221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Успешная адаптация к детскому саду

успешная адаптация ребенка к детскому саду как показатель качества дошкольного образования
методическая разработка (младшая группа)

Рекомендация родителям и воспитателям об успешной адаптации ребенка к условиям детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Успешная адаптация ребенка к условиям ДОУ49.5 КБ
statya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Савинский детский сад №2

Успешная адаптация ребёнка к детскому саду как показатель качества дошкольного образования

МКДОУ Савинского детского сада №2

(2) Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном) и направляется на достижение равновесия в системе «человек — среда». Современное научное представление о феномене адаптации основывается на трудах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, К. Бернара. Оно включает несколько основных тезисов, которые позволяют утверждать, что адаптация — это свойство любого живого организма; процесс приспособления к постоянно изменяющимся условиям среды, достижение оптимального равновесия между организмом и средой; результат активного взаимодействия человека со средой; цель, которую организм избирает для себя как приоритетную и к которой он настойчиво стремится. Оптимальным, по мнению социологов, культурологов, психологов, педагогов является творческий стиль адаптации к окружению. Можно предположить, что дети раннего и дошкольного возраста способны освоить этот стиль в грамотно организованном образовательном пространстве детского сада.( 3 )

В идеале детский сад должен представлять для ребенка среду, в которой протекает естественная и реальная жизнь, что станет предпосылкой для решения двух взаимосвязанных задач:

1) позволит максимально приблизить образовательные ситуации к реалиям детской жизни, что, в свою очередь, поможет личностному принятию их ребенком;

2) научит ребенка общаться и действовать в ситуациях, максимально приближенных к жизни широкого социума.(4)

Важной задачей дошкольных образовательных организаций является создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно адаптироваться к детскому саду и максимально реализовать себя. Образовательное пространство призвано стимулировать моторную, сенсорную, познавательную и творческую активность ребенка, способствовать коммуникативному развитию и накоплению социального опыта. Оно является местом, которое ребенок с первых дней пребывания воспринимает как комфортное, стабильное, дружелюбное, интересное для познания и практического освоения.(5)

Поступления ребёнка в дошкольное учреждение- процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это — сильное стрессовое переживание, отрыв от родных людей который необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Адаптация у детей проходит по-разному. Часть детей адаптируется относительно легко и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее и адаптация может длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревожность значительно снижается. Если же ребёнок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжёлой и требует помощи специалиста- психолога. Из наблюдения в период работы с детьми раннего возраста мною замечено, что легче адаптироваться:

— детям, чьи родители готовят их к посещению детского сада заранее;

— детям физически здоровым;

— детям, имеющим навыки самообслуживания;

— детям, чей режим близок к режиму сада;

— детям, чей рацион питания приближен к садовому.(6)

Чтобы привыкание детей к новому образу жизни было максимально безболезненным, коллективом нашего детского сада был выработан комплексный подход к решению проблемы адаптации. Одним из важных направлений работы д./с по успешной адаптации детей мы считаем заинтересованность родителей в согласованности своих действий и действий воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и в детском саду.

Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в беседе с родителями и в процессе анкетирования можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы, склонности. Исходя из этого можно сделать прогноз готовности ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение и разработать для него приёмы и подходы. Поэтому при поступлении ребёнка в д/сад мы проводим собрание для родителей наших будущих воспитанников. На котором подробно рассказываем об успешной адаптации детей к условиям доу, знакомим с воспитателями. Так же предлагаем заполнить анкету и получить памятку, которая помогает выработать единые требования к воспитанию и развитию ребёнка.(7)

Чрезвычайно важен стиль общения педагога с детьми. Уважение к личности ребенка, искреннее внимание к его вопросам и интересам, готовность прийти на помощь и поддержать, ласковый и вместе с тем уверенный тон, общий мажорный настрой убеждают как детей, так и родителей лучше всяких слов о любви и заботе.

Во многих детских садах воспитатели начали осмыслять такое явление, как «имидж педагога», в котором большое значение имеет эстетический компонент. Очень ценно, что педагоги задумываются о том, как видят их не только родители, но и дети. Именно личность воспитателя, его профессионализм, готовность стать другом детей и «проводником» в мир культуры, имидж и стиль общения определяют успешность адаптации детей к детскому саду.

Педагог — новый взрослый, который из «чужого» постепенно становится «близким». Впервые недели адаптации педагог организует деятельность с детьми в форме доверительного общения, сотрудничества, сотворчества. Он вызывает интерес к себе как к носителю новой для детей информации, увлекательного содержания, позитивного стиля общения. Иногда педагоги берут на себя невыполнимую задачу «заменить маму», но профессиональная задача педагога иная — стать не мамой, а другим близким взрослым, эмоционально и социально значимым для ребенка. Здоровый ребенок готов к расширению контактов, открыт для общения с миром. И педагог выполняет чрезвычайно важную миссию — он становится «проводником» детей в мир природы, человеческой культуры и искусства.(8)

Следующее направление нашей работы — создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Мы уверены, что формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателя создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Первые контакты с ребёнком — это помощь и забота. Основная задача педагога на первом этапе — заслужить доверие ребёнка.

Чрезвычайно важен стиль общения педагога с детьми. Уважение к личности ребенка, искреннее внимание к его вопросам и интересам, готовность прийти на помощь и поддержать, ласковый и вместе с тем уверенный тон, общий мажорный настрой убеждают как детей, так и родителей лучше всяких слов о любви и заботе. Детям нравится, когда воспитатели: эмоциональны и искренны, добры и отзывчивы. У них весёлое настроение, они умеют создать его другим, они способны увлечёно играть и придумывать истории.

Чтобы ребёнку хотелось с удовольствием идти в сад мы «одомашниваем» группу: предлагаем принести любимую игрушку малыша, для детей старшего возраста(3 года и более) можно принести фотографию мамы или всей семьи. Малыш в любой момент может увидеть своих близких и уже не так будет тосковать вдали от дома.(9)

Из опыта работы можно сказать, что сгладить адаптационный период помогают игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребёнка с взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых лаской, улыбкой, интонацией, проявлением заботы каждому малышу.

Очень важно в момент адаптации проводить индивидуальные и фронтальные игры, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Чтобы это осуществить мы предлагаем:

— игры « Ладушки», «Нежно гладим мы зверят», «Карусели», «Киска, брысь!», «Лошадка», « Весёлый бубен», «Разноцветные колечки», «Прятки», «Дождик», «Солнечные зайчики», «Хоровод»;

— пальчиковые игры « Утёнок», «Моя семья», «Наш малыш», «Встали наши пальчики», «Полетели птички», «Повстречал ежонка ёж…».

— поэтическое народное слово (потешки, пестушки, колыбельные песенки.) (10)

Ребенок более легко привыкает к организации и регламентации своей жизни в детском саду, если эта жизнь насыщена разными делами, интересным содержанием, позитивными эмоциями. Художественное творчество может быть организовано в более свободных формах, не связанных с размещением детей за столами и высиживанием положенного времени на стульях. Это художественно дидактические игры, игровые упражнения, рассматривание и обследование красивых предметов, художественный труд, конструирование на полу, на магнитной доске.

Не стоит планировать на день много приёмов работы с детьми. Планируя игровое взаимодействие, следует подбирать разнообразные виды игр: сюжетные, игры с водой, игры с песком, пальчиковые игры, игры с дидактическими игрушками, игры- забавы.(11)

В направлении «Играем и строим» осуществляется деятельность детей с пластмассовыми и деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей.(12)

В раздел «Формируем эмоциональную отзывчивость» мы включаем: чтение стихотворений, пение песенок, слушание музыки, рассказывание сказок, рассматривание игрушек, книжек, картинок, наблюдение за объектом природы, рисование.(13)

Планируя раздел «Развитие ребёнка» мы подбираем: игровые упражнения, подвижные игры, музыкальные игры, пальчиковые упражнения.(14)

В период адаптации очень важно создавать ситуации для самостоятельной деятельности детей, в процессе которой педагог не вмешивается в детские замыслы, но внимательно наблюдает за детьми и их эмоциональным состоянием, прислушивается к комментариям, рассматривает и анализирует результаты деятельности.

В период адаптации именно художественное творчество, как и игра, позволяет «отыгрывать» страхи, тревоги, напряжения, условности, ограничения и другие негативные состояния. Кроме того, именно творчество дает ребенку возможность выйти за рамки этих условностей и ограничений, изменить наличную ситуацию и самостоятельно прийти к состоянию душевного комфорта.

Ребенку сложно привыкнуть к тому, что в течение дня он находится среди других детей, поэтому надо умело организовать детей для игры, общения, художественного творчества в парах и малых группах. И при этом предоставлять каждому ребенку право побыть одному, уединиться, сделать что-то индивидуально. Для этого можно использовать невысокие, легкие ширмы, ротонды (свисающие с потолка ленты или тонкие ткани, образующие купол), подвесные зонты, игровые центры, напольный конструктор. (15)

Успешность адаптации можно наблюдать в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Выделяют четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит.

Мы заметили, что длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребёнок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.

Адаптационный период считается законченным, если: ребёнок ест с аппетитом; быстро засыпает, вовремя просыпается; эмоционально общается с окружающими; играет.(16)

Таким образом, периоды адаптации к новым жизненным условиям — неизбежные этапы человека на пути его развития и взросления. Средства художественного творчества расширяют возможности взрослых по проектированию процесса адаптации. Разные виды искусства и предметы культуры выступают помощниками, посредниками при взаимодействии взрослого с ребенком, осваивающим новые для него жизненные обстоятельства, используются в качестве терапевтических, компенсирующих, развивающих, воспитательных, досуговых средств. А совместная деятельность педагога и родителей делает процесс адаптации более лёгким.

Успешная адаптация ребёнка к детскому саду

Вопрос адаптации ребёнка к детскому саду, часто волнует родителей малышей, которые совсем недавно стали посещать сад. Слёзы, после ухода мамы или папы, частое явление, особенно если ребёнок мал.

Как подготовить ребёнка к посещению детского сада и какие ошибки, затрудняющие адаптацию, совершат родители, читайте в статье.

Оглавление:

Как приучить ребёнка к детскому саду без слёз и истерик

Существуют определённые хитрости, воспользовавшись которыми, вы сможете избежать множества проблем, связанных с адаптацией ребёнка к детскому саду.

  1. Выберите члена семьи, который будет водить ребёнка в детский сад. Лучше, если это будет папа, так как с мамой у ребёнка более тесная эмоциональная связь и ему труднее будет с ней расставаться. (проверено лично, работает:))
  2. Дайте малышу с собой его любимую игрушку. Эта вещь будет ассоциироваться у него с домом и даст ему чувство защищенности.
  3. Постарайтесь водить малыша в сад ежедневно, так он быстрее привыкнет к новым условиям.
  4. Вечером, забирая малыша из садика, не нужно задавать ему вопросы: «Понравилось ли тебе в саду? Хочешь ли ты пойти сюда завтра?», — скорее всего, малыш ответит отрицательно, что заставит и вас и его беспокоиться. Лучше спросить его: «Что ты сегодня кушал? В какие игрушки играл?», — эти воспоминания обычно не вызывают отрицательных эмоций и у родителей есть шанс подбодрить ребёнка словами: «Какие замечательные игрушки есть в детском саду. Вот тебе повезло». Ваш положительный настрой обязательно передастся ребёнку.
  5. Дома старайтесь не поднимать тему детского сада. Дайте ребёнку психологическую передышку.

Причины, затрудняющие адаптацию ребёнка к детскому саду

Возможные причины, которые могут затягивать процесс адаптации ребёнка к детскому саду:

  • Незнакомые люди, окружающие малыша в течение дня, могут вызывать у него страх и нежелание посещать сад;
  • Ребёнок не может самостоятельно кушать, ходить в туалет, одеваться хотя бы частично. Желательно привить все эти навыки до посещения дошкольного учреждения. Так малыш не будет чувствовать себя беспомощным.
  • Психологическая неготовность самих родителей к тому, что их ребёнок находится вне дома. Это может выражаться в чрезмерной опеке мамы или папы. Чувством вины, за то, что отдали своего малыша на целый день «чужим людям».

На самом деле, это является одной из главных проблем, из-за которой адаптация ребёнка к детскому саду может затянуться на долгие месяцы!

Как справиться с сомнениями и чувством вины за то, что пришлось отдать ребенка в детский сад

Большинство родителей, отдающих своих детей в дошкольные учреждения, сталкиваются с довольно сильным чувством вины из-за того, что оставляют их надолго с «чужими тетями», не могут уделять много времени им, из-за постоянной занятости на работе. Причем мамы и папы зачастую переживают из-за разлуки с собственным чадом больше, нежели он сам; из их уст можно услышать множество сомнений о правильности своего решения: «А вдруг ему в садике будет плохо без меня?», «Что, если воспитатели не станут проявлять должного внимания к моему ребенку?».

Малыши, внимательно наблюдающие за состоянием родителей, не упускают возможности и начинают активно пользоваться своим «бедственным» положением: пускают в ход различные способы воздействия и на без того несчастных родителей – устраивают истерики, льют крокодиловы слезы у дверей детского сада, жалуются на то, как им непросто там приходится. Однако воспитатели в один голос заявляют, что дети успокаиваются ровно тогда, когда за мамой закрывается дверь.

Нельзя сказать, что ребенок устраивает подобные показательные истерики исключительно с целью манипуляции, он действительно испытывает неприятные чувства в момент расставания с любимым родителем, однако, было бы неправильно утверждать, что ему очень плохо в саду, ведь его там ждут друзья, интересные занятия. Отсюда главный совет – по возможности сократите по времени сцену расставания с ребёнком. Неплохо было бы придумать короткий, незамысловатый ритуал прощания – «воздушный поцелуй», «трепание по голове», «крепкие объятия», после которого вы должны незамедлительно уйти, даже если ребенок бьется в истерики или цепляется за вас.

Будьте уверены, что благодаря подобному родительскому «хладнокровию» ребенок не получит лишнюю дозу «переживаний».

Откуда берется чувство вины у родителей

Его начало лежит в образе «идеальной мамы», который каждая женщина создает для себя, и изо всех сил старается ему придерживаться. Конечно, определение «хорошая мать» у каждого своё. Но это, безусловно, мамочка спокойная, любящая, понимающая и принимающая, умеющая договориться со своим ребенком, не позволяющая себе повысить голос на него, стремящаяся провести много времени со своим любимым малышом и удовлетворить любые его потребности, до того, как они будут озвучены. Ко всему прочему у «идеальной мамы» всегда хорошее настроение, ее отличает веселый нрав, жизнерадостность. Она всегда вкусно накормит, знает, чем занять ребенка, хорошо ведет хозяйство, является примером во всем, включая порядок в доме, заботу о близких, трудолюбие на работе.

А теперь представьте эту, воображаемую «супер-женщину», разве она не напоминает робота? Много ли представительниц прекрасного пола подходит под все эти критерии? Ответ будет отрицательный. Ведь мы живые люди, испытывающие всякого рода чувства, даем разные эмоции на каждую ситуацию, переживаем. А со сколькими потерями и разочарованиями нам приходится мириться всю жизнь. Поэтому перестаньте изводить себя постоянными сомнениями и сопоставлять с другими «хорошими родителями», которые, по вашему мнению, лучше, заботливее, внимательнее вас.

Большинство женщин стремится реализоваться в роли матери, ведь материнство заложила в нас сама природа. Однако современные женщины редко ограничиваются этой ролью, и чаще всего стараются состояться и в других сферах (в профессиональном плане, ведении хозяйства, рукоделии, бизнесе), при этом именно работа и дом отнимают больше времени и требуют ответственности, сосредоточения. А в итоге мамочки начинают винить себя за то, что много времени проводят на работе, а постоянная занятость вынуждает их отдавать своих детей в дошкольные учреждения.

Если вы относите себя к женщинам, которые физически не могут долго сидеть дома из-за своей чрезмерной, активности и вас не удовлетворяет роль домохозяйки — прислушайтесь к себе. Ваш малыш не сможет почувствовать себя счастливым, рядом с мамой, у которой постоянно подавленное настроение из-за невозможности терпеть каждодневную домашнюю рутину. Вас может удивить или даже порадовать следующий факт, но мамочка и малыш, проводящие в компании друг друга 24 часа в сутки, утомляются от этого. В этой ситуации вынужденное расставание идет на пользу отношениям «мать и дитя», усиливая любовь и привязанность. А ребенок начинает больше ценить родителей, их внимание, заботу и любовь.

Как справиться с чувством вины и своими сомнениями

  1. Важно понимать, что в посещении детского сада есть свои плюсы, ведь ребенок:
  • приобретает опыт общения со сверстниками, другими взрослыми, развивая тем самым коммуникативные навыки;
  • формирует социальный интеллект (учится правильно оценивать ситуацию, искать оптимальные решения);
  • готовится к школе (в игровой форме учится писать, читать, выполнять элементарные арифметические действия);
  • занимается творчеством и всесторонне развивается (рисует, лепит, поет, танцует);
  • получает возможность проявить свою самостоятельность;
  • учится придерживаться определенного распорядка, режимных моментов;
  • знакомится с правилами поведения, становится более дисциплинированным.

Остаётся только добавить, что специалисты, которые будут проводить много времени с ребенком, заниматься развитием и обучением, смогут вовремя выявить сложности, и направить за консультативной помощью к логопеду, психологу, врачу.

  1. Попросите воспитателя, предоставить вам возможность в течение дня заходить в садик и украдкой проверять, чем занимается ваш малыш, и как он себя чувствует. Убедившись в том, что чадо отлично проводит время, он доволен и счастлив в детском саду, вы перестанете чувствовать за собой вину.
  2. Внутренняя убежденность в том, что вы сделали все правильно, делегируя ребенка в дошкольное учреждение, уверенность в том, что садик пойдет на пользу, помогут преодолеть чувство вины, а также трудности, с которыми вы столкнетесь в первые месяцы, когда ребенок будет приспосабливаться к новой обстановке. Как известно, в адаптационный период ребенок находится в состоянии психологическом и эмоциональном напряжении, и лучшее, что может сделать любящая мама, это посвятить свое свободное от работы время ребенку, уделить ему больше внимания в это непростое для него время. Порой достаточно просто побыть рядом, пока сын или дочь с увлечением чем-то занимаются.
  3. Оцените опыт разлуки с ребенком. Помните, что у малыша еще отсутствует привычка находиться без вас продолжительное время. Пока ребенок будет находиться в детском саду, он очень соскучится, наберется положительных эмоций и впечатлений, и в результате будет с нетерпением ожидать вашей встречи, чтобы поделиться новым опытом, переживаниями, разделить с вами радость или обиду. Давайте ему возможность высказаться. Постепенно вы будете убеждаться, что чаду хорошо в детском саду, и ваши сомнения растворятся, будто их и не было, а общение станет более интересным, насыщенным, но не вынужденным как раньше. Вам придется привыкнуть к тому, что пришло время и вашему ребенку нужно стать более самостоятельным, и менее зависимым от вас, и даже менее нуждающимся в вашей безграничной любви и привязанности.
  4. Постарайтесь претворить в жизнь принципы «полного разделения». Отводите для домашних дел, работы специальное время. И, наоборот, когда ребенок приходит из детского сада, и вы решаете посвятить свое время совместным играм или занятиям с ним, создавайте такие условия, при которых посторонние люди, дела, работа не будут мешать вашему общению. Ситуация, когда мама, играя со своим чадом, постоянно отвлекается на телефонные звонки, просьбы домочадцев, проверяя каждые пять минут электронную почту (чтобы вовремя ответить работодателю), только обостряет чувство вины, а мысль о том, что «даже 15 минут в день не получается уделить собственному ребенку, просто «съедает».
  5. Справиться со своими сомнениями вам помогут рассуждения о том, что побудило вас отдать ребенка в детский сад. Возможно, возникли финансовые трудности, предложили хорошее место работы, вами движет усталость: сложно оставаться родителями 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Если уважительная причина будет найдена, значит, вы все сделали правильно, и у вас нет другого выхода, кроме как, справиться с собственными переживаниями. Ведь любая мама желает исключительно добра своему чаду, выбирая для него только лучшее. И если она поступила так, а не иначе, значит, это лучшее, что она может дать на данный момент.
  1. Помните, что маленькие дети чувствуют изменения в настроении мамы и легко улавливают ее эмоциональное состояние, и если даже мысль о том, что ребенок начнет посещать детский сад навевает на вас тревогу, печаль или любые другие негативные чувства, то скорей всего ребенок будет испытывать похожее состояние, начнет демонстрировать свое нежелание идти в данное учреждение. Поэтому очень важно позаботиться в первую очередь о себе, разобраться с собственными чувствами. Перестаньте «переносить» собственные страхи и волнения на кроху, смешивать свои переживания и его. Должно прийти осознание того, что у чада могут быть иные чувства, отличающиеся от вашей реакции на садик. Нелишним будет обратиться за помощью к близким, психологу — они помогут справиться с переживаниями. Когда вы начнете совершенно спокойно и свободно общаться на тему детского сада, можете смело отдавать ребенка туда.
  2. Вспомните собственный опыт посещения дошкольного учреждения в детстве. Если же он был негативным, то немудрено, что вам будет сложно расставаться с малышом: вас не будут покидать мысли о том, что ребенок в подобные моменты испытывает те же чувства, что и вы когда-то. Постарайтесь даже в ваших тяжелых воспоминаниях найти положительные моменты: возможно, в детском саду вы познакомились с девочкой, которая осталась вашей подругой на долгие годы, или научились рисовать.

Заключение

Адаптация ребёнка к детскому саду может пройти хорошо, если внимательно отнестись к своему ребёнку и к себе. Постараться как можно спокойнее провести это время. Обычно ребёнок привыкает к детскому саду в течение 1 месяца. Если малыш не адаптировался к детскому саду и после года, стоит обратиться к специалистам.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях своё мнение по теме статьи.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею в своих соц. сетях

Условия успешной адаптации детей в ДОУ

Надежда Опритова
Условия успешной адаптации детей в ДОУ

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду,таящую в себе много неизвестного:

• Четкий режим дня,

• другой стиль общения,

• новые требования к поведению,

• постоянный контакт со сверстниками,

Все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т. д.

Адаптация -процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Выделяют 2 основных критерия успешной адаптации:

*внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость,

*внешняя адекватность поведения

(способность легко и точно выполнять новые требования).

Длительность периода адаптациизависит от многих причин:

— от особенностей нервной деятельности и возраста ребёнка;

— от состояния здоровья;

— от различий домашней обстановки и детского учреждения;

— от разницы в методах воспитания.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

Существует три фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза или период дезадаптации. Она приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1месяц).

2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребёнка.

3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Этапы развития адаптации

1 этап подготовительный.

2 этап – основной.

3 этап – заключительный.

I.Подготовительный к адаптации этап:

Родители заранее знакомят ребенка с детским садом – с воспитателями и детьми, группой. Воспитатель ласково встречает нового малыша, показывает, какие интересные игрушки есть в группе.

Задача этого этапа –постепенно сформировать новые стереотипы в поведении ребенка: приучить к новым блюдам, самостоятельному засыпанию, одеванию и т. д.

Первую неделю родители приводят малыша на завтрак и прогулку, на

1–2 часа, оставаясь с ним рядом.

Главная задача этого этапа – создание положительного образа воспитателя.

Ребенок посещает детский сад по 3 ч. и более, затем его оставляют на сон. В первую очередь нормализуются настроение, самочувствие малыша, аппетит, в последнюю очередь – сон. Ребенок привыкает к посещению детского сада в течение одного-двух месяцев.

Любая адаптацияидет на двух уровнях:

На физическом уровне малышу надо привыкнуть:

*К новому режиму — определенному, заданному ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять просьбы);

*Новой пище, новым помещениям и т. д.

На психологическом уровне малышу стоит привыкнуть:

*К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы и т. д.);

*Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами;

*Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;

*Необходимости отстаивать свое личное пространство.

Чтобы процесс адаптации прошел более успешно, опираясь на положения ФГОС,ДОУ должно вести работу по трем направлениям:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

2. Работа с родителями;

3. Правильная организация пространственной предметно –развивающей среды: зона познавательной деятельности, художественная зона, конструктивно—игровая зона.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе:

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь, от умения и усилий сотрудников детского сада создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнет его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания,даже если они противоречат установленным в детском саду правилам: перед сном можно покачать ребенка, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку.

Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательное отношение к новой обстановке.

Важна изо-деятельность для детей в этот период, чтобы ребенок мог выплеснуть на бумагу свои чувства, т. к. 2-3-летние дети многие еще не говорят. Уголок рисования со свободным доступом детей к карандашам и бумаге решит эту проблему.

Организация пространственной предметно –развивающей среды: зона познавательной деятельности, художественная зона, конструктивно—игровая зона.

Согласно требований Федерального государственного образовательного стандарта, «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».

Особое внимание мы обращаем на безопасность и доступность развивающей среды. Все игрушки хранятся на полках, к которым дети имеют свободный доступ, могут их брать в любое время.

Необходимо иметь в группе спортивный уголок, художественно-эстетический.

Предметно-развивающая среда в нашем детском саду обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей раннего возраста в соответствии с их особенностями, охраной и укреплением здоровья, возможностью общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможностью для уединения.

Любой малыш испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие. Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Наличие в группе уголка «уединения». Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Должны быть игры на снятие эмоционального напряжения у детей в адаптационный период.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом, поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный альбом» с фотографиями всех детей группы и их родителей.

Работа с родителями

Необходимо условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и детском саду.

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Поэтому задача воспитателя – успокоить, прежде всего,взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребёнок будет заниматься, во чтоиграть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребёнка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребёнок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Совместная работа воспитателя с родителями в период адаптации

Работа с педагогами памятка по организации педагогического процессав период адаптации ребенка к детскому саду

*В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого малыша с учетом рекомендации врача, психолога, ст. воспитателя, но постепенно все дети переводятся на общий режим.

*Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребёнка даже вредные и ни в коем случае не перевоспитывать его.

*Необходимо подготовить предметную развивающую среду, приближенную по содержанию к группе раннего возраста

*Взрослым следует организовать эмоционально насыщенное общение с детьми.

*Периодически включать спокойную не громкую музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательна.

*Лучшее лекарство от стресса-смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используя игрушки забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчик, лисичка, клоуны.

*Необходимо исключить однообразие жизни детей определить тематические дни.

*Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.

*Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребёнка и стараться во время понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.

*Непременное правило – не осуждать опыт ребенка никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.

*Ежедневная беседа с родителями об успехах ребенка.

Самая главная задача, которую должны решить работники детского сада и родители в период адаптации – сделать детский сад для ребенка желанным.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность.

И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

Адаптационные игры-залог успешной адаптации детей В адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в непривычной обстановке, именно игра может скрасить первое время пребывания.

Фотоотчёт о проекте «Улыбка ребёнка — залог успешной адаптации» В 1 младшей группе «Звёздочки», начиная от приёма первых детей в начале августа и на протяжении 6 недель проводился проект «Улыбка ребёнка.

Игры для развития успешной адаптации ребенка в группе Игры на развитие успешной адаптации ребенка в группе Здравствуйте, уважаемые родители! Я хочу поделиться опытом работы в рамках обеспечения.

Исследовательская работа «Сотрудничество ДОО с родителями как залог успешной адаптации детей раннего возраста» Работа с родителями в адаптационный период важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения системообразующее ядро.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Мини-стенд «Я пришел!», как одно из условий успешной адаптации детей к детскому саду Все мы прекрасно знаем, что в период адаптации ребенка к детскому саду порой тяжело «оторвать» его от родителей. Сделать так, чтобы ребенок.

Педагогический проект «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ» АКТУАЛЬНОСТЬ Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрос- лому надо знать особенности раннего.

Программа по успешной адаптации детей к условиям ДОУ Введение В каком бы возрасте ребенок ни пришел в детский сад, поступление в детское учреждение – серьезное стрессовое переживание, которое.

Речь к квалификационной работе «Психолого-педагогические условия адаптации» РЕЧЬ Выбранная мною тема актуальна и по сей день, ведь у детей раннего возраста не сформированная нервная система. А детям любого возраста.

Театрализованная деятельность детей раннего дошкольного возраста, как средство к успешной адаптации в ДОУ Шишина Ольга Николаевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным.

Успешная адаптация ребенка к детскому саду

Успешная адаптация ребенка к детскому саду как показатель качества

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу. Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат — спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения: четкий режим дня, отсутствие родных рядом, длительный контакт со сверстниками;
необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.
Адаптирующегося ребенка отличает преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха, нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми, утрата навыков самообслуживания, нарушение сна, снижение аппетита, регрессия речи, изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности, снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).

Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:
в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);
начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»). Обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.).
И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.
Адаптирующегося родителя отличает повышенная тревожность,
обостренное чувство жалости к ребенку и к себе,
преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет),
повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания), многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).

Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса.
Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, название которому — адаптация.
Адаптирующегося педагога отличает чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и психологической утомляемости, повышенная эмоциональность.
Сколько это будет длиться?! Или когда наступит конец адаптации?
Выделяют три степени адаптации: легкую (15-30 дней); среднюю (30-60 дней); тяжелую (от 2 до 6 месяцев).
По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.
Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции.

Это означает, что, при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу, ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам, малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки, ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду, восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду, нормализуется сон как в детском саду, так и дома, восстанавливается аппетит.
Адаптация — это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.
Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.
На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы: возраст, состояние здоровья, уровень развития навыков самообслуживания, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности. приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?

Во-первых , надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
В-третьих , дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т.д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.
И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.

Способы уменьшить стресс ребенка; необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ, в первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ. Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности. Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике.

Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение?

В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длится период адаптации. Организм ребенка еще не способен справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.
Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением — игры на воде: наберите в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются одному общему правилу – они должны быть нешумными, спокойными.
Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов), строить из мягкой мозаики красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, — через 15-20 минут ребенок будет спокоен.
Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый вечер.
Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и тоже время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку.
Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань».

1 Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 176с. ил

2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медецина 2007. — 304с.

3. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.

4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.

5. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ — М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.

6. Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. — М.: Педобщество, 2003, 240с.

7. Ж-л № 4. Ребенок в детском саду.-2001.

8. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка — М.: Просвешение,1985.- 112 с.

9. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях — М.: Владос, 2007, — 176с.

10. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению — М.: Книголюб, 2000. – 72с.

11. Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. — М.: Мозаика-Синтез, 1996. – 160с.

12. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. – 382с.

13. Ступени общения: от года до семи лет/Под редакцией Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой.– М., 1992.

14. Тонкова-Ямпольская Р.В. “Основы медицинских знаний”- М.: Просвещение, 1986. – 320с. ил.

Читать еще:  Адаптация в садике
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector