221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Факторы влияющие на адаптацию ребенка

Факторы успешной адаптации детей к условиям ДОУ
статья

Факторы успешной адаптации детей к условиям ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
faktory_uspeshnoy_adaptatsii_detey_k_usloviyam_dou.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Факторы успешной адаптации детей к условиям ДОУ

Рассматривая процесс адаптации, необходимо учитывать факторы, способствующие успешной адаптации или, напротив, препятствующие ей.

Факторы адаптации, по мнению А.И. Мышкиса, можно условно разделить на две основные группы: факторы объективные и факторы субъективные. В первую группу автором выделены факторы, которые относятся к окружающей детей среде, во вторую – факторы, которые связаны с биологическими и психологическими особенностями детей.

Рассмотрим эти факторы подробнее. В группу объективных факторов входят:

— факторы внешней среды (социокультурные, социально-экономические, экологические особенности региона, в котором проживает ребенок),

— педагогические факторы (программа обучения; особенности личности воспитателя, его стиль общения, компетентность; санитарно-гигиенические условия в дошкольном учреждении, материально-техническая база и пр.),

— семья (жилищно-бытовые и материальные условия жизни семьи; социальный статус и уровень общей культуры родителей; стиль семейного воспитания; характер существующих супружеских и детско-родительских отношений),

— группы сверстников (особенности группы; характер общения ребенка со сверстниками вне дошкольного учреждения).

К числу субъективных факторов относятся:

— состояние здоровья, индивидуальные и возрастные особенности детей;

— уровень их адаптационных возможностей.

А.И. Мышкис указывает, что объективные и субъективные факторы находятся в постоянном взаимодействии, в неразрывном единстве, они могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на результаты адаптации детей раннего возраста.

Изменения условий жизни, социального окружения, изменение отношений к ребенку, происходящие при поступлении ребенка в ДОУ, у любого малыша вызывают стресс и напряжение. Однако одни дети приспосабливаются к новым условиям достаточно легко, в то время, как другие дети испытывают более длительное стрессовое напряжение.

О.Г. Заводчикова выделяет следующие факторы, от которых зависит процесс протекания адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ:

1. Состояние здоровья детей, уровень физического и нервно-психического развития. У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями. Тяжелее всего адаптация к условиям ДОУ проходит у детей со слабым здоровьем: у данных детей наблюдаются частые обострения основного заболевания. Такие дети чаще болеют. В связи с этим, состояние здоровья — один из основных факторов, влияющих на длительность и успешность процесса адаптации.

2. Возраст ребенка. Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в садик, по мнению автора, 3 — 3,5 года. Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями от двух- и четырехлеток. Ребенок двух лет сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть к новой обстановке. Четырехлетним детям сложно привыкнуть к ДОУ из-за того, что они привыкли к домашним условиям. Тем не менее, и у трехлеток и у четырехлеток есть общий позитивный момент в адаптации к ДОУ, который качественно отличает их от двухлеток: дети 3-4 лет способны слушать и слышать взрослых.

3. Сформированность навыков общения. По различиям в поведении и потребности в общении автором выделяются 3 группы.

Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях. Если до поступления в дошкольное учреждение ребенок постоянно находился с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в дошкольное учреждение, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо дня в день.

При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми). Они глубоко переживают расставание с близкими, т.к. опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт. Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптирование ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в дошкольное учреждение приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких.

У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми.

4. Тип нервной системы. Дети, у которых уравновешены процессы возбуждения и торможения, отличаются общительностью, бодрым настроением, спокойным поведением. Эти дети положительно воспринимают все режимные моменты, любят как спокойные, так и подвижные игры, участвуют в них активно. Если содержание общения, возникшего в условиях ДОУ, малышей удовлетворяет, то они довольно быстро и легко привыкают к этим новым условиям. Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, быстро переходят от одного состояния к другому, бурно выражают свое отношение к окружающему. Они любят играть в подвижные игры, но легко отвлекаются, постоянно двигаются по комнате, рассматривая то один предмет, то другой, быстро меняют игрушки. У таких детей может возникнуть перевозбуждение нервной системы в первые дни пребывания в ДОУ.

В противоположность легковозбудимым, есть дети, которые отличаются несколько медлительным, спокойным, даже инертным поведением. Они выражают свои чувства очень неактивно и внешне кажутся благополучно адаптирующимися. Однако, свойственная им заторможенность в условиях ДОУ может усилиться. От своих сверстников медлительные дети часто отстают в овладении умениями и навыками, в освоении окружающего, в развитии координации движений. При работе воспитателя с такими детьми важно проявить терпение и выдержку. Этим детям требуется длительное время в освоении нового пространства, поэтому в первые дни воспитателям не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками. Нетерпеливый подход воспитателя к ребенку может привести к затруднениям в адаптации, к осложнениям.

Холерики и флегматики адаптируются к дошкольному учреждению сложнее, чем сангвиники — в меру медлительные и более уравновешенные. Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения. Труднее всего приходится детям медлительным: они не успевают за общим темпом одевания, сна, еды. Такого рода ситуации без специальной помощи и поддержки может привести к невротическим реакциям. Адаптация может сопровождаться частыми болезнями, отказом от еды, капризами, страхами и т.д.

Несомненно, каждый малыш по-разному реагирует на новую незнакомую ситуацию, тем не менее, существуют и общие черты. Так, единственные в семье дети всегда привыкают к дошкольному учреждению нелегко. Особенно, если это дети излишне опекаемые, зависимые от родителей, неуверенные в себе, привыкшие к особому вниманию. Хуже прочих чувствуют себя в дошкольном учреждении малыши с флегматическим темпераментом. Эти дети не успевают зачастую за темпом жизни, принятым в дошкольном учреждении: малыши не могут вовремя собраться на прогулку, быстро одеться, поесть. Р. Железку отмечает, что, если проблем такого ребенка воспитатель не понимает, то он начинает малыша еще больше поторапливать, эмоциональный стресс при этом действует таким образом, что малыш затормаживается еще больше, становится еще более безучастным и вялым.

Особенности поведения детей в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились у них к моменту прихода в ДОУ. Основными причинами тяжелой адаптации к условиям дошкольного учреждения могут являться:

— отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом ДОУ;

— наличие у ребенка своеобразных привычек;

— неумение занять себя игрушкой;

— отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков;

— отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Осложняющим фактором адаптации являются и семейные конфликты, необщительность родителей, их педагогическая неграмотность. Маленькие дети непроизвольно перенимают негативные черты поведения родителей, что, несомненно, осложняет их привыкание к новой обстановке, взаимоотношения с новыми людьми.

Таким образом, факторы адаптации можно условно разделить на две группы – объективные, относящиеся к окружающей малышей среде, и субъективные факторы, связанные с биологическими и психологическими особенностями ребенка. Осложняющим фактором адаптации являются и семейные конфликты, необщительность родителей, их педагогическая неграмотность.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОТЕКАНИЕ АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Консультация педагога-психолога МБДОУ №176

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОТЕКАНИЕ АДАПТАЦИИ

К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Характер протекания процесса адаптации в любом возрасте зависит от следующих факторов:

Состояние здоровья и уровень развития ребенка . Совершенно ясно, что здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит всякие трудности, в том числе и трудности социальной адаптации.

Дети с диагнозом «энцефалопатия», перенесшие родовую травму, более чувствительны к стрессовым воздействиям. Такие дети нуждаются в назначении на период адаптации лекарственной терапии для нормализации корковой возбудимости. Соматически ослабленные дети также трудно адаптируются к новым условиям. Они тяжелее переносят разлуку с матерью. Такие дети обычно капризны, раздражительны или, напротив, вялые, быстро утомляются. Имеют меньшие показатели по росту, весу, развитию движений.

Возраст малыша. Самый оптимальный возраст для адаптации в дошкольном учреждении – 6 месяцев, пока у ребенка не выработался стереотип на домашние условия. Если ребенок поступил в ясли до 7-8 месяцев, то его первичные эмоциональные контакты устанавливаются не с матерью, а со сверстниками. Отсутствие матери обедняет эмоциональный мир этих детей. Такие дети не испытывают в дальнейшем глубокого чувства любви, привязанности, вины и сострадания. Зато ребенок адаптируется к детскому саду и в дальнейшем будет направлен на коллектив.

С 7-8 месяцев до 1-го года 6-ти месяцев доминирует стереотип на определенное лицо (мать), затем стереотип постепенно ослабевает, т.к. у ребенка повышается ориентировочная реакция, активное стремление к новому, появляются возможности речевого общения и свободного передвижения в пространстве. А самая критическая ситуация для адаптации – это возраст от 6 месяцев до 1 года 6 месяцев. Так определено научными исследованиями.

Чем старше возраст ребенка, тем больше срок адаптации. По данным исследований в среднем ребенок 2-3 лет адаптируется к детскому саду – 1 месяц, с 4-6 лет – около 2х месяцев. Причем дети до 5 лет привыкают к взрослому, адаптация ребенка на 90% связана с фигурой воспитателя, а не с ломкой динамического стереотипа. Дети после 5-ти лет адаптируются к социальным нормам (т.е. к тому, что можно делать, а что нельзя, если ребенок не может адаптироваться к правилам в детском саду, он совсем не адаптирован к детскому саду). Во время адаптации дети до 3-х лет, скорее будут проявлять беспокойство, страх и депрессивные реакции: заторможенность, вялость, безучастность. После 3-х лет у детей будет преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм. В полной мере все эти проявления будут проявляться дома в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядке, а в детском саду психическое напряжение ребенок будет сдерживать. Причем у плохо адаптированных детей старшего дошкольного возраста больше вероятность появления или закрепления тиков и заикания.

Чехословацкие психологи считают, что ясли вообще опасны для детей раннего возраста. По их исследованиям заболеваемости детей получены такие данные: воспалением легких болеют дети «домашние» — 1,5%, а «ясельные» – 11%; вирусными болезнями – «домашние» — 5%, а ясельные – 83%. У большинства детей обнаружились значительные нарушения психического развития (страхи, тревожность, агрессивность, плохая речь).

Пол ребенка. Наблюдения показали, в младшем дошкольном возрасте мальчики хуже адаптируются к новым условиям, чем девочки (в старшем дошкольном возрасте – одинаково), т.к. в период наиболее интенсивного эмоционального развития мальчики в большей степени привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки. Срок адаптации мальчиков больше, чем девочек: мальчики адаптируются 3-4 месяца, а девочки – 2-3 месяца. Поэтому желательно мальчикам посещать детский сад с 3,5 лет, а девочкам с 3-х лет. Тем более, что для детей до 2-х лет и отчасти 3-х лет, характерными являются страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения.

Темперамент ребенка. Дети-сангвиники отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают режимные процессы, активно в них участвуют. Обычно такие дети привыкают быстро к детскому саду, если содержание общения их устраивает.

Дети-холерики любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая новые предметы. Длительных игр они не развертывают, предпочтение отдают шумным играм. В первые дни нельзя ограничивать таких детей в действиях. Общение должно быть ровное, спокойное. Без перевозбуждения нервной системы. Дети-холерики могут вести себя очень возбужденно, это может проявляться после 3-х лет. У сангвиников и холериков быстрее восстанавливаются и образуются новые привычки.

Дети-флегматики очень неактивно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися. Однако свойственная им заторможенность может в этот период усилиться. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии движений, в освоении окружающего, в овладении умениями и навыками. Они предпочитают играть подальше от детей, боятся их приближения. В первые дни не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками, так как им требуется длительное время для освоения нового. Нельзя раздражаться по поводу их медлительности, надо настойчиво и спокойно учить их действиям с предметами, терпеливо закреплять приобретенные навыки.

Дети-меланхолики очень болезненно переносят любые перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно свои чувства они не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверенны в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. При этом рекомендуется постоянно поощрять и подбадривать детей, помогать им.

Уровень тренированности адаптационных возможностей . Даже если ребенок не поступает в дошкольное учреждение, его все равно следует ставить в такие условия, когда ему необходимо будет менять свою форму поведения. Если с ребенком систематически занимаются дома, учат взаимодействовать с детьми и взрослыми, формируют культурно-гигиенические навыки, учат игровым действиям, то ребенок растет общительным и самостоятельным и период адаптации заканчивается довольно быстро.

Считается, что дети, которые приветствуют новизну, адаптируются легче и быстрее своих более осторожных сверстников.

Кроме особенностей самого ребенка на сроки и степень тяжести адаптации к детскому саду большое влияние оказывает ситуация в семье.

Стиль воспитания ребенка в семье . Воспитание по типу Гипоопека выражается в том, что родители не обеспечивают организацию ребенку правильного режима, соответствующего возрасту, достаточное количество дневного сна, не следят за правильной организацией бодрствования и др. Это приводит к тому, что ребенок переутомляется, задерживается его нервно-психическое развитие, формирование тех навыков и личностных качеств, которые соответствуют возрасту. Ребенок ощущает себя ненужным родителям, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. Все это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным.

Самым существенным фактором риска со стороны семьи является взаимодействие по типу «Ребенок-кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка преобладает над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Такой ребенок не адаптируем к дошкольным учреждениям. Он капризен, и отстает от своих ровесников в умении справляться с элементарными навыками: не способен сам умыться и одеться. Такой ребенок в детском саду испытывает психический дискомфорт.

Следующее-это явление родительского программирования (воспитание по типу гиперопека), которое может влиять на ребенка неоднозначно. С одной стороны, через родительское программирование происходит усвоение нравственной культуры. С другой стороны, чтобы заслужить любовь родителей, ребенок стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать их ожиданиям. Формируется «приспособившийся» ребенок, который живет за счет снижения своих способностей чувствовать, проявлять любознательность к миру, а в худшем случае — за счет проживания не своей жизни. Всякого рода запреты – «нельзя, а то укусит, упадешь, испачкаешься и т.п.» — формирует в характере чрезмерную осторожность, страх. Ограничение взрослыми общения ребенка со сверстниками, взаимодействия с окружающим миром, освоение новых видов деятельности тормозит естественную живость и познавательную активность дошкольника. В результате может возникнуть «страх новизны». Такие дети чаще всего демонстрируют повышенную тревожность. Они боятся осваивать велосипед, коньки, прокатится с горки. Ребенок чрезмерно волнуется, если на него обращают внимание незнакомые взрослые, дети. Он будет в этот момент теребить одежду, грызть ногти. Такие дети, вырастая, становятся неудачниками, им очень трудно жить в коллективе.

Противоречивое воспитание. Об этом мы говорим тогда, когда в одной семье, в одной квартире родители плюс бабушки и дедушки пытаются воспитывать ребенка лишь только собственными методами, противоречащими друг другу. В такой семье малыш не в состояние усвоить, что можно ему делать, что нельзя. И, разрываясь между всеми, ему непонятно, кому необходимо угождать. Обычно рано или поздно это способствует развитию невроза.

Личностные особенности родителя. Хуже всего адаптируются мальчики невротически зависимые от матери. У этих матерей большое количество жалоб на хроническое чувство усталости и недомогания. Хуже адаптируются девочки, у которых матери проявляют нетерпимость к чужому мнению, чрезмерную настойчивость в осуществлении своих желаний, подозрительность и настороженность в контактах, склонность к категоричности. Одновременно эти матери не уверены в себе и тревожно мнительны по характеру. Обеспечивают плохую адаптацию конфликты в семье и необщительность родителей (интровертированный характер личностного реагирования и, следовательно, ребенок не общителен). Ребенок, привыкший к громким раздраженным указаниям матери, не всегда выполнит тихие, спокойные указания воспитателя. Неосторожно сказанное слово может травмировать психику ребенка.

Отсутствие одного из родителей. Очень часто отсутствует в семье папа. Отец должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку он: подает ребенку пример отношений с матерью, является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится источником защиты. Отсутствие отца неблагоприятно влияет на формирование автономности и самостоятельности ребенка, а отсутствие самостоятельности может повлиять на адаптацию в детском саду.

Конфликты между родителями. Вызывают у ребенка глубокий внутренний конфликт, который может привести к нарушениям половой идентификации или, более того вызвать развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых детей могут произойти изменения в поведение: появляется боязливость, покорность, склонность к депрессиям, недостаточная способность к аффектам и фантазированию.

Алкоголизм в семье. Не встречают затруднений в адаптации дети эмоционально недоразвитые, с низкими интеллектуальными показателями, дети алкоголиков. Т.к. отсутствует эмоциональный контакт, привязанность к маме и глубина переживаний.

Многодетная семья. Быстрее адаптируются к детскому саду дети из многодетной семьи.

Личностные особенности воспитателя . В детском саду ребенок встречается с первым чужим значимым взрослым – воспитателем, который во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. Как показали исследования, воспитатель не замечает обычно около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести, с одной стороны, к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма, а с другой – к развитию тревожности, фрустрации потребности безопасности, психосоматическим заболеваниям. Личностные особенности педагога задают стиль общения с детьми, определяют степень эмоционального благополучия ребенка в группе. Недостаток похвалы со стороны воспитателя приводит к тому, что детям становится неинтересно с педагогом. Общеизвестно, что дети наиболее восприимчивы к настроению педагога, его самочувствию. Если педагог испытывает постоянные стрессы, перегрузки, страдает от хронических заболеваний и у него не складываются отношения с коллегами по работе, то и у детей, возможно, будет формироваться заниженная самооценка, такой ребенок будет испытывать страх и иметь эмоционально неустойчивую психику.

Игнорирование воспитателем типологических особенностей нервной системы ребенка в период адаптации может привести к осложнениям в его поведении. Так, например, строгая требовательность у детей неуверенных, малообщительных вызывает слезы, нежелание находиться в детском саду. Резкий тон обращения вызывает у легковозбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.

В. Алямовская в книге «Ясли – это серьезно» описывает, каким должен быть воспитатель ясельной группы и выдвигает ряд требований к личности педагога.

Проявление искреннего интереса к ребенку: воспитатель должен удовлетворять потребность ребенка в общении. Неискренность, покровительственный тон, манипулирование, отсутствие интереса к деятельности ребенка – все это может стать причиной отчуждения между малышом и воспитателем;

Человеческие качества воспитателя: воспитатель должен быть красивым, добрым, понимающим. Строил свою воспитательную систему на принципе действенной любви. Содействовал развитию ребенка, принимал его жизненный опыт, даже негативный, не ограничивал естественные потребности малыша в движении, человеческой ласке, общении. Проявлять снисходительность. Педагог должен красиво одеваться, культурно говорить. Речь должна быть грамматически правильной;

Профессиональные качества воспитателя: наличие не только педагогических способностей, знание особенностей этого возраста, но и нестандартное владение умениями, которые необходимы в общении с такими детьми. Сильная мотивационно – эмоциональная заряженность на работу с детьми именно этого возраста;

Хорошее здоровье: слабое здоровье воспитателя может сказаться на самочувствии малышей.

Особенности муниципального детского сада .

Высокая укомплектованность групп: 30 – 40 человек в группе для детского сада не редкость. Воспитателю трудно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. Особенно важным это обстоятельство является для малышей 2 -3 лет, когда от заботы и внимания воспитателя напрямую зависит самочувствие ребенка и успех его адаптации к детскому саду.

Отсутствие альтернатив в питание. Если ребенок вдруг отказывается, есть какие – либо блюда, то ему приходится оставаться голодным до следующего приема пищи.

Если садик находится рядом с домом, то есть вероятность встретиться со знакомыми детьми по совместным прогулкам. Адаптация к детскому саду, где есть знакомые дети, пройдет легче и быстрее.

Факторы влияющие на адаптацию ребенка

Фактор — это момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении [20, с. 345].

Рассмотрим факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода с позиции И.М. Аксариной, И.П. Жукова, Р.В. Тонкова-Ямпольской.

Во-первых, таким фактором является возраст ребенка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2 лет, что обусловлено стремительным темпом физического и психического развития. После 2 лет дети значительно легче могут приспособиться к новым условиям жизни [1, с. 316].

Во-вторых, фактором, определяющим длительность адаптации дошкольников к детскому саду, является состояние здоровья и уровень развития ребенка. Организм младшего дошкольника характеризуется функциональной незрелостью. Приспособляемость к изменяющимся условиям среды, в частности температурным колебаниям, несовершенна, вследствие чего дошкольник подвержен простудным заболеваниям [1, с. 316]. Состояние здоровья ребенка тесно связано с его психическим развитием. Если дети часто болеют, они становятся вялыми, безразличными к окружающему или раздражительными, пассивными, а это может существенно задержать развитие движений и действия с предметами, следовательно, задержать развитие мышления, восприятия, речи [3, с. 6].

В-третьих, фактором адаптации могут рассматриваться индивидуальные особенности ребенка (особенности характера, тип темперамента). По данным И.М. Аксариной, дети даже одного и того же возраста по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. В течение нескольких дней поведение таких детей меняется: аппетит, сон восстанавливаются, они с интересом следят за игрой товарища. Другие дошкольники, наоборот, в первый день внешне спокойны, без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участие в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель [1, с. 316].

В-четвертых, в качестве внутреннего фактора можно рассматривать пол дошкольника. По мнению А.И. Захарова, в младшем дошкольном возрасте мальчики хуже адаптируются к новым условиям, чем девочки, что обусловлено большей привязанностью мальчиков к матери в период наиболее интенсивного эмоционального развития. Соответственно они более болезненно реагируют на разлуку с матерью [21, с. 69].

В-пятых, Л.Н. Галигузова считает, что существует тесная связь между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием в саду. У детей, которые умеют длительно и разнообразно играть, адаптация протекает сравнительно легко. Для ребенка, умеющего увлеченно играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами необходимыми для этого [23, с. 54].

Анализ психологической литературы показал, что факторы адаптации младших дошкольников к условиям детского сада можно разделить на биологические и социальные, к рассмотрению которых мы и переходим.

К биологическим факторам Р.В. Тонкова-Ямпольская и Т.Я. Черток относят токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания в первые три месяца жизни, а также частые заболевания до поступления в детское учреждение. К социальным факторам относятся условия жизни в семье:

1. Создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, который способствует привыканию дошкольника к распорядку дня детского сада. С одной стороны, несовпадение домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка. Он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему. С другой стороны, привычка к соблюдению режима дня помогает ребенку быстрее освоиться при поступлении в детский сад, облегчает привыкание к новым условиям.

2. Формирование у детей культурно-гигиенических навыков и умений самообслуживания.

3. Обеспечение овладения младшим дошкольником необходимыми возрастными умениями и навыками.

4. Уровень тренированности адаптационных механизмов, который, по мнению Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольской, Т.Я. Черток, зависит от создания в семье условий, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу), легче привыкают к дошкольному учреждению.

5. Опыт общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Отсутствие общения с другими людьми, отрицательная оценка их родителями, а иногда и отрицательный опыт общения с незнакомыми взрослыми приводит к нежеланию и неумению младших дошкольников устанавливать с ними контакт. Чем уже круг общения, чем меньше у ребенка близких людей, тем меньше опыт его общения и тем труднее ему установить контакт с незнакомыми взрослыми [3, с. 113].

Кроме того, факторы адаптации можно разделить на две группы: позитивные (содействующие адаптации) и негативные (обусловливающие дезадаптацию).

К позитивным факторам следует отнести благоприятную семейная микросреду (высокий уровень образованности родителей, отсутствие конфликтов, демократический стиль воспитания, контакт с воспитателем), индивидуально-психологические особенности ребенка (характер, тип темперамента), высокий уровень здоровья. Л.Н. Галигузова в качестве фактора позитивной адаптации выделяет развитую предметную и игровую деятельность ребенка, поскольку для ребенка, который умеет увлеченно играть, не составляет сложности привлечь внимание сверстников и взрослых [23, с. 59].

К факторам, затрудняющим адаптацию, следует отнести особенности родителей: конфликтность — ребенок дошкольного возраста непроизвольно усваивает негативные черты поведения родителей, что осложняет его отношение со сверстниками и педагогами; необщительность; неуверенность и нерешительность; дефекты воспитания (психолого-педагогически некомпетентного и неграмотного). К особенностям личности педагогов, приводящих к сложности в адаптации, можно отнести: неучет индивидуальных особенностей ребенка; работа разных педагогов с первой группой детей; большая наполняемость групп в детском саду (более 15 дошкольников); эмоциональное выгорание, снижение эмпатии, невротизация педагога (после 10-15 лет работы) ведет к доминантности и авторитарности; психологическая несовместимость педагога и ребенка [13, с. 59]

Выделим группы детей, отличающихся сложностью в адаптации.

Во-первых, это ослабленные болезненные дошкольники, которые проявляют капризность, раздражительность или, напротив, вялость, быструю утомляемость. Высокий уровень тревожности может проявляться открыто (плач, негативные реакции), либо скрыто (потеря в весе, избегание совместных игр).

Во-вторых, дети, обладающие меланхолическим типом темперамента.

Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены (сангвинический тип темперамента), отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все режимные процессы, активно в них участвуют. Если содержание общения, возникшего в новых условиях, их удовлетворяет, они привыкают довольно легко и быстро.

Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. (холерический темперамент) Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой. Длительных игр они не развертывают, предпочтение отдают шумным играм [3].

Дети, которые отличаются спокойным, несколько медлительным поведением (меланхолический тип темперамента), очень неактивно выражают свои чувства и кажутся внешне благополучно адаптирующимися. Однако свойственная им заторможенность может в этот период усилится. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников в развитии движений, в освоении окружающего, в овладении умениями и навыками. Они предпочитают играть подальше от детей, боятся их приближения. Для них характерен слабый тип нервной системы. Они очень болезненно переносят любые перемены в условиях жизни и воспитании. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях. Все новое сопряжено чувством страха. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей.

Таким образом, фактором, определяющим, особенности адаптации младших школьников к дошкольному учреждению выступает тип нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения.

В-третьих, дошкольники, избегающие коммуникативных контактов со взрослыми, что выражается в отсутствии контакта глаз и реального тактильного контакта. Следовательно, общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада [21].

Таким образом, фактор — это момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении. Выделяют следующие факторы, влияющие на адаптацию дошкольников: возраст ребенка, здоровье и уровень развития ребенка, индивидуальные особенности (характер, тип темперамента), пол, связь между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием в саду, благоприятная семейная микросреда, особенности родителей.

Факторы, определяющие характер адаптации. Какие факторы влияют на успешность привыкания ребенка к яслям?

Первая группа факторов связана с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации, лучше справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, гораздо большие трудности в яслях. На состояние здоровья ребенка влияет течение беременности и родов матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваний в период перед поступлением в детское учреждение. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводят к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и как следствие – заболевание.

Следующим фактором, влияющим на характер адаптации ребенка к новым условиям, является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к близким и возникающими на этой основе невротическими формами поведения. Как это происходит?

Привязанность к матери – необходимое условие нормального психического развития ребенка. Она способствует формированию таких важных качеств личности, как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, любознательность, развитию социальных чувств. Для возникновения привязанности необходим продолжительный и устойчивый эмоциональный контакт матери или заменяющего ее взрослого с ребенком с первых дней его жизни. Привязанность начинает формироваться уже в первом полугодии жизни ребенка и к концу первого года оформляется в виде устойчивых эмоционально-личностных связей с близкими, особенно с матерью. В первой половине первого года жизни привязанность выражается в основном положительными эмоциями, особенной радостью ребенка при появлении мамы. В 7 мес. ребенок начинает реагировать на ее уход отчетливым волнением, беспокойством, тревогой. В период от 7 месяцев до 1,5 лет привязанность к матери выражается наиболее интенсивно. Иногда чувство тревоги при разлуке с ней становится столь травмирующим, что остается на всю жизнь как страх одиночества. Ярко выраженный страх в семимесячном возрасте свидетельствует о врожденной чувствительности ребенка и должен учитываться как в его воспитании, так и при решении вопроса о том, стоит ли отдавать его так рано в ясли.

В 8 мес. малыши начинают бояться незнакомых взрослых, прижимаются к матери, как бы подчеркивая привязанность к ней. Страх перед чужими длится недолго, до 1 г. 2 мес. В последующем дети спокойнее воспринимают других людей, но могут смущаться при них.

Страх, беспокойство, испытываемые детьми от 7 мес. до 1 года 2 мес. могут стать предпосылкой последующего развития тревоги и страха. При неблагоприятных условиях тревога перерастает в тревожность, страхи – в боязливость, становясь устойчивой чертой характера.

Случается и так, что невротическая привязанность ребенка к матери, к родным, обусловливается тревожностью близких, которые ни на шаг не отпускают от себя малыша, постоянно опасаются несчастного случая, заражая своими страхами ребенка.

Многие дети в возрасте от 6 мес. до 2,5 лет трудно адаптируются к яслям, но особенно это заметно от 8 мес. до 1 г. 2 мес., т.е. в период, когда совпадает беспокойство при разлуке с матерью и страх посторонних.

Не менее важным фактором, влияющим на характер адаптации, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими и действий с предметами. В раннем возрасте предметная деятельность становится ведущей, а общение происходит в основном по поводу действий с предметами. Такое общение называется ситуативно-деловым. В ходе делового общения у ребенка формируются особые связи с окружающими людьми. На смену непосредственным, эмоциональным контактам младенца с матерью и другими близкими, имеющим избирательный характер, интимную, личностную основу, приходят контакты, в центре которых стоит предмет. Практическое взаимодействие более безлично. Для него не так важна эмоциональная близость партнеров, ведь все их внимание сосредоточено на предмете. Конечно, ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но если он умеет налаживать деловые контакты, то ему легче отвлечься от личности партнера, а следовательно легче взаимодействовать с посторонними, чем ребенку, владеющему одним только опытом эмоционального общения. Это означает, что процесс адаптации будет протекать более благополучно у малыша, владеющего навыками ситуативно-делового общения.

Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты со взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить эту потребность в общении с посторонними людьми трудно. В яслях, где воспитатели не могут уделять ребенку столько же внимания, как в семье, он чувствует себя одиноко, неуютно. Такой ребенок предпочитает играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре. Необходимого для этого возраста сотрудничества со взрослым у него не складывается. А отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с разными взрослыми. Таким образом, причиной трудного привыкания к яслям может стать рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка со взрослыми и становлением предметной деятельности, предполагающей другую форму общения – сотрудничество.

Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе с ним решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами. Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к яслям, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Такие малыши быстро пресыщаются игрой, не могут сами найти себе занятия, постоянно требуют внимания взрослого, капризничают, если у них что-то не получается.

Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к яслям, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

Таким образом, состояние здоровья, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности ребенка – вот основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в ясли и благополучного привыкания к ним.

Следует принимать во внимание еще один немаловажный фактор, который может осложнить период адаптации ребенка к яслям. Он связан с психологическими особенностями родителей, особенно матери, и характером взаимоотношений в семье. Если мать тревожно-мнительна и слишком опекает ребенка, аффективно реагирует на все его состояния, если она обладает конфликтным характером и предпочитает авторитарный стиль воспитания, если родители испытываю трудности в общении с окружающими, если в семье часто происходят ссоры, — все это может явиться причиной невротизации ребенка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению.

А теперь постарайтесь ответить на вопросы анкеты, которая поможет Вам понять, готов ли ребенок психологически к поступлению в ясли.

1. Какое общение (эмоциональное или предметное) предпочитает малыш?
2. Как ведет себя ребенок при расставании и встрече с близкими?
3. Любит ли малыш играть самостоятельно с игрушками?
4. Нужна ли ему ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?
5. Проявляет ли он стремление к самостоятельности в быту (хочет сам есть из ложки, умываться, одеваться и пр.)?
6. Охотно ли ребенок выполняет поручения взрослых (убрать на место игрушки, принести что-либо, помочь в каком-то деле)?
7. Как малыш реагирует на незнакомых взрослых? Охотно ли он идет на контакт с ними или проявляет страх, отказывается от общения?
8. Каким образом он налаживает контакты с «чужими» взрослыми?
9. Как ребенок относится к сверстникам? Выражает ли он радость, готовность к общению или сторонится других детей?

Если Ваш малыш любит играть с Вами, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-либо делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет Ваши просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам, Вы можете не тревожиться о том, что у него возникнут серьезные трудности при поступлении в ясли. Он готов к изменениям в своей жизни.

Но вот наступил момент, когда Вы определили, в какие ясли и к какому воспитателю попадет Ваш малыш. Вероятно, у Вас есть время подготовиться к первому посещению ребенком ясельной группы, сделать его переход к новому образу жизни наиболее безболезненным. Постарайтесь сделать это следующим образом.

Как помочь ребенку адаптироваться к яслям?

Предварительно познакомьтесь с будущим воспитателем Вашего малыша и обстановкой в которой ему придется проводить большую часть дня. Побеседуйте с воспитателем об индивидуальных особенностях ребенка, о его предпочтениях и вкусах в еде, играх и игрушках, о протекании режимных моментов. Это поможет воспитателю лучше наладить взаимодействие с малышом с первых дней его пребывания в яслях. Хорошо, если Вы познакомите ребенка с воспитателем, и некоторое время будете ненадолго приводить малыша в ясли на детскую площадку в то время, когда на ней играют дети, а также в группу, где ребенок познакомится с новой обстановкой, с игрушками. Главное – заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него желание еще раз придти в ясли, предупредить возникновение страха перед незнакомыми взрослыми и детьми.

Даже в том случае, когда ребенок не испытывает особых затруднений при переходе из семьи в дошкольное учреждение, родителям или близким малыша не следует сразу же разлучаться с ним на целый день. Иногда ребенок не сразу понимает, что мама надолго оставляет его одного в незнакомой или малознакомой обстановке. Его переживание одиночества может быть отсроченным, оно может возникнуть спустя несколько дней после первого посещения яслей. Для того чтобы ребенок постепенно привык к новым условиям жизни, следует постепенно формировать у него привычку и желание ходить в ясли. Наилучшим образом адаптация может проходить с участием мамы ребенка.

Есть дети, которые без особых проблем включаются в коллективную жизнь. В таком случае мама может сама ввести ребенка в групповую комнату, побыть с ним немного, а затем попрощаться и уйти, пообещав скоро вернуться. В любом случае, в первые дни лучше забирать ребенка пораньше, поскольку он может переутомиться в новой обстановке.

Если же ребенок не отпускает от себя маму, прижимается к ней и никого не хочет видеть, ей лучше остаться с ним на некоторое время, постараться постепенно ввести его в жизнь группы. Мама (или кто-то из близких малыша) имеет право находиться в группе в период адаптации ребенка, и по договоренности с воспитателем может принимать участие в жизни группы.

Постепенная адаптация может включать несколько этапов.

Первый этап: мы играем только вместе.
На данном этапе мама и ребенок представляют собой единое целое. Мама является проводником и защитником ребенка. Она побуждает его включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все игры. Они вместе рисуют, танцуют, играют в подвижные игры вдвоем или с другими детьми. В свободной деятельности мама сопровождает ребенка, следуя его интересам, знакомит его с играми и игрушками в группе, отводит его в туалет, одевает, раздевает и пр. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от мамы. Рано или поздно это случится с каждым малышом, поскольку природная любознательность начнет подталкивать его к освоению окружающего пространства. Если в этот период к ребенку подходит кто-то из сверстников, мама может поиграть с обоими детьми.

Второй этап: я играю сам, но ты будь рядом.
Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой: малыш постоянно возвращается к ней, оглядывается на нее. Это лишь первые его пробы на самостоятельность, но первый этап автономии уже пройден. Ребенок уже может находиться в группе, хоть и с опаской, но подходить к детям, играть рядом с ними. В случае необходимости мама приходит ему на помощь, организует совместные игры. Постепенно периоды отрыва от мамы удлиняются, ребенок все охотнее общается с воспитателем и сверстниками.

Третий этап: иди, я немножко поиграю один.
Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Он просит маму остаться на стульчике в стороне, хорошо играет с педагогом и детьми, хорошо ориентируется в обстановке. У него появляются любимые игры и игрушки, он запомнил необходимые правила.

Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется. Важно обратить внимание ребенка на момент возвращения мамы. При этом ребенку нужно обязательно проговорить, что мама не обманула его, она действительно отлучилась только на некоторое время и вернулась к нему. Ребенок должен быть уверен, что мама держит слово. Постепенно время отсутствия можно увеличить.

Четвертый этап: мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя.
И, наконец, наступает день, когда малыш соглашается остаться в группе один и спокойно отпускает маму. Время от времени он будет вспоминать о ней, но теперь уже воспитательница должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит и покушает.

Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1368 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читать еще:  Факторы влияющие на адаптацию детей в доу
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector