221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности адаптации ребенка к дошкольному учреждению

Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характр которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Важно отметить, что практически не один ребенок в возрасте до 3-х лет не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к маме, и её исчезновение вызывает бурный протест, собенно если ребенок впечатлительный и эмоционально чувствительный. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Трудности адаптации встречаются в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Психологическая готовность ребенка к ДОУ — это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
adaptatsiya_detey_k_dou.doc42 КБ
pamyatka_dlya_roditeley.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть каждый ребенок привыкает к детскому саду по-своему. Важно отметить, то что практически не один ребенок в возрасте до 3 лет не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к маме, и ее исчезновение вызывает бурный протест, особенно если ребенок впечатлительный и эмоционально чувствительный.

В ходе комплексного исследования, проведенными учеными в разных странах выделено три фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза , которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2. Подострая фаза , характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды.

Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ.

К основным критериям адаптации относятся:
• поведенческие реакции;
• уровень нервно – психического развития;
• заболеваемость и течение болезни;
• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

При адаптации ребенка к детскому саду встречается три степени тяжести:

1 степень – поначалу ребенок капризничает, плачет. Обычно через 2 – 3 недели он будет оставаться в детском саду без проблем.

2 степень – слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого эмоционального состояния ребенок начинает болеть. Постепенно ребенок становится спокойнее и затем привыкает.

3 степень – самая тяжелая. Ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Ребенок начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность.

Чтобы ребенок быстрее привык ходить в детский сад, готовьте его к этому заранее, важно рассказывать ребенку, как интересно в детском саду, сколько там много интересных игр и игрушек, чем занимаются дети в детском саду.

Какие ошибки могут встречаться со стороны родителей во время

адаптации ребенка к детскому саду?

  • Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не смог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
  • Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это адаптация к новым условиям.
  • Не стоит планировать важных дел в первые дни пребывания ребенка к детскому саду. Родители должны знать, что ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца.
  • Пребывание родителей в состоянии обеспокоенности, тревожности. Прежде всего надо успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы и это еще больше усиливает детскую тревогу.
  • Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, пересказывать события, случившиеся за день – это верный знак того, что он освоился.

Как облегчить ребенку утренние расставания?

Большинство детей не любят расставания с родителями: они капризничают, плачут и всеми возможными способами стараются этого избежать. Справиться с этим страхом можно при помощи следующих приемов :

1. Научитесь прощаться с ребенком быстро, давая таким образом понять, что вы уверены в нем и в его умении справиться с собой. Не затягивайте процесс расставания. Ребенок почувствует ваше беспокойство за него, и ему будет еще труднее успокоиться.

2 . Положите малышу в кармашек какую-нибудь памятную вещичку, которая будет напоминать о вас и о том, как сильно вы его любите.

3 . Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно от ребенка, если хотите, чтобы он вам доверял.

4 . Придумайте забавный ритуал прощания и строго придерживайтесь его, например, всегда целуйте ребенка в щечку, а потом нежно потритесь носиками или что-нибудь подобное.

5 . Не пытайтесь подкупить ребенка, чтобы он остался в саду за купленную игрушку.

6 . Четко дайте ребенку понять, что какие бы истерики он ни закатывал, он все равно пойдет в садик. Если вы хоть раз ему поддадитесь, в дальнейшем вам будет уже гораздо сложнее справиться с его капризами и слезами.

7 . Привлеките воспитателя. Вам нужен человек, который будет радушно встречать вашего ребенка.

8 . Не удивляйтесь, если вы уже справились с проблемой, а она опять возникла после болезни ребенка или после больших выходных, когда ребенок долго находился дома.

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Детский сад – новый, важный период в жизни каждого ребенка. К сожалению, для любого ребенка начало посещения детского сада – настоящий стресс. Он попадает в совершенно новую, непривычную для него обстановку – огромное незнакомое помещение, где нет мамы, которая всегда готова прийти на помощь, где нет его любимых игрушек, где его окружают чужие взрослые, которых надо слушаться.

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенно меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких родственников, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения. Все это создает стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (страхам, капризам, истерикам, отказу от еды, частым болезням, психической регрессии).

Чем старше ребенок, тем быстрее он может адаптироваться к новым условиям. Поэтому особо остро проблема адаптации стоит с детьми раннего возраста. Дети этого возраста наиболее ранимы, они менее приспособлены к отрыву от семьи.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, новое, незнакомое для него пространство. Несмотря на сложности в адаптации, я всё-таки считаю, что именно в раннем возрасте родители должны отдавать ребенка в детский сад.

Именно в этом возрасте наиболее интенсивно идёт развитие психических процессов и свойств личности. Существенные изменения происходят в двигательной деятельности ребенка. Появляются новые виды движения – бег, лазание, прыжки с места, игры с мячом. Развивается речь – ребенок учится правильно произносить слова, увеличивается его словарный запас. Большие изменения происходят и в социальном развитии. Ребенок стремится быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получать их одобрение. По некоторым наблюдениям психологов ребенок в возрасте до трех лет приобретает от 60% до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30% – 40%. Очень важно в этот возрастной период построить жизнь ребенка так, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Задача эта ложится, конечно же, на детский сад.

Чтобы процесс привыкания к детскому саду прошел наиболее безболезненно во многом зависит от нас, воспитателей. Приучать ребёнка к детскому саду нужно постепенно. В первые дни пребывание ребенка в группе должно быть минимальным (максимум два часа). Желательно, чтобы ребенок дома позавтракал, потому что многие дети поначалу совсем отказываются от еды. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. Если ребенок привыкает тяжело, можно посоветовать родителям в первые дни приходить только на прогулку. Только через две-три недели, учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день.

Учитывая исследования ученых, Институт педиатрии разработал критерии, по которым можно судить о степени тяжести прохождения периода адаптации:

  • нарушение сна,
  • нарушение питания,
  • проявление отрицательных эмоций в общении,
  • боязнь пространства,
  • частые заболевания,
  • снижение веса. [1]

Процесс перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение сложен не только для ребенка, но и для родителей. Поэтому родители обязательно должны подготовить и себя и малыша к первому дню посещения детского сада. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прогулки, прием пищи), максимально приближенный к режиму ДОУ. Родители должны рассказывать ребенку о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему они хотят его туда повести (там хорошо, интересно, там много других детей, игрушек с которыми можно играть и т.д.). Так же дома можно поиграть в игру «Детский сад», обыграть ситуации, которые могут возникнуть в детском саду.

Каждый раз, после прихода из детского сада, родителям необходимо интересоваться у ребенка о том, как прошел его день, чем он занимался, что было интересного. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Воспитатель должен предупредить родителей об особенностях адаптации детей к новым условиям и попросить их обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома. Если ребенка заранее приучили к режиму дня, который ждет его в детском саду, если он умеет проситься в туалет, умеет сам держать ложку, играть с игрушками, интересуется ими, способен хотя бы к кратковременному контакту с другими детьми, доверяет воспитателям, то большинство проблем, связанных с адаптационным периодом можно будет избежать.

Дети раннего возраста характеризуются повышенной эмоциональностью. Эмоциональное состояние ребенка оказывает особое влияние на скорость и тяжесть адаптационного процесса. Поэтому с первых дней пребывания ребенка в ДОУ необходимо обеспечить для него психологический и физический комфорт, что поможет смягчить неприятные моменты, возникающие в процессе перехода от домашнего образа жизни к общественному.

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в дошкольном учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, не хотят есть, отказываются от игрушек, не идут на контакт с детьми и взрослыми, но уже через несколько дней с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, выполняют все указания воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с мамой, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, проявляют отрицательные эмоции в общении. Большинство детей реагируют на детский сад плачем. Одни легко идут утром, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, но перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Психологи и медики выделяют три степени прохождения адаптационного периода:

Легкая адаптация – к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, идет на контакт со сверстниками и взрослыми. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений. Вес без изменений.

Адаптация средней тяжести – поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.

Тяжелая адаптация – характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений (ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма). [1]

Общеизвестно, что основным видом детской деятельности является игра. В период адаптации игра становится главным расслабляющим средством для дошкольников. Её основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду, помочь запомнить имена других детей и воспитателей. Существуют специальные игры, направленные на знакомство, запоминание имён. Например, игра «Паровозик», дети – это вагончики, и у каждого свое имя. «Первый вагончик – Ваня, к нему прицепился второй – Женя, за ним третий вагончик – Ксюша. А паровозиком у нас сейчас будет – Кира». Постоянные повторения помогают детям быстро запомнить, как кого зовут, а игры способствуют возникновению первых контактов, физических и игровых.

Игра помогает создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания. [2]

В своей практике я использую игры из книги А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Здесь подобраны игры и упражнения, которые помогут ребенку успешно адаптироваться к условиям ДОУ, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений. [3]

Совместными усилиями воспитатели и родители должны организовать жизнь ребенка так, чтобы адаптация к дошкольному учреждению прошла наиболее безболезненно, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к дошкольному учреждению, навыки общения с взрослыми и детьми, что необходимо для дальнейшей жизни в обществе.

Объективными показателями адаптационного периода являются:

  • глубокий, спокойный сон,
  • хороший аппетит,
  • эмоционально-уравновешенное состояние,
  • активное поведение,
  • полное восстановление имеющихся навыков,
  • прибавка в весе, соответствующая возрасту

Список литературы:

  1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж. ТЦ Учитель, 2004
  2. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста.– М.: Просвещение, 1985
  3. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003

Портал педагога

Авторы: Чешагорова Татьяна Анатольевна, Пашкова Мария Владимировна
Должность: старший воспитатель, заведующий
Учебное заведение: БДОУ г. Омск «Детский сад № 358 комбинированного вида»
Населённый пункт: г. Омск, мкр Крутая Горка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Дата публикации: 02.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Особенности адаптации детей

младшего дошкольного возраста к

Выполнил: старший воспитатель

Чешагорова Татьяна Анатольевна

Глава I. Основные особенности адаптации детей раннего возраста к условиям

1.1.Характеристика понятия адаптации……………………………………….5

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста. 7

I I . Эмпирическое

младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного

2.2 Результаты готовности детей к ДОУ…………………………. ………. 23

2.3 Содержание, формы и методы организации адаптации детей раннего

возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения………….28

2.4 Методические рекомендации воспитателям и родителям……………….30

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад — это первое

место, где ребёнок

попадает в социальную среду, первое воспитательное

окружающей среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать

Поступление ребенка младшего возраста в ДОУ может сопровождаться

которые в детской психологии называют «адаптационным синдромом». Это

является одной из особенностей младшего возраста.

людьми, приводят в незнакомое место и это вызывает определённый страх.

Нередки случаи, когда из-за длительного пребывания ребёнка в стрессовом

состоянии происходят неврозы и замедление психофизического развития. И

здесь немаловажное значение имеет такой фактор, как семья подготовила

ребёнка к переходу в детское учреждение, а детский сад должен стать самым

главным помощником в проблемах и вопросах воспитания и развития детей.

Поступление ребенка в детский сад затрагивает все сферы его жизни.

Это, прежде всего, разлука с близкими, изменение привычного образа жизни,

особенностями развития ребенка младшего возраста. Младший дошкольный

возраст — особый период становления организма и систем, формирования их

возраста обусловили выбор темы исследования: «Адаптация детей младшего

возраста к условиям детского сада».

Цель исследования — теоретически обосновать и проверить психолого-

младшего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Объектом исследования выступает процесс и особенности адаптации

детей младшего возраста к дошкольному учреждению.

исследования является психолого-педагогические условия

адаптации детей младшего возраста к дошкольному учреждению.

Гипотеза исследования — адаптация детей младшего возраста будет

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены

младшего возраста к дошкольному учреждению;

успешно проходит процесс адаптации детей младшего возраста.

родителей по организации адаптации детей младшего возраста к

Для решения поставленных задач использовались следующие методы

теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

беседа с воспитателями;

наблюдение за детьми;

изучение и анализ документации по адаптации детей младшего

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав,

заключения, списка литературы и приложения.

«Детский сад № 358 комбинированного вида», в первой группе младшего

Глава I. Основные особенности адаптации детей младшего возраста к

1.1 Характеристика понятия адаптации

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад.

проходит период адаптации

теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития

индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность

(Э.В. Ильенков, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн). Развитие личности

здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду,

адаптация и, в конце концов, интеграция с ней [2, с.49].

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни к

Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой

социализации личности [6, с.58].

Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным

пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует

больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и

пассивно адаптируется в определенной социальной среде, приспосабливается

к окружающему миру предметов и явлений, созданному предшествующими

многоплановой деятельности, всегда опосредованной отношениями ребенка

и взрослого [13, с.67].

Главное обстоятельство, провоцирующее стресс ребёнка – это отрыв от

матери и оставление его одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми.

У ребёнка младшего возраста только начинает формироваться потребность в

общении со сверстниками. Из- за того, что ребёнок привык, что все внимание

в семье приковано только к нему одному, нередко в «маленьком» коллективе

возникают конфликты. В итоге, первые дни, проведенные в детском саду

отказываться посещать детский сад в дальнейшем. Социализация личности

предполагает и встречный процесс — индивидуализацию социальной жизни.

предполагает поиск индивидом способов и средств для выражения своей

социуму и отражает содержательную сторону субъектности личности [44,

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому

ребенок вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»?

родные люди, поэтому педагоги должны рекомендовать

время ходить в детский сад вместе с ребенком. Осознание себя личностью

невозможно без деятельности человека, вне его общений, происходящих в

социуме уделялось наибольшее внимание в работах Л.С. Выготского, А.Н.

Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна и др., где утверждается, что

сущность, формируется в специально организуемой взрослыми деятельности

С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые

очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей,

находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти все

мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши,

якобы, ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Адаптация обычно

протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти

сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. В новой обстановке

стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в первые дни. Вот

адаптации к детскому саду.

Имеются и внешние признаки, по которым можно определить ребенка

впервые оказавшегося в детском саду. Внешне он выглядит бледным, у него

отмечается учащение пульса и частоты дыхания. Он может быть насторожен,

может проявлять беспокойство и даже капризничать.

сердечно-сосудистой и других), направленное на приспособление к новым

условиям внешней среды.

стереотипа в соответствии с новыми требованиями окружающей обстановки.

взаимодействия личности и коллектива, усвоение норм и традиций группы,

ролевую структуру группы.

ситуаций. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности

развиваются основные психические процессы. Это становление происходит

деятельности во внутренний, идеальный план мышления и сознания. Под

когнитивных процессов, сознания ребенка в целом (Л.С. Выготский) [14].

Отрыв от семьи, помещение в изолированную детскую среду, с одним

взрослым, выполняющим сразу и функцию воспитателя, и надзирателя, да

ещё в совершенно незнакомой обстановке, для ребенка является как раз такой

неблагоприятной ситуацией. И главная задача взрослого —

условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребенком

приспособиться к новым условиям.

активного функционирования [45, с.128].

довольно непростой, и не однозначный период в

жизни ребенка. С одной стороны ребенок осознает все происходящее вокруг,

а с другой, он чувствует, что ка только он станет самостоятельным, сразу

перестанет быть маленьким. Именно в этот сложный период в жизни ребенка,

главное, и самое сложное в этот период – потеря телесного контакта с мамой.

Ориентирование происходит, скорее, на основе узнавания предметов, чем на

основе подлинного восприятия. Само же узнавание связано с выделением

случайных, бросающихся в глаза признаков-ориентиров [31].

В начале второго года дети много лазают: взбираются на горку, на

Постепенно начинают двигаться на много свободнее. Иногда

даже кажется, что ребенок сам ищет себе трудности – идет туда, где есть

горки, ступеньки, всяческие неровности. Просто бег и просто ходьба их уже

не устраивают. Они также перелезают через бревно, подлезают под скамейку,

пролезают через обруч. После полутора лет у малышей, кроме основных,

развиваются ещё и подражательные движения (мишке, зайчику). Благодаря

способности к прямохождению ребенок вступает в период более свободного

и самостоятельного общения с внешним миром. Следовательно, у ребенка

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» >
  • Про адаптацию в детском саду (8)
  • Консультации для родителей (12)
  • Семинары-практикумы для педагогов (3)
  • Задания на развитие (6)
  • Дети с ОВЗ (8)
  • Докуметация (6)
  • Технологии (6)
  • МАК (2)

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Часто родители сомневаются, нужно ли отдавать ребенка в детский сад и не будет ли это для него травматическим опытом. Да, начало посещения детского сада — это травматический опыт для ребенка, потому что меняется окружающий его социальный контекст. Но человек не может жить без общества, так что рано или поздно эту травму надо будет пережить. Кроме того, в 3 года ребенок уже нуждается в активном взаимодействии со сверстниками, а с каждым годом всё больше. Детский сад — это возможность развития коммуникативных навыков ребенка, его социализации.

Детский сад — это возможность сепарации детей от родителей и, прежде всего, от мамы. К 3 годам ребенок вполне готов к данному процессу. В этом возрасте ему важно понять, что он способен эффективно существовать самостоятельно, что он отдельная личность, а не одно целое с мамой. Родителям все это самостоятельно организовать дома не под силу.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество кардинальных изменений социального контекста. Ребенок попадает из семьи в совершенно другую среду: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение нескольких часов, новые требования к поведению, необходимость слушаться и подчиняться новому «взрослому», постоянный контакт со сверстниками, новое помещение и резкое уменьшение персонального внимания.

Все эти изменения не следуют один за другим, а обрушиваются на ребенка как «снежный ком», вызывая стрессовую ситуацию. Эта абсолютно новая и незнакомая ребенку ситуация ставит перед ребёнком задачи социально-психологической адаптации. Ему необходимо, во-первых, привыкнуть к тому, что все внимание взрослых ему не принадлежит; во-вторых, усвоить правила группы, которые не всегда будут совпадать с его потребностями; в-третьих, научиться самостоятельно взаимодействовать, общаться, играть, договариваться с другими детьми.

Малышу необходимо «адаптироваться», т.е. приспособиться к этому «новому». Согласитесь, любой (даже самый здоровый) малыш в данной ситуации растеряется.

Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Аскарина, говоря о данной проблеме, часто приводит один и тот же пример. Садовник, пересаживая дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей — но, несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется. А теперь обратимся к детям.

То, насколько быстро и легко ваш малыш справится с новыми условиями, во многом зависит от нас с вами – взрослых. Поэтому я призываю Вас: не бросайте ребенка в воду, не научив плавать! Как показывает практика, чем лучше родители подготовят своего ребенка к детскому саду, тем быстрее он адаптируется.

Привыкание детей к новым условиям протекает на уровне физиологическом и на уровне психологическом:

Физиологический

Психологический

3. Новая микросреда

1. Отсутствие значимого взрослого

2. Невозможность уединения

3. Требования к самостоятельности (необходимость самому справляться с возникающими проблемами)

4. Необходимость самоограничения

Зависит от:

Зависит от:

2. Состояния здоровья, уровня иммунитета

3. Состояния нервной системы

4. Образа жизни, привычек семьи

5. Сформированности навыков самообслуживания

1. Индивидуальных особенностей ребенка (тип темперамента)

2. Степени привязанности к взрослым

3. Уровня самостоятельности

4. Уровня тренированности адаптационных механизмов

5. Знания и выполнения простейших социальных навыков

6. Психологического состояния на момент поступления в ДОУ

Адаптационный период может быть различен по продолжительности: от 2 недель до 1 мес. и даже полугода. Обычно в первые дни дети с удовольствием идут в детский сад: сказывается «эффект новизны». Наиболее сложными могут быть 3-й, 4-й дни посещения ДОУ, когда может появиться плач, нежелание уходить от мамы, отказ идти в группу. Отнеситесь к такому поведению с пониманием, заберите пораньше, однако не идите на поводу.

Дети по-разному могут входить в группу: во многом это зависит от их индивидуальных особенностей. Кто с первых минут начинает плакать и не отпускает маму, а кто-то приходит «как к себе домой». И то, и другое – норма. В самый острый период адаптации многие дети отказываются от еды, плохо спят (чуткий, беспокойный сон), становятся капризными, утрачивают сформированные навыки и достижения развития. Могут появиться соматические расстройства: болит живот, голова, расстройства пищеварения. Но самое главное ребенок будет просить больше, чем обычно, вашего внимания и тепла: может проснуться ночью и звать маму. Все эти проявления выражены тем ярче, чем младше ребенок.

И еще одна ситуация, характерная для детей в период адаптации, о которой часто спрашивают родители: в саду и дома ребенок ведет себя совершенно по-разному (в детском саду послушен, спокоен, а дома в буквальном смысле «стоит на голове»). Это также абсолютно нормальная ситуация, характерная для многих детей. Дело в том, что по природе своей все дети – маленькие исследователи, которым необходимо все изучить и постоянно быть в движении. Однако в саду дети чаще всего не могут реализовать большинство своих импульсов. Так, что в конце дня таких нереализованных движений, эмоций накапливается довольно много. Ребенку необходимо дать возможность выплеснуть их приемлемым способом: дать вволю порезвиться на детской площадке, поиграть в подвижные, эмоциональные игры, дать возможность выплакаться, если это необходимо. В противном случае это может вылиться в истерики или повышенную двигательную активность.

По мере привыкания данные негативные проявления постепенно сходят на нет. О том, что малыш адаптировался, вы поймете, когда у него нормализуется аппетит, сон, эмоциональный фон, малыш с удовольствием начнет ходить в детский сад и радовать Вас новыми успехами.

Что можете сделать Вы, чтобы подготовить своего малыша к новым условиям и облегчить адаптационный период:

  1. Как вы поняли из предыдущих слов – формировать навыки самообслуживания, подвести режим дня семьи под режим дня ДОУ
  2. Эмоционально настраивать малыша на посещение детского сада: всячески подчеркивать, что малышу ужасно повезло, что он пойдет в детский сад
  3. Неизвестность всегда страшит. Поэтому необходимо заранее рассказать малышу, что его ждет в детском саду, что и в какой последовательности он будет там делать. Хорошо проиграть это в виде игры.
  4. Подготовьте малыша к возможным трудностям, с которыми может столкнуться ваш малыш (захотелось пить, в туалет и т.д.).
  5. Поддерживайте контакт с воспитателем: расскажите ему обо всех индивидуальных особенностях вашего малыша.
  6. Старайтесь больше времени проводить с малышом, восполняйте недостаток общения.
  7. При расставании обязательно говорите малышу, куда вы уходите, когда придете.

Признаки, которые вас должны насторожить:

— постоянный плач, не проходящий, доходящий до истерики. Ребенка долгое время не удается успокоить и переключить;

— плач, доходящий до рвоты;

— появление патологических привычек: сосание пальца, грызение ногтей, раскачивается перед сном и т.д.

В данных ситуациях необходимо обратиться ко мне на консультацию!

Адаптация к детскому саду — это сложный и долгий процесс. Только любовь и принятие ребенка родителями в этот период, а также грамотная работа специалистов могут помочь ему преодолеть все трудности, открыв пути для дальнейшего благоприятного развития

Читать еще:  Адаптация в саду советы
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector