221madou.ru

Мама и Я
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этикет в детском саду подготовительная группа

Конспект занятия «Путешествие в страну этикета»

  1. Познакомить с правилами этикета;
  2. Воспитывать чувства уважения к сверстникам и взрослым;
  3. Развивать культуру речи.

Оборудование: паровозик, волшебная палочка, название станций, плакаты с правилами, листы с пословицами, тарелка, вилка, нож, салфетка.

Воспитатель: Люди живут все вместе. И что бы нам друг с другом было удобно и радостно жить, учиться, отдыхать, работать, каждому из нас надо соблюдать правила, называемые этикетом.

Воспитатель: ЭТИКЕТ – это установленный, принятый порядок поведения, правильное общение.

Воспитатель: и сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну этикета.

Воспитатель: У меня в руках волшебная палочка. И что бы ей воспользоваться давайте все вместе потихоньку скажем: «Раз, два, три – в волшебную страну перенеси!».

Воспитатель: И наша волшебная палочка переносит нас в город «Вежливых ребят»!

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какие вежливые слова, мы знаем, а для этого отгадаем загадки:

  1. Растает ледяная глыба, от слова теплого … (спасибо)
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день)
  3. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь … (здравствуйте)
  4. Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
  5. Когда нас бранят за шалости, говорим … (прости, пожалуйста)
  6. И во Франции, и в Дании, на прощанье говорят … (до свидания)

Воспитатель: Молодцы! Вот как хорошо вы знаете волшебные слова. А давайте послушаем стихотворение Погореловского. И ответим на некоторые вопросы:

— Вот кто вежливость у нас

проявил на деле –

Он в полночный тихий час

поднял мать с постели

— Что с тобой?! – вскочила мать –

— Я забыл тебе сказать:

мама доброй ночи!

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли считать вежливым этого мальчика? Почему?

Дети: (отвечают)

Воспитатель: Давайте послушаем правила вежливости:

  • Вежливость проявляется, прежде всего, в словах, а также в тоне, котором они сказаны.
  • Со взрослыми надо здороваться первыми.
  • Если тебе оказали услугу, что-то дали, надо сказать «спасибо». А ответ, когда тебе говорят «спасибо», отвечай «пожалуйста».
  • Когда идешь спать пожелай всем «спокойной ночи».
  • Выходя из-за стола, поблагодари родителей. Не забудь похвалить за заботливо приготовленную пищу.
  • Если надо обратиться ко взрослым, которые разговаривают, скажите «извините, пожалуйста» и только после этого изложи свою просьбу.
  • Когда просишь о чем-нибудь, не забудь также слова: «прошу вас …» или «я хочу попросить вас …».
  • Если нечаянно толкнул кого-то, сделал какую-то неловкость, надо извиниться: «извините, пожалуйста», «простите меня, пожалуйста».
  • Уходя, надо прощаться: «до свидания», «всего хорошего».
  • Очень важно, каким тоном ты говоришь, как обращаешься к человеку, смотришь ли на него, когда с ним разговариваешь.

Воспитатель: Ответьте мне на вопросы:

  1. что надо ответить, когда вам сказали «спасибо»?
  2. В какую очередь вы должны приветствовать взрослых?
  3. Что нужно сказать, если случайно задел кого-то?

Воспитатель: Молодцы! Правила вежливости теперь вы знаете, но запомните, что волшебные слова, сказанные грубо, небрежно, перестают быть вежливыми, поэтому не отворачивайтесь от того, кому говорите, и говорите их добрым голосом и с улыбкой.

Воспитатель: А давайте взмахнем волшебной палочкой и поедем дальше. А на следующий станции мы будем с вами говорить о правилах поведения за столом.

Воспитатель: Сейчас вы наверное подумаете, но кому мешает, что я ем некультурно? И почему это некультурно? А я вам отвечу: «Представьте себе, мешает!» если подумаем, как следует, то поймем, что все правила вежливости, в том числе и правила поведения за столом, существуют для того, чтобы люди своими поступками не мешали и не вредили друг другу, не обижали и не оскорбляли друг друга. Но этому тоже надо учиться, чтобы не чувствовать себя неловко от своего незнания правил поведения за столом.

Воспитатель: А вы знаете как нужно вести себя за столом?

Дети: не хлюпать, не чавкать, не кричать …

Воспитатель: Все это правильно.

  • Садиться за стол нужно с чистыми руками. Сидеть прямо, не раскачиваясь, не прислоняться к спинке стула. Локти на стол не кладут.
  • Салфетка служит для того, чтобы вытирать руки и рот во время еды.
  • Нельзя разговаривать с полным ртом: можно поперхнуться, да и речь будет невнятной, непонятной.
  • Нельзя долго сидеть за столом, выбегать из-за стола во время еды.
  • Нож надо держать в правой руке, а вилку в левой.
  • Есть следует маленькими кусочками, чтобы не было неприятно сидеть рядом с тобой.
  • Выходя из-за стола. Скажи «спасибо».

Воспитатель: А сейчас я проверю, как вы запомнили правила поведения за столом. Для этого мне понадобится один ученик.

Воспитатель: Покажи как правильно сидеть за столом (прямо, не раскачиваясь, не прислоняться, локти на стол не кладут).

Воспитатель: Возьми правильно вилку и нож.

Воспитатель: А для чего служит салфетка?

Воспитатель: Что нужно сказать, когда выходишь из-за стола?

Воспитатель: Молодцы. Теперь вы знаете как правильно вести себя за столом. А сейчас давайте внимательно посмотрим на доску и мы увидим, что осталось еще 2 станции, а путешествие по ним мы продолжим на следующем уроке.

Воспитатель: Прежде чем мы продолжим наше путешествие по стране этикета, давайте вспомним, на каких станциях мы с вами побывали на прошлом уроке и чему вы там научились?!

Дети: отвечают

Какие волшебные слова помните из нашего путешествии?

Что нужно ответить, когда вам сказали «спасибо»?

В какую очередь вы должны приветствовать взрослых?

Что нужно сказать, если случайно задел кого-то?

В какой руке нужно держать вилку и нож?

Для чего служит салфетка?

Что нужно сказать, когда выходишь из-за стола?

Воспитатель: Молодцы! Все это вы помните, давайте взмахнем волшебной палочкой, … и она переносит наш паровозик на станцию «Дружбы»

Воспитатель: А на этой станции мы с вами научимся как правильно общаться со взрослыми и товарищами. Послушайте стихотворение и подумайте какие ошибки допустили дети.

  1. Всем испортить настроенье

Может наше поведенье.

Коля с Катей побранились –

До сих пор не помирились.

Тот в тарелку нос макнул.

И расхвасталась Наташа:

«Я умнее вас и краше!»

Ничего об этикете

И плохого в том не видят,

Что кого-нибудь обидят.

Воспитатель: какие ошибки допустили дети?

Дети: отвечают

Воспитатель: правильно,

  1. нужно учиться уступать друг другу, не ссориться по пустякам.
  2. не надо быть высокомерным, т.е. ставить себя выше других.
  3. не следует обижать друг друга, обращаться грубо.

Воспитатель: из этих поступков мы видим, что герои этих стихотворений ведут себя не культурно, а ведь быть культурным это одно из самых главных правил этикета. Культурный человек всегда приветлив, вежлив со всеми: знакомыми и незнакомыми.

Воспитатель: Надеемся и вы хотите быть культурными, а для этого вам надо знать как правильно общаться со взрослыми и сверстниками. Давайте послушаем правила:

  • Если к тебе обращаются с вопросом (как пройти, где аптека и т.д.), постарайся ответить достаточно громко и понятно. Если не можешь ничем помочь, вежливо объясни это.
  • Когда тебе самому надо обратиться с вопросом, пользуйся вежливыми словами: «скажите, пожалуйста …».
  • Встречая на улице знакомых, поздоровайся приветливо, ответь на вопросы, если тебе их зададут.
  • Разговаривая со взрослыми, не держи руки в карманах, держись прямо.
  • Здоровайся с ребятами при встрече, называй их по имени, если сам не знаешь имени – спроси; назови свое имя.
  • Не хорошо звать товарищей по кличке, дразнить их.
  • Если видишь, что товарищ нуждается в помощи, помоги ему.
  • Если помогли тебе – поблагодари.
  • «Вежливые» слова следует не только взрослым, но и своим товарищам.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Собери пословицу».

На нашей станции был ураган и все слова в пословице перепутались, прочитайте слова и попробуйте из них составить пословицы, для того что бы составить первую пословицу нам поможет схема.

1. Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

2. Друг познается в беде.

Воспитатель: вот так хорошо вы знаете пословицы, а кто объяснит первую пословицу?! Кто вторую?!

Воспитатель: А как вы думаете, почему станция называется «Дружба»?

Воспитатель: Культурные отношения залог крепкой дружбы, поэтому с детства нужно учиться культурной речи. Не зря наши предки говорили:

«Красивая речь – человека красит».

«Злой язык – злой человек».

Воспитатель: Мы с вами часто разговариваем, но часто не задумываемся над тем, как мы говорим, обижает ли это другого человека, а главное, мы совсем не думаем над тем, что можем обидеть человека своим тоном или тем, как мы сидим или стоим.

Воспитатель: Мы надеемся, что ваш класс будет дружным, а ребята в нем культурные.

Воспитатель: Наш паровозик движется дальше, и мы попадаем на станцию правил поведения в общественных местах.

Воспитатель: На этой станции мы будем играть, оценивать поступки ребят и узнавать правила.

Воспитатель: послушайте ситуации и оцените поступки ребят:

  1. Коля сидел в автобусе, свободных мест не было, на остановке зашла бабушка, он закрыл глаза и притворился, что спит.

Воспитатель: а как бы вы поступили на месте Коли? Что он сделал не правильно?

  1. Девочки играли в мячик на улице, вдруг начался дождь, они вбежали в подъезд дома и весело смеясь, продолжали игру.

Воспитатель: Правильно ли сделали девочки? Какую ошибку они допустили?

  1. Слава и Марина пришли в кинотеатр. Долго ходили в буфете, а фильм уже давно начался. Когда они узнали об этом, погоняя друг друга побежали в зал. Зрители увлеченно смотрели фильм. Дети стали отвлекать смотрящих и спрашивать, где находится 8 ряд. Наконец, ряд был найден. Ребята не успокоились и начали громко считать места, чтобы отыскать свои. Наступая на ноги, они пробрались на места. И достав чипсы, начали, есть, обсуждая происходящее на экране.

Воспитатель: Что ребята сделали неправильно?

Воспитатель: Давайте послушаем правила:

  • Шуметь, бегать, затевать игры не следует – это будет нарушать общий порядок, мешать окружающим.
  • В зале надо занять свои места. По ряду следует идти лицом к сидящим, извиниться, если нечаянно заденешь кого-то.
  • Неприлично во время действия мешать зрителям: вертеться, соскакивать, хлопать откидными стульями, шуршать, топать ногами.
  • Не жуй во время просмотра.
  • Не спеши выходить из зала до окончания спектакля, это неприлично.
  • В кино обычно не раздеваются, но при входе в помещение мальчикам надо снимать шапку.
  • В зрительном зале нельзя сорить, совершенно неприлично грызть семечки.
  • Веди себя так, чтобы не мешать другим зрителям, чтобы после твоего ухода остались чистота и порядок.
Читать еще:  Содержание адаптационного периода

Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «вежливо — невежливо»

Условия игры просты:

Если вы со мной согласны,

И поступок тот хороший,

Не сидите, не молчите,

Хлопайте в ладоши.

Ну, а если плох поступок

Не случался с вами,

В тогда все вместе,

  1. Если мест в трамвае нет,

Не стоит покупать билет,

Все равно ты едешь стоя,

Лучше деньги сэкономим! (Топают ногами.)

Нужно вслед им нахамить. (Топают ногами.)

Вы ответите: «спасибо» (Хлопают в ладоши.)

А оно идет давно,

Нужно громко покричать:

«Кто посмел без нас начать?» (Топают ногами)

  1. Если кто-то вдруг случайно

Вам на ногу наступил,

Как бы он не извинялся,

Мы поступок не простим! (Топают ногами.)

  1. Если к вам пришла подруга,

Вы представьте ее другу. (Хлопают в ладоши.)

  1. Если вам вдруг стало плохо,

Нужно громко ахать, охать. (Топают ногами.)

То домой придти ты должен

Хуже трубочиста. (Топают ногами.)

Воспитатель: Давайте вспомним, на каких станциях мы с вами побывали?

Воспитатель: Чему научились на каждой станции?

Воспитатель: но мало знать, нужно эти правила соблюдать:

Занятие по этикету в подготовительной группе «Правила этикета — залог успеха»

Наталья Маринина
Занятие по этикету в подготовительной группе «Правила этикета — залог успеха»

ТЕМА: Правила этикета – залог успеха

ЦЕЛЬ: Продолжать формировать у детей понимания необходимости выполнения правил и норм этического поведения.

Закреплять знания культурного поведения за столом.

Продолжать обогащать словарь детей другими формами слов – приветствий. Развивать творческие способности детей, выразительности речи. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым, желание доставлять радость другому человеку.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Дети находятся в зале. Гости входят в зал под музыку «Улыбка». Гости садятся на стульчики.

Вос-ль: — Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте их поприветствуем.

Вос-ль: — Ребята, а как еще можно поприветствовать наших гостей, какими словами?

Дети: – Добрый день, доброе утро, мы рады вас видеть.

Вос-ль: — Ребята, а можно ли поприветствовать наших гостей словом «привет»? Ведь это тоже слово – приветствие?

Дети: — Не, это будет выглядеть неприлично. «Привет» можно сказать только самым близким людям (маме, бабушке, папе, дедушке, брату, сестре) или другу.

Вос-ль: — А Настя, например, может сказать Алеше «привет»?

Дети: — Да, потому что они друзья.

Вос-ль: — А сейчас, ребята, я предлагаю вам сесть на стульчики.

Вос-ль: — И сегодня, ребята, мы находимся не просто в зале, а на телестудии, где будут снимать передачу «Пусть говорят». У нас в студии находятся гости, которые пришли к нам на передачу, вы – герои передачи и я Наталья Сергеевна – ведущая этой передачи. Нас будут смотреть дети с других детских садов. Ребята, у меня в руках есть микрофон, если появятся вопросы у вас или у гостей студии, поднимите руки, и я подойду.

И так, на нашей передаче «Пусть говорят» мы обсуждаем невыдуманные истории, а только те, которые касаются непосредственно нас самих. И тема нашей передачи называется «Этикет». Зачем нам нужен этикет? Мы с вами много говорили про это слово.И у меня к вам первый вопрос: Что такое этикет?

Дети: — Этикет – это правила поведения и вежливости в общественных местах.

Вос-ль:- Ребята, а о каких общественных местах вы имеете в виду?

Дети:- Правила поведения в транспорте, театре, цирке, детском саду, на улице, за столом, в гостях, в больнице и т. д.

Вос-ль:- Хорошо, вот например, вы приходите в гости, в детский сад или другое общественное место, кто первым, или какое первое слово вы должны сказать?

Вос-ль:- Конечно же «здравствуйте». Давайте снова вернемся к этому слову – приветствие, ведь это самое главное, самое первое слово, где бы мы не были.

Ребята, а кто знает, что означает это слово?

Дети: — Если человек здоровается, значит, он желает другому здоровье.

Вос-ль:- Действительно, когда знакомые люди встречаются друг с другом, каждый из них должен поздороваться, это слово приветствие, знак доброго уважения людей друг к другу. А означает оно все то же – пожелание здоровья – здравствуй, т. е. будь здоров, не болей.

— Ребята, а вы знаете, что существуют такие племена, где люди здороваются носами, локтями, а на Руси есть такое красивое слово «здравствуйте».

— А может быть кто – нибудь из вас нам расскажет стихотворение.

Дети:- Придумано кем-то

При встрече здороваться:

Солнцу и птицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

Вос-ль: — Ребята, оказывается, правильно здороваться нас учат и наши русские народные сказки. Я вам предлагаю посмотреть и показать отрывок из русской народной сказки «Лиса и волк». А в этом мне помогут М. Кристина и Д. Алеша (дети инсценируют сказку, используя настольный театр).

Ребенок:- Встретились кума- лиса да серый волк. «Здравствуй, лисонька»«Здравствуй, куманек».

Вос-ль: — Ребята, вы заметили, как лиса здоровалась?

Дети:- Хитренько, ласково.

Вос-ль:- А у нас есть еще одна сказка, а как называется, вы сами назовете. А поможет мне ее показать Сережа К. и Настя Р. (инсценировка сказки)

Дети:- По мачехиному веленью посадил старик старухину дочь в сани, повез ее в лес, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал. Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку подскакивает,да на старухину дочь поглядывает:

— Тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе красная?

— Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Вос-ль: — Ребята, как мачехина дочка отвечала?

Дети:- Грубо, невежливо

Вос-ль: — Вспомните, а как падчерица, Настенька отвечала Морозко?

Дети:- Здравствуй Морозко, здравствй батюшка. Ласково.

Вос-ль: — Ребята, эта сказка дошла до нас с незапамятных времен, с тех лет, когда люди еще не умели писать, чтобы записать саму сказку, она просто передавалась от одного человека к другому, как говорится из уст в уста – от мамы к дочке, от бабушке к внучке. Но уже тогда, в давние времена, люди знали, что друг с другом надо говорить вежливо, с уважением, и желать друг другу здоровья.

Вос-ль: — Но, а сейчас мы немного прервемся на небольшую музыкальную паузу (дети поют «Здравствуй — говори» и выполняют движения под музыку).

Вос-ль: — Мы немного отдохнули, а сейчас я предлагаю сесть на свои места.

— Ребята, у нас в студии накопилось много вопросов по этикету. Дайте поможем на них ответить.

1. –Ребята, один мальчик на улице увидел своего воспитателя, но она была на противоположной стороне дороги. Он на всю улицу закричал «Марья Ивановна, здравствуйте!» правильно ли он поступил?

2. – Ребята, мне подарили ненужную некрасивую вещь. Что мне сказать тому, кто ее подарил?

3. — Ребята, как мне быть, если я опоздала в театр.

4. – Как мне поступить, если я вошел в автобус и увидел, что на задней площадке стоят мои друзья, надо ли здороваться с ними? Если надо, то как это сделать?

5. – Однажды я пришла в гости к ребятам и увидела, как они безобразно вели себя за столом. Я ушла. Правильно ли я сделала?

Вос-ль:- Как раз по этому поводу у нас есть кое-что интересное. Я предлагаю всем внимательно послушать и посмотреть (рассказ воспитателя сопровождается картинками).

Вос-ль:- Почему Катя ушла?

Дети: — Ребята вели себя безобразно.

Вос-ль: — А, что они делали неправильно?

Дети: — На горячий суп дуть нельзя, а надо помешивать ложкой, чтобы скорее остывал. Локти на стол класть нельзя, на столе должны быть только запястья. От котлеты надо отламывать кусочки вилкой. Косточки от компота нужно класть на блюдечко. Нельзя разговаривать с полным ртом, если тебе задали вопрос, сначала нужно проживать и проглотить пищу, а потом отвечать.

Вос-ль: — А какие правила этикета вы еще знаете?

Дети: — Перед едой нужно мыть руки.Гарнир: картошка, котлета и другие овощи нужно кушать вилкой. Нож нужно держать в правой руке, а вилку в левой руке. Выходя из-за стола сказать «Спасибо» и т. д.

Дети: — Ребята, ответьте мне теперь на вопрос, что было бы с людьми, если бы не было правил этикета.

Дети: — Ответы детей.

Вос-ль: — Был бы беспорядок. Как здорово, что они существует.

— К сожалению, наша передача подходит к концу и в заключение наши герои программы хотели бы дать несколько советов другим детям.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В автобус вы поможете,

Ежели вы вежливы

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами.

И ежели вы вежливы

То в разговоре с тетей

И с бабушкой, и с дедушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Вос-ль: — Ребята, что нам нужно сказать нашим гостям.

Дети: — До свидания.

Вос-ль: — Берегите себя и своих близких.

Проект «Этикет» Подготовила воспитатель:Шилоносова С. И. Продолжительность проекта:1 неделя. Период выполнения:с 27.01.2014. по 31.01.2014. Цель проекта:повышение.

Проект «Первые шаги в мир хороших наук». Цель: Формирование навыков культурного поведения у детей и воспитание их нравственной личности; привлечение родителей к культурному воспитанию.

Программа кружка «Первые шаги в этикет» составитель: Чиркова Татьяна Федоровна воспитатель без категории. (подготовительная к школе группа)

    Елена Казначеева 3 лет назад Просмотров:

1 Управление дошкольного образования Администрации города Глазова Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 55» Программа кружка «Первые шаги в этикет» (подготовительная к школе группа) составитель: Чиркова Татьяна Федоровна воспитатель без категории

2 содержание: 1. Аналитическая справка 2. Пояснительная записка 3. цель кружка 4. задачи кружка 5. превышение программы ДОУ 6. Ориентация программы на конечный результат 7. Оборудование. 8. литература 9. календарно-тематическое планирование 2

3 Аналитическая справка. Кружок «Первые шаги в этикет» мы проводили в старшей группе в течение всего года 2 раза в месяц. Данный кружок представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом), принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников. По результатам анкетирования детей в конце учебного года мы выяснили, что у детей, посещающих кружок, преимущественно уже сформированы необходимые этические нормы поведения за столом, в игровой деятельности, в общении друг с другом и со старшими, дети овладели базовыми правилами поведения на дороге, в гостях, за столом, могут решать разные ситуации. У ребят сформировалось отношение к поступкам других людей и своим собственным. Но, к сожалению, на практике дети не всегда используют свои знания. Например, забывают «волшебные слова», не всегда просят прощения, не всегда видят свои недостатки. Мы пришли к выводу, что в подготовительной группе необходимо продолжить занятия в кружке «Первые шаги в этикет», чтобы развить и закрепить приобретенные этические навыки. Пояснительная записка. Усвоение особенностей внешнего проявления своего отношения к другим людям начинается в младшем дошкольном возрасте и продолжается всю жизнь. Ребенок дома и в детском саду усваивает формы обращений, запоминает приветствия. Постепенно формируется стиль поведения в общественных местах, представления о том, какая одежда уместна в том или ином случае. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. Актуальность кружка определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Программа кружка обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания дошкольника. «Уроки нравственности», строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы, это дает возможность детям эмоционально воспринимать материал. В кружке будет использоваться яркая наглядность и электронные образовательные ресурсы. Не менее важна активность дошкольника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это задания разъясняющие, объясняющие и обучающие в том или ином конкретном случае. Основная задача кружка состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности. Дети постепенно освоят ритуалы и специальную лексику, овладеют неречевыми формами и средствами, так как формирование волевых качеств и умение анализировать и оценивать свои поступки и поступки других детей складываются постепенно при постоянном внимании взрослых. 3

Читать еще:  Адаптационный период в детском саду

4 Цель кружка. Продолжать знакомить детей 6-7 лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом, на улицах города, на природе). Задачи. 1. Формировать навыки культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях. 2. Развивать у детей навыки общения со сверстниками и окружающими их людьми. 3. Воспитывать у детей нравственные качества, необходимые в обществе. 4. Развивать понимание взаимозависимости человека и природы, воспитывать желание защищать и беречь природу. 5. Воспитывать чувства уважения и доверия к старшим, приветливость, умение сопереживать, сочувствовать. 6. Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости» (употребление вежливых слов) формулами речевого общения в разных видах деятельности; закреплять умения вести короткие диалоги в различных жизненных, творческих и игровых ситуациях. 7. Заинтересовать родителей участвовать в работе над развитием у детей нравственных качеств. Образовательная область: социально-коммуникативная. Превышение программы ДОУ. Задача программы подготовительной группы заключается в формировании приоритетов в поведении, ориентированных на нравственные ценности, понимании внутренней мотивации собственных действий и способности адекватной оценки поступков других людей и своих собственных. Кружок «Первые шаги в этикет» поможет детям расширить свой опыт поведения в различных жизненных ситуациях, выработать навыки поведения, поможет развить способность отличать хорошие поступки от плохих, способствует воспитанию уважения к взрослым и друг к другу. Краткая характеристика возрастных особенностей воспитанников группы. В кружке будут заниматься дети подготовительной группы. Возраст 6 7 лет. Время проведения: 2 раза в месяц. 4

5 Продолжительность: 30 минут. Место проведения: игровая комната группы 7 МДОУ «ЦРР — д/с 55», парк, улицы г. Глазова. Ориентация программы на конечный результат: Приобретут знания о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе. Получат опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Получат начальный опыт самостоятельного общественного действия, сформируется социально приемлимая модель поведения. Научатся соблюдать этикет и быть приятными для окружающих. Смогут увидеть свои недостатки в поведении и сумеют их исправить. Снизится агрессивность. Оборудование. Художественная литература, иллюстративный материал, атрибуты к сюжетам игр, компьютер, презентации, подборка мультфильмов, музыки, песен, электронные ресурсы. Литература. 1. «Толерантность и правовая культура дошкольников» ТЦ Сфера М.,2008г.Т.Ф.Макарова. Г.Ф.Ларионова 2. «Формирование представлений о себе у старших дошкольников» Н.М.Сигимова. Изд. Волгоград «Учитель» 2009г. 3. «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и мл. школьниками» С.О.Николаева Владос М.,2005г. 4. «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет» И.Ф.Мулько ТЦ Сфера М.,2007г. 5

6 5. «Занятия по правилам дорожного движения» Н.А.Извекова и др. ТЦ Сфера М.,2013г. 6. «Детская риторика» Ладыженская Т.А. М., «С-инфо», «Баланс»1994г. 7. «Очень важный разговор» Н.В.Дурова М., Мозаика-Синтез 2000г. Взаимодействие с семьей. Беседы, консультации, совместные походы на природу, оказание родителями помощи в подготовке к занятиям (изготовление пособий, макетов, костюмов), организация выставок, совместное посещение кафе (итоговое занятие). 4. Календарно-тематическое планирование. Месяц Сентябрь Тема «Что такое «этикет»? Интеграция образовательных областей речевое развитие. Программные задачи Предметное обеспечение Методы и приемы Практичес-кая значимость результатов кружка Познакомить детей с понятием «этикет»; объяснить смысл и назначение правил поведения, раскрыть последствия их нарушения. Занятие «Правила этикета». «Этичные и неэтичные поступки» С.О.Николаева «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и мл.шк-ми» Стр.18,25 Запись песни Б.Савельева, слова М.Пляцковского «Если добрый ты». Просмотр фрагмента из мультфильма «День рождения Леопольда». Решение ситуаций. Дети узнали, кого можно назвать культурным человеком и чем он отличается от некультур-ного. 6

7 Сентябрь Октябрь Октябрь Что такое «бескорыстная» помощь? С чего начинается дружба? речевое. речевое. Кто помощь оказы-вает, о тех добрые слова сказывают. речевое. Учить приветливости, проявлению внимания. Объяснить: взаимопомощь помогает подружиться. Дать понятие слова «бескорыстный». Объяснить: настоящая помощь бескорыстна, но иногда, чтобы помочь другому человеку, требуется немало сил и времени. Магнитофон, записи песен о дружбе. Видеоматериал по произв. Э. Успенского («Гена и его друзья»). Магнитофон, записи песен о дружбе. Сюжетные картинки. Занятие из книги Н.В.Дуровой «Очень важный разговор» с. 62. Создание эмоционального настроения. рассказов из опыта детей. Игра «Мой Дом дружбы». отрывков из произв. В. Сухомлинского «Как белочка дятла спасла», С. Михалкова «Дядя Стёпа», В. Осеевой «Просто старушка». Физкультминутка. Рассказы из опыта детей. Физкультминутка. Обыгрывание ситуаций. Объяснение смыла пословицы «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказываются». Рефлексия. Овладеть умениями взаимовыручки и взаимопомощи. Дети должны усвоить понятие «бескорыстный». Дети узнали, что помощь бывает разная, иногда она не заметна для окружаю-щих, но очень важна для того, кому ее оказывают. 7

8 Ноябрь Как дети могут заботить-ся о взрослых? речевое, художест-венноэстетическое. Учить осознавать, что семья, родители — самые близкие для них люди. Маски героев русской народной сказки «Репка». произведений Е. Благиной, К. Ушинского, Л. Николаенко «Всё сделалось грустным» Ребёнок должен понять, что он должен заботиться о близких по мере своих сил. Ноябрь Декабрь Привыч-ки хорошие и плохие Почему нельзя дразниться? речевое. Осознание детьми отрицательного отношения к грубости. речевое развитие, художествен-ноэстетическое развитие. Раскрыть смысл понятия «доброжелательность», рассказать о необходимости доброжелательного отношения к окружающим людям. Воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Раскрыть значение слова «привычка», развивать способность к анализу и сравнению, способность к самооценке. Элементы костюмов (маска носорога). Сюжетные картинки. Красные и желтые кружочки для детей в достаточном количестве. М/ф «Сестрички — привычки». Занятие из книги И.Ф.Мулько с.64. басни С. Михалкова «Зеркало». Физкультминутка. Обыгрывание ситуаций. Просмотр и обсуждение мультфильма. Игра-тест «Плохие и хорошие привычки». Дети узнали, что хорошие привычки надо вырабатывать, а от плохих избавляться. 8

9 Декабрь Январь «Надо вещи убирать, не придётся их искать» «Тайное всегда становится явным». Объяснить детям, что скрывать свой поступок бесполезно, что правда всё равно будет известна. Совершившему человеку будет вдвойне стыдно за свою провинность. Познакомить детей с правилами бережного отношения к вещам. Напомнить о необходимости беречь своё время. Альбомные листы, карандаши, фломастеры, кисточки, краски. Видеомате-риал (Мультфильм по произведению К. Чуковского «Федорино горе»). произв. В. Драгунского «Тайное всегда становится явным». Объяснение смысла «тайное всегда становится явным». Физкультминут-ка. Придумывание историй на эту тему, рисунки. Создание эмоционального настроения. рассказа Л. Воронковой «Машарастеряша» и отрывок из стих. К. Чуковского «Федорино горе». Инсценировка. Осознание детьми необходимости говорить правду. Умение следить за своими вещами, содержать порядок. 9

10 Февраль Февраль Накроем стол. «Все работы хороши, выбирай на вкус». Работа над понятиями: блюдо (большая тарелка и угощение), бульонная чашка, посуда, порядок и чистота стола, приборы для раскладывания угощения, рассадка за столом, салфетки, сервировка стола, скатерть, столовые приборы, угощение. Познакомить дошкольников с различными профессиями. Скатерть, салфетки; тарелки (глубокая и мелкая, столовые, хлебная, закусочная, подставная); столовые приборы (закусочные, столовые); столовая ложка, нож, вилка. Иллюстрации с изображением различных профессий. Альбомные листы, карандаши, фломастеры, кисточки, краски. Детали конструктора. Упражнения практикумы: 1. «Сервировка стола». 2. «Кавалеры и дамы рассаживаются за столом». 3. «Моя помощница салфетка». 4. «Вкусный суп придаёт нам силы». 5. «Благодарность за угощение». стихотворений Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» и В. Маяковского «Кем быть». Рисование рисунков о профессии своей мамы. Игра «Я хочу стать». Экскурсия на работу к кому-либо из родителей. Умение сервировать стол. Осознание важности различных профессий, их нужности. 10

11 Март Март Апрель Телефон и мы. Человек среди природы. Умение правильно и грамотно разговари-вать по телефону. Безопасное поведе-ние на улице и в транспорте. речевое, Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Учить детей набирать номер телефона, пользоваться телефонной рубкой. Формировать у детей вежливый и ровный тон, умение найти нужную громкость голоса. Учить детей быть готовыми к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице. Развить у детей понимание взамозависимости человека и природы, пользы и вреда, которые человек может принести природе; вызвать желание беречь и защищать природу. Два телефонных аппарата (игрушечные или настоящие, можно сотовые телефоны). Видеоматериал (Мультфильм по произведению К. Чуковского «Телефон»). Светофор, дорожные знаки (игрушки или на рисунках). Сюжетные картинки с различными ситуациями на дорогах. Для опыта: таз с чистой водой, бумажные рыбки и птички, емкость с маслом. Создание эмоционального настроения. произведений Носова «Телефон», К. Чуковского «Телефон». Практические игры: 1. «У меня зазвонил телефон». 2. Обыгрывание ситуаций. 3. «Испорченный телефон». Рассматривание картинок. Обсуждение ситуаций. Игра викторина «Пешеход на улице». Целевая прогулка по улице К.Маркса. отрывка из книги А. Соболева «Якорей не бросать». Опытная деятельность. Прогулка в парк. Знание правил поведения на улице, в транспорте. Знают правила поведения на природе, бережно относятся к природе. 11

Читать еще:  Адаптация детей при поступлении в доу

12 Апрель Май Скоро в школу. Турнир маленьких рыцарей и принцесс (итоговоезанятие). речевое, речевое, художественноэстетическое. Познакомить детей с правилами поведения в школе. Закрепление навыков поведения в общественных местах, за столом. Школьные принадлежности (портфель, книги, тетрадки, пенал). ИКТ, столовые приборы, карандаши, бумага. Закрепление правил с помощью разыгрывания ситуаций. Занятие С.О.Николаева с Игра, беседа, упражненияпрактикумы. Умение складывать вещи в портфель. Знание правил поведения в школе. Применять на практике полученные знания. Диагностика. Проводится со всеми детьми группы. Все дети должны быть поставлены в равнозначные условия и диагностические задания даваться на одном и том же материале. Литература, используемая для проведения диагностики: И.Ф.Мулько «Социально нравственное воспитание детей 5 7 лет» с Т.А.Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 8 лет» с

«УРОКИ ЭТИКЕТА». ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Гасанова М. Ф.
Воспитатель
ГБОУ лицей 1367

Непосредственная образовательная деятельность
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА

«УРОКИ ЭТИКЕТА».
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Цель: В игровой форме обобщить знания ребят об этикете – правилах, принятых в обществе.
Образовательная задача: обобщение знаний ребят о правилах поведения принятых в обществе. Расширение кругозора. Активизация словаря детей.
Развивающая задача: развивать у воспитанников познавательные психические процессы, речь, артистизм, выразительность, культуру общения, привитие ребятам правил хорошего тона в непринужденной, игровой форме.
Воспитательные задачи: расширить знания о правилах культурного поведения; углубить понимание нравственного смысла этих правил; сформировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль.
Аннотация: авторская разработка Гасановой М. Ф. — Открытый показ для молодых специалистов. Непосредственная образовательная деятельность по обучению детей подготовительной группы правилам этикета (вежливое обращение).
Методы и приемы: наглядные, практические, словесные, ТСО, мультимедиа.
Материал: иллюстрации; плакат «Правила этикета»; дорожка из смайликов; ТСО: аудиозапись песни «Дорогою добра» в исполнении [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], композитор [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], автор текста [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; мультимедийное устройство: (Программа «Уроки тетушки Совы» серия мультфильмов для самых маленьких. Это совместный проект России и Украины, созданный режиссером Сергеем Заревым) «Жадная гусеница».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций: Уроки вежливости. Демонстрационный материал, автор И. Мирошниченко; Уроки доброты. Демонстрационный материал, автор: Фесюкова Л.Б.; знакомство с книгами «Правила поведения для воспитанных детей» Шалаева Г., Журавлёва О., Сазонова О., «Главные правила поведения для воспитанных девочек»; разучивание стихотворений о вежливых словах.

Ход мероприятия:
— Ребята! Сегодня мы поговорим с вами о правилах. В каждом доме, в каждой семье, и даже в каждой стране есть специально установленные правила – правила поведения.
Что такое правила? (Ответы детей) Это то, как мы себя должны вести, что можно, а что нельзя делать. Они могут быть записаны в специальной книге. И в нашей стране есть такая книга правил поведения, называется она конституция Российской Федерации. Вот она (показываю). Здесь записаны правила, по которым должен жить каждый гражданин России. Правила в конституции называются законами.
А правила, которые выполняют граждане не только какой-то страны, а просто воспитанные люди, называются правилами этикета.
У нашей группы тоже есть своя книжечка с правилами поведения. Давайте вспомним, что можно и нужно делать в детском саду, как себя нужно вести?
Подвести детей к доске к плакату с иллюстрациями правил этикета. Что такое этикет? (читаю стихотворение). Разбираем каждую ситуацию.
— Запомните, ребята, эти правила этикета!
— Сейчас я расскажу вам о девочке, которая попала в страну «Наоборотию». Как вы думаете, что это за страна?
Я больше не хочу, я больше не хочу!
А что я не хочу, сейчас вам расскажу:
Руки вам не хочу подать,
Их буду за спиной держать,
Я вам «спасибо» не скажу
И вам не буду отвечать!
Не съем я кашу ни за что!
Не буду пить я молоко!
Я чистить зубы не хочу,
На бабушку я накричу!
Залезу в самую я грязь,
Налью воды я дома таз!
Испачкаю свое пальто,
Не лягу спать я ни за что!
Залезу в туфлях на диван-
Язык я покажу всем вам!
Скажу обидные слова,
Вас обозвать могу всегда!
Пускай я делаю е так!
Не нравится – так ты – «ДУРАК»!
Все сделаю наоборот!
Все, что нельзя! Весь круглый год!
И это, все, что я хочу!-
Я это каждому кричу!

Что это за девочка, ребята? Что она делала не так? (ответы детей)
А сейчас давайте поиграем в игру «Цепочка добрых слов»!
Вы же знаете много добрых и вежливых слов? Вот мы и поиграем с мячом. Я буду бросать мяч кому-нибудь, называть вежливое слово, а ребенок, поймавший мяч, должен прочитать стихотворение об этом слове. Бросаю мяч детям по очереди. Каждый ребенок должен поучаствовать в игре.

Добрый день! – тебе сказали.
Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты!

Отменить что ли слово «пожалуйста» — повторяем его поминутно
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» нам становится неуютно.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

Будьте, добры! – это я говорю по секрету.
Будьте добры! – и не ждите за это конфету.
Будьте добры! — и без игры и во время игры.
Если сумеете – будьте скорее добры!

Молодцы, ребята! Продолжим нашу беседу об этикете. Чтобы вас любили и уважали, надо быть добрым человеком, а не злым. А как можно назвать детей, которые не делятся своими игрушками, приносят их в детский сад и не дают другим ребятам играть с ними? Не угощают конфеткой или другими сладостями, едят их в одиночку, пряча от других? (жадными). Правильно!
Послушайте стихотворение про одну такую жадную девочку.

У ребят сегодня Рая отобрала самолет, Медвежонка, попугая, паровоз и пароход.
А ребята говорят – забирай хоть все подряд!
Обойдемся мы без мишки, нам не нужен пароход!
Поиграем в кошки-мышки! Чур, я – мышка, чур, я – кот!
Все так весело играют, и хохочут, и шумят.
А в углу у бедной Раи не идет игра на лад
Не сдержала Рая слез, Рая в нос повесила,
У нее игрушек – воз, а играть невесело! (Е. Серов)

Так почему же Рае невесело играть, ребятки? (потому, что она жадная, и с ней никто не играет, не дружит).
— А сейчас посмотрим мультфильм, в котором тетушка Сова и домовёнок Кузя расскажут о доброте и жадности, об одной жадной гусенице.

Просмотр мультфильма из серии «Уроки тетушки Совы. Жадная гусеница.

Какая гусеница? Разве можно быть такой? Что случилось с ней из-за ее жадности? А вы не хотите быть такими? Правильно, плохо быть жадным, хорошо быть добрым! Если вы будете добрыми, вас будут любить и уважать, и у вас будет много друзей. А теперь давайте встанем и возьмем друг друга за руки. Массаж «Веселые друзья» поможет нам быть здоровыми, бодрыми, поднять настроение себе и товарищу.
У друга мягкая и теплая ладошка.
Погладим друга по руке немножко.
Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.
Ни ссориться, ни драться нам не надо!

Вам понравилось? А давайте, мы сейчас попросим прощения друг у друга за прошлые обиды и постараемся больше не обижать друг друга.
И вы, взрослые, дорогие гости, попросите прощения друг у друга, и будем стараться быть всегда добрыми!
Молодцы все! Ну что ж, ребятки, вы поняли, что такое этикет? Это правила вежливого поведения. И по правилам этикета мы обязаны угостить наших гостей. Для этого мы пойдем по дороге добра.

Включаю аудиозапись песни «Дорогою добра» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) (На ковре разложена дорожка в виде солнца из веселых смайликов. Дети идут по ней, несут угощение для гостей).

Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой? Куда по свету белому Отправиться с утра? Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. Забудь свои заботы, Падения и взлеты, Не хнычь, когда судьба себя Ведет не как сестра. Но если с другом худо, Не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди Дорогою добра. Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов, Не забывай, что эта жизнь — Не детская игра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный — Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный — Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра.
Угощайтесь дорогие гости! И вы детки, тоже угощайтесь! Всем спасибо, до свидания!

Список литературы:
Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети». Москва: «Просвещение», 1985 год.
5. Дейл Карнеги. «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Москва: «Знание», 1991 год
C.А. Козлова «Я – человек» (Программа социального развития ребенка), Москва, 2000, 64 с.
Л.М.Шипицина “Азбука общения” раздел № 8 С.-Петербург 2002 г.
Т.А. Шорыгина “Вежливые сказки” — этикет для малышей.
Н.В. Нищева “Развивающие сказки” 2002 С-Петербург изд. Детство-Пресс
С.А. Насонкина “Уроки этикета” С.-Петербург изд. “Акцент” 1998 г. 9.О.Н. Пахомова “Добрые сказки. Этика для малышей” Москва. Прометей 2003 г.
Семенека С.И. “Учимся сочувствовать, сопереживать” корр.-разв. программа М., 2003 г.
Т.А. Шорыгина “Эстетика для малышей” М., Прометей. 2003 г.
Т. Шорыгина “Этикет для малышей” М. Прометей. 2003 г.

  • etiket1
    Размер файла: 56 kB Загрузок: 2
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×