221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как помочь ребенку адаптироваться

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

С чего начинается садик? Как это ни странно, садик начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тётей и незнакомыми ребятами. Поэтому нам, родителям, надо подготовить и себя, и ребёнка к этому нелегкому испытанию.

Начнем с себя. В том, что малыш плачет и никак не хочет отпускать мамину руку, часто виноваты мы сами. Нам очень его жалко, мысленно мы рисуем грустные картины: вот он плачет, вот ни с кем не играет и прочее. Мы в нерешительности, никак не уходим и чего-то ждем. Стоп! Настройте себя положительно, даже если ваш собственный опыт посещения детского сада был далеко не радостным. В конце концов, детский сад – это необходимая «школа» жизни, и в ней, как и в жизни, будут и радостные, и грустные минуты.

Бесспорные плюсы

Главное преимущество детского сада в том, что ребенок получает возможность общаться со сверстниками. Он не просто играет, он получает неоценимый опыт взаимодействия, сочувствия, сопереживания, коллективного творчества и сотрудничества. Всё это готовит ребенка к дальнейшей жизни. Именно в это время происходит формирование характера, закладываются основные жизненные принципы.

Неизбежные минусы

Кроме положительного опыта общения ребенок получает и негативные модели поведения: одни дети учатся ябедничать, подлизываться, другие – командовать и указывать, третьи – подчиняться. 8 часов предельного напряжения всех сил маленький человек просто не выдерживает. Он становится агрессивным, раздражительным, плаксивым. В результате такого перенапряжения ребенок заболевает. Частые простуды – неизбежный спутник детсадовского ребенка.

Безусловно, было бы идеально приводить в детский сад ребенка в возрасте 4- 5 лет на полдня. Но, к сожалению, мало какая работающая мама сегодня может себе этого позволить.

Готовимся к первому дню

Начните издалека. К мысли о детском саде, необходимости его посещать ребёнка надо подготовить заранее. Но это не значит, что надо говорить об этом каждый день, не превращайте это событие в проблему.

Расскажите малышу о детском саде, о том, что там много ребят, новых игрушек, качелей и др. Если есть такая возможность, сходите туда, поиграйте на площадке, познакомьтесь с воспитателем. Создайте у малыша настроение радостного ожидания. В то же время подготовьте его к предстоящей разлуке: практикуйте недолгие расставания (в магазин, на работу). Придумайте свой ритуал прощания. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда возвращаетесь! В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу. А расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям.

До поступления в детский сад важно формировать у ребенка чувство уверенности в себе, а это невозможно без развития самостоятельности. Понаблюдайте за малышом, умеет ли он сам одеваться, садиться на горшок, кушать, играть. Помогите ему научиться всем этим вещам. Поиграйте с ребенком в игру «Давай познакомимся, поиграем», ролевые игры учат малыша общаться, выражать свои мысли, строить предложения. Конечно, все дети разные. Общительный и улыбчивый малыш в садике может оказаться молчуном. Нельзя однозначно предсказать, какой будет детская реакция и как сложится этот непростой период в его жизни.

Как скоро ребенок привыкнет к садику?

Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Словом, чем старше ребёнок, тем дольше он привыкает к новым условиям. Психологи полагают, что особенности привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие плохой аппетит. Тяжело привыкают к детскому саду чрезмерно опекаемые дети, не имеющие навыков самообслуживания, тревожные. Легче приспосабливаются к новым условиям сангвиники и холерики, тяжелее – флегматики и меланхолики.

Родителям важно знать, что некоторые дети так не могут привыкнуть к детскому саду. Тревожными сигналами, говорящими об эмоциональном неблагополучии ребёнка, о том, что он сильно страдает в условиях детского сада, тяжело переносит расставание с матерью, служат устойчивое нежелание посещать детский сад, плач, капризы по утрам, частые болезни, плохой аппетит, беспокойный сон. В старшем дошкольном возрасте у плохо адаптированных детей могут даже появиться нервные симптомы в виде грызения ногтей, тиков, заикания.

Почему дети так часто болеют в детском саду?

Кроме психологической подготовки ваш малыш должен быть готов к этому нелегкому испытанию и физически. Каждый ребенок перед посещением детского сада должен пройти медицинскую комиссию и сдать анализы. Итак. Педиатр выдал вам заключение, что ваш ребенок готов к посещению детского сада. Отлично! Но это вовсе не означает, что малыш не будет болеть. Всех мам интересует ответ на один и тот же вопрос: «Почему дети так часто болеют?» Почему они болеют, это понятно. Детский организм встречается с незнакомыми бактериями, вирусами. Иммунная система формируется, и процесс этот сопровождается ОРВИ, насморками. Таким образом, происходит «тренировка» иммунитета. Но почему это происходит так часто? На этот вопрос ответят психологи. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Малыш находится в особом состоянии, которое психологи называют «третьим состоянием» между здоровьем и болезнью. Это значит, что не сегодня, завтра ваш ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Всё зависит от степени выраженности стресса. Если она минимальна, в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации. Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет.

Как укрепить защитные силы ребенка?

Лучший способ избежать многочисленных простуд в период адаптации к детскому саду– закаливание. Приступать к закаливающим процедурам лучше всего летом. Сделать это проще всего: пусть малыш больше времени проводит на свежем воздухе, купается в природных водоемах, бегает босиком. Важно, не забросить это «полезное дело», когда лето закончится. Пусть ребенок ходит дома босиком, моет посуду, играет с водой. Собираясь на прогулку, одевайте его по погоде. Замечательно, если вы организуете регулярные посещения бассейна.

Психологи советуют родителям в период адаптации ребенка к детскому саду:

1.Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

2. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

3. Создавать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

4. Щадить его ослабленную нервную систему.

5. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. Сократить просмотр телевизионных передач.

6. Как можно раньше сообщать врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

7. Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

8. Создавать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

9. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.

10. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обращаться к детскому врачу или психологу.

В заключение хочется сказать всем родителям: ваша любовь поможет ребенку пережить это непростое время. Дайте почувствовать малышу, что он для вас самое дорогое существо на свете, и ни на минуту не позвольте ему усомниться в этом .

Рекомендации для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду»

Печуева Ольга Владимировна
Рекомендации для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду»

Итак первое с чего нужно начинать это — психологически подготовить ребенка к поступлению в сад:

1. Объясните ребенку причины, по которым вы приняли решение о посещении, смене садика.

2. Говорите с ним, как со взрослым — не бойтесь, что он не поймет. Разговаривая с ребенком, давайте понять, что понимаете его страхи и тревоги. Вы бы тоже очень боялись на его месте.

3. Вспомните ситуации, когда вам приходилось менять место учебы или работы. Может, и вам в детстве приходилось менять садик или школу. Расскажите о своем опыте ребенку, называя вслух пережитые эмоции. Чего вы боялись? Что вызывало печаль? Почему вам все-таки было немножко интересно? Как разрешилась ситуация?Обязательно завершите рассказ позитивным выводом: вы нашли новых друзей, вас стали чаще хвалить и т. д.

4. Познакомьте ребенка с новым садиком заранее. У вас есть еще время, можно просто «сходить в гости» к другому садику, погулять возле него. Приняв новую обстановку визуально, ребенку легче в ней адаптироваться. Познакомьте малыша с воспитателями, нянечками.

5. Дома поиграйте с малышом в детский сад, причем какая-то из игрушек пусть окажется им самим. Понаблюдайте за тем, что делает эта игрушка, о чем говорит, вместе с ребенком помогите найти ей друзей и решайте проблемы вашего малыша через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

6. Задолго до начала посещения детского сада синхронизируйте режим ребенка с садовским режимом

Следующий этап адаптация в д/с

Читать еще:  Адаптация к саду как помочь ребенку

Когда ребенок начнет посещать д/сад, не ждите, что он полностью успокоится и перестанет переживать ситуацию. Малыш может стать капризным, агрессивным, упрямым, заторможенным или наоборот, слишком возбудимым. Так проходит процесс адаптации. Нервничать при смене обстановки — это нормально. Главное — не перейти ту границу, за которой естественные эмоциональные переживания превращаются в невроз.

Период адаптации в коллективе детского сада у каждого ребенка свой и по длительности,и по характеру:

у одного ребенка он проявляется постоянными ОРВИ, у другого – нарушениями в работе кишечника, у третьего – сильными эмоциональными реакциями (агрессивностью, раздражительностью, плаксивостью, быстрой сменой настроения, ребенок становится тревожным – адаптация протекает сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Родителям же видна лишь надводная часть этого «айсберга» – поведение ребенка.

Не волнуйтесь, это все естественно. И, конечно, в скором времени пройдет. Наша задача минимально сократить время адаптации ребенка в доу и создать наиболее комфортное прохождение этого процесса.

Для этого воспользуйтесь следующими рекомендациями :

Рекомендации для родителей.

1. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь Вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения.

2. Чаще обнимайте ребенка,говорите ему примерно так: «Я знаю, что ты скучаешь, что тебе бывает страшно. Когда происходит что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».

3. На привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться от двух недель до полугода, в зависимости от его индивидуальных особенностей. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы.

4. Всегда сохраняйте спокойствие и твердость, не проявляйте тревожности и волнения.

5. Не потакайте капризам в отношении д/с (не хочу сегодня идти и т. д., затягивает адаптацию.

6. Утро без излишней суеты, оптимизм, спокойствие и чувство юмора.

7. В период адаптации дети быстро утомляются, может нарушиться сон, поэтому необходимо организовать деятельность ребенка дома таким образом, чтобы снять его эмоциональное напряжение, организовывать режим дня.

8. Никогда не лгать! Ребенок отправляется не «в гости» и не в какое-то «волшебное место» — он идет в детский сад. Ведь если он поймет, что вы его обманули в этом вопросе, то где гарантия того, что вы не обманывали его, обещая вернуться за ним? А боязнь остаться одному — один из серьезнейших детских страхов

9. Если вас все же не оставляют какие-то тревоги и опасения, ни в коем случае не делитесь ими с ребенком. Даже вида не подавайте!

10. Расставаясь, не забудьте заверить ребенка в том, что непременно вернетесь за ним, и постоянно повторяйте, что вы его любите.

11. Уходя, прощайтесь с ребенком легко и быстро. Долгое прощание с обеспокоенным выражением лица вызовет у вашего сына или дочери тревогу, а то и панику. Сообщайте кто прийдет за ребенком (бабушка)

12. Сообщите воспитательнице ласкательное имя ребенка.

13. Не в коем случае не высказывайте негатив, недовольство в отношении д/с, либо педагогов при ребенке, это формирует у него отрицательное отношение к д/с. И наоборот при ребенке старайтесь высказывать позитивное отношение к д/с, педагогам.

13. В выходные и праздничные дни придерживайтесь детсадовского режима.

Многие родители не задумываются о том, насколько режим дня ребенка сегодня соответствует тому режиму дня, которого нужно будет придерживаться, когда начнется детский сад. Ребенку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. А в садик, как правило, нужно вставать очень рано. Вспомните, как чувствует себя ваш ребенок, когда он не выспался? Он трет глаза, капризничает, сам не понимает, чего хочет, становится плаксивым и соответственно болезненно воспринимают все, что происходит вокруг.

То, как ребенок чувствует себя в первые дни в детском саду, накладывает отпечаток на все его последующее отношение к этому месту.Вспомните высказывание: У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Это в полной мере относится и к детскому саду. Чтобы первый опыт ребенка в детском саду был окрашен позитивными красками, не поленитесь заранее перевести вашего малыша на правильный режим. Тогда он сможет просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!

Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик. В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке. Ребенок только и слышит: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и т. д. Часто малыш с утра еще не может хорошо соображать и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.

Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание ребенку.

Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад.

Консультация для родителей «Как ребенку подружиться в детском саду» Когда мама отдает малыша в Дeтcкий сад, она надеется, что именно там у него появятся первые постоянные товарищи по играм, он научится дружить.

Адаптация к детскому саду «Как помочь ребенку в адаптационный период» При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация — от лат. «приспособляю».

Буклет для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду» В своей работе с родителями я применяю, как одну из форм, памятки в форме буклетов. Практика показывает, что материал, подготовленный.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду. Консультация для родителей Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду. «Радостное настроение малыша в наших руках!» Принято считать, что девочки созревают для.

Как помочь своему ребенку правильно произносить звук [Ш]. Рекомендации для родителей Шипящие звуки (Ш, Ж, Щ, Ч) не всегда получаются даже у шестилетнего ребёнка. Вместо слова «шишка» можно услышать «сыска», «фыфка», «тытка»,.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду» Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся с воспитателем? Не будет ли часто болеть? Насколько быстро привыкнет,.

Консультация для родителей «Как адаптироваться ребенку в ДОУ» Консультация для родителей «Как помочь адаптироваться ребенку в ДОУ» Уважаемые родители! Ваш ребенок скоро в первый раз переступит.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку освоиться в детском саду» Приводя впервые ребенка в детский сад, родители часто беспокоятся, как ему там будет? Волнение это вполне объяснимо: они оставляют ребенка.

Как помочь ребёнку адаптироваться к школе

Первое сентября для многих детей становится праздником со слезами на глазах в прямом смысле слова. Причина не в лени или нежелании учиться, как часто полагают их родители. Лайфхакер подготовил статью, которая объясняет, в чём тут дело, и даёт несколько полезных советов по решению этой, без иронии, сложной проблемы.

Для родителей приближение нового учебного года — сплошная лихорадка и беготня в поисках формы, учебников и прочих необходимых вещей. На деле же главное, что нужно ребёнку, — эмоциональная поддержка. Возвращается ваш малыш к учёбе после каникул или впервые идёт в школу, предстоящие события могут вызывать у него вполне понятное беспокойство. Большинство детей с нетерпением ждут, когда же наступит 1 сентября, но некоторые страдают от серьёзного эмоционального расстройства. Называется оно боязнью разлуки.

«Нормально, что у некоторых ребят бывают сложности с первым школьным днём — это всё-таки новый опыт, но если такое состояние длится несколько дней, то нужно что-то делать, — объясняет детский врач Аннетт Монт (Annette Mont). — Дети по своей природе любопытны, попадая в новую ситуацию, они стремятся её изучить. У ребёнка, который цепляется за маму, совершенно точно есть проблема, и часто дело в родителях».

Слишком много любви

Если перспектива похода в школу вызывает у вашего малыша плач и истерику, если он выглядит грустным или даже больным, всему виной страх расставания, и именно в вас может быть корень проблемы, равно как и ключ к её решению.

Боязнь разлуки определяется как нездоровая изнуряющая привязанность между родителем и ребёнком, которая лишает последнего способности самостоятельно действовать в отсутствие отца или матери. Это работает и в обратную сторону: родитель тоже страдает от угнетающей невозможности расстаться со своим ребёнком.

Директор школы Монтессори Шейла Линвилл (Sheila Linville) не раз наблюдала проявления страха расставания и помнит случай, когда мама была и источником, и решением проблемы.

«Каждое утро я встречала ребят, которые приходили в школу, — рассказывает Линвилл. — Среди них была трёхлетняя Джессика, каждое прощание с мамой у неё заканчивалось слезами. Начиналось всё с матери: та плакала, а вслед за ней начинала хныкать и малышка. Через несколько дней я спросила Джессику, почему она плачет. Она ответила: „Мисс Линвилл, я это делаю, потому что моя мама плачет. Так ведь положено, чтоб мамы и дети плакали, когда идут в школу“. Я объяснила матери, что Джессика таким способом пыталась соответствовать её ожиданиям. Женщине сложно было принять этот факт, но в конце концов она осознала, что невольно заставляла ребёнка вести себя подобным образом. На следующее утро всё было совсем по-другому: счастливая мама махала дочке рукой, а та с улыбкой бежала к своим одноклассникам. И никаких больше носовых платков!»

Читать еще:  Адаптация дошкольников к доу

Родители часто удивляются, что страх разлуки может настигнуть в любой момент учебного года, пусть даже и начиналось всё довольно гладко. Часто это результат перерыва в привычном течении дел, например после каникул и праздников или когда ребёнок несколько дней болел и сидел дома в окружении маминой заботы. Некоторые дети испытывают эти переживания в конце учебного года, так как грустят, что долго не увидят своих друзей.

Аннетт Монт за годы практики выяснила, что родители невольно способствуют страху разлуки, считая чадо продолжением себя.

Есть родители, которые прекрасно со всем справляются, пока ребёнок не вышел из грудного возраста, потому что в эту пору он очень зависим от них. Когда же малыш начинает самостоятельно изучать мир, отцы и матери испытывают серьёзные трудности с тем, чтобы признать: их дитя больше не принадлежит им.

Готовьтесь заранее

Начало учебного года — это эмоциональный опыт, который требует более вдумчивого подхода, чем просто планирование перемещений из дома в школу и обратно. Не ждите вечера 31 августа, чтобы помочь ребёнку свыкнуться с этим или обратиться к его переживаниям. Подготовка к школе — длительный процесс, требующий внимания и энергии. Монт советует родителям приучать детей к раздельному времяпрепровождению с помощью ролевых игр: «Сначала оставьте ребёнка одного на полчаса, потом на час и так далее. Если он знает, что мама обязательно придёт за ним, всё будет в порядке». Чтобы выяснить, что ваше чадо думает насчёт похода в школу, Монт предлагает опять-таки ролевую игру.

Выступите в роли учителя и спросите у ребёнка, что, как ему кажется, ждёт его в школе. Затем поменяйтесь ролями и позвольте малышу взять на себя инициативу учителя. Так вы сможете узнать его мысли и скорректировать возможные погрешности.

Попросите ребёнка нарисовать школьный день так, как он себе его представляет. Поиграйте в школу — с домашней работой, учебниками и всем необходимым.

Дети в своём поведении часто ориентируются на эмоции родителей, поэтому вам важно всячески демонстрировать радость от предстоящего похода в школу. Нервничающий родитель неосознанно передаёт свои ощущения ребёнку, окрашивая тем самым в негативные тона всё, что связано с грядущими переменами. «Лучший совет, который я могу дать семьям: готовьте ребёнка к школе с энтузиазмом. Даже если предстоящее событие заставляет вас переживать, заверьте своего малыша, что ему всё очень понравится, а новые друзья полностью разделят его чувства, — объясняет Линвилл. — Убедите своего ребёнка в том, что в разлуке с вами нет ничего страшного».

Знакомство со школой

Познакомить ребёнка с местом, где он проведёт много лет, облегчить его переживания и увлечь идеей учёбы поможет пробный день. Побывайте в классе, встретьтесь с учителями и выучите их имена, выясните, где находятся уборные и столовая.

Установление отношений с учителем помогает ребёнку понять, что в школе у него есть человек, на которого можно положиться. Родителям же такое знакомство помогает избавиться от изрядной доли переживаний. Если учитель им нравится, эти положительные чувства часто отражаются во взаимоотношениях ученика и преподавателя.

Устройте вместе с родителями будущих одноклассников детский праздник, отправьтесь с сыном или дочерью за школьной формой и всеми необходимыми мелочами, словом, превратите начало учебного года в настоящее событие. Убедите ребёнка в том, что ему будет хорошо и без вас, а школа — это весело.

Если в первый школьный день малыш всё-таки переживает и не хочет расставаться с вами, Аннетт Монт советует дать ему с собой семейную фотографию или какую-нибудь вещь с вашим запахом, а в коробочку с обедом положить записку с тёплыми словами. Ребёнок будет чувствовать, что вы рядом, и это его успокоит.

На прощание улыбайтесь и ободряйте своего первоклассника. Не нужно устраивать долгие проводы: он чувствует вашу нервозность и, даже если успокоился, может начать плакать. Несмотря на всю вашу любовь, в этом вопросе стоит проявить твёрдость.

Если ребёнку сложно с вами расставаться, скажите, что любите его, но уходите, как только учитель поведёт его в класс.

В формировании правильного отношения к учёбе важную роль играет и позитивное начало дня. Необходимо установить распорядок, который не превратится в источник стресса ни для родителей, ни для ребёнка. «Пусть по дороге в школу в машине играет спокойная музыка, отключите свой телефон и полностью сфокусируйтесь на ребёнке», — советует Шейла Линвилл.

Если ваш ребёнок не любит школу или испытывает проблемы с пребыванием вдали от вас, не реагируйте на это слишком остро. Подбадривайте его словами, что в школе у него всё будет хорошо. Не давите на него, заставляя как можно быстрее завязывать дружбу с одноклассниками, а лучше спросите, что сегодня было интересного.

Никогда и ни за что не плачьте, провожая ребёнка. Даже если он с нетерпением ждёт нового школьного дня, ваша реакция превратит это в отрицательный опыт.

Значительное влияние на лёгкость перехода к школьной жизни оказывает учитель. Преподаватели могут создать для детей тёплую и дружественную обстановку с помощью игр-знакомств, совместного пения или чтения историй о школе. Игры помогают формированию дружеских связей и чувства принадлежности к коллективу. Независимо от того, идёт ребёнок в детский сад или начальную школу, в первый учебный день необходимо уделить большое внимание важности развития личности ребёнка в кругу одноклассников.

Воспитание без страха

Одна из актуальных проблем воспитания — соблюдение баланса между защитой ребёнка и гиперопекой. Конечно, сложно игнорировать заголовки о похищениях детей, но родители, которые уделяют этому слишком много внимания, транслируют своё беспокойство детям. Мамы и папы порой ведут себя таким образом, что у ребёнка создаётся впечатление, будто только рядом с ними он может быть в безопасности. Разумное воспитание — это забота без формирования у ребёнка уверенности, что без вас он непременно попадёт в какую-нибудь опасную ситуацию. Например, если вы переживаете, что ребёнок собирается провести ночь вдали от дома, предложите ему позвать друзей к себе с ночёвкой, а не повторяйте беспрестанно, что не сможете спать от беспокойства.

Постоянная трансляция страха в конечном итоге оказывает плохое влияние на развитие детей. Ребёнок может страдать от депрессий или разного рода фобий, одноклассники могут дразнить его плаксой или маменькиным сынком.

Важно обеспечить все условия для того, чтобы ребёнок развивался с чувством независимости и самодостаточности. Предоставьте ему больше возможностей для принятия решений. Родители, которые не делают этого, тем самым говорят детям, что они ни на что не способны.

Для вчерашних детсадовцев первый день в школе — повод для гордости, ведь теперь они стали совсем большими. Более старшие ученики просто рады встрече со старыми друзьями. Волнение в эти дни — нормальное, в общем-то, состояние. Если же вы позаботитесь о том, чтобы ребёнок понял необходимость посещения школы, поговорите с ним о его чувствах и переживаниях и познакомите с новыми учителями и одноклассниками, все тревоги вскоре исчезнут.

Памятка для родителей первоклассников

Нельзя:

  • Поддерживать волнение ребёнка.
  • Разговаривать с учителем о том, что чувствует ребёнок.
  • Настаивать, что пора бы обзавестись друзьями.
  • Зацикливаться на негативных ощущениях и неадекватно на них реагировать.
  • Плакать, провожая ребёнка.
  • Подолгу стоять под окном класса.

Можно:

  • Улыбаться и подбадривать ребёнка, провожая его в школу.
  • Уходить, если учитель зовёт детей в класс.
  • Класть в ланчбокс записки со словами любви.
  • Поощрять игры с одноклассниками.
  • Установить спокойный и радостный распорядок дня.

Элементы подготовки к школе:

  • Ролевые игры.
  • Чтение книг о школе.
  • Пробный день и знакомство с учителем.
  • Совместный поход по магазинам за школьными принадлежностями.
  • Праздник для одноклассников.
  • Воспитание в ребёнке самостоятельности.

Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога

Нужен ли ребёнку детский сад? Стоит ли переводить в другой садик своё чадо в тяжёлых случаях? Как помочь ребёнку адаптироваться? Об этом и не только мы и поговорим.

Проблема адаптации

Детский садик – это новая жизненная ситуация, в которую попадают дети. Для детишек на первый план здесь выходит общение в группе. Новая обстановка, незнакомые люди — многие малыши проблемно воспринимают это.

Большая часть детей ревёт перед детским садом. Некоторым легко втянуться, но вечером дома бывают слёзы, других приходится уговаривать пойти, они перед входом в садик капризничают и плачут. Более старшие ребятишки легче и быстрее приспосабливаются к новым условиям.

Причиной детских слёз могут явиться следующие факторы:

  • Страх, связанный с новой обстановкой (дети до 3 лет нуждаются в удвоенной заботе). Ребёнок привык к дому, спокойной атмосфере, рядышком с мамой. А попадая в неизвестное место, с определёнными правилами поведения и режимом дня, ему приходится тяжело, он испытывает стресс. Детский сад прививает дисциплину, которой дома до этого ребёнок не придерживался.
  • Переизбыток эмоций. В детсаду дети получают множество новых положительных и отрицательных впечатлений, они могут утомиться и из-за этого стать нервными, плаксивыми и капризными.
  • Неспособность себя обслужить.
  • Ребёнок психологически не готов. Причины могут быть в индивидуальных особенностях развития. Часто такое бывает от недостатка близости с матерью.
  • Эффект негативного первого впечатления. Оно оказывает влияние на нахождение ребёнка в этом заведении.
  • Отторжение вашего малыша персоналом детского сада. К сожалению, и такое возможно.
Читать еще:  Адаптация в саду сопли

Виды адаптации

Процесс адаптации неизбежен в условиях, когда появляется расхождение наших возможностей и требований среды.

Классифицируют три основных способа адаптации:

  • творческий стиль, личность, активными действиями изменяет и приспосабливает среду под себя;
  • конформный стиль, при таком стиле человеку приходиться привыкать и приспосабливаться к среде;
  • стиль избегания, при котором человек старается уйти от решения проблемы, по причине нежелания или неспособности что-то изменить.

Самым эффективным считается творческий стиль, самым неэффективным – стиль избегания.

Также выделяют три уровня тяжести процесса адаптации:

  • Легкая адаптация — поведение приходит в норму в период от 10 до 15 дней; идёт нормированная прибавка веса, ребёнок, как положено, ведёт себя в группе, посещая детский сад, не подвергается заболеваниям; не скандалит, идя с мамой в детсад. Такие детишки заболевают редко, однако адаптация не проходит бесследно, возможны срывы;
  • Адаптация средней тяжести — процесс адаптация проходит до двух месяцев, возможна кратковременная потеря веса, вероятен психический стресс. Ребёнок иногда плачет, но не долго. В большинстве случаев заболевания обходят стороной.
  • Тяжелая адаптация продолжается до полугода; дети частенько болеют, пропадают умения и навыки; организм ослабевает как физически, так и психологически. В это время у детей может ухудшиться аппетит, нарушиться сон и мочеиспускание. У ребёнка резко меняется настроение, он становится капризным. Такой ребёнок не разговаривает в садике и не играет ни с кем. Пускать самотёком данную ситуацию недопустимо, иначе ребёнок может подвергнуться нервным заболеваниям и расстройствам. Если процесс адаптации затягивается на целый год, нужно обратиться к специалистам. Возможно, смена детского сада станет решением проблемы.

Советы психолога

Изначально нужно выяснить, что конкретно мешает адаптации вашего чада в детском саду. Очевидную проблему довольно просто разрешить. Но случается, что перед вами оказывается целый комплекс замаскированных проблем, с которыми самим не справиться. В такой ситуации будет правильно попросить помощи профессионального психолога. Нужно понять, какие переживания испытывают дети в процессе адаптации, чтобы нивелировать отрицательные и акцентировать положительные. Из отрицательных эмоций можно выделить страх, гнев и обиду. Из позитивных – радость, удовольствие от новых впечатлений и знакомств, чувство удовлетворения от самостоятельных действий.

Сразу не стоит оставлять ребёнка на целый день в саду, три часа для начала будет достаточно. Обязательным условием является то, что ребёнок должен знать точное время вашего возвращения, чтобы он не чувствовал себя оставленным. Договоритесь, чем малыш будет занят без вас. Прощаться лучше шутя, со смехом. Только не вздумайте расплакаться в порыве чувств перед уходом. Позвольте малышу принести с собой любимую игрушку, таким образом он будет не один.

Также может помочь небольшая уловка: пусть ваше чадо в детский садик отводит бабушка, тётя или другой родственник. В таком случае миг прощания будет переживаться легче.

Несомненно, этот незнакомый для вас период нужно пережить вместе. Расспрашивайте ребёнка обо всём, об интересных играх, новых знакомствах. В трудностях помогайте, за достижения хвалите. Расскажите, как вам было плохо без него. Дети должны ощущать, что их поддерживают и ни в коем случае не оставляют. Подчёркивайте, какой он стал взрослый, самостоятельный, теперь у него появились обязанности куда-то ходить, как у мамы и папы. Перед отбоем дополнительно проговорите хорошие моменты от посещения садика, договоритесь завтра их снова повторить. Чтобы было легко разбудить ребёнка в садик, лучше уложить отдыхать его пораньше.

Частые ошибки родителей

Одна из распространенных ошибок – обычное отсутствие желания осознавать проблему или неподготовленность к тому, что реакцией ребёнка может быть негатив. Родители могут подумать, что это просто капризы ребёнка, способ привлечь внимание. «Я же ходил – и всё хорошо», — так рассуждают многие, не помня, что сначала тоже подвергались стрессу. Мамы и папы оказываются неготовыми к тому, что ребёнок не слушается, не ест, не спит. От этого частыми бывают ошибки в виде наказания или брани, что только ухудшает положение.

Ещё одна распространённая ошибка — уменьшение внимания родителей, безучастность к делам ребёнка, думая, что в детском саду и так всё нормально, полагаясь на воспитателей. У ребёнка могжет появиться ощущение, что он никому не нужен и брошен. В такой ситуации ребёнок остаётся один на один со стрессом, что может вызвать неоправданную агрессию в попытке постоять за себя, а может наоборот, ребёнок замкнётся, отрешится и станет нервозным.

Как я и говорил, расставание должно проходить с юмором и весело. Иногда мамы пытаются уйти, когда малыш чем-то занят. Закончив свои дела, малыш понимает, что мама ушла, а когда она вернётся, ему неизвестно. Это обстоятельство его сильно пугает, ребёнок думает, что он может хоть когда быть брошен один, а это способно спровоцировать сильную психологическую травму.

Не стоит обещать награду за одно только посещение садика. Далее это может привести к шантажу со стороны ребёнка. Но за отличные поступки в саду или за что-то конкретное рекомендуется хвалить. Также не стоит высказывать своё недовольство о детском саде или воспитателях в присутствии ребёнка — малыш может почувствовать, что садик не такое хорошее место и что там ему может быть плохо.

Запрещается стремительная перемена среды малыша. Адаптация должна быть плавной и обдуманной. Недопустима быстрая смена режима дня и привычек малыша. Все эти обстоятельства могут вызвать те или иные психические нарушения.

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду

  • Не разговаривать при ребёнке о проблемах, связанных с садиком.
  • Только полностью здорового ребёнка нужно отправлять в сад.
  • Не начинать ходить в садик в пик трёхлетнего кризиса.
  • Дома ввести распорядок как при режиме дня в детском саду.
  • Увеличить значимость закаливания.
  • Заблаговременно познакомить ребёнка с детишками и воспитателем садика, в который он пойдёт.
  • Дать крохе положительную установку о детском садике.
  • «Раскрыть секрет» ребёнку о специальных навыках коммуникации.
  • Уже дома нужно научить малыша обслуживать себя.
  • Не пугать ребёнка детским садиком (если ты плохо себя будешь вести, то пойдёшь в садик).
  • Объяснить ребенку, что временная разлука неизбежна только потому, что он стал взрослее.
  • Не демонстрировать своё волнение и беспокойство перед поступлением в сад.
  • Спланировать отпуск таким образом, чтобы в первый месяц хождения в сад вы могли забирать его оттуда пораньше.
  • Постоянно напоминать ребёнку о своей безусловной любви к нему.

Со скольки лет лучше отдавать в садик?

Мнения специалистов по поводу того, когда всё же лучше отдавать ребёнка в садик сходятся — в три или даже в четыре года. После трёх лет у ребёнка появляется желание активно взаимодействовать с другими детьми. К тому же после трёх лет дети обычно уже начинают лучше говорить, могут учиться договариваться и общаться между собой. Также они уже способны поведать вам о том, как провели свой день, что их огорчало или радовало.

Конечно, у всех людей разные возможности, и не все могут так долго находиться в декрете. Альтернативным вариантом является группа кратковременного пребывания или младшая группа. Такие группы есть почти во всех садах.

Что должен уметь ребенок при поступлении в детский сад?

В первую очередь, малыш, отправляющийся с садик, должен быть способен себя обслужить: уметь себя одеть, уметь кушать, ходить на горшок, умываться и вытираться. Само собой, взрослая воспитательница поможет застегнуть пуговицы и завязать шнурки, но не нужно думать, что она будет всегда одевать и кормить с ложечки всех пятнадцать карапузов! Такая задача просто не посильна для воспитательницы.

Нужно подчеркнуть, что 2 года — наиболее благоприятный период, чтобы обучать быть самостоятельным. Необходимо вести занятия с 2-3 лет. Психическое развитие ребёнка в этот период способствует этому. Не зря же говорят, что третий год развития у малыша называется «сам могу!». В это время ребёнка даже не надо просить что-то сделать самому — он только этого и хочет сам, упрямо и бесстрашно настаивая на своём праве сделать дело самостоятельно и получить превеликое удовлетворение от полученного результата.

Зачастую мамам и папам такого ребёнка стоит следить за тем, чтобы самим не помешать его самостоятельности. Наверное, это самое главное в данном процессе! В возрасте трёх лет ребенок становится самостоятельным: ест и пьёт, умывается и чистит зубы, одевается и раздевается, вовремя ходит на горшок. Сейчас он легко убирает игрушки, вытирает тряпкой стол, осторожно складывает одежду.

Вы с трудом верите в это? Но это факт, и более этого: чтобы достичь подобного успеха, вам не нужно прилагать каких-то неимоверных усилий, только одно — не мешайте! Не одёргивайте его за ручки, не следите за каждым его шагом, даже не пробуйте выполнить что-то за него, хотя вам и кажется, что он ещё слишком мал.

Конечно, в жизни это не так уж и легко сделать. Не сразу у него всё станет получаться идеально, будет много проб и ошибок. Самое главное — это терпение. Не каждая мама способна терпеливо наблюдать за многочисленными попытками своего дитя. Но это того стоит, ваше терпение и внимание вам вернутся сполна.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector