221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научиться читать

Как научить ребенка читать? Практические советы родителям дошкольника

Малыш тянется к буквам уже в дошкольном возрасте, и первые уроки чтения ложатся на плечи родителей. ЛогикЛайк подскажет, с чего начать занятия и как грамотно подойти к обучению.

С какого возраста учить ребенка читать?

Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению — это задача школьных учителей. Кому верить?

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.

Ребенок точно готов учиться читать, если он:

  • умеет строить целостные предложения, говорит четко и связно;
  • легко произносит и различает звуки речи, не путает созвучные слоги (жа-за, да-та) и буквы в созвучных словах (код-кот);
  • различает понятия право-лево, верх-низ;
  • правильно выговаривает буквы;
  • проявляет интерес к буквам и чтению.

Если ребенок в чем-то не соответствует критериям, но проявляет интерес к буквам, и книгам — это нормально. Речь не такая связная как хотелось бы — больше общаемся с ребенком, спрашиваем и отвечаем на его вопросы. Вместо [c] получается [ш] — находим логопедические упражнения, выполняем специальные гимнастики или идем к логопеду.

Ребенок уже не просто рассматривает книжки с иллюстрациями, а просит или даже требует что-то прочитать или пытается разобраться сам?
Время пришло. Не упускайте момент.

Методики обучения чтению, их плюсы и минусы

Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.

Чтение по слогам (фонетический метод)

Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.

Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.

  • «+» Ребенок с легкостью слышит звуки в словах и произносит их, избавляется от дефектов речи в случае, если они у него есть.
  • «-» Метод не подходит для младших дошкольников (3-4 года) и детей помладше, т.к. требует определенного уровня знаний и занимает много времени.

Кубики Зайцева

На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.

Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких — мягкие.

  • «+» Методика не привязана к возрасту, обучение проходит в виде игры, которая развивает музыкальный слух, мелкую моторику и др.
  • «-» У кубиков Зайцева есть недоработки, которые ведут к тому, что дети «проглатывают» окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе им приходится переучиваться).

Карточки Глена Домана (чтение целых слов)

Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.

  • «+» Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.
  • «-» Побочный эффект методики Глена Домана — проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.

Методика Марии Монтессори

Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.

Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.

  • «+» Игровое обучение, развитие мелкой моторики.
  • «-» Методика требует материальных затрат и больше рассчитана на групповые занятия.

Какую методику выбрать?

Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.

Учимся читать играючи

Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.

Держите на заметку несколько нескучных активностей и просто играйте с ребенком.

«Живые буквы»

Видеть и читать буквы — интересно, брать буквы в руки — еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.

Упражнения в игровой форме

Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.

Занимательные игры и задания для развития мышления у детей с 5 лет.

Есть у нас и авторский набор упражнений, которые помогут ребенку с интересом развить навыки чтения:

Настольные игры

Карточки с буквами, слогами и словами — это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».

«Тайные письма»

Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.

Пример: блокнот «Я научу тебя читать» с письмами гномика Гоши.

Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению

Упор на запоминание букв, а не звуков

Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «В» как [вэ], а букву «М» как [эм] или [мэ]? Но когда вместо «метро», ребенок скажет «мэетэрэо», ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: «В» — [в], «М» — [м] и т.д.

Изнуряющие занятия

Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.

Психологическое давление

«Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.

Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.

Отсутствие у родителей привычки читать

Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.

Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?

Читайте книги вместе с ребенком

Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно.

Покажите детям, что чтение — это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.

Как научиться быстро читать: подробное руководство по развитию техники скорочтения

Привет, друзья! С вами Людмила Редькина. Бывают моменты, когда нам нужно обработать огромное количество информации. И эти терабайты новых знаний важно правильно “проглотить” и запомнить. Есть много разных методик, развивающих память и мышление, но я хочу рассказать о скорочтении, которое делает ваш мозг активнее, увеличивает скорость работы всех психических процессов, вы двигаетесь вперед и идете в ногу со временем! Ниже я расскажу вам, как научиться быстро читать, и опишу действенные методы для развития скорочтения.

Преимущества быстрого чтения

Исследования мозга дали нам ценную информацию: он может “додумывать” без осознания, “дорисовывать” без целой картинки. Но многие об этом и понятия не имеют. Мы пытаемся улучшить память и работу мозга, хотя изначально не знаем, на что действительно он способен.

А знаете ли вы, что без гласных букв в строке вы поймете, о чем идет речь? А догадывались ли вы, что при закрытии третьей части текста вертикально вы тоже полностью поймете его смысл? Обучение технике скорочтения основывается на этих, казалось бы, мелочах. Но при “поглощении” больших объемов информации скорочтение очень экономит время.

Скорее всего, среди ваших знакомых есть человек, которому для прочтения книги требуется максимум 1 день, тогда как вам потребуется около 5 дней. Да и заставить себя прочитать книгу иногда ой как трудно! Быстро читающих людей не много, но они используют этот навык себе на пользу для развития мышления и успехов на работе. Кто откажется от успешности и экономии времени?!

Наблюдая за быстро читающими людьми, вы, возможно, заметили, как они буквально через несколько секунд перелистывают страницы. Неужели они ничего не запоминают и не видят? Все они видят, но при таком чтении их мозг усиленно работает по заранее отработанной схеме, человек знает:

  • какую информацию он ищет;
  • как она ему пригодится в жизни;
  • какими другими способами он может получить подобную информацию.

Все эти хитрости помогают справиться с задачей получения информации как можно быстрее и эффективнее.

Читать еще:  Английский для начинающих как научиться читать

Подготовка

Чтобы научиться быстро читать в домашних условиях, нужно подготовиться. Остальное за нас сделает наш головной компьютер. Мозг привык работать быстро. Если вы сейчас быстро прочитаете этот текст, вы поймете, о чем речь.

По рзеузльаттам илссоевадний анлигсйокго унвиертисета, не вжнао, в каокм проякде в солве рсапжоолены бкувы. Галовне, чотбы преавя и пслонедяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне мгоут селдовтаь в аблосюонтм бсепордяке, все-рвано ткест без побрелм чтаитсея. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиаетм все солво цлиеком, а не кдаужю бкуву по отдльенотси.

Получилось? У меня тоже! Если не задумываться над каждой буквой отдельно, большой отрывок текста можно “проглотить”, даже если слова и буквы в нем запутанные.

Еще можете попробовать прочитать текст на этой картинке, где нет некоторых букв вообще, они заменены, но мозг все-равно считывает текст, и вы понимаете смысл.

Скорочтение перепутанных букв

Вы решились развивать у себя скорочтение, но с чего начать? Я советую начать со статистики, чтобы через время видеть, чего вы достигли. Статистика – это тест, который покажет вам, как быстро вы читаете.

Отличным инструментом является тест для проверки скорости чтения на сайте Викиум. Это отличная развивающая площадка, на которой вы сможете найти тренажеры для развития мозга. Могу похвастать своими результатами: 600 слов в минуту и 50 % понимания текста. Это средний уровень, есть к чему еще стремиться. А какие у вас результаты? Отметьте в комментариях ваши первоначальные показатели.

После прохождения теста пора начинать развивать скорость чтения и понимания информации. Да, вот в этом вся и загвоздка. Читать быстро можно, но вот чтобы запоминать прочитанное, уже нужно тренироваться.

Кстати, о детях. Научить первоклассника скорочтению довольно сложно, но уже девочку или мальчика в 9 – 10 лет можно натренировать быстро и с пониманием усваивать информацию. В этом помогают разные техники, в частности таблица слогов.

Слоговая таблица

Слоговая таблица помогает тренировать чтение в любом возрасте. Ниже представлена простая таблица на русском языке.

АОУЕИ
ББАБОБУБЕБИ
ВВАВОВУВЕВИ
ГГАГОГУГЕГИ
ДДАДОДУДЕДИ
ЗЗАЗОЗУЗЕЗИ

Для улучшения навыка читайте вслух все строки таблицы вправо и влево. Постепенно ускоряйте темп чтения. Затем можно переходить к слогам, состоящим из 2 согласных и 1 гласной буквы.

АОУЕИ
НСНСАНСОНСУНСЕНСИ
МКМКАМКОМКУМКЕМКИ
ВБВБАВБОВБУВБЕВБИ
ПРПРАПРОПРУПРЕПРИ
СТСТАСТОСТУСТЕСТИ

Техника тренировки тут такая же. Старайтесь достигать своего максимума в темпе чтения. Необходимо читать вслух и взрослому человеку, чтобы нарабатывать быстрое чтение.

Ребенку в 7 лет при обучении чтению тоже можно давать эти слоговые таблицы. Это будет своего рода стимуляцией к чтению для его головного мозга и зрительного анализатора.

Пользуясь этой методикой, уже в 10 лет ребенок будет отличаться от сверстников. Ведь в этом возрасте мозг детей особенно пластичен и восприимчив к обучающим программам. Это нам взрослым нужно думать, как развивать память и внимание, чтобы эффективнее работать.

Как научиться скорочтению с помощью упражнений

Помочь ребенку научиться быстро читать можно, используя следующие упражнения:

  1. Чтение простых слов. Напишите на отдельных листах слова: дом, еж, кот, ров, кит. Показывайте их ребенку, а он должен как можно быстрее читать их. Когда он научится их мгновенно читать, напишите слова из 4 букв, затем из 5. После этого переходите к словосочетаниям.
  2. Показывайте ребенку сначала слова с картинками. Затем картинки прикрывайте. Следующим этапом показывайте слова вместе с примерами, чтобы он учился быстро считать в уме. Следите за тем, чтобы он грамотно читал, ведь в процесс подключена не только зрительная память, но и слуховая.
  3. Вместе с развитием быстрого чтения развивайте дикцию. Для этого используйте скороговорки или читайте с детьми рэп (в пределах разумного!). Совместное упражнение с ребенком принесет массу положительных эмоций вам и море впечатлений ребенку.

Между прочим, такая тренировка подойдет для обучения чтению по-французски, по-немецки, на английском языке и любых других иностранных языках. Кроме того, чтение с перепутанными буквами вам тоже будет удаваться, так как такая техника скорочтения в иностранных языках тоже работает.

Техника скорочтения на разных языках

Но вот на арабском языке так читать не получится, ведь там вместо букв используются знаки.

Упражнения для взрослых отличаются от вышеперечисленных. Быстро читать вам помогут следующие задания.

Настройка

Настройтесь. Посмотрите на картинку своего рабочего стола, всмотритесь в ее мелкие детали. Затем закройте глаза и вспомните всю картинку, вплоть до мелочей. Откройте глаза и сравните реальную картинку и воображаемую. В чтении нужно обращать внимание на содержание, а не на мельчайшие детали.

Метроном

Если у вас есть метроном, настройте его на медленную скорость. Прочитайте отрывок текста медленно. Затем увеличьте скорость. Вы должны достичь не только быстрого чтения, но и понимания текста.

Обратный порядок

Читайте в обратном порядке. Скорость чтения вправо и влево должна стать равной.

Помощь друга

Попросите кого-нибудь найти в тексте слово, затем максимально быстро его отыщите. Тренируйтесь так несколько раз.

Скольжение

Одним из самых быстрых способов обучения является упражнение “скольжение”. Не всматривайтесь в буквы, а старайтесь охватить за несколько секунд максимальное количество единиц: букв, знаков, цифр. Сначала вы запомните мало, затем будет получаться усваивать все больше информации.

Кстати, это упражнение работает при обучении чтению нот с листа, чертежей и другой нужной информации.

Диагональ

Упражнение, при котором вы читаете начало и конец строки. Для чтения по-диагонали есть даже программа. Сначала вы будете ничего не понимать, через некоторое время тренировок вы увидите, что ваш мозг усваивает уже намного больше информации.

Полезные советы, как научиться хорошо и быстро читать

Учась быстро перерабатывать написанную информацию, вам следует воспользоваться следующими советами.

Не проговаривайте слова

Старайтесь читать только глазами. Еще в школе мы привыкаем проговаривать слова шепотом, когда читаем текст. Это мешает скорочтению. Известно, что шевