221madou.ru

Мама и Я
24 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формы адаптации детей к детскому саду

Формы и методы адаптации детей в детском саду

«Формы и методы адаптации ребенка в детском саду»

ГККП «Детский сад «Светлячок»,

с.Железинка, Павлодарской области.

воспитатель второй категории,

Белимова Наталья Викторовна

С поступлением ребенка в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течении 10 часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды.

Я работаю с детьми младшего возраста , но каждый раз меня волнует, как помочь малышу перенести стресс, облегчить его страдания во время адаптации .

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.

Задача воспитателя — создать максимум условий для того, чтобы ребенок безболезненно прошел все этапы привыкания к условиям в дошкольной организации.

В детском саду «Светлячок» работа по адаптации детей строится на следующих принципах:

1. Тщательный подбор педагогов в формирующихся группах.

2. Предварительное ознакомление родителей с условиями работы дошкольной организации.

3. Постепенное заполнение групп.

4. Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей.

5. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.

6. Информирование родителей об особенности адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт.

1 . Формы и способы адаптации детей младшего возраста .

* Элементы телесной терапии (обнять, погладить). В детском возрасте необходимо развивать координацию, гибкость и выносливость.

Комплекс специальных упражнений поможет ребенку выработать силу воли, увеличить чувствительность и узнать много нового о своем теле. Занятия укрепят и сделают более эластичными мышцы, разработают суставы, а движения станут более красивыми и пластичными. Кроме этого, с помощью телесно-ориентированной терапии оздоравливаются внутренние органы и улучшается самочувствие.

Комплекс заканчивается упражнениями на релаксацию, потому что расслабление в такой же степени необходимо для развития мышц, как и тренировка. Нервная система получает полноценный отдых, кровообращение приходит в абсолютное равновесие.

* Исполнение колыбельных песен перед сном — колыбельные — первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. Чтение ребенку поэзии оказывает такой же эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом, о благотворном влиянии которого на растущий организм уже говорилось. Сопровождайте чтение стихов ритмическим похлопыванием животика, и, если стихи понравятся малышу, вы заметите ответное ритмичное постукивание вашего разумного крохи.

Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе.

Слушая колыбельные песни малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости.

* Релаксационные игры (песок, вода) — релаксация — это снятие напряжения, расслабление, отдых.

За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению.

Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказывают положительное влияние на их здоровье.

Они учат детей снимать напряжение, не замыкаться на своих проблемах. Упражнения должны быть в доступной игровой форме . Снять напряжение в адаптационный период помогают такие игры: «Ловись, рыбка!» . «Путешествие кораблика» , «Плавание уточки» , «Построй башню», «Повтори за мной». Сколько радости они доставляют детям!

* Сказкотерапия — это процесс развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Метод сказкотерапии направлен на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации детей, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние. Так же использую элементы театрализованной деятельности, показ настольного театра «Колобок» , «Теремок» , «Репка» , «Курочка Ряба» . Дети с большим удовольствием слушали, сопереживали героям, радовались за них.

* Музыкальные занятия и развитие движений — музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона или других музыкальных инструментов. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. У некоторых это эмоциональное состояние связи с музыкой проявляется ярко особенно в совместных играх: «Хоровод» , « Прыгай веселей» , «Самолеты» , «Каравай» , «Зайка серенький сидит» .

Важно, чтобы дети не только знакомились с бодрыми, веселыми и ласковыми, спокойными песнями и пьесами, но и приучались более точно воспринимать особенности музыкального звучания, а именно высоту, тембр, силу, длительность. Восприятие этих свойств музыкального звука связано с развитием у детей музыкально-сенсорных способностей.

Выполняя несложные задания в процессе игр со звучащими игрушками, детскими музыкальными инструментами, дети различают звуки по высоте: угадывают, кто кричит — корова или котенок, курочка зовет цыплят или они ей отвечают. Повторяя под музыку постукивания по бубну, осваивают ритм. Слушают звучание разных по тембру детских музыкальных инструментов, сами хлопают соответственно музыке тихо и громко.

* Игровые методы взаимодействия с ребенком. Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.

Требования к играм, проводимым в адаптационный период :

• игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;

• не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу) ;

• должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;

• всем детям предлагаются одинаковые предметы;

• инициатором игры выступает взрослый.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. В адаптационный период отдаю предпочтение играм, направленным на неожиданный эффект: «Выдувание мыльных пузырей» , игры с воздушными шарами, «Поймай солнечного зайчика» , «Шли, шли, что-то нашли» , «Кто в кулачке?» , «Что в мешочке?»

Особое предпочтение маленькие дети отдают сенсорным играм и упражнениям, где в непринужденной форме выполняют различные игровые действия и получают удовольствие, от достигнутого результата. Дети подолгу, увлеченно играют с ними, накапливая сенсорный опыт , развивая внимание, память. Благодаря действиям с элементами липучек, молний, пуговиц, кнопок развиваются навыки самостоятельности. Им очень нравятся игрушки, изготовленные своими руками: дидактическая подушка «Черепашка» , «Бизиборд» , они привлекают детей своей новизной , яркостью.

Мною изготовлены картотеки: «Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет» , «Игры — эксперименты с водой» , «Пальчиковые игры» , которые успешно применяю в своей работе .

2. Организация условий для адаптации детей раннего возраста .

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Важно сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателя.

2. Формирование у ребенка чувства уверенности.

Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации.

3. Работа с родителями.

Ее желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

В период адаптации проводится работа в виде групповых и индивидуальных консультаций для родителей с рекомендациями и советами по успешной адаптации детей в детском саду. Во время консультаций родители заполняют анкеты, знакомятся с режимом и коллективом дошкольного учреждения.

Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке .

Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами.

Мною разработаны памятки «Как помочь быстрее привыкнуть к детскому саду » , рекомендации, буклеты для родителей.

Медицинская сестра детского сада еженедельно анализирует листы адаптации и выделяет детей, имеющих отклонения по вышеперечисленным критериям. Эти дети консультируются психологом, а по показаниям – и другими специалистами.

Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.

Легкая . К 20-му дню пребывания в ДО нормализуется сон, ребенок нормально ест не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений.

Средняя . Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню. Настроение неустойчиво в течение месяца. Нервно-психическое развитие насколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость не более 2-х раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений или несколько снизился.

Тяжелая. Характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев и дольше) и тяжестью всех проявлений. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДО. Нервно-психическое состояние отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания — более трех раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет и не прибывает в весе в течение 1-2 кварталов.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками.

Предупреждение нарушений адаптации детей к пребыванию в дошкольном учреждении является важным мероприятием по сохранению и укреплению здоровья детей, их социализации и возможно только при совместном участии в этой работе администрации, медицинского и педагогического персонала, а также родителей.

Адаптация к детскому саду: условия, методы, средства

Дата публикации: 13.12.2017 2017-12-13

Статья просмотрена: 2042 раза

Библиографическое описание:

Григорьева Т. Ю. Адаптация к детскому саду: условия, методы, средства // Молодой ученый. — 2017. — №47.1. — С. 50-53. — URL https://moluch.ru/archive/181/46599/ (дата обращения: 23.03.2020).

Изучение и анализ большого количества различных источников и рекомендаций для помощи в адаптации детей раннего возраста, показали, что до сих пор многие психологи и воспитатели сталкиваются с недостаточным практическим материалом, инструментариями, и используют в основном одни и те же методы и средства, не всегда отвечающие запросам современного общества и уровню развития современных детей.

Читать еще:  Сопли при адаптации в детском саду

Наша работа была направлена на достижение следующих целей: обеспечить положительное эмоциональное состояние каждого ребенка, создать положительный эмоциональный настрой в группе, сплотить родительский коллектив, привлечь их к сотрудничеству, в том числе в плане единых подходов в воспитании детей.

Кроме того, предстояло решить ряд задач, в том числе: наладить доверительные отношения с каждым ребенком, снять эмоциональное и мышечное напряжение у детей, вызвать у детей положительное отношение к детскому саду, организовать предметно-развивающую среду в группе, стимулирующую у детей чувство комфорта и защищенности.

Каким же образом строилась работа?

Мы выделили два периода: период до первого дня официального поступления ребенка в сад – доадаптационный и адаптационный.

На наш взгляд, доадаптационный период является не менее важным в жизни ребенка и его родителей, чем адаптационный. Ведь от первого впечатления многое зависит: желание прийти снова, желание общаться с новыми взрослыми и детьми.

В этот период наша группа готовилась к открытию. В первую очередь работа была направлена на работу с родителями (семьями), чтобы снять то эмоциональное напряжение, в котором находились родители, принявшие решение отдать ребенка впервые в детский сад.

— проведены предварительные индивидуальные беседы с родителями о детях, их особенностях, привычках, поведении, о том, как ласково называют ребенка дома,

— примерно за 10 дней до официальной даты открытия группы, было проведено первое родительское собрание – знакомство, на котором родители познакомились друг с другом, с воспитателем, с помещением группы и зданием детского сада (была проведена ознакомительная экскурсия), заполнили разработанную мной анкету «Давайте познакомимся!», в которой помимо общих вопросов о семье, есть раздел сведений о ребенке (например, вопросы: Что уже умеет делать самостоятельно (мыть руки, умываться, проситься в туалет, одеваться, обуваться, просит есть и пить и др.), Любимая игрушка, Любимая сказка, Любимая песня, Любимое занятие); каждой семье была выдана памятка «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад» для внимательного прочтения и осмысления дома, в которой рассказывается: что такое адаптация, какая бывает адаптация, как родителям подготовить ребенка к поступлению в детский сад, как надо вести себя с ребенком, что необходимо приготовить для посещения детского сада (одежда, обувь).

В течение последующих дней родители помогали подготовить помещение группы к открытию, участвовали в генеральной уборке группы, помогали в подготовке прогулочного участка группы (родителями была расписана веранда по мотивам любимых детьми сказок, высажены клумбы с цветами), родителями были принесены на электронных носителях любимые песни, мультфильмы своих детей, кроме того, для создания теплой, домашней атмосферы каждая семья принесла свои семейные фотографии в рамках, которые были размещены в приемной для встречи детей.

Таким образом, благодаря совместному труду и творчеству, родители смогли познакомиться друг с другом поближе, многие начали дружить. С воспитателем и младшим воспитателем сложились теплые, дружеские отношения еще до поступления детей в сад.

Работа с детьми в доадаптационный период состояла в следующем:

— для формирования у будущего воспитанника положительных ассоциаций, связанных с детским садом и воспитателем, ребенок посещал группу вместе с родителями в заранее согласованное время, когда не было других детей (знакомился с помещением группы, с воспитателем, с игрушками), здесь было очень важно для воспитателя понаблюдать за ребенком, установить первый контакт, заинтересовать его, поиграть с ним, спросить, что он любит, чтобы он захотел вернуться; очень важно показать, что в группе его очень ждут: его шкафчик, его кроватка, его горшочек, его стульчик (были наклеены соответствующие одинаковые наклейки), то есть в этой группе у ребенка уже есть что-то свое, как дома (использовалась беседа на игровой основе «Домик для твоей одежды», «Кроватка ждет тебя, малыш!»[1, с. 21,22]),

— родителям предлагалось предварительно приводить ребенка на территорию прогулочного участка для знакомства с детьми, которые уже начали ходить в детский сад, особенно на вечернюю прогулку, чтобы ребенок видел, что всех детей мамы и папы забирают домой и никто в саду не остается.

Таким образом, организованная работа, проведенная в доадаптационный период, позволила и детям, и их родителям почувствовать себя более уверенно перед первым посещением детского сада.

В адаптационный период на первый план выходит, конечно, работа с детьми: индивидуальная и групповая. В процессе адаптации ребенка использовались такие формы и методы работы как: наблюдение за индивидуальными особенностями каждого ребенка, элементы телесной терапии (необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым, ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках, дает ему чувство защищенности, поэтому взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям), хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка, ушек, лица и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос, а пальцы скользить еле-еле дотрагиваясь до кожи), исполнение колыбельных песен перед сном, рассматривание семейных фотографий, просмотр любимых мультфильмов, лепка и рисование на свободную тему, использование элементов сказкотерапии, занятия логоритмикой, постоянное звучание музыки в группе, а также на прогулочном участке, также в период адаптации дети были активными участниками жизни всего детского сада: вместе с родителями участвовали в конкурсах, выставках, праздниках, посещали театрализованные представления, в группе были размещены «чудо-телефоны», по которым можно было «позвонить» маме или папе, когда становилось совсем грустно, на период адаптации временно сохранялись «вредные» привычки детей (не отучали, например, от пустышки), использовались игровые методы взаимодействия с ребенком (игры были фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием),

Опираясь на полученный опыт, была разработана система поэтапного привыкания ребенка к детскому саду, согласно которой он шаг за шагом привыкает оставаться на весь день без родителей. Она состоит из 7 этапов:

1 этап – знакомство родителей с воспитателем и с ДОУ, рассказ родителей ребенку о детском саде,

2 этап – знакомство ребенка с воспитателем и с группой,

3 этап – приход ребенка вместе с родителями на прогулку (утреннюю и вечернюю),

4 этап – ребенок приходит в группу и остается один на 1-2 часа,

5 этап – ребенок остается до сна,

6 этап – ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители,

7 этап – ребенок остается на целый день.

Последовательность в реализации всех этапов, шаг за шагом – залог успешной адаптации ребенка к условиям детского сада. И если все время в разлуке с мамой будет заполнено организованной деятельностью, то ребенку некогда будет вспоминать о том, где сейчас его мама и почему она не идет за ним. Эта совместная деятельность ребенка и воспитателя должна быть направлена на снятие эмоционального и физического напряжения. Организуя эту деятельность, из множества методов, приемов, средств, среди прочего нами были выбраны пальчиковая гимнастика и логоритмика.

При проведении пальчиковой гимнастики затормаживаются отрицательные эмоции монотонными движениями рук или сжиманием кистей рук. Работа по развитию движений пальцев и кисти рук проводилась систематически по 2-5 минут ежедневно.

В последнее время специалисты обратили внимание на то, что логоритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей, особенно, в период адаптации к условиям детского сада. Использовались такие элементы логоритмики, как: упражнения на координацию речи с движением, пение и движение под музыку.

Упражнения на координацию речи с движением включались ежедневно в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения. Особую любовь детей получила игра «Путешествие на поезде», которая заключается в том, что дети едут на поезде и на остановках встречают различных персонажей, которые рассказывают стихи и показывают соответствующие движения. Использование при этом масок делает эту игру яркой и веселой. Источником послужили книги «Стихи с движением» составитель Л. Маврина [2] и «Игры и упражнения для развития речи» Н. М. Быковой [3].

Кроме того, ежедневно – по желанию детей, во второй половине дня проводились занятия для развития общей моторики (пение и движение под музыку) (другой элемент логоритмики). За период адаптации было разучено большое количество песен с движениями.

Несмотря на то, что основное время воспитателя в адаптационный период было занято работой с детьми, родителям уделялось не меньше внимания.

Так, например, в первые дни родителям разрешалось присутствовать вместе с ребенком в группе, в приемной размещалась информация об адаптации детей (консультации, памятки, ширмочки),проводились ежедневные индивидуальные беседы о том, как прошел день их ребенка, на что нужно обратить внимание, чтобы вселить в них уверенность, рассеять беспокойство и тревогу за своего ребенка (воспитателю необходимо находиться в постоянном контакте с родителями, лично, по телефону, даже в нерабочее время, сообща вырабатывать стратегию поведения в сложных случаях), важно было в этот период идти навстречу всем пожеланиям родителей, даже если они не соответствуют вашим убеждениям и представлениям, и не соответствуют установкам детского сада (например: надевание носочков при 40 градусной жаре, так как по словам мамы – «все болезни ее ребенка от голых ног»), был создан альбом с фотографиями, который практически ежедневно пополнялся фотоотчетами о прожитых днях, кроме того, родители активно привлекались к участию в различных мероприятиях ДОУ, таких как выставка «Я леплю из пластилина… Лето», фотовыставка «Мы из Волжского», выставка «Чудо природы» и других.

Анализ результатов проведенной работы показывает, что в группе не было ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации (в основном – легкая степень). Это позволяет сделать вывод о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада. Правильно выстроенная работа с родителями позволила сделать их своими союзниками и партнерами в любых начинаниях, тем самым помогла им пережить период адаптации их детей безболезненно.

Можно сказать, что адаптация к детскому саду пройдет быстрее и безболезненнее, если организована комплексная система сопровождения адаптации детей, включающая в себя: педагогическое и психологическое просвещение родителей, систему коррекционно-развивающих мероприятий, создание особой предметно-развивающей среды в группе, и, что особенно важно, любовь и заинтересованность в ребенке, в его состоянии, со стороны воспитателя и родителей.

Читать еще:  Адаптация ребенка в доу

Опираясь на полученный опыт, были выработаны следующие рекомендации по организации и проведению успешной адаптации к детскому саду:

  1. Постараться наладить контакт, выстроить доверительные партнерские отношения с ребенком и его родителями еще в доадаптационный период.
  2. Привлекать родителей к участию в жизни группы и детского сада, сделать их своими союзниками, партнерами.
  3. Обеспечить двухсторонний открытый обмен информацией с родителями о ребенке, его проблемах, радостях, достижениях (фотовыставки, видеофильмы, беседы).
  4. Вооружить родителей необходимой теоретической информацией об адаптации.
  5. В группе окружить ребенка любовью и лаской со стороны воспитателя и младшего воспитателя, создать домашнюю атмосферу.
  6. Не отучать от вредных привычек в период адаптации.
  7. Необходимо построить работу так, чтобы ребенок больше двигался, играл, смеялся, пел и танцевал, то есть необходимо сделать жизнь ребенка в период адаптации насыщенной, яркой, полной новых впечатлений.
  1. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И.В. Лапина. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2012.
  2. Стихи с движением/ составитель Л. Маврина
  3. Игры и упражнения для развития речи /Н.М.Быкова
  4. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры / автор-составитель Е.А. Долженко [и др.]; под общ. ред. Е.А. Долженко. – Волгоград: Учитель, 2016.
  5. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям / составитель А.С. Русаков. – СПб.: Образовательные проекты, 2016.

Педразвитие

Автор: Ярманова Екатерина Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №74 Приморского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Организация процесса адаптации к условиям ДОУ. Способы введения детей в условия ДОУ.
Дата публикации: 28.09.2019
Раздел: дошкольное образование

Организация процесса адаптации к условиям ДОУ.

Способы введения детей в условия ДОУ.

Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Период,

сопровождающийся переживаниями ребёнка и матери (близких). Это не только процесс

привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и

выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни

безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателями, третьи

реагируют достаточно спокойно. Это нормативный процесс. Эти переживания носят

приходящий характер, т.е. приходят – уходят.

Факторы, определяющие характер адаптации.

Первая группа факторов связана с физическим состоянием вашего ребенка.

Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями к адаптации,

лучше справляется с трудностями. А вот дети, которые быстро утомляются, просто

соматически ослабленные, имеют плахой аппетит, такие детки испытывают трудности в

привыкании. Если ребёнок не приучен к правильному режиму, могут возникнуть

трудности, ребёнок плохо спит, родители не соблюдают режим ребёнка, всё это приводит к

истощению нервной системы. Такой малыш хуже справляется с трудностями

адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и как следствие ребёнок

заболевает. Ещё в дополнении происходит отрыв от родных. От того, насколько ребенок

подготовлен в семье к переходу в детское дошкольное учреждение и от того, как

организуют период его адаптации воспитатели и родители зависят и течение

адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни

малыша приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка.

Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность,

беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, он или стремится к контакту со

взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников.

Порой родители очень удивляются, что ребёнок сильно изменяется, у детей меняется

активность к предметному миру, его не радуют игрушки, снижается интерес к

окружающему миру, уровень речевой активности снижается, да и новые слова

осваиваются с большим трудом. Всё это в совокупности, объясняется тем, что ребёнок

попадает в окружение многих детей и конечно же подвергается риску инфицированной

чужой вирусной флорой, всё это нарушает реактивность организма, и в итоге к

Выделяют три фазы адаптации:

1. Острая фаза – в это время у ребёнка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение

сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут проявляться

упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.

2. Собственно адаптация – в этот период ребёнок постепенно привыкает к новым

условиям, нормализуется поведение.

3. Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик.

Ускоряется темп развития психологических процессов.

Период адаптации может длиться от одной – двух недель до трёх-четырёх месяцев

и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья ребёнка, от особенностей

нервной системы и т.п.

Чтобы облегчить адаптационный период, сделать его менее болезненным, важно уделять

ребёнку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

1. Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские

площадки, праздники, приучайте к играм со сверстниками.

2. Желательно обучить ребёнка до начала посещения детского сада элементарным

навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.

3. Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы

он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте

ребёнка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда.

Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа,

полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный

режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребёнок привыкнет к своему

4. Важно создавать положительный образ детского сада. Никогда не пугайте ребёнка

воспитательницей или детским садом. Вместе с тем, не сулите ему райской жизни, будьте

честны с малышом, однако делайте акцент на всём, что может способствовать

позитивному настрою: расскажите о том, что может быть ему там интересно, чему он

5. Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребёнку всё, что ему может понадобиться в группе

(запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму и т.п.)

6. Дайте ребёнку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него тёплые

чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним

ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в

детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ей грустно.

7. Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребёнка,

о том, как он ведёт себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть

какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте

доброжелательный интерес к его учебным занятиям и успехам.

8. Одна из самых распространённых проблем – утренний плач ребёнка при расставании с

родителями. Важно дать понять малышу, что ходить в садик придётся. Твёрдо скажите

малышу, что вы его оставляете только на несколько асов, что так надо, что вы его любите и

обязательно придёте за ним в определённый час. Сократите «сцену прощания». Как

правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребёнок успокаивается.

Создайте «ритуал прощания»: договоритесь заранее с ребёнком, например, о том, что вы

помашете ему в окошко и пошлёте воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить

вас. И конечно, похвалите его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.

9. Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам

семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие

успешного протекания этого периода – отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть

малейшие колебания, ребёнок их «уловит», и ему будет ещё труднее расставаться с вами.

10. По дороге домой старайтесь поговорить с ребёнком, узнайте, что было за день

хорошего, а что не очень удалось, что ребёнок узнал нового, с кем играл. Отдав ребёнка в

садик, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а

в качестве ваших взаимоотношений. Они могут стать более тёплыми, если вам есть, что

рассказать друг другу.

11. Проблемы адаптации в садике могут возобновиться после праздников, каникул, а

также при серьёзном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо

проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время

пребывания ребёнка в детском саду либо в течение какого-то времени по договорённости с

воспитателем устраивать перерыв в середине недели.

Способы введения детей в условия ДОУ

I. Адаптацию детей к дошкольному учреждению следует рассматривать как процесс

П. При организации управления необходимо учитывать, что адаптация детей третьего

года жизни к условиям детского сада — это активное усвоение ребенком

социального опыта новой для него среды, приобретаемого им в различных видах

деятельности и, в первую очередь, общения.

Ш. В организации управления процессом адаптации решающая роль принадлежит:

определению цели управления, которая заключается в построении комплексной

педагогической системы, обеспечивающей ребенку активное овладение необходимым

социальным опытом той среды, в которую он введен;

выявлению исходного уровня развития формирующей потребности в момент

поступления ребенка в дошкольное учреждение и принадлежности его к одной из

групп по характеру адаптации;

созданию программы управления процессом адаптации, то есть комплексной

системы педагогических воздействий, которая обеспечит взаимосвязь семейного и

общественного воспитания, единство принципов, содержания и методов

педагогического воздействия; формирование у ребенка, поступившего в дошкольное

учреждение потребностной сферы, адекватной условиям общественного воспитания.

Программа управления процессом адаптации включает два этапа:

I этап — организационный этап предусматривает —

Формы адаптации малышей к дошкольному учреждению

Детский сад — новая страничка в жизни семьи. Насколько интересной она станет для крохи? Все зависит от взрослых — родителей и воспитателей – в задачу которых будет входить помочь малышу адаптироваться в новой для него обстановке.

Адаптация и ее виды: что нужно знать?

Адаптация — это особенный процесс вхождения ребенка в новую для него обстановку с постепенным привыканием к изменениям. Проявлениями адаптации у детей раннего возраста могут считаться:

  • нарушение сна;
  • отсутствие аппетита;
  • нестабильное эмоциональное состояние.
Читать еще:  Плохая адаптация ребенка в детском саду

На практике это выглядит следующим образом: малыш отказывается самостоятельно есть и спать в детском саду, хотя дома это уже давно и с удовольствием делает. Как результат стресса, происходит снижение иммунитета, ребенок часто болеет и начинает отставать в физическом развитии.

Адаптация детей раннего возраста в дошкольном учреждении может проходить в трех формах:

  • легкой;
  • средней;
  • тяжелой.

Легко адаптирующиеся дети недолго переживают из-за смены обстановки. У них наблюдаются кратковременные нарушения сна и аппетита, появляются проблемы в общении со сверстниками. Как правило, таким детям хватает месяца,чтобы полностью привыкнуть к детскому саду. В течение этого времени они хоть и менее активны, чем обычно, но все же справляются с ситуацией и не болеют.

Адаптация средней тяжести характеризуется теми же признаками, которые затягиваются более чем на месяц. У детей может снизиться иммунитет, из-за чего начинаются острые респираторные заболевания, с которыми родители без проблем справляются в течение недели.

Адаптация детей раннего возраста в тяжелой форме — это затянувшийся стресс, который может продолжаться более двух месяцев. Малыш в этот период сильно болеет, демонстрирует неустойчивое эмоциональное поведение. Адаптация в такой форме крайне нежелательна, так как представляет реальную опасность для здоровья и полноценного развития детей.

Причины, влияющие на продолжительность адаптационного периода

Согласно результатам исследований педагогов и педиатров, на тип и продолжительность адаптации влияют следующие факторы:

  • возраст;
  • состояние здоровья и развитие;
  • сформированность предметной деятельности;
  • индивидуальные особенности;
  • способность адаптироваться в коллективе.

Возраст. Сложнее всего в ДОУ проходит адаптация детей от 10 месяцев до двух лет. После двух малыши быстрее адаптируются и не так болезненно реагируют на новую обстановку и поменявшиеся условия жизни. Это связано с любознательностью, способностью выражать мысли и эмоции словами, понимать взрослых. После двух лет детки уже, как правило, имеют определенный опыт поведения в самых разных обстоятельствах и могут найти выход из различных ситуаций.

Состояние здоровья и развитие. Малыш, который гармонично развивается для своего возраста и редко болеет, проще примет новые правила и быстрее адаптируется в детском саду.

Сформированность предметной деятельности. Такие дети проявляют повышенную заинтересованность к новым игрушкам и занятиям. В детском саду именно это помогает им быстрее освоиться.

Индивидуальные особенности. Каждый малыш по-своему реагирует на новую обстановку. Если одни громко плачут и злятся, то другие просто объявляют бойкот всем окружающим в ожидании родителей. То, насколько быстро дети смогут выйти из этого состояния и найти контакт с воспитателями и детками в группе, будет зависеть от навыков, закрепившихся к этому возрасту, от умения общаться и проявлять себя.

Деткам, в семьях которых не уделяли должного внимания их развитию, сложнее будет влиться в коллектив.

Способность адаптироваться. Детки учатся общению постепенно, поэтому если условия для развития у них таких навыков были созданы до поступления в ДОУ, то адаптация пройдет в легкой форме. Важно, чтобы в семье отношения детей со взрослыми строились на доверии, а требования взрослых что-либо сделать воспринимались как что-то само собой разумеющееся.

Как определить окончание адаптационного периода?

У детей раннего возраста показателями окончания адаптационного периода считаются:

  • продолжительный сон;
  • отличный аппетит;
  • хорошее настроение;
  • сохранение привычек;
  • активность;
  • физическое развитие, соответствующее возрасту.

Если на протяжении более двух месяцев этих признаков не наблюдается и состояние ребенка – как физическое, так и эмоциональное – ухудшается, то, скорее всего, вы столкнулись с тяжелой формой адаптации. Попробуйте сократить время пребывания ребенка в детском саду или перенести оформление на более поздний период. Возможно, малыш еще не готов для поступления в детский сад, и полугодовая пауза поможет решить проблему.

Принципы адаптации детей в ДОУ

Поступление детей раннего возраста в ДОУ связано с многочисленными изменениями в их жизни. Им чуть ли не впервые в жизни приходится оставаться в обществе чужих людей в течение целого дня, вставать и ложиться раньше, чем они привыкли, кушать и пользоваться туалетом в незнакомом помещении.

Все это обрушивается на детей, как лавина, а результатом становится стресс. Если малыш не был готов к такому испытанию, то следствием станут капризы и нарушения режима сна и питания. Именно поэтому принципами работы по адаптации детей раннего возраста в ДОУ считаются:

  • правильный подбор педагогического состава;
  • работа с родителями поступающих детей по ознакомлению с правилами и требованиями ДОУ;
  • постепенный набор групп;
  • свободный график посещения ДОУ в период адаптации (учитываются особенности детей);
  • изучение и сохранение на начальном этапе привычек ребенка.

Для улучшения адаптации в ДОУ могут применяться следующие методы:

  1. Телесная терапия. Детей раннего возраста разрешается обнимать и гладить, если это помогает им чувствовать себя комфортно и безопасно. Кроме того, в этот период важно развивать гибкость и координацию детей с помощью специальных упражнений для укрепления суставов. Гимнастический комплекс обязательно должен завершаться релаксацией для расслабления нервной системы.
  2. Колыбельные перед дневным сном. Успокаивающие песни помогут малышу уснуть и станут неким мостиком доверия между ребенком и взрослым.
  3. Игры с релаксацией (с использованием воды или песка), позволяющие снять напряжение и расслабиться.
  4. Чтение сказок. Сказки помогают детям осознавать события, «заочно» пополняют их жизненный опыт, формируют правильное понимание принципов и законов жизни.
  5. Музыкальные занятия. Приобщение деток к музыке не будет сложным, так как они проявляют живой интерес к этой стороне жизни с раннего возраста. Совместное разучивание песен, знакомство со звучанием разных музыкальных инструментов положительно сказывается на развитии.
  6. Игровая адаптация ребенка. Уже к концу первого года малыш стремится быть независимым от родителей. Правильно выбранные игры помогут ему наладить контакт со взрослыми, следствием чего станет понимание и доверительные отношения. Игры нужно подбирать такие, чтобы ребенок получил возможность сотрудничать со взрослым, одновременно взаимодействуя с предметами.

Все вышеописанные действия помогут подготовить ребенка раннего возраста к посещению детского сада, а значит, сделают процесс адаптации максимально коротким и простым.

Игры для улучшенной адаптации детей в саду

Чтобы адаптация прошла гладко и быстро, с детьми раннего возраста можно поиграть в снижающие напряжение игры.

«Игры с водой»

В емкость наливают воду, после чего туда опускают бутылочки, губки из поролона, кубики и пуговицы. Воспитатели могут предложить ребенку достать из воды как можно больше предметов, перекладывая их в разные руки. Как вариант, можно предложить деткам собрать предметы разных видов в разные руки. Например, в одну руку можно собрать бусины, в другую — камушки.

После выполнения каждого из заданий деткам нужно будет подержать руки в воде (она должна быть теплой) — это поможет их расслабить. Играть можно в течение не более 5 минут, пока не остынет вода, после чего тщательно растереть детские ладошки.

«Рисуем на песке»

На подносе разложите манную крупу: она будет выполнять роль песка. Используйте игрушечные фигурки животных, которые будут оставлять следы на «песке». Пусть по нему проскачут зайки, проползут змеи и пробегут тигры. Можно предложить ребенку придумать рисунок на «песке» самостоятельно.

«Диалог с игрушкой»

Детки раннего возраста отлично реагируют на игры с перчаточными игрушками на руке. С такими игрушками можно создавать мини-сценки и целые представления, привлекая малышей к процессу. Чтобы помочь расслабиться вновь поступившим в группу деткам, можно придумать сказку про детский сад, делая акцент на том, как весело и интересно здесь находиться.

Перечисленные выше игры пусть и не станут гарантией того, что адаптация будет проходить в легкой форме, но обязательно помогут наладить контакт и доверие детей с воспитателями.

Памятка для родителей

Модель поведения детей формируется на основе примера взрослых. Чтобы сделать процесс адаптации в детском саду проще, родителям важно показывать положительный пример – даже если детский сад кажется им последним местом, где хотелось бы оставлять ребенка.

Каждый день по дороге в садик и дома родители должны обсуждать преимущества садика, мотивируя ребенка к его помещению. Никаких негативных отзывов и сомнений в присутствии малыша быть не должно.

Хорошей подготовкой станут прогулки с ребенком на детских площадках, где собираются сверстники. В случаях конфликтных ситуаций родители должны не вступаться за ребенка, а приучать его самостоятельно находить решения. После того как малыш выйдет из ситуации без помощи взрослых, ему важно будет услышать вашу похвалу.

Каждую неделю нужно стараться искать новые места для ребенка, бывать время от времени в парках, в центральной части города или в цирке. Это необходимо для того, чтобы кроха перестал бояться большого скопления людей.

Не замыкайтесь в собственном мире и обязательно приглашайте гостей, бывайте в гостях с малышом как можно чаще, приучая его к общению и играм как с детьми, так и со взрослыми.

Практикуйте дома игры с постановкой сценок из жизни детского сада. Приобщайте к игре членов семьи и игрушки, делайте акцент на том, как весело и интересно деткам играть вместе, самостоятельно кушать и ложиться спать в отдельную кроватку.

Если уже известно, в какое ДОУ пойдет малыш, то за несколько месяцев до оформления вместе исследуйте его территорию, приходите в гости к деткам, познакомьтесь с воспитателями. Собирайте как можно больше информации о детском садике, узнайте, чем кормят деток, и попробуйте приготовить аналогичные блюда дома, привлекая малыша к процессу.

Важное условие — режим, соответствующий графику дня в садике. Приучите малыша рано вставать и рано ложиться, обязательно введите дневной сон, если до этого его не было. А еще очень важно и необходимо иногда оставлять кроху ненадолго с близкими и друзьями, чтобы он понимал: даже если мамы какое-то время не окажется рядом, ничего страшного не произойдет.

Ну и самое главное — станьте для своего ребенка поддержкой и опорой во время адаптации в садике, не акцентируйте внимание на негативе и капризах. Окружите его любовью и заботой, и тогда у вас все получится!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector