221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности адаптации ребенка в детском саду

Консультация: «Особенности адаптации ребенка в детском саду».

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Консультация: «Особенности адаптации ребенка в детском саду».

Первые дни в детском саду – настоящее испытание для детей. Чтобы адаптация ребенка в детском саду прошла легко и безболезненно, важно знать особенности возрастного периода, в котором ребенок поступает в дошкольное учреждение.

Как проходит эмоциональное состояние ребенка в период привыкания:

1. Для первых дней пребывания детям свойственно проявление отрицательных эмоций. Они плачут или начинают хныкать. Особым проявлением негативного состояния является страх. Ребенок боится неизвестности и незнакомых детей и взрослых.

2. Стрессовая ситуация может вызывать вспышки гнева. Агрессию может вызвать все, что угодно. Для некоторых детей характерно депрессивное состояние в период адаптации. Они становятся вялыми и заторможенными. Позитивные эмоции могут быть связаны с правильно выбранным стимулом, например, игрушкой или веселой игрой. Постепенно отрицательные эмоции все больше будут замещаться положительными.

3. В первые дни посещения ДОУ у детей наблюдаются проблемы со сном, даже если до этого их не было. Сон становится беспокойным, некоторые дети просыпаются с плачем и криками. Проблема разрешится к окончанию периода адаптации.

4. Аппетит заметно снижается. Связано это с новым режимом и характером еды. Для детей вкус еды непривычен, а стресс блокирует вкусовые рецепторы. Показателем того, что ребенок постепенно адаптируется, является повышение аппетита.

5. Родители могут заметить, что словарный запас ребенка заметно снизился. На начальном этапе многие дети предпочитают использовать упрощенные слова. Так проявляется защитный механизм. В скором времени происходит восстановление речевых функций и значительное увеличение слов.

6. Наблюдается снижение двигательной и познавательной активности. Отмечается, что такое замедленное и заторможенное состояние постепенно нормализуется к окончанию адаптационного периода.

7. В первый месяц посещения детского сада снижается иммунитет ребенка. В этот период возможны простудные заболевания, причина которых не физиологическая, а скорее психологическая. Стресс снижает сопротивляемость организма. Достижение эмоционального равновесия нейтрализует склонность к болезням.

Как облегчить привыкание. Советы психолога для родителей.

оптимальный возраст поступления ребенка в детский сад – 3 года;

приучение происходит постепенно. Сначала ребенка оставляют на 2 часа. Постепенно время пребывания увеличивают. Этот период индивидуален и длится у разных детей от 2 недель до 6 месяцев;

период привыкания длится достаточно долго, поэтому родителям не стоит планировать выездные мероприятия. В это время все внимание должно быть сосредоточено на ребенке;

оптимально завести лист учета дней адаптации, где родители записывают основные моменты: как ребенок проснулся, с какими эмоциями собирался в детский сад, как прошло расставание, какие переживания испытывал в течение дня (с его слов) и после того, как его забрали домой;

ребенок должен слышать только положительные высказывания о детском саде и воспитателях. Негативное мнение взрослых и у ребенка сформирует отрицательное отношение к дошкольному учреждению;

режим дня детского сада следует соблюдать и в условиях дома;

адаптационный период требует исключения мероприятий по отучению ребенка от вредных привычек. Например, решение проблемы с соской на некоторое время стоит отложить, потому что такое событие травмирует и без того перегруженную психику ребенка;

следует окружить ребенка заботой и вниманием. Это касается всех членов семьи. Конфликты и разногласия необходимо минимизировать;

проявление терпимости к детским капризам, возникающим в этот период из-за перегрузки нервной системы ребенка;

в детский сад ребенок может брать с собой любимую игрушку. Такой прием позволит снизить дискомфортные ощущения от разлуки с мамой и привычной обстановкой;

расставаться с ребенком по приходу в детский сад надо быстро. Если этот момент затягивается, то появляются капризы и слезы. Обеспокоенная мама – это вдвойне обеспокоенный ребенок;

игровая форма похода в детский сад заинтересует ребенка, принесет положительные эмоции. Например, придуманная сказка или игра в догонялки по дороге в ДОУ, станут хорошим стимулом посещения дошкольного учреждения;

каждый день, забрав ребенка из детского сада, необходимо говорить с ним о прошедшем дне, задавать вопросы о том, чем он занимался, что ему понравилось. Акцентировать внимание необходимо на положительных моментах, негативные факты лучше опускать, чтобы не тревожить малыша;

воспитатели должны быть осведомлены о личностных особенностях ребенка, а врачом и медсестрой изучена медицинская карта;

в случае появления особых проблем, которые не удается разрешить самостоятельно, следует обратиться к психологу. Он подскажет, как облегчить адаптационный период и снять напряжение у ребенка.

Портал педагога

Авторы: Чешагорова Татьяна Анатольевна, Пашкова Мария Владимировна
Должность: старший воспитатель, заведующий
Учебное заведение: БДОУ г. Омск «Детский сад № 358 комбинированного вида»
Населённый пункт: г. Омск, мкр Крутая Горка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Дата публикации: 02.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Особенности адаптации детей

младшего дошкольного возраста к

Выполнил: старший воспитатель

Чешагорова Татьяна Анатольевна

Глава I. Основные особенности адаптации детей раннего возраста к условиям

1.1.Характеристика понятия адаптации……………………………………….5

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста. 7

I I . Эмпирическое

младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного

2.2 Результаты готовности детей к ДОУ…………………………. ………. 23

2.3 Содержание, формы и методы организации адаптации детей раннего

возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения………….28

2.4 Методические рекомендации воспитателям и родителям……………….30

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад — это первое

место, где ребёнок

попадает в социальную среду, первое воспитательное

окружающей среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать

Поступление ребенка младшего возраста в ДОУ может сопровождаться

которые в детской психологии называют «адаптационным синдромом». Это

является одной из особенностей младшего возраста.

людьми, приводят в незнакомое место и это вызывает определённый страх.

Нередки случаи, когда из-за длительного пребывания ребёнка в стрессовом

состоянии происходят неврозы и замедление психофизического развития. И

здесь немаловажное значение имеет такой фактор, как семья подготовила

ребёнка к переходу в детское учреждение, а детский сад должен стать самым

главным помощником в проблемах и вопросах воспитания и развития детей.

Поступление ребенка в детский сад затрагивает все сферы его жизни.

Это, прежде всего, разлука с близкими, изменение привычного образа жизни,

особенностями развития ребенка младшего возраста. Младший дошкольный

возраст — особый период становления организма и систем, формирования их

возраста обусловили выбор темы исследования: «Адаптация детей младшего

возраста к условиям детского сада».

Цель исследования — теоретически обосновать и проверить психолого-

младшего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Объектом исследования выступает процесс и особенности адаптации

детей младшего возраста к дошкольному учреждению.

исследования является психолого-педагогические условия

адаптации детей младшего возраста к дошкольному учреждению.

Гипотеза исследования — адаптация детей младшего возраста будет

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены

младшего возраста к дошкольному учреждению;

успешно проходит процесс адаптации детей младшего возраста.

родителей по организации адаптации детей младшего возраста к

Для решения поставленных задач использовались следующие методы

теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

беседа с воспитателями;

наблюдение за детьми;

изучение и анализ документации по адаптации детей младшего

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав,

заключения, списка литературы и приложения.

«Детский сад № 358 комбинированного вида», в первой группе младшего

Читать еще:  Адаптация в детском саду советы

Глава I. Основные особенности адаптации детей младшего возраста к

1.1 Характеристика понятия адаптации

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад.

проходит период адаптации

теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития

индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность

(Э.В. Ильенков, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн). Развитие личности

здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду,

адаптация и, в конце концов, интеграция с ней [2, с.49].

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни к

Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой

социализации личности [6, с.58].

Для ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным

пространством, с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует

больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и

пассивно адаптируется в определенной социальной среде, приспосабливается

к окружающему миру предметов и явлений, созданному предшествующими

многоплановой деятельности, всегда опосредованной отношениями ребенка

и взрослого [13, с.67].

Главное обстоятельство, провоцирующее стресс ребёнка – это отрыв от

матери и оставление его одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми.

У ребёнка младшего возраста только начинает формироваться потребность в

общении со сверстниками. Из- за того, что ребёнок привык, что все внимание

в семье приковано только к нему одному, нередко в «маленьком» коллективе

возникают конфликты. В итоге, первые дни, проведенные в детском саду

отказываться посещать детский сад в дальнейшем. Социализация личности

предполагает и встречный процесс — индивидуализацию социальной жизни.

предполагает поиск индивидом способов и средств для выражения своей

социуму и отражает содержательную сторону субъектности личности [44,

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому

ребенок вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот «ужас»?

родные люди, поэтому педагоги должны рекомендовать

время ходить в детский сад вместе с ребенком. Осознание себя личностью

невозможно без деятельности человека, вне его общений, происходящих в

социуме уделялось наибольшее внимание в работах Л.С. Выготского, А.Н.

Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна и др., где утверждается, что

сущность, формируется в специально организуемой взрослыми деятельности

С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые

очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей,

находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти все

мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши,

якобы, ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так. Адаптация обычно

протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти

сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. В новой обстановке

стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в первые дни. Вот

адаптации к детскому саду.

Имеются и внешние признаки, по которым можно определить ребенка

впервые оказавшегося в детском саду. Внешне он выглядит бледным, у него

отмечается учащение пульса и частоты дыхания. Он может быть насторожен,

может проявлять беспокойство и даже капризничать.

сердечно-сосудистой и других), направленное на приспособление к новым

условиям внешней среды.

стереотипа в соответствии с новыми требованиями окружающей обстановки.

взаимодействия личности и коллектива, усвоение норм и традиций группы,

ролевую структуру группы.

ситуаций. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности

развиваются основные психические процессы. Это становление происходит

деятельности во внутренний, идеальный план мышления и сознания. Под

когнитивных процессов, сознания ребенка в целом (Л.С. Выготский) [14].

Отрыв от семьи, помещение в изолированную детскую среду, с одним

взрослым, выполняющим сразу и функцию воспитателя, и надзирателя, да

ещё в совершенно незнакомой обстановке, для ребенка является как раз такой

неблагоприятной ситуацией. И главная задача взрослого —

условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребенком

приспособиться к новым условиям.

активного функционирования [45, с.128].

довольно непростой, и не однозначный период в

жизни ребенка. С одной стороны ребенок осознает все происходящее вокруг,

а с другой, он чувствует, что ка только он станет самостоятельным, сразу

перестанет быть маленьким. Именно в этот сложный период в жизни ребенка,

главное, и самое сложное в этот период – потеря телесного контакта с мамой.

Ориентирование происходит, скорее, на основе узнавания предметов, чем на

основе подлинного восприятия. Само же узнавание связано с выделением

случайных, бросающихся в глаза признаков-ориентиров [31].

В начале второго года дети много лазают: взбираются на горку, на

Постепенно начинают двигаться на много свободнее. Иногда

даже кажется, что ребенок сам ищет себе трудности – идет туда, где есть

горки, ступеньки, всяческие неровности. Просто бег и просто ходьба их уже

не устраивают. Они также перелезают через бревно, подлезают под скамейку,

пролезают через обруч. После полутора лет у малышей, кроме основных,

развиваются ещё и подражательные движения (мишке, зайчику). Благодаря

способности к прямохождению ребенок вступает в период более свободного

и самостоятельного общения с внешним миром. Следовательно, у ребенка

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Детский сад – новый, важный период в жизни каждого ребенка. К сожалению, для любого ребенка начало посещения детского сада – настоящий стресс. Он попадает в совершенно новую, непривычную для него обстановку – огромное незнакомое помещение, где нет мамы, которая всегда готова прийти на помощь, где нет его любимых игрушек, где его окружают чужие взрослые, которых надо слушаться.

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенно меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких родственников, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения. Все это создает стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (страхам, капризам, истерикам, отказу от еды, частым болезням, психической регрессии).

Чем старше ребенок, тем быстрее он может адаптироваться к новым условиям. Поэтому особо остро проблема адаптации стоит с детьми раннего возраста. Дети этого возраста наиболее ранимы, они менее приспособлены к отрыву от семьи.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, новое, незнакомое для него пространство. Несмотря на сложности в адаптации, я всё-таки считаю, что именно в раннем возрасте родители должны отдавать ребенка в детский сад.

Именно в этом возрасте наиболее интенсивно идёт развитие психических процессов и свойств личности. Существенные изменения происходят в двигательной деятельности ребенка. Появляются новые виды движения – бег, лазание, прыжки с места, игры с мячом. Развивается речь – ребенок учится правильно произносить слова, увеличивается его словарный запас. Большие изменения происходят и в социальном развитии. Ребенок стремится быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получать их одобрение. По некоторым наблюдениям психологов ребенок в возрасте до трех лет приобретает от 60% до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30% – 40%. Очень важно в этот возрастной период построить жизнь ребенка так, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Задача эта ложится, конечно же, на детский сад.

Чтобы процесс привыкания к детскому саду прошел наиболее безболезненно во многом зависит от нас, воспитателей. Приучать ребёнка к детскому саду нужно постепенно. В первые дни пребывание ребенка в группе должно быть минимальным (максимум два часа). Желательно, чтобы ребенок дома позавтракал, потому что многие дети поначалу совсем отказываются от еды. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. Если ребенок привыкает тяжело, можно посоветовать родителям в первые дни приходить только на прогулку. Только через две-три недели, учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день.

Читать еще:  Стадии адаптации ребенка

Учитывая исследования ученых, Институт педиатрии разработал критерии, по которым можно судить о степени тяжести прохождения периода адаптации:

  • нарушение сна,
  • нарушение питания,
  • проявление отрицательных эмоций в общении,
  • боязнь пространства,
  • частые заболевания,
  • снижение веса. [1]

Процесс перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение сложен не только для ребенка, но и для родителей. Поэтому родители обязательно должны подготовить и себя и малыша к первому дню посещения детского сада. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прогулки, прием пищи), максимально приближенный к режиму ДОУ. Родители должны рассказывать ребенку о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему они хотят его туда повести (там хорошо, интересно, там много других детей, игрушек с которыми можно играть и т.д.). Так же дома можно поиграть в игру «Детский сад», обыграть ситуации, которые могут возникнуть в детском саду.

Каждый раз, после прихода из детского сада, родителям необходимо интересоваться у ребенка о том, как прошел его день, чем он занимался, что было интересного. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Воспитатель должен предупредить родителей об особенностях адаптации детей к новым условиям и попросить их обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома. Если ребенка заранее приучили к режиму дня, который ждет его в детском саду, если он умеет проситься в туалет, умеет сам держать ложку, играть с игрушками, интересуется ими, способен хотя бы к кратковременному контакту с другими детьми, доверяет воспитателям, то большинство проблем, связанных с адаптационным периодом можно будет избежать.

Дети раннего возраста характеризуются повышенной эмоциональностью. Эмоциональное состояние ребенка оказывает особое влияние на скорость и тяжесть адаптационного процесса. Поэтому с первых дней пребывания ребенка в ДОУ необходимо обеспечить для него психологический и физический комфорт, что поможет смягчить неприятные моменты, возникающие в процессе перехода от домашнего образа жизни к общественному.

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в дошкольном учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, не хотят есть, отказываются от игрушек, не идут на контакт с детьми и взрослыми, но уже через несколько дней с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, выполняют все указания воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с мамой, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, проявляют отрицательные эмоции в общении. Большинство детей реагируют на детский сад плачем. Одни легко идут утром, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, но перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Психологи и медики выделяют три степени прохождения адаптационного периода:

Легкая адаптация – к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, идет на контакт со сверстниками и взрослыми. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений. Вес без изменений.

Адаптация средней тяжести – поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.

Тяжелая адаптация – характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений (ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма). [1]

Общеизвестно, что основным видом детской деятельности является игра. В период адаптации игра становится главным расслабляющим средством для дошкольников. Её основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду, помочь запомнить имена других детей и воспитателей. Существуют специальные игры, направленные на знакомство, запоминание имён. Например, игра «Паровозик», дети – это вагончики, и у каждого свое имя. «Первый вагончик – Ваня, к нему прицепился второй – Женя, за ним третий вагончик – Ксюша. А паровозиком у нас сейчас будет – Кира». Постоянные повторения помогают детям быстро запомнить, как кого зовут, а игры способствуют возникновению первых контактов, физических и игровых.

Игра помогает создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания. [2]

В своей практике я использую игры из книги А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Здесь подобраны игры и упражнения, которые помогут ребенку успешно адаптироваться к условиям ДОУ, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений. [3]

Совместными усилиями воспитатели и родители должны организовать жизнь ребенка так, чтобы адаптация к дошкольному учреждению прошла наиболее безболезненно, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к дошкольному учреждению, навыки общения с взрослыми и детьми, что необходимо для дальнейшей жизни в обществе.

Объективными показателями адаптационного периода являются:

  • глубокий, спокойный сон,
  • хороший аппетит,
  • эмоционально-уравновешенное состояние,
  • активное поведение,
  • полное восстановление имеющихся навыков,
  • прибавка в весе, соответствующая возрасту

Список литературы:

  1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж. ТЦ Учитель, 2004
  2. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста.– М.: Просвещение, 1985
  3. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Полянка»
Тутаевского муниципального района

Адаптация ребенка

Характеристика процесса адаптации детей в рамках дошкольного учреждения

В период адаптации к условиям детского сада очень часто отмечается регресс во всем развитии ребенка: в его речи, навыках, умениях , игровой деятельности.

Адаптация обычно проходит сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме (на всех уровнях и во всех системах), что проявляется в поведении ребенка. В силу несформированности адап­ тационных механизмов, работы функциональных систем организ­ма в неблагоприятном режиме у ребенка возникает стрессовая ре­акция — в зависимости от того, какая система наиболее заинтере­ сована в ней.

Характер протекания процесса адаптации в любом возрасте зави­ сит от биосоциального анамнеза, представляющего совокупность сведений об особенностях индивидуального онтогенеза в перина­ тальный период и в возрасте до 3-х лет. Особенности анамнеза ска­ зываются на протяжении всей жизни человека.

Читать еще:  Адаптационные занятия в детском саду

Факторы, определяющие функциональные возможности детского организма в период ею адаптации

Состояние здоровья и уровень развития ребенка (функцио нальная активность систем).

* Биологический риск и социальный анамнез.

К биологическим факторам можно отнести токсикозы и заболе­ вания матери во время беременности, осложнения при родах, забо­ левания новорожденного в первые три месяца, частота заболеваемо­ сти до посещения учреждения (первые три фактора определяют кис­ лородную обеспеченность мозга плода и новорожденного, последующие сказываются на соматическом состоянии ребенка, в результате чего может возникнуть нарушение функциональной ак­тивности систем и увеличение степени тяжести адаптации).

Факторы социальной природы — нарушение режима жизнедея­ тельности ребенка, сна, бодрствования, увеличение нервно-психи­ ческого напряжения могут привести к хроническому переутомлен ию, и задержке психического развития ребенка. В итоге не формируются н авыки и личностные качества ребенка, отмечается наруше­ние хода образования социальных потребностей, соответствующих нормативному возрастному развитию.

*Возрастные особенности появления и закрепления разных форм
социального поведения, определяющие последующий характер реакции ребенка на новизну и усложнение ситуации развития.

*Социальная зрелость, включающая и возможности социальной
адаптации, характеризует процесс перестройки форм поведения ребен ка в изменяющихся социальных условиях (адаптационные воз можности организма развиваются параллельно развитию детской психики).

Некоторые исследователи сравнивают показатели нервно-психи­ ческого напряжения в процессе адаптации ребенка с силой стресса космонавта. Выраженность стресса (нервно-психического напряже­ ния) может быть минимальной (легкая, благоприятная адаптация) или на уровне срыва (тяжелая адаптация). Данные проявления фик­сируются на психоэмоциональном уровне.

В статье «Психосоматические проблемы социальной дезадапта­ ции детей» выделено 4 основных механизма дезадаптации.

• Выраженное эмоциональное напряжение в результате повы шенной чувствительности к ломке динамических стереотипов.

• Генерализованная реакция всех систем организма ребенка.

• Незрелость механизмов адаптации вследствие неэффективного вегетативного обеспечения.

• Несформированность навыков общения.

Причины стрессовых перегрузок в дошкольном учреждении

• Длительное нахождение в большом коллективе детей, часть из которых может быть неприятна ребенку.

• Строгие дисциплинарные правила, за невыполнение которых следует наказание.

• Фрустрация базовых потребностей ребенка.

• Одновременное общение с несколькими взрослыми, которые могут быть ему неприятны.

С конца первого года жизни и в период дошкольного детства социальная адаптация ребенка проявляется в его взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Эмоциональный профиль (портрет) ребенка характеризуется осо­ бенностями его поведения и эмоциональных проявлений:

* отринагельные эмоции являются важнейшей составляющей внутренней жизни ребенка. Они проявляются в спектре от еле уло вимых аффективных реакций до состояния депрессии. Поведение может быть охарактеризовано как аффективное, с волнообразной сменой активности ребенка (апатия — чрезмерная подвижность);

* страх как эмоциональное состояние сопутствует проявлению отрицательных эмоций, является пусковым механизмом стрессовых реакций ребенка;

* гнев, как правило, проявляется на фоне стресса и может возникать без видимой причины;

* положительные эмоции выступают противовесом негативных реакций, преобладание устойчивого типа позитивных эмоциональ­ных реакций ребенка в процессе адаптационного периода является показателем благоприятной адаптации;

* коммуникабельность ребенка во многом определяет успеш­ ный исход адаптации. В первые дни дети чаще всего замкнуты (бес­ контактны), затем наступает ситуация компромиссной контактно­ сти. Налаживание коммуникаций составляет одно из приоритетных направлений работы специалистов в процессе социальной адапта­ ции ребенка. Содержательное общение, насыщенная деятельность благоприятствуют успешной адаптации ребенка;

* познавательная деятельность ребенка, как правило, угасает на фоне стрессовой реакции в ситуации новой обстановки. Развитие познавательной активности — одно из условий снижения стресса;

* социальные навыки ребенка: под влиянием нервно-психиче­ского напряжения угасают навыки самообслуживания, поддержа­ ние и культивирование которых помогает преодолеть трудности ре­ бенка в процессе адаптации к новым условиям;

* речевая, двигательная активность ребенка снижается на фоне стрессовой ситуации. Двигательные реакции редко сохраняются в пределах нормы: наблюдается либо заторможенность, либо гипер­ активность;

* нарушения сна и аппетита сопровождают адаптационный про­цесс. Их нормализация свидетельствует о восстановлении основных функциональных систем организма ребенка.

Показатели адаптации ребенка в условиях образовательного учреждения

Исследователи выделяют три периода привыкания ребенка к новым социальным условиям:

острый (дезадаптации). Более или менее выражено рассогласо­вание между привычными поведенческими стереотипами и требова­ ниями новой микросоциальной среды. В этот период происходят существенные изменения во взаимоотношениях ребенка со взрослыми, сверстниками, в речевой активности, игре, функциониро­ вании нервной системы;

подострый (адаптации). С рамках этого этапа ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывает соответствующие ей формы поведения. Отмечается постепенное уменьшение изменений в дея тельности разных систем, их функционирование стабилизируется.
Нормализуется аппетит (в течение 10—15 дней), развиваются игро­ вая деятельность и речевая активность (в пределах 40—60 дней);

компенсации (адаптированное к определенным социальным условиям). В этот период нормализуются и достигают своего исход ного уровня, а иногда и превышают его все регистрируемые пока­ затели процесса адаптации ребенка.

Характер и особенности первых двух описанных периодов позво­ляют классифицировать процесс адаптации по степени тяжести (лег­ кая, средняя, тяжелая). У детей дошкольного возраста тяжесть адап­ тации проявляется в сроках нормализации поведения, частоте и длительности острых заболеваний, проявлении невротических реак­ ций, вызванных ситуацией включения в новую социальную среду.

Легкая адаптация (для детей раннего возраста в пределах меся­ца, дошкольного — 10—15 дней):

— временное нарушение сна (нормализуется в течение 7—10 дней),
аппетита (норма по истечении 10 дней);

— неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкну­ тость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в рече вой, ориентировочной и игровой активности приходят в норму за 20—30 дней;

— характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная ак­ тивность практически не изменяются;

— функциональные нарушения практически не выражены, нор­мализуются за 2—4 недели, заболеваний не возникает.

Основные симптомы исчезают в течение месяца (2—3 недели нормативно).

Если данный этап растягивается до 30—40 дней, то это средняя адаптация, характерная для детей до 1,5 лет, у более старших детей — при условии слабого здоровья, неустойчивости нервной системы, ошибок семейного воспитания. Все нарушения выражены более ярко и длительно: сон и аппетит восстанавливаются в тече­ ние 20—40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30—40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), дви­ гательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30—35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчет­ ливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая рес­ пираторная инфекция).

Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается гру­ бым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации отмечается у 8—9% детей: характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нару­шением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстника­ми, пытается уединиться, отмечаются проявление агрессии, по­ давленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом разви­ тии.

При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в тече­ ние первых десяти дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

Существует несколько направлений в организации оптималь­ного режима адаптации ребенка к детскому саду. Базовое и наи­более эффективное направление, по нашему мнению, складыва­ ется в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Именно в тесном сотрудничестве воз­можно создать необходимые условия для благоприятного разви­ тия ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector