221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Адаптация в условиях доу

Адаптация детей к условиям ДОУ.
консультация на тему

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает очень болезненно. Когда ребенок первый раз приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением игровой и речевой активности, и серьёзно сказывается на здоровье ребенка.

Для ребенка, не посещавшего детский сад, непривычно все: присутствие незнакомых взрослых, отсутствие близких, новый распорядок дня, большое количество детей. Обращение педагогов с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и вызывает у него бурные реакции.

Прием новых детей в группу связан с некоторыми трудностями и для воспитателей. Не всегда им, так же, как и родителям, удается облегчить процесс привыкания детей к условиям общественного воспитания. Это связано с тем, что в группу сразу приводят нескольких новичков, постоянно нуждающихся во внимании и ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный подход к ним.

Цель адаптационного периода – приспособление малыша к новым условиям его существования.

1. Благополучное изменение физиологической активности органов и их систем ребенка в ответ на изменение условий существования.

2. Благополучное формирование новых социальных отношений и связей ребенка в группе.

Если психолог и воспитатель, организуя деятельность детей, помогут малышу пережить хотя бы малую радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в группе — тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду.

По существующим литературным данным, адаптация ребенка к яслям длится 7-10 дней, к детскому саду в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц.

Чаще всего дети приходят в детский сад в 3 года, поэтому остановимся на этом периоде подробнее.

Адаптацию трехлетнего малыша к детскому саду можно разделить на три вида: легкая, тяжелая и средняя.

Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребенка наблюдаются ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, на лицо — резкие перепады настроения, частые срывы и капризы. Малыш очень часто болеет, что связано в первую очередь с нежеланием ребенка идти в детский сад. Такие дети в коллективе чувствуют себя неуверенно, практически ни с кем не играют.

При тяжелой адаптации возможен ее срыв, который может привести к психосоматическому заболеванию ребенка.

Второй тип адаптации — легкая. Ребенок вливается в новый коллектив безболезненно, чувствует себя комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Дети с легкой адаптацией, как правило, болеют редко, хотя в период адаптации физиологические «срывы» все же возможны.

Третий тип адаптации — средняя, когда малыш терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но ненадолго. Этот период может длиться до двух-трех месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать.

Несколько признаков того, что ребенок адаптировался:

1. хороший аппетит;

2. спокойный сон;

3. охотное общение с другими детьми;

4. нормальное эмоциональное состояние.

К невротическим реакциям при тяжелой адаптации, можно отнести:

2. пристрастие к личным вещам;

3. наличие страхов;

4. неуправляемое поведение;

5. стремление спрятаться от взрослых;

6. истерические реакции;

7. тремор подбородка, пальчиков.

Чтобы адаптация ребенка к детскому саду была успешной, рекомендуется начать готовить малыша к саду заранее.

1. Следует рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему мама и папа хотят, чтобы малыш пошел в детский сад (чтобы было интересно, например) .

2. Показать ребенку детский сад, понаблюдать с малышом за прогулкой ребят, которые уже ходят в садик. Подробно рассказать о режиме детского сада, чтобы ребенка не пугала неизвестность.

3. Помочь ребёнку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребёнка в игру.

4. Научить ребенка вместе играть с другими детьми, обмениваться игрушками, прощаться.

5. Не следует в присутствии ребенка выказывать свои страхи по поводу детского сада. Нужно вселять уверенность в ребенка, что все будет хорошо.

6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребёнок должен уметь:

— самостоятельно садиться на стул;

— самостоятельно пить из чашки;

— активно участвовать в одевании, умывании.

7. Планируйте своё время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребёнком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.

8. Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребёнком, говорить приветливые слова фразы: я соскучилась по тебе; мне хорошо с тобой. Обнимайте ребёнка как можно чаще.

Адаптация малыша к детскому саду – очень сложный и ответственный процесс. Главнее в нем – не навредить ребенку, а способствовать его успешному психофизиологическому развитию.

Адаптация ребёнка к условиям ДОУ

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» >
  • Школа мудрого родителя (3)
  • Для Вас родители (2)
  • Для педагогов (2)

Адаптация ребёнка к условиям ДОУ

Адаптация ребёнка к условиям ДОУ

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, рациона питания, системы поведенческих реакций малыша, необходимостью устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Адаптация – это приспособление организма к новым условиям, что является необычной ситуацией в жизни ребенка, следовательно, стрессовой, требующей более внимательного, терпеливого отношения к нему.

Адаптация ребенка к новым обстоятельствам жизни — сложный процесс, как для детей, так и для взрослых: родителей и воспитателей. Многие дети не способены выразить свои чувства словами, поэтому появляются значительные перемены в их поведении. Но если отнестись к малышу внимательно, то эти временные отклонения пройдут быстрее и менее болезненно для взрослых и ребенка.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ:
• поведенческие реакции;
• уровень нервно – психического развития;
• заболеваемость и течение болезни;
• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Некоторые проявления, на которые стоит обратить внимание родителям:

В этот период ребенку могут быть свойственны:

эмоциональная нестабильность, перепады настроения, плаксивость, агрессивность, потеря интереса к любимым игрушкам и занятиям;

  • речь может «вернуться» на несколько месяцев назад, и это относится не только к речи. Ребенок вдруг начинает демонстрировать то поведение, которое было у него год назад. Не стоит проявлять особого беспокойства по этому поводу, а тем более бранить и стыдить ребенка. В состоянии тревоги нам всем частенько хочется побыть детьми, как бы спрятаться от проблем, уйти туда, где было безопасно и комфортно.
  • повышается восприимчивость к инфекционным заболеваниям, так как эмоциональные нагрузки ослабляют иммунитет ребенка.

Такие симптомы, несомненно, тревожат родителей и создают дискомфорт ребенку.

Все вышеперечисленные признаки являются наиболее типичными при адаптации малыша к ДОУ. Их появление свидетельствует скорее о норме, чем о патологии. Так как психика при нормативном функционировании должна реагировать на изменение условий жизни. И то, что эти реакции проявятся в поведении ребенка вне зависимости от его и нашего с Вами желания, совершенно естественно. Другое дело, как долго они будут сохраняться, и омрачать детскую душу переживаниями. Но следует учитывать то, что нет абсолютно одинаковых детей, особенности функционирования нервной системы различны у каждого отдельного ребенка и есть признаки, на которые необходимо обратить особое внимание.

Признаки невротических реакций в период адаптации:

  • рвота;
  • повышенное пристрастие к личным вещам;
  • наличие страхов;
  • неуправляемое поведение;
  • стремление спрятаться от взрослых;
  • истерические реакции;
  • тремор (дрожание) подбородка, пальчиков;
  • сосание пальца, появление подёргивания части лица или тела;
  • недержание мочи или кала, как днем, так и ночью;
  • выщипывание волос, бровей, ресниц, расчесывание отдельных участков тела до крови.

Если Вы обнаружили хотя бы 1-2 из перечисленных симптомов у Вашего ребенка, НЕМЕДЛЕННО обратитесь к детскому НЕВРОЛОГУ!

Данные эмоциональные и поведенческие трудности, возникающие у детей при адаптации к условиям детского сада, безусловно, требуют от родителей повышенного внимания, участия, отношения к проблемам ребенка в указанный период. Не стоит впадать в панику, винить себя и малыша в проблемной ситуации. Повышенная тревожность в данной ситуации — явление не уникальное и даже типичное. Адаптация ребенка к условиям ДОУ не простой, иногда длительный процесс. Но только в руках у родителей имеются все необходимые возможности для того чтобы сделать его менее болезненным и драматичным.

Читать еще:  Адаптационные занятия в детском саду

Советы родителям по адаптации ребенка к ДОУ.

1.Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне посещения ДОУ.

2.В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес ДОУ и его сотрудников.

3.Не наказывайте и не запугивайте детским садом и воспитателями.

4.В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка, старайтесь придерживаться режима ДОУ.

5.Дома проговаривайте с ребенком все режимные моменты, которые будут происходить с ним в ДОУ: «Мы придем в детский садик, я помогу тебе раздеться, вместе с тобой сложим вещи в шкафчик, попрощаемся, и ты войдешь в группу, поздороваешься с воспитателем, детьми, поиграешь, погуляешь, пообедаешь, и я за тобой приду».

Благодаря таким разговорам ребенок привыкает к определенной последовательности событий, знает в какой момент за ним придут, все это упорядочивает его нарушенную жизнь.

6.Не отучайте ребенка от вредных привычек в период адаптации.

7.Создайте в доме спокойную, бесконфликтную обстановку.

8.На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест (цирк, театр…), сократите просмотр телевизионных передач, старайтесь щадить ослабленную нервную систему ребенка. Помните, что даже избыток положительных эмоций излишне напрягают и без того перегруженную психику ребенка.

9.Будьте терпимы к капризам ребенка. При явно выраженных невротических реакциях лучше оставить ребенка дома.

10.Эмоционально поддерживайте ребенка: чаще обнимайте, поглаживайте, целуйте, называйте ласково по имени.

11.Не планируйте важных дел в первые недели пребывания ребенка в ДОУ. Выход на работу необходимо заранее спланировать с учетом периода привыкания малыша. Это поможет снизить нагрузку на нервную систему мамы, ведь дети чувствуют любые перемены в эмоциональном состоянии материи и реагируют на них изменением поведения.

КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ

В различных источниках приводят различные критерии процесса адаптации.

Необходимо учитывать: адаптационный период протекает в течение от 10 до 128 дней.

По длительности выделяют три вида адаптации:

Легкая адаптация: от 10 до 15-25 дней.

У ребенка на 8 – 16 день нормализуется сон, он нормально начинает есть.

Настроение преобладает бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем.

Отношения к близким взрослым не нарушается, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным.

Интерес к окружающему восстанавливается в течение 2 – х недель при участии взрослых.

К концу первого месяца восстанавливается активная речь.

Ребенок болеет не более 1 раза, сроком не более 10 дней, без осложнений.

Адаптация средней тяжести: от 25 до 40-60 дней.

Сон и аппетит восстанавливается лишь через 20-40 дней.

Настроение не устойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня.

Отношение к близким людям: эмоционально – возбужденное (плач, крик при расставании и встрече).

Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным

Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется.

Заболеваемость от 2-х раз, сроком не более 10 дней, без осложнений.

Изменения в вегетативной системе: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) – в течение 1,5 – 2 недель.

Адаптация тяжелой степени: болеее 40-60 дней.

Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами.

Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул.

Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет.

Поведенческие реакции нормализуются лишь на 60 день пребывания в ДОУ.

Отношение к близким людям: эмоционально – возбужденное, лишенное практического взаимодействия.

Отношение к детям: избегает общения, сторониться или проявляет агрессию.

Речь не использует или имеет место задержки речевого развития на 2-3 периода.

Заболеваемость более 3 – х раз в месяц, более 10 дней.

Адаптационный период для каждого ребенка проходит по-разному и определяется особенностями его нервной системы, уровнем развития общения, общим эмоциональным фоном (настроением), семейными обстоятельствами. Необходимо помнить, что перемены в жизни ребенка – это также тест на родительскую компетентность, показатель того насколько родители готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности. Помните о том, что на новом жизненном этапе малыш учиться приобретать опыт построения отношений с миром и Вами, делает важные шаги на пути своего развития, развития своей личности. Родительская поддержка, принятие тревог и забот ребенка, уверенность в том, что он справиться со всеми трудностями придадут маленькому человеку веру в свои силы и обеспечат необходимый эмоциональный настрой.

Адаптационный период считается законченным, если:

спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;

уравновешенное настроение в течение дня;

адекватное отношение к предложениям взрослых;

общение с ними по собственной инициативе;

умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;

желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;

спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени;

спокойный ночной сон, без просыпания до утра.

Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился.

Адаптация к детскому саду: условия, методы, средства

Дата публикации: 13.12.2017 2017-12-13

Статья просмотрена: 2042 раза

Библиографическое описание:

Григорьева Т. Ю. Адаптация к детскому саду: условия, методы, средства // Молодой ученый. — 2017. — №47.1. — С. 50-53. — URL https://moluch.ru/archive/181/46599/ (дата обращения: 23.03.2020).

Изучение и анализ большого количества различных источников и рекомендаций для помощи в адаптации детей раннего возраста, показали, что до сих пор многие психологи и воспитатели сталкиваются с недостаточным практическим материалом, инструментариями, и используют в основном одни и те же методы и средства, не всегда отвечающие запросам современного общества и уровню развития современных детей.

Наша работа была направлена на достижение следующих целей: обеспечить положительное эмоциональное состояние каждого ребенка, создать положительный эмоциональный настрой в группе, сплотить родительский коллектив, привлечь их к сотрудничеству, в том числе в плане единых подходов в воспитании детей.

Кроме того, предстояло решить ряд задач, в том числе: наладить доверительные отношения с каждым ребенком, снять эмоциональное и мышечное напряжение у детей, вызвать у детей положительное отношение к детскому саду, организовать предметно-развивающую среду в группе, стимулирующую у детей чувство комфорта и защищенности.

Каким же образом строилась работа?

Мы выделили два периода: период до первого дня официального поступления ребенка в сад – доадаптационный и адаптационный.

На наш взгляд, доадаптационный период является не менее важным в жизни ребенка и его родителей, чем адаптационный. Ведь от первого впечатления многое зависит: желание прийти снова, желание общаться с новыми взрослыми и детьми.

В этот период наша группа готовилась к открытию. В первую очередь работа была направлена на работу с родителями (семьями), чтобы снять то эмоциональное напряжение, в котором находились родители, принявшие решение отдать ребенка впервые в детский сад.

— проведены предварительные индивидуальные беседы с родителями о детях, их особенностях, привычках, поведении, о том, как ласково называют ребенка дома,

— примерно за 10 дней до официальной даты открытия группы, было проведено первое родительское собрание – знакомство, на котором родители познакомились друг с другом, с воспитателем, с помещением группы и зданием детского сада (была проведена ознакомительная экскурсия), заполнили разработанную мной анкету «Давайте познакомимся!», в которой помимо общих вопросов о семье, есть раздел сведений о ребенке (например, вопросы: Что уже умеет делать самостоятельно (мыть руки, умываться, проситься в туалет, одеваться, обуваться, просит есть и пить и др.), Любимая игрушка, Любимая сказка, Любимая песня, Любимое занятие); каждой семье была выдана памятка «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад» для внимательного прочтения и осмысления дома, в которой рассказывается: что такое адаптация, какая бывает адаптация, как родителям подготовить ребенка к поступлению в детский сад, как надо вести себя с ребенком, что необходимо приготовить для посещения детского сада (одежда, обувь).

В течение последующих дней родители помогали подготовить помещение группы к открытию, участвовали в генеральной уборке группы, помогали в подготовке прогулочного участка группы (родителями была расписана веранда по мотивам любимых детьми сказок, высажены клумбы с цветами), родителями были принесены на электронных носителях любимые песни, мультфильмы своих детей, кроме того, для создания теплой, домашней атмосферы каждая семья принесла свои семейные фотографии в рамках, которые были размещены в приемной для встречи детей.

Читать еще:  Адаптация в детском саду

Таким образом, благодаря совместному труду и творчеству, родители смогли познакомиться друг с другом поближе, многие начали дружить. С воспитателем и младшим воспитателем сложились теплые, дружеские отношения еще до поступления детей в сад.

Работа с детьми в доадаптационный период состояла в следующем:

— для формирования у будущего воспитанника положительных ассоциаций, связанных с детским садом и воспитателем, ребенок посещал группу вместе с родителями в заранее согласованное время, когда не было других детей (знакомился с помещением группы, с воспитателем, с игрушками), здесь было очень важно для воспитателя понаблюдать за ребенком, установить первый контакт, заинтересовать его, поиграть с ним, спросить, что он любит, чтобы он захотел вернуться; очень важно показать, что в группе его очень ждут: его шкафчик, его кроватка, его горшочек, его стульчик (были наклеены соответствующие одинаковые наклейки), то есть в этой группе у ребенка уже есть что-то свое, как дома (использовалась беседа на игровой основе «Домик для твоей одежды», «Кроватка ждет тебя, малыш!»[1, с. 21,22]),

— родителям предлагалось предварительно приводить ребенка на территорию прогулочного участка для знакомства с детьми, которые уже начали ходить в детский сад, особенно на вечернюю прогулку, чтобы ребенок видел, что всех детей мамы и папы забирают домой и никто в саду не остается.

Таким образом, организованная работа, проведенная в доадаптационный период, позволила и детям, и их родителям почувствовать себя более уверенно перед первым посещением детского сада.

В адаптационный период на первый план выходит, конечно, работа с детьми: индивидуальная и групповая. В процессе адаптации ребенка использовались такие формы и методы работы как: наблюдение за индивидуальными особенностями каждого ребенка, элементы телесной терапии (необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым, ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках, дает ему чувство защищенности, поэтому взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям), хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка, ушек, лица и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос, а пальцы скользить еле-еле дотрагиваясь до кожи), исполнение колыбельных песен перед сном, рассматривание семейных фотографий, просмотр любимых мультфильмов, лепка и рисование на свободную тему, использование элементов сказкотерапии, занятия логоритмикой, постоянное звучание музыки в группе, а также на прогулочном участке, также в период адаптации дети были активными участниками жизни всего детского сада: вместе с родителями участвовали в конкурсах, выставках, праздниках, посещали театрализованные представления, в группе были размещены «чудо-телефоны», по которым можно было «позвонить» маме или папе, когда становилось совсем грустно, на период адаптации временно сохранялись «вредные» привычки детей (не отучали, например, от пустышки), использовались игровые методы взаимодействия с ребенком (игры были фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием),

Опираясь на полученный опыт, была разработана система поэтапного привыкания ребенка к детскому саду, согласно которой он шаг за шагом привыкает оставаться на весь день без родителей. Она состоит из 7 этапов:

1 этап – знакомство родителей с воспитателем и с ДОУ, рассказ родителей ребенку о детском саде,

2 этап – знакомство ребенка с воспитателем и с группой,

3 этап – приход ребенка вместе с родителями на прогулку (утреннюю и вечернюю),

4 этап – ребенок приходит в группу и остается один на 1-2 часа,

5 этап – ребенок остается до сна,

6 этап – ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители,

7 этап – ребенок остается на целый день.

Последовательность в реализации всех этапов, шаг за шагом – залог успешной адаптации ребенка к условиям детского сада. И если все время в разлуке с мамой будет заполнено организованной деятельностью, то ребенку некогда будет вспоминать о том, где сейчас его мама и почему она не идет за ним. Эта совместная деятельность ребенка и воспитателя должна быть направлена на снятие эмоционального и физического напряжения. Организуя эту деятельность, из множества методов, приемов, средств, среди прочего нами были выбраны пальчиковая гимнастика и логоритмика.

При проведении пальчиковой гимнастики затормаживаются отрицательные эмоции монотонными движениями рук или сжиманием кистей рук. Работа по развитию движений пальцев и кисти рук проводилась систематически по 2-5 минут ежедневно.

В последнее время специалисты обратили внимание на то, что логоритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей, особенно, в период адаптации к условиям детского сада. Использовались такие элементы логоритмики, как: упражнения на координацию речи с движением, пение и движение под музыку.

Упражнения на координацию речи с движением включались ежедневно в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения. Особую любовь детей получила игра «Путешествие на поезде», которая заключается в том, что дети едут на поезде и на остановках встречают различных персонажей, которые рассказывают стихи и показывают соответствующие движения. Использование при этом масок делает эту игру яркой и веселой. Источником послужили книги «Стихи с движением» составитель Л. Маврина [2] и «Игры и упражнения для развития речи» Н. М. Быковой [3].

Кроме того, ежедневно – по желанию детей, во второй половине дня проводились занятия для развития общей моторики (пение и движение под музыку) (другой элемент логоритмики). За период адаптации было разучено большое количество песен с движениями.

Несмотря на то, что основное время воспитателя в адаптационный период было занято работой с детьми, родителям уделялось не меньше внимания.

Так, например, в первые дни родителям разрешалось присутствовать вместе с ребенком в группе, в приемной размещалась информация об адаптации детей (консультации, памятки, ширмочки),проводились ежедневные индивидуальные беседы о том, как прошел день их ребенка, на что нужно обратить внимание, чтобы вселить в них уверенность, рассеять беспокойство и тревогу за своего ребенка (воспитателю необходимо находиться в постоянном контакте с родителями, лично, по телефону, даже в нерабочее время, сообща вырабатывать стратегию поведения в сложных случаях), важно было в этот период идти навстречу всем пожеланиям родителей, даже если они не соответствуют вашим убеждениям и представлениям, и не соответствуют установкам детского сада (например: надевание носочков при 40 градусной жаре, так как по словам мамы – «все болезни ее ребенка от голых ног»), был создан альбом с фотографиями, который практически ежедневно пополнялся фотоотчетами о прожитых днях, кроме того, родители активно привлекались к участию в различных мероприятиях ДОУ, таких как выставка «Я леплю из пластилина… Лето», фотовыставка «Мы из Волжского», выставка «Чудо природы» и других.

Анализ результатов проведенной работы показывает, что в группе не было ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации (в основном – легкая степень). Это позволяет сделать вывод о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада. Правильно выстроенная работа с родителями позволила сделать их своими союзниками и партнерами в любых начинаниях, тем самым помогла им пережить период адаптации их детей безболезненно.

Можно сказать, что адаптация к детскому саду пройдет быстрее и безболезненнее, если организована комплексная система сопровождения адаптации детей, включающая в себя: педагогическое и психологическое просвещение родителей, систему коррекционно-развивающих мероприятий, создание особой предметно-развивающей среды в группе, и, что особенно важно, любовь и заинтересованность в ребенке, в его состоянии, со стороны воспитателя и родителей.

Опираясь на полученный опыт, были выработаны следующие рекомендации по организации и проведению успешной адаптации к детскому саду:

  1. Постараться наладить контакт, выстроить доверительные партнерские отношения с ребенком и его родителями еще в доадаптационный период.
  2. Привлекать родителей к участию в жизни группы и детского сада, сделать их своими союзниками, партнерами.
  3. Обеспечить двухсторонний открытый обмен информацией с родителями о ребенке, его проблемах, радостях, достижениях (фотовыставки, видеофильмы, беседы).
  4. Вооружить родителей необходимой теоретической информацией об адаптации.
  5. В группе окружить ребенка любовью и лаской со стороны воспитателя и младшего воспитателя, создать домашнюю атмосферу.
  6. Не отучать от вредных привычек в период адаптации.
  7. Необходимо построить работу так, чтобы ребенок больше двигался, играл, смеялся, пел и танцевал, то есть необходимо сделать жизнь ребенка в период адаптации насыщенной, яркой, полной новых впечатлений.
  1. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И.В. Лапина. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2012.
  2. Стихи с движением/ составитель Л. Маврина
  3. Игры и упражнения для развития речи /Н.М.Быкова
  4. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры / автор-составитель Е.А. Долженко [и др.]; под общ. ред. Е.А. Долженко. – Волгоград: Учитель, 2016.
  5. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям / составитель А.С. Русаков. – СПб.: Образовательные проекты, 2016.
Читать еще:  Формы адаптации в детском саду

Портал педагога

Авторы: Чешагорова Татьяна Анатольевна, Пашкова Мария Владимировна
Должность: старший воспитатель, заведующий
Учебное заведение: БДОУ г. Омск «Детский сад № 358 комбинированного вида»
Населённый пункт: г. Омск, мкр Крутая Горка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Дата публикации: 02.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Особенности адаптации детей

младшего дошкольного возраста к

Выполнил: старший воспитатель

Чешагорова Татьяна Анатольевна

Глава I. Основные особенности адаптации детей раннего возраста к условиям

1.1.Характеристика понятия адаптации……………………………………….5

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста. 7

I I . Эмпирическое

младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного

2.2 Результаты готовности детей к ДОУ…………………………. ………. 23

2.3 Содержание, формы и методы организации адаптации детей раннего

возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения………….28

2.4 Методические рекомендации воспитателям и родителям……………….30

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад — это первое

место, где ребёнок

попадает в социальную среду, первое воспитательное

окружающей среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать

Поступление ребенка младшего возраста в ДОУ может сопровождаться

которые в детской психологии называют «адаптационным синдромом». Это

является одной из особенностей младшего возраста.

людьми, приводят в незнакомое место и это вызывает определённый страх.

Нередки случаи, когда из-за длительного пребывания ребёнка в стрессовом

состоянии происходят неврозы и замедление психофизического развития. И

здесь немаловажное значение имеет такой фактор, как семья подготовила

ребёнка к переходу в детское учреждение, а детский сад должен стать самым

главным помощником в проблемах и вопросах воспитания и развития детей.

Поступление ребенка в детский сад затрагивает все сферы его жизни.

Это, прежде всего, разлука с близкими, изменение привычного образа жизни,

особенностями развития ребенка младшего возраста. Младший дошкольный

возраст — особый период становления организма и систем, формирования их

возраста обусловили выбор темы исследования: «Адаптация детей младшего

возраста к условиям детского сада».

Цель исследования — теоретически обосновать и проверить психолого-

младшего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Объектом исследования выступает процесс и особенности адаптации

детей младшего возраста к дошкольному учреждению.

исследования является психолого-педагогические условия

адаптации детей младшего возраста к дошкольному учреждению.

Гипотеза исследования — адаптация детей младшего возраста будет

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены

младшего возраста к дошкольному учреждению;

успешно проходит процесс адаптации детей младшего возраста.

родителей по организации адаптации детей младшего возраста к

Для решения поставленных задач использовались следующие методы

теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

беседа с воспитателями;

наблюдение за детьми;

изучение и анализ документации по адаптации детей младшего

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав,

заключения, списка литературы и приложения.

«Детский сад № 358 комбинированного вида», в первой группе младшего

Глава I. Основные особенности адаптации детей младшего возраста к

1.1 Характеристика понятия адаптации

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад.

проходит период адаптации

теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития

индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность

(Э.В. Ильенков, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн). Развитие личности

здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду,

адаптация и, в конце концов, интеграция с ней [2, с.49].

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни к

Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой

социализации личности [6, с.58].

Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным

пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует

больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и

пассивно адаптируется в определенной социальной среде, приспосабливается

к окружающему миру предметов и явлений, созданному предшествующими

многоплановой деятельности, всегда опосредованной отношениями ребенка

и взрослого [13, с.67].

Главное обстоятельство, провоцирующее стресс ребёнка – это отрыв от

матери и оставление его одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми.

У ребёнка младшего возраста только начинает формироваться потребность в

общении со сверстниками. Из- за того, что ребёнок привык, что все внимание

в семье приковано только к нему одному, нередко в «маленьком» коллективе

возникают конфликты. В итоге, первые дни, проведенные в детском саду

отказываться посещать детский сад в дальнейшем. Социализация личности

предполагает и встречный процесс — индивидуализацию социальной жизни.

предполагает поиск индивидом способов и средств для выражения своей

социуму и отражает содержательную сторону субъектности личности [44,

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому

ребенок вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»?

родные люди, поэтому педагоги должны рекомендовать

время ходить в детский сад вместе с ребенком. Осознание себя личностью

невозможно без деятельности человека, вне его общений, происходящих в

социуме уделялось наибольшее внимание в работах Л.С. Выготского, А.Н.

Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна и др., где утверждается, что

сущность, формируется в специально организуемой взрослыми деятельности

С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые

очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей,

находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти все

мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши,

якобы, ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Адаптация обычно

протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти

сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. В новой обстановке

стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в первые дни. Вот

адаптации к детскому саду.

Имеются и внешние признаки, по которым можно определить ребенка

впервые оказавшегося в детском саду. Внешне он выглядит бледным, у него

отмечается учащение пульса и частоты дыхания. Он может быть насторожен,

может проявлять беспокойство и даже капризничать.

сердечно-сосудистой и других), направленное на приспособление к новым

условиям внешней среды.

стереотипа в соответствии с новыми требованиями окружающей обстановки.

взаимодействия личности и коллектива, усвоение норм и традиций группы,

ролевую структуру группы.

ситуаций. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности

развиваются основные психические процессы. Это становление происходит

деятельности во внутренний, идеальный план мышления и сознания. Под

когнитивных процессов, сознания ребенка в целом (Л.С. Выготский) [14].

Отрыв от семьи, помещение в изолированную детскую среду, с одним

взрослым, выполняющим сразу и функцию воспитателя, и надзирателя, да

ещё в совершенно незнакомой обстановке, для ребенка является как раз такой

неблагоприятной ситуацией. И главная задача взрослого —

условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребенком

приспособиться к новым условиям.

активного функционирования [45, с.128].

довольно непростой, и не однозначный период в

жизни ребенка. С одной стороны ребенок осознает все происходящее вокруг,

а с другой, он чувствует, что ка только он станет самостоятельным, сразу

перестанет быть маленьким. Именно в этот сложный период в жизни ребенка,

главное, и самое сложное в этот период – потеря телесного контакта с мамой.

Ориентирование происходит, скорее, на основе узнавания предметов, чем на

основе подлинного восприятия. Само же узнавание связано с выделением

случайных, бросающихся в глаза признаков-ориентиров [31].

В начале второго года дети много лазают: взбираются на горку, на

Постепенно начинают двигаться на много свободнее. Иногда

даже кажется, что ребенок сам ищет себе трудности – идет туда, где есть

горки, ступеньки, всяческие неровности. Просто бег и просто ходьба их уже

не устраивают. Они также перелезают через бревно, подлезают под скамейку,

пролезают через обруч. После полутора лет у малышей, кроме основных,

развиваются ещё и подражательные движения (мишке, зайчику). Благодаря

способности к прямохождению ребенок вступает в период более свободного

и самостоятельного общения с внешним миром. Следовательно, у ребенка

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector