221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пути успешной адаптации к детскому саду ответ

Консультация «Условия успешной адаптации детей в дошкольном учреждении»
консультация (младшая группа) на тему

С поступлением ребенка 2хлетнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.

В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении — с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

Адаптация ребенка может проходить по — разному и это зависит от многих причин как объективного характера, так и субъективного. Наблюдения показывают, что одни детишки быстрее приспасабливаются к новым условиям, для других этот период более длительным является. Можно отметить такую особенность, как дети, имеющие затруднения в адаптации, начинают чаще болеть и пропускать ДОУ, что в свою очередь сказывается на дальнейшей адаптации этих детей. Как правило, у таких детей формируется устойчивое нежелание посещать ДОУ.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Для успешной адаптации младшего дошкольника к условиям дошкольного учреждения необходимо прежде всего создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависит в первую очередь от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября, а именно с профессионального отбора воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и активных методов обучения (лекции, семинары, тренинги).

Еще одним важным моментом при создании благоприятной атмосферы в группе является проведение 1 сентября Праздника Знакомства, то есть первый день пребывания в детском саду для ребенка становится праздником. В этот день детей и их родителей встречают оба воспитателя, их помощник. Они знакомят детей и родителей с группой (показывают шкафчики, игрушки, кроватки и пр., проводят игры, направленные на знакомство детей между собой и родителей; игры, в которых участвуют и дети, и родители, и, конечно же, воспитатели. Праздник завершается чаепитием, подготовленным с помощью родителей. Желательно, чтобы детей в первый день забрали сразу после обеда, чтобы родители все время пребывания ребенка в саду в этот день были рядом с ним.

Первое знакомство с воспитателями и детьми в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке приводит к положительному настрою детей на посещение детского сада, знакомству родителей между собой, что в дальнейшем упрощает работу воспитателей с ними.

В связи с общим ухудшением здоровья детей, контроль за поведением и здоровьем ребенка в период адаптации осуществляется с первого дня его пребывания в детском саду. Медицинский персонал на каждого малыша заводит «Лист наблюдения за адаптацией«, который заполняется педагогами-воспитателями и медицинскими работниками.

Наблюдение за адаптацией детей осуществляется по следующим критериям:

· Эмоционально-поведенческие реакции. Контроль проводит педагог-воспитатель в ясельных группах ежедневно, а у дошкольников — 1 раз в 3 дня (то есть на 3-й, 6-й, 9-й и т. д. дни пребывания в ДОУ). Оцениваются следующие поведенческие реакции: снижение настроения, социальные контакты, игровая и познавательная деятельность, выполнение дисциплинарных требований, наличие агрессии, страха, двигательная активность, сон, аппетит. Разработаны специальные шкалы для оценки этих реакций в баллах, однако для упрощения оценки можно пользоваться отметками «отклонений не выявлено», «отклонения незначительные», «отклонения умеренно выражены», «отклонения сильно выражены». После каждой оценки воспитателя медицинская сестра анализирует результаты, выявляет детей, имеющих отрицательные оценки или их значительное снижение, и информирует об этом педиатра и психолога.

· Пограничные нервно-психические расстройства, невротические реакции (беспричинные боли в животе, энурез, нарушение сна, тики,сосание пальца, обгрызание ногтей, страхи). Их активное выявление проводится воспитателями, наблюдающими за детьми, и по результатам анкетирования родителей.

· Динамика нервно-психического развития (используется у детей ясельного возраста; проводится педиатром или психологом 1 раз в неделю).

· Динамика массы тела. Взвешивание проводит медицинская сестра у детейясельного возраста 1 раз в 3 дня, у дошкольников — 1 раз в неделю.

· Динамика уровня гемоглобина. Проводится по назначению педиатра в лаборатории поликлиники.

· Частота острых респираторных заболеваний и обострений хронических болезней. Учитывается медицинской сестрой на основании данных справок о перенесенных заболеваниях.

·. Адаптация считается благоприятной, если эмоционально-поведенческие реакции были слабо выраженными и нормализовались в течение 20 дней у дошкольников и 30 дней — у детей ясельного возраста; невротических реакций не наблюдалось или они были слабо выраженными и прошли в течение 1-2 недель без специальной коррекции, потери массы тела не наблюдалось; за период адаптации у дошкольникане было простудных заболеваний, а ребенок раннего возраста перенес не более одного простудного заболевания в легкой форме.

· Условно благоприятной считается адаптация с умеренно выраженными эмоционально-поведенческими реакциями и симптомами невротизации, потребовавшими коррекции, с потерей массы до 150 г, падением гемоглобина до 115 г/л, 1-2 простудными заболеваниями в легкой форме. У детей раннего возраста допускается временный регресс нервно-психического развития не более чем на 1 эпикризный срок. Продолжительность адаптационного периода — не более 45 дней для дошкольников и 75 дней для детей ясельного возраста. В случае более выраженных изменений или затягивания сроков адаптации ее течение оценивается как неблагоприятное.

Весьма популярна в последнее время игровая методика адаптации. Наблюдение за детьми проводилось в процессе игр со сверстниками. Для выявления характера мотивов, которыми руководствовались дети в совместной игровой деятельности, использовалась игрушечная железная дорога. Эта игра может быть отнесена к приемам, рассматриваемым в качестве теста «справедливости» поведения детей. Тестовость создается конфликтностью игровой ситуации — наличием нескольких претендентов (вместе объединялось не более трех) на выполнение увлекательного игрового действия (осуществить пуск с помощью рычага управления пульта, подключенного к электрической сети) и возможностью в каждый данный момент удовлетворить потребность только одному.

Через экспериментальную ситуацию проводились все дети исследуемых групп, по трое в сеанс. Используя обычные детские игры («За рулем», игрушечная железная дорога) в качестве тестирующих методических приемов, психологи стремились по возможности нивелировать искусственность создаваемых ситуаций, приблизить условия эксперимента к реальной детской игре.

Основные задачи адаптационных игр:

· знакомство детей и их родителей с жизнедеятельностью дошкольного учреждения,

· выработка адаптационного стиля поведения,

· расширение опыта общения,

· формирование стойкого интереса к общению со взрослыми и детьми,

· устранение беспокойства, боязливости, неизвестности в себе,

· обучение взрослых оптимальным моделям взаимодействия с ребёнком.

Игра длится 2-2,5 часа. Игра строится как ролевое проигрывание основных режимных моментов, проводимых в детском саду: утренний приём детей, завтрак, прогулка, обед, дневной сон, уход домой.

По просьбе воспитателя родители наблюдают и отмечают в ребё нке:

· умение подчиняться правилам поведения,

· умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми,

· интерес к окружающему, любопытство,

· преобладающие эмоции и чувства.

Рекомендуется ряд игр для использования на адаптационной площадке: «Поющий колокольчик», «Догони мяч», «Поговорим», «Прыгни через верёвочку», «Погремушечка», «Карусели», «Бусинки», «Зайка беленький сидит», «Пузырь», «Накорми кролика» и др. В то же время она рекомендует конструирование из природного материала и рисование в сотворчестве с родителями.

Анализ литературы и наблюдения за детьми показывают, что адаптация к детскому саду — это сложный процесс, сопровождающийся для ребенка стрессом и другими негативными последствиями, поэтому именно в этот период любимая игрушка может выступить как фактор, сглаживающий процесс адаптации.

С целью облегчения процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению была разработана методика «Сказка».

Каждый ребенок дома самостоятельно выбирал любимую игрушку, которую он должен был принести в группу. При этом родители говорили детям приблизительно следующее: «Малыш (обращение к ребенку, которое чаще всего используется дома, ты подрос и теперь стал почти совсем взрослым, теперь ты пойдешь в детский сад. А вместе с тобой и выросла твоя любимая собачка (мишка, зайка и так далее, поэтому она тоже будет с тобой ходить в детский сад. Хорошо?». Далее психологом были составлены «сказки про любимую игрушку», которые раздавались родителям для каждодневного рассказывания детям непосредственно по дороге в детский сад. В течении 30 дней с момента поступления ребенка в группу детского сада 1 раз в день (во второй половине дня) задавались вопросы: «Как твоей игрушке, нравится в детском садике? Как она себя чувствует? Ей грустно или весело? Чем она сегодня занималась?» Все беседы с детьми проводились индивидуально. Помимо этого, проводились наблюдения за тем, когда дети обращаются к игрушке, как часто и в какие моменты. Все наблюдения заносились в протоколы.

Исследования по методике «Сказка» показали, что присутствие любимой игрушки необходимо детям раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению и, особенно, для тех, у кого этот процесс происходит длительное время и носит болезненный характер.

На основе наблюдений за взаимодействием детей раннего возраста с любимой игрушкой были выделены следующие функции:

Читать еще:  Этикет в детском саду подготовительная группа

1. Игрушка выполняет функции психологической защиты для ребенка. В период обиды на других детей или взрослых, когда ребенку особенно необходимо, чтобы его кто-то обнял, пожалел: 27 % всей группы детей

обращается к любимой игрушке и 100% тяжело адаптирующихся детей к дошкольному образовательному учреждению.

2. Любимая игрушка выполняет функции партнера по общению. В первые дни пребывания в детском саду игра, общение со сверстниками или взрослыми отсутствует из-за процесса адаптации и мягкая игрушка, принесенная из дома, является единственным давно знакомым «другом». Близость такого друга облегчает малышу переживание опасности или одиночества, даёт ощущение своей нужности и самостоятельности.

3. Игрушка выполняет функции посредника между взрослым и ребенком, помогает установить эмоционально положительный контакт с ребенком. Детям, у которых процесс адаптации к ДОУ носит продолжительный и болезненный характер особенно тяжело выступать инициатором общения, поэтому в качестве предмета общения они выбирают любимую игрушки.

4. Любимые игрушки детей помогают им обрести чувство Я и осознать свои переживания. Дети с трудной адаптацией к ДОУ приписывают ей свое эмоциональное состояние: «Ей грустно», «Она плачет», «Мишка ждет папу». Именно со своими зайцами, мишками и лисичками дети проигрывают и переживают все, что с ними происходит: сон, кормление, игра, ожидание родителей и так далее. Дети раннего возраста часто наделяют любимую игрушку своими чертами и «отдают» ей свои переживания.

Введение любимой игрушки в процесс адаптации к дошкольному образовательному учреждению помогает ребенку преодолеть различные негативные переживания, свойственные детям в данный период (страх, одиночество, разлуку с родителями, изменения обстановки и режима дня). Ежедневное присутствие любимой и давно знакомой игрушки смягчает прохождения процесса адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ и дает ребенку чувство защищенности и безопасности.

В последние годы стали применять метод «песочной терапии», согласно которому первые контакты детей происходят в песочнице. Идею «терапии песком» предложил швейцарский психолог и философ К. Г. Юнг, основатель аналитической терапии.

Таким образом, современная педагогика предлагает множество методик успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Условия успешной адаптации детей в ДОУ

Надежда Опритова
Условия успешной адаптации детей в ДОУ

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду,таящую в себе много неизвестного:

• Четкий режим дня,

• другой стиль общения,

• новые требования к поведению,

• постоянный контакт со сверстниками,

Все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т. д.

Адаптация -процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Выделяют 2 основных критерия успешной адаптации:

*внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость,

*внешняя адекватность поведения

(способность легко и точно выполнять новые требования).

Длительность периода адаптациизависит от многих причин:

— от особенностей нервной деятельности и возраста ребёнка;

— от состояния здоровья;

— от различий домашней обстановки и детского учреждения;

— от разницы в методах воспитания.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

Существует три фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза или период дезадаптации. Она приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1месяц).

2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребёнка.

3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Этапы развития адаптации

1 этап подготовительный.

2 этап – основной.

3 этап – заключительный.

I.Подготовительный к адаптации этап:

Родители заранее знакомят ребенка с детским садом – с воспитателями и детьми, группой. Воспитатель ласково встречает нового малыша, показывает, какие интересные игрушки есть в группе.

Задача этого этапа –постепенно сформировать новые стереотипы в поведении ребенка: приучить к новым блюдам, самостоятельному засыпанию, одеванию и т. д.

Первую неделю родители приводят малыша на завтрак и прогулку, на

1–2 часа, оставаясь с ним рядом.

Главная задача этого этапа – создание положительного образа воспитателя.

Ребенок посещает детский сад по 3 ч. и более, затем его оставляют на сон. В первую очередь нормализуются настроение, самочувствие малыша, аппетит, в последнюю очередь – сон. Ребенок привыкает к посещению детского сада в течение одного-двух месяцев.

Любая адаптацияидет на двух уровнях:

На физическом уровне малышу надо привыкнуть:

*К новому режиму — определенному, заданному ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять просьбы);

*Новой пище, новым помещениям и т. д.

На психологическом уровне малышу стоит привыкнуть:

*К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы и т. д.);

*Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами;

*Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;

*Необходимости отстаивать свое личное пространство.

Чтобы процесс адаптации прошел более успешно, опираясь на положения ФГОС,ДОУ должно вести работу по трем направлениям:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

2. Работа с родителями;

3. Правильная организация пространственной предметно –развивающей среды: зона познавательной деятельности, художественная зона, конструктивно—игровая зона.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе:

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь, от умения и усилий сотрудников детского сада создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнет его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания,даже если они противоречат установленным в детском саду правилам: перед сном можно покачать ребенка, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку.

Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательное отношение к новой обстановке.

Важна изо-деятельность для детей в этот период, чтобы ребенок мог выплеснуть на бумагу свои чувства, т. к. 2-3-летние дети многие еще не говорят. Уголок рисования со свободным доступом детей к карандашам и бумаге решит эту проблему.

Организация пространственной предметно –развивающей среды: зона познавательной деятельности, художественная зона, конструктивно—игровая зона.

Согласно требований Федерального государственного образовательного стандарта, «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».

Особое внимание мы обращаем на безопасность и доступность развивающей среды. Все игрушки хранятся на полках, к которым дети имеют свободный доступ, могут их брать в любое время.

Необходимо иметь в группе спортивный уголок, художественно-эстетический.

Предметно-развивающая среда в нашем детском саду обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей раннего возраста в соответствии с их особенностями, охраной и укреплением здоровья, возможностью общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможностью для уединения.

Любой малыш испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие. Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Наличие в группе уголка «уединения». Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Должны быть игры на снятие эмоционального напряжения у детей в адаптационный период.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом, поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный альбом» с фотографиями всех детей группы и их родителей.

Работа с родителями

Необходимо условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду.

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Поэтому задача воспитателя – успокоить, прежде всего,взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребёнок будет заниматься, во чтоиграть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребёнка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребёнок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Совместная работа воспитателя с родителями в период адаптации

Работа с педагогами памятка по организации педагогического процессав период адаптации ребенка к детскому саду

*В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого малыша с учетом рекомендации врача, психолога, ст. воспитателя, но постепенно все дети переводятся на общий режим.

*Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребёнка даже вредные и ни в коем случае не перевоспитывать его.

*Необходимо подготовить предметную развивающую среду, приближенную по содержанию к группе раннего возраста

Читать еще:  График адаптации ребенка в детском саду

*Взрослым следует организовать эмоционально насыщенное общение с детьми.

*Периодически включать спокойную не громкую музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательна.

*Лучшее лекарство от стресса-смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используя игрушки забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчик, лисичка, клоуны.

*Необходимо исключить однообразие жизни детей определить тематические дни.

*Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.

*Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребёнка и стараться во время понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.

*Непременное правило – не осуждать опыт ребенка никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.

*Ежедневная беседа с родителями об успехах ребенка.

Самая главная задача, которую должны решить работники детского сада и родители в период адаптации – сделать детский сад для ребенка желанным.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность.

И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

Адаптационные игры-залог успешной адаптации детей В адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в непривычной обстановке, именно игра может скрасить первое время пребывания.

Фотоотчёт о проекте «Улыбка ребёнка — залог успешной адаптации» В 1 младшей группе «Звёздочки», начиная от приёма первых детей в начале августа и на протяжении 6 недель проводился проект «Улыбка ребёнка.

Игры для развития успешной адаптации ребенка в группе Игры на развитие успешной адаптации ребенка в группе Здравствуйте, уважаемые родители! Я хочу поделиться опытом работы в рамках обеспечения.

Исследовательская работа «Сотрудничество ДОО с родителями как залог успешной адаптации детей раннего возраста» Работа с родителями в адаптационный период важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения системообразующее ядро.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Мини-стенд «Я пришел!», как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду Все мы прекрасно знаем, что в период адаптации ребенка к детскому саду порой тяжело «оторвать» его от родителей. Сделать так, чтобы ребенок.

Педагогический проект «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ» АКТУАЛЬНОСТЬ Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрос- лому надо знать особенности раннего.

Программа по успешной адаптации детей к условиям ДОУ Введение В каком бы возрасте ребенок ни пришел в детский сад, поступление в детское учреждение – серьезное стрессовое переживание, которое.

Речь к квалификационной работе «Психолого-педагогические условия адаптации» РЕЧЬ Выбранная мною тема актуальна и по сей день, ведь у детей раннего возраста не сформированная нервная система. А детям любого возраста.

Театрализованная деятельность детей раннего дошкольного возраста, как средство к успешной адаптации в ДОУ Шишина Ольга Николаевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным.

Условия успешной адаптации.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

1. Провести первое знакомство родителей и ребенка с ДОУ:
— прийти на детский праздник;
— проконсультироваться у психолога;
-посетить занятия;
-пройти с экскурсией по ДОУ;
-посетить «День открытых дверей».

2. Приходя в детский сад, желательно познакомится с группой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там.

3. В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения и т.п.), так как это осложнит приспособление к новым условиям. На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать воспитателя о «особых» привычках ребенка, если таковые имеются.

4. Необходимо тренировать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.

5. Нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в ДОУ.

6. Готовится к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован посещением ДОУ, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка.

7. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы.

8. Рекомендуется укороченный день. Адаптация детей в основном начинается в летний оздоровительный период (этот этап самый рациональный), когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами.

9. Первые несколько дней (приблизительно неделя, иногда до трех недель) желательно присутствие родителей в группе, на прогулке вместе с ребенком, т.к. с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Мама может помочь мне одеть других детей, принять участие в игре, участвовать в процессе кормления своего дитя, других ранимых малышей. В это время (период адаптации) пребывание ребенка в детском саду укорочено. Игры и игрушки вызывают у ребенка острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучиться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается за эмоциональной «подпиткой». Здесь советуем маме отпускать малыша, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы. Сначала проявления самостоятельности очень не долговременны, но постепенно малыш все дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх со мной, другими детьми и чужими мамами.

10. Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом.

11. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим.

12. Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ

1.Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнают следующую информацию:
-какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т.п.
-как называют ребенка дома
-чем больше всего любит заниматься ребенок
-какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей.
2. Ознакомить родителей с ДОУ, показать группу. Познакомить родителей с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском садике.
3. Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным
4. Уточнить правила в общении с родителями:
-детский сад – это открытая система, в любое время родители могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;
-родители могут забирать ребенка в удобное для них время;
— и т.д.
5. Необходимо проявлять радость и заботу при приходе ребенка в группу.
6. Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в ДОУ. В период адаптации и после него категорически запрещается переводы детей в другие группы.
7. На период адаптации по возможности необходим щадящий режим.
8. приближенность режима детского сада к домашнему режиму.
9. Важно помнить о том, что ребенок должен получать удовольствие от общения с взрослыми и сверстниками.
10. Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах или медико-педагогических советах.

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Условия успешной адаптации.

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Формирование у ребенка положительной установки, желания идти в детский сад: если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пойдет адаптация. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни — они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшить помещение, сделать его более уютным, красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала
маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик». Желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами — маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка — тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Игры с песком с водой умиротворяющее действуют на детей. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.

Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд
проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное — эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

Читать еще:  Привыкание к детскому саду в 2 года

Сохранение привычных для ребенка приемов воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п.
Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Удовлеторение чрезвычайно острой в период
адаптациипотребности детей в эмоциональном контакте со взрослым
.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша
на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких.

2. Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность
действий родителей и воспитателей
. До поступления малыша в группу воспитателям установить контакт с семьей. В ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты поведения ребенка, интересы и склонности.

Рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Успокоить взрослых (пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации). Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.

Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный
период, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок — ребенок».

Основная задача игр в адаптационный периодформирование
эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю
. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. Например: «Пришел Петрушка», «Выдувание мыльных пузырьков», «Хоровод», «Догонялки», «Солнечные зайчики», и т.д.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие,
застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми.

Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: «Кто в кулачке», «Игра с кистями рук» и т.д.

Такие игры, как «Книжка — угадай-ка», «Вместе с мишкой», «Чертим
разные фигуры», «Игры с куклой» не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и
игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм,
можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие
навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Исход адаптации.

Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.
Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

Адаптация к детскому саду

Чем руководствоваться при выборе первой школы для малыша? Как узнать, что ребенку хорошо в саду? Как понять, что адаптация проходит успешно? Детский психолог поможет разобраться!

Если выбирая между няней и детским садом, ты все же отдала предпочтение последнему, тебе точно стоит подумать о вопросе привыкания к саду и адаптации в новом коллективе заранее.

Психолог, консультант нашего сайта, автор рубрики «Воспитание» и дважды мама Алена Волошенюк расскажет, на что обратить внимание родителям, которые отдают ребенка в сад.

«Чтоб разобраться о всем, начать нужно с понятия адаптация. Адаптация» происходит от латинского adaptatio — приспособление, т.е приспособление организма к новой среде, обстановке, окружению. Адаптация к саду очень важна, т.к это первая социальная группа себе подобных, затем идет адаптация к школе, институту, работе и т.д. И, конечно же, адаптацию разделяют на успешную и неуспешную.

Успешная адаптация в идеале происходит от 10 до 30 дней и считается, что адаптация произошла, если ребенок :

— достаточно спокойно расстается с родителями в начале дня;

— адекватным образом общается со взрослыми (воспитателями) и сверстниками в течении дня;

— у ребенка нормализовался аппетит и режим сна в садике и дома ;

— знает как зовут воспитателя, детей;

— выполняет то, что выполняется в группе;

— ребенку интересно, узнает что-то новое.

Неуспешная адаптация, т.е. адаптация не произошла, если:

— ребенок чувствует себя одиноко;

— он не участвует в играх;

— саботирует режим (время спать — не спит, время есть — не ест, все время плачет, капризничает , не выполняет заданий и т.д).

Как максимально приблизиться к успешной адаптации?

Нам, родителям необходимо знать следующее:

1) Нужно знакомить малыша с садиком. Как можно больше рассказывать о детском саде, чтобы малыша не пугала неизвестность. Но при этом, не допуская двух распространенных ошибок родителей. Первая — не идеализировать сад, вторая- не пугать им. Лучше поделиться своим опытом.

2) Режим дня и меню максимально приблизить к «садиковскому»;

3) Иметь опыт общения с другими взрослыми и детьми, опыт, когда ребенок оставался со взрослыми, без родителей.

4) Обладать навыками самообслуживания (хотя бы минимальные) — есть, одеваться, проситься в туалет. И это до прихода в сад.

Когда начинаются первые посещения садика, важно придерживаться следующих принципов:

1) Поэтапность, то есть, ни в коем случае на целый день ребенка сразу не оставлять, каким бы общительным он ни был. Сначала приходить вместе на дневную прогулку, знакомиться с детками, с воспитателями. Когда ребенок будет уже кого-то знать, может, даже подружится с кем-то и чувствовать себя более комфортно — можно предложить зайти в группу . Затем оставлять на пару часов , до дневного сна и постепенно увеличивать пребывание.

2) Снижение требований. В это время адаптации желательно снизить уровень требований к ребенку и окружать дополнительной любовью и заботой. Меньше мероприятий, которые вызывают повышенную эмоциональность -цирк, зоопарк и т.д.

3) Обстановка в семье. Также очень важна обстановка в это время в семье . Важно, чтобы не совпадали с периодом сада какие-то стрессовые события(переезд, развод, рождение сестрички/братика), т.е должна быть стабильность.

4) Психологический настрой мамы и папы. Если у мамы есть уверенность, что садик — это хорошо, даже если не очень легко к нему привыкнуть — то все получится. А если мама изначально сомневается и даже боится, у ребенка такой тревожной мамы меньше шансов успешно адаптироваться.

Конечно, страхи и переживания есть у всех родителей. И здесь очень важно понимать, что наши переживания не всегда! соответствуют переживаниям другого человека Это нам так кажется, это наша иллюзия. Мы переносим СВОИ страхи на ребенка. И любые переживания и тревоги предписываем ему. В садике дети чувствуют себя по другому, у них там свой мир, детский. Детский мир , где, как правило, им хорошо. Тревожные родители должны стать в доверяющими и тогда все будет хорошо .

Как выбрать сад? На что обратить внимание?

У каждого из родителей свой путь поиска , но мне хотелось бы обратить внимание на следующую вещь. Выбирайте сад с пониманием того, чего вы от него хотите, что для вас главное . Если вы хотите чтобы подготовили ребенка к школе — обращайте внимание на занятия, изучите программу , если для вас важно психологический комфорт ребенка — обращайте внимание на личность воспитателя, нянечек. Если для вас важно чтобы ребенок не уставал — выбирайте рядом с домом. И это все возможно, у вас есть выбор.»

Успешной адаптации вам и вашим детям!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector