221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бытовая адаптация детей

«Социально-бытовая адаптация особого ребенка»
статья на тему

Для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_3_osobyy_rebenok_publikatsiya.odt25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 18

Красносельского района СПБ

« Путь к успешной социализации »

« Социально-бытовая адаптация особого ребенка»

Мировой экономический кризис, политические, социальные проблемы в нашей стране затронули все сферы жизни, особенно науку, культуру и образование. Целый ряд проводимых реформ во время «перестройки», привели к тому, что наша страна «разбогатела» на целых два поколения потребителей, загубленных вредными привычками. Социальное сиротство продолжает разъедать общество изнутри. Рушатся семьи, страдают дети. Возникла проблема выживаемости человечества.

В связи с отрицательными экологическими изменениям в биосфере, широким распространением наркомании, в том числе алкоголизма и курения (это тоже виды наркомании), особенно среди молодежи, наблюдается увеличение количества детей с дифференциальными формами умственной отсталости.

Введение в систему образования России ФГОС, предусматривает интеграцию детей с отклонениями в развитии в массовые детские сады, с целью оказания своевременной помощи ребенку, а также и семье, в преодолении трудностей в воспитании и реабилитации «особого ребенка». Нельзя рассматривать умственную отсталость как безнадежное состояние и предлагать родителям прекратить борьбу за улучшение развития ребенка, воспитание его личностных качеств.

Снижение интеллекта человека не означает ущербности личности и изъятия из общества, это лишь ограничение тех средств, с помощью которых личность может общаться с миром и тем самым определенным образом проявляться.

В процессе обучения и реабилитации этих детей большое место должна занимать семья, воспитатели, дефектологи и психологи дошкольных учреждений. Главная цель – сделать родителей союзниками в воспитательном и образовательном процессе. Привлечение родителей к сотрудничеству с педагогами в творческой, познавательной и оздоровительной деятельности и создает « Общую семью», которая называется детским коллективом.

Общими усилиями, через уклад семьи, традиции, создается ненасильственное пространство воспитания, где ребенок природосообразно

постигает жизненные ценности, иерархию отношений, послушания и подчинения. И тогда вернется добрая традиция взращивания духовно и нравственно ориентированных детей.

В коррекционной работе с особым ребенком выделяются первоочередные задачи, в зависимости от уровня его социальной адаптации.

Для одного ребенка будет формирование навыков самообслуживания; для другого — отказ от вредных привычек (грызть ногти; покачиваясь сосать палец; ковыряться в носу); для третьих – формирование трудовых навыков и посильное включение в трудовую деятельность. Предметом обучения должны быть именно те вещи, ситуации и отношения, которые для конкретного человека актуальны в данной жизненной ситуации. Развитие умения вести себя в обществе способствует интеграции молодых людей в это общество.

Важное значение для реабилитации имеет трудотерапия ( ферма, огород, мастерские). В семье, как правило, недостаточно внимания уделяется самостоятельному труду ребенка. Повседневная занятость, нехватка времени, заставляет родителей самим выполнять то, что можно доверить ребенку. Гиперопека со стороны семьи замедляет, мешает развитию, вызывает кризисы в состоянии особого ребенка. Со временем, предоставляя ребенку возможность самостоятельно трудиться, глядя на взрослых, на даче, в деревне, формируются защитные механизмы и самостоятельное умение ими пользоваться.

Многолетняя практика работы с детьми в коррекционном детском доме, свидетельствует о важности пребывания ребенка на природе, на ферме, в оздоровительном летнем лагере, где ребенку приходится адаптироваться к незнакомым для них условиям. Вместо родных воспитателей, опекают ребят другие педагоги и старшие воспитанники. Распределяются обязанности по ведению хозяйства, организуется дежурство по столовой, уход за растениями и животными – всюду предоставляется свобода творчества.

Развиваются творческие способности ребят в приобщении к искусству, пению, театральным постановкам, рисованию, музыкальным концертам, чему на досуге большое внимание уделяется в оздоровительном лагере «СМЕНА» Детского дома №11 СПБ.

В детдомовское братство часто вливаются домашние дети, родители которых определяют своего особого ребенка в летний оздоровительный лагерь. Совместное проживание домашних детей и воспитанников Детского дома, в атмосфере взаимоуважения, понимания, любви и братства создает положительный эмоциональный фон для особых ребят. Воспитанники детского дома неожиданно для себя делают открытие, с восторгом рассказывая воспитателю: « представляете, домашние такие же, как и мы. Они хорошие, умеют дружить».

Пребывание детей в разновозрастном коллективе показывает позитивную динамику в их социально-психологическом реабилитационном процессе. Особенно это касается межличностных отношений, которые улучшались со сверстниками и с незнакомыми людьми.

Трудовая деятельность, самообслуживание, улучшается у всех детей, что демонстрирует их резервные возможности в плане социально-культурной реабилитации. Формируются навыки, умения и знания в непринужденной обстановке.

Подавляющее число детей с отклонениями в развитии, при правильном воспитании, обучении и трудоустройстве, к 25-20 годам способны настолько социально адаптироваться, что становятся в быту почти неотличимы от нормально развивающихся детей.

Это бывает в тех случаях, когда ребенок живет в психологически и социально защищенных условиях. Если жизненная ситуация меняется и к ребенку или молодому человеку начинают предъявлять требования, не соответствующие его психическим возможностям, наступает дезадаптация.

Таких детей и подростков из общего числа детей с умственной отсталостью, примерно 70-75 % и дорога жизни у них складывается по-разному.

Повседневный опыт работы и современное состояние учения о проблемах в развитии, в том числе с нарушениями интеллекта, являются основанием утверждать, что необучаемых детей нет, но возможности у них разные. И это обстоятельство все больше принимается во внимание. Воспитателям и педагогам детских садов и школ необходимо иметь знания о клинико-психопатологических и психолого–педагогических особенностях детей с отклонениями в развитии.

«Социально – бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в учебном процессе»

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Тема доклада: « Социально – бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

в учебном процессе»

(на примере ГБОУ АО «Вельская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»)

учитель социально – бытовой

ГБОУ АО «Вельская СКОШИ»

Социально – бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в учебном процессе (на примере ГБОУ АО «Вельская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»).

В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в общество, реализации их права учиться и работать. Неправомерно делить общество на здоровых и инвалидов. Все люди обладают теми или иными способностями в определенной степени и должны иметь равные условия для своей реализации. На наш взгляд необходимо, как можно раньше, создать условия для развития этих возможностей, создать условия для успешной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В данном направлении в нашей школе накоплен достаточно богатый опыт.

В «Вельской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернате» обучаются дети, имеющие ограниченные возможности здоровья. К сожалению, количество детей с этим диагнозом увеличивается с каждым годом. Одна из задач, которая стоит перед нами: социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и их подготовка к самостоятельной жизни.

Основными направлениями работы, способствующими решению задач социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, являются социально — трудовая адаптация и социально — бытовая адаптация.

Социально — трудовая адаптация школьников осуществляется на уроках трудового обучения. Трудовому обучению в коррекционной школе уделяется достаточно большое внимание. Чем старше становятся дети, тем больше уроков отводится на этот предмет. В нашей школе с 4 по 9 класс профессиональное трудовое обучение представлено двумя направлениями: столярное дело и швейное дело.

В начале трудового обучения детям трудно даются даже простые технологические операции. Это связано с особенностями их интеллектуального развития, недостаточным развитием моторики, зрительного восприятия. Но систематическая работа педагогов, индивидуальный подход (группы до 9 человек), приводят к тому, что по окончании обучения дети выполняют достаточно хорошие работы.

Социальную адаптацию обучающихся обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида, но направленное формирование социально — бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий СБО.

Социально — бытовая ориентировка — специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение их общего развития.

Изучение СБО в классах для детей с легкой степенью умственной отсталости начинается с 5 класса. Для детей с умеренной умственной отсталостью, также с 5 класса, в учебном плане предусмотрен предмет «Домоводство». Классы разделены на 2 группы, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучающимся.

Большее количество детей проживает в школе — интернате в течение шести дней в неделю, на воскресенье и на каникулы дети уезжают домой. Участие семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни, как правило, весьма ограничено. В разных семьях этому разные причины: это достаточно часто и семейное неблагополучие, и чрезмерная занятость родителей, низкий воспитательный потенциал, но достаточно часто выступает и другая причина: гиперопека, желание оградить ребенка от любых семейных обязанностей, желание все сделать за ребенка. Достаточно часто дети приходят в первый класс, не умея завязывать шнурки, не умея застегивать пуговицы на одежде. В семье дети должны иметь определенные хозяйственно-бытовые обязанности, выполнение которых расширяет их знания о домашнем хозяйстве и окружающей жизни. Касаясь же, многих семей наших учеников, далеко не все они имеют правильный образец создания семейного уклада, многие дети не имеют постоянных поручений в семье, что заведомо мешает полноценно решить эту проблему в будущем. Поэтому роль уроков социально — бытовой ориентировки в процессе обучения и воспитания выпускников коррекционных школ неоценима. Занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня их общего развития, на формирование знаний и умений обслужить себя и других.

На уроках СБО мы изучаем следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт », «Торговля », «Средства связи », «Медицинская помощь», «Учреждения, организации и предприятия », «Трудоустройство». Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8 – 9 классах. Но с каждым годом объем знаний, умений и навыков по всем изучаемым разделам увеличивается. Например, если в 5 классе по теме «Одежда и обувь» к концу года дети должны знать только виды одежды и обуви, их назначение и уход за ними, то в 7 классе знания и умения расширяются. Школьники узнают об особенностях стирки одежды и белья, правилах пользования стиральной машиной и моющими средствами, узнают о назначении прачечной и о правилах пользования ею. В 9 классе эта тема предусматривает овладение навыками определить размер одежды и обуви, стиль, гарантийные сроки носки, способы обновления одежды и т.п.

На уроках СБО используются разнообразные приемы подачи новой информации (рассказ, беседа, работа с учебником, моделирование реальных ситуаций, игровые методы и приёмы). На каждом уроке СБО дети выполняют практические работы, направленные на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни, учатся ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою деятельность. В начале изучения курса СБО учитель руководит деятельностью школьников. Постепенно помощь учителя сокращается, и старшеклассники самостоятельно выполняют контрольно-оценочные действия.

Для проведения занятий по СБО оборудован отдельный кабинет, где есть все необходимое для проведения уроков. В условиях учебно-воспитательного учреждения для детей, оказавшихся в ситуации дефицита общения с родителями, становится актуальным принцип зонирования пространства. В кабинете учебное оборудование располагается по зонам: «Учебная», «Кухонная», «Жилая комната». В учебной зоне находятся столы и стулья для практических работ, классная доска, рабочее место учителя. Кухонная зона оборудована мойкой для мытья посуды и пищевых продуктов, электрической плитой, холодильником, кухонной мебелью. На кухне имеется вся необходимая посуда, приборы и инструменты, а также бытовая техника: микроволновая печь, электрический чайник, электромиксер, жарочная печка, электротостер. Для всех детей есть фартуки, косынки, прихватки и полотенца. В «Жилой комнате» есть необходимая для проведения уроков мебель: диван, тумба для телевизора, книжный шкаф, шкаф для посуды, стол со стульями, ковер, шкаф для одежды.

На уроках по теме « Личная гигиена » основное внимание уделяется соблюдению чистоты, тому, как важно быть чистым, а, следовательно, здоровым. В ходе урока дети узнают о правилах и приемах ухода за кожей, волосами в соответствии с их типом. В старших классах даются рекомендации по применению различных косметических и природных средств. Часть занятий посвящена пагубному влиянию курения, алкоголя, наркотиков не только на здоровье употребляющих, но и окружающих людей.

При изучении раздела «Одежда и обувь» дети учатся подбирать одежду и обувь по индивидуальным особенностям, по сезону, ухаживать за обувью, узнают о таких предприятиях бытового обслуживания, как прачечная и химчистка. Также при изучении раздела «Одежда и обувь» дети знакомятся с разными способами ухода за одеждой. Это стирка одежды, мелкий ремонт одежды (пришивание пуговицы, петель, наложение заплаты), глажка белья. Когда дети начинают заниматься шитьем, первое время им трудно удерживать ткань в руках, трудно ориентироваться, на каком расстоянии втыкать иголку и с какой стороны ткани это делать. Но в ходе практических работ, используя специальные пособия, дети овладевают умением пришить пуговицу к одежде, выполнить шов вперед иголкой, шов назад иголкой, шов через край. При изучении данного раздела много времени отводится на выполнение индивидуальных практических работ, это позволяет выработать определенные умения и навыки на основе полученных знаний. При изучении раздела «Одежда и обувь» большое внимание уделяется правилам техники безопасности при работе с утюгом, иголкой, ножницами.

Наибольший интерес у детей вызывает изучение раздела «Питание». Еще в начале учебного года они живо интересуются, какие блюда будут учиться готовить в новом учебном году. Школьники с удовольствием записывают рецепты приготовления блюд. Свои первые шаги в кулинарии дети начинают с приготовления простого бутерброда. И этот, казалось бы, несложный процесс: нарезка хлеба, сыра, вызывает определенные трудности. Некоторые ребята впервые берут нож, они действуют очень неуверенно, но у всех есть желание научиться новому в ходе этих уроков. Следующее блюдо, которое учатся готовить дети, это винегрет. Но так как на СБО в 5 классе отводится всего 1 урок, то в целях экономии времени все овощи для винегрета уже сварены и нам остается только их нарезать и смешать. С каждым годом рецепты приготовления блюд усложняются. В 6 классе мы учимся варить каши, делать блюда из яиц, в 7 классе готовим суп, делаем мясные котлеты. В 8 классе мы практикуемся в приготовлении изделий из теста (печенье, пирожки), ребята учатся делать простые заготовки на зиму (варенье, сушка зелени), в 9 классе мы обращаемся к национальной кухне, не только к русской, но и, например, к украинской, белорусской. В приготовлении любого блюда нам помогают инструкционные карты, схемы. На первых уроках в 5 классе работа с инструкционными картами и схемами вызывает определенные трудности, но к 9 классу дети уже довольно свободно пользуются этим видом наглядности в ходе практических работ.

В ходе изучения всего курса СБО учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. При изучении раздела «Питание» дети записывают в тетрадь рецепты, полезные советы, изложенные доступным им языком, чётко и лаконично.

Начиная с 5 класса, при изучении темы «Питание» у школьников постепенно начинают формироваться экономические знания и умения. Например, после приготовления блюда дети проводят не только его дегустацию, но и подсчитывают стоимость его приготовления. Но кроме практических работ по приготовлению разнообразных блюд, учащиеся выполняют практические работы по сервировке стола с учетом различных меню, мытью посуды, уборке помещения, знакомятся с инструкциями устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами, учатся составлять меню, подбирать продукты для приготовления определенного блюда. На уроках по теме «Питание» широко используется наглядность. Это различные иллюстрированные книги по кулинарии, газеты, журналы, таблицы, плакаты, учебные инструкционные карты, стандартные инструкции.

Раздел программы «Семья» имеет не меньшее значение для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. При изучении данного раздела школьники узнают о правах и обязанностях каждого члена семьи, учатся соблюдать правила поведения в семье, ухаживать за младшими детьми, знакомятся с правилами ухода за грудным ребенком. Детям очень нравится практическая работа «Пеленание грудного ребенка», им интересно поставить себя на место старшего в семье и, например, рассказать сказку малышу, спеть колыбельную или просто почитать книгу.

При изучении разделов «Торговля», «Средства связи», «Культура поведения» используются сюжетно — ролевые игры («В магазине», «На почте», «В гостях», «В Театре», «В музее» и т.д.) Воспроизведя в игре конкретные жизненные ситуации, обучающиеся применяют усвоенные ими знания и приемы. На этих уроках дети учатся правильно вести себя в той или иной ситуации (при расставании и встрече, в театре и музее, в транспорте, в магазине, в гостях), учатся выбирать и вручать подарки, создавать подарки своими руками, делать покупки, принимать гостей, культурно разговаривать по телефону. При объяснении темы «Средства связи» обязательно на уроке используются почтовые бланки, карточки, конверты которые нужно заполнять.

На занятиях по СБО много внимания уделяется обогащению словарного запаса школьников, используются пословицы, поговорки, загадки для развития устной и письменной речи.

При изучении раздела «Жилище» дети узнают о гигиенических требованиях к жилищу, учатся производить уборку квартиры. Бывая дома, они, как правило, не выполняют каких-либо постоянных поручений, домашних обязанностей, даже таких простых, как вытереть пыль, полить цветы, подмести и вымыть пол. Уроки по данной теме расширяют их кругозор, позволяют приобрести новые для них знания и умения.

На уроках по теме «Медицинская помощь» дети учатся обрабатывать раны, накладывать повязки, ухаживать за больным, оказывать первую помощь пострадавшему.

При знакомстве с разделом «Транспорт» значительное место отводится экскурсиям (на железнодорожный вокзал, на автовокзал), также школьники повторяют правила дорожного движения, правила поведения в транспорте и на улице.

Изучение разделов «Жилище», «Медицинская помощь», «Транспорт» направлено, прежде всего, на овладение обучающимися практическими умениями и навыками. Уроки по данным темам позволяют школьникам приобрести определенные знания и умения необходимые для дальнейшей социальной адаптации, одновременно расширяя их кругозор.

Изучая раздел «Учреждения, организации и предприятия», ребята узнают о местонахождении ближайшего промышленного предприятия, детских садов, дома культуры, больницы, а также знакомятся с их назначением, видами работ и услуг, обязанностями сотрудников.

Таким образом, специальные коррекционные занятия по СБО направлены на формирование социально — бытовых навыков в специальной школе VIII вида, на практическую подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся.

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — воспитанников интернатных учреждений

Дата публикации: 04.06.2018 2018-06-04

Статья просмотрена: 4036 раз

Библиографическое описание:

Гусарова А. Е. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — воспитанников интернатных учреждений // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 276-278. — URL https://moluch.ru/archive/208/51125/ (дата обращения: 23.03.2020).

В данной статье рассматриваются адаптационные процессы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в интернатном учреждении, а также выделяются основные формы и методы социальной работы с воспитанниками, по их адаптации и успешной социализации.

Ключевые слова: дети-сироты, институт семьи, социальная адаптация, социальная работы, интернатные учреждения.

Социальная ситуация развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется ранней депривацией данной категории детей, отсутствием полноценных взаимоотношений со значимыми взрослыми, воспитанием в условиях учреждения, где организация жизни далека от семейной. Все эти факторы порождают проблемы внутренней нестабильности, агрессивности, трудности в общении, формирование позиции иждивенчества, недостаточное развитие индивидуальности. Данные особенности личности и поведения затрудняют социальную адаптацию воспитанников интернатных учреждений, выступаю своего рода барьерами.

Эти и многие другие барьеры социальной адаптации для своего преодоления требуют подчас значительных усилий, которые оказываются не под силу одному человеку. Именно поэтому необходима деятельность специалистов по социальной работе и других специалистов интернатных учреждений (психологов, педагогов, воспитателей) по организации и осуществлению процесса социальной адаптации воспитанников [1, c.58].

Процесс социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений состоит из нескольких этапов, которые подразумевают определенную технологичность в работе:

  1. Первый этап — подготовительный. Он начинается с момента поступления ребенка в учреждение.

Когда ребенок попадает в учреждение, перед ним встает проблема вынужденной адаптации к новым условиям с длительной перспективой. Для того, чтобы помочь ему адаптироваться в новых условиях, специалистам необходимы сведения о характерологических особенностях этого ребенка, его склонностях и интересах, установках и привычках. Главная задача на данном этапе — проведение психологической и социальной диагностики. Для этого используются различные методы: беседа, интервью, наблюдение, метод тестирования, биографический метод и др. Социально-психологическая диагностика позволяет выявить личностные особенности воспитанников, их потребности, способности и интересы, круг общения, проблемы.

Также необходимо выработать прогнозы социального развития воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей и в дальнейшем отслеживать динамику, обозначить направления социально-профилактической работы с воспитанниками группы социального риска.

На данном этапе необходима работа с психологической травмой ребенка, заключающейся в разрыве с семьей, проработка негативного опыта. В данной работе используются преимущественно методы игровой терапии, арт-терапии (собственно арт-терапия, сказкотерапия, музыкотерапия и др.), а также различные релаксационные упражнения. Основная задача вышеперечисленных методов — помочь ребенку выразить свои переживания в наиболее приемлемой для него форме (через игру, рисунок и т. д.), что позволяет ему освободиться от болезненных внутренних переживаний, связанных с негативным эмоциональным опытом.

  1. Второй этап — включение в социальную группу, предполагающее помощь воспитаннику в адаптации к условиям учреждения.

На данном этапе необходимо ознакомить воспитанника с учреждением, персоналом (разъяснить цели и задачи учреждения, познакомить с распорядком дня, расположением служб помощи и администрации). При этом могут использоваться разнообразные методы: беседа, консультирование, рассказ о досуге и быте учреждения (в форме стендов, альбомов, с помощью разных технических средств и т. д.) — все это должно способствовать адаптации, снизить неуверенность, тревожность воспитанника.

Успех социальной адаптации на данном этапе зависит от многих факторов: подбора комнаты и соседей, психологического климата, традиций и т. д.

Создание благоприятного психологического микроклимата осуществляется совместно всем коллективом учреждения (специалистами по социальной работе, педагогами, психологами, воспитателями, медицинским персоналом и т. д.). При этом специалист по социальной работе в этом процессе выполняет координирующую роль, осуществляя взаимодействие с членами коллектива, участвуя в разрешении возникающих конфликтных ситуаций, представляя интересы воспитанников.

На данном этапе очень важно сочетать как индивидуальные, так и групповые формы работы (например, социально-психологические тренинги, направленные на сплочение воспитанников и др.). Во многих интернатных учреждениях разрабатываются программы социальной адаптации воспитанников, которые включают: трудовую деятельность, общественную занятость, досуг, общение. Специалист по социальной работе осуществляет организацию учебной, трудовой, досуговой деятельности воспитанников.

Р. В. Овчарова обозначает, что социальная адаптация детей в условиях детского дома предполагает [2, c.147]:

– самоконтроль поведения, противостояние негативным влияниям;

– адекватное отношение к педагогическим воздействиям;

– гармонизацию взаимоотношений взрослых и сверстников;

– активное участие в жизни детского коллектива.

  1. Третий этап — социальная адаптация к жизни в социуме. На этом этапе работа направлена на усвоение воспитанниками социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков.

Этот этап очень важен, и можно сказать, что он длится в течение всего времени пребывания ребенка в учреждении, так как детский дом или интернат — временное место пребывания детей-сирот, которое они покидают после достижения совершеннолетия. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к самостоятельной жизни, зависит успешность их адаптации в обществе.

Выделяют следующие основные направления социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений:

В содержание социально-трудовой адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, включены следующие компоненты:

– создание условий для профессионального самоопределения;

– формирование навыков к обучению;

– приобретение опыта производственных отношений [3, c.97].

Индивидуально-личностная адаптация воспитанников интернатных учреждений включает:

– формирование самосознания у детей;

– формирование коммуникативных навыков (навыков общения, умения слушать, стратегий поведения в конфликтных ситуациях);

– развитие эмоциональной сферы (осознание проявления эмоций, поиск путей их выражения в социально приемлемой форме).

Социально-бытовая адаптация подразумевает формирование у детей-сирот конкретных знаний и навыков, необходимых в самостоятельной жизни (навыки ухода за собой, ведения домашнего хозяйства и т. д.).

Семейная адаптация детей, проживающих в интернатных учреждениях, является важным направлением их социальной адаптации. Она ориентирована как на подготовку детей к самостоятельной семейной жизни, так и к жизни в замещающих семьях.

Замещающая семья — семейная форма воспитания детей, в которой родители (воспитатели) не являются биологическими родителями ребенка.

К замещающим семьям относятся семьи усыновителей, опекунов (в том числе родственная опека), приемные, патронатные семьи, семейно-воспитательные группы, а также «гостевые семьи» (семьи, принимающие ребенка на временный срок — до одного месяца, в исключительных случаях — до трех месяцев).

Содержание семейной адаптации воспитанников интернатных учреждений включает:

– осознание и принятие своего семейного опыта;

– формирование полоролевой идентификации, выстраивание отношений с противоположным полом;

– формирование представлений о взаимоотношениях в семье;

– формирование представлений о собственной будущей семье, воспитании детей;

– формирование семейных установок и готовности к созданию семьи.

Основными методами и формами работы по социальной адаптации детей-сирот к жизни в обществе являются:

– специальные занятия, лекции, тренинги, деловые игры, направленные на получение детьми разностороннего социального опыта;

– организация работы секций, мастерских, кружков, обеспечивающих развитие различных адаптационных компетенций;

– экскурсии, поездки, путешествия, способствующие расширению кругозора воспитанников и обеспечивающие знакомство с культурными нормами, традициями;

– организация комнат социально-бытовой адаптации;

– профориентационные мероприятия, способствующие профессиональному самоопределению, знакомящие воспитанников с различными профессиями, специальностями;

– арт-терапия и другие [5, c.162].

Подводя итоги, можно сказать, что процесс социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений состоит из нескольких этапов: подготовительного, этапа включения в социальную группу и адаптации в учреждении, этапа адаптации к жизни в социуме, который включает социально-трудовую, индивидуально-личностную, социально-бытовую и семейную адаптацию. Последний этап является очень важным и длится на протяжении всего время пребывания воспитанника в учреждении.

В настоящее время в адаптации воспитанников к социуму акцент делается, как правило, на социально-трудовую и социально-бытовую адаптацию. В то время как вопрос семейной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является не менее, а в некоторой степени даже более актуальным. Данный факт демонстрирует статистика: чаще распадаются браки, заключенные выпускниками интернатных учреждений; среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте молодые матери из числа детей-сирот. Эти показатели свидетельствуют о том, что дети-сироты часто оказываются неспособными создать благополучную семью и сохранить ее.

Важнейшим условием предотвращения возвратов приемных детей и эффективности воспитания детей в замещающей семье является не только организация подбора и подготовки семей, но и подготовка детей к семье с целью изучения индивидуальных особенностей ребенка, а также с целью компенсации последствий негативного, травматичного опыта семейных отношений. При подготовке детей, воспитывающихся в интернатном учреждении к жизни в замещающей семье важно изучить их представления о семейной системе, внутрисемейных взаимоотношениях, семейных ролях.

В настоящее время проблема исследований представлений о семье и семейных отношениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей актуальна. Однако быстро меняющаяся социальная действительность, изменение семьи как социального института требует новых подходов к изучению представлений о семье и семейных взаимоотношениях воспитанников интернатных учреждений.

  1. Колоколова, К. А. Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме / К. А. Колоколова // Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 5–1. — С. 57–58.
  2. Овчарова, Р. В. Истоки трудного детства. Учебное пособие. — М.: Издательство МПСУ, 2014. — 256 с.
  3. Овдина, А. Г. Социально-профессиональная адаптация детей-сирот: проблемы и пути решения / А. Г. Овдина, Т. В. Гольцвард, Н. А. Серова // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2017. — № 3 (27). — С. 96–103.
  4. Семья, Г. В. Формирование российской модели преодоления социального сиротства / Г. В. Семья, Г. О. Зайцев, Н. Г. Зайцева // Психологическая наука и образование. — 2016. — Т. 21. — № 1. — С. 67–82.
  5. Технологии социальной работы: учебник для Вузов /под ред. Жукова. — М.: Litres, 2017. — 472 с.

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ ДЕФЕКТАМИ

Первое условие – проблема ранней коррекции детей с нарушениями интеллекта чрезвычайно важна. Работа с умственно отсталыми детьми в дошкольном возрасте должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания, целенаправленности действий, на упорядочение поведения, контактности.

Коррекционное обучение отсталых детей в раннем возрасте нередко может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что повлияет на всю его дальнейшую судьбу.

Второе условие для благоприятного развития ребёнка – правильная организация его семейного воспитания. Роль родителей умственно отсталых детей трудно переоценить и в том случае, если ребёнок живёт дома, и тогда, когда он помещён в специальный детский дом. Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка, но им часто не хватает знаний и умения. Воспитание умственно отсталого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания и часто даже педагогической изобретательности. Однако правильный подход, повседневное приучение ребёнка к выполнению посильных заданий со временем окупают себя, поскольку ребёнок из требующего постоянной опеки и ухода существа, в какой – то мере деспота, становится самостоятельно обслуживающим себя маленьким человечком и даже в меру своих сил помощником родителей.

В семье ребёнка можно обучить многому: обслуживанию себя, выполнять поручения и несложные виды труда, общаться с другими людьми. Необходимо использовать склонности, привязанности, которые есть у детей, — любовь к музыке, прогулкам, интерес к определённым игрушкам и играм – как меру поощрения и стимуляции выполнения менее приятных, но необходимых заданий.

Третье условие — применение адекватных программ и методов обучения умственно отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, — важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач.

Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.

По мнению Я.Л. Коломинского, умственно отсталые – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.) [1, с. 129].

В процессе формирования социальной адаптации умственно отсталых детей должны решаться следующие задачи:

1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие.

2. Воспитание умственно отсталых детей, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на нравственное воспитание.

3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.

4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.

Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности.

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость к новому [2, с. 241]. Эти первичные нарушения оказывают влияние на развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни. У многих детей задерживаются сроки развития статики и локомоций, причем часто задержка бывает весьма существенной, захватывающей не только весь первый, но и второй год жизни. Наблюдается отсутствие интереса к окружающему и реакций на внешние раздражители, общая патологическая инертность (что не исключает крикливости, беспокойства и т. п.). У детей не возникает эмоционального общения со взрослыми и сверстниками, отсутствует, как правило, «комплекс оживления». В дальнейшем у них не возникает интереса к игрушкам. Не происходит своевременного перехода к общению на основе совместных действий взрослого и ребенка с предметами, не возникает новой формы общения – жестового общения. Восприятие, мышление и речь у детей этой категории оказываются при спонтанном развитии на очень низком уровне.

В дошкольном возрасте умственно отсталый ребенок без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных действий и развитие общения с другими людьми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со своими сверстниками, он не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную деятельность с другими людьми. Все это отражается на накоплении социального опыта детей и на развитии высших психических функций – мышления, произвольной памяти, речи, воображения, самосознания, воли.

1. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2000.

2. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002.

Читать еще:  Особенности адаптации ребенка в детском саду
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×