221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пути успешной адаптации к детскому саду

Условия успешной адаптации детей к детскому саду

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками [19,17].

Основным фактором способствующем успешной адаптации детей является положительный микроклимат. Важнейшим фактором, определяющим состояние микроклимата в дошкольном учреждении, является характер взаимоотношений между взрослыми и детьми и взрослых между собой.

Важную роль в облегчении адаптации играет предметно-развивающая среда в группе, которая помогает снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние. Педагоги приветствуют, когда дети приносят с собой из дома любимые игрушки, иногда чашку или тарелочку, которой привыкли пользоваться дома, семейные фотографии.

Очень важным моментом является расстановка и четкая и слаженная работа персонала на группе, где адаптируются дети и всего коллектива в целом. Консультации и индивидуальные беседы с сотрудниками помогают своевременно предупредить негативные моменты и убедить их в том, что все проблемы ребенка становятся нашими профессиональными проблемами и нельзя перекладывать вину на родителей, даже если они не сумели соответствующим образом подготовить ребенка к детскому саду [23,18].

Гибкий график посещения в период адаптации позволяет разработать индивидуальный режим дня для каждого ребенка. Так, дети с легкой адаптацией, как правило, приходят с утра, детей со средней или тяжелой адаптацией приглашаем сначала на прогулку или во 2-ой половине дня.

Первые дни ребенок находится в группе с мамой, время его пребывания увеличиваем постепенно, также постепенно новичка приучаем к системе требований детского сада.

Персонал дошкольных учреждений должен создать щадящие условия детям в период адаптации: количество часов, проводимых детьми, детских садах увеличивается постепенно; в течение первых 2 — 3 недель ребенку разрешают проявлять имеющиеся у него привычки, даже если они отрицательные; тщательно наблюдают за поведенческими реакциями ребенка и т.д. Родителям следует установить тесный контакт с персоналом детского учреждения, подробно ознакомить с особенностями характера, привычками, условиями, в которых живет и воспитывается ребенок, сообщить о перенесенных заболеваниях и т.д.

Для того чтобы сделать процесс адаптации менее болезненным, необходимо, чтоб родители и сотрудники детского сада поддерживали тесный контакт. Это могут быть и посещение воспитателями ребенка на дому (конечно, с согласия родителей), и приход мамы или бабушки ребенка в группу детского сада в первые дни и недели, и постепенное привыкание ребенка к детскому саду: сначала мама приводит его только на прогулку, потом на один-два часа в группу, позже — на несколько часов подряд оставляет его с воспитателями.

Желательно, чтобы родители знали: даже если ребенок легко и быстро привык к детскому саду, не следует оставлять на 8-10 часов. Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие его взрослые, дети, обстановка, пища, — очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить помочь убрать игрушки, почитать его любимую сказку, докормить обедом, предложить поиграть в лото). С целью получения дополнительной информации о ребенке можно использовать различные анкеты и просто беседовать с родителями.

Как отмечает Р.Ю. Калинина, для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит прежде всего от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе [17,18].

Одна из основных задач адаптационного периода — формирование чувства уверенности в окружающем. Для этого необходимо следующее:

  • * Знакомство детей, их сближение друг с другом.
  • * Знакомство с воспитателями, установление отношений между воспитателями и детьми, основанных на доверии.
  • * Знакомство с группой и детским садом, “освоение” их.
  • * Знакомство со всем персоналом детского сада.
  • * Знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.

Все это, т. е. знакомство с окружающим, организуется в форме развивающих игр, проведение которых требует от взрослого знания и выполнения определенных условий, таких как:

  • * добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок сам захотел принять участие в предложенной игре);
  • * непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них;
  • * многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое);
  • * специальный наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) должен использоваться только в данных развивающих играх (нельзя превращать его в обычный, всегда доступный, так он дольше останется для детей необычным);
  • * запрет на оценку действий ребенка типа “Неверно, не так” или “Молодец, правильно”;
  • * предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир [17,19].

Важную роль в организации работы по обеспечению благоприятных условий играет контроль со стороны руководителя и медицинских работников. Необходимо повышение профессионального уровня воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения (педсоветы, семинары, тренинга, консультации), развития у них таких качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки, доброжелательность, организаторские и артистические способности, эмоциональная стабильность и т. д.

Четкая, профессионально слаженная и продуктивная работа педагогов, психологов, медицинских работников, участие родителей и благоприятный микроклимат в детском саду — залог оптимального течения адаптации детей.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новые помещение. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. Чем ребенок младше, тем труднее ему переходить от старых контактов к новым. Это особенно справедливо для детей в возрасте от 6 месяцев до 2 лет.

Адаптация как приспособление организма к новой обстановке включает широкий спектр индивидуальных реакций в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в яслях и детском саду.

Адаптационный период длится от одной-двух недель до нескольких месяцев. Различна и степень тяжести болезненных проявлений в период адаптации. Наблюдаются легкие, средние и тяжелые проявления.

Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Одной из важных задач, стоящих перед педагогами и психологами детского сада, является организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей.

«Необходимые условия успешной адаптации ребёнка к детскому саду»

Дошкольный возраст- яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство- время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности, поэтому он очень важен в жизни ребёнка.

Читать еще:  Адаптация в детском саду как помочь ребенку

Поступления ребёнка в дошкольное учреждение- процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это- сильное стрессовое переживание, отрыв от родных людей который необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Исходя из определения М. Веллера (универсальный словарь по русскому языку С-Петербург, 2009г.) адаптация- это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Чёткий режим дня, питания, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение- все эти изменения создают для ребёнка стрессовою ситуацию, которая влияет на его психическое и физическое здоровье.

Адаптация у детей проходит по-разному. Часть детей адаптируется относительно легко и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревожность значительно снижается. Если же ребёнок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжёлой и требует помощи специалиста- психолога. Из наблюдения в течение 3-х лет мною замечено, что легче адаптироваться:

— детям, чьи родители готовят их к посещению детского сада заранее;

— детям физически здоровым;

— детям, имеющим навыки самообслуживания;

— детям, чей режим близок к режиму сада;

— детям, чей рацион питания приближен к садовскому.

Чтобы привыкание детей к новому образу жизни было максимально безболезненным, коллективом нашего детского сада МБДОУ № 101 «Колокольчик» г. Таганрога был выработан комплексный подход к решению проблемы адаптации. Одним из важных направлений работы д/с по успешной адаптации детей мы считаем их заинтересованность в согласованности своих действий и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и в детском саду дают положительные результаты.

Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в беседе с родителями и в процессе анкетирования можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы, склонности. Исходя из этого можно сделать прогноз готовности ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение и разработать для него приёмы и подходы. Поэтому при поступлении ребёнка в д/сад воспитатели предлагают:

— сообщить все сведения о ребёнке;

— заполнить анкету для родителей;

— памятка для родителей, которая помогает выработать единые требования к воспитанию и развитию ребёнка.

В период адаптации малыша многие родители испытывают трудности и нуждаются в индивидуальных консультациях воспитателя, психолога, медицинских работников. Опыт нашей работы показывает, что одна из задач воспитателя -успокоить прежде всего взрослых, создать атмосферу доверия между сотрудниками и родителями. При первом посещении детского сада мы приглашаем родителей осмотреть групповые помещения, шкафчики, кровати, игрушки, рассказываем, чем ребёнок будет заниматься, во что играть, знакомим с режимом дня.

Следующее направление нашей работы — создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Мы уверены, что формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе . Первые контакты с ребёнком- это помощь и забота. Основная задача педагога на первом этапе — заслужить доверие ребёнка. Детям нравится , когда воспитатели: эмоциональны и искренны, добры и отзывчивы. У них весёлое настроение, они умеют создать его другим, они способны увлечёно играть и придумывать истории. Для того, чтобы вызвать у детей интерес к игровой деятельности, мы предлагаем:

— игры с песком и водой;

— нанизывание колец пирамидки ;

— сжимание кистей рук( дать резиновую игрушку- пищалку);

— рисование фломастерами, красками, маркерами;

Чтобы ребёнку хотелось с удовольствием идти в сад мы «одомашниваем» группу: предлагаем принести любимую игрушку малыша, в группе имеется альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. Малыш в любой момент может увидеть своих близких и уже не так будет тосковать вдали от дома. Из опыта работы можно сказать, что сгладить адаптационный период помогают игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребёнка со взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых лаской, улыбкой, интонацией, проявлением заботы каждому малышу.

Очень важно в момент адаптации проводить индивидуальные и фронтальные игры, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Чтобы это осуществить мы предлагаем:

— игры « Ладушки», «Нежно гладим мы зверят», «Карусели», «Киска, брысь!», «Лошадка», « Весёлый бубен», «Разноцветные колечки», «Прятки», «Дождик», «Солнечные зайчики», «Хоровод»;

— пальчиковые игры « Утёнок», «Моя семья», «Наш малыш», «Встали наши пальчики», «Полетели птички», «Повстречал ежонка ёж…».

— поэтическое народное слово (потешки, пестушки, колыбельные песенки.)

Одним из важных условий успешной адаптации является планирование работы в этот период.
Как показывает опыт нашего детского сада, работу с детьми в адаптационный период ни в коем случае нельзя пускать на самотёк. Её не обходимо планировать. Жизнь малыша в детском саду должна быть насыщенной в эмоциональной, познавательной, социальной сферах. Когда ребёнку будет интересно, ему некогда будет скучать и вспоминать о доме, о маме. Правильно спланированная работа помогает воспитателю переключить внимание плачущего малыша на интересное дело. Планирование ведётся по четырём направлениям:

1. Игровое взаимодействие со взрослым.

2. Играем и строим самостоятельно.

3. Формируем эмоциональную отзывчивость.

4. Развиваем движения.

Не стоит планировать на день много приёмов работы с детьми. Планируя игровое взаимодействие , следует подбирать разнообразные виды игр: сюжетные, игры с водой, игры с песком, пальчиковые игры, игры с дидактическими игрушками, игры- забавы.

В направлении «Играем и строим» осуществляется деятельность детей с пластмассовыми и деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей.

В раздел «Формируем эмоциональную отзывчивость» мы включаем: чтение стихотворений , пение песенок, слушание музыки, рассказывание сказок, рассматривание игрушек, книжек, картинок, наблюдение за объектом природы, рисование.

Планируя раздел «Развитие ребёнка» мы подбираем: игровые упражнения, подвижные игры, музыкальные игры, пальчиковые упражнения.
Успешность адаптации можно наблюдать в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Выделяют четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит.

Мы заметили, что длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребёнок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.

Адаптационный период считается законченным, если: ребёнок ест с аппетитом; быстро засыпает, вовремя просыпается; эмоционально общается с окружающими; играет.

Таким образом, прежде чем отправить ребёнка в детский сад, необходимо встретиться с родителями как минимум за месяц до посещения, предложить им пообщаться с психологом и медицинскими работниками, познакомить с режимом группы и рационом питания.

Результаты сравнительной диагностики адаптационного периода в 3-х возрастных группах нашего МБДОУ: лёгкая степень адаптации-70%, средняя степень адаптации-18%, тяжелая адаптация-12% подтвердили положительные результаты нашего взаимодействия с родителями.

Успешная адаптация ребёнка к детскому саду

Вопрос адаптации ребёнка к детскому саду, часто волнует родителей малышей, которые совсем недавно стали посещать сад. Слёзы, после ухода мамы или папы, частое явление, особенно если ребёнок мал.

Читать еще:  Виды адаптации детей к доу

Как подготовить ребёнка к посещению детского сада и какие ошибки, затрудняющие адаптацию, совершат родители, читайте в статье.

Оглавление:

Как приучить ребёнка к детскому саду без слёз и истерик

Существуют определённые хитрости, воспользовавшись которыми, вы сможете избежать множества проблем, связанных с адаптацией ребёнка к детскому саду.

  1. Выберите члена семьи, который будет водить ребёнка в детский сад. Лучше, если это будет папа, так как с мамой у ребёнка более тесная эмоциональная связь и ему труднее будет с ней расставаться. (проверено лично, работает:))
  2. Дайте малышу с собой его любимую игрушку. Эта вещь будет ассоциироваться у него с домом и даст ему чувство защищенности.
  3. Постарайтесь водить малыша в сад ежедневно, так он быстрее привыкнет к новым условиям.
  4. Вечером, забирая малыша из садика, не нужно задавать ему вопросы: «Понравилось ли тебе в саду? Хочешь ли ты пойти сюда завтра?», — скорее всего, малыш ответит отрицательно, что заставит и вас и его беспокоиться. Лучше спросить его: «Что ты сегодня кушал? В какие игрушки играл?», — эти воспоминания обычно не вызывают отрицательных эмоций и у родителей есть шанс подбодрить ребёнка словами: «Какие замечательные игрушки есть в детском саду. Вот тебе повезло». Ваш положительный настрой обязательно передастся ребёнку.
  5. Дома старайтесь не поднимать тему детского сада. Дайте ребёнку психологическую передышку.

Причины, затрудняющие адаптацию ребёнка к детскому саду

Возможные причины, которые могут затягивать процесс адаптации ребёнка к детскому саду:

  • Незнакомые люди, окружающие малыша в течение дня, могут вызывать у него страх и нежелание посещать сад;
  • Ребёнок не может самостоятельно кушать, ходить в туалет, одеваться хотя бы частично. Желательно привить все эти навыки до посещения дошкольного учреждения. Так малыш не будет чувствовать себя беспомощным.
  • Психологическая неготовность самих родителей к тому, что их ребёнок находится вне дома. Это может выражаться в чрезмерной опеке мамы или папы. Чувством вины, за то, что отдали своего малыша на целый день «чужим людям».

На самом деле, это является одной из главных проблем, из-за которой адаптация ребёнка к детскому саду может затянуться на долгие месяцы!

Как справиться с сомнениями и чувством вины за то, что пришлось отдать ребенка в детский сад

Большинство родителей, отдающих своих детей в дошкольные учреждения, сталкиваются с довольно сильным чувством вины из-за того, что оставляют их надолго с «чужими тетями», не могут уделять много времени им, из-за постоянной занятости на работе. Причем мамы и папы зачастую переживают из-за разлуки с собственным чадом больше, нежели он сам; из их уст можно услышать множество сомнений о правильности своего решения: «А вдруг ему в садике будет плохо без меня?», «Что, если воспитатели не станут проявлять должного внимания к моему ребенку?».

Малыши, внимательно наблюдающие за состоянием родителей, не упускают возможности и начинают активно пользоваться своим «бедственным» положением: пускают в ход различные способы воздействия и на без того несчастных родителей – устраивают истерики, льют крокодиловы слезы у дверей детского сада, жалуются на то, как им непросто там приходится. Однако воспитатели в один голос заявляют, что дети успокаиваются ровно тогда, когда за мамой закрывается дверь.

Нельзя сказать, что ребенок устраивает подобные показательные истерики исключительно с целью манипуляции, он действительно испытывает неприятные чувства в момент расставания с любимым родителем, однако, было бы неправильно утверждать, что ему очень плохо в саду, ведь его там ждут друзья, интересные занятия. Отсюда главный совет – по возможности сократите по времени сцену расставания с ребёнком. Неплохо было бы придумать короткий, незамысловатый ритуал прощания – «воздушный поцелуй», «трепание по голове», «крепкие объятия», после которого вы должны незамедлительно уйти, даже если ребенок бьется в истерики или цепляется за вас.

Будьте уверены, что благодаря подобному родительскому «хладнокровию» ребенок не получит лишнюю дозу «переживаний».

Откуда берется чувство вины у родителей

Его начало лежит в образе «идеальной мамы», который каждая женщина создает для себя, и изо всех сил старается ему придерживаться. Конечно, определение «хорошая мать» у каждого своё. Но это, безусловно, мамочка спокойная, любящая, понимающая и принимающая, умеющая договориться со своим ребенком, не позволяющая себе повысить голос на него, стремящаяся провести много времени со своим любимым малышом и удовлетворить любые его потребности, до того, как они будут озвучены. Ко всему прочему у «идеальной мамы» всегда хорошее настроение, ее отличает веселый нрав, жизнерадостность. Она всегда вкусно накормит, знает, чем занять ребенка, хорошо ведет хозяйство, является примером во всем, включая порядок в доме, заботу о близких, трудолюбие на работе.

А теперь представьте эту, воображаемую «супер-женщину», разве она не напоминает робота? Много ли представительниц прекрасного пола подходит под все эти критерии? Ответ будет отрицательный. Ведь мы живые люди, испытывающие всякого рода чувства, даем разные эмоции на каждую ситуацию, переживаем. А со сколькими потерями и разочарованиями нам приходится мириться всю жизнь. Поэтому перестаньте изводить себя постоянными сомнениями и сопоставлять с другими «хорошими родителями», которые, по вашему мнению, лучше, заботливее, внимательнее вас.

Большинство женщин стремится реализоваться в роли матери, ведь материнство заложила в нас сама природа. Однако современные женщины редко ограничиваются этой ролью, и чаще всего стараются состояться и в других сферах (в профессиональном плане, ведении хозяйства, рукоделии, бизнесе), при этом именно работа и дом отнимают больше времени и требуют ответственности, сосредоточения. А в итоге мамочки начинают винить себя за то, что много времени проводят на работе, а постоянная занятость вынуждает их отдавать своих детей в дошкольные учреждения.

Если вы относите себя к женщинам, которые физически не могут долго сидеть дома из-за своей чрезмерной, активности и вас не удовлетворяет роль домохозяйки — прислушайтесь к себе. Ваш малыш не сможет почувствовать себя счастливым, рядом с мамой, у которой постоянно подавленное настроение из-за невозможности терпеть каждодневную домашнюю рутину. Вас может удивить или даже порадовать следующий факт, но мамочка и малыш, проводящие в компании друг друга 24 часа в сутки, утомляются от этого. В этой ситуации вынужденное расставание идет на пользу отношениям «мать и дитя», усиливая любовь и привязанность. А ребенок начинает больше ценить родителей, их внимание, заботу и любовь.

Как справиться с чувством вины и своими сомнениями

  1. Важно понимать, что в посещении детского сада есть свои плюсы, ведь ребенок:
  • приобретает опыт общения со сверстниками, другими взрослыми, развивая тем самым коммуникативные навыки;
  • формирует социальный интеллект (учится правильно оценивать ситуацию, искать оптимальные решения);
  • готовится к школе (в игровой форме учится писать, читать, выполнять элементарные арифметические действия);
  • занимается творчеством и всесторонне развивается (рисует, лепит, поет, танцует);
  • получает возможность проявить свою самостоятельность;
  • учится придерживаться определенного распорядка, режимных моментов;
  • знакомится с правилами поведения, становится более дисциплинированным.

Остаётся только добавить, что специалисты, которые будут проводить много времени с ребенком, заниматься развитием и обучением, смогут вовремя выявить сложности, и направить за консультативной помощью к логопеду, психологу, врачу.

Читать еще:  Особенности адаптационного периода в детском саду

  1. Попросите воспитателя, предоставить вам возможность в течение дня заходить в садик и украдкой проверять, чем занимается ваш малыш, и как он себя чувствует. Убедившись в том, что чадо отлично проводит время, он доволен и счастлив в детском саду, вы перестанете чувствовать за собой вину.
  2. Внутренняя убежденность в том, что вы сделали все правильно, делегируя ребенка в дошкольное учреждение, уверенность в том, что садик пойдет на пользу, помогут преодолеть чувство вины, а также трудности, с которыми вы столкнетесь в первые месяцы, когда ребенок будет приспосабливаться к новой обстановке. Как известно, в адаптационный период ребенок находится в состоянии психологическом и эмоциональном напряжении, и лучшее, что может сделать любящая мама, это посвятить свое свободное от работы время ребенку, уделить ему больше внимания в это непростое для него время. Порой достаточно просто побыть рядом, пока сын или дочь с увлечением чем-то занимаются.
  3. Оцените опыт разлуки с ребенком. Помните, что у малыша еще отсутствует привычка находиться без вас продолжительное время. Пока ребенок будет находиться в детском саду, он очень соскучится, наберется положительных эмоций и впечатлений, и в результате будет с нетерпением ожидать вашей встречи, чтобы поделиться новым опытом, переживаниями, разделить с вами радость или обиду. Давайте ему возможность высказаться. Постепенно вы будете убеждаться, что чаду хорошо в детском саду, и ваши сомнения растворятся, будто их и не было, а общение станет более интересным, насыщенным, но не вынужденным как раньше. Вам придется привыкнуть к тому, что пришло время и вашему ребенку нужно стать более самостоятельным, и менее зависимым от вас, и даже менее нуждающимся в вашей безграничной любви и привязанности.
  4. Постарайтесь претворить в жизнь принципы «полного разделения». Отводите для домашних дел, работы специальное время. И, наоборот, когда ребенок приходит из детского сада, и вы решаете посвятить свое время совместным играм или занятиям с ним, создавайте такие условия, при которых посторонние люди, дела, работа не будут мешать вашему общению. Ситуация, когда мама, играя со своим чадом, постоянно отвлекается на телефонные звонки, просьбы домочадцев, проверяя каждые пять минут электронную почту (чтобы вовремя ответить работодателю), только обостряет чувство вины, а мысль о том, что «даже 15 минут в день не получается уделить собственному ребенку, просто «съедает».
  5. Справиться со своими сомнениями вам помогут рассуждения о том, что побудило вас отдать ребенка в детский сад. Возможно, возникли финансовые трудности, предложили хорошее место работы, вами движет усталость: сложно оставаться родителями 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Если уважительная причина будет найдена, значит, вы все сделали правильно, и у вас нет другого выхода, кроме как, справиться с собственными переживаниями. Ведь любая мама желает исключительно добра своему чаду, выбирая для него только лучшее. И если она поступила так, а не иначе, значит, это лучшее, что она может дать на данный момент.
  1. Помните, что маленькие дети чувствуют изменения в настроении мамы и легко улавливают ее эмоциональное состояние, и если даже мысль о том, что ребенок начнет посещать детский сад навевает на вас тревогу, печаль или любые другие негативные чувства, то скорей всего ребенок будет испытывать похожее состояние, начнет демонстрировать свое нежелание идти в данное учреждение. Поэтому очень важно позаботиться в первую очередь о себе, разобраться с собственными чувствами. Перестаньте «переносить» собственные страхи и волнения на кроху, смешивать свои переживания и его. Должно прийти осознание того, что у чада могут быть иные чувства, отличающиеся от вашей реакции на садик. Нелишним будет обратиться за помощью к близким, психологу — они помогут справиться с переживаниями. Когда вы начнете совершенно спокойно и свободно общаться на тему детского сада, можете смело отдавать ребенка туда.
  2. Вспомните собственный опыт посещения дошкольного учреждения в детстве. Если же он был негативным, то немудрено, что вам будет сложно расставаться с малышом: вас не будут покидать мысли о том, что ребенок в подобные моменты испытывает те же чувства, что и вы когда-то. Постарайтесь даже в ваших тяжелых воспоминаниях найти положительные моменты: возможно, в детском саду вы познакомились с девочкой, которая осталась вашей подругой на долгие годы, или научились рисовать.

Заключение

Адаптация ребёнка к детскому саду может пройти хорошо, если внимательно отнестись к своему ребёнку и к себе. Постараться как можно спокойнее провести это время. Обычно ребёнок привыкает к детскому саду в течение 1 месяца. Если малыш не адаптировался к детскому саду и после года, стоит обратиться к специалистам.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях своё мнение по теме статьи.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею в своих соц. сетях

Успешная адаптация к детскому саду: основные принципы и критерии

Для реализации цели – успешной адаптации ребёнка к дошкольному учреждению – следует руководствоваться определёнными принципами.

Принцип гуманизма как основополагающий. Суть его в том, чтобы не навредить ребёнку, относиться к нему как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребёнка в дошкольное учреждение – ситуация стрессовая, необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. От взрослых требуется спокойствие, уравновешенность, непротиворечивость в своих действиях и словах, которые могут причинить ребёнку страдания, дезориентировать его, вызвать неприятные ощущения. Требования должны быть посильными и развивающими.

Принцип природосообразности и индивидуализации предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в организации процесса адаптации; учёт их индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек, желание и т.д. Взрослые выстраивают линию своего поведения с ребёнком, двигаясь прежде всего от ребёнка.

Принцип оздоровительной направленности означает, что посредством внимания к ведущим направлениям развития ребёнка (физическому здоровью, психологическому комфорту и социальному благополучию) достигается гармоничность его развития.

Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребёнком предполагает, что взрослые овладевают методами и приёмами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребёнка, ибо главная цель – его радостное, бодрое состояние и настроение, развитие его как субъекта деятельности и общения.

Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитании ребёнка, установлении партнёрских отношений «семья – дошкольное учреждение», взаимодополнений усилий учреждения адекватными усилиями семьи, и наоборот.

Принцип профессионального сотрудничества означает согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника, воспитателя в работе с детьми, группой, их функциональных прав и обязанностей.

Принцип анализа и самоанализа (рефлексивный принцип) предполагает своевременный контроль над эффективностью профессиональных действий, процесса адаптации в целом, за личностным ростом участников взаимодействия.

Для того, чтобы контролировать процесс адаптации ребёнка (детей) к дошкольному учреждению, его организаторам, особенно педагогу-психологу, необходимо ориентироваться в этом на определённые критерии, соответствующие показателям успешности – неуспешности протекания адаптационного процесса. Для понимания критериев педагогу-психологу, воспитателю, родителю необходимо обладать достаточно развитой наблюдательностью и умением анализировать наблюдаемое.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector