221madou.ru

Мама и Я
45 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уровни адаптации в доу

УРОВНИ И КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

Автор: Солнцева Алена Валерьевна

УРОВНИ И КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям детского сада

к основным критериям адаптации относятся:

— уровень нервно-психического развития;

— заболеваемость и течение болезни;

— главные антропометрические показатели физического развития.

Различают четыре степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

1) легкая адаптация: ребенок активен, внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течение 1-2 недель;

2) средняя адаптация: в течение всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность, беспокойность сна. Этот период длится 20-40 дней;

3) тяжелая адаптация: ребенок болеет, теряет в весе, появляются патологические привычки. Длится от двух до шести месяцев;

4) очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Как бы мы ни готовили ребенка к яслям, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия. Малыш беспокойно спит или не спит вообще, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними.

Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстрее одеться, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают, не давая возможности побыть самим собой.

Важен и вопрос организации периода адаптации. Так, проведение приема детей в ДОУ заранее – весной – дает возможность реализовать назначение, которое родители получили от педагога – психолога и таким образом приблизить домашние условия к условиям детского сада.

Также большую роль играет правильно построенная работа с родителями, о которой будет рассказано в следующей главе.

В детском учреждении воспитатель ведет наблюдение за каждым ребенком, фиксируя результаты в листах адаптации. В периоде адаптации также очень важны комплексные оздоровительно – воспитательные мероприятия. Процесс адаптации управляем, и дает свои положительные результаты.

Уровни и критерии адаптации

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт и внешняя адекватность поведения.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии;

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами;

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Также существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

Важнейший компонент адаптации — согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и с реальностью социальной среды.

Работа с родителями.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже восьми часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.

Поэтому задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Также родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Для ребенка также очень важно, как он чувствует себя в группе, нравится ли ему там. Для этого педагогу необходимо создать комфортные условия для пребывания ребенка в детском саду, о которых будет говориться в следующих главах.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой «домик» можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность двух-трехлетних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными – никаких внешних причин для этого нет.

Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно – эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами – маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка – тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Летом подобные игры легко организовать на улице. В осеннее – зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для многообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, и так далее.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон.

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.

Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное – эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам диагностики психологической адаптации детей к условиям ДОУ

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» №1 «Ласточка»

по результатам диагностики

психологической адаптации детей к условиям ДОУ

1. Учреждение: МАДОУ д/с №1 «Ласточка» группа № 6 первая младшая в количестве 22 воспитанников (5 – не посещают д/с).

2. Причина исследования : плановое: оценка уровня адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

3 . Диагносты : педагог-психолог – Шпилевая И. Е.

Читать еще:  Как проходит адаптация в детском саду

4 . Сроки проведения исследования : октябрь – ноябрь 2016 г.

5. Методы : лист психологической адаптации (наблюдение воспитателя) .

С целью определения уровня адаптации дошкольников при поступлении в ДОУ, оптимизации ранней социализации детей в октябре-ноябре 2016 года проведено исследование процесса адаптации вновь поступивших детей ясельного возраста. Для исследования применялось наблюдение поведенческих реакций детей в процессе привыкания к новым социальным условиям развития. Обследовались вновь поступившие в ДОУ дети первой младшей группы №6, в количестве 17 человек из 22 (по списку) – 5 детей детский сад не посещали.

Изучались и анализировались следующие параметры: эмоциональное состояние, послеполуденный сон и аппетит в условиях дома и детского сада, навыки самообслуживания, социальные контакты со взрослыми и сверстниками, познавательная и игровая деятельность, реакции на изменение привычной ситуации. Данные показатели оценивались по 3-х бальной системе:

3 балла — положительные показатели;

2 балла — неустойчивые показатели;

1 балл — отрицательные показатели.

Степень адаптации ребенка определялась следующим образом:

легкая – до 15 дней 16-20 баллов

средняя – 15-25 дней 15-11 баллов

тяжелая – более 25 дней 10-7 баллов

Количественный анализ результатов диагностики

Не удалось обследовать

По результатам качественного и количественного анализа результатов можно сделать следующие выводы:

Из 17 обследованных детей, 5 ребят (23%) легко прошли период адаптации к ДОУ, что говорит о том, что эти дети были в течение всего адаптационного периода жизнерадостны, подвижны, охотно шли на контакт со взрослыми и детьми, у них был хороший аппетит и спокойный сон.

У 9 детей (41%) наблюдался средний уровень адаптации. Такие дети иногда бывали задумчивы, замкнуты, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный.

У 3 (13%) из обследованных детей выявлены признаки сложной адаптации, которая протекает более 5 недель и осложняется проблемами нервно-психического развития, серьезными нарушениями аппетита, сна, коммуникации. Причинами тяжелой адаптации у детей могли стать нерегулярность посещения детского сада и глубокая привязанность к маме, неудовлетворенность матери общением с воспитателем и родительским составом группы.

Один ребенок переведен из группы № 4 первой младшей, в связи с тяжелым прохождением адаптационного периода. Из беседы с мамой были предположены возможные причины дезадаптации ребенка в группе, одной из которых стал протест на дисциплинарные требования и непринятие воспитателя как авторитета, в связи с чем было рекомендовано перевести ребенка в группу № 6 первую младшую. После перевода девочка успешно прошла адаптационный период.

Из троих детей имеющих признаки тяжелой адаптации, близнецов Б. и М. родители решили оставить дома еще на некоторое время, чтоб вернуться в д/сад, когда мальчики подрастут. Родители третьего ребенка с признаками тяжелой адаптации, были приглашены на консультацию к педагогу-психологу, но не пришли (многодетная семья, мать-одиночка). В результате ведения адаптационных мероприятий воспитателем и психологом, ребенок адаптировался к детскому саду в срок чуть больше 5 недель.

Во время всего периода адаптации педагогом психологом проводилась работа по программе Роньжиной А.С. « Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению».

Двое детей с выявленной тяжелой степенью адаптации к условиям детского сада, занятий педагога-психолога не посещали по причине нерегулярности посещения детского сада.

«Уровень психологической адаптации детей первой младшей группы

(на начало 2016-2017 уч.года)»

Анализируя качественные показатели по группе можно сказать о том, что в первой младшей группе осложняющими адаптацию факторами стали :

нерегулярность посещения детского сада;

неготовность детей расстаться с мамой;

недостаточно сформированные навыки самообслуживания;

неготовность детей идти на контакт со взрослыми и сверстниками;

неприязненное отношение родителей к воспитательскому и родительскому составу группы.

Выводы: Таким образом, преобладание легкого и среднего уровня адаптации у обследованных детей позволяет сделать вывод об эффективности работы педагогов, создании ими комфортных условий и содержательной среды развития детей, а также преемственности в работе педагогов, психолога, родителей.

Для детей, которые очень тяжело переживает разлуку с мамой хорошим подспорьем может стать небольшой альбом с фотографиями близких людей – мамы, папы, бабушек, дедушек, домашних питомцев .

Не обсуждайте при малыше волнующие вас проблемы, связанные с ДОУ.

Не водите ребенка в сад если он болен, это оставляет отрицательные впечатления ребенка о д/с, как о месте где чувствуешь себя плохо.

Вводите режимные моменты дня ДОУ в режим дня ребенка дома.

Уменьшите нагрузку на нервную систему малыша.

Дома следует побольше играть с малышом в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.

Уделяйте внимание не только тем детям, которые явно требуют его, но и тем, кто на первый взгляд чувствует себя спокойно. Не оставляйте ребенка безучастным.

Во время режимных процедур следует учитывать индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения.

Правильно организуйте игровую деятельность в адаптационный период, направленную на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок – ребенок».

Педагог-психолог ______________________ Шпилевая И.Е.

Фамилия, имя ребенка

не удалось обследовать

ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

не удалось обследовать

не удалось обследовать

мальчики близнецы, у них наблюдалось активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), напряженность. Мама оставалась с детьми в группе, приводила их на прогулку, затем посещения детского сада стали нерегулярными, а затем и вовсе прекратились. В течение пребывания детей в детском саду сроком в месяц дети так и не смогли адаптироваться.

в течение всего адаптационного периода ребенок был жизнерадостным, подвижным, охотно шел на контакт со взрослыми и детьми, у него был хороший аппетит и спокойный сон, период адаптации прошел в срок до 15 дней

не удалось обследовать

не удалось обследовать

в течение всего адаптационного периода ребенок был жизнерадостным, подвижным, охотно шел на контакт со взрослыми и детьми, у него был хороший аппетит и спокойный сон, период адаптации прошел в срок до 15 дней

ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

в течение всего адаптационного периода ребенок был жизнерадостным, подвижным, охотно шел на контакт со взрослыми и детьми, у него был хороший аппетит и спокойный сон, период адаптации прошел в срок до 15 дней

у ребенка отсутствует активность, хныканье, отказ от активных движений, подавленность, напряженность. Родители ребенка, были приглашены на консультацию к педагогу-психологу, но не пришли (многодетная семья, мать-одиночка). В результате ведения адаптационных мероприятий воспитателем и психологом, ребенок адаптировался к детскому саду в срок чуть больше 5 недель.

в течение всего адаптационного периода ребенок был жизнерадостным, подвижным, охотно шел на контакт со взрослыми и детьми, у него был хороший аппетит и спокойный сон, период адаптации прошел в срок до 15 дней

ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней

в течение всего адаптационного периода ребенок был жизнерадостным, подвижным, охотно шел на контакт со взрослыми и детьми, у него был хороший аппетит и спокойный сон, период адаптации прошел в срок до 15 дней

ребенок иногда бывал задумчивым, замкнутым, проявлялась легкая плаксивость, безразличие к играм, сон спокойный, но недолгий, аппетит выборочный, но насыщенный, длительность периода адаптации 15 – 25 дней. Р ебенок переведен из группы № 4 первой младшей, в связи с тяжелым прохождением адаптационного периода. Из беседы с мамой были предположены возможные причины дезадаптации ребенка в группе, одной из которых стал протест на дисциплинарные требования и непринятие воспитателя как авторитета, в связи с чем было рекомендовано перевести ребенка в группу № 6 первую младшую. После перевода девочка успешно прошла адаптационный период.

Адаптация детей к ДОУ

Ольга Яганова
Адаптация детей к ДОУ

I. Актуальность проблемы адаптации.

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Актуальность обусловлена тем, что адаптационный период –серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.

Задача воспитателя — создать максимум условий для того, чтобы ребенок безболезненно прошел все этапы привыкания к условиям ДОУ.

II. Цели и задачи процесса адаптации

Актуальность проблемы адаптациина современном этапе определила выбор цели моей работы:

• Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

• Повышение уровня психолого – педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребёнка.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:

• Изучить проблему адаптации, ее виды и способы и выявить особенности адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Читать еще:  Основные критерии адаптации

• Организовать воспитательно-образовательный процесс, в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

• Охарактеризовать диагностический инструментарий исследования адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

• Создать систему взаимодействия с родителями.

III. Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Объект: адаптация детей раннего возраста

Предмет: адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении.

Основные группы участников:

1. Безболезненная адаптация детей к условиям детского сада.

2. Сформированность знаний у родителей по вопросам эмоционального развития детей и обучение их взаимодействию с детьми в период адаптации.

Способы участия в проекте субъектов образовательного процесса:

• Посещение на дому

• Работа с родителями

I этап – предполагает обнаружение проблемы, подбор психолого – педагогической литературы, раскрытие особенностей развития детей раннего возраста.

II этап – заключается в решении задач проблемы, по средствам создания и организация условий для адаптации детей раннего возраста, систему взаимодействия с родителями.

III этап – проверка успешности выбранной технологии для решения возникшей проблемы, через анализ результатов работы и диагностику прохождения адаптации детьми раннего возраста.

Принципами моей работы по адаптации детей в ДОУ являются:

1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ,

2. постепенное привыкание детей к новым условиям,

3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей,

4. сохранение в самые первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.

5. информирование родителей об особенностях адаптации ребенка на основе адаптационных карт,

6. индивидуальный подход к ребенку,

7. создание предметно-развивающей среды в группе,

8. контроль за физическим состоянием ребенка,

9. учет возрастных и психологических особенностей детей раннего возраста.

1. Формы и способы адаптации детей раннего возраста.

В процессе адаптации ребенка в ДОУ я использовала такие формы и способы адаптации детей как:

• Элементы телесной терапии (обнять, погладить).

С помощью телесно-ориентированной терапии оздоравливаются внутренние органы и улучшается самочувствие.

• Исполнение колыбельных песен перед сном.

Колыбельные — первые уроки родного языка для ребенка. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Релаксационные игры (песок, вода).

Релаксация — это снятие напряжения, расслабление, отдых. Упражнения должны быть в доступной игровой форме.

• Музыкальные занятия и развитие движений.

Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Песни разного характера вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.

• Игровые методы взаимодействия с ребенком.

Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Требования к играм, проводимым в адаптационный период:

• игры должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;

• не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);

• должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;

• всем детям предлагаются одинаковые предметы;

• инициатором игры выступает взрослый.

2. Организация условий для адаптации детей раннего возраста.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее.

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Важно сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателя.

2. Формирование у ребенка чувства уверенности.

Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации.

3. Работа с родителями.

Ее желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка.

Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами.

IV. Результаты и выводы

Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления психологических преград.

Период адаптации детейраннего возраста условно разделяют на три уровня:

1 уровень — период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу, беспокойство. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников. Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев).

2 уровень — дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду,адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми. Средний уровень адаптации (20-40 дней).

3 уровень — при ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми. Легкий уровень адаптации (10-15 дней).

Показателями окончания адаптационного периода является:

• спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;

• уравновешенное настроение в течение дня;

• адекватное отношение к предложениям взрослых;

• общение с ними по собственной инициативе;

• умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;

• желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;

• спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.

Была проведена также и оценка эмоционального благополучия детей, эта характеристика была выбрана как показатель адаптации ребенка к ДОУ. Обобщая результаты опыта видно, что при поступлении детей в группу, то есть в начале адаптационного процесса эмоциональное благополучие детей было низким – 11 человек (55%) показали именно такой уровень, лишь у 2 детей (10%) уровень эмоционального благополучия был высоким, то есть адаптация протекала легко. В конце адаптационного периода изучая эмоциональное благополучие детей, наблюдаем совершенно иную картину. Никто из детей не испытывал эмоционального дискомфорта от нахождения в группе, в ДОУ, в большинстве своем 12 детей (60%) ощущают себя комфортно в группе, в ДОУ. У 8 детей (40%) отмечен высокий уровень эмоционального благополучия, это значит, что они прошли адаптационный период к ДОУ, и посещение детского сада более для них не является стрессом. Проводя анализ результатов, можно заключить, что работа прошла успешно, так как наблюдается значительное улучшение показателей эмоционального благополучия детей.

Таким образом, следует считать, что выбранная методика адаптации детей к ДОУ является успешной, а условия создаваемые – благополучными. Значительно снизить напряженность острого периода адаптациивозможно за счет выполнения нескольких правил:

• индивидуальный подход к каждой семье;

• своевременное информирование всех заинтересованных сторон;

• создание в ДОУ благоприятной психологической атмосферы и соответствующих условий для воспитанников.

Целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты даже при тяжелой адаптации облегчает его привыкание к новым условиям. Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.

Малыши в период адаптации (из опыта работы) Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность.

Особенности взаимодействия воспитателя с родителями в период адаптации к детскому саду детей раннего возраста. Цель проекта – оказание помощи родителям в период адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются.

Методика «Определение степени адаптации ребенка в ДОУ»

(авт. В.Н. Меркулова, Л.Г. Самоходкина)

Наблюдая за процессом адаптации и внося данные в специальную таблицу, педагог — психолог сможет сделать вывод о результате адаптации каждого ребенка. Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.

Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:

-эмоциональное состояние ребенка;

-социальные контакты ребенка;

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования приводим ниже краткие характеристики разных оценок ( +1, +2, +3, 0, -1, -2, -3 ). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации.

Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ) или быть сколь угодно долгой. Уровень, т.е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

охотное общение с другими детьми;

адекватная реакция на любое предложение воспитателя;

нормальное эмоциональное состояние.

Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации ребенка в ДОУ:

Эмоциональное состояние ребенка

(+3) Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

(+2) Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

(+1) Иногда задумчив, замкнут.

(-1) Легкая плаксивость, хныканье.

(-2) Плачет за компанию; плач приступообразный.

(-3) Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.

Социальные контакты ребенка

(+3) Много друзей, охотно играет с детьми.

(+2) Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.

(+1) Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

(-1) Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

(-2) Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

(-3) Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

Сон ребенка

(+3) Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

(+2) Сон спокойный.

(+1) Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.

(-1) Засыпает с хныканьем, тревожен во сне

(-2) Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

Читать еще:  Адаптация в саду советы

(-3) Отсутствие сна, плач.

Аппетит ребенка

(+3) Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

(+2) Нормальный аппетит, ест до насыщения.

(+1) Аппетит выборочный, но насыщенный.

(-1) Отвергает некоторые блюда, капризничает.

(-2) Приходится следить за тем, чтобы ел; ест долго, неохотно.

(-3) Отвращение к еде, кормление мучительно.

Таблица 1

Определение уровня адаптации в соответствии с оценкой

Факторов адаптации ребенка в ДОУ

АдаптацияСроки (А)Поведенческие реакции (П)Уровни адаптации
ЛегкаяДо 5 дней -1 неделя+12…+8А1 и П1 высокий А1 и П2
СредняяДо 15 дней — 3 недели+7…0А1 и П3 средний А2 и П2
УсложненнаяДо 25 дней — 5 недель-1…-7А2 и П4 сложный А3 и П3
ДезадаптацияБолее 5 недель-8…-12А3 и П4 дезадаптация А4 и П4

Анкета для родителей «Детский сад глазами родителей»

Инструкция: анкета анонимная, поэтому просим Вас искренне ответить на предложенные вопросы.

О сотрудничестве с дошкольным образовательным учреждением:

1. Кто, по-Вашему мнению, более ответственен за воспитание ребенка: семья или дошкольное образовательное учреждение?

2. Что бы Вы хотели получить от детского сада?

— Максимально полную информацию о ребенке

— Педагогические советы по общению с ним

— Рекомендации о том, какую литературу о воспитании ребенка вашего возраста лучше прочитать

— Возможность большего общения с родителями других детей

— Участвовать в мероприятиях детского сада

3. Какие родительские собрания, встречи, экскурсии Вы предлагаете провести в этом учебном году?

4. Хотели бы Вы посещать занятия вместе с ребенком? Какие занятия? С какой целью?

5. Какова роль семьи в адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения?

6. Вы испытываете затруднения в общении с сотрудниками детского сада? Если да, то почему?

7. Насколько важна согласованность действий родителей и педагогов для успешной адаптации детей к ДОУ?

8. Какие самые распространенные ошибки родителей, которые те делают в период адаптации ребенка?

9. Ваши пожелания и замечания в работе детского сада

О воспитании Вашего ребенка:

1. На основе каких знаний Вы воспитываете ребенка?

2. Какие методы в воспитании Вы считаете наиболее эффективными?

3. Какие виды поощрения Вы используете?

4. Какие виды наказания, по Вашему мнению, наиболее действенны в воспитании?

5. Как уложить ребенка спать?

6. Как посадить ребенка на горшок?

7. В какие любимые игры Вы играете с ребенком?

8. Чем вкусным, но полезным, на Ваш взгляд, можно побаловать ребенка между основными приемами пищи?

2. Сделайте пояснения по проведенным методикам.

Уровень адаптации в группе раннего возраста Методика «Определение степени адаптации ребенка в ДОУ» (авт. В.Н. Меркулова, Л.Г. Самоходкина)

Эмоцион. состояниеСоциальн. контакты ребенкаСонАппетитоценкасрокиУровень адаптации
1.+3+3+1+1+81 неделявысокий
2.+1+2-1-2+615 днейсредний
3.-2+1+1-1-118 днейсложный
4.+2+2+2-1+52 неделисредний
5.+3+3+2+1+95 днейвысокий

Анализируя данные результаты, отметим, что из пяти детей высокий уровень адаптации имеют 2 ребенка — 40% это означает, что дети подготовлены к условиям ДОУ , у них наблюдается хорошее настроение в течении дня, аппетит. Эти дети хорошо засыпают и наблюдается продолжительный спокойный сон. Два ребенка из группа имеют средний уровень адаптации , что составляет 40%. И один ребенок показал сложный уровень адаптации (20%). Он болезненно расстаётся с мамой, в течении дня наблюдается приступообразный плач, ребенок безразличен к играм, часто просится на руки, засыпает с хныканьем. С родителями данного ребенка проводятся индивидуальные беседы, даны рекомендации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям / сост. А.С. Русаков; худож. Н. Ильницкая]. – СПб.: Речь; М. : Сфера, 2011. – 125с.: ил. – (Большая энциклопедия маленького мира).

2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.

3. Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад [Электронный ресурс] // Центр развития ребенка Детский сад №14: [сайт] – Режим доступа: http://www.detsad14.ru/psychology/articles/adaptation.html

4. Алексеева Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2007. — №2. – С. 58-60.

5. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. Москва: изд. ЛИНКА ПРЕСС, 1993. –110с.

6. Апчел В.Я. Стресс и стрессустойчивость человека. СПб.: Изд-во ВМА, 1999. 86 с.

7. Атякшева Т. Дети могут быть счастливы в детском саду // Воспитание дошкольников. – 2009. – №1. – С. 52-63.

8. Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду // Дошкольное воспитание. – 2007. — №5. – С. 100-102.

9. Байбанова Ф.А.-А. Развитие профессиональной компетентности дошкольного педагога в условиях последипломного образования: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. — Ставрополь, 2005. 23 с.

10. Баркан А.И. Адаптация ребенка к детскому саду [Электронный ресурс] //Адалин: [сайт] – Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301100.shtml

11. Берникова Н.Н. Адаптация ребенка к детскому саду [Электронный ресурс] // Дошколенок.ру. Сайт для воспитателей детских садов: [сайт] – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/stati/40-2011-03-22-13-55-26.html

12. Бичева И.Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольнх образовательных учреждений: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. — Нижний Новгород, 2003. 30с.

13. Борисова, Н. Использование средств арт-терапии в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ // Воспитание дошкольников. – 2009. — №4. – С. 18-32.

14. Борытко Н.М. Педагог в пространстве современного воспитания. Монография. -Волгоград.:Перемена, 2001. 214 с.

15. Валиуллина Д.Р. Адаптация ребенка к детскому саду [Электронный ресурс] // Сад Забава: [сайт] – Режим доступа: http://zabavasad.ru/dlya-roditelej/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu/

16. Василькина, Ю. Идем в детский сад! Как облегчить адаптацию [Электронный ресурс] // Мама и малыш. – 2007.- №9. – Режим доступа: http://www.2mm.ru/vospitanie/875

17. Варпаховская О. Зеленая дверца: первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. 2005. №1. с. 30-35.

18. Вахнина, Н. Первый день в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2012. — №7. – С.13-18.

19. Ваш ребенок пришел в детский сад[Электронный ресурс] // Журнал «Малышок». Сайт для воспитателей детских садов: [сайт] – Режим доступа: www.parenting.ru, www.chelpsy.ru

20. Григорьева, А. Игра как способ адаптации детей дошкольного возраста // Воспитание дошкольников. – 2010. — №3. – С.51-52.

21. Гризик, Т. Участники адаптационного периода / Т. Гризик, В. Баева // Дошкольное воспитание. – 2010.- №9. – С. 57-61.

22. Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы // Обруч. – 2006. — №5. – С. 32-34.

23. Дорохина, Н. В детский сад идти пора // Дошкольное воспитание. – 2007. — №5. – С.108-115.

24. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. М.: Academia, 2002. 416 с.

25. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.

26. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. 2004. N7. с. 66-77.

27. Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / [Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева и др.].– М.: Просвещение, 2007. – 303с.: ил.

28. Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие Издательство: Академия Развития: 2008

29. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения как метаиндивидуальная характеристика воспитателя и как фактор развития ребенка // Мир психологии.– 2002.– №1. С. 195–200.

30. Критерии адаптации к детскому саду [Электронный ресурс] // Наши Чадушки: [сайт] — Режим доступа: http://chadushki.ucoz.ru/publ/kriterii_ adaptacii_k_detskomu_sadu/14-1-0-374

31. Кузнецова, Г. Группа «Адаптация» — пространство счастливого детства / Г. Кузнецова, Т. Двуреченская, Г. Крысанова, Н. Соболева // Дошкольное воспитание. – 2010. — №9. – С. 46-56.

32. Ланцбург, М. Адаптация к детскому саду [Электронный ресурс] // mamapapa.ru : [сайт]. – Режим доступа: http://www.mamapapa.ru/dets-psyh-sovet/adapykdetsad.html

33. Лукина, Т.А. Ребенок идет в детский сад: адаптация родителей // Ребенок в детском саду. – 2008. — №3. – С. 46-49.

34. Митлина, М. Адаптация к детском саду. Как помочь ребенку? [Электронный ресурс] // 7я.ру: [сайт] – Режим доступа: http://www.7ya.ru/article/Adaptaciya-k-detskom-sadu-Kak-pomoch-rebenku/

35. Музыка О.И. Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению [Электронный ресурс] // Дошколенок.ру. Сайт для воспитателей детских садов: [сайт] – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/stati/40-2011-03-22-13-55-26.html

36. Николаева, Е.И. Некоторые размышления о подготовке ребенка к посещению детского сада // Дошкольная педагогика. – 2011. — №9. – С. 67-69.

37. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. Челябинск: ИНВО, 2002. 176 с.

38. Оверчук Т. И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сборник статей и документов. М., 2005. 216 с.

39. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с.

40. Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет. сада / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.: ил.

41. Петровский А.В. Всегда ли правы родители? Психология воспитания. М.: ЗАО НПП «Ермак», 2003. 399 c.

42. Потапова, Е. «Завтра приду опять!» // Дошкольное воспитание. – 2011. — №10. – С. 63-67.

43. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н. Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с.

44. Самые маленькие в детском саду. ( Из опыта работы московских педагогов) / Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.

45. Слепцова И. Основы личностно ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми // Дошкольное воспитание. — 2007 — № 3 С. 165-166.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 5112 ;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector