221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности адаптации детей к доу

Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характр которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Важно отметить, что практически не один ребенок в возрасте до 3-х лет не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к маме, и её исчезновение вызывает бурный протест, собенно если ребенок впечатлительный и эмоционально чувствительный. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Трудности адаптации встречаются в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Психологическая готовность ребенка к ДОУ — это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
adaptatsiya_detey_k_dou.doc42 КБ
pamyatka_dlya_roditeley.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть каждый ребенок привыкает к детскому саду по-своему. Важно отметить, то что практически не один ребенок в возрасте до 3 лет не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к маме, и ее исчезновение вызывает бурный протест, особенно если ребенок впечатлительный и эмоционально чувствительный.

В ходе комплексного исследования, проведенными учеными в разных странах выделено три фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза , которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2. Подострая фаза , характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды.

Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ.

К основным критериям адаптации относятся:
• поведенческие реакции;
• уровень нервно – психического развития;
• заболеваемость и течение болезни;
• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

При адаптации ребенка к детскому саду встречается три степени тяжести:

1 степень – поначалу ребенок капризничает, плачет. Обычно через 2 – 3 недели он будет оставаться в детском саду без проблем.

2 степень – слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого эмоционального состояния ребенок начинает болеть. Постепенно ребенок становится спокойнее и затем привыкает.

3 степень – самая тяжелая. Ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Ребенок начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность.

Чтобы ребенок быстрее привык ходить в детский сад, готовьте его к этому заранее, важно рассказывать ребенку, как интересно в детском саду, сколько там много интересных игр и игрушек, чем занимаются дети в детском саду.

Какие ошибки могут встречаться со стороны родителей во время

адаптации ребенка к детскому саду?

  • Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не смог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
  • Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это адаптация к новым условиям.
  • Не стоит планировать важных дел в первые дни пребывания ребенка к детскому саду. Родители должны знать, что ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца.
  • Пребывание родителей в состоянии обеспокоенности, тревожности. Прежде всего надо успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы и это еще больше усиливает детскую тревогу.
  • Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, пересказывать события, случившиеся за день – это верный знак того, что он освоился.

Как облегчить ребенку утренние расставания?

Большинство детей не любят расставания с родителями: они капризничают, плачут и всеми возможными способами стараются этого избежать. Справиться с этим страхом можно при помощи следующих приемов :

1. Научитесь прощаться с ребенком быстро, давая таким образом понять, что вы уверены в нем и в его умении справиться с собой. Не затягивайте процесс расставания. Ребенок почувствует ваше беспокойство за него, и ему будет еще труднее успокоиться.

2 . Положите малышу в кармашек какую-нибудь памятную вещичку, которая будет напоминать о вас и о том, как сильно вы его любите.

3 . Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно от ребенка, если хотите, чтобы он вам доверял.

4 . Придумайте забавный ритуал прощания и строго придерживайтесь его, например, всегда целуйте ребенка в щечку, а потом нежно потритесь носиками или что-нибудь подобное.

5 . Не пытайтесь подкупить ребенка, чтобы он остался в саду за купленную игрушку.

6 . Четко дайте ребенку понять, что какие бы истерики он ни закатывал, он все равно пойдет в садик. Если вы хоть раз ему поддадитесь, в дальнейшем вам будет уже гораздо сложнее справиться с его капризами и слезами.

7 . Привлеките воспитателя. Вам нужен человек, который будет радушно встречать вашего ребенка.

8 . Не удивляйтесь, если вы уже справились с проблемой, а она опять возникла после болезни ребенка или после больших выходных, когда ребенок долго находился дома.

Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению

Ботвинкина Людмила Геннадьевна
Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению

Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению.

Адаптация.

Адаптация – от латинского «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма,который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

При приеме в детское дошкольное учреждение перед ребенком впервые встает необходимость изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий жизни, и устанавливать новые социальные связи.Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних приемов обращения и воспитания в детском саду. При этом изменяется эмоциональное состояние, нарушается аппетит, затрудняется общение и другие поведенческие реакции.

Психофизиологическое состояние ребенка в период адаптации к ДОУ.

Ребенок в семье привыкает к определенному режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определенные взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. Если установленный в семье порядок чем-либо нарушается, то у ребенка могут возникнуть различные временные нарушения обычного поведения (отрицательные реакции: плач, раздражительность). Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что маленькому ребенку трудно быстро перестроить сформировавшиеся привычки. Однако мозг ребенка очень пластичен. Если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не резко нарушают привычный образ жизни, то у ребенка быстро восстанавливается уравновешенное поведение, и ребенок адаптируется к новым условиям в его жизни без каких-либо отрицательных последствий.

У детей при поступлении в детский сад очень резко меняются условия жизни. Меняется привычная температура помещения, микроклимат, получаемая пища. Ребенка окружают новые люди, меняются приемы воспитания, вся обстановка. Ко всему этому ребенку надо приспособиться, перестроить сложившиеся ранее стереотипы.

Процесс приспособления не всегда проходит легко и быстро. У многих детей в период адаптации нарушается аппетит, сон (не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый, эмоциональное состояние. Иногда без каких-либо видимых причин повышается температура тела, нарушается деятельность кишечника, появляется сыпь. Приспособление к новым условиям проходит не у всех детей одинаково. Одни дети хорошо себя чувствуют уже на 3-4-й день и привыкают к новым условиям жизни совсем без каких-либо нарушений здоровья, психического состояния и поведения. У других период адаптации длится месяц, а иногда и более.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.

Установлен ряд факторов, определяющих насколько легко пройдет адаптационный период. Эти факторы связаны и с физическим, и с психическим состоянием ребенка.

1. Состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту, малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. На состояние его здоровья влияет течение беременности и родов у матери, заболевания в период новорожденности и первые месяцы жизни, частота заболеваемости в период перед поступлением в детское учреждение. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие – заболевание.

2. Возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому (родители и др.).

3. Степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности.

4. Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности малыша.Одни дети в первые дни выражают бурные реакции: кричат при расставании с родителями, отказываются, есть, спать, протестуют против каждого предложения воспитателя, но через 2-3 дня уже входят в режим и хорошо себя чувствуют. Другие, наоборот, в первые дни спокойны, без возражений выполняют предложения воспитателя, а в последующие дни начинают плакать, длительное время плохо едят, не играют и с трудом привыкают к детскому саду.

Виды адаптации.

Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Основным показателем степени тяжести являются сроки нормализации поведения ребенка, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.

Критерии, по которым оценивается продолжительность адаптационногопериода и интенсивность этого процесса: сон и засыпание, аппетит, эмоциональное состояние, адекватное поведение, характер общения со сверстниками и взрослыми, и заболевания ребенка.

Продолжительность и степень выраженности указанных отклонений зависит от возраста и пола ребенка, его психофизиологического состояния и личностных особенностей.

• Легкая адаптация детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников за 10-15 дней,и у тех детей которых подготовили родители-в первую очередь они учат детей самостоятельности, ребенок может сам снять одежду, сесть на горшок, сам держать ложку-кушать ею, пить из чашки. Выходя с ребенком на улицу объясняла что надо играть со всеми детками и делиться своими игрушками. Весь труд мамы не пройдет зря, это в дальнейшем скажется на благосостоянии ее ребенка, и легкой адаптации к дошкольному учреждению.

• Средняя адаптация-это когда поведение ребенка выражается более ярко. Нарушение сна и аппетита нормализуются в течении 20-40 дней. Эмоциональное состояние не устойчиво в течение месяца. В это время у взаимоотношение со взрослым не нарушается, речь восстанавливается на 30-40 день, двигательная активность ребенка на протяжении 35 дней. Функциональные изменения выражены отчетливо, особенно в дни когда ребенок заболевает (в виде респираторной инфекции, протекающей без осложнений).Течение такой адаптации бывает у детей от девяти месяцев до полутора лет, у детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья, или педагогически запущенных.

• Тяжелая адаптация – таких детей намного меньше, они адаптируются к дошкольному учреждению в течение 2месяцев,а иногда и пол года надо ребенку чтоб он привык. Дети от 1,5 до 2 лет повторно заболевают, неблагоприятно отражается физическое и нервно-психическое состояние ребенка. Этот вид адаптации у детей имеющих отклонения в здоровье последствия токсикоза беременности матери и т. д. Так -же характеризуется проявление неадекватного поведения с невротическим состоянием.

Дети избегаю контакта со сверстниками, проявляют агрессию,к взрослым относятся осмотрительно. При тяжелой адаптации нервно-психическое развитие ребенка замедляется. Игровая деятельность и развитие речи отстают,в период от 3 лет наиболее активно формируются личностные качества ребенка: психика становится бурной и ранимой, чувствительной к отягощающим обстоятельствам.

Тяжелая адаптация сказывается неблагоприятно на ребенка, его здоровье нормализуется в течении нескольких лет.

Легкое привыкание ребенка зависит от эмоционального состояния.

Период адаптации завершается в течении 3 месяцев, если в течении 6 месяцев ребенок не адаптировался к социальным условиям существует угроза его здоровью. В таком случае

требуется помощь других специалистов.

О завершении периода адаптации позволяет судить стабилизация всех показателей, как физических, так и психических.

Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. Примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда, — поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним. Подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, и у него сложилось собственное представление о нем. Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Но и не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.

Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте,как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.

Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.

Нужно принести в детский сад вещи,необходимые ребенку для спокойного пребывания там: смену белья, вещи для занятий физкультурой, любимую игрушку.

Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику.

Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать с садика или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.

Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что, говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

Необходимо создать ребенку условия для спокойного отдыха дома. Во время адаптации не водить его в гости, шумные компании (ребенок в это время перегружен впечатлениями, следует пощадить его нервную систему).

Не отдавайте ребенка в садик только потому, что у вас родился еще один ребенок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует, что в доме появился напрошенный гость, и ваше решение он непременно истолкует как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного. Поэтому если вы, ожидая ребенка, все же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления малыша.

Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.

Адаптацияребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н. В. Соколовская. –Волгоград: Учитель, 2008.

Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. – 2003.

Белкина, В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В. Н. Белкина, Л. В. Белкина. –Воронеж: Учитель, 2006.

Презентация «Адаптация детей к дошкольному учреждению» Каждый ребенок привыкает к детскому саду по-своему. Важно отметить, то что практически не один ребенок в возрасте до 3 лет не может быстро.

Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению: советы психолога Адаптация означает приспособление к новой социальной среде, ситуации, условиям. Для маленького ребенка такой новой средой является именно.

Игры и упражнения для формирования навыков адаптации к образовательному учреждению ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ (СБОРНИК ИГР И УПРАЖНЕНИЙ) Оглавление Введение Глава I. Игры и упражнения на формирования.

Консультация для воспитателей «Индивидуальные особенности поведения детей в период адаптации к детскому саду» Ребенок пришел в детский сад. Для него каждая новая ситуация-событие необычайной важности. Новая обстановка становится для ребенка сверхсильным.

Особенности адаптации детей к ДОУ Аннотация. В статье рассматриваются основные педагогические условия, способствующие быстрой и эффективной адаптации детей третьего года.

Консультация «Особенности адаптации детей раннего возраста с 1 года до 2 лет» В сентябре 2017 года в нашем детском саду начала функционировать группа для детей с 1 года до 2-х лет. Мы впервые адаптировали к условиям.

Особенности адаптации первоклассника Особенности адаптации первоклассника Одним из самых сложных и ответственных периодов для первоклассников, обучающихся, как с 6, так и с.

Проект «Каждое утро с улыбкой» адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению Адаптация ребенка к детскому саду, а значит, к новым социальным условиям протекает подчас болезненно. Период адаптации – это тяжелое время.

Психолого-педагогические особенности адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ Адаптация — процесс приспособления организма к новой среде. Речь идет о целостном, системном приспособлении, которое объединяет биологический,.

Сотрудничество детского сада и семьи по вопросу адаптации ребенка к дошкольному учреждению Сотрудничество детского сада и семьи по вопросу адаптации ребенка к дошкольному учреждению. В каком бы возрасте ребенок впервые не пришел.

Педразвитие

Автор: Ярманова Екатерина Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №74 Приморского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Организация процесса адаптации к условиям ДОУ. Способы введения детей в условия ДОУ.
Дата публикации: 28.09.2019
Раздел: дошкольное образование

Организация процесса адаптации к условиям ДОУ.

Способы введения детей в условия ДОУ.

Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Период,

сопровождающийся переживаниями ребёнка и матери (близких). Это не только процесс

привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и

выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни

безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателями, третьи

реагируют достаточно спокойно. Это нормативный процесс. Эти переживания носят

приходящий характер, т.е. приходят – уходят.

Факторы, определяющие характер адаптации.

Первая группа факторов связана с физическим состоянием вашего ребенка.

Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями к адаптации,

лучше справляется с трудностями. А вот дети, которые быстро утомляются, просто

соматически ослабленные, имеют плахой аппетит, такие детки испытывают трудности в

привыкании. Если ребёнок не приучен к правильному режиму, могут возникнуть

трудности, ребёнок плохо спит, родители не соблюдают режим ребёнка, всё это приводит к

истощению нервной системы. Такой малыш хуже справляется с трудностями

адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и как следствие ребёнок

заболевает. Ещё в дополнении происходит отрыв от родных. От того, насколько ребенок

подготовлен в семье к переходу в детское дошкольное учреждение и от того, как

организуют период его адаптации воспитатели и родители зависят и течение

адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни

малыша приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка.

Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность,

беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, он или стремится к контакту со

взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников.

Порой родители очень удивляются, что ребёнок сильно изменяется, у детей меняется

активность к предметному миру, его не радуют игрушки, снижается интерес к

окружающему миру, уровень речевой активности снижается, да и новые слова

осваиваются с большим трудом. Всё это в совокупности, объясняется тем, что ребёнок

попадает в окружение многих детей и конечно же подвергается риску инфицированной

чужой вирусной флорой, всё это нарушает реактивность организма, и в итоге к

Выделяют три фазы адаптации:

1. Острая фаза – в это время у ребёнка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение

сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут проявляться

упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.

2. Собственно адаптация – в этот период ребёнок постепенно привыкает к новым

условиям, нормализуется поведение.

3. Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик.

Ускоряется темп развития психологических процессов.

Период адаптации может длиться от одной – двух недель до трёх-четырёх месяцев

и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья ребёнка, от особенностей

нервной системы и т.п.

Чтобы облегчить адаптационный период, сделать его менее болезненным, важно уделять

ребёнку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

1. Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские

площадки, праздники, приучайте к играм со сверстниками.

2. Желательно обучить ребёнка до начала посещения детского сада элементарным

навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.

3. Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы

он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте

ребёнка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда.

Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа,

полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный

режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребёнок привыкнет к своему

4. Важно создавать положительный образ детского сада. Никогда не пугайте ребёнка

воспитательницей или детским садом. Вместе с тем, не сулите ему райской жизни, будьте

честны с малышом, однако делайте акцент на всём, что может способствовать

позитивному настрою: расскажите о том, что может быть ему там интересно, чему он

5. Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребёнку всё, что ему может понадобиться в группе

(запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму и т.п.)

6. Дайте ребёнку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него тёплые

чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним

ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в

детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ей грустно.

7. Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребёнка,

о том, как он ведёт себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть

какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте

доброжелательный интерес к его учебным занятиям и успехам.

8. Одна из самых распространённых проблем – утренний плач ребёнка при расставании с

родителями. Важно дать понять малышу, что ходить в садик придётся. Твёрдо скажите

малышу, что вы его оставляете только на несколько асов, что так надо, что вы его любите и

обязательно придёте за ним в определённый час. Сократите «сцену прощания». Как

правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребёнок успокаивается.

Создайте «ритуал прощания»: договоритесь заранее с ребёнком, например, о том, что вы

помашете ему в окошко и пошлёте воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить

вас. И конечно, похвалите его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.

9. Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам

семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие

успешного протекания этого периода – отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть

малейшие колебания, ребёнок их «уловит», и ему будет ещё труднее расставаться с вами.

10. По дороге домой старайтесь поговорить с ребёнком, узнайте, что было за день

хорошего, а что не очень удалось, что ребёнок узнал нового, с кем играл. Отдав ребёнка в

садик, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а

в качестве ваших взаимоотношений. Они могут стать более тёплыми, если вам есть, что

рассказать друг другу.

11. Проблемы адаптации в садике могут возобновиться после праздников, каникул, а

также при серьёзном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо

проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время

пребывания ребёнка в детском саду либо в течение какого-то времени по договорённости с

воспитателем устраивать перерыв в середине недели.

Способы введения детей в условия ДОУ

I. Адаптацию детей к дошкольному учреждению следует рассматривать как процесс

П. При организации управления необходимо учитывать, что адаптация детей третьего

года жизни к условиям детского сада — это активное усвоение ребенком

социального опыта новой для него среды, приобретаемого им в различных видах

деятельности и, в первую очередь, общения.

Ш. В организации управления процессом адаптации решающая роль принадлежит:

определению цели управления, которая заключается в построении комплексной

педагогической системы, обеспечивающей ребенку активное овладение необходимым

социальным опытом той среды, в которую он введен;

выявлению исходного уровня развития формирующей потребности в момент

поступления ребенка в дошкольное учреждение и принадлежности его к одной из

групп по характеру адаптации;

созданию программы управления процессом адаптации, то есть комплексной

системы педагогических воздействий, которая обеспечит взаимосвязь семейного и

общественного воспитания, единство принципов, содержания и методов

педагогического воздействия; формирование у ребенка, поступившего в дошкольное

учреждение потребностной сферы, адекватной условиям общественного воспитания.

Программа управления процессом адаптации включает два этапа:

I этап — организационный этап предусматривает —

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Детский сад – новый, важный период в жизни каждого ребенка. К сожалению, для любого ребенка начало посещения детского сада – настоящий стресс. Он попадает в совершенно новую, непривычную для него обстановку – огромное незнакомое помещение, где нет мамы, которая всегда готова прийти на помощь, где нет его любимых игрушек, где его окружают чужие взрослые, которых надо слушаться.

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенно меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких родственников, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения. Все это создает стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (страхам, капризам, истерикам, отказу от еды, частым болезням, психической регрессии).

Чем старше ребенок, тем быстрее он может адаптироваться к новым условиям. Поэтому особо остро проблема адаптации стоит с детьми раннего возраста. Дети этого возраста наиболее ранимы, они менее приспособлены к отрыву от семьи.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, новое, незнакомое для него пространство. Несмотря на сложности в адаптации, я всё-таки считаю, что именно в раннем возрасте родители должны отдавать ребенка в детский сад.

Именно в этом возрасте наиболее интенсивно идёт развитие психических процессов и свойств личности. Существенные изменения происходят в двигательной деятельности ребенка. Появляются новые виды движения – бег, лазание, прыжки с места, игры с мячом. Развивается речь – ребенок учится правильно произносить слова, увеличивается его словарный запас. Большие изменения происходят и в социальном развитии. Ребенок стремится быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получать их одобрение. По некоторым наблюдениям психологов ребенок в возрасте до трех лет приобретает от 60% до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30% – 40%. Очень важно в этот возрастной период построить жизнь ребенка так, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Задача эта ложится, конечно же, на детский сад.

Чтобы процесс привыкания к детскому саду прошел наиболее безболезненно во многом зависит от нас, воспитателей. Приучать ребёнка к детскому саду нужно постепенно. В первые дни пребывание ребенка в группе должно быть минимальным (максимум два часа). Желательно, чтобы ребенок дома позавтракал, потому что многие дети поначалу совсем отказываются от еды. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. Если ребенок привыкает тяжело, можно посоветовать родителям в первые дни приходить только на прогулку. Только через две-три недели, учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день.

Учитывая исследования ученых, Институт педиатрии разработал критерии, по которым можно судить о степени тяжести прохождения периода адаптации:

  • нарушение сна,
  • нарушение питания,
  • проявление отрицательных эмоций в общении,
  • боязнь пространства,
  • частые заболевания,
  • снижение веса. [1]

Процесс перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение сложен не только для ребенка, но и для родителей. Поэтому родители обязательно должны подготовить и себя и малыша к первому дню посещения детского сада. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прогулки, прием пищи), максимально приближенный к режиму ДОУ. Родители должны рассказывать ребенку о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему они хотят его туда повести (там хорошо, интересно, там много других детей, игрушек с которыми можно играть и т.д.). Так же дома можно поиграть в игру «Детский сад», обыграть ситуации, которые могут возникнуть в детском саду.

Каждый раз, после прихода из детского сада, родителям необходимо интересоваться у ребенка о том, как прошел его день, чем он занимался, что было интересного. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Воспитатель должен предупредить родителей об особенностях адаптации детей к новым условиям и попросить их обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома. Если ребенка заранее приучили к режиму дня, который ждет его в детском саду, если он умеет проситься в туалет, умеет сам держать ложку, играть с игрушками, интересуется ими, способен хотя бы к кратковременному контакту с другими детьми, доверяет воспитателям, то большинство проблем, связанных с адаптационным периодом можно будет избежать.

Дети раннего возраста характеризуются повышенной эмоциональностью. Эмоциональное состояние ребенка оказывает особое влияние на скорость и тяжесть адаптационного процесса. Поэтому с первых дней пребывания ребенка в ДОУ необходимо обеспечить для него психологический и физический комфорт, что поможет смягчить неприятные моменты, возникающие в процессе перехода от домашнего образа жизни к общественному.

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в дошкольном учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, не хотят есть, отказываются от игрушек, не идут на контакт с детьми и взрослыми, но уже через несколько дней с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, выполняют все указания воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с мамой, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, проявляют отрицательные эмоции в общении. Большинство детей реагируют на детский сад плачем. Одни легко идут утром, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, но перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Психологи и медики выделяют три степени прохождения адаптационного периода:

Легкая адаптация – к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, идет на контакт со сверстниками и взрослыми. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений. Вес без изменений.

Адаптация средней тяжести – поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.

Тяжелая адаптация – характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений (ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма). [1]

Общеизвестно, что основным видом детской деятельности является игра. В период адаптации игра становится главным расслабляющим средством для дошкольников. Её основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду, помочь запомнить имена других детей и воспитателей. Существуют специальные игры, направленные на знакомство, запоминание имён. Например, игра «Паровозик», дети – это вагончики, и у каждого свое имя. «Первый вагончик – Ваня, к нему прицепился второй – Женя, за ним третий вагончик – Ксюша. А паровозиком у нас сейчас будет – Кира». Постоянные повторения помогают детям быстро запомнить, как кого зовут, а игры способствуют возникновению первых контактов, физических и игровых.

Игра помогает создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания. [2]

В своей практике я использую игры из книги А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Здесь подобраны игры и упражнения, которые помогут ребенку успешно адаптироваться к условиям ДОУ, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений. [3]

Совместными усилиями воспитатели и родители должны организовать жизнь ребенка так, чтобы адаптация к дошкольному учреждению прошла наиболее безболезненно, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к дошкольному учреждению, навыки общения с взрослыми и детьми, что необходимо для дальнейшей жизни в обществе.

Объективными показателями адаптационного периода являются:

  • глубокий, спокойный сон,
  • хороший аппетит,
  • эмоционально-уравновешенное состояние,
  • активное поведение,
  • полное восстановление имеющихся навыков,
  • прибавка в весе, соответствующая возрасту

Список литературы:

  1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж. ТЦ Учитель, 2004
  2. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста.– М.: Просвещение, 1985
  3. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003
Читать еще:  Как помочь ребенку адаптироваться
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector