221madou.ru

Мама и Я
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как быстро научить ребенка читать в 7

Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях в 7 лет (1 класс)?

Умение читать – это навык, который должны привить ребенку, прежде всего, его родители. Не стоит ожидать, пока сын или дочь пойдет в 1 класс, где ими будут заниматься педагоги, ведь, во-первых, детям очень нравится изучать что-то новое с родителями, а, во-вторых, мама и папа могут существенно помочь подготовится к переломному в жизни дошкольника моменту.

Понимая, как правильно и быстро научить ребенка в 7 лет читать, родители могут превратить подготовку ребенка к 1 классу в увлекательное занятие, а обучение чтению по слогам – в интересную игру. На самом деле, это не сложно, но, конечно, такие занятия требуют определенных временных и моральных затрат, но полученные результаты этого действительно стоят.

Когда и как нужно начинать учить ребенка читать для подготовки к 1 классу в 7 лет?

Как утверждают детские психологи, самым оптимальным для обучения ребенка чтению является возраст 4,5-6 лет. На практике же многие детки сами изъявляют желание учиться примерно с 5-летнего возраста. Существует ряд показателей, по которым можно судить, готовы ли ваша дочка или сын к таким занятиям.

Возрастные особенности и готовность к чтению в 7 лет

В семилетнем возрасте дети начинают активно интересоваться тем, что написано на окружающих их предметах.

Для начала необходимо понять, насколько ребенок готов к столь ответственному и непростому процессу. Это можно определить по:

  • отсутствию проблем с произношением слов;
  • достаточно хорошему владению устной речью;
  • развитости фонематического слуха, когда ребенок способен различать и повторять услышанные звуки;
  • отсутствию проблем со слухом;
  • свободной ориентации в окружающей среде.

Внимательные родители всегда отметят подобный прогресс в развитии сына или дочери, и помогут усовершенствовать эти навыки и умения.

Лучшие методики

Перед тем как обучать ребенка чтению, родителям самим необходимо получить представление о том, как это должно происходить. С этой целью были разработаны специальные методики, которые помогут без давления и спешки проводить столь ответственные задания с детьми 7 лет:

    Метод Домана. Этот способ еще называется «глобальным чтением». Он подразумевает обучение чтению целых слов посредством вовлечения в процесс механической памяти. Так, на столе необходимо разложить карточки с написанными на них простыми словами: «мама», «папа», «шкаф», «стул» и др. Видя их постоянно, малыш будет запоминать написание, что впоследствии поможет ему быстрее научиться читать.

С чего начинать обучение чтению по слогам?

Важно учитывать, что скорочтению семилетних деток учить не стоит. Эта методика еще слишком сложна для них, и подходит только для школьников 10-12 лет. До того как дети достигнут такого возраста, их лучше всего учить читать в темпе, соответствующем разговорному. Так они будут намного легче запоминать и усваивать новую информацию.

Если мама не знает, с чего начать обучение, то необходимо обратить внимание на специализированные книжные магазины с детскими пособиями. Сегодня брошюр, помогающих в данном процессе, существует огромное множество, поэтому выбрать будет из чего.

Варианты упражнений для обучения чтению в домашних условиях

Есть несколько эффективных вариантов упражнений, которые помогут научить семилетних деток читать:

  1. Ребенок сидит на стуле, руки на коленях. При команде «бросок» он начинает читать, когда же звучит слово «засечка» – он останавливается. Отдых длится несколько секунд, после чего снова звучит команда «бросок», и учащийся должен отыскать строчку, где он закончил чтение, и продолжить процесс. Занятие можно продолжать не более 5 минут.
  2. Во время занятия «Буксир» необходимо менять темп чтения от медленного к более быстрому. Ребенок при этом не должен отставать в скорости прочтения текста. Затем следует перейти на чтение «про себя», что школьник тоже должен повторить.

Через некоторое время нужно снова начать произносить слова вслух.

  • Последнее занятие базируется на поиске в таблице со слогами второй части, которая будет формировать определенное слово.
  • Такие занятия лучше всего выполнять в группе детей. Но если уроки проводятся в семейном кругу, то участвовать должны оба родителя.

    Основные правила обучения чтению ребенка 1 класса

    Чтобы процесс обучения протекал как можно легче для младшего школьника, необходимо:

    1. Правильно подобрать обучающее пособие. Лучше всего отдать предпочтение названному выше букварю Н. С. Жуковой, где максимально подробно расписаны и учтены все особенности букв и слогов.
    2. Изучать гласные и согласные звуки в правильном порядке. Сначала необходимо выучить открытые, «твердые» гласные: А, О, Ы, У, Э. Затем можно переходить к изучению твердых звонких согласных букв: М и Л.

    Только после этого можно переходить к изучению шипящих звуков Ж, Ш, К, Д и пр.

  • После пройденного этапа необходимо проводить его повторение с целью закрепления результата.
  • Далее можно переходить к обучению чтению по слогам. Согласную букву необходимо протягивать как можно дольше, чтобы она мягко и плавно перетекала в гласную. Например, слог «ма» необходимо произносить следующим образом: «ммммм-аааа».
  • Первые изучаемые слоги должны быть несложными: ма, ла, ло и пр.
  • Когда ребенок научится читать простые слоги, можно учить его более сложным: АВ, ОМ, УС и пр. И только после прохождения этого этапа следует переходить к чтению целых слов.
  • Наиболее распространенные ошибки родителей

    Есть несколько нюансов, которые необходимо учитывать при обучении ребенка чтению. Самыми распространенными ошибками родителей в данном случае являются:

    1. Произнесение не самих звуков, а алфавитных букв. Например, КА, ЭМ, ПЭ и т. д. Правильно будет говорить М, Л, Н и т. д. Если с самого начала совершать подобные ошибки, то можно добиться того, что ребенок не поймет специфики чтения по слогам, у него возникнут проблемы с их произношением и формированием. Например, он не сможет прочитать элементарное слово «мама», произнося «мэамэа».
    2. Многие родители подсознательно учат будущего школьника «вырывать из контекста» отдельные слова, словосочетания или фразы. Это в корне неправильно, поскольку дети при таком подходе в будущем будут испытывать трудности во время прочтения больших текстов или даже абзацев, состоящих из нескольких предложений.

    И, конечно же, одной из самых распространенных и, пожалуй, грубейших ошибок родителей является спешка. Не следует требовать от младшего школьника невозможного – научиться читать сразу, необходимо проявить терпение. Если ему сложно – объяснить все заново, максимально подробно и обстоятельно. Только тогда труды учащегося и обучающего будут вознаграждены по максимуму!

    Как научить ребенка скорочтению в 1-2 классе: слоговая таблица и другие упражнения по технике быстрого чтения

    Нередко у младших школьников учеба идет ни шатко ни валко, поскольку они очень медленно читают. Низкая скорость получения информации влияет на скорость выполнения всей работы в целом. В итоге ребенок подолгу сидит над учебником, а успеваемость находится на отметке «удовлетворительно».

    Как научить ребенка быстро читать и в то же время осознавать прочитанное (подробнее в статье: как научить ребенка писать быстро и правильно?)? Можно ли добиться того, что чтение станет познавательным процессом, дающим массу новой информации и не станет «тупым» считыванием букв и слогов? Мы расскажем, как обучить школьника скорочтению и не потерять при этом истинный смысл занятия. Читаем быстро, но качественно и вдумчиво.

    Крайне важно научить ребенка не просто читать, но еще и осознавать прочитанное

    С чего начинать обучение скорочтению?

    Говоря о классическом приеме скорочтения, подчеркнем, что основа в нем – это полный отказ от внутреннего проговаривания. Такая методика не годится для младших школьников. Начинать ее следует не раньше 10-12 лет. До этого возраста дети лучше усваивают информацию, которая считывается на той же скорости, что при говорении.

    Родители и педагоги все же могут почерпнуть для себя ряд полезных принципов и приемов, которые входят в эту методику. Детский мозг в возрасте 5-7 лет имеет все возможности для полноценного раскрытия и совершенствования – об этом говорят многие педагоги маститых школ: Зайцева, Монтессори и Глена Домана. Все эти школы начинают обучать детей чтению именно в этом возрасте (около 6 лет), лишь одна известная всему миру Вальдорфская школа начинает процесс немного позже.

    Готовим к чтению дошколят

    Сегодня на прилавках магазинов существует огромный ассортимент пособий для обучения чтению. Мамы и папы, разумеется, начинают этот процесс с изучения букв, для чего покупаются азбуки в самых разных видах: говорящие книжки и плакаты, кубики, паззлы и многое другое.

    На помощь самым младшим деткам приходит азбука

    Цель у всех родителей чрезвычайно важная, но при этом следует помнить, что нужно учить сразу так, чтобы потом не пришлось переучивать. Часто, сами того не ведая, взрослые учат не теми методами, что в итоге рождает в голове у ребенка путаницу, которая ведет к ошибкам.

    Наиболее распространенные ошибки родителей

    • Произнесение букв, а не звуков. Ошибочно называть алфавитные варианты букв: ПЭ, ЭР, КА. Для правильного обучения требуется их краткое произнесение: П, Р, К. Неправильное начало приведет к тому, что позднее при словосложении у ребенка возникнет проблема в формировании слогов. Так, например, он не сможет идентифицировать слово: ПЭАПЭА. Таким образом, кроха не может увидеть чудо чтения и понимания, а значит, и сам процесс станет для него абсолютно неинтересным.
    • Ошибочное научение соединению букв в слоги и чтение слов. Будет неверным следующий подход:
      • говорим: П и А будет ПА;
      • чтение по буквам: Б, А, Б, А;
      • анализ слова только взглядом и воспроизведение его без учета текста.

      Учим читать правильно

      Следует учить малыша тянуть первый звук до начала произнесения второго – к примеру, МММО-РРРЕ, ЛЛЛУУУК, ВВВО-ДДДА. Обучив ребенка таким образом, вы увидите положительные сдвиги в обучении намного быстрее.

      Навык чтения тесно связан с правильным произношением звуков

      Очень часто нарушения чтения и письма берут свою основу в произносительной базе ребенка. Малыш неправильно произносит звуки, что влияет в дальнейшем на чтение. Советуем начинать посещать логопеда начиная с возраста 5 лет и не дожидаться, когда речь установится самостоятельно.

      Занятия в первом классе

      Известный профессор И.П. Федоренко разработал собственную методику обучения чтению, главный принцип которой заключается в том, что важно не сколько времени вы тратите на книгу, а то, как часто и регулярно вы занимаетесь.

      Многие родители, сами того не желая, ставят палки в колеса стремлению ребенка научиться читать. Во многих семьях ситуация складывается однотипно: «Садись за стол, вот тебе книга, прочти первую сказку и пока не закончишь, не выходи из-за стола.» Скорость чтения у малыша, учащегося в первом классе, очень низкая и поэтому на прочтение одного короткого рассказа ему потребуется не меньше часа. За это время он очень устанет от умственного тяжелого труда. Родители таким подходом убивают в ребенке желание к чтению. Более щадящий и эффективный способ проработки одного и того же текста – это порционная работа над ним, по 5-10 минут. Затем эти попытки в течение дня повторяются еще раза два.

      Дети, которых заставляют читать, обычно полностью теряют интерес к литературе

      Когда ребенок садится за книгу без удовольствия, важно применять в таком случае щадящий режим чтения. При таком способе между прочитыванием одной-двух строчек малыш получает небольшой перерыв.

      Для сравнения можно себе представить просмотр слайдов из диафильма. На первом кадре ребенок читает 2 строчки, затем изучает картинку и отдыхает. Затем переключаем на следующий слайд и повторяем работу.

      Большой педагогический опыт позволил учителям применять различные эффективные методики по обучению чтению, которые можно использовать и дома. Ниже приведем примеры некоторых из них.

      Упражнения

      Слоговая таблица скоростного чтения

      В данном наборе содержится перечень слогов, которые повторяются многократно за один сеанс прочтения. Такой способ отработки слогов тренирует артикуляционный аппарат. Сначала дети прочитывают одну строку таблицы медленно (хором), затем в чуть более быстром темпе, а в последний раз – как скороговорку. В течение одного урока отрабатывается от одной до трех строк.

      Использование слоговых табличек помогает ребенку скорее запомнить сочетания звуков

      Изучая такие слоговые таблицы, дети начинают понимать, по какому принципу они строятся, им проще сориентироваться и найти требуемый слог. Со временем детки понимают, как быстро находить слог на пересечении вертикальной и горизонтальной линий. Сочетание гласных и согласных становится для них понятным с точки зрения звукобуквенной системы, в дальнейшем становится проще воспринимать слова как единое целое.

      Открытые слоги нужно читать как по горизонтали, так и по вертикали (подробнее в статье: как быстро научить ребенка читать слоги слитно?). Принцип чтения в таблице двоякий. Горизонтальные строчки отображают один и тот же согласный звук с различными вариациями гласных. Читается согласный протяжно с плавным переходом в гласный звук. В вертикальных строчках гласный остается одним и тем же, а согласные звуки меняются.

      Хоровое произнесение текста

      Тренируют артикуляционный аппарат в начале урока, а в середине снимают чрезмерное утомление. На листе, который выдается каждому ученику, предлагается ряд скороговорок. Первоклассники могут выбрать для отработки понравившуюся или относящуюся к теме урока скороговорку. Произнесение скороговорок шепотом также является отличной тренировкой для артикуляционного аппарата.

      Выполнение упражнений на артикуляцию повышает чистоту речи и помогает скорочтению

      Комплексная программа для чтения

      • многократное повторение написанного;
      • чтение в быстром ритме скороговорки;
      • продолжение чтения незнакомого текста с выражением.

      Совместное выполнение всех пунктов программы, произнесение не очень громким голосом. Темп у каждого свой. Схема проведения следующая:

      Прочитанное и осознанное содержание первой части сказки/рассказа продолжается хоровым чтением вполголоса следующей части. Задание длится 1 минуту, после чего каждый школьник делает отметку, до какого места он дочитал. Затем задание повторяется с тем же отрывком, новое слово также отмечается и результаты сравниваются. В большинстве случаев второй раз показывает, что количество прочитанных слов стало больше. Увеличение этого количества создает положительный настрой у детей и им хочется добиваться все новых успехов. Советуем изменить темп чтения и прочесть как скороговорку, что будет развивать артикуляционный аппарат.

      Третья часть упражнения заключается в следующем: знакомый текст читается в медленном темпе с выражением. Когда дети доходят до незнакомой части, темп чтения увеличивается. Прочитать будет нужно одну или две строчки. С течением времени количество строк нужно увеличивать. Вы заметите, что через несколько недель систематических занятий у ребенка будет отмечаться явный прогресс.

      В обучении очень важна последовательность и легкость упражнений для ребенка

      Варианты упражнений

      1. Задание «Бросок-засечка». При выполнении упражнения ладони учащихся находятся на коленях. Начинается оно словами учителя: «Бросок!» Услышав эту команду, дети начинают читать текст из книги. Затем учитель говорит: «Засечка!» Это время для отдыха. Дети закрывают глаза, руки же все время остаются на коленях. Услышав вновь команду «Бросок», учащиеся ищут строчку, на которой они остановились и продолжают чтение. Продолжительность упражнения – около 5 минут. Благодаря такой тренировке дети учатся зрительному ориентированию по тексту.
      2. Задание «Буксир». Целью данного упражнения является управление способностью менять темп чтения. Первоклассники читают текст вместе с учителем. Учитель подбирает удобный для учащихся темп, а школьники должны стараться не отставать. Затем учитель переходит в чтение «про себя», что также повторяют дети. Спустя небольшой промежуток времени учитель снова начинает чтение вслух, а дети, при правильном улавливании темпа, должны читать вместе с ним одно и то же. Повысить уровень чтения можно, делая данное упражнение в парах. Лучше читающий ученик читает «про себя» и одновременно водит пальцем по строчкам. Сосед читает вслух, ориентируясь на палец партнера. Задача второго ученика успевать за чтением более сильного партнера, что должно в перспективе увеличить скорость чтения.
      3. Найти половинку. Задачей школьников будет поиск в таблице второй половины слова:
      Ва – каре – гасолн – царь
      Ком – гонкни – летры – тух
      Редь – пасби – папе – це

      Как научить ребенка быстро читать

      Здравствуйте, дорогие родители!

      Если ваши дети медленно и с трудом читают, обучаясь в начальной школе, то эта статья будет вам полезна.

      Основные показатели скорости чтения

      В 7, 8, 9, 10 лет могут возникать проблемы со зрением ребенка, его вниманием и восприятием, и как следствие – трудности при чтении.

      Но в 1-4 классах дети должны научиться хорошо, быстро читать, потому что в начале учебы необходимо получать много информации из учебников, иначе в дальнейшем проблемы могут усугубиться.

      В школе быстрота чтения измеряется количеством слов, прочитанных за минуту.

      Средние показатели для детей начальной школы

      • 1 класс – 30-40;
      • 2 класс – минимум 50-60;
      • 3 класс – 70-90;
      • 4 класс – 100-120 слов в минуту.

      Техника скорочтения позволит увеличить быстроту чтения ребенка до 600 слов в минуту.

      Показатель для взрослых

      Стоит отметить, что средний показатель у взрослых составляет примерно 200.

      А скорость чтения Вашего школьника достаточно высокая для нормального обучения?

      Если Ваш ответ – «нет», то я расскажу Вам, как исправить эту ситуацию с помощью нескольких методик в домашних условиях и понять, нет ли у ребенка более серьезных проблем, а также дам парочку полезных рекомендаций.

      Возрастные особенности и трудности при чтении

      Вы спросите: «Что не так, почему мой ребенок медленно читает?»

      Важно понимать, что дети не виноваты в своих трудностях, и относиться к их возрастным особенностям лояльно.

      Ваш ребенок сейчас находится в младшем школьном возрасте.

      Этот период характеризуется некоторыми особенностями психики и организма.

      • Ведущий вид деятельности сменился с игры на учебу, осталось стремление к физической активности, отвлекаемость, неусидчивость.
      • Внимание и восприятие непроизвольны, то есть ребенок не может заставить себя читать, если ему это не интересно и в книге ничто ему не привлекательно
      • Произвольная память также еще не сформирована, поэтому школьник запоминает лучше всего то, что имеет эмоциональное подкрепление (таким образом, ребенок может забыть что-то, что прочитал минуту назад, если эта информация была скучной, и это отразится на скорости чтения, так как придется каждый раз возвращаться к уже прочитанному).
      • Сравнительно низкие данные остроты и поля зрения в этом возрасте осложняют процесс чтения.
      • Относительно небольшой лексический запас ребенка не позволяет ему ускорить действие без потерь для понимания смысла текста.

      Серьезные проблемы, нарушающие процесс быстрого чтения

      Нельзя не отметить, что ребенок может медленно читать из-за каких-либо более серьезных проблем.

      Очень важно вовремя их заметить и обратиться к специалисту!

      СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

      Данный синдром проявляется в постоянной отвлекаемости и неустойчивости внимания, невозможности запомнить информацию надолго, суетливости и резкости движений ребенка.

      Это заболевание, которое нуждается в своевременном лечении, иначе оно может привести к осложнениям.

      Дислексия

      При данном нарушении ребенок неправильно распознает прочитанные символы, вследствие чего и в понимании смысла текста появляются сложности.

      Синдром нуждается в коррекции, иначе ребенок не сможет нормально читать.

      Медлительность

      Нет, это не просто отрицательное качество ребенка, а действительно особенность нервной системы, поэтому не ругайте и не торопите малыша, — это ему не поможет, а лишь помешает.

      Нарушения слуха и зрения

      Эти заболевания должны диагностироваться во время медосмотра в школе (либо еще до поступления в нее).

      Дальнейшая коррекция особенностей здоровья или приспособление к ним может решить проблему с чтением.

      Дизартрия

      Из-за слабого артикуляционного аппарата (рот, горло) ребенка при чтении вслух может показаться, что он плохо читает.

      Заболевание определяется как патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова.

      Перейдем к основной части, в которой будут рассмотрены средства достижения нашей цели.

      Правила совершенствования навыков чтения

      Есть такие вещи, о которых не стоит забывать при обучении скорочтению.

      • Выбранная Вами литература должна соответствовать возрасту Вашего чада.

      Не стоит торопиться и усложнять ему задачу, заставляя читать нечто более взрослое и «умное», дабы расширить словарный запас и чему-то научить малыша.

      • Занимайтесь скорочтением только если ребенок сам этого хочет и заинтересован в чтении.

      Обеспечьте ему комфортные условия.

      Если малыш не захочет развивать свои навыки или что-то будет его отвлекать, об успехе этого дела можно забыть.

      Кроме того, начинать занятия следует только тогда, когда ребенок уже научился читать не по слогам, а по словам.

      • Во время занятий не забывайте регулярно устраивать перерывы.

      Пусть ребенок сделает зрительную гимнастику (я расскажу Вам немного о ней в конце), разомнется, отдохнет и с новыми силами приступит к покорению новых вершин!

      • Поощрение, подбадривание – неотъемлемая часть процесса, которая способствует успеху в развитии навыков Вашего чада.

      Акцентируйте его внимание лишь на положительных установках и никогда не сравнивайте с другими детьми!

      Если есть желание сравнить своего ребенка с кем-то, то сравните его с ним вчерашним!

      Пусть у младшего школьника появится желание побивать собственные рекорды, а не оценивать себя в соответствии с чужими.

      • Будет замечательно, если ребенок увидит пример любви к чтению в Вашем лице!

      Пусть малыш почаще видит своих родителей (авторитетных для него людей) с книгой в руках (не только в процессе вытирания пыли).

      Развитие способностей психики и организма

      Произвольное внимание

      Наши дорогие младшие школьники еще не умеют длительное время концентрировать свое внимание на нужной информации, но это необходимо для процесса обучения.

      Данный навык можно тренировать с помощью простых упражнений.

      Ребенку требуется с помощью взгляда найти выход из лабиринта.

      Поле зрения

      Очень хорошо, когда ребенок умеет за мгновение распознавать не одно, а сразу несколько слов, тогда в его голове будет формироваться целостный образ.

      Например, он не будет сначала представлять себе человека, а затем уже действие, которое он выполняет, — ребенок будет сразу видеть человека, делающего что-то.

      Для расширения поля зрения также существуют различные упражнения, «Клиновидные таблицы» — одно из них.

      Требуется смотреть в центр строчки, параллельно называя цифры, которые он видит на ее начале и конце.

      Упражнение будет выполнено успешно тогда, когда малыш дойдет до последней строчки и сможет увидеть обе боковые цифры одновременно.

      Упражнения для быстрого чтения

      • Чтение на время

      В этой технике нет ничего сложного, принцип прост и знаком нам.

      Нужно сначала объяснить ребенку задание, затем дать ему текст посильного размера и сложности, установить на таймере (или засечь по секундомеру) одну минуту и начать чтение.

      Когда минута пройдет, зафиксировать, где ребенок остановился, и подсчитать количество прочитанных слов.

      Далее повторяйте чтение того же самого текста на время.

      Скорость чтения постепенно будет больше и больше – укажите на это, пусть ребенок замечает свои успехи и стремится к новым!

      • Выделение главного в тексте

      Очень важно научить ребенка не просто быстро читать, но и понимать при этом, о чем говорится в тексте, что им хотел донести автор и какие выводы можно сделать на его основе.

      Скажите ребенку прочитать какой-нибудь текст настолько быстро, насколько он может.

      После прочтения задайте ему пару-тройку вопросов по тексту.

      Повторяйте упражнение до тех пор, пока ребенок не сможет ответить на Ваши вопросы.

      • «Буксир»

      Как уже было сказано, следование пальцем по тексту упрощает и ускоряет процесс чтения.

      Только теперь помогите своему ребенку!

      Пусть он читает, пока Вы будете вести пальцем вдоль текста, постепенно набирая скорость.

      Своеобразный соревновательный элемент, стимул извне, заставит школьника стремиться к ускорению процесса.

      • Восстановление деформированных предложений

      Попросите малыша исправить предложения, в которых перемешаны слова.

      Пусть это будет 5-8 несложных предложений, увеличивайте нагрузку постепенно.

      1) «Снег и дома спокойно на опускался» — «Снег спокойно опускался на дома»;

      2) «Манной Маше дали каши нашей» — «Нашей Маше дали манной каши»;

      3) «До электричке мы доехали на станции» — «Мы доехали до станции на электричке»;

      4) «Рыбалке ловят рыбаки на рыбу» — «Рыбаки на рыбалке ловят рыбу» и так далее.

      Упражнение хорошо тренирует речевую гибкость, внимательность, память и поле зрения.

      С целью вовлечь ребенка в занятие, внести разнообразие и вызвать интерес, предложите ему читать тот или иной текст, пародируя интонации различных мультипликационных персонажей или животных.

      • Соединение частей слова

      Приготовьте для данного упражнения 10-15 слов.

      Разбейте каждое из них на 2 части и обе части напишите на отдельных карточках.

      Оформите их ярко и привлекательно, чтобы заинтересовать малыша.

      Пусть он найдет и соединит две части одного слова, а Вы каждый раз перемешивайте карточки.

      Давайте ребенку сначала слова из двух слогов, шаг за шагом усложняйте задачу.

      Эта тренировка развивает зрительную память, мышление и словарный запас школьника.

      Памятка про зрительную гимнастику

      Разумеется, нельзя забывать о здоровье глаз школьника!

      Чтение очень напрягает глаза, поэтому я хочу Вам посоветовать упражнения для зрительной гимнастики.

      1) В начале разминки нужно закрыть глаза и недолго, без надавливания, помассировать веки пальцами.

      2) Свести глаза к центру (посмотреть на нос), а затем вверх (на потолок), повторять чередующиеся действия.

      3) Затем повращать глазами в направлениях, указанных на изображении, опустив/подняв веки.

      4) Потом ребенку следует смотреть на какие-либо близкие и дальние предметы, чередуя действия.

      5) В завершение разминки следует помассировать глазки так же, как это было сделано в начале.

      Бонус

      Невозможно обойти стороной, такую книгу, как «Скорочтение для детей 6-9 лет.

      Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное?» Шамиля Ахмадуллина.

      Если Вы хотите еще лучше помочь своему школьнику, то обязательно познакомьтесь с ней!

      Данная методика получила огромное распространение и множество наград.

      Шамиль Ахмадуллин – детский психолог, он настоящий профи в проблемах эффективности детского обучения!

      Только представьте – он разработал более 40 собственных методик, направленных на решение таких проблем, и основал целые школы скорочтения и развития памяти!

      Этому человеку можно доверить развитие своего ребенка!

      Вы можете помочь своему ребенку раскрыть его потенциал!

      В заключении посмотрите водеоролик

      Как обучить ребенка быстро читать в домашних условиях?

      Надеюсь, что у Вас все получится! Если статья показалась Вам полезной и интересной, поделитесь ей с друзьями, подписывайтесь на мой блог и ждите новостей!

      Всем хорошего дня
      С уважением,
      Анастасия

      Возможно ли научить ребенка быстро читать в домашних условиях?

      Здравствуйте, уважаемые читатели и подписчики. Сегодня разговор пойдет о том, как научить ребенка быстро читать в домашних условиях. По этому поводу существует как минимум три мнения:

      1. Психологов, которые считают, что лучший возраст для обучения от 4 лет;
      2. Педагогов – среднестатистический ребенок начинает демонстрировать интерес к буквам под картинками с 5 лет;
      3. Мамочек на детской площадке – у них все дети поголовно читать начинают раньше, чем говорить. Ну, в крайнем случае, лет с трех.

      Объективный подход

      Прежде чем осуждать плюсы и минусы различных программ, давайте определимся, что собственно дает малышу раннее обучение чтению (письму, заучиванию стихов, танцам, языкознанию и проч.).

      Сразу оговоримся, мы не будем рассматривать амбиции родителей и их желание похвастаться перед друзьями и родственниками «гениальностью» своего ребенка.

      Многие мамы и папы убеждены, что раннее развитие ребенка пойдет ему только на пользу. Они начинают подыскивать развивающую школу чуть ли не с пеленок.

      Но если подходить к вопросу более беспристрастно, то, скорее всего, либо родители имеют некие психологические трудности, либо им нечем занять своего ребенка и обеспечить ему просто счастливое детство.

      С другой стороны темп сегодняшней жизни уже не позволяет следовать советам наших бабушек: «Пойдет в школу – всему научится!» Практически все специалисты (педагоги, психологи, медики) солидарны – учить ребенка читать предпочтительно с 5 лет.

      Базовые навыки для обучения чтению

      Учить ребенка читать следует с методик направленных на общее развитие.

      Малыш готов к обучению когда:

      • хорошо развита речь, произносимые предложения состоят из нескольких слов;
      • нет ярко выраженных дефектов произношения (но помним, что большинство детей не произносит звук «Р» до 6 лет);
      • хорошо ориентируется в пространстве, понимает верх/низ, право/лево;
      • развит фонематический слух – может выделить в слове отдельный звук, найти общий звук в разных словах

      Обзор существующих методов

      Дети все разные, кого-то из них можно посадить за азбуку уже в 3 года, а некоторые непоседы и в 7 лет с удовольствием поменяют книжку на футбольный мяч. И все-таки мы представляем на обозрение родителей лучшие из существующих методик по обучению чтению. И обязательно рассмотрим все плюсы и минусы.

      Фонетический

      Другое название – звуковой или «по слогам». Методика давняя и достаточно спорная, по ней обучали и наших бабушек и наших мам. С одной стороны прогресс не стоит на месте, в том числе и в плане развивающих программ, а с другой много поколений обучалось именно по ней, в результате и читать научились, и письмо освоили.

      Суть метода:

      • обучение буквам их фонетическому произношению (звукам);
      • следующий этап – запоминание (чтение) отдельных слогов;
      • слитное, протяжное прочтение слогов в слове;
      • беглое чтение слов в предложении.

      Все ступеньки проходят постепенно, буквы, слоги и слова произносятся только вслух.

      Положительные моменты

      1. Данную программу обучения используют в начальной школе – ребенку будет все понятно, не потребуется перестраиваться.
      2. Так как родители учились чтению именно так, методика им хорошо знакома – научить другого тому, что знаешь сам гораздо легче.
      3. Практически все занятия построены на проговаривании и озвучивании звуков и слов, это способствует формированию фонематического слуха малыша, а значит, в дальнейшем он будет не только читать, но и писать, и говорить правильно.
      4. Метод пользуется особыми рекомендациями логопедов.
      5. Для занятий не потребуется выделять время, место, создавать специальное расписание «уроков» и строго требовать выполнение распорядка. Тренироваться можно в свободной игровой форме: в магазине, поликлинике, электричке, на даче и даже во время серьезного похода по музею.

      Отрицательные моменты

      1. Метод предполагает обучение ребенка с 5-6 лет или непосредственно перед школой. Он не подходит поклонникам раннего развития.
      2. Весь принцип обучения построен на слуховом восприятии звуков, 3 – 4 летние дети (даже самые неординарные) не обладают достаточным уровнем развития. Поэтому, если ребенок не достиг 5 летнего возраста, обучать по данной программе – бессмысленно.

      Кубики Зайцева

      Метод освоения чтения по кубикам, на которых изображены не традиционные буквы, а слоги и слова. Он идеально подходит для занятий именно с маленьким детьми. Но в свое время был опробован и на взрослых для усвоения иностранных языков.

      Суть метода:

      • обучение не по слогам, а по складам;
      • все кубики отличны по размерам, материалам изготовления, цвету и т. д., в зависимости от складов, написанных на них – твердые/мягкие, звонкие/глухие, твердый и мягкий знаки, знаки препинания;
      • ребенок учится правильному запоминанию слова, словосочетания и предложения.

      Плюсы программы

      1. Ребенок легко и быстро, в игровой форме, без ошибок и запинок учится бегло читать целые предложения.
      2. На кубиках нет ошибочных складов, слов, выражений – в дальнейшем не придется запоминать многие грамматические правила, школьник просто не будет знать, как написать слово с ошибкой.
      3. Начинать обучение можно с 1 года.
      4. Если изначально ребенок не смог усвоить другую систему обучения или начальную школьную программу, кубики Зайцева станут «скорой помощью». И 7 летний ребенок освоит беглое чтение за каникулы.
      5. Метод поможет не только в освоении чтению, но и в развитии памяти, мелкой моторики, слуха и ритма.

      Минусы программы

      1. Основной недостаток – проглатывание окончаний, избавиться от него достаточно трудно, даже к окончанию начальной школы.
      2. Непонимания разбора слова по слогам – сложно понять принцип переноса, сделать фонематический и морфемный разбор.
      3. Существуют кубики, где слоги обозначены так, как произносятся, а не как выглядят при чтении, со временем возникает путаница.
      4. Весь набор кубиков и сопровождающих материалов достаточно дорог, а ребенок 1 – 4 лет отнюдь не собирается бережно относиться к «разноцветным игрушкам». Возможно, потребуется приобрести не один комплект или изготавливать их самостоятельно.

      Азбука Жуковой

      Методика доступна для детей с 3-х летнего возраста, на 4 – 5 занятии малыши начинают читать по слогам, но важным моментом становится умение хорошо говорить, пусть и небольшими предложениями.

      В помощь для обучения родителям предоставляется азбука (магнитная азбука). На самом деле авторов два: Надежда Жукова «Магнитная азбука», «Букварь», Олеся Жукова «Азбука для малышей».

      Суть методики

      • запоминание ведется в таком порядке: гласные буквы, гласные слоги, слова из 3 букв или 2 слогов, простые слова, словосочетания, предложения;
      • тренировка осознанного, основанного на понимании, чтения.

      Положительное

      1. Яркие, наглядные картинки.
      2. Основа и азбуки и букваря традиционное фонетическое обучение.
      3. Крупный шрифт, обозначены ударения.
      4. Ребенок не только учится читать, но и попутно запоминает незнакомые названия, предметы, глаголы.

      Отрицательное

      1. Картинки к буквам подобраны по системе не соответствующей мышлению 3 – 5 летнего ребенка.
      2. В «Азбуке» сначала идут слова, бесполезные для малыша, не знающего буквы, и только во второй части буквы и слоги.

      Существует еще немало различных методик и программ, которые помогут справиться с проблемой чтения в любом возрасте. Например, для деток до 2 лет отлично подойдет метод Глена Домана или Елены Бахтиной,

      Самая трудоемкая программа с использованием многочисленных пособий и разделением помещения на зоны – Монтессори. Для творческих деток – методика Ольги Соболевой и т. д.

      Ваш план действий

      Самое ужасное, что могут сделать родители – перепрыгивать от одной системы к другой, или организовать ребенку жесткий режим обучения, по типу школьных уроков.

      Выберите одну методику. Она должна быть понятна в первую очередь, обучающему (маме, папе, бабушке, соседке, няне и т.д.).

      Если же малыш не справляется, действуйте по следующему плану:

      1. Определить границы проблемы (не читает окончания, не понимает разницы между буквой и звуками, не может складывать звуки в слоги и проч.).
      2. Акцентировать внимание (и главное – терпение!) на решении проблемы.
      3. Определить время на занятие 15 – 20 мин., в зависимости от возраста. Больше нет необходимости. Подумайте: 15 мин. в день это больше полутора часов в неделю и 87 часов в месяц, а сколько за полгода? Поверьте, за такое время можно не только слова в предложения научить складывать, но и прочитать с ребенком несколько томов детских сказок.
      4. Хвалить, хвалить, хвалить. и так до бесконечности. Если что-то не получается: «Ну, тут ты немного запнулся, но потом справился. Молодец!»
      5. Мотивация – огромная движущая сила. Даже взрослый (и вроде бы разумный) человек ничего не будет делать хорошо без должной мотивировки. Показываете, как пишется собственное имя (пусть прочитает его на футболке, кружке, кубиках, рюкзаке), название улицы, магазина игрушек и т. п.
      6. Не форсируйте события!

      Не переживайте, и не гонитесь за успехами других детей.

      Годам к 15 – 16 ваш ребенок все равно уже будет достаточно бегло читать. Может лучше потратить «золотое детство» на обучение музыке, рисованию, заинтересовать футболом и каратэ?

      Вдруг ваш малыш музыкальный гений или будущий олимпийский чемпион, а вы тратите его время на совершенно не нужные ему в этом возрасте навыки?

      Дополнительные советы от «бывалых» родителей

      Даже гений должен уметь читать и писать. Так что учить ребенка грамотности все-таки придется, и делать это желательно до школы. Тогда малыш не будет чувствовать себя одиноким «незнайкой» на фоне других бегло и выразительно читающих детей. Поэтому дополнительные советы от тех счастливых родителей, кто уже прошел этот путь, не помешают:

      1. Не надо учить азбуке в алфавитном порядке.
      2. Начинают только со знакомых слов.
      3. Самый лучший помощник — красочные иллюстрации. Это могут быть готовые картинки, или те, что нарисует мама, или те, что нарисует малыш.
      4. Большая часть обучения, по любой методике – в игровой форме!
      5. Дополнительно развивать внимание, память, наблюдательность.
      6. Привлекать в качестве обучающего материала не только книжки и кубики, но и видео мультфильмы, сказки, стишки, развивая восприятие речи на слух.
      7. Заниматься нужно каждый день.
      8. Не перегружать ребенка, обязательно контролируйте объем поступающей за один урок информации.
      9. Не требуйте быстрого чтения, все внимание должно быть уделено чтению осознанному. Иначе получится ситуация, когда ребенок, дочитав до конца предложения, забыл, о чем шла речь в начале. Так теряется смысл текста, малыш не сможет пересказать прочитанное.

      Видео рекомендации как научить ребенка читать в домашних условиях

      Упражнения на внимание

      Невнимательного малыша сложно чему-нибудь научить. Но для этого существуют особые игры-упражнения на внимание. Для начала учим ребенка бегло читать слова. А затем затрудняем задачу:

      1. Складываем из кубиков слово и изымаем 1 букву. Для того чтобы найти пропажу нужно прочитать предельно внимательно, по слогам. Если малыш пытается угадать слово, не получится, придется медленно прочитывать буква за буквой.
      2. Аналогично складываем слово, но в данном случае вставляем лишнюю букву. На первом этапе это должна быть согласная.
      3. Сложить и попросить озвучить несколько похожих слов, отличающихся на 1 – 2 буквы.

      Такие и подобные занятия хорошо тренируют внимательность и умение слушать и выполнять конкретное задание. Также родителям которые спешат научить ребенка читать рекомендую статью про фонематический слух по ссылке. А еще раннее развитие по методике Железнова. Для детей постарше подойдет статья «Ценные советы как правильно научить читать ребенка по слогам» читайте по ссылке.

      Выводы

      Подводя итог, можно сказать, что большинство методик не сильно изменились со времен наших мам и бабушек. Да, они модернизируются, привносится больше игровых элементов, используется масса дидактического и вспомогательного материала. Сейчас 2 – 3 летние дети более развиты и любопытны, чем их сверстники 20 – 30 лет назад.

      Для родителей самое главное изучить все инструкции, запастись терпением и приступать к обучению учитывая склонности и особенности характера своего ребенка.

      Ну вот, пожалуй, и все. Мы прощаемся с вами до следующей не менее актуальной темы. Подписываетесь на наш блог, чтобы ничего не пропустить. И обязательно отправьте ссылку своим друзьям, может у них другое мнение?

      Читать еще:  Как научиться читать по русский ребенку
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector