221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Группы адаптации к детскому саду

Модель работы адаптационной группы кратковременного пребывания детей в детском саду

Адаптация ребёнка к детскому саду, т.е. к новым для малыша социальным условиям, протекает подчас нелегко: происходит смена условий жизни, перестройка всех отношений ребёнка с окружающими.

Для него становится непривычным отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, иной распорядок дня. Наблюдается снижение речевой и игровой активности, нередко ухудшается здоровье.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и педагогических работников.

Для успешной организации работы адаптационной группы необходимо, чтобы время пребывания в детском саду было содержательно насыщено. Ежегодно во второй половине августа в течение 10 дней адаптационная площадка раскрывает свои двери. Проводить адаптационную площадку в августе очень удобно, так как уже заканчивается отпускная кампания, а старшие воспитанники уходят в школу.

Нашими педагогами были разработаны комплексы игр, рассчитанные для совместной активной работы воспитателей группы, в которую поступит ребёнок, детей и их родителей. Длительность проведения одного комплекса игр — 60 минут. Место проведения: групповая комната, площадка на улице. Одновременно в работе принимают участие 8—10 детей с родителями. С детьми и их законными представителями работает воспитатель, руководитель физического воспитания и музыкальный руководитель.

За день до начала работы адаптационной площадки родители посещают практикум «Всё об адаптации», где совместно педагогами и родителями вырабатываются общие для всех участников площадки правила поведения, а также обсуждаются психологические и физиологические особенности протекания адаптации детей в возрасте 2—3 лет, правила поведения семьи дома в этот период.

При проведении игровых комплексов педагогу необходимо следить за реакцией детей и переключаться по мере снижения ими интереса к той или иной деятельности. Вовлечение детей в игры происходит только по их желанию, без принуждения.

Преимущества работы адаптационной группы в детском саду очевидны.

— Родители приобретают необходимые знания об адаптации, об условиях жизнедеятельности в детском саду.

— Дети знакомятся с обстановкой в группе и на участке, устанавливают эмоциональный контакт с воспитателем и сверстниками, привыкают к условиям детского сада.

— Педагоги собирают информацию о семьях будущих воспитанников, что помогает учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, устанавливают эмоциональный контакт с детьми, формируются начала педагогического сотрудничества с семьёй.

Показателем результативности работы адаптационной площадки является степень адаптации ребёнка при поступлении его в детский сад. В семьях, где родители с детьми посещали адаптационную площадку, лёгкая степень адаптации отмечается у 90 % детей, адаптация средней степени тяжести у 10%, тяжёлой степени адаптации не выявлено.

Предлагаемая модель напоминает лестницу, ведущую к успешной адаптации ребёнка и его законных представителей к условиям детского сада, в которой каждый игровой комплекс — это ступень к успеху.

Игровые комплексы в адаптационной группе кратковременного пребывания детского сада

Игровой комплекс первого дня «ИГРУШКИ»

Упражнение «Приветствие»

Материал: бейджи с именами детей, родителей, воспитателя, костюмы сказочных персонажей Мальвины и Клоуна, шарики, игрушки.

Сказочные герои встречают детей и родителей на площадке.

Мальвина.

Нет в мире ничего милей

Улыбок наших малышей!

Клоун.

Всё готово для ребят,

Ждёт из в гости детский сад.

Мальвина и Клоун провожают детей и родителей в групповую комнату, в которую дети будут в последующем ходить.

В раздевалке детей и родителей встречает воспитатель. Показывает шкафчики детям, обращает внимание на картинку на шкафчике, которая поможет его запомнить.

Воспитатель (В.).

Что умеют башмачки?

Башмачки умеют ждать,

Ждать, когда пойдём гулять,

Бегать, прыгать и скакать!

Воспитатель раздаёт бейджи с именами детей и родителей. Все становятся в круг. Педагог знакомится с детьми и родителями.

В. Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте —

Вот так я приветствую вас!

