221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научить ребенка читать 8 лет

Как научить ребенка читать быстро и правильно: в домашних условиях

Многие родители считают, что если их ребенок плохо читает, то успеха в учебе ему не достичь. Действительно, эта наука не всем детям дается с легкостью, и родители ломают голову, как помочь своим малышам хорошо овладеть чтением или даже научиться скорочтению.

На самом деле, проблема плохой техники чтения относится не только к детям, но и ко взрослым. В младшей школе, когда ребенка учат читать, и потом, регулярно контролируют технику чтения, родители могут отслеживать, как продвигаются результаты. В средней и старшей школе контролем техники чтения уже никто не занимается. И когда ребенок решает поступать в ВУЗ, оказывается, что обрабатывать большие объемы информации он просто не в состоянии.

Скорочтение – это умение читать про себя несколько тысяч слов за минуту, понимая прочитанный материал и запоминая его. Необходимость в таких навыках возникает, как правило, уже у взрослых людей, но и детям она может очень пригодиться. Эффективные упражнения, которые развивают память, внимание и расширяют угол зрения, позволяют осилить науку скорочтения взрослым людям уже за 10-12 занятий, а детям – за 20-25.

С какого возраста вообще нужно начинать обучение чтению

Иногда родители считают, что обучать ребенка чтению необходимо как можно раньше. Чуть ли не с года, а то и с 6 месяцев, они показывают своим детям напечатанные на бумаге крупными буквами различные слова и проговаривают их вслух. Родители считают, что у ребенка сработает комбинация зрительной слуховой памяти, и он запомнит «выученные» слова. Однако большинство специалистов доказывают, что оптимальный период для начала обучения приходится на 5-6 лет. До этого времени и нервная система ребенка и другие мозговые структуры, которые будут участвовать в процессе чтения, еще недостаточно сформированы и готовы к пониманию и овладению грамотой.

Раннее обучение чтению, к сожалению, не означает, что ребенок станет вундеркиндом или 100% будет отличником в школе. Другими словами, положительного эффекта на дальнейшую успеваемость ребенка он не даст, и даже может навредить. Времени на обучение, как и усилий, будет затрачено больше, а результат будет таким, каким он должен быть, не зависимо от того, как рано ребенок освоил азбуку.

Немаловажным фактором является и состояние звукового анализа, звукового восприятия. Ребенок должен уметь выделать звуки речи на слух. С самого начала обучения родители должны делать акцент на то, что при чтении мы пользуемся звуками (а не буквами), что они бывают разными, и ребенок должен чувствовать разницу между ними. Следует учить его делить слово на слоги. Все это необходимо для того, чтобы грамотно овладеть чтением и потом учиться читать быстро и правильно.

Для чего обучаться скорочтению

В наше время люди сталкиваются с таким объемом информации, что «переварить» ее едва ли под силу каждому. В среднем взрослый человек может читать около 300 знаков в минуту. Это очень мало и именно поэтому появляются различные методики, обучающие скоростному чтению литературы.

Если начать освоение этих методик еще в детском возрасте, то можно достаточно хорошо развить память и внимание, что окажет положительное влияние на успеваемость в школе и ВУЗе.

Техника чтения ребенка должна развиваться с возрастом, с приобретением других каких-то навыков. Ребенок учится читать по буквам и постепенно приобретает навыки чтения словами, предложениями и текстами. На этом, к сожалению, обучение чтению заканчивается у 90% всех детей и практически у всех без исключения взрослых.

Тема скорочтения является достаточно актуальной среди тех, кто заботится о своем интеллектуальном развитии. Аналитическое чтение с высоким качеством усвоенного материала и с минимальными затратами и усилиями, к сожалению, в нашей стране не получило большой популярности. Между тем, существуют специальные курсы методики, которые позволяют осилить науку скорочтения как взрослым, так и детям.

Прежде чем гововить о методике скорочтения, следует понимать, что данный навык напрямую связан с такими сложными психическими процессами, как внимание, память, мышление и эмоции. Механизмы этих процессов человеком, к сожалению, до конца не изучены, но можно сравнить человеческий мозг с компьютерными программами.

Существуют такие программы, которые человек нарабатывает в течение всей жизни, это условные рефлексы и стереотипы.

Умение быстро читать и понимать прочитанное является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и в способности логически мыслить, воспринимать различную информацию, развивать память и внимание, уметь концентрироваться на главном. Все это даст хорошее подспорье при освоении новых профессий в более старшем возрасте, эффективном развитии себя как личности.

Методики обучения быстрому чтению

Все методики освоения скорочтения имеют физические границы применения их на практике. Все они имеют возрастные различия: одни направлены на развитие детей 5-8 лет, другие больше подойдут подросткам, третьи – вообще разработаны для совершенствования умения быстро читать родителей.

Все техники и методики включают в себя комплексы упражнений, направленных на улучшение памяти, внимания, концентрации, развитие слуховой, зрительной памяти, развитие логического мышления, повышения уровня интеллекта ребенка и прочее.

Представленные далее упражнения помогут ребенку не просто научиться быстро читать, но и запоминать, понимать прочитанное, развить в себе умение быстро переключаться с одного вида мозговой деятельности на другой, развивать смысловую, слуховую, зрительную, образную виды памяти и много другое.

Упражнения для развития быстроты чтения

Все упражнения для развития скорочтения направлены на тренировку памяти, внимания, ритма и расширения поля зрения. Трудности, из-за которых дети медленно читают, существуют и у взрослых.

  1. Упражнения для подавления внешней артикуляции.
    На скорость чтения вслух должна отличаться от скорости чтения «про себя». Но у многих детей и те, и другие результаты, как правило, одинаковы. Это происходит из-за того, что во время чтения «про себя» они мысленно проговаривают слова.
    При выполнении упражнения для подавления внешней артикуляции ребенку рекомендуют читать, держа в зубах карандаш. При выполнении второго упражнения ребенок прикладывает к губам палец и читает, стараясь не шевелить губами. Через 3-5 минут палец убирается. Если ребенок сам или родители замечают, что губы снова начинают шевелиться, нужно снова приложить палец к губам.
  2. Упражнения для подавления внутренней артикуляции.
    Они рекомендованы подросткам, которые при чтении проговаривают слова мысленно:

  • Чтение плюс счет. Выполняя это упражнение нужно читать и мысленно считать «про себя». В начале, конечно, ребенок не сможет запоминать то, о чем он прочитал, и это абсолютно нормальная реакция мозга. Но со временем его внимание и память смогут разграничивать чтение и счет. Занимаясь над повышением техники чтения необходимо все упражнения доводить до автоматизма. Мгновенного результата не получится, заниматься следует систематически.
  • Чтение плюс пение. Принцип выполнения такого упражнения аналогичен предыдущему: при чтении нужно стараться мысленно пропевать какую-то песню или читать стих. Если делать это сложно, можно читая, напевать какой-то мотив вслух. Это также способствует подавлению внутренней артикуляции.
  • Чтение плюс стук. Так как речь очень ритмична, при чтении необходимо выстукивать аритмичный рисунок. Выполняя упражнение важно не сбиваться с ритма. Лучше всего, начиная заниматься по предложенным упражнениям, взять интересную книгу с увлекательным сюжетом. Тогда при чтении стук уйдет на второй план. Упражнение тренирует внимание, умение переключаться с одной информации на другую и выполнение одновременно несколько действий.
  • Упражнение для тренировки чтения вслух – «буксир». Упражнение выполняется вместе с одним из родителей. Темп и ритм чтению задает родитель и требует от ребенка не отставать от него. Сам процесс чтения напоминает внешне чтение хором с хорошим темпом.
  • Ищем лишнее. Это упражнение направлено на поиск необходимых букв в тексте, без его прочтения. Продвигаясь от слова к слову, необходимо зачеркивать, подчеркивать или еще как-то выделять определенные буквы, причем делать это нужно с достаточной скоростью.
    Выполняя упражнение, ребенок тренирует память, держа в уме информацию, какую букву и как нужно отметить в тексте, т.е. он учится концентрироваться на определенной информации. На начальных этапах, можно совсем отказаться от выполнения упражнения на скорость, чтобы ребенок концентрировался только на качестве результата, и усложнять требования постепенно.
  • Ищем нужное. Выполняя это упражнение, необходимо бегло просматривать текст и искать нужное слово, выделяя его каким-либо образом (подчеркивание, зачеркивание и прочее).
  • Упражнениедля расширения поля зрения. Берется числовая таблица с 15-ю ячейками и с числами от 1 до 20 (т.е. 5 из них пропущено).
    Выполняя упражнение, ребенок должен быстро определить каких именно чисел в таблице не хватает. Постепенно число ячеек можно увеличивать. Упражнение также тренирует внимание и память, так как ребенку нужно не только удерживать перед глазами таблицу, но и помнить, какие цифры он уже нашел, а какие еще нужно найти.
  • Анаграммы. Это игровое упражнение, в котором в ячейках таблицы зашифрованы слова, т.е. буквы переставлены местами. Оно тренирует быстроту восприятия, скорость мышления и развитие логики.
  • Читать еще:  Как научиться читать по англ

    Существуют упражнения, которые позволяют увеличить технику чтения до феноменальных результатов.

    Цель чтения также бывает разной. Если нужно бегло просмотреть текст, чтобы выбрать книгу с более подходящей, насыщенной для чего-то информацией, то можно развивать скорочтение и с помощью других упражнений. Забегая наперед, следует отметить, что они больше подойдут подросткам, которые, например, готовятся к экзаменам и хотят выучить большее количество информации за меньшее время.

    • Упражнение «Шторки», основано на методе предугадывание, предвосхищения событий. Из листа формата А5 (по формату книги), нужно вырезать большой усеченный треугольник. Этот лист наложить на печатную страницу так, чтобы края строчек были закрыты, и попытаться прочитать ее так, насколько позволяет получившийся трафарет. Затем нужно попробовать пересказать прочитанное, чтобы оценить, насколько получилось уловить смысл прочитанного, ну а в конце, сравнить с оригиналом. Такое упражнение позволит тренировать внимание, память, логику и мышление.
    • Упражнение для подростков «Чтение на горизонтали». Здесь необходимо уходить от чтения по словам, а стараться воспринимать по 2-3 слова одновременно. Для этого берется текст и простым карандашом по нему прочерчиваются вертикальные линии, которые делят текст на 2-3 части. Читать текст нужно фрагментами, пытаясь понять одновременно смысл нескольких слов.
    • Упражнение для подростков «Чтение на вертикали». Выполняется аналогично предыдущему, с отличием того, что линии нужно проводить горизонтальные. Цель этого упражнения заключается в том, чтобы подросток учился воспринимать всю строчку целиком, не водя глазами вправо и влево.

    Для достижения лучших результатов необходимо ежедневно тренироваться и учить как можно больше стихов и скороговорок.

    Вместо заключения

    Чтобы помочь ребенку в изучении школьного материала. Необходимо развивать в нем навыки скорочтения. Для этого необходимо взять на заметку все вышеперечисленные упражнения и старательно их выполнять с ребенком. Ведь этот метод дает возможность не только экономить время при чтении, но эффективно усваивать информацию.

    Как помочь ребенку 9 лет читать быстро и без ошибок?

    Умение быстро читать очень важно для всего процесса обучения, от этого зависит насколько полно ребенок будет воспринимать изучаемый материал. И этому точно стоит уделить внимание. К счастью, технику чтения можно легко улучшить.

    Что делать, чтобы помочь ребенку 9 лет быстро читать? Хочется сразу успокоить излишне переживающих родителей-то, что ребенок читает медленно и его техника чтения «хромает» это нестрашная и распространенная проблема. И избавиться от нее легко.

    Регулярно играйте с ребенком в нужные игры с текстами и буквами. Но для начала давайте разберем, почему ребенок медленно читает.

    Причины плохой техники чтения

    • Скудный словарный запас. В этом случае при чтении часто встречаются слова, значений которых он не знает. Конечно, ему будет трудно и читать, и воспринимать такой текст.

    Чтобы расширить лексикон, читайте больше книжек, рассматривайте вместе картинки, проговаривайте кто/что на них изображено и что происходит.

    Обсуждайте детские фильмы и мультфильмы, давайте оценку действиям героев, просите ребенка самому подумать и рассказать почему герой так поступил и правильно ли он сделал.

    Кроме пополнения словарного запаса, такие упражнения хорошо развивают речь.

  • Проблемы с артикуляцией. Возможно, ребенку трудно выговаривать отдельные звуки, например, сочетания согласных.
  • Как помочь? Используйте скороговорки, небольшие стишки, присказки. Сначала стоит потренироваться произносить их медленно, затем увеличивать темп.

    Займитесь артикуляционной гимнастикой обязательно тренируйтесь вместе с ребенком, показывайте пример. И все слова, которые выговаривать пока не получается обязательно записывайте и постоянно к ним возвращайтесь.

  • У ребенка рассеяно внимание. Он не сосредотачивается на тексте, отвлекается. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши занятия напоминали игру. О многих игровых методиках вы можете узнать из материала как легко научить ребенка считать в уме.
  • Следующие упражнения помогают и лучше читать, и сосредоточиться. Читайте вместе с ребенком чаще, делайте это когда он спокоен, не перевозбудился; заинтересуйте его книгой, расскажите начало сказки и предложите прочитать вместе, что было дальше. Обязательно следите за своим произношением и расстановкой ударений!

    После того, как вам удалось сосредоточить внимание на книге (спустя 2 или 3 закрепляющих занятия) попросите ребенка читать со включенной музыкой, сначала очень тихой и без слов.

    Если все получается, можно немного увеличить громкость, включить музыку со словами, так ваш малыш будет учиться концентрироваться на чем-то одном.

    Если ребенку совсем тяжело это дается, возможно вы упустили какой-то важный момент в развитии этого навыка, прочитайте как нужно учить читать по слогам.

    Чтение – важная часть жизни

    Ваша задача – показать ребенку, что уметь читать быстро очень важно. Пусть он поймет, что этим навыком ему придется пользоваться в своей жизни каждый день.

    Для этого почаще оставляйте ему различные записки: список того, что он должен сделать, когда придет из школы, где его обед, какие у вас планы на выходные, послания о том, какой он молодец и как вы его любите. Все зависит только от вашей фантазии.

    Помните, навыки развиваются только в процессе тренировок, так и в нашем случае.

    Если хотите улучшить свои способности – тренируйтесь регулярно, проводите с ребенком занятия в форме игры. Какие и как? Сейчас расскажем.

    Игры на развитие навыка

    Очень много хороших отзывов об игре “Читай-Хватай!“, которая позволяет сделать процесс обучения чтению легким и ненавязчивым. Вам не придется больше заставлять ребенка заниматься, он будет делать это с удовольствием!

    Обзор и инструкция к этой развивающей настольной игре в этом видео:

    Другая очень хорошая игра, направленная на изучение букв и развитие навыка слогового чтения – “Зверобуквы”.

    Также очень эффективна методика обучения Жуковой. Ее и многие другие игры и учебные пособия вы можете найти, используя поиск:

    Упражнения

    • Чтение по времени. Похоже на проверку техники чтения в школе. Вы засекаете время, одну минуту, и просите маленького читателя читать как можно быстрее потом считаете слова.

    Текст должен быть несложным и соответствовать возрасту. После подсчета слов, вы спрашиваете: «А сможешь быстрее? Давай попробуем!» Второй раз, скорее всего, получится прочитать больше слов за то же время, ведь слова уже знакомы.

    Это очень хороший повод похвалить и показать, что все не так сложно и у него все получается. Это упражнение не имеет смысла проделывать больше трех раз на одном и том же тексте.

    Лучше разнообразьте ваши тренировки.

    • Собираем слова из половинок. Вам потребуется предварительная подготовка – необходимо подготовить карточки со словами. Таким образом, чтобы первая половина слова была на одной карточке, а вторая – на другой.

    Сделайте эти карточки яркими, не забывайте, ваша главная задача – увлечь маленького читателя и показать, что со словами и буквами можно весело играть. Вот увидите, ваш ребенок начнет увлеченно складывать карточки, собирая слова.

    Вам нужно постоянно перемешивать карточки и не забывать отмечать успехи и вовремя хвалить. В процессе этой игры малыш легко научится сосредотачиваться сразу на части слова, а не на отдельных буквах, это очень важно для увеличения скорости чтения.

    Зайка пусть разговаривает тихим голосом, волк – грубым и отрывистым, медведь – медленно и протяжно.

    Находим однокоренные слова. Для этого упражнения напишите на листке слово, но желательно без приставок и окончаний.

    Например, «лес» и под ним напишите слова, которые образовались от этого же корня – «лесной», «лесочек», «лесами» и т. д.

    Объявите войну труднопроизносимым согласным. Каждый день выписывайте на листок по 20 слов с сочетаниями согласных и просите ребенка проговорить их по 2 или 3 раза.

    Читать еще:  Таблица со слогами для обучения чтению

    Отметьте для себя, какие сочетания даются с наибольшим трудом и уделяйте им особое внимание.

  • Развиваем смысловую догадку.
  • Когда мы читаем текст, мы видим не только слово, которое читаем, но и часть следующего, боковым зрением. По его очертаниям мы уже догадываемся, что это за слово также в этом помогает понимание смысла текста. Все это значительно увеличивает скорость чтения.

    Но как же научить этому малыша? Используйте для этих целей тексты с пропущенными буквами или целыми словами. Додумывая недостающие буквы, и подставляя слова, малыш учится быстро улавливать смысл написанного.

    В возрасте 4-5 лет важно познакомить ребенка с понятием времени. Как научить ребенка понимать время по часам читайте по нашей ссылке.

    Главное

    Занятия проводите регулярно, лучше ежедневно.Они должны приносить удовольствие и вам и ребенку. Тренируясь с удовольствием, вы добьетесь гораздо больших результатов, чем если будете все делать нехотя.

    Дети все чувствуют и в таком случае тоже выполняют задания «из-под палки» и «лишь бы отстали».

    Не забывайте хвалить свое чадо, пусть даже успехи небольшие. Любые продвижения вперед в его 9 лет – это уже достижения.

    И ничто так не мотивирует юного читателя, как осознание того, что мама и папа им довольны и гордятся его новыми умениями. Выполняйте эти рекомендации и у вас все обязательно получиться!

    Полезное видео

    Еще некоторые приемы обучения вы узнаете из следующего видео:

    Как научить ребенка читать 8 лет

    Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, — ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу — какой-то непременно подействует.

    1. Внесите элемент игры

    Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку — домашний театр, — и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, — кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты, показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.


    Автор фото: Кристина Ковтун, — источник

    2. Пусть ребенок читает то, что нравится

    Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама — лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.


    Автор фото: Алия Гимранова, — источник

    Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки

    3. Заведите дома большую библиотеку

    Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.


    Автор фото: Полина Мяличкина,— источник.

    Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» — читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» — история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, — Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала — даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.

    4. Не заставляйте дочитывать до конца

    Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу — пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» — если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.


    От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, — источник.

    5. Покажите, что удивительного в книгах

    Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели — так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.


    Автор фото: Ирина @kmigirazuma, — источник

    6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность

    Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности — это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра, до 11 лет — учеба, позже — интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.

    7. Не ставьте условий

    Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.


    А лучше давайте книжки с самого нежного возраста. Ребенок их полюбит. Автор фото: Irin Knuremko, — источник.

    8. Выбирайте красивые книги

    Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг: яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.


    Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. Мы в МИФе обожаем Мамазавра! — Источник.

    9. Оставляйте книги на видном месте

    Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор — «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.

    10. Читайте вместе с ребенком

    Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди — по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.


    И обязательно читайте деткам перед сном, — источник

    И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах — совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

    Читать еще:  Обучение чтению по зайцеву

    Приучить ребёнка к чтению нужно до 8 лет, но рано учить читать – бесполезно

    Как научить читать и не привить отвращения к книге

    Яна Москаленко продакт-менеджер мобильного приложения »Буковки: учимся читать весело!»

    Способов научить ребенка читать существует множество, но ни один не гарантирует превращения навыка чтения в любовь к книге. Поэтому приучать ребенка к чтению нужно не с изучения букв, а с совместного досуга, в котором книга будет занимать главное место.

    «Дети осваивают язык до 6 лет, но попытка заставить их читать до 4 лет — это насилие, потому что мозг ребёнка ещё не очень хорошо подготовлен, чтобы различать буквы», — убежден нейробиолог из США доктор Сэм Ван.

    И всё же организовать ненавязчивый процесс обучения чтению стоит — хотя бы потому, что в недавнем исследовании обнаружили чёткую связь между прогрессом в чтении в возрасте семи лет и социально-экономическим успехом в сорок. Что же надо знать о том, как ребенок осваивает речь и чтение?

    Все дети учатся говорить — значит, научатся и читать

    Формирование грамотности — это постепенный, непрерывный процесс обучения, который направлен на понимание и использование языка, и длится от рождения до восьмилетнего возраста. В течение этого периода дети сначала учатся использовать устные формы языка (слушание и говорение), а затем начинают понимать смысл письменных форм (чтение и письмо).

    Трудно поверить, но когда вы поднимаете своего долгожданного малыша на ручки, смотрите ему в глаза, что-то нежно проговаривая, вы уже помогаете делать первые шаги к развитию речи.

    Маленькие дети продолжают развивать навыки слушания и разговорной речи, когда сообщают о своих потребностях и желаниях с помощью звуков и жестов, неразборчиво лепечут себе и окружающим, произносят первые слова и быстро добавляют к ним новые. Большинство детей, которые были окружены языком с рождения, свободно говорят в трехлетнем возрасте.

    Каждый из 6000 языков в мире использует различный ассортимент фонем — отличительных звуков, используемых для формирования слов. Когда взрослые слышат другой язык, они могут не заметить различий в фонемах, которых нет в их родном языке. Младенцы же рождаются со способностью слышать эти различия. Их милая болтовня включает в себя гораздо больше звуков, чем те, что используются в родном языке. Примерно через 6-10 месяцев дети начинают игнорировать фонемы, с которыми не сталкиваются. Они повторяют только те звуки, которые слышат от своих самых близких и частых собеседников.

    Как развивается речь ребенка

    В течение первого года жизни дети слышат речь как ряд отдельных, но бессмысленных слов. К 1 году большинство начинают связывать слова со значением. Они понимают названия, используемые для обозначения знакомых предметов, частей тела, животных и людей.

    На этом этапе дети упрощают процесс изучения таких соответствий:

    • Cлова относятся к целому объекту, а не к деталям или качествам (пикачу — любимая игрушка, а не его голова или цвет).
    • Слова относятся к классам вещей, а не к отдельным предметам (Пёсики — это слово для всех четвероногих животных).
    • У всех, у кого есть имя, может быть только одно имя (папа — это только папа, а не мужчина или Саша).

    По мере того, как дети развивают языковые навыки, они отказываются от этих допущений и изучают новые слова и значения. С этого момента прогресс в освоении языка заметно ускоряется.

    Вот типичная последовательность развития речи:

    • Примерно в 18 месяцев дети наращивают словарный запас с поразительной скоростью: одно слово за 2 часа.
    • К 2 годам у большинства детей в запасе от 1 до 2000 слов, которые они могут объединять в простые предложения.
    • От 24 до 30 месяцев дети говорят более длинными предложениями.
    • С 30 до 36 месяцев они начинают учитывать категории времени и числа, использовать такие слова, как «кто-то» и «кто».

    Как приучить ребенка читать: 10 шагов

    Как можно заметить, дети осваивают язык с самого рождения, органично и естественно, наслаждаясь процессом обучения! Если вы хотите так же успешно встроить в «образовательную программу» освоение навыков чтения, в рекомендациях ниже наверняка найдёте то, что подходит именно вам и вашему ребенку.

    1. Сделайте чтение ежедневным. Просто читайте своему ребёнку как минимум 15 минут в день. Одна небольшая сказка перед сном должна стать вашей общей привычкой. В эпоху сверхзанятости и технологий многие родители предпочитают включать малышам аудиосказки, однако помните, что речь близкого человека воспринимается малышом лучше.
    2. Больше интерактива! Даже от банального чтения книги можно добиться большей вовлеченности: усадите ребёнка на колени, позвольте ему самостоятельно переворачивает странички. Обсуждайте красочные иллюстрации, пусть малыш порассуждает, как они связаны с историей, какие персонажи изображены и так далее.
    3. Показывайте слова. Читая книгу, ведите свой палец по нижней части строки. Со временем ребенок поймет, что это слова, а не картинки.
    4. Не докучайте. Если вы заметили, что ребёнок вдруг потерял интерес и начал отвлекаться, просто отложите книгу. Если заставлять, весь процесс окажется контрпродуктивным. А о воспитании любви к чтению и говорить не приходится. Но есть и другая сторона медали: некоторым детям действительно сложно концентрироваться на одном занятии. В этом случае стоит подумать: чем еще может заняться малыш, когда вы читаете? Порисовать, полепить, что-то построить?
    5. Станьте примером. Подражание является ключевым моментом развития ребёнка. Покажите, что чтение — это такая же неотъемлемая часть вашей повседневной жизни, как сон или приготовление завтрака. Удивительно, но зачастую родители требуют от своих детей того, чего он просто-напросто не видит в своём окружении. Это справедливо как для привычки говорить «Спасибо», так и для чтения.
    6. Заражайте энтузиазмом! Если ребёнок видит, что вы каждый раз неохотно берёте книгу, читаете монотонно и с гримасой усталости, вряд ли ему захочется видеть вас такими вновь. Показывайте, как вы рады, что провели последний час с ним именно так, и не забывайте про неподдельный энтузиазм до «занятий». Если он прибегает к вам и просит прочесть сказку про репку в 150-й раз, выдохните и вперёд!
    7. Отвечайте на вопросы. Даже если вы ещё не окончили главу, страничку или абзац, сразу отвечайте на вопрос юного слушателя. Более того, не бойтесь пуститься в рассуждения, или самим задавать вопросы вроде «Как ты думаешь, что дальше произойдет с Зайчиком?», «Ты бы хотел дружить с Машенькой?».
    8. Используйте технологии. Даже самая любящая мама «иногда» устаёт и не может с удовольствием заниматься с ребенком. Порой можно наблюдать, как измученный родитель злится, повышает голос, но все равно не сдается и заставляет свое не менее измученное чадо смотреть в книжку и читать. Как только вы почувствовали нехватку терпения, самое время изучить огромный рынок вспомогательных инструментов (игрушек, мобильных приложений, свежих методик), которые, конечно, не заменят полностью вашего участия, но возьмут на себя львиную долю обязанностей. Вы удивитесь, но отзывы родителей в духе «Мой ребёнок научился читать, считать, танцевать благодаря этому приложению» — уже гораздо чаще обыденность, чем дело случая.
    9. Слушайте ребёнка. Многие дети отлично запоминают стихи и сказки, которые часто слышат. Предложите малышу почитать вам хорошо знакомую книжку! Дайте ее в руки, примите позу, будто бы вы — это он, и внимательно слушайте, как забавно воспроизводится история. По ходу рассказа, переворачивайте странички, помогайте использовать иллюстрации в качестве подсказок.
    10. Экспериментируйте с интонациями. Вы — театр для маленького зрителя. Если постановка окажется скучной и невнятной, не ждите оваций в виде внимания и заинтересованности. Обязательно меняйте голос при чтении разных ролей, кривляйтесь и грустите, серьёзничайте и зазывайте — всё это поможет не только удержать внимание, но и знатно поднять настроение вам обоим!
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector