теряется, жмется к матери, не надо настаивать, пусть он немного освоится. Лучше найти возможность побеседовать втроем (с ним и с воспитателем), рассмотреть игрушки, понаблюдать за другими детьми.
Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к восьми часам утра и оставляют до вечера. При этом дети оказываются свидетелями слез и отрицательных эмоций других детей. Нет нужды объяснять, как это сказывается на их настроении.
Первую неделю можно приходить в период с 9.00 до 12.00, накормив ребенка дома завтраком. Родителям можно пройти в групповую комнату вместе с ребенком. Поддержка, уверенность в том, что мама рядом, помогает освоиться в новой обстановке, установить отношения с воспитателем, с детьми.
Если малыш в хорошем настроении, активен, легко отпускает родителей, они могут оставить его в группе одного на 2 – 3 часа уже со второго-третьего дня.
Случается, что ребенок не плачет, но и не играет, он подавлен. Такое состояние должно беспокоить не меньше, чем плач или капризы. Родителям следует на первых порах сократить время пребывания детей в группе до минимума, а домашние условия приблизить к режиму детского сада, потренировать его в самостоятельности, чтобы ребенок мог сам обслуживать себя.
Во вторую неделю можно попробовать обедать в группе и, возможно, к концу недели – спать. Все дети могут приносить из дома игрушки, которые они берут с собой в постель во время тихого часа.
Третью неделю лучше забирать ребенка вскоре после дневного сна.
В детский сад желательно поступать с уже сформированными навыками самообслуживания:дети должны самостоятельно ходить в туалет или пользоваться горшком,чистить зубы, одеваться и раздеваться (с помощью взрослых), пользоваться столовыми приборами и салфеткой, пить из чашки и т. п. Эти навыки только на первый взгляд кажутся элементарными, а как страдают дети, которых родители не научили простым приемам самообслуживания.
Родителям следует помнить, что в детском саду все игрушки будут общими, а ребенок будет вынужден подчиняться общим требованиям.
Если что-либо волнует вас в связи с детским садом, никогда не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь своими опасениями с сотрудниками детского сада. Постоянный добрый контакт с педагогами позволит родителям избежать многих просчетов в воспитании ребенка и его дальнейшем обучении. Пусть малыш почувствует, что родители выражают полное доверие и симпатию этим новым для него людям.
Дома в адаптационный период нужно относиться к малышу более терпимо и внимательно. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком особенно ласковым.
Когда адаптация к детскому саду произойдет, родители узнают это по изменившемуся поведению ребенка. Его легко можно рассмешить, ребенок редко выходит из себя. Малыш ложится спать спокойно, у него нет ночных кошмаров или странных страхов, он почти не мочится в постель. У него появляются друзья, с которыми он охотно играет. Если эти добрые перемены произошли, значит, все в порядке, малыш привык к детскому саду, и у него началась новая и интересная жизнь. В садике он получит много нового и полезного.
Педразвитие
Автор: Ярманова Екатерина Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №74 Приморского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Организация процесса адаптации к условиям ДОУ. Способы введения детей в условия ДОУ.
Дата публикации: 28.09.2019
Раздел: дошкольное образование
Организация процесса адаптации к условиям ДОУ.
Способы введения детей в условия ДОУ.
Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Период,
сопровождающийся переживаниями ребёнка и матери (близких). Это не только процесс
привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и
выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни
безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателями, третьи
реагируют достаточно спокойно. Это нормативный процесс. Эти переживания носят
приходящий характер, т.е. приходят – уходят.
Факторы, определяющие характер адаптации.
Первая группа факторов связана с физическим состоянием вашего ребенка.
Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями к адаптации,
лучше справляется с трудностями. А вот дети, которые быстро утомляются, просто
соматически ослабленные, имеют плахой аппетит, такие детки испытывают трудности в
привыкании. Если ребёнок не приучен к правильному режиму, могут возникнуть
трудности, ребёнок плохо спит, родители не соблюдают режим ребёнка, всё это приводит к
истощению нервной системы. Такой малыш хуже справляется с трудностями
адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и как следствие ребёнок
заболевает. Ещё в дополнении происходит отрыв от родных. От того, насколько ребенок
подготовлен в семье к переходу в детское дошкольное учреждение и от того, как
организуют период его адаптации воспитатели и родители зависят и течение
адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни
малыша приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка.
Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность,
беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, он или стремится к контакту со
взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников.
Порой родители очень удивляются, что ребёнок сильно изменяется, у детей меняется
активность к предметному миру, его не радуют игрушки, снижается интерес к
окружающему миру, уровень речевой активности снижается, да и новые слова
осваиваются с большим трудом. Всё это в совокупности, объясняется тем, что ребёнок
попадает в окружение многих детей и конечно же подвергается риску инфицированной
чужой вирусной флорой, всё это нарушает реактивность организма, и в итоге к
Выделяют три фазы адаптации:
1. Острая фаза – в это время у ребёнка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение
сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут проявляться
упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.
2. Собственно адаптация – в этот период ребёнок постепенно привыкает к новым
условиям, нормализуется поведение.
3. Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик.
Ускоряется темп развития психологических процессов.
Период адаптации может длиться от одной – двух недель до трёх-четырёх месяцев
и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья ребёнка, от особенностей
нервной системы и т.п.
Чтобы облегчить адаптационный период, сделать его менее болезненным, важно уделять
ребёнку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.
1. Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские
площадки, праздники, приучайте к играм со сверстниками.
2. Желательно обучить ребёнка до начала посещения детского сада элементарным
навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.
3. Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы
он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте
ребёнка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда.
Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа,
полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный
режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребёнок привыкнет к своему
4. Важно создавать положительный образ детского сада. Никогда не пугайте ребёнка
воспитательницей или детским садом. Вместе с тем, не сулите ему райской жизни, будьте
честны с малышом, однако делайте акцент на всём, что может способствовать
позитивному настрою: расскажите о том, что может быть ему там интересно, чему он
5. Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребёнку всё, что ему может понадобиться в группе
(запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму и т.п.)
6. Дайте ребёнку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него тёплые
чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним
ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в
детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ей грустно.
7. Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребёнка,
о том, как он ведёт себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть
какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте
доброжелательный интерес к его учебным занятиям и успехам.
8. Одна из самых распространённых проблем – утренний плач ребёнка при расставании с
родителями. Важно дать понять малышу, что ходить в садик придётся. Твёрдо скажите
малышу, что вы его оставляете только на несколько асов, что так надо, что вы его любите и
обязательно придёте за ним в определённый час. Сократите «сцену прощания». Как
правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребёнок успокаивается.
Создайте «ритуал прощания»: договоритесь заранее с ребёнком, например, о том, что вы
помашете ему в окошко и пошлёте воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить
вас. И конечно, похвалите его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.
9. Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам
семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие
успешного протекания этого периода – отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть
малейшие колебания, ребёнок их «уловит», и ему будет ещё труднее расставаться с вами.
10. По дороге домой старайтесь поговорить с ребёнком, узнайте, что было за день
хорошего, а что не очень удалось, что ребёнок узнал нового, с кем играл. Отдав ребёнка в
садик, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а
в качестве ваших взаимоотношений. Они могут стать более тёплыми, если вам есть, что
рассказать друг другу.
11. Проблемы адаптации в садике могут возобновиться после праздников, каникул, а
также при серьёзном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо
проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время
пребывания ребёнка в детском саду либо в течение какого-то времени по договорённости с
воспитателем устраивать перерыв в середине недели.
Способы введения детей в условия ДОУ
I. Адаптацию детей к дошкольному учреждению следует рассматривать как процесс
П. При организации управления необходимо учитывать, что адаптация детей третьего
года жизни к условиям детского сада — это активное усвоение ребенком
социального опыта новой для него среды, приобретаемого им в различных видах
деятельности и, в первую очередь, общения.
Ш. В организации управления процессом адаптации решающая роль принадлежит:
определению цели управления, которая заключается в построении комплексной
педагогической системы, обеспечивающей ребенку активное овладение необходимым
социальным опытом той среды, в которую он введен;
выявлению исходного уровня развития формирующей потребности в момент
поступления ребенка в дошкольное учреждение и принадлежности его к одной из
групп по характеру адаптации;
созданию программы управления процессом адаптации, то есть комплексной
системы педагогических воздействий, которая обеспечит взаимосвязь семейного и
общественного воспитания, единство принципов, содержания и методов
педагогического воздействия; формирование у ребенка, поступившего в дошкольное
учреждение потребностной сферы, адекватной условиям общественного воспитания.
Программа управления процессом адаптации включает два этапа:
I этап — организационный этап предусматривает —
Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?
С чего начинается садик? Как это ни странно, садик начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тётей и незнакомыми ребятами. Поэтому нам, родителям, надо подготовить и себя, и ребёнка к этому нелегкому испытанию.
Начнем с себя. В том, что малыш плачет и никак не хочет отпускать мамину руку, часто виноваты мы сами. Нам очень его жалко, мысленно мы рисуем грустные картины: вот он плачет, вот ни с кем не играет и прочее. Мы в нерешительности, никак не уходим и чего-то ждем. Стоп! Настройте себя положительно, даже если ваш собственный опыт посещения детского сада был далеко не радостным. В конце концов, детский сад – это необходимая «школа» жизни, и в ней, как и в жизни, будут и радостные, и грустные минуты.
Бесспорные плюсы
Главное преимущество детского сада в том, что ребенок получает возможность общаться со сверстниками. Он не просто играет, он получает неоценимый опыт взаимодействия, сочувствия, сопереживания, коллективного творчества и сотрудничества. Всё это готовит ребенка к дальнейшей жизни. Именно в это время происходит формирование характера, закладываются основные жизненные принципы.
Неизбежные минусы
Кроме положительного опыта общения ребенок получает и негативные модели поведения: одни дети учатся ябедничать, подлизываться, другие – командовать и указывать, третьи – подчиняться. 8 часов предельного напряжения всех сил маленький человек просто не выдерживает. Он становится агрессивным, раздражительным, плаксивым. В результате такого перенапряжения ребенок заболевает. Частые простуды – неизбежный спутник детсадовского ребенка.
Безусловно, было бы идеально приводить в детский сад ребенка в возрасте 4- 5 лет на полдня. Но, к сожалению, мало какая работающая мама сегодня может себе этого позволить.
Готовимся к первому дню
Начните издалека. К мысли о детском саде, необходимости его посещать ребёнка надо подготовить заранее. Но это не значит, что надо говорить об этом каждый день, не превращайте это событие в проблему.
Расскажите малышу о детском саде, о том, что там много ребят, новых игрушек, качелей и др. Если есть такая возможность, сходите туда, поиграйте на площадке, познакомьтесь с воспитателем. Создайте у малыша настроение радостного ожидания. В то же время подготовьте его к предстоящей разлуке: практикуйте недолгие расставания (в магазин, на работу). Придумайте свой ритуал прощания. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда возвращаетесь! В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу. А расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям.
До поступления в детский сад важно формировать у ребенка чувство уверенности в себе, а это невозможно без развития самостоятельности. Понаблюдайте за малышом, умеет ли он сам одеваться, садиться на горшок, кушать, играть. Помогите ему научиться всем этим вещам. Поиграйте с ребенком в игру «Давай познакомимся, поиграем», ролевые игры учат малыша общаться, выражать свои мысли, строить предложения. Конечно, все дети разные. Общительный и улыбчивый малыш в садике может оказаться молчуном. Нельзя однозначно предсказать, какой будет детская реакция и как сложится этот непростой период в его жизни.
Как скоро ребенок привыкнет к садику?
Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Словом, чем старше ребёнок, тем дольше он привыкает к новым условиям. Психологи полагают, что особенности привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие плохой аппетит. Тяжело привыкают к детскому саду чрезмерно опекаемые дети, не имеющие навыков самообслуживания, тревожные. Легче приспосабливаются к новым условиям сангвиники и холерики, тяжелее – флегматики и меланхолики.
Родителям важно знать, что некоторые дети так не могут привыкнуть к детскому саду. Тревожными сигналами, говорящими об эмоциональном неблагополучии ребёнка, о том, что он сильно страдает в условиях детского сада, тяжело переносит расставание с матерью, служат устойчивое нежелание посещать детский сад, плач, капризы по утрам, частые болезни, плохой аппетит, беспокойный сон. В старшем дошкольном возрасте у плохо адаптированных детей могут даже появиться нервные симптомы в виде грызения ногтей, тиков, заикания.
Почему дети так часто болеют в детском саду?
Кроме психологической подготовки ваш малыш должен быть готов к этому нелегкому испытанию и физически. Каждый ребенок перед посещением детского сада должен пройти медицинскую комиссию и сдать анализы. Итак. Педиатр выдал вам заключение, что ваш ребенок готов к посещению детского сада. Отлично! Но это вовсе не означает, что малыш не будет болеть. Всех мам интересует ответ на один и тот же вопрос: «Почему дети так часто болеют?» Почему они болеют, это понятно. Детский организм встречается с незнакомыми бактериями, вирусами. Иммунная система формируется, и процесс этот сопровождается ОРВИ, насморками. Таким образом, происходит «тренировка» иммунитета. Но почему это происходит так часто? На этот вопрос ответят психологи. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Малыш находится в особом состоянии, которое психологи называют «третьим состоянием» между здоровьем и болезнью. Это значит, что не сегодня, завтра ваш ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Всё зависит от степени выраженности стресса. Если она минимальна, в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации. Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет.
Как укрепить защитные силы ребенка?
Лучший способ избежать многочисленных простуд в период адаптации к детскому саду– закаливание. Приступать к закаливающим процедурам лучше всего летом. Сделать это проще всего: пусть малыш больше времени проводит на свежем воздухе, купается в природных водоемах, бегает босиком. Важно, не забросить это «полезное дело», когда лето закончится. Пусть ребенок ходит дома босиком, моет посуду, играет с водой. Собираясь на прогулку, одевайте его по погоде. Замечательно, если вы организуете регулярные посещения бассейна.
Психологи советуют родителям в период адаптации ребенка к детскому саду:
1.Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
2. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
3. Создавать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
4. Щадить его ослабленную нервную систему.
5. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. Сократить просмотр телевизионных передач.
6. Как можно раньше сообщать врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
7. Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
8. Создавать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
9. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
10. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обращаться к детскому врачу или психологу.
В заключение хочется сказать всем родителям: ваша любовь поможет ребенку пережить это непростое время. Дайте почувствовать малышу, что он для вас самое дорогое существо на свете, и ни на минуту не позвольте ему усомниться в этом .