Всё самое чистое, лучшее

Готово сегодня для вас.

(Перечисляет имена всех детей.)

Вы теперь совсем большие,

Поглядите, вот какие!

(Участники выполняют движения в соответствии с текстом.)

УРОВНИ И КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

Автор: Солнцева Алена Валерьевна

УРОВНИ И КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям детского сада

к основным критериям адаптации относятся:

— уровень нервно-психического развития;

— заболеваемость и течение болезни;

— главные антропометрические показатели физического развития.

Различают четыре степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

1) легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;

2) средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней;

3) тяжелая адаптация: ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки. Длится от двух до шести месяцев;

4) очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Как бы мы ни готовили ребенка к яслям, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия. Малыш беспокойно спит или не спит вообще, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними.

Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстрее одеться, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают, не давая возможности побыть самим собой.

Важен и вопрос организации периода адаптации. Так, проведение приема детей в ДОУ заранее – весной – дает возможность реализовать назначение, которое родители получили от педагога – психолога и таким образом приблизить домашние условия к условиям детского сада.

Также большую роль играет правильно построенная работа с родителями, о которой будет рассказано в следующей главе.

В детском учреждении воспитатель ведет наблюдение за каждым ребенком, фиксируя результаты в листах адаптации. В периоде адаптации также очень важны комплексные оздоровительно – воспитательные мероприятия. Процесс адаптации управляем, и дает свои положительные результаты.

Уровни и критерии адаптации

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии;

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами;

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Также существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

Важнейший компонент адаптации — согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и с реальностью социальной среды.

Читать еще:  Время адаптации в детском саду

Работа с родителями.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже восьми часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.

Поэтому задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Также родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Для ребенка также очень важно, как он чувствует себя в группе, нравится ли ему там. Для этого педагогу необходимо создать комфортные условия для пребывания ребенка в детском саду, о которых будет говориться в следующих главах.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой «домик» можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность двух-трехлетних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными – никаких внешних причин для этого нет.

Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно – эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами – маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка – тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Летом подобные игры легко организовать на улице. В осеннее – зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для многообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, и так далее.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон.

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.

Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное – эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

МБДОУ Детский сад «Радуга»

Москаленский муниципальный район Омская область

Консультация «Адаптация детей к детскому саду, к новой группе.»

Адаптация детей к детскому саду, к новой группе. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания.

Детский сад – это важный период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, опыт коллективного общения. Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу. Родители часто бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны. Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов.

От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат — спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни многое меняется:

— появляеися четкий режим дня;

  • отсутствие родных рядом;
  • длительный контакт со сверстниками;
  • необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
  • резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
  • особенности нового пространственно-предметного окружения.

Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.

Читать еще:  Адаптация ребенка в доу

Родители.

Адаптирующегося родителя отличает:

  • повышенная тревожность;
  • обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
  • преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
  • повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
  • многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).

Педагог.

Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса.

Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям.

Сколько это будет длиться?! Или когда наступит конец адаптации?

Выделяют три степени адаптации:

  • легкую (15-30 дней);
  • среднюю (30-60 дней);
  • тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции.

Это означает, что:

  • при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
  • ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
  • малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
  • ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;
  • восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;
  • нормализуется сон как в детском саду, так и дома;
  • восстанавливается аппетит.

С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?

Во-первых, надо помнить, что многие дети испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Во — вторых, дети этого возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дома к ребенку не всегда предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой и т.д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей.

Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого — нервничать, плакать, капризничать.

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.

Чего нельзя делать ни в коем случае.

Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад — нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Не стоит устраивать долгое прощание перед группой, это может вылиться в настоящую истерику. Твердо и уверено скажите малышу, что сейчас вы оставите его и придете за ним на прогулке (после обеда, сна). И сразу уходите. Можете договориться о «прощальном ритуале», например, что обязательно помашете ему в окошко.

Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отводить кто-то другой (например, папа, бабушка).

Постарайтесь не делать перерывов в посещении садика в период адаптации, исключение — болезнь с температурой.

Способы уменьшить стресс ребенка.

Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.

В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.

Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.

Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.

Рекомендуется:

Когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день — верный знак того, что он освоился.

Дома играйте в «детский сад», пусть игрушки возьмут на себя роли «деток» и «воспитателей», это поможет не только вам узнать, как воспринимает новое место ваш ребенок, но и поможет ему отреагировать неприятные эмоции и напряжение.

Говорите малышу, как вы рады, что он уже такой большой и самостоятельный, что ходит в детский сад. Расскажите об этом вашим родственникам и друзьям, и пусть он слышит, как вы им гордитесь!

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и тоже время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну.

Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Ребенок имеет полное право грустить и плакать при расставании с вами. Но если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!

Читать еще:  Адаптация к саду как помочь ребенку

Распространенные ошибки родителей при адаптации к детскому саду

Многие мамы и папы впервые отводят детей в детский сад в конце августа или начале сентября. Обычно они готовы к тому, что ребенок немедленно начнет капризничать, упрямиться и даже болеть. А что вы хотите? Адаптация!

Между тем адаптация к детскому саду пройдет легко, быстро и незаметно, если соблюдать четыре простых правила…

Сбегать от ребенка – плохая идея

До сих пор нянечки и воспитательницы в детских садах то и дело советуют родителям новичков: «Сейчас мы отвлечем его игрушками, а вы тихонечко уходите!» Некоторые малыши, обнаружив мамино бегство, заливаются крокодильими слезами, другие мужественно сдерживаются, но на самом деле все они испытывают одни и те же чувства: ужас, страх, панику… Почему?

” Детский сад для ребенка – это пока еще новое, незнакомое место, где находятся чужие, незнакомые ему люди. По сути, для него нет разницы, оставите вы его одного в детском саду, в супермаркете или аэропорту, впечатления приблизительно те же самые. Как вы полагаете, если ваш малыш потеряется в супермаркете, он будет в восторге от такого времяпровождения, даже если им сразу займется доброжелательный охранник? Вряд ли.

Поэтому не создавайте у ребенка ощущение, что вы его забыли, бросили, оставили. Заранее обсудите свой уход, постарайтесь в доступных малышу терминах объяснить длительность вашего отсутствия, объясните, где вы будете и что станете делать без него.

Конечно, мы не призываем вас бросаться в другую крайность и со слезами на глазах устраивать ваши долгие проводы до соседней булочной, перед тем, как оставить ребенка в группе на 15 минут. Такое поведение порождает у ребенка подозрения, что «дело нечисто» и его, скорее всего, бросают в каком-то непонятном и опасном месте – иначе с чего бы маме так расстраиваться! Спокойный, уверенный тон, открытое поведение – вот верная тактика в таких ситуациях!

А как же дети-цыплятки, которые никак не хотят отпускать маму? Что ж, придется действовать постепенно.

Пусть сперва отпустит вас на 10 секунд, например, проверить, не забыли ли вы зонтик у двери. Потом на пять минут – посмотреть меню в столовой, потом на 10 – вы успеете, к примеру, полюбоваться клумбой, которую ребенок будет видеть из окна…

Постепенно уверяясь, что вы держите слово и всегда возвращаетесь вовремя, ребенок однажды с легким сердцем отпустит вас на работу.

Оставить ребенка сразу на день – рискованно

Как правило, уже во второе посещение детского сада ребенок остается там на полдня, а спустя неделю – уже на день. Между тем, это не очень комфортно даже для ребенка, который не плачет и стойко сносит все перемены в своей судьбе. Дело в обилии новых впечатлений, информации, которую малыш попросту не успевает усвоить. Такой «перегруз» мозга естественно будет проявляться в плаче, истериках и, возможно, отказе идти в детский сад.

Правильная схема такова: сперва гулять на площадке детского сада в выходные, когда там нет других детей, во всяком случае – воспитанников детского сада. Когда ребенок освоится с территорией (хотя бы вприглядку, если проникнуть во двор детского сада нет никакой возможности), можно попросить у воспитателя разрешения присоединяться к группе на прогулках. В это время вы должны быть рядом с ребенком и контролировать процесс его вливания в новую социальную среду.

Долго и хлопотно, скажете вы? А мы ответим – зато комфортно и безопасно!

И, наконец, непосредственно посещение детского сада. Лучше всего дать ребенку хотя бы по паре-тройке дней на освоение каждого нового этапа. Сперва стоит оставлять малыша только с завтрака до обеда, потом либо присоединиться к сончасу, либо начать приходит в сад пораньше, на утреннюю зарядку. Постепенно присутствие можно расширить до полдника и, наконец, до вечерней прогулки и ужина.

Нет, на это не уйдут годы; три-четыре недели – достаточный срок, чтобы здоровый уравновешенный ребенок полностью адаптировался к детскому саду. Откровенно говоря, 4 недели – это срок с бо-о-ольшим запасом!

Резко менять режим дня — неправильно

Еще одна ошибка, которая, вроде бы, лежит на поверхности, но ее совершает каждый второй родитель: устроить ребенку «отпуск» перед детским садом!

Разбудить в семь утра? Ни за что, ему и так скоро идти в сад, будет вставать в несусветную рань, бедненький, пусть поспит подольше! Обедать в четыре часа, а то и в пять? Ну что делать, ребенок не хотел кушать в обеденное время, а заставлять есть непедагогично! Улечься спать за полночь? А что поделать, малыш разыгрался!

Даже без оглядки на детский сад, такая вольница не несет ребенку никакой пользы: это не физиологично, да и в психологическом плане малыш, полностью ответственный за свое расписание, тоже скорее страдает, чем наслаждается.

Разумно выстроенный режим дня (а в детских садах он выстроен именно разумно) не требует «отдыха» от себя. Это же не каторжная работа на урановых родниках, чтобы от нее устать, а обычный грамотный распорядок!

Всем родителям советуем выяснить распорядок работы вашего детского сада, и начинать жить по этому графику хотя бы за пару недель до того, как впервые отправиться в группу.

Спать до упора – непрактично

Наконец, последняя ошибка, но уж ее совершают все (все!) родители: дать ребенку поспать «еще десять минуточек». Малышу практически не оставляют времени на полное просыпание.

Вспомните себя: неужели вы ежедневно вскакиваете с постели бодрый и готовый к подвигам? А потягушечки? А сонное топтание под душем? А утренняя чашечка кофе (чая, морса), за которой вы просматриваете новости и настраиваетесь на предстоящий день? И уж совсем не лишним будет предположение, что многие из наших читательниц еще и делают утреннюю зарядку.

Однако жалостливые родители почему-то считают, что лишить ребенка возможности начать утро в спокойном ритме – это отличная идея, которая, несомненно, пойдет малышу на пользу. Сперва ему дают спать до упора, а потом – быстро, быстро! – запихивают в одежду, заливают завтраком и чуть ли не насильно умывают. Честно говоря, такое обращение никому не добавит позитива!

Поверьте, ваш ребенок не выспится за эти утренние 15-20 минут, зато будет раздраженным, взбудораженным, на грани истерики – отличное настроение для первых недель в детском саду, не правда ли?

Если ребенок с трудом просыпается утром – сдвиньте границу вечернего сна на полчаса вперед. Утром эти полчаса будут вам нужны, как воздух! Их нужно потратить на спокойное пробуждение в ваших объятиях; на утренние потягушки и щекоталки в кровати; на шутки и веселые разговоры о предстоящем дне; на неторопливые сборы… Никогда не будите ребенка минута в минуту!

Вот и все советы: как видите, они просты, легко выполнимы и, положа руку на сердце, очевидны. Желаем вам легкой и приятно адаптации к детскому саду!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector