221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научить быстро читать ребенка 10 лет

Как научить ребенка читать быстро и правильно: в домашних условиях

Многие родители считают, что если их ребенок плохо читает, то успеха в учебе ему не достичь. Действительно, эта наука не всем детям дается с легкостью, и родители ломают голову, как помочь своим малышам хорошо овладеть чтением или даже научиться скорочтению.

На самом деле, проблема плохой техники чтения относится не только к детям, но и ко взрослым. В младшей школе, когда ребенка учат читать, и потом, регулярно контролируют технику чтения, родители могут отслеживать, как продвигаются результаты. В средней и старшей школе контролем техники чтения уже никто не занимается. И когда ребенок решает поступать в ВУЗ, оказывается, что обрабатывать большие объемы информации он просто не в состоянии.

Скорочтение – это умение читать про себя несколько тысяч слов за минуту, понимая прочитанный материал и запоминая его. Необходимость в таких навыках возникает, как правило, уже у взрослых людей, но и детям она может очень пригодиться. Эффективные упражнения, которые развивают память, внимание и расширяют угол зрения, позволяют осилить науку скорочтения взрослым людям уже за 10-12 занятий, а детям – за 20-25.

С какого возраста вообще нужно начинать обучение чтению

Иногда родители считают, что обучать ребенка чтению необходимо как можно раньше. Чуть ли не с года, а то и с 6 месяцев, они показывают своим детям напечатанные на бумаге крупными буквами различные слова и проговаривают их вслух. Родители считают, что у ребенка сработает комбинация зрительной слуховой памяти, и он запомнит «выученные» слова. Однако большинство специалистов доказывают, что оптимальный период для начала обучения приходится на 5-6 лет. До этого времени и нервная система ребенка и другие мозговые структуры, которые будут участвовать в процессе чтения, еще недостаточно сформированы и готовы к пониманию и овладению грамотой.

Раннее обучение чтению, к сожалению, не означает, что ребенок станет вундеркиндом или 100% будет отличником в школе. Другими словами, положительного эффекта на дальнейшую успеваемость ребенка он не даст, и даже может навредить. Времени на обучение, как и усилий, будет затрачено больше, а результат будет таким, каким он должен быть, не зависимо от того, как рано ребенок освоил азбуку.

Немаловажным фактором является и состояние звукового анализа, звукового восприятия. Ребенок должен уметь выделать звуки речи на слух. С самого начала обучения родители должны делать акцент на то, что при чтении мы пользуемся звуками (а не буквами), что они бывают разными, и ребенок должен чувствовать разницу между ними. Следует учить его делить слово на слоги. Все это необходимо для того, чтобы грамотно овладеть чтением и потом учиться читать быстро и правильно.

Для чего обучаться скорочтению

В наше время люди сталкиваются с таким объемом информации, что «переварить» ее едва ли под силу каждому. В среднем взрослый человек может читать около 300 знаков в минуту. Это очень мало и именно поэтому появляются различные методики, обучающие скоростному чтению литературы.

Если начать освоение этих методик еще в детском возрасте, то можно достаточно хорошо развить память и внимание, что окажет положительное влияние на успеваемость в школе и ВУЗе.

Техника чтения ребенка должна развиваться с возрастом, с приобретением других каких-то навыков. Ребенок учится читать по буквам и постепенно приобретает навыки чтения словами, предложениями и текстами. На этом, к сожалению, обучение чтению заканчивается у 90% всех детей и практически у всех без исключения взрослых.

Тема скорочтения является достаточно актуальной среди тех, кто заботится о своем интеллектуальном развитии. Аналитическое чтение с высоким качеством усвоенного материала и с минимальными затратами и усилиями, к сожалению, в нашей стране не получило большой популярности. Между тем, существуют специальные курсы методики, которые позволяют осилить науку скорочтения как взрослым, так и детям.

Прежде чем гововить о методике скорочтения, следует понимать, что данный навык напрямую связан с такими сложными психическими процессами, как внимание, память, мышление и эмоции. Механизмы этих процессов человеком, к сожалению, до конца не изучены, но можно сравнить человеческий мозг с компьютерными программами.

Существуют такие программы, которые человек нарабатывает в течение всей жизни, это условные рефлексы и стереотипы.

Умение быстро читать и понимать прочитанное является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и в способности логически мыслить, воспринимать различную информацию, развивать память и внимание, уметь концентрироваться на главном. Все это даст хорошее подспорье при освоении новых профессий в более старшем возрасте, эффективном развитии себя как личности.

Методики обучения быстрому чтению

Все методики освоения скорочтения имеют физические границы применения их на практике. Все они имеют возрастные различия: одни направлены на развитие детей 5-8 лет, другие больше подойдут подросткам, третьи – вообще разработаны для совершенствования умения быстро читать родителей.

Все техники и методики включают в себя комплексы упражнений, направленных на улучшение памяти, внимания, концентрации, развитие слуховой, зрительной памяти, развитие логического мышления, повышения уровня интеллекта ребенка и прочее.

Представленные далее упражнения помогут ребенку не просто научиться быстро читать, но и запоминать, понимать прочитанное, развить в себе умение быстро переключаться с одного вида мозговой деятельности на другой, развивать смысловую, слуховую, зрительную, образную виды памяти и много другое.

Упражнения для развития быстроты чтения

Все упражнения для развития скорочтения направлены на тренировку памяти, внимания, ритма и расширения поля зрения. Трудности, из-за которых дети медленно читают, существуют и у взрослых.

  1. Упражнения для подавления внешней артикуляции.
    На скорость чтения вслух должна отличаться от скорости чтения «про себя». Но у многих детей и те, и другие результаты, как правило, одинаковы. Это происходит из-за того, что во время чтения «про себя» они мысленно проговаривают слова.
    При выполнении упражнения для подавления внешней артикуляции ребенку рекомендуют читать, держа в зубах карандаш. При выполнении второго упражнения ребенок прикладывает к губам палец и читает, стараясь не шевелить губами. Через 3-5 минут палец убирается. Если ребенок сам или родители замечают, что губы снова начинают шевелиться, нужно снова приложить палец к губам.
  2. Упражнения для подавления внутренней артикуляции.
    Они рекомендованы подросткам, которые при чтении проговаривают слова мысленно:

  • Чтение плюс счет. Выполняя это упражнение нужно читать и мысленно считать «про себя». В начале, конечно, ребенок не сможет запоминать то, о чем он прочитал, и это абсолютно нормальная реакция мозга. Но со временем его внимание и память смогут разграничивать чтение и счет. Занимаясь над повышением техники чтения необходимо все упражнения доводить до автоматизма. Мгновенного результата не получится, заниматься следует систематически.
  • Чтение плюс пение. Принцип выполнения такого упражнения аналогичен предыдущему: при чтении нужно стараться мысленно пропевать какую-то песню или читать стих. Если делать это сложно, можно читая, напевать какой-то мотив вслух. Это также способствует подавлению внутренней артикуляции.
  • Чтение плюс стук. Так как речь очень ритмична, при чтении необходимо выстукивать аритмичный рисунок. Выполняя упражнение важно не сбиваться с ритма. Лучше всего, начиная заниматься по предложенным упражнениям, взять интересную книгу с увлекательным сюжетом. Тогда при чтении стук уйдет на второй план. Упражнение тренирует внимание, умение переключаться с одной информации на другую и выполнение одновременно несколько действий.
  • Упражнение для тренировки чтения вслух – «буксир». Упражнение выполняется вместе с одним из родителей. Темп и ритм чтению задает родитель и требует от ребенка не отставать от него. Сам процесс чтения напоминает внешне чтение хором с хорошим темпом.
  • Ищем лишнее. Это упражнение направлено на поиск необходимых букв в тексте, без его прочтения. Продвигаясь от слова к слову, необходимо зачеркивать, подчеркивать или еще как-то выделять определенные буквы, причем делать это нужно с достаточной скоростью.
    Выполняя упражнение, ребенок тренирует память, держа в уме информацию, какую букву и как нужно отметить в тексте, т.е. он учится концентрироваться на определенной информации. На начальных этапах, можно совсем отказаться от выполнения упражнения на скорость, чтобы ребенок концентрировался только на качестве результата, и усложнять требования постепенно.
  • Ищем нужное. Выполняя это упражнение, необходимо бегло просматривать текст и искать нужное слово, выделяя его каким-либо образом (подчеркивание, зачеркивание и прочее).
  • Упражнениедля расширения поля зрения. Берется числовая таблица с 15-ю ячейками и с числами от 1 до 20 (т.е. 5 из них пропущено).
    Выполняя упражнение, ребенок должен быстро определить каких именно чисел в таблице не хватает. Постепенно число ячеек можно увеличивать. Упражнение также тренирует внимание и память, так как ребенку нужно не только удерживать перед глазами таблицу, но и помнить, какие цифры он уже нашел, а какие еще нужно найти.
  • Анаграммы. Это игровое упражнение, в котором в ячейках таблицы зашифрованы слова, т.е. буквы переставлены местами. Оно тренирует быстроту восприятия, скорость мышления и развитие логики.
  • Читать еще:  Обучение чтению по кубикам зайцева видео

    Существуют упражнения, которые позволяют увеличить технику чтения до феноменальных результатов.

    Цель чтения также бывает разной. Если нужно бегло просмотреть текст, чтобы выбрать книгу с более подходящей, насыщенной для чего-то информацией, то можно развивать скорочтение и с помощью других упражнений. Забегая наперед, следует отметить, что они больше подойдут подросткам, которые, например, готовятся к экзаменам и хотят выучить большее количество информации за меньшее время.

    • Упражнение «Шторки», основано на методе предугадывание, предвосхищения событий. Из листа формата А5 (по формату книги), нужно вырезать большой усеченный треугольник. Этот лист наложить на печатную страницу так, чтобы края строчек были закрыты, и попытаться прочитать ее так, насколько позволяет получившийся трафарет. Затем нужно попробовать пересказать прочитанное, чтобы оценить, насколько получилось уловить смысл прочитанного, ну а в конце, сравнить с оригиналом. Такое упражнение позволит тренировать внимание, память, логику и мышление.
    • Упражнение для подростков «Чтение на горизонтали». Здесь необходимо уходить от чтения по словам, а стараться воспринимать по 2-3 слова одновременно. Для этого берется текст и простым карандашом по нему прочерчиваются вертикальные линии, которые делят текст на 2-3 части. Читать текст нужно фрагментами, пытаясь понять одновременно смысл нескольких слов.
    • Упражнение для подростков «Чтение на вертикали». Выполняется аналогично предыдущему, с отличием того, что линии нужно проводить горизонтальные. Цель этого упражнения заключается в том, чтобы подросток учился воспринимать всю строчку целиком, не водя глазами вправо и влево.

    Для достижения лучших результатов необходимо ежедневно тренироваться и учить как можно больше стихов и скороговорок.

    Вместо заключения

    Чтобы помочь ребенку в изучении школьного материала. Необходимо развивать в нем навыки скорочтения. Для этого необходимо взять на заметку все вышеперечисленные упражнения и старательно их выполнять с ребенком. Ведь этот метод дает возможность не только экономить время при чтении, но эффективно усваивать информацию.

    Как научить быстро читать ребенка 10 лет

    Умение читать — одно из главных требований к первокласснику сегодня. В начальной школе детей поджидает срез по технике чтения: с её помощью учитель проверяет, как быстро школьник вникает в текст и может ли воспринимать его без ошибок. Вместе с преподавателем Полиной Булатовой выбрали способы, которые помогут улучшить скорость чтения в начальной школе всего за 10-15 минут в день.


    Источник

    Скороговорки

    Польза скороговорок очевидна: ребёнок буквально учится «скоро говорить». А увеличивая скорость речи, начинает быстрее читать и даже думать.

    Примеры скороговорок

    Вот несколько скороговорок, которые можно выучить с детьми.

    • У Сени и Сани в сенях сом с усами. У осы не усы, не усища, а усики.
    • Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
    • Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
    • Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
    • Карл у Клары украл коралл, Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
    • Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
    • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

    Ещё больше примеров можно найти на специальных сайтах или в приложении «Скороговорун», где есть скороговорки, стихи, упражнения, слоговые таблицы и даже дыхательная гимнастика.

    Дыхание

    Иногда причина медленного чтения — неправильное дыхание. Например, ребенок произносит фразу на вдохе.


    Источник

    Попробуйте делать вот такие дыхательные упражнения.

    • Пусть ребенок сделает глубокий вдох и на выдохе произносит как можно больше слов.
    • Если первое упражнение дается легко, подключайте списки слов. Методика та же: ребёнок делает вдох, а на выдохе читает текст или список слов.

    Таблицы Шульте

    Скорость чтения во многом зависит от того, как быстро двигается взгляд от строчки к строчке. У некоторых детей не получается читать текст последовательно: они «перепрыгивают» через строчку, пропускают слова, постоянно возвращаются в начало предложения. Исправить эту проблему помогут таблицы Шульте.

    Обычно это квадратная таблица 5×5, в ячейках которой размещены числа от 1 до 25. Иногда столбцов и строк бывает больше. Суть проста: нужно быстро и последовательно находить числа в таблице.

    «В интернете есть много сайтов с таблицами Шульте, — рассказывает педагог по скорочтению Полина Булатова. — Но удобнее скачать приложение на мобильный телефон (AppStore, GooglePlay) и тренировать навык, как появится время: в очереди к врачу, в паспортном столе или магазине».

    Целые слова

    Как быть, если школьник все ещё читает по слогам? Нужно помочь ему перейти к чтению целых слов. Выход простой, но очень эффективный: расставьте в словах ударения.

    Попробуйте сами: с ударением вы не сможете произнести «ко-то-фей», а скажете «котофе՛й».

    Приклейте дома стикеры или карточки со словами, где стоят ударения. На стол, холодильник, зеркало, чайник, книжку с любимым героем. Там, где ребенок точно увидит надпись. Начинайте с простых слов из двух слогов, а затем переходите к сложным — из четырех-пяти.

    Лесенки из слов

    Ещё один простой способ улучшить скорость чтения — лесенки слов. Лесенка — это когда постепенно увеличивается длина фразы. Например:

    • коты
    • коты смотрят
    • коты смотрят в окно
    • коты смотрят в окно на облака

    Лесенки также помогают тренировать дыхание. Самая ощутимая сложность — придумывать лесенки нужно самим. Зато можно включить фантазию и сочинить веселые и даже сказочные тексты, которые понравятся именно вашему школьнику.


    Источник

    Занимайтесь с ребёнком каждый день и скоро вы увидите первые результаты. Только не забывайте, что чтение должно приносит радость. Превратите занятия в игру и не забывайте хвалить вашего школьника. Советы для детей постарше есть в книгах «Скорочтение» и «Скорочтение на практике».

    Как научить ребенка быстро читать

    Здравствуйте, дорогие родители!

    Если ваши дети медленно и с трудом читают, обучаясь в начальной школе, то эта статья будет вам полезна.

    Основные показатели скорости чтения

    В 7, 8, 9, 10 лет могут возникать проблемы со зрением ребенка, его вниманием и восприятием, и как следствие – трудности при чтении.

    Но в 1-4 классах дети должны научиться хорошо, быстро читать, потому что в начале учебы необходимо получать много информации из учебников, иначе в дальнейшем проблемы могут усугубиться.

    В школе быстрота чтения измеряется количеством слов, прочитанных за минуту.

    Средние показатели для детей начальной школы

    • 1 класс – 30-40;
    • 2 класс – минимум 50-60;
    • 3 класс – 70-90;
    • 4 класс – 100-120 слов в минуту.

    Техника скорочтения позволит увеличить быстроту чтения ребенка до 600 слов в минуту.

    Показатель для взрослых

    Стоит отметить, что средний показатель у взрослых составляет примерно 200.

    А скорость чтения Вашего школьника достаточно высокая для нормального обучения?

    Если Ваш ответ – «нет», то я расскажу Вам, как исправить эту ситуацию с помощью нескольких методик в домашних условиях и понять, нет ли у ребенка более серьезных проблем, а также дам парочку полезных рекомендаций.

    Возрастные особенности и трудности при чтении

    Вы спросите: «Что не так, почему мой ребенок медленно читает?»

    Важно понимать, что дети не виноваты в своих трудностях, и относиться к их возрастным особенностям лояльно.

    Ваш ребенок сейчас находится в младшем школьном возрасте.

    Этот период характеризуется некоторыми особенностями психики и организма.

    • Ведущий вид деятельности сменился с игры на учебу, осталось стремление к физической активности, отвлекаемость, неусидчивость.
    • Внимание и восприятие непроизвольны, то есть ребенок не может заставить себя читать, если ему это не интересно и в книге ничто ему не привлекательно
    • Произвольная память также еще не сформирована, поэтому школьник запоминает лучше всего то, что имеет эмоциональное подкрепление (таким образом, ребенок может забыть что-то, что прочитал минуту назад, если эта информация была скучной, и это отразится на скорости чтения, так как придется каждый раз возвращаться к уже прочитанному).
    • Сравнительно низкие данные остроты и поля зрения в этом возрасте осложняют процесс чтения.
    • Относительно небольшой лексический запас ребенка не позволяет ему ускорить действие без потерь для понимания смысла текста.

    Серьезные проблемы, нарушающие процесс быстрого чтения

    Нельзя не отметить, что ребенок может медленно читать из-за каких-либо более серьезных проблем.

    Очень важно вовремя их заметить и обратиться к специалисту!

    СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

    Данный синдром проявляется в постоянной отвлекаемости и неустойчивости внимания, невозможности запомнить информацию надолго, суетливости и резкости движений ребенка.

    Это заболевание, которое нуждается в своевременном лечении, иначе оно может привести к осложнениям.

    Дислексия

    При данном нарушении ребенок неправильно распознает прочитанные символы, вследствие чего и в понимании смысла текста появляются сложности.

    Синдром нуждается в коррекции, иначе ребенок не сможет нормально читать.

    Медлительность

    Нет, это не просто отрицательное качество ребенка, а действительно особенность нервной системы, поэтому не ругайте и не торопите малыша, — это ему не поможет, а лишь помешает.

    Читать еще:  Я хочу научиться читать

    Нарушения слуха и зрения

    Эти заболевания должны диагностироваться во время медосмотра в школе (либо еще до поступления в нее).

    Дальнейшая коррекция особенностей здоровья или приспособление к ним может решить проблему с чтением.

    Дизартрия

    Из-за слабого артикуляционного аппарата (рот, горло) ребенка при чтении вслух может показаться, что он плохо читает.

    Заболевание определяется как патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова.

    Перейдем к основной части, в которой будут рассмотрены средства достижения нашей цели.

    Правила совершенствования навыков чтения

    Есть такие вещи, о которых не стоит забывать при обучении скорочтению.

    • Выбранная Вами литература должна соответствовать возрасту Вашего чада.

    Не стоит торопиться и усложнять ему задачу, заставляя читать нечто более взрослое и «умное», дабы расширить словарный запас и чему-то научить малыша.

    • Занимайтесь скорочтением только если ребенок сам этого хочет и заинтересован в чтении.

    Обеспечьте ему комфортные условия.

    Если малыш не захочет развивать свои навыки или что-то будет его отвлекать, об успехе этого дела можно забыть.

    Кроме того, начинать занятия следует только тогда, когда ребенок уже научился читать не по слогам, а по словам.

    • Во время занятий не забывайте регулярно устраивать перерывы.

    Пусть ребенок сделает зрительную гимнастику (я расскажу Вам немного о ней в конце), разомнется, отдохнет и с новыми силами приступит к покорению новых вершин!

    • Поощрение, подбадривание – неотъемлемая часть процесса, которая способствует успеху в развитии навыков Вашего чада.

    Акцентируйте его внимание лишь на положительных установках и никогда не сравнивайте с другими детьми!

    Если есть желание сравнить своего ребенка с кем-то, то сравните его с ним вчерашним!

    Пусть у младшего школьника появится желание побивать собственные рекорды, а не оценивать себя в соответствии с чужими.

    • Будет замечательно, если ребенок увидит пример любви к чтению в Вашем лице!

    Пусть малыш почаще видит своих родителей (авторитетных для него людей) с книгой в руках (не только в процессе вытирания пыли).

    Развитие способностей психики и организма

    Произвольное внимание

    Наши дорогие младшие школьники еще не умеют длительное время концентрировать свое внимание на нужной информации, но это необходимо для процесса обучения.

    Данный навык можно тренировать с помощью простых упражнений.

    Ребенку требуется с помощью взгляда найти выход из лабиринта.

    Поле зрения

    Очень хорошо, когда ребенок умеет за мгновение распознавать не одно, а сразу несколько слов, тогда в его голове будет формироваться целостный образ.

    Например, он не будет сначала представлять себе человека, а затем уже действие, которое он выполняет, — ребенок будет сразу видеть человека, делающего что-то.

    Для расширения поля зрения также существуют различные упражнения, «Клиновидные таблицы» — одно из них.

    Требуется смотреть в центр строчки, параллельно называя цифры, которые он видит на ее начале и конце.

    Упражнение будет выполнено успешно тогда, когда малыш дойдет до последней строчки и сможет увидеть обе боковые цифры одновременно.

    Упражнения для быстрого чтения

    • Чтение на время

    В этой технике нет ничего сложного, принцип прост и знаком нам.

    Нужно сначала объяснить ребенку задание, затем дать ему текст посильного размера и сложности, установить на таймере (или засечь по секундомеру) одну минуту и начать чтение.

    Когда минута пройдет, зафиксировать, где ребенок остановился, и подсчитать количество прочитанных слов.

    Далее повторяйте чтение того же самого текста на время.

    Скорость чтения постепенно будет больше и больше – укажите на это, пусть ребенок замечает свои успехи и стремится к новым!

    • Выделение главного в тексте

    Очень важно научить ребенка не просто быстро читать, но и понимать при этом, о чем говорится в тексте, что им хотел донести автор и какие выводы можно сделать на его основе.

    Скажите ребенку прочитать какой-нибудь текст настолько быстро, насколько он может.

    После прочтения задайте ему пару-тройку вопросов по тексту.

    Повторяйте упражнение до тех пор, пока ребенок не сможет ответить на Ваши вопросы.

    • «Буксир»

    Как уже было сказано, следование пальцем по тексту упрощает и ускоряет процесс чтения.

    Только теперь помогите своему ребенку!

    Пусть он читает, пока Вы будете вести пальцем вдоль текста, постепенно набирая скорость.

    Своеобразный соревновательный элемент, стимул извне, заставит школьника стремиться к ускорению процесса.

    • Восстановление деформированных предложений

    Попросите малыша исправить предложения, в которых перемешаны слова.

    Пусть это будет 5-8 несложных предложений, увеличивайте нагрузку постепенно.

    1) «Снег и дома спокойно на опускался» — «Снег спокойно опускался на дома»;

    2) «Манной Маше дали каши нашей» — «Нашей Маше дали манной каши»;

    3) «До электричке мы доехали на станции» — «Мы доехали до станции на электричке»;

    4) «Рыбалке ловят рыбаки на рыбу» — «Рыбаки на рыбалке ловят рыбу» и так далее.

    Упражнение хорошо тренирует речевую гибкость, внимательность, память и поле зрения.

    С целью вовлечь ребенка в занятие, внести разнообразие и вызвать интерес, предложите ему читать тот или иной текст, пародируя интонации различных мультипликационных персонажей или животных.

    • Соединение частей слова

    Приготовьте для данного упражнения 10-15 слов.

    Разбейте каждое из них на 2 части и обе части напишите на отдельных карточках.

    Оформите их ярко и привлекательно, чтобы заинтересовать малыша.

    Пусть он найдет и соединит две части одного слова, а Вы каждый раз перемешивайте карточки.

    Давайте ребенку сначала слова из двух слогов, шаг за шагом усложняйте задачу.

    Эта тренировка развивает зрительную память, мышление и словарный запас школьника.

    Памятка про зрительную гимнастику

    Разумеется, нельзя забывать о здоровье глаз школьника!

    Чтение очень напрягает глаза, поэтому я хочу Вам посоветовать упражнения для зрительной гимнастики.

    1) В начале разминки нужно закрыть глаза и недолго, без надавливания, помассировать веки пальцами.

    2) Свести глаза к центру (посмотреть на нос), а затем вверх (на потолок), повторять чередующиеся действия.

    3) Затем повращать глазами в направлениях, указанных на изображении, опустив/подняв веки.

    4) Потом ребенку следует смотреть на какие-либо близкие и дальние предметы, чередуя действия.

    5) В завершение разминки следует помассировать глазки так же, как это было сделано в начале.

    Бонус

    Невозможно обойти стороной, такую книгу, как «Скорочтение для детей 6-9 лет.

    Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное?» Шамиля Ахмадуллина.

    Если Вы хотите еще лучше помочь своему школьнику, то обязательно познакомьтесь с ней!

    Данная методика получила огромное распространение и множество наград.

    Шамиль Ахмадуллин – детский психолог, он настоящий профи в проблемах эффективности детского обучения!

    Только представьте – он разработал более 40 собственных методик, направленных на решение таких проблем, и основал целые школы скорочтения и развития памяти!

    Этому человеку можно доверить развитие своего ребенка!

    Вы можете помочь своему ребенку раскрыть его потенциал!

    В заключении посмотрите водеоролик

    Как обучить ребенка быстро читать в домашних условиях?

    Надеюсь, что у Вас все получится! Если статья показалась Вам полезной и интересной, поделитесь ей с друзьями, подписывайтесь на мой блог и ждите новостей!

    Всем хорошего дня
    С уважением,
    Анастасия

    Скорочтение для детей

    Одной из серьёзных проблем, с которой часто сталкиваются родители школьников, является плохая техника чтения. Медленное и неуверенное прочтение текстовой информации приводит к тому, что на выполнение заданий тратится больше времени, а это, в свою очередь, приводит общему снижению показателей успеваемости.

    Как научить ребёнка быстро читать, при этом усваивая необходимый объём информации? Как сделать так, чтобы навык ребёнка быстро читать не превратился в механическое, неосмысленное повторение слов? Ведь текст, особенно произведения художественной литературы, необходимо не только прочесть, но и прочувствовать, только в этом случае можно говорить о полноценном процессе чтения.

    Одним из самых популярных на сегодняшний день способов решения этой проблемы, является обучение школьника скорочтению – специальной методике, которая позволяет максимально эффективно усваивать текстовую информацию, затрачивая на это немного времени.

    Читать еще:  Как научить ребенка читать на английском языке

    Обучение скорочтению, когда и как?

    Обучение классическим приёмам скорочтения, построенным на принципе полного подавления внутреннего проговаривания, не стоит начинать раньше 10-12 лет. Это связано с тем, что ученики начальной школы лучше запоминают информацию, скорость передачи которой идентична средней скорости обычной человеческой речи.

    Однако даже в первом классе, в процессе обучения ребёнка чтению, можно воспользоваться некоторыми приёмами, которые предлагает методика скорочтения. Упражнения эти будут чрезвычайно полезны для развития навыков быстрого чтения у детей.

    Типичные ошибки в обучении, приводящие к снижению скорости чтения

    Необходимо отметить, что типичные ошибки, от которых существенно страдает техника чтения, зачастую обусловлены непрофессиональными действиями родителей, самостоятельно обучающих детей чтению.

    Вот наиболее часто встречающиеся моменты:

    • Ребенок запоминает название, а не произношение буквы: «МЭ», «БЭ», «ША» и т.д. Поэтому вместо «МАМА», он будет читать «МЭАААММЭЭА», а это значительно увеличит время прочтения слов. Учите детей произносить звуки «М», «Б», «П», а не названия букв, это необходимое условие для того, чтобы ребёнок научился читать бегло и без ошибок.
    • Учим читать слоги, объединяем их правильно! Соединяем не названия букв «МЭ» и «А», а звуки – МММааааа, учимся протягивать их плавно. Следим, чтобы дети не пытались читать, просто перечисляя буквы: Б, А, Б, А, или П, А, П, А.
    • Родители не должны тренировать навыки быстрого чтения следующим образом: «ты должен прочитать такой-то текст (даётся задание), а после этого будешь свободен. Лучше проводить короткие по времени уроки чтения, но с большей частотой. Другими словами, читать меньше, но чаще.

    Связано это с устройством зрительной памяти: лучше запоминается то, что мелькает перед глазами, а не то, что видит ребёнок в течение длительного отрезка времени. Три небольших занятия в течение дня по 5–7 минут, будут гораздо эффективнее одного занятия продолжительностью 15-20 минут. Промежуток между занятиями должен быть не менее одного — двух часов.

    Упражнения для развития навыков быстрого чтения у первоклассников

    Слова-половинки. Задача, которая ставится перед учеником – по отдельному фрагменту слова догадываться о том, какой будет его остальная часть.

    Напишите несколько слов (5-10) крупными буквами на бумажных листах или карточках. Разрежьте карточки со словами в произвольном порядке на половинки. Перемешайте карты. Предложите ребёнку правильно сложить из этих элементов слова.

    На буксире. Это упражнение предполагает совместное чтение взрослого и ребёнка. Выберете страницу из книги с текстом. Отметьте начало текста. Начните читать про себя, при этом пальцем отмечая строчки, которые вы читаете. Ребёнок должен читать вслух параллельно, следя за вашим пальцем. Таким образом, волей-неволей юный читатель будет вынужден подстраиваться под скорость «буксира», то есть читающего взрослого.

    Чтение на время. Эта методика хорошо мотивирует ребёнка к занятию чтением, ведь в процессе выполнения задания положительный результат становится очевиден.

    Выберете текст, который ученик будет читать в течение одной минуты. Засеките время. Как только минута истечёт, скажите «стоп» и прекратите чтение. Отметьте то место в тексте, где остановился ребёнок.

    Повторите прочтение предыдущего отрывка, используя тот же временной интервал – одну минуту. Наверняка на второй раз прочитанный отрывок окажется чуть больше того, который был прочитан первоначально. Повторите, всячески подчёркивая успех, достигаемый ребёнком после каждого продвижения им за границы читаемого текста. Это задание можно повторить подряд не более трёх раз.

    Прыжок-остановка. Смысл этого упражнения в закреплении навыков ориентирования в тексте, максимально используя зрительную память. Выполняется оно следующим образом.

    Ребёнок кладёт руки на колени, перед ним лежит открытая книга с текстом. По команде взрослого: «Прыжок!» он начинает читать текст. Когда раздаётся команда «Стоп, остановка», читатель должен поднять голову от книги, закрыть глаза, и несколько секунд передохнуть . Когда снова раздастся команда «Прыжок!», ребёнок опускает глаза и ищет в книге то место, на котором он остановился. После того как место найдено, чтение необходимо продолжить, до следующей команды взрослого.

    Хотите подробней узнать о методиках скорочтения для детей и иметь под рукой методическое пособие для занятий с ребенком? — Обратите внимание на одни из популярных книг по скорочтению. Они предназначены для обучения ребенка дома. Включают в себя эффективные авторские методики, упражнения, инструкции и тренинги.

    1. Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше. Г. Абдулова
    2. Скорочтение для детей. Полная версия. Книга-тренинг для родителей детей 6-8, 9-12 и 13-17 лет. Ш Ахмадулин
    3. Обучение детей скорочтению. Полная система обучения в домашних условиях. Комплекс учебных программ. Ш. Ахмадулин

    Следующий этап освоения навыков скорочтения (рекомендован для детей 8-10 лет)

    Боремся с неосознанным проговариванием

    Методика скорочтения предполагает отсутствие сознательной или неконтролируемой артикуляции во время чтения, в то время как большинство детей, читая, стремятся озвучить текст, проговаривая слова.

    Существует достаточно эффективный способ преодоления этой проблемы.

    Пусть во время чтения по команде «Губы!» маленький читатель приложит к губам указательный палец левой руки. После того как команда будет выполнена, ребёнок должен перейти в режим «беззвучного чтения». Затем взрослый подаёт команду «Вслух!», следуя которой, ребёнок должен убрать палец с губ и начать чтение вслух. Эта методика прекрасно справится с обучением школьника чтению без проговаривания.

    Заколдованные предложения

    Можно составить несколько предложений самостоятельно, а можно воспользоваться строчками стихотворений или загадок уже известных ребёнку. Смысл в том, что в предложениях изменяется порядок слов и школьник должен «расколдовать» предложения, расставив слова в правильном порядке. Это упражнение отлично тренирует внимание и зрительную память.

    Например:

    1. Переходи только дорогу вместе положенном
    2. Гвоздик два кольца посередине два конца
    3. Дали Кате каши нашей манной
    4. В саду вишня весной расцвела в нашем
    5. К Оле друзья на день пришли рожденья
    6. Скользкая опасная и длинная дорожка была

    Восстанавливаем буквы

    Данное задание развивает зрительную память, учит анализировать состав слова, учит соотносить первые и последние буквы слова в его общем визуальном образе.

    Напечатайте небольшой отрывок текста, пропустив, для начала в словах гласные буквы. Предложите школьнику заполнить пропуски, отведя на это определённый промежуток времени (не более 3-5 минут для текста длиной в 2-3 предложения). В дальнейшем задание можно усложнить: пропускайте согласные буквы, буквосочетания, слоги.

    Ребёнок – учитель

    Очень хорошее упражнение, к выполнению которого дети обычно относятся с большим энтузиазмом. Ведь им предоставляется уникальная возможность исправить взрослого!

    Взрослый, зачитывая отрывок текста, делает намеренную ошибку в произношении одного или нескольких словах. Задача ребёнка – прервать чтение и исправить ошибки взрослого.

    Упражнения для тренировки зрительной и общей памяти

    Техника чтения существенно страдает в том случае, когда угол зрения ребёнка недостаточен для охвата нескольких слов подряд. Решить эту проблему поможет методика, использующая цифровые таблицы Шульте

    104281914
    20241815
    138302511
    222152717
    26612321
    16239297

    Школьник должен быстро отыскать в таблице цифры от 1 до 30, соблюдая их очерёдность в цифровом ряду, показывая и называя число. Делать это необходимо укладываясь в определённый промежуток времени, длительность которого зависит от индивидуальной подготовки ребёнка. В дальнейшем время, в течение которого школьник находит цифры, должно сокращаться.

    Тренируем память

    Ещё один серьёзный момент, влияющий на технику чтения – недостаточно развитая память школьника.

    Наверняка многие родители сталкиваются с ситуацией, когда начав читать предложение из 6–8 слов, ребёнок останавливается на третьем или четвёртом слове, и дальнейшее чтение вызывает у него затруднение. Это связано с тем, что ребёнок попросту забыл, с какого слова начинался текст, а значит, ему трудно связать уже прочитанные слова в предложение. Возникает пауза, которая тормозит процесс.

    В этом случае помогут специальные упражнения – визуальные диктанты, написание которых стимулирует развитие зрительной памяти, и оказывает непосредственное влияние на способности детей читать бегло и без ошибок.

    Проводим визуальный диктант

    Напечатайте небольшой текст — не более шести предложений. Сначала накройте текст листом плотной бумаги, затем откройте первое предложение и дайте ребёнку 8 секунд для того, чтобы прочитать его и запомнить. Закройте текст и предложите ученику написать предложение по памяти. Сделайте то же самое с оставшимися предложениями.

    Не путайте это задание с уже знакомым по школьным занятиям написанием изложений! Здесь нужно точно повторить текст, который увидел и запомнил ученик.

    Отмечаем результаты!

    Обязательно отмечайте положительные результаты в освоении ребёнком техники чтения. Можно создать и повесить над его рабочим столом специальную табличку, демонстрирующую прогресс, это будет мотивировать ребёнка к дальнейшим занятиям.

    К концу третьего класса необходимо добиться определённых результатов. Обязательный показатель техники чтения в этом возрасте – не менее 120 слов в минуту. Скорочтение для детей является одним из наиболее эффективных способов научиться читать быстро и осознанно, при этом, не проговаривая вслух и не артикулируя.

    Вебинар по развитию скорочтения у детей:

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector