221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научить беглому чтению

Как научить ребенка быстро читать (бегло)

Хорошие навыки чтения – это залог успешной учебы в школе. Если ребенок научится читать бегло, то и весь учебный материал будет усваиваться быстрее и легче. Многих родителей волнует вопрос, как научить ребенка быстро читать, какие методики и упражнения для этого использовать, как привить желание читать самостоятельно.

Многие дети учатся читать еще до школы. Но оказывается, научить ребенка читать — это лишь вершина айсберга. Конечная цель — научить его читать быстро (бегло) и правильно!

Давно замечено, что те дети, кто осваивал технику чтения с трудом, кто долго корпел над слогами и так и не освоил беглое чтение в начальной школе, в средних и старших классах не входят в число успевающих учеников. Стоит задуматься, ведь в современном мире огромные объемы информации, читать быстро — это значит пропускать через себя и фильтровать все лишнее и неважное.

Самые главные критерии обучения быстрому чтению – это совпадающая скорость речи и скорость чтения, а также включение в работу слуховых анализаторов. Мотивация самого ребенка в этом деле очень важна, поэтому, путь кнута и муштры тут никак не подойдет, только «пряником». Скорость чтения — на панацея, но этому моменту стоит уделить внимание, особенно в 1-2 классе. Поэтому и существуют нормативы по технике чтения для детей — это ориентир, но ни в коем случае не бич современной школы.

Как научить ребенка читать бегло: методики и упражнения по увеличению скорости чтения

Если хотите, чтобы у ребенка не возникало проблем в школе из-за недостаточной скорости чтения, необходимо подобрать для него подходящую методику и выработать комплекс упражнений.

1. Чтение на время. Выберите небольшой отрезок текста, который подходит ребенку по возрасту. Как только ребенок начинает его читать, вы засекаете время. А по прошествии определенного отрезка времени (оптимально начинать с одной минуты) просто подсчитываем прочитанные слова. После подсчета попросите ребенка опять прочесть тот же отрезок и снова засеките время.

Такой метод позволит наглядно показать ребенку, как стремительно увеличивается скорость с каждым разом – ребенок должен видеть и осознавать собственные успехи.

2. Выделение главного. Чтобы увеличить не только скорость, но и понимание прочитанного, сделайте такое упражнение. Предложите ребенку прочитать фрагмент текста как можно быстрее, а потом задайте несколько вопросов по содержанию. Ребенок должен научиться при чтении выделять главное для себя и уметь уверенно отвечать на поставленные вопросы. Не беспокойтесь – если с первого раза не получилось, повторите попытку.

3. Разделение слов. К этому упражнению необходимо подготовиться заранее. Напишите на листочках бумаги 10-15 слов, а потом каждую карточку разрежьте пополам так, чтобы слово было разделено на 2 части. Для привлечения внимания ребенка можно украсить карточки. Задача ребенка – правильно сложить слова из перемешанных карточек.

4. Деформированные предложения. Перемешайте слова в предложении. Предложение не должно содержать слишком много слов – это запутает ребенка. Начинайте с простых и понятных предложений, тогда ребенок устанет не так быстро. Для одного упражнения вполне хватит 5-7 предложений.

5. Ролевое чтение. Увлечь ребенка чтением поможет ролевое чтение. Возьмите отрывок из любимой сказки ребенка – пусть он читает реплики своего любимого героя и старается воспроизвести подходящую интонацию. Вообще полезно учить ребенка читать текст с разной интонацией – тихой и спокойной, громкой и злой, веселой и возбужденной, грубой и отрывистой…

6. Наращивание слов. Подготовьте несколько коротких слов, напишите каждое на отдельной бумаге и предложите ребенку это слово делать больше. Например, кот, котик, котенок, котеночек. Чтобы облегчить его задачу, можно сделать для ребенка картинки-подсказки.

7. Разнообразие. Выберите текст, разделите его на 3 небольших отрезка. Попросите ребенка каждый абзац читать по-разному. Пусть он прочитает один абзац громко и четко, второй – тише, а третий – шепотом. А после прочтения всего текста попросите ребенка пересказать смысл всех прочитанных абзацев.

8. Игра с ударениями. Это упражнение рассчитано на то, чтобы научить ребенка правильно ставить ударения в словах и быстрее понимать текст. Подберите слово. Предложите ребенку по очереди ставить ударения на разные слоги. Спросите, где ребенку наиболее удобно поставить ударение, а если он назовет ошибочное положение, тут же исправьте его.

9. Поиски нужного слова. Подберите небольшой текст и поиграйте с ребенком в игру – кто быстрее найдет нужное слово в тексте. Элемент соревнований помогает ребенку, дает ему мотивацию, помогает быстрее воспринимать материал и развивает словесную память ребенка.

10. Вовлечение ребенка в чтение. Подберите произведение, которое наверняка заинтересует ребенка (например, сказка). Начните читать сами, а на интересном месте скажите, что вам начали болеть глазки. Может ли ребенок помочь вам и почитать продолжение? Вполне достаточно, если ребенок прочтет 2 абзаца, после этого можно задавать вопросы о прочитанном, какие слова чаще остальных употреблялись в тексте.

11. Война с согласными. Две подряд стоящие согласные – частый враг детей, который мешает быстро прочесть слово. Каждый день прорабатывайте частые сочетания согласных. Напишите около 30 слов с этим явлением и давайте ребенку для прочтения, каждое слово нужно прочесть не менее 2-3 раз.

12. Записки для ребенка. Необходимо дать ребенку понять, насколько важно чтение в жизни людей. Каждый день оставляйте ему перед уходом записку с мелким заданием – вынести мусор, убрать игрушки, помыть за собой тарелку, помочь папе и пр. А приятные слова в конце записки помогут ребенку понять, насколько вы его любите (например, я тебя люблю, чаще улыбайся, ты сегодня спал, как котенок и т.д.).

13. Артикуляционная гимнастика. Для увеличения скорости чтения и произношения слов необходимо выполнять такую гимнастику. Она учит правильному дыханию во время речи, а также существенно улучшает произношение слов. Подберите 13-15 скороговорок и учите их вместе с ребенком. Каждый раз старайтесь менять темп, интонацию, громкость произношения. Малыш должен четко проговаривать каждое слово. Если ребенок не может самостоятельно или с вашей помощью правильно произнести определенные слова даже после многократного повторения, обратитесь к логопеду.

14. Смысловая догадка. При чтении дети боковым зрением видят, как начинается следующее слово. Хорошо развитое боковое поле зрения помогает ребенку без прочтения догадаться о значении этого слова. Это поможет малышу быстро улавливать смысл. Тренировка включает в себя карточки со словами, в которых пропущены буквы или слоги. Ребенок должен устно или письменно восполнить пробелы.

15. Тренировка внимания. Подбираем небольшой текст. Предлагаем ребенку начать его читать, а в процессе чтения резко остановите его по команде «Стоп!». После этого сигнала ребенок должен резко закрыть глаза и отдохнуть пару секунд. После этого резко дайте команду заново приступить к чтению («Начать»), быстро отыскав фрагмент, на котором он остановился.

Поощрение! Ни в коем случае не забываем этот момент, потому что это очень важный этап упражнений. Каждый раз показывайте ребенку, как он продвинулся, а также как вы этому рады. Делайте ему маленькие подарки или угощайте вкусностями.

Занятия должны быть ежедневными, регулярность играет огромную роль в обучении чтению и увеличении скорости чтения. Не забывайте о позитивном настрое, каждое занятие обязательно оканчивайте положительной ноткой. При правильном подходе и систематических занятиях ваш ребенок научится беглому (быстрому) чтению в минимальные сроки.

Уважаемые читатели! Как вы прививаете детям любовь и интерес к чтению? Есть ли у вас свои действенные методы, упражнения, как научить ребенка быстро читать? Делитесь советами в комментариях.

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

  • Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
  • Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
  • Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
  • Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
  • Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
  • Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
  • Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+
Читать еще:  Обучение чтению по английски

Как научить детей читать бегло
занимательные факты (2 класс) по теме

упражнения для техники беглого чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_nauchit_detey_v_nachalnoy_shkole_chitat_beglo.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить детей читать бегло

Скорость чтения важный фактор из числа, влияющих на успеваемость. Многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному – читать.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Иногда противопоставляются навыки и мышление. Это широко распространенная ошибка. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе.

Работа над техникой чтения — процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет затруднено.

В начальной школе желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.

Основными причинами замедленного чтения у детей являются :

1.Низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного).

Внимание – двигатель процесса чтения. Ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания. Дома, родители систематически должны проводить работу по развитию памяти.

2. Пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы).

3. Маленький словарный запас.

4.Регрессия – возвратные движения глаз. Многие дети, сами не замечая читают слово дважды, как бы для верности.

5. Не развитый артикуляционный аппарат.

6. Не по возрасту подобранные произведения.

Приготовьте два одинаковых текста. Вы читаете текст вслух, а ребенок вслед за вами, ведя пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите за тем, чтобы ребенок успевал. Читайте и медленно и быстро. Поинтересуйтесь у ребенка, заметил ли он смену скорости?

2 .Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Вспомните, раньше детей укладывали спать, рассказывая ему сказку. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.

3.Спотыкание об согласные.

Дети часто спотыкаются при чтении, видя несколько согласных букв подряд. Ваша задача написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребенку их читать, не ленитесь писать новые.

4. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, презентации: Две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку — отдохнул. Следующий кадр — опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.

5 . Очень полезно читать на ночь, лежа на животе. Единственное условие – хорошее освещение. Позвоночник принимает расслабленную позу, отдыхает, расслабляется.

6 . Жужжащее чтение.

Ребенок читает про себя и одновременно жужжит, как пчела.

«Жужжащее» чтение тоже дает хорошие результаты.

7. Коллективные комплексные упражнения: многократное чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

а) Многократное чтение проводится таким образом. Учитель устанавливает для всех детей одинаковый промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, им предлагается начать чтение и продолжить его в течение минуты. По истечении минуты каждый ученик замечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик снова замечает, до какого слов он успел дойти, и сравнивает с первым результатом. Увеличение темпа чтения вызывает у школьников положительные эмоции, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот отрывок. Лучше на этом же кусочке организовать следующее упражнение – скороговорки. ( это можно применить и дома)

а) взрослый( родитель, наставник, учитель) читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за взрослым человеком.
б) взрослый читает вслух, дети про себя. Взрослый останавливается, ученики продолжают читать.

9.Игра «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове, первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.

11. Пишите слова, отличающиеся одной буквой : кот – кит, кот – рот, лес – вес. Спросите, чем отличаются и чем похожи эти слова.

12 . «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.

13 .Развитие широкого поля зрения.

На листе бумаге разбросаны буквы алфавита. Взрослый называет букву алфавита, ребенок находит и показывает эту букву пальцем или карандашом. Потренируйтесь, пусть ребенок запомнит, где расположена каждая буква. Замерьте время нахождения всех букв алфавита.

б) зафиксировав взгляд в центре таблицы, найдите все буквы алфавита. Перемещать взгляд нельзя. Глаза устремлены в центр! Ребенок сначала показывает букву карандашом, а затем, глядя в центр, находит букву мысленно.

в) ребенок смотрит только в центр таблицы, стараясь видеть ее всю, находит букву «а», затем аб, абв, абвг и т.д. С каждым разом скорость нахождения предыдущих букв должна увеличиваться.

14. Антиципация (смысловая догадка).

Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова, на основании прочитанного может догадаться, какое слово будет следующим.

1. Сальникова Т . П . Методика обучения чтению. — М., 2000

2. Школа рационального чтения : Курс обучения чтению самых маленьких. — М.: ШРУ, 1990

3. Начальная школа, 2004, № 12

4. Первое сентября, 2004, №23

5.Бодрова Е.В. Когда мы читаем детям. Календарь для родителей.

Как научить ребенка читать бегло?

Когда малыш впервые переступает порог школы, он думает об увлекательных приключениях, которые ждут его впереди. Однако многие родители в этот момент с горечью осознают, что беззаботное детство их чада закончилось, а теперь им вместе придется до ночи корпеть над домашними заданиями и книгами, чтобы своевременно выполнить все задания учителя.

Пессимистические мысли еще никому не помогали! Задайтесь вопросом «как научить ребенка читать бегло», вооружитесь советами опытных педагогов и вместе со своей крохой покорите новые вершины!

Причины медленного чтения

Успешнее и лучше читающего малыша только ребенок, который проглатывает напечатанные слова быстро и осмысленно. Однако без правильных и регулярных тренировок малышу никак не удастся успевать на уроках.

Существует много причин медленного чтения. Перечислим самые распространенные из них:

  • Отсутствие усидчивости – проблемы с концентрацией внимания мешают тому, чтобы в ребенке проснулся интерес к чтению.
  • Низкий уровень оперативной памяти – малыш берется за рассказ, но уже через 5 минут не может даже назвать имена главных героев.
  • Возложение ответственности за формирование у ребенка навыка чтения только на учителя – читая и рассказывая детям новую информацию на уроке литературы, учитель просто физически не может уделить время и внимание каждому малышу.
  • Ограниченный словарный запас – ученик не понимает смысла прочитанного, поэтому не получает удовольствия от времяпровождения с книгой.
  • Недостаточная практика – в ребенке не просыпается желание взяться за книгу, чтению он уделяет время только при выполнении домашнего задания.
  • Неразвитость артикуляционного аппарата – проблемы с произношением могут быть причиной неудачи в соблюдении норм техники чтения.
  • Наличие нейрологического нарушения (дислексии) – трудностей с распознаванием букв и слов. Чтобы такому ребенку чтение давалось наравне со сверстниками, ему придется прилагать больше усилий и заручиться поддержкой родителей и опытного специалиста.

Обучение и скорочтение: типичные ошибки взрослых

Всем заботливым родителям хочется, чтобы их чадо опережало сверстников в развитии или хотя бы соответствовало нормам. Иногда взрослые самостоятельно берутся за обучение чтению, чем допускают маленькие, но серьезные ошибки, которые только отодвигают детей назад.

Типичные ошибки взрослых:

  • Обучение малышей названию, а не произношению буквы. Если ребенок будет говорить «мэ» вместо звука «м», то ему будет сложно читать даже простые слова.
  • Перечисление букв вместо прочтения слогов. Иногда родители рано начинают радоваться успехам своих детей. Они не замечают, как их чадо просто перечисляет буквы вместо соединения их в слоги. Так, между произношением «м, а, м, а» и «ма-ма» есть существенная разница, которую нужно вовремя заметить.
  • Неправильная установка. «Прочти этот текст – и потом будешь свободен», «если прочитаешь вот этот абзац – дам поиграть на телефоне» и подобные выражения снижают у ребенка интерес к чтению.
  • Чрезмерно длительные занятия. Редкие и долгие уроки утомят и ребенка, и взрослого. Лучше часто читать краткие тексты, чем подолгу страдать над одним текстом раз в 1-2 недели.
  • Угрозы и требования. «Тебе уже 7 лет, ты должен это знать», «а твоя подруга Маша уже прочитала этот текст» – это фразы, которые формируют у малыша комплекс неполноценности. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Никогда не забывайте об этом!

Первые попытки сформировать у ребенка навыки чтения не всегда бывают успешными, но, читая о типичных ошибках взрослых, родитель научится обходить опасности.

Пять принципов быстрого чтения

Долгое просиживание за учебниками раздражает и малышей, и родителей. Взрослым кажется, что ребенок просто оттягивает момент и пытается увильнуть от выполнения задания. Школьник уверен: родители требуют от него невозможного. В этой ситуации нужно не только восстановить взаимопонимание, но и найти способ эффективного выполнения заданий.

Быстро проглатывать книжные страницы и превратить чтение в увлекательное занятие позволит овладение следующими пятью принципами:

  • Концентрация внимания. Сложно не заметить одну важную деталь: с интересной книгой ребенок справляется гораздо лучше и быстрее, чем со скучным учебником. Игра «Концентрация» позволит тренировать внимание малыша, чтобы он не отвлекался во время выполнения домашних заданий.
  • Подавление привычки проговаривать текст. Молчаливое чтение помогает быстрее справляться с книжными страницами.
  • Совершенствование способности держать несколько абзацев перед глазами. Научите малыша понимать структуру текста и читать его «по диагонали» – и ваш ребенок будет не только быстро проглатывать книжные страницы, но и успешно справляться с игровыми видами спорта, в которых нужен «зоркий глаз».
  • Управление информацией. Объясните малышу, что ему не нужно запоминать весь текст, слово в слово. Поиграйте с ним в детектива и разыщите полезную информацию во всем массиве напечатанных слов.
  • Развитие памяти. Скорочтение позволит вашему ребенку справляться с учебниками в 2-3 раза быстрее, чем его сверстники. Однако без способности запомнить прочитанное, навык будет бесполезным. Игры «Следопыт» или «Буквенный охват» помогут тренировать память, чтобы ребенку хорошо удавалось и чтение, и воспроизведение информации из текста.

Введите эти принципы в ваш ежедневный рацион питания новыми знаниями – и выполнение домашних заданий больше не будет долгим и изнурительным процессом для школьника.

Мотивация при обучении технике чтения

Будем откровенными: у младшеклассника мало шансов по-настоящему влюбиться в чтение. Самые интересные книги ему пока «не по зубам» из-за их большого объема и обилия незнакомых слов. На этом этапе главная задача родителей – выработать у малыша тягу к новым знаниям и желание поскорее научиться читать.

  • Найдите для малыша интересную книгу с краткими текстами – оцените по достоинству роль сборника стихов и анекдотов, детских энциклопедий и комиксов.
  • Читайте ребенку вслух. Договоритесь, что малышу нужно проговорить одно-два предложения из напечатанного текста, а вы озвучите целую страницу.
  • Используйте внешнюю мотивацию.
  • Не давайте ребенку толстую книгу без картинок или с маленьким шрифтом. Лучше отдать предпочтение тексту, который оформлен красочными иллюстрациями или четко разделен на абзацы. Интересная литература позволит пробудить интерес к чтению и превратить его в желанный процесс.
  • Не считайте книгу наказанием – избегайте фразы «ну если тебе нечем заняться, сейчас будем читать» и ей подобных формулировок. Неправильная установка закрепит ребенка во мнении, что чтение – это долго, неприятно и неинтересно.
  • Не предлагайте сладости, компьютерные игры и другие конкретные награды. Иначе ребенок будет считать чтение противным делом, которое просто надо пережить, чтобы получить желаемое.
  • Не смотрите вместе со своим чадом фильм или мультфильм до знакомства с произведением.
  • Читайте сами, и с упоением пересказывайте новую информацию малышу. Ваш ребенок заразится вашим примером и тоже захочет провести время за книгой.

Чтобы возродить в ребенке интерес к чтению, нужно прилагать к этому регулярные усилия. Главная задача родителя – сделать так, чтобы малышу нравилось проводить время с книгой в руках. Не ругайте свое чадо, не сравнивайте его с одногодками и не превращайте занятия в наказание за какой-то проступок.

Не вынуждайте читать детей, а стимулируйте их интерес к знаниям. Купите им красочную книгу, перескажите свою любимую сказку, пообещайте потом посмотреть фильм о любимых героях. Чтение должно быть не отчаянной попыткой привести в порядок домашнее задание. Превратите его в увлекательный процесс, к которому захочется возвращаться снова и снова.

Формула 1 в чтении. Как научить ребенка читать с высокой скоростью?

Безусловно, каждый родитель мечтает, чтобы малыш рос смышленым умницей, умел формулировать свои мысли и вести диалог, находить общий язык с другими людьми и чувствовать себя комфортно в любом коллективе.

Удивительно, но во всем этом ему может помочь умение бегло читать, ведь именно оно будет способствовать более быстрому мышлению и формулированию мыслей, а также расширению кругозора и словарного запаса.

Роль умения читать в развитии малыша

Начать развивать этот навык никогда не рано. И первое, что вы можете сделать для создания благоприятной основы для обучения чтению, — это привить малышу интерес к книгам. Для этого вы можете с первых дней жизни читать сыночку или дочке детские книжки, вместе рассматривать картинки, переворачивать странички. Последнее будет также способствовать развитию мелкой моторики, что в свою очередь, опять же простимулирует развитие речи и навыка чтения.

Подрастая, ребёнок будет проявлять все больший интерес не только к картинкам, но и к словам и буквам.

Чтение на ночь – очень хорошая семейная традиция

Сделать ребенка увлеченным читателем абсолютно в ваших силах, а хорошие семейные привычки, к примеру, чтение книг на ночь, только спровоцируют еще больший интерес к чтению.

Современные методики

Существует достаточное количество методик для того, чтобы научить ребенка читать и читать бегло, и чем младше ваш малыш, тем большим выбором вы обладаете. Остановимся более подробно на самых популярных из них.

Методика Глена Домана или методика обучения чтению целыми словами

Этот метод универсален и подходит для обучения деток с первого месяца жизни. Его суть заключается в обучении чтению целыми словами, что изначально формирует способность «схватывать» слово целиком, что впоследствии способствует развитию у ребёнка навыка скорочтения. Малышу показывают карточки с различными словами на протяжении времени озвучивания написанного слова, т.е. показ одной карточки занимает 1-2 секунды. В течение одного показа малыш видит до 10 карточек со словами.

Метод Домана – этапы обучения

Через определенный период (у каждого малыша по-разному) мозг маленького человечка самостоятельно выходит в понятие буквы, и с этого момента ребенок может читать любые слова.

Мамы и папы, ограниченные во времени для занятий с малышом, будут рады узнать о большем количестве готовых видеоуроков по методике Глена Домана, которые можно показывать своему малышу.

Вот один из них:

С их помощью можно научить малыша читать без особых временных затрат со стороны родителей. Конечно же, идеальной будет ситуация, если вы будете находиться рядом с ребенком во время просмотра, поддерживая малыша и комментируя происходящее на экране. Но даже если малыш будет смотреть видео в одиночестве, вы всегда будете уверены в том, что он проводит время с пользой.

Карточки Домана можно купить в книжных магазинах

Пожалуйста, следите за гигиеной зрения и дозируйте время просмотров.

Методика обучения чтению по слогам

Смысл метода заключается в поэтапном изучении сначала букв, начиная от простых, к примеру, открытых твердых гласных и звонких согласных, постепенно продвигаясь к более сложным (шипящим и свистящим) звукам.

Чтение по буквам и слогам – самый сложный способ

Буквы озвучиваются не по их названиям, а непосредственно звуком, который они обозначают в слове, т.е. не «ЭЛ», а просто «Л», не «КА», а «К».

После этого переходят к непосредственному соединению букв в слоги и поэтапному изучению слогов также от простых к сложным. Сложными являются слоги со сложными звуками либо те, где гласная стоит перед согласной. Когда ребёнок научился читать слоги, он переходит к чтению простых слов.

Игра со слогами детям очень нравится

Методика обучения чтению по слогам по кубикам Зайцева

Н. Зайцев утверждает, что элементарной частью речи нужно считать слог, а не букву, поэтому эта методика сразу же останавливается на слогах и составлении из них слов, дополнительно уделяя много внимания яркости кубиков (они могут быть разноцветными), их размеру и звучанию (внутрь кубика могут насыпаться различные наполнители). Таким образом, при игре с кубиками активизируются различные зоны памяти в мозге, что, безусловно, способствует более быстрому непроизвольному овладению информацией и позволяет научить ребенка читать в достаточно сжатые сроки.

Кубики Зайцева можно разложить по всему дому

Буквы на кубиках читаются с расстояния 10 метров, что не создает зрительного напряжения и не требует излишней концентрации внимания малыша.

В готовые комплекты часто входят также таблицы со слогами и буквами, а также диски с музыкальным сопровождением для подпевок. Последнее особенно нравится деткам и без труда запоминается в первую очередь.

Методика обучения чтению по кубикам Чаплыгина

Эта оригинальная методика появилась совсем недавно — она была запатентована в 2008 году. В готовые комплекты входят одинарные кубики и двойные вращающиеся кубики на одной подставке, которые формируют различные слоги. Благодаря этой методике вы сможете легко научить малыша читать путем увлекательной игры. Очень скоро он сможет самостоятельно выстраивать слоги и слова, используя эти кубики. А чуть позже даже выражать свои мысли целыми предложениями, таким образом, по сути, обучаясь еще и письму.

Набор Чаплыгина состоит из динамичных кубиков и карточек

Сравнение методов

Долгое время применяемая методика обучения чтению по буквам является, пожалуй, самой неудачной, если мы говорим о последующем желании научить ребенка читать бегло с постоянным увеличением скорости озвучивания текста. Дело в том, что ребёнку, обучаемому по этому методу, часто свойственно зацикливаться на конкретной букве. Со стороны можно наблюдать, как он старательно водит пальчиком от одной буковке к другой с черепашьей скоростью. Именно этот пальчик на букве не дает ему увидеть не то, что слово или предложение целиком, но часто даже слог. Поэтому для таких деток чтение часто превращается в мучение с максимальным нервным и зрительным напряжением.

Учимся читать без напряжения – это лучший споспоб

Убедить такого малыша в том, что чтение — это прекрасный захватывающий и увлекательный мир, довольно тяжело.

Если ваш малыш уже умеет читать и ходит в школу, то для него становится особенно актуальна высокая скорость чтения, т.к. от нее порой зависит общая успеваемость. Сама школа уделяет немало внимания технике чтения, часто концентрируюсь на нормах и цифрах слов в минуту, и этому, безусловно, есть объяснение. Беглое чтение позволяет быстро читать и понимать условия задач и упражнений, осваивать информацию по истории или географии, что не приводит к излишнему напряжению и усталости ребенка.

Не стоит надеяться только на школу

Способность бегло читать значительно увеличивает оперативную память ребёнка, способствует повышению концентрации внимания и помогает развитию мышления.

Могу ли что-то сделать я, как мама или папа? Конечно!

У вас, как у родителей, также есть возможность научить своего малыша читать с хорошей скоростью и сделать этот процесс более приятным и увлекательным. Существует множество игр, в которые вы можете играть вместе с вашим ребенком.

Занятия с малышом должны быть регулярными

Приведем несколько примеров:

  1. Найди предложение. Вы зачитываете предложение, а ребенок быстро ищет его местонахождение в тексте.
  2. Вы начинаете предложение, ребенок подхватывает и быстро дочитывает его до конца.
  3. Ребенок ищет слова в заранее подготовленных вами буквенных сетках.
  4. Вы читаете текст, ребёнок водит пальчиком в аналогичном тексте вслед за вами.
  5. Вы даете ребёнку небольшой текст и буквально пару секунд для того, чтобы бегло с ним ознакомиться. А затем задаете вопросы по тексту. Это очень эффективное упражнения, требующее максимальной фокусировки внимания и провоцирующее активное использование бокового зрения, соответственно расширяя потенциальное оперативное поле зрения ребенка.

Еще несколько советов для заинтересованных родителей

  1. Жужжите вместе с малышом! Откройте один и тот же текст и вместе с малышом одновременно прожужжите его. Кто первый справился, тот и молодец! Этот метод дает хорошие результаты, т.к. не требует полноценного произношения слова, а, следовательно, позволяет увеличить реальную скорость чтения «про себя».
  2. Проговаривайте скороговорки с преувеличенным усилием. Эта артикуляционная гимнастика способствует чистоговорению и чистому чтению, снизит потерю скорости на проблемных для проговаривания местах.
  3. Играйте со словами! Показывайте малышу, как при добавлении суффикса или приставки получаются новые слова. Прячьте карточки со словами по дому и просите принести определенные, разрезайте слова на две половинки и просите составить из половинок слова.
  4. Чередуйте чтение вслух и чтение про себя. К примеру, один абзац вслух, один про себя. Чтение про себя, как известно, гораздо быстрее, а при подобном чередовании скорость «немого» чтения может передаваться чтению вслух, таким образом, увеличивая его реальную скорость.
  5. Дайте ребёнку набор слов, из которых нужно составить предложение, пусть он решает головоломку.
  6. Устраивайте гонки на скорость с самим собой! Контролируйте технику чтения с секундомером в руках. Подстегивайте малыша. Озвучивая результат, говорите: «Здорово! Вот это да! А можешь еще быстрее?»

Учите с ребенком скороговорки – это поможет быстро читать

Вы также можете провоцировать использование навыка чтения в жизни и в домашних условиях, к примеру, оставлять записки различного содержания, подписывать предметы, развешивать картинки с названиями по дому, успевать читать вывески и рекламу из окна во время хода автобуса.

Ведь гораздо проще научить ребенка бегло читать — это показать ему реальную необходимость в этом навыке!

Имейте в виду, что если ваш ребёнок по-прежнему читает медленно и неохотно, то вам необходимо сокращать время каждого занятия или игры, но проводить их чаще. Таким образом, малыш не будет успевать уставать от игры и терять к ней интерес.

Не забывайте также важное правило: быстро читает тот, кто читает много. Поэтому не жалейте времени на чтение вместе с ребенком, ведь это не только полезно, но и приятно и увлекательно!

Всегда можно подобрать захватывающую книгу именно для вашего малыша, которая откроет для него другой особенный мир. Также избегайте распространенной ошибки: не прекращайте чтение вслух для своего ребенка после того, как он научился читать самостоятельно, ведь скорость чтения у него еще не высока, да и просто послушать интересную историю или сказку, в спокойном режиме отслеживая текст глазками, так приятно для малыша! Это позволит вам избежать потери интереса к чтению, который нередко настигает родителей, излишне настаивающих на самостоятельном чтении практически сразу после того, как ребёнок научился читать.

В общем, не лишайте ребенка волшебных минут с книжкой и мамой или папой перед сном! Позвольте ему уютно устроиться рядом с вами и почувствовать себя маленьким и защищенным.

Подводя итог, хочется сказать, что навык беглого чтения ни для кого не будет лишним, т.к. создает фундамент для более быстрого поглощения информации и ее последующей обработки, что дает возможности для успеха в школе и в дальнейшей жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×