221madou.ru

Мама и Я
10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Факторы влияющие на адаптацию детей в доу

Факторы влияющие на адаптацию детей в доу

Фактор — это момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении [20, с. 345].

Рассмотрим факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода с позиции И.М. Аксариной, И.П. Жукова, Р.В. Тонкова-Ямпольской.

Во-первых, таким фактором является возраст ребенка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2 лет, что обусловлено стремительным темпом физического и психического развития. После 2 лет дети значительно легче могут приспособиться к новым условиям жизни [1, с. 316].

Во-вторых, фактором, определяющим длительность адаптации дошкольников к детскому саду, является состояние здоровья и уровень развития ребенка. Организм младшего дошкольника характеризуется функциональной незрелостью. Приспособляемость к изменяющимся условиям среды, в частности температурным колебаниям, несовершенна, вследствие чего дошкольник подвержен простудным заболеваниям [1, с. 316]. Состояние здоровья ребенка тесно связано с его психическим развитием. Если дети часто болеют, они становятся вялыми, безразличными к окружающему или раздражительными, пассивными, а это может существенно задержать развитие движений и действия с предметами, следовательно, задержать развитие мышления, восприятия, речи [3, с. 6].

В-третьих, фактором адаптации могут рассматриваться индивидуальные особенности ребенка (особенности характера, тип темперамента). По данным И.М. Аксариной, дети даже одного и того же возраста по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. В течение нескольких дней поведение таких детей меняется: аппетит, сон восстанавливаются, они с интересом следят за игрой товарища. Другие дошкольники, наоборот, в первый день внешне спокойны, без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участие в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель [1, с. 316].

В-четвертых, в качестве внутреннего фактора можно рассматривать пол дошкольника. По мнению А.И. Захарова, в младшем дошкольном возрасте мальчики хуже адаптируются к новым условиям, чем девочки, что обусловлено большей привязанностью мальчиков к матери в период наиболее интенсивного эмоционального развития. Соответственно они более болезненно реагируют на разлуку с матерью [21, с. 69].

В-пятых, Л.Н. Галигузова считает, что существует тесная связь между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием в саду. У детей, которые умеют длительно и разнообразно играть, адаптация протекает сравнительно легко. Для ребенка, умеющего увлеченно играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами необходимыми для этого [23, с. 54].

Анализ психологической литературы показал, что факторы адаптации младших дошкольников к условиям детского сада можно разделить на биологические и социальные, к рассмотрению которых мы и переходим.

К биологическим факторам Р.В. Тонкова-Ямпольская и Т.Я. Черток относят токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания в первые три месяца жизни, а также частые заболевания до поступления в детское учреждение. К социальным факторам относятся условия жизни в семье:

1. Создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, который способствует привыканию дошкольника к распорядку дня детского сада. С одной стороны, несовпадение домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка. Он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему. С другой стороны, привычка к соблюдению режима дня помогает ребенку быстрее освоиться при поступлении в детский сад, облегчает привыкание к новым условиям.

2. Формирование у детей культурно-гигиенических навыков и умений самообслуживания.

3. Обеспечение овладения младшим дошкольником необходимыми возрастными умениями и навыками.

4. Уровень тренированности адаптационных механизмов, который, по мнению Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольской, Т.Я. Черток, зависит от создания в семье условий, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу), легче привыкают к дошкольному учреждению.

5. Опыт общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Отсутствие общения с другими людьми, отрицательная оценка их родителями, а иногда и отрицательный опыт общения с незнакомыми взрослыми приводит к нежеланию и неумению младших дошкольников устанавливать с ними контакт. Чем уже круг общения, чем меньше у ребенка близких людей, тем меньше опыт его общения и тем труднее ему установить контакт с незнакомыми взрослыми [3, с. 113].

Кроме того, факторы адаптации можно разделить на две группы: позитивные (содействующие адаптации) и негативные (обусловливающие дезадаптацию).

К позитивным факторам следует отнести благоприятную семейная микросреду (высокий уровень образованности родителей, отсутствие конфликтов, демократический стиль воспитания, контакт с воспитателем), индивидуально-психологические особенности ребенка (характер, тип темперамента), высокий уровень здоровья. Л.Н. Галигузова в качестве фактора позитивной адаптации выделяет развитую предметную и игровую деятельность ребенка, поскольку для ребенка, который умеет увлеченно играть, не составляет сложности привлечь внимание сверстников и взрослых [23, с. 59].

К факторам, затрудняющим адаптацию, следует отнести особенности родителей: конфликтность — ребенок дошкольного возраста непроизвольно усваивает негативные черты поведения родителей, что осложняет его отношение со сверстниками и педагогами; необщительность; неуверенность и нерешительность; дефекты воспитания (психолого-педагогически некомпетентного и неграмотного). К особенностям личности педагогов, приводящих к сложности в адаптации, можно отнести: неучет индивидуальных особенностей ребенка; работа разных педагогов с первой группой детей; большая наполняемость групп в детском саду (более 15 дошкольников); эмоциональное выгорание, снижение эмпатии, невротизация педагога (после 10-15 лет работы) ведет к доминантности и авторитарности; психологическая несовместимость педагога и ребенка [13, с. 59]

Выделим группы детей, отличающихся сложностью в адаптации.

Во-первых, это ослабленные болезненные дошкольники, которые проявляют капризность, раздражительность или, напротив, вялость, быструю утомляемость. Высокий уровень тревожности может проявляться открыто (плач, негативные реакции), либо скрыто (потеря в весе, избегание совместных игр).

Во-вторых, дети, обладающие меланхолическим типом темперамента.

Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены (сангвинический тип темперамента), отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все режимные процессы, активно в них участвуют. Если содержание общения, возникшего в новых условиях, их удовлетворяет, они привыкают довольно легко и быстро.

Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. (холерический темперамент) Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой. Длительных игр они не развертывают, предпочтение отдают шумным играм [3].

Дети, которые отличаются спокойным, несколько медлительным поведением (меланхолический тип темперамента), очень неактивно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися. Однако свойственная им заторможенность может в этот период усилится. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии движений, в освоении окружающего, в овладении умениями и навыками. Они предпочитают играть подальше от детей, боятся их приближения. Для них характерен слабый тип нервной системы. Они очень болезненно переносят любые перемены в условиях жизни и воспитании. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях. Все новое сопряжено чувством страха. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей.

Таким образом, фактором, определяющим, особенности адаптации младших школьников к дошкольному учреждению выступает тип нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения.

В-третьих, дошкольники, избегающие коммуникативных контактов со взрослыми, что выражается в отсутствии контакта глаз и реального тактильного контакта. Следовательно, общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада [21].

Таким образом, фактор — это момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении. Выделяют следующие факторы, влияющие на адаптацию дошкольников: возраст ребенка, здоровье и уровень развития ребенка, индивидуальные особенности (характер, тип темперамента), пол, связь между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием в саду, благоприятная семейная микросреда, особенности родителей.

Факторы успешной адаптации детей к условиям ДОУ
статья

Факторы успешной адаптации детей к условиям ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
faktory_uspeshnoy_adaptatsii_detey_k_usloviyam_dou.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Факторы успешной адаптации детей к условиям ДОУ

Рассматривая процесс адаптации, необходимо учитывать факторы, способствующие успешной адаптации или, напротив, препятствующие ей.

Факторы адаптации, по мнению А.И. Мышкиса, можно условно разделить на две основные группы: факторы объективные и факторы субъективные. В первую группу автором выделены факторы, которые относятся к окружающей детей среде, во вторую – факторы, которые связаны с биологическими и психологическими особенностями детей.

Рассмотрим эти факторы подробнее. В группу объективных факторов входят:

— факторы внешней среды (социокультурные, социально-экономические, экологические особенности региона, в котором проживает ребенок),

— педагогические факторы (программа обучения; особенности личности воспитателя, его стиль общения, компетентность; санитарно-гигиенические условия в дошкольном учреждении, материально-техническая база и пр.),

— семья (жилищно-бытовые и материальные условия жизни семьи; социальный статус и уровень общей культуры родителей; стиль семейного воспитания; характер существующих супружеских и детско-родительских отношений),

— группы сверстников (особенности группы; характер общения ребенка со сверстниками вне дошкольного учреждения).

К числу субъективных факторов относятся:

— состояние здоровья, индивидуальные и возрастные особенности детей;

— уровень их адаптационных возможностей.

А.И. Мышкис указывает, что объективные и субъективные факторы находятся в постоянном взаимодействии, в неразрывном единстве, они могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на результаты адаптации детей раннего возраста.

Изменения условий жизни, социального окружения, изменение отношений к ребенку, происходящие при поступлении ребенка в ДОУ, у любого малыша вызывают стресс и напряжение. Однако одни дети приспосабливаются к новым условиям достаточно легко, в то время, как другие дети испытывают более длительное стрессовое напряжение.

О.Г. Заводчикова выделяет следующие факторы, от которых зависит процесс протекания адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ:

1. Состояние здоровья детей, уровень физического и нервно-психического развития. У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями. Тяжелее всего адаптация к условиям ДОУ проходит у детей со слабым здоровьем: у данных детей наблюдаются частые обострения основного заболевания. Такие дети чаще болеют. В связи с этим, состояние здоровья — один из основных факторов, влияющих на длительность и успешность процесса адаптации.

2. Возраст ребенка. Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в садик, по мнению автора, 3 — 3,5 года. Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями от двух- и четырехлеток. Ребенок двух лет сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть к новой обстановке. Четырехлетним детям сложно привыкнуть к ДОУ из-за того, что они привыкли к домашним условиям. Тем не менее, и у трехлеток и у четырехлеток есть общий позитивный момент в адаптации к ДОУ, который качественно отличает их от двухлеток: дети 3-4 лет способны слушать и слышать взрослых.

3. Сформированность навыков общения. По различиям в поведении и потребности в общении автором выделяются 3 группы.

Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в дошкольное учреждение ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в дошкольное учреждение, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день.

При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми). Они глубоко переживают расставание с близкими, т.к. опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт. Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптирование ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в дошкольное учреждение приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких.

У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми.

4. Тип нервной системы. Дети, у которых уравновешены процессы возбуждения и торможения, отличаются общительностью, бодрым настроением, спокойным поведением. Эти дети положительно воспринимают все режимные моменты, любят как спокойные, так и подвижные игры, участвуют в них активно. Если содержание общения, возникшего в условиях ДОУ, малышей удовлетворяет, то они довольно быстро и легко привыкают к этим новым условиям. Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, быстро переходят от одного состояния к другому, бурно выражают свое отношение к окружающему. Они любят играть в подвижные игры, но легко отвлекаются, постоянно двигаются по комнате, рассматривая то один предмет, то другой, быстро меняют игрушки. У таких детей может возникнуть перевозбуждение нервной системы в первые дни пребывания в ДОУ.

В противоположность легковозбудимым, есть дети, которые отличаются несколько медлительным, спокойным, даже инертным поведением. Они выражают свои чувства очень неактивно и внешне кажутся благополучно адаптирующимися. Однако, свойственная им заторможенность в условиях ДОУ может усилиться. От своих сверстников медлительные дети часто отстают в овладении умениями и навыками, в освоении окружающего, в развитии координации движений. При работе воспитателя с такими детьми важно проявить терпение и выдержку. Этим детям требуется длительное время в освоении нового пространства, поэтому в первые дни воспитателям не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками. Нетерпеливый подход воспитателя к ребенку может привести к затруднениям в адаптации, к осложнениям.

Холерики и флегматики адаптируются к дошкольному учреждению сложнее, чем сангвиники — в меру медлительные и более уравновешенные. Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения. Труднее всего приходится детям медлительным: они не успевают за общим темпом одевания, сна, еды. Такого рода ситуации без специальной помощи и поддержки может привести к невротическим реакциям. Адаптация может сопровождаться частыми болезнями, отказом от еды, капризами, страхами и т.д.

Несомненно, каждый малыш по-разному реагирует на новую незнакомую ситуацию, тем не менее, существуют и общие черты. Так, единственные в семье дети всегда привыкают к дошкольному учреждению нелегко. Особенно, если это дети излишне опекаемые, зависимые от родителей, неуверенные в себе, привыкшие к особому вниманию. Хуже прочих чувствуют себя в дошкольном учреждении малыши с флегматическим темпераментом. Эти дети не успевают зачастую за темпом жизни, принятым в дошкольном учреждении: малыши не могут вовремя собраться на прогулку, быстро одеться, поесть. Р. Железку отмечает, что, если проблем такого ребенка воспитатель не понимает, то он начинает малыша еще больше поторапливать, эмоциональный стресс при этом действует таким образом, что малыш затормаживается еще больше, становится еще более безучастным и вялым.

Особенности поведения детей в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились у них к моменту прихода в ДОУ. Основными причинами тяжелой адаптации к условиям дошкольного учреждения могут являться:

— отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом ДОУ;

— наличие у ребенка своеобразных привычек;

— неумение занять себя игрушкой;

— отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;

— отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Осложняющим фактором адаптации являются и семейные конфликты, необщительность родителей, их педагогическая неграмотность. Маленькие дети непроизвольно перенимают негативные черты поведения родителей, что, несомненно, осложняет их привыкание к новой обстановке, взаимоотношения с новыми людьми.

Таким образом, факторы адаптации можно условно разделить на две группы – объективные, относящиеся к окружающей малышей среде, и субъективные факторы, связанные с биологическими и психологическими особенностями ребенка. Осложняющим фактором адаптации являются и семейные конфликты, необщительность родителей, их педагогическая неграмотность.

Факторы адаптации ребенка к детскому саду

Адаптационные процессы дошкольников к условиям детского сада протекают по-разному.

Это зависит от многих факторов, например, от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в ДОО, от уровня его физического, психического и умственного развития, от того, насколько согласованы действия педагогов и родителей, и т.д.

Очень часто адаптационный период сопровождается массой негативных изменений в детском организме на всех уровнях функционального развития. Возникает необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к ДОО и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватному приспособлению к новым условиям.

Вкратце рассмотрим их.

Социальные контакты и социальные навыки. В начальный период пребывания дошкольника в ДОО у него обычно снижается степень интенсивности контактов с социальным окружением. Дети часто напряжены, беспокойны и замкнуты. Общение со сверстниками и взрослыми налаживается медленно.

Важно отметить, что изменения социальной окружающей среды и весь комплекс внешних воздействий дезорганизуют социальные навыки растущего малыша, в результате чего могут возникнуть трудности с самообслуживанием в ДОО, которые он усвоил дома. Например, ребенок с трудом может пользоваться ложкой во время еды, мыть руки, использовать носовой платок, следить за своим внешним видом и т.д. После успешной адаптации он восстанавливает утраченные социальные навыки и продолжает усваивать новые.

Эмоции ребенка. Как показывает опыт работы с дошкольниками, в первые дни пребывания в ДОО у них слабо выражены эмоциональные проявления. Как правило, положительные реакции проявляются на новизну событий, значимость раздражителей. Проявление отрицательных эмоций тоже имеет разную степень: от тревожного, робкого поведения, хныканья до постоянного плача.

В этой ситуации самым сложным и напряженным периодом в адаптации является рост стрессового напряжения, которое проявляется в виде тревоги, страха, роста уровня агрессивности или депрессии. В большинстве случаев у многих детей уровень и частота отрицательных эмоциональных проявлений снижаются, сменяясь доминированием положительных, что указывает на завершение адаптационного периода.

Интерес и познавательная деятельность. В начале пребывания в детском саду интерес и познавательная деятельность ребенка, как правило, снижаются, что напрямую связано с воздействием психоэмоционального, стрессового напряжения. Более того, часто в первоначальный период пребывания в ДОО его не интересуют даже игры.

Двигательная активность. В этом возрасте двигательная активность, как правило, часто находится за пределами нормы. Наблюдаются полярные состояния: ребенок может быть или сильно заторможен, или гиперактивен. При этом на двигательную активность дошкольника оказывает влияние комплекс факторов, таких, как тип нервной системы (темперамент), уровень психофизического развития, состояние здоровья и т.д.

Режим дня и ночи. Безусловно, посещение ребенком детского сада вносит определенный ритм и организацию в ранее существовавший режим. В первую очередь это отражается на сне. На первых порах ребенок плохо засыпает, нередко пробуждается или практически не спит. По мере привыкания к новому режиму дня он начинает своевременно засыпать и пробуждаться.

Аппетит. В зависимости от стрессового напряжения, типа реагирования на внешние воздействия у ребенка может наблюдаться понижение или повышение аппетита. При успешной адаптации к дошкольному учреждению отмечается нормализация пониженного или повышенного аппетита.

Здоровье. В начале процесса адаптации к ДОО у ребенка отмечается рост числа различных психосоматических заболеваний, причиной которых является усиление психоэмоционального и стрессового напряжения. Это влияет на различные функциональные системы (сердечно-сосудистая, дыхательная, гормональная, нервная), что вызывает дезадаптацию организма, а в итоге разного рода заболевания. По мере адаптации частота психосоматических отклонений здоровья снижается.

Таким образом, в динамике адаптационного процесса важно проявлять направленность и интенсивность настроя, гибкость реагирования родителей, которые должны распространяться на взаимоотношения и взаимодействие с ребенком, с воспитателями.

Можно подвести некоторый итог и назвать признаки того, как ребенок может адаптироваться к ДОО: приемлемое психоэмоциональное реагирование на социальное окружение; адекватный, согласно нагрузкам, аппетит; нормализация сна; расширение круга общения с социальным окружением; адекватная реакция на любое предложение воспитателя.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОТЕКАНИЕ АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Консультация педагога-психолога МБДОУ №176

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОТЕКАНИЕ АДАПТАЦИИ

К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Характер протекания процесса адаптации в любом возрасте зависит от следующих факторов:

Состояние здоровья и уровень развития ребенка . Совершенно ясно, что здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит всякие трудности, в том числе и трудности социальной адаптации.

Дети с диагнозом «энцефалопатия», перенесшие родовую травму, более чувствительны к стрессовым воздействиям. Такие дети нуждаются в назначении на период адаптации лекарственной терапии для нормализации корковой возбудимости. Соматически ослабленные дети также трудно адаптируются к новым условиям. Они тяжелее переносят разлуку с матерью. Такие дети обычно капризны, раздражительны или, напротив, вялые, быстро утомляются. Имеют меньшие показатели по росту, весу, развитию движений.

Возраст малыша. Самый оптимальный возраст для адаптации в дошкольном учреждении – 6 месяцев, пока у ребенка не выработался стереотип на домашние условия. Если ребенок поступил в ясли до 7-8 месяцев, то его первичные эмоциональные контакты устанавливаются не с матерью, а со сверстниками. Отсутствие матери обедняет эмоциональный мир этих детей. Такие дети не испытывают в дальнейшем глубокого чувства любви, привязанности, вины и сострадания. Зато ребенок адаптируется к детскому саду и в дальнейшем будет направлен на коллектив.

С 7-8 месяцев до 1-го года 6-ти месяцев доминирует стереотип на определенное лицо (мать), затем стереотип постепенно ослабевает, т.к. у ребенка повышается ориентировочная реакция, активное стремление к новому, появляются возможности речевого общения и свободного передвижения в пространстве. А самая критическая ситуация для адаптации – это возраст от 6 месяцев до 1 года 6 месяцев. Так определено научными исследованиями.

Чем старше возраст ребенка, тем больше срок адаптации. По данным исследований в среднем ребенок 2-3 лет адаптируется к детскому саду – 1 месяц, с 4-6 лет – около 2х месяцев. Причем дети до 5 лет привыкают к взрослому, адаптация ребенка на 90% связана с фигурой воспитателя, а не с ломкой динамического стереотипа. Дети после 5-ти лет адаптируются к социальным нормам (т.е. к тому, что можно делать, а что нельзя, если ребенок не может адаптироваться к правилам в детском саду, он совсем не адаптирован к детскому саду). Во время адаптации дети до 3-х лет, скорее будут проявлять беспокойство, страх и депрессивные реакции: заторможенность, вялость, безучастность. После 3-х лет у детей будет преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм. В полной мере все эти проявления будут проявляться дома в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядке, а в детском саду психическое напряжение ребенок будет сдерживать. Причем у плохо адаптированных детей старшего дошкольного возраста больше вероятность появления или закрепления тиков и заикания.

Чехословацкие психологи считают, что ясли вообще опасны для детей раннего возраста. По их исследованиям заболеваемости детей получены такие данные: воспалением легких болеют дети «домашние» — 1,5%, а «ясельные» – 11%; вирусными болезнями – «домашние» — 5%, а ясельные – 83%. У большинства детей обнаружились значительные нарушения психического развития (страхи, тревожность, агрессивность, плохая речь).

Пол ребенка. Наблюдения показали, в младшем дошкольном возрасте мальчики хуже адаптируются к новым условиям, чем девочки (в старшем дошкольном возрасте – одинаково), т.к. в период наиболее интенсивного эмоционального развития мальчики в большей степени привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки. Срок адаптации мальчиков больше, чем девочек: мальчики адаптируются 3-4 месяца, а девочки – 2-3 месяца. Поэтому желательно мальчикам посещать детский сад с 3,5 лет, а девочкам с 3-х лет. Тем более, что для детей до 2-х лет и отчасти 3-х лет, характерными являются страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения.

Темперамент ребенка. Дети-сангвиники отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают режимные процессы, активно в них участвуют. Обычно такие дети привыкают быстро к детскому саду, если содержание общения их устраивает.

Дети-холерики любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая новые предметы. Длительных игр они не развертывают, предпочтение отдают шумным играм. В первые дни нельзя ограничивать таких детей в действиях. Общение должно быть ровное, спокойное. Без перевозбуждения нервной системы. Дети-холерики могут вести себя очень возбужденно, это может проявляться после 3-х лет. У сангвиников и холериков быстрее восстанавливаются и образуются новые привычки.

Дети-флегматики очень неактивно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися. Однако свойственная им заторможенность может в этот период усилиться. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии движений, в освоении окружающего, в овладении умениями и навыками. Они предпочитают играть подальше от детей, боятся их приближения. В первые дни не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками, так как им требуется длительное время для освоения нового. Нельзя раздражаться по поводу их медлительности, надо настойчиво и спокойно учить их действиям с предметами, терпеливо закреплять приобретенные навыки.

Дети-меланхолики очень болезненно переносят любые перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно свои чувства они не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверенны в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. При этом рекомендуется постоянно поощрять и подбадривать детей, помогать им.

Уровень тренированности адаптационных возможностей . Даже если ребенок не поступает в дошкольное учреждение, его все равно следует ставить в такие условия, когда ему необходимо будет менять свою форму поведения. Если с ребенком систематически занимаются дома, учат взаимодействовать с детьми и взрослыми, формируют культурно-гигиенические навыки, учат игровым действиям, то ребенок растет общительным и самостоятельным и период адаптации заканчивается довольно быстро.

Считается, что дети, которые приветствуют новизну, адаптируются легче и быстрее своих более осторожных сверстников.

Кроме особенностей самого ребенка на сроки и степень тяжести адаптации к детскому саду большое влияние оказывает ситуация в семье.

Стиль воспитания ребенка в семье . Воспитание по типу Гипоопека выражается в том, что родители не обеспечивают организацию ребенку правильного режима, соответствующего возрасту, достаточное количество дневного сна, не следят за правильной организацией бодрствования и др. Это приводит к тому, что ребенок переутомляется, задерживается его нервно-психическое развитие, формирование тех навыков и личностных качеств, которые соответствуют возрасту. Ребенок ощущает себя ненужным родителям, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. Все это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным.

Самым существенным фактором риска со стороны семьи является взаимодействие по типу «Ребенок-кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка преобладает над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Такой ребенок не адаптируем к дошкольным учреждениям. Он капризен, и отстает от своих ровесников в умении справляться с элементарными навыками: не способен сам умыться и одеться. Такой ребенок в детском саду испытывает психический дискомфорт.

Следующее-это явление родительского программирования (воспитание по типу гиперопека), которое может влиять на ребенка неоднозначно. С одной стороны, через родительское программирование происходит усвоение нравственной культуры. С другой стороны, чтобы заслужить любовь родителей, ребенок стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать их ожиданиям. Формируется «приспособившийся» ребенок, который живет за счет снижения своих способностей чувствовать, проявлять любознательность к миру, а в худшем случае — за счет проживания не своей жизни. Всякого рода запреты – «нельзя, а то укусит, упадешь, испачкаешься и т.п.» — формирует в характере чрезмерную осторожность, страх. Ограничение взрослыми общения ребенка со сверстниками, взаимодействия с окружающим миром, освоение новых видов деятельности тормозит естественную живость и познавательную активность дошкольника. В результате может возникнуть «страх новизны». Такие дети чаще всего демонстрируют повышенную тревожность. Они боятся осваивать велосипед, коньки, прокатится с горки. Ребенок чрезмерно волнуется, если на него обращают внимание незнакомые взрослые, дети. Он будет в этот момент теребить одежду, грызть ногти. Такие дети, вырастая, становятся неудачниками, им очень трудно жить в коллективе.

Противоречивое воспитание. Об этом мы говорим тогда, когда в одной семье, в одной квартире родители плюс бабушки и дедушки пытаются воспитывать ребенка лишь только собственными методами, противоречащими друг другу. В такой семье малыш не в состояние усвоить, что можно ему делать, что нельзя. И, разрываясь между всеми, ему непонятно, кому необходимо угождать. Обычно рано или поздно это способствует развитию невроза.

Личностные особенности родителя. Хуже всего адаптируются мальчики невротически зависимые от матери. У этих матерей большое количество жалоб на хроническое чувство усталости и недомогания. Хуже адаптируются девочки, у которых матери проявляют нетерпимость к чужому мнению, чрезмерную настойчивость в осуществлении своих желаний, подозрительность и настороженность в контактах, склонность к категоричности. Одновременно эти матери не уверены в себе и тревожно мнительны по характеру. Обеспечивают плохую адаптацию конфликты в семье и необщительность родителей (интровертированный характер личностного реагирования и, следовательно, ребенок не общителен). Ребенок, привыкший к громким раздраженным указаниям матери, не всегда выполнит тихие, спокойные указания воспитателя. Неосторожно сказанное слово может травмировать психику ребенка.

Отсутствие одного из родителей. Очень часто отсутствует в семье папа. Отец должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку он: подает ребенку пример отношений с матерью, является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится источником защиты. Отсутствие отца неблагоприятно влияет на формирование автономности и самостоятельности ребенка, а отсутствие самостоятельности может повлиять на адаптацию в детском саду.

Конфликты между родителями. Вызывают у ребенка глубокий внутренний конфликт, который может привести к нарушениям половой идентификации или, более того вызвать развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых детей могут произойти изменения в поведение: появляется боязливость, покорность, склонность к депрессиям, недостаточная способность к аффектам и фантазированию.

Алкоголизм в семье. Не встречают затруднений в адаптации дети эмоционально недоразвитые, с низкими интеллектуальными показателями, дети алкоголиков. Т.к. отсутствует эмоциональный контакт, привязанность к маме и глубина переживаний.

Многодетная семья. Быстрее адаптируются к детскому саду дети из многодетной семьи.

Личностные особенности воспитателя . В детском саду ребенок встречается с первым чужим значимым взрослым – воспитателем, который во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. Как показали исследования, воспитатель не замечает обычно около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести, с одной стороны, к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а с другой – к развитию тревожности, фрустрации потребности безопасности, психосоматическим заболеваниям. Личностные особенности педагога задают стиль общения с детьми, определяют степень эмоционального благополучия ребенка в группе. Недостаток похвалы со стороны воспитателя приводит к тому, что детям становится неинтересно с педагогом. Общеизвестно, что дети наиболее восприимчивы к настроению педагога, его самочувствию. Если педагог испытывает постоянные стрессы, перегрузки, страдает от хронических заболеваний и у него не складываются отношения с коллегами по работе, то и у детей, возможно, будет формироваться заниженная самооценка, такой ребенок будет испытывать страх и иметь эмоционально неустойчивую психику.

Игнорирование воспитателем типологических особенностей нервной системы ребенка в период адаптации может привести к осложнениям в его поведении. Так, например, строгая требовательность у детей неуверенных, малообщительных вызывает слезы, нежелание находиться в детском саду. Резкий тон обращения вызывает у легковозбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.

В. Алямовская в книге «Ясли – это серьезно» описывает, каким должен быть воспитатель ясельной группы и выдвигает ряд требований к личности педагога.

Проявление искреннего интереса к ребенку: воспитатель должен удовлетворять потребность ребенка в общении. Неискренность, покровительственный тон, манипулирование, отсутствие интереса к деятельности ребенка – все это может стать причиной отчуждения между малышом и воспитателем;

Человеческие качества воспитателя: воспитатель должен быть красивым, добрым, понимающим. Строил свою воспитательную систему на принципе действенной любви. Содействовал развитию ребенка, принимал его жизненный опыт, даже негативный, не ограничивал естественные потребности малыша в движении, человеческой ласке, общении. Проявлять снисходительность. Педагог должен красиво одеваться, культурно говорить. Речь должна быть грамматически правильной;

Профессиональные качества воспитателя: наличие не только педагогических способностей, знание особенностей этого возраста, но и нестандартное владение умениями, которые необходимы в общении с такими детьми. Сильная мотивационно – эмоциональная заряженность на работу с детьми именно этого возраста;

Хорошее здоровье: слабое здоровье воспитателя может сказаться на самочувствии малышей.

Особенности муниципального детского сада .

Высокая укомплектованность групп: 30 – 40 человек в группе для детского сада не редкость. Воспитателю трудно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Особенно важным это обстоятельство является для малышей 2 -3 лет, когда от заботы и внимания воспитателя напрямую зависит самочувствие ребенка и успех его адаптации к детскому саду.

Отсутствие альтернатив в питание. Если ребенок вдруг отказывается, есть какие – либо блюда, то ему приходится оставаться голодным до следующего приема пищи.

Если садик находится рядом с домом, то есть вероятность встретиться со знакомыми детьми по совместным прогулкам. Адаптация к детскому саду, где есть знакомые дети, пройдет легче и быстрее.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Адаптационные сопли в саду
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector