221madou.ru

Мама и Я
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности адаптации ребенка в доу

Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характр которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Важно отметить, что практически не один ребенок в возрасте до 3-х лет не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к маме, и её исчезновение вызывает бурный протест, собенно если ребенок впечатлительный и эмоционально чувствительный. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания. Трудности адаптации встречаются в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Психологическая готовность ребенка к ДОУ — это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
adaptatsiya_detey_k_dou.doc42 КБ
pamyatka_dlya_roditeley.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. То есть каждый ребенок привыкает к детскому саду по-своему. Важно отметить, то что практически не один ребенок в возрасте до 3 лет не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к маме, и ее исчезновение вызывает бурный протест, особенно если ребенок впечатлительный и эмоционально чувствительный.

В ходе комплексного исследования, проведенными учеными в разных странах выделено три фазы адаптационного процесса:
1. Острая фаза , которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2. Подострая фаза , характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
3. Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды.

Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ.

К основным критериям адаптации относятся:
• поведенческие реакции;
• уровень нервно – психического развития;
• заболеваемость и течение болезни;
• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

При адаптации ребенка к детскому саду встречается три степени тяжести:

1 степень – поначалу ребенок капризничает, плачет. Обычно через 2 – 3 недели он будет оставаться в детском саду без проблем.

2 степень – слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого эмоционального состояния ребенок начинает болеть. Постепенно ребенок становится спокойнее и затем привыкает.

3 степень – самая тяжелая. Ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Ребенок начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность.

Чтобы ребенок быстрее привык ходить в детский сад, готовьте его к этому заранее, важно рассказывать ребенку, как интересно в детском саду, сколько там много интересных игр и игрушек, чем занимаются дети в детском саду.

Какие ошибки могут встречаться со стороны родителей во время

адаптации ребенка к детскому саду?

  • Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не смог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
  • Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это адаптация к новым условиям.
  • Не стоит планировать важных дел в первые дни пребывания ребенка к детскому саду. Родители должны знать, что ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца.
  • Пребывание родителей в состоянии обеспокоенности, тревожности. Прежде всего надо успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы и это еще больше усиливает детскую тревогу.
  • Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, пересказывать события, случившиеся за день – это верный знак того, что он освоился.

Как облегчить ребенку утренние расставания?

Большинство детей не любят расставания с родителями: они капризничают, плачут и всеми возможными способами стараются этого избежать. Справиться с этим страхом можно при помощи следующих приемов :

1. Научитесь прощаться с ребенком быстро, давая таким образом понять, что вы уверены в нем и в его умении справиться с собой. Не затягивайте процесс расставания. Ребенок почувствует ваше беспокойство за него, и ему будет еще труднее успокоиться.

2 . Положите малышу в кармашек какую-нибудь памятную вещичку, которая будет напоминать о вас и о том, как сильно вы его любите.

3 . Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно от ребенка, если хотите, чтобы он вам доверял.

4 . Придумайте забавный ритуал прощания и строго придерживайтесь его, например, всегда целуйте ребенка в щечку, а потом нежно потритесь носиками или что-нибудь подобное.

5 . Не пытайтесь подкупить ребенка, чтобы он остался в саду за купленную игрушку.

6 . Четко дайте ребенку понять, что какие бы истерики он ни закатывал, он все равно пойдет в садик. Если вы хоть раз ему поддадитесь, в дальнейшем вам будет уже гораздо сложнее справиться с его капризами и слезами.

7 . Привлеките воспитателя. Вам нужен человек, который будет радушно встречать вашего ребенка.

8 . Не удивляйтесь, если вы уже справились с проблемой, а она опять возникла после болезни ребенка или после больших выходных, когда ребенок долго находился дома.

Педразвитие

Автор: Ярманова Екатерина Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №74 Приморского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Организация процесса адаптации к условиям ДОУ. Способы введения детей в условия ДОУ.
Дата публикации: 28.09.2019
Раздел: дошкольное образование

Организация процесса адаптации к условиям ДОУ.

Способы введения детей в условия ДОУ.

Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Период,

сопровождающийся переживаниями ребёнка и матери (близких). Это не только процесс

привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и

выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни

безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателями, третьи

реагируют достаточно спокойно. Это нормативный процесс. Эти переживания носят

приходящий характер, т.е. приходят – уходят.

Факторы, определяющие характер адаптации.

Первая группа факторов связана с физическим состоянием вашего ребенка.

Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями к адаптации,

лучше справляется с трудностями. А вот дети, которые быстро утомляются, просто

соматически ослабленные, имеют плахой аппетит, такие детки испытывают трудности в

привыкании. Если ребёнок не приучен к правильному режиму, могут возникнуть

трудности, ребёнок плохо спит, родители не соблюдают режим ребёнка, всё это приводит к

истощению нервной системы. Такой малыш хуже справляется с трудностями

адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и как следствие ребёнок

заболевает. Ещё в дополнении происходит отрыв от родных. От того, насколько ребенок

подготовлен в семье к переходу в детское дошкольное учреждение и от того, как

организуют период его адаптации воспитатели и родители зависят и течение

адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни

малыша приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка.

Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность,

беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, он или стремится к контакту со

взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников.

Порой родители очень удивляются, что ребёнок сильно изменяется, у детей меняется

активность к предметному миру, его не радуют игрушки, снижается интерес к

окружающему миру, уровень речевой активности снижается, да и новые слова

осваиваются с большим трудом. Всё это в совокупности, объясняется тем, что ребёнок

попадает в окружение многих детей и конечно же подвергается риску инфицированной

чужой вирусной флорой, всё это нарушает реактивность организма, и в итоге к

Выделяют три фазы адаптации:

1. Острая фаза – в это время у ребёнка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение

сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут проявляться

упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.

2. Собственно адаптация – в этот период ребёнок постепенно привыкает к новым

условиям, нормализуется поведение.

3. Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик.

Ускоряется темп развития психологических процессов.

Период адаптации может длиться от одной – двух недель до трёх-четырёх месяцев

и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья ребёнка, от особенностей

нервной системы и т.п.

Чтобы облегчить адаптационный период, сделать его менее болезненным, важно уделять

ребёнку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

1. Готовьте ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские

площадки, праздники, приучайте к играм со сверстниками.

2. Желательно обучить ребёнка до начала посещения детского сада элементарным

навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.

3. Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы

он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте

ребёнка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда.

Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа,

полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный

режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребёнок привыкнет к своему

4. Важно создавать положительный образ детского сада. Никогда не пугайте ребёнка

воспитательницей или детским садом. Вместе с тем, не сулите ему райской жизни, будьте

честны с малышом, однако делайте акцент на всём, что может способствовать

позитивному настрою: расскажите о том, что может быть ему там интересно, чему он

5. Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребёнку всё, что ему может понадобиться в группе

(запасную одежду, сменную обувь, спортивную форму и т.п.)

6. Дайте ребёнку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него тёплые

чувства и ассоциирующуюся с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним

ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в

детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ей грустно.

7. Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребёнка,

о том, как он ведёт себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть

какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте

доброжелательный интерес к его учебным занятиям и успехам.

8. Одна из самых распространённых проблем – утренний плач ребёнка при расставании с

родителями. Важно дать понять малышу, что ходить в садик придётся. Твёрдо скажите

малышу, что вы его оставляете только на несколько асов, что так надо, что вы его любите и

обязательно придёте за ним в определённый час. Сократите «сцену прощания». Как

правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребёнок успокаивается.

Создайте «ритуал прощания»: договоритесь заранее с ребёнком, например, о том, что вы

помашете ему в окошко и пошлёте воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить

вас. И конечно, похвалите его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.

9. Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам

семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие

успешного протекания этого периода – отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть

малейшие колебания, ребёнок их «уловит», и ему будет ещё труднее расставаться с вами.

10. По дороге домой старайтесь поговорить с ребёнком, узнайте, что было за день

хорошего, а что не очень удалось, что ребёнок узнал нового, с кем играл. Отдав ребёнка в

садик, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а

в качестве ваших взаимоотношений. Они могут стать более тёплыми, если вам есть, что

рассказать друг другу.

11. Проблемы адаптации в садике могут возобновиться после праздников, каникул, а

также при серьёзном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо

проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время

пребывания ребёнка в детском саду либо в течение какого-то времени по договорённости с

воспитателем устраивать перерыв в середине недели.

Способы введения детей в условия ДОУ

I. Адаптацию детей к дошкольному учреждению следует рассматривать как процесс

П. При организации управления необходимо учитывать, что адаптация детей третьего

года жизни к условиям детского сада — это активное усвоение ребенком

социального опыта новой для него среды, приобретаемого им в различных видах

деятельности и, в первую очередь, общения.

Ш. В организации управления процессом адаптации решающая роль принадлежит:

определению цели управления, которая заключается в построении комплексной

педагогической системы, обеспечивающей ребенку активное овладение необходимым

социальным опытом той среды, в которую он введен;

выявлению исходного уровня развития формирующей потребности в момент

поступления ребенка в дошкольное учреждение и принадлежности его к одной из

групп по характеру адаптации;

созданию программы управления процессом адаптации, то есть комплексной

системы педагогических воздействий, которая обеспечит взаимосвязь семейного и

общественного воспитания, единство принципов, содержания и методов

педагогического воздействия; формирование у ребенка, поступившего в дошкольное

учреждение потребностной сферы, адекватной условиям общественного воспитания.

Программа управления процессом адаптации включает два этапа:

I этап — организационный этап предусматривает —

«Особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду»

Адаптация – сложный период вхождения ребенка в новые социальные условия, сопровождающийся значительными изменениями в эмоциональных стереотипах взаимодействия с близкими людьми. В дошкольной педагогике адаптация рассматривается, прежде всего, как медико-педагогическая проблема (Н.М. Аксарина, Г.В. Гриднева, А.И. Мышкис), решение которой требует создания условий, удовлетворения потребностей детей в общении, тесного взаимодействия между семьей и детским садом, правильной организации воспитательного процесса.

В период адаптации каждый ребенок по-разному реагирует на изменения социальной среды, социальное окружение. Эти реакции, как отмечают Н.Д. Ватутина, А.И. Захаров, И.Б. Теплицкая и другие зависят от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от характера семейных отношений, условий воспитания, готовности родителей помочь ребенку. Показателями хорошей и быстрой адаптации Н.Д. Ватутина считает: спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние, активные действия ребенка при ознакомлении с окружающим, умение войти в контакт со взрослыми, сверстниками.

В настоящее время накоплен положительный опыт организации приема детей в дошкольные учреждения, даны рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям.

Несмотря на положительные моменты в организации работы в детском саду постоянно встречаются дети, процесс адаптации у которых протекает сложно, вызывая устойчивое аффективное поведение и осложнения в развитии ребенка.

Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейн аффект рассматривается как стремительная, бурная, неконтролируемая, относительно кратковременная эмоциональная реакция.

Понимая под аффектом неадекватности защитную эмоциональную реакцию, помогающую человеку оградить себя от травмирующих воздействий, М.З. Неймарк указывает, что аффект может возникать в связи с неудовлетворением каких-то существенных для человека потребностей и может длиться очень долго (месяцами, годами).

Аффективные реакции малышей зачастую приводят к адаптационным стрессам. Адаптационный стресс нарушает защитные силы организма ребенка, приводит к психомоторным, нервным нарушениям. На практике именно дети с нервными нарушениями плохо адаптируются к детскому саду. Трудности адаптации ведут к снижению психологического тонуса, создают аффективный дискомфорт в контактах с окружающим миром, препятствуют нормальному развитию ребенка. Изучая особенности адаптации к дошкольному учреждению детей 1,5-2 лет, исследователи указывают, что в этот период могут возникнуть задержки развития, «пограничные нарушения», неврозы, аффективные состояния, которые находятся на грани здоровья и болезни. Особенно серьезным изменениям и соответственно более длительному восстановлению подвержена эмоциональная сфера детей, что и должно стать предметом особой заботы педагогов и родителей.

Для адаптационного периода характерна эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Все это результат чрезмерной психологической нагрузки, неадекватной возрасту ребенка, получаемой им в детском саду или яслях.

Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова выделяют следующие причины стрессовых перегрузок:

1) длительное нахождение в большом коллективе детей, часть из которых может быть неприятна ребенку;

2) строгие дисциплинарные правила, за невыполнение которых следует наказание;

3) фрустрация каких-то потребностей ребенка;

4) общение сразу со многими взрослыми людьми, от которых зависит малыш, часть из которых может быть ему неприятна.

Н.Д. Ватутина выделяет три группы детей по-разному адаптирующихся к детскому саду в зависимости от различий в поведении и потребности в общении. Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем. Вторая – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем. И, третья группа – дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и в общении со взрослыми.

При поступлении в дошкольное учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими людьми). Они глубоко переживают расставание с близкими, так как опыта общения с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт.

Автор отмечает что, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптирование ребенка в детском саду. Беспокойство, плаксивость сохраняются в поведении их довольно долго. Сформированный в замкнутых условиях семьи навык общения приводит к тому, что ребенок затрудняется переносить имеющийся у него опыт совместных действий со взрослыми в новые условия, и это усугубляет его растерянность.

Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Находясь в группе, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Он вполне заменяет им близких членов семьи, от него они узнают, как действовать в том или ином случае, с тем или иным предметом.

У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми.

Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к условиям дошкольного учреждения, является слабая сформированность действий с предметами, которые осуществляются преимущественно на уровне манипуляций. Трудноадаптирующиеся дети не умеют сосредоточиваться на игре, малоинициативны в выборе игрушек, нелюбознательны. Малейшая трудность вызывает у них нежелание играть, капризы. Такие дети не умеют налаживать деловые контакты и предпочитают им эмоциональные.

Таким образом, можно сделать вывод, что наряду с гигиеническими мероприятиями по укреплению здоровья, приведением режима дня в соответствие с условиями дошкольного учреждения, должна проводиться целенаправленная работа по формированию у ребенка соответствующей возрасту формы общения со взрослыми и развитию предметной деятельности.

Преобладание эмоциональных контактов свидетельствует о необходимости развития более прогрессивной формы общения. Это не значит, что нужно прекратить личностное общение с ребенком и ограничиться лишь обучением его предметных действиям. Доброжелательность, внимание останутся стержнем общения, основой его дальнейшего развития. Нужно постоянно предлагать ребенку новый тип общения, который поможет ему увлечься предметным миром и овладеть способами взаимодействия с другими людьми.

Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, наряду с занятиями в семье полезно поощрять его общение с другими людьми. Расширение круга общения в домашней обстановке будет воспитывать в ребенке доверчивость к людям, открытость, умение ладить с ними. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет ребенку быстрее привыкнуть к новому окружению, легче адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживания, умение играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребенка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.

Для успешной адаптации ребенка к детскому саду Р. Калинина рекомендует создание таких условий:

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до первого сентября с повышения профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педагогические советы, семинары, тренинги, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т.д.

Второй немаловажный момент – необходимость организации «Праздника знакомства». Воспитатели встречают детей и их родителей, знакомят их с группой, проводят игры, направленные на знакомство детей и родителей между собой.

Формирование чувства уверенности в окружающем – одна из основных задач адаптационного периода. Для этого необходимо следующее:

— знакомство детей, их сближение друг с другом;

— знакомство с воспитателями, установление отношений между воспитателями и детьми, основанных на доверии;

— знакомство с группой и детским садом, «освоение» их;

— знакомство с персоналом детского сада;

— знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.

Все это, т.е. знакомство с окружающим, организуется в форме развивающих игр, проведение которых требует от взрослого знания и выполнения определенных условий, таких как:

— добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок сам захотел принять участия в предложенной игре);

— непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них;

— многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое);

— специальный наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) должен использоваться только в данных развивающих играх (нельзя превращать его в обычный, всегда доступный, так он дольше останется для детей необычным);

— запрет на оценку действий ребенка типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно»;

— предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир.

Знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.

Как подтверждают исследования Н.Н. Подъякова, Н.Я. Михайленко, обучение игре, ее развитие происходит, как правило, не через взрослого, а через старших дошкольников. Старшие дети не только помогут воспитателю одеть малышей на прогулку, но и научат их разным играм, позаботятся о них на прогулке.

Таким образом, для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к новым условиям, в семье необходимо готовить его к этому важному периоду в жизни. К сожалению, родители поздно вспоминают об этом, и подготовка ребенка к детскому саду в семье порой ограничивается словесными увещеваниями или рассказами о новой социальной среде. Родители не всегда осознают, что приходя в детский сад, ребенок, попадая в новые условия, попадает на новую, более высокую ступень развития.

Задача воспитателей и родителей – облегчить для ребенка адаптационный период, способствовать наиболее полному развитию его психики, которая изначально построена на определенных закономерностях взаимодействия его со взрослыми. Воспитатели и родители должны обеспечить благоприятные условия для развития ребенка и сделать все возможное, чтобы ребенку захотелось идти в детский сад.

1. Кошелева А.Д., Ильина И.Ю. Аффективное поведение и его проявление в младшем дошкольном возрасте/ Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Пермь, 1995.

2. Калинина Р., Семенова Л., Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад…// Дошкольное воспитание, 1998, №4.

3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. М.: Просвещение, 1983.

4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 1992.

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Детский сад – новый, важный период в жизни каждого ребенка. К сожалению, для любого ребенка начало посещения детского сада – настоящий стресс. Он попадает в совершенно новую, непривычную для него обстановку – огромное незнакомое помещение, где нет мамы, которая всегда готова прийти на помощь, где нет его любимых игрушек, где его окружают чужие взрослые, которых надо слушаться.

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенно меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких родственников, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения. Все это создает стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (страхам, капризам, истерикам, отказу от еды, частым болезням, психической регрессии).

Чем старше ребенок, тем быстрее он может адаптироваться к новым условиям. Поэтому особо остро проблема адаптации стоит с детьми раннего возраста. Дети этого возраста наиболее ранимы, они менее приспособлены к отрыву от семьи.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, новое, незнакомое для него пространство. Несмотря на сложности в адаптации, я всё-таки считаю, что именно в раннем возрасте родители должны отдавать ребенка в детский сад.

Именно в этом возрасте наиболее интенсивно идёт развитие психических процессов и свойств личности. Существенные изменения происходят в двигательной деятельности ребенка. Появляются новые виды движения – бег, лазание, прыжки с места, игры с мячом. Развивается речь – ребенок учится правильно произносить слова, увеличивается его словарный запас. Большие изменения происходят и в социальном развитии. Ребенок стремится быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получать их одобрение. По некоторым наблюдениям психологов ребенок в возрасте до трех лет приобретает от 60% до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30% – 40%. Очень важно в этот возрастной период построить жизнь ребенка так, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Задача эта ложится, конечно же, на детский сад.

Чтобы процесс привыкания к детскому саду прошел наиболее безболезненно во многом зависит от нас, воспитателей. Приучать ребёнка к детскому саду нужно постепенно. В первые дни пребывание ребенка в группе должно быть минимальным (максимум два часа). Желательно, чтобы ребенок дома позавтракал, потому что многие дети поначалу совсем отказываются от еды. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. Если ребенок привыкает тяжело, можно посоветовать родителям в первые дни приходить только на прогулку. Только через две-три недели, учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день.

Учитывая исследования ученых, Институт педиатрии разработал критерии, по которым можно судить о степени тяжести прохождения периода адаптации:

  • нарушение сна,
  • нарушение питания,
  • проявление отрицательных эмоций в общении,
  • боязнь пространства,
  • частые заболевания,
  • снижение веса. [1]

Процесс перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение сложен не только для ребенка, но и для родителей. Поэтому родители обязательно должны подготовить и себя и малыша к первому дню посещения детского сада. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прогулки, прием пищи), максимально приближенный к режиму ДОУ. Родители должны рассказывать ребенку о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему они хотят его туда повести (там хорошо, интересно, там много других детей, игрушек с которыми можно играть и т.д.). Так же дома можно поиграть в игру «Детский сад», обыграть ситуации, которые могут возникнуть в детском саду.

Каждый раз, после прихода из детского сада, родителям необходимо интересоваться у ребенка о том, как прошел его день, чем он занимался, что было интересного. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Воспитатель должен предупредить родителей об особенностях адаптации детей к новым условиям и попросить их обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома. Если ребенка заранее приучили к режиму дня, который ждет его в детском саду, если он умеет проситься в туалет, умеет сам держать ложку, играть с игрушками, интересуется ими, способен хотя бы к кратковременному контакту с другими детьми, доверяет воспитателям, то большинство проблем, связанных с адаптационным периодом можно будет избежать.

Дети раннего возраста характеризуются повышенной эмоциональностью. Эмоциональное состояние ребенка оказывает особое влияние на скорость и тяжесть адаптационного процесса. Поэтому с первых дней пребывания ребенка в ДОУ необходимо обеспечить для него психологический и физический комфорт, что поможет смягчить неприятные моменты, возникающие в процессе перехода от домашнего образа жизни к общественному.

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в дошкольном учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, не хотят есть, отказываются от игрушек, не идут на контакт с детьми и взрослыми, но уже через несколько дней с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, выполняют все указания воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с мамой, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, проявляют отрицательные эмоции в общении. Большинство детей реагируют на детский сад плачем. Одни легко идут утром, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, но перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Психологи и медики выделяют три степени прохождения адаптационного периода:

Легкая адаптация – к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, идет на контакт со сверстниками и взрослыми. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений. Вес без изменений.

Адаптация средней тяжести – поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.

Тяжелая адаптация – характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений (ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма). [1]

Общеизвестно, что основным видом детской деятельности является игра. В период адаптации игра становится главным расслабляющим средством для дошкольников. Её основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду, помочь запомнить имена других детей и воспитателей. Существуют специальные игры, направленные на знакомство, запоминание имён. Например, игра «Паровозик», дети – это вагончики, и у каждого свое имя. «Первый вагончик – Ваня, к нему прицепился второй – Женя, за ним третий вагончик – Ксюша. А паровозиком у нас сейчас будет – Кира». Постоянные повторения помогают детям быстро запомнить, как кого зовут, а игры способствуют возникновению первых контактов, физических и игровых.

Игра помогает создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания. [2]

В своей практике я использую игры из книги А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Здесь подобраны игры и упражнения, которые помогут ребенку успешно адаптироваться к условиям ДОУ, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений. [3]

Совместными усилиями воспитатели и родители должны организовать жизнь ребенка так, чтобы адаптация к дошкольному учреждению прошла наиболее безболезненно, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к дошкольному учреждению, навыки общения с взрослыми и детьми, что необходимо для дальнейшей жизни в обществе.

Объективными показателями адаптационного периода являются:

  • глубокий, спокойный сон,
  • хороший аппетит,
  • эмоционально-уравновешенное состояние,
  • активное поведение,
  • полное восстановление имеющихся навыков,
  • прибавка в весе, соответствующая возрасту

Список литературы:

  1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж. ТЦ Учитель, 2004
  2. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста.– М.: Просвещение, 1985
  3. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003
голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Средства адаптации детей в детском саду
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector