221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научица читать

Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях в 7 лет (1 класс)?

Умение читать – это навык, который должны привить ребенку, прежде всего, его родители. Не стоит ожидать, пока сын или дочь пойдет в 1 класс, где ими будут заниматься педагоги, ведь, во-первых, детям очень нравится изучать что-то новое с родителями, а, во-вторых, мама и папа могут существенно помочь подготовится к переломному в жизни дошкольника моменту.

Понимая, как правильно и быстро научить ребенка в 7 лет читать, родители могут превратить подготовку ребенка к 1 классу в увлекательное занятие, а обучение чтению по слогам – в интересную игру. На самом деле, это не сложно, но, конечно, такие занятия требуют определенных временных и моральных затрат, но полученные результаты этого действительно стоят.

Когда и как нужно начинать учить ребенка читать для подготовки к 1 классу в 7 лет?

Как утверждают детские психологи, самым оптимальным для обучения ребенка чтению является возраст 4,5-6 лет. На практике же многие детки сами изъявляют желание учиться примерно с 5-летнего возраста. Существует ряд показателей, по которым можно судить, готовы ли ваша дочка или сын к таким занятиям.

Возрастные особенности и готовность к чтению в 7 лет

В семилетнем возрасте дети начинают активно интересоваться тем, что написано на окружающих их предметах.

Для начала необходимо понять, насколько ребенок готов к столь ответственному и непростому процессу. Это можно определить по:

  • отсутствию проблем с произношением слов;
  • достаточно хорошему владению устной речью;
  • развитости фонематического слуха, когда ребенок способен различать и повторять услышанные звуки;
  • отсутствию проблем со слухом;
  • свободной ориентации в окружающей среде.

Внимательные родители всегда отметят подобный прогресс в развитии сына или дочери, и помогут усовершенствовать эти навыки и умения.

Лучшие методики

Перед тем как обучать ребенка чтению, родителям самим необходимо получить представление о том, как это должно происходить. С этой целью были разработаны специальные методики, которые помогут без давления и спешки проводить столь ответственные задания с детьми 7 лет:

    Метод Домана. Этот способ еще называется «глобальным чтением». Он подразумевает обучение чтению целых слов посредством вовлечения в процесс механической памяти. Так, на столе необходимо разложить карточки с написанными на них простыми словами: «мама», «папа», «шкаф», «стул» и др. Видя их постоянно, малыш будет запоминать написание, что впоследствии поможет ему быстрее научиться читать.

С чего начинать обучение чтению по слогам?

Важно учитывать, что скорочтению семилетних деток учить не стоит. Эта методика еще слишком сложна для них, и подходит только для школьников 10-12 лет. До того как дети достигнут такого возраста, их лучше всего учить читать в темпе, соответствующем разговорному. Так они будут намного легче запоминать и усваивать новую информацию.

Если мама не знает, с чего начать обучение, то необходимо обратить внимание на специализированные книжные магазины с детскими пособиями. Сегодня брошюр, помогающих в данном процессе, существует огромное множество, поэтому выбрать будет из чего.

Варианты упражнений для обучения чтению в домашних условиях

Есть несколько эффективных вариантов упражнений, которые помогут научить семилетних деток читать:

  1. Ребенок сидит на стуле, руки на коленях. При команде «бросок» он начинает читать, когда же звучит слово «засечка» – он останавливается. Отдых длится несколько секунд, после чего снова звучит команда «бросок», и учащийся должен отыскать строчку, где он закончил чтение, и продолжить процесс. Занятие можно продолжать не более 5 минут.
  2. Во время занятия «Буксир» необходимо менять темп чтения от медленного к более быстрому. Ребенок при этом не должен отставать в скорости прочтения текста. Затем следует перейти на чтение «про себя», что школьник тоже должен повторить.

Через некоторое время нужно снова начать произносить слова вслух.

  • Последнее занятие базируется на поиске в таблице со слогами второй части, которая будет формировать определенное слово.
  • Такие занятия лучше всего выполнять в группе детей. Но если уроки проводятся в семейном кругу, то участвовать должны оба родителя.

    Основные правила обучения чтению ребенка 1 класса

    Чтобы процесс обучения протекал как можно легче для младшего школьника, необходимо:

    1. Правильно подобрать обучающее пособие. Лучше всего отдать предпочтение названному выше букварю Н. С. Жуковой, где максимально подробно расписаны и учтены все особенности букв и слогов.
    2. Изучать гласные и согласные звуки в правильном порядке. Сначала необходимо выучить открытые, «твердые» гласные: А, О, Ы, У, Э. Затем можно переходить к изучению твердых звонких согласных букв: М и Л.

    Только после этого можно переходить к изучению шипящих звуков Ж, Ш, К, Д и пр.

  • После пройденного этапа необходимо проводить его повторение с целью закрепления результата.
  • Далее можно переходить к обучению чтению по слогам. Согласную букву необходимо протягивать как можно дольше, чтобы она мягко и плавно перетекала в гласную. Например, слог «ма» необходимо произносить следующим образом: «ммммм-аааа».
  • Первые изучаемые слоги должны быть несложными: ма, ла, ло и пр.
  • Когда ребенок научится читать простые слоги, можно учить его более сложным: АВ, ОМ, УС и пр. И только после прохождения этого этапа следует переходить к чтению целых слов.
  • Наиболее распространенные ошибки родителей

    Есть несколько нюансов, которые необходимо учитывать при обучении ребенка чтению. Самыми распространенными ошибками родителей в данном случае являются:

    1. Произнесение не самих звуков, а алфавитных букв. Например, КА, ЭМ, ПЭ и т. д. Правильно будет говорить М, Л, Н и т. д. Если с самого начала совершать подобные ошибки, то можно добиться того, что ребенок не поймет специфики чтения по слогам, у него возникнут проблемы с их произношением и формированием. Например, он не сможет прочитать элементарное слово «мама», произнося «мэамэа».
    2. Многие родители подсознательно учат будущего школьника «вырывать из контекста» отдельные слова, словосочетания или фразы. Это в корне неправильно, поскольку дети при таком подходе в будущем будут испытывать трудности во время прочтения больших текстов или даже абзацев, состоящих из нескольких предложений.

    И, конечно же, одной из самых распространенных и, пожалуй, грубейших ошибок родителей является спешка. Не следует требовать от младшего школьника невозможного – научиться читать сразу, необходимо проявить терпение. Если ему сложно – объяснить все заново, максимально подробно и обстоятельно. Только тогда труды учащегося и обучающего будут вознаграждены по максимуму!

    Как научиться быстро читать: подробное руководство по развитию техники скорочтения

    Привет, друзья! С вами Людмила Редькина. Бывают моменты, когда нам нужно обработать огромное количество информации. И эти терабайты новых знаний важно правильно “проглотить” и запомнить. Есть много разных методик, развивающих память и мышление, но я хочу рассказать о скорочтении, которое делает ваш мозг активнее, увеличивает скорость работы всех психических процессов, вы двигаетесь вперед и идете в ногу со временем! Ниже я расскажу вам, как научиться быстро читать, и опишу действенные методы для развития скорочтения.

    Преимущества быстрого чтения

    Исследования мозга дали нам ценную информацию: он может “додумывать” без осознания, “дорисовывать” без целой картинки. Но многие об этом и понятия не имеют. Мы пытаемся улучшить память и работу мозга, хотя изначально не знаем, на что действительно он способен.

    А знаете ли вы, что без гласных букв в строке вы поймете, о чем идет речь? А догадывались ли вы, что при закрытии третьей части текста вертикально вы тоже полностью поймете его смысл? Обучение технике скорочтения основывается на этих, казалось бы, мелочах. Но при “поглощении” больших объемов информации скорочтение очень экономит время.

    Скорее всего, среди ваших знакомых есть человек, которому для прочтения книги требуется максимум 1 день, тогда как вам потребуется около 5 дней. Да и заставить себя прочитать книгу иногда ой как трудно! Быстро читающих людей не много, но они используют этот навык себе на пользу для развития мышления и успехов на работе. Кто откажется от успешности и экономии времени?!

    Наблюдая за быстро читающими людьми, вы, возможно, заметили, как они буквально через несколько секунд перелистывают страницы. Неужели они ничего не запоминают и не видят? Все они видят, но при таком чтении их мозг усиленно работает по заранее отработанной схеме, человек знает:

    • какую информацию он ищет;
    • как она ему пригодится в жизни;
    • какими другими способами он может получить подобную информацию.

    Все эти хитрости помогают справиться с задачей получения информации как можно быстрее и эффективнее.

    Подготовка

    Чтобы научиться быстро читать в домашних условиях, нужно подготовиться. Остальное за нас сделает наш головной компьютер. Мозг привык работать быстро. Если вы сейчас быстро прочитаете этот текст, вы поймете, о чем речь.

    По рзеузльаттам илссоевадний анлигсйокго унвиертисета, не вжнао, в каокм проякде в солве рсапжоолены бкувы. Галовне, чотбы преавя и пслонедяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне мгоут селдовтаь в аблосюонтм бсепордяке, все-рвано ткест без побрелм чтаитсея. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиаетм все солво цлиеком, а не кдаужю бкуву по отдльенотси.

    Получилось? У меня тоже! Если не задумываться над каждой буквой отдельно, большой отрывок текста можно “проглотить”, даже если слова и буквы в нем запутанные.

    Еще можете попробовать прочитать текст на этой картинке, где нет некоторых букв вообще, они заменены, но мозг все-равно считывает текст, и вы понимаете смысл.

    Скорочтение перепутанных букв

    Вы решились развивать у себя скорочтение, но с чего начать? Я советую начать со статистики, чтобы через время видеть, чего вы достигли. Статистика – это тест, который покажет вам, как быстро вы читаете.

    Отличным инструментом является тест для проверки скорости чтения на сайте Викиум. Это отличная развивающая площадка, на которой вы сможете найти тренажеры для развития мозга. Могу похвастать своими результатами: 600 слов в минуту и 50 % понимания текста. Это средний уровень, есть к чему еще стремиться. А какие у вас результаты? Отметьте в комментариях ваши первоначальные показатели.

    После прохождения теста пора начинать развивать скорость чтения и понимания информации. Да, вот в этом вся и загвоздка. Читать быстро можно, но вот чтобы запоминать прочитанное, уже нужно тренироваться.

    Кстати, о детях. Научить первоклассника скорочтению довольно сложно, но уже девочку или мальчика в 9 – 10 лет можно натренировать быстро и с пониманием усваивать информацию. В этом помогают разные техники, в частности таблица слогов.

    Слоговая таблица

    Слоговая таблица помогает тренировать чтение в любом возрасте. Ниже представлена простая таблица на русском языке.

    АОУЕИ
    ББАБОБУБЕБИ
    ВВАВОВУВЕВИ
    ГГАГОГУГЕГИ
    ДДАДОДУДЕДИ
    ЗЗАЗОЗУЗЕЗИ

    Для улучшения навыка читайте вслух все строки таблицы вправо и влево. Постепенно ускоряйте темп чтения. Затем можно переходить к слогам, состоящим из 2 согласных и 1 гласной буквы.

    АОУЕИ
    НСНСАНСОНСУНСЕНСИ
    МКМКАМКОМКУМКЕМКИ
    ВБВБАВБОВБУВБЕВБИ
    ПРПРАПРОПРУПРЕПРИ
    СТСТАСТОСТУСТЕСТИ

    Техника тренировки тут такая же. Старайтесь достигать своего максимума в темпе чтения. Необходимо читать вслух и взрослому человеку, чтобы нарабатывать быстрое чтение.

    Ребенку в 7 лет при обучении чтению тоже можно давать эти слоговые таблицы. Это будет своего рода стимуляцией к чтению для его головного мозга и зрительного анализатора.

    Пользуясь этой методикой, уже в 10 лет ребенок будет отличаться от сверстников. Ведь в этом возрасте мозг детей особенно пластичен и восприимчив к обучающим программам. Это нам взрослым нужно думать, как развивать память и внимание, чтобы эффективнее работать.

    Как научиться скорочтению с помощью упражнений

    Помочь ребенку научиться быстро читать можно, используя следующие упражнения:

    1. Чтение простых слов. Напишите на отдельных листах слова: дом, еж, кот, ров, кит. Показывайте их ребенку, а он должен как можно быстрее читать их. Когда он научится их мгновенно читать, напишите слова из 4 букв, затем из 5. После этого переходите к словосочетаниям.
    2. Показывайте ребенку сначала слова с картинками. Затем картинки прикрывайте. Следующим этапом показывайте слова вместе с примерами, чтобы он учился быстро считать в уме. Следите за тем, чтобы он грамотно читал, ведь в процесс подключена не только зрительная память, но и слуховая.
    3. Вместе с развитием быстрого чтения развивайте дикцию. Для этого используйте скороговорки или читайте с детьми рэп (в пределах разумного!). Совместное упражнение с ребенком принесет массу положительных эмоций вам и море впечатлений ребенку.

    Между прочим, такая тренировка подойдет для обучения чтению по-французски, по-немецки, на английском языке и любых других иностранных языках. Кроме того, чтение с перепутанными буквами вам тоже будет удаваться, так как такая техника скорочтения в иностранных языках тоже работает.

    Техника скорочтения на разных языках

    Но вот на арабском языке так читать не получится, ведь там вместо букв используются знаки.

    Упражнения для взрослых отличаются от вышеперечисленных. Быстро читать вам помогут следующие задания.

    Настройка

    Настройтесь. Посмотрите на картинку своего рабочего стола, всмотритесь в ее мелкие детали. Затем закройте глаза и вспомните всю картинку, вплоть до мелочей. Откройте глаза и сравните реальную картинку и воображаемую. В чтении нужно обращать внимание на содержание, а не на мельчайшие детали.

    Метроном

    Если у вас есть метроном, настройте его на медленную скорость. Прочитайте отрывок текста медленно. Затем увеличьте скорость. Вы должны достичь не только быстрого чтения, но и понимания текста.

    Обратный порядок

    Читайте в обратном порядке. Скорость чтения вправо и влево должна стать равной.

    Помощь друга

    Попросите кого-нибудь найти в тексте слово, затем максимально быстро его отыщите. Тренируйтесь так несколько раз.

    Скольжение

    Одним из самых быстрых способов обучения является упражнение “скольжение”. Не всматривайтесь в буквы, а старайтесь охватить за несколько секунд максимальное количество единиц: букв, знаков, цифр. Сначала вы запомните мало, затем будет получаться усваивать все больше информации.

    Кстати, это упражнение работает при обучении чтению нот с листа, чертежей и другой нужной информации.

    Диагональ

    Упражнение, при котором вы читаете начало и конец строки. Для чтения по-диагонали есть даже программа. Сначала вы будете ничего не понимать, через некоторое время тренировок вы увидите, что ваш мозг усваивает уже намного больше информации.

    Полезные советы, как научиться хорошо и быстро читать

    Учась быстро перерабатывать написанную информацию, вам следует воспользоваться следующими советами.

    Не проговаривайте слова

    Старайтесь читать только глазами. Еще в школе мы привыкаем проговаривать слова шепотом, когда читаем текст. Это мешает скорочтению. Известно, что шевеление губ его замедляет. Поэтому избавляйтесь от этой привычки, если хотите ускорить свое чтение.

    Не возвращайтесь

    Часто чтец при окончании строки возвращается на ту, которую только прочитал. Это значительно замедляет темп. Старайтесь не возвращаться к одной и той же строке несколько раз, лучше используйте линейку или указательный палец.

    Не упускайте текст

    Удивительная техника – слежение за текстом. Повороты головы, участие рук в процессе чтения помогают его ускорить. Подключение периферического зрения очень полезны для освоения огромного количества информации.

    Обучайтесь

    Не забывайте, что любой навык требует усердия и обучения. Узнать, как лучше читать, вы можете из книг. Например, очень полезной для вас будет книга Е. А. Нефедовой и О. В. Узоровой “Самый быстрый способ научиться читать. Слоговые таблицы”. Эти авторы также помогают научиться быстро читать по-английски.

    Видео

    Также будьте открыты для получения полезных советов из видеоисточников. Один из них смотрите ниже.

    Проверка новой скорости

    Конечно, пройдя все упражнения и воспользовавшись советами, вы захотите узнать, получилось ли у вас сдвинуть свое чтение с привычной скорости. Узнать свой новый уровень не составляет труда. Вы это сделаете с помощью уже пройденного однажды теста.

    Тренинг для освоения скорочтения

    Достичь отличных результатов вам поможет курс “Скорочтение” от Викиум. Курс позволит вам улучшить обработку и запоминание информации. Вы получите упражнения для развития внимания и памяти, тренажеры для активизации деятельности мозга, освоите разные техники на концентрацию, работу периферического зрения.

    Викиум дает 7-дневную гарантию возврата средств!

    Это вложение в себя очень быстро окупится, так вы станете гораздо более продуктивны.

    В любом случае, друзья, у вас есть несколько вариантов, каким путем пойти: вы можете совершенствоваться самостоятельно или купить за небольшие деньги курс и максимально быстро добиться результатов.

    А также можете найти другие варианты обучения на сайте Викиум. Попробуйте, это бесплатно. В любом случае есть гарантия, что вы прокачаете себя в новых направлениях. На нашем блоге есть статья-обзор, прочитайте:

    Ну что, учимся?

    Заключение

    Дорогие читатели, чтобы быстро читать, нужно:

    1. Подготовиться.
    2. Потренироваться с помощью упражнений.
    3. Почитать дополнительную информацию по этой теме.
    4. И работать, работать, работать!

    Я надеюсь, в этой статье вы почерпнули важную информацию. Делитесь ею в соцсетях и пишите свои комментарии. Всем пока!

    Как научить ребенка читать? Практические советы родителям дошкольника

    Малыш тянется к буквам уже в дошкольном возрасте, и первые уроки чтения ложатся на плечи родителей. ЛогикЛайк подскажет, с чего начать занятия и как грамотно подойти к обучению.

    С какого возраста учить ребенка читать?

    Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению — это задача школьных учителей. Кому верить?

    Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.

    Ребенок точно готов учиться читать, если он:

    • умеет строить целостные предложения, говорит четко и связно;
    • легко произносит и различает звуки речи, не путает созвучные слоги (жа-за, да-та) и буквы в созвучных словах (код-кот);
    • различает понятия право-лево, верх-низ;
    • правильно выговаривает буквы;
    • проявляет интерес к буквам и чтению.

    Если ребенок в чем-то не соответствует критериям, но проявляет интерес к буквам, и книгам — это нормально. Речь не такая связная как хотелось бы — больше общаемся с ребенком, спрашиваем и отвечаем на его вопросы. Вместо [c] получается [ш] — находим логопедические упражнения, выполняем специальные гимнастики или идем к логопеду.

    Ребенок уже не просто рассматривает книжки с иллюстрациями, а просит или даже требует что-то прочитать или пытается разобраться сам?
    Время пришло. Не упускайте момент.

    Методики обучения чтению, их плюсы и минусы

    Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.

    Чтение по слогам (фонетический метод)

    Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.

    Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.

    • «+» Ребенок с легкостью слышит звуки в словах и произносит их, избавляется от дефектов речи в случае, если они у него есть.
    • «-» Метод не подходит для младших дошкольников (3-4 года) и детей помладше, т.к. требует определенного уровня знаний и занимает много времени.

    Кубики Зайцева

    На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.

    Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких — мягкие.

    • «+» Методика не привязана к возрасту, обучение проходит в виде игры, которая развивает музыкальный слух, мелкую моторику и др.
    • «-» У кубиков Зайцева есть недоработки, которые ведут к тому, что дети «проглатывают» окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе им приходится переучиваться).

    Карточки Глена Домана (чтение целых слов)

    Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.

    • «+» Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.
    • «-» Побочный эффект методики Глена Домана — проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.

    Методика Марии Монтессори

    Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.

    Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.

    • «+» Игровое обучение, развитие мелкой моторики.
    • «-» Методика требует материальных затрат и больше рассчитана на групповые занятия.

    Какую методику выбрать?

    Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.

    Учимся читать играючи

    Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.

    Держите на заметку несколько нескучных активностей и просто играйте с ребенком.

    «Живые буквы»

    Видеть и читать буквы — интересно, брать буквы в руки — еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.

    Упражнения в игровой форме

    Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.

    Занимательные игры и задания для развития мышления у детей с 5 лет.

    Есть у нас и авторский набор упражнений, которые помогут ребенку с интересом развить навыки чтения:

    Настольные игры

    Карточки с буквами, слогами и словами — это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».

    «Тайные письма»

    Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.

    Пример: блокнот «Я научу тебя читать» с письмами гномика Гоши.

    Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению

    Упор на запоминание букв, а не звуков

    Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «В» как [вэ], а букву «М» как [эм] или [мэ]? Но когда вместо «метро», ребенок скажет «мэетэрэо», ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: «В» — [в], «М» — [м] и т.д.

    Изнуряющие занятия

    Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.

    Психологическое давление

    «Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.

    Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.

    Отсутствие у родителей привычки читать

    Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.

    Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?

    Читайте книги вместе с ребенком

    Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно.

    Покажите детям, что чтение — это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.

    Как научить ребёнка читать: важные правила и эффективные методики

    Научить дошкольника читать, не отбив при этом интереса к книгам, реально. Лайфхакер отобрал лучшие способы для ответственных родителей.

    Как понять, что пора: признаки психологической готовности

    1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
    2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук, а где — том и люк.
    3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.
    4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

    8 правил, которые помогут научить ребёнка читать

    Подайте пример

    В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам. Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

    Читайте вместе и обсуждайте

    Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?». Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».

    Идите от простого к сложному

    Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня. После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м.

    Покажите, что буквы есть везде

    Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный — «Ждите столько-то секунд».

    Играйте

    И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

    Используйте любую возможность для тренировки

    Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

    Закрепляйте успех

    Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

    Не заставляйте

    Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через насилие и слёзы.

    6 методик, проверенных временем

    Азбуки и буквари

    Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю — юла. Азбука помогает запомнить буквы и — нередко — интересные стишки, но не научит читать.

    Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги — в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.

    Авторских букварей сейчас довольно много. По книгам Надежды Бетеньковой, Всеслава Горецкого, Дмитрия Фонина, Натальи Павловой дети могут заниматься как с родителями до школы, так и в первом классе.

    Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма-ма, а не начать называть отдельные буквы мэ-а-мэ-а.

    Кубики Зайцева

    Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52 кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.

    Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими — металлом.

    Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких — мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на (твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) — губы в полуулыбке.

    В комплект входят таблицы со складами, которые родитель пропевает (да-да, не говорит, а именно пропевает) своему чаду.

    Ребёнок быстро осваивает складовое чтение с помощью кубиков, но может начать проглатывать окончания и столкнётся со сложностями уже в школе при разборе слова по составу.

    «Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича

    В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте — диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.

    «Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них — повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.

    Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимым Вячеслав Воскобович: «Как сохранить в себе ребёнка? Играйте!» форсировать раннее развитие.

    igrushkinadom.com

    «Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.

    Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А — и получается первый слог ма. Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым.

    Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.

    Динамические кубики Чаплыгина

    Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары — согласной и гласной. Задача ребёнка — покрутить кубики и найти пару.

    На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба. Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.

    Оптимальный возраст для занятий — 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.

    Карточки Домана

    Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.

    Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы. Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.

    Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Стоит обратить внимание на важную деталь, которую упускают родители в попытке сделать чадо самым умным, самым развитым, самым-самым.

    Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.

    Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.

    Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую-то одну или указать на неё.

    Сегодня психологи, нейрофизиологи Steven Novella, MD, «Psychomotor Patterning» и педиатры American Academy of Pediatrics «The Doman-Delacato Treatment of Neurologically Handicapped Children» сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что-то самостоятельно.

    Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.

    6. Чтение по Монтессори

    Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем. Буквы — это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением. Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.

    Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.

    Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.

    Сложность для родителей — покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала.

    Выводы

    В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

    Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.

    Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка — через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении — любознательность самого ребёнка.

    Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и «Складушки». Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.

    В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы заинтересовать малыша чтением существенно возрастут.

    Расскажите в комментариях, как учите читать вы и какие любимые книги у ваших детей.

    Читать еще:  Как можно научить читать
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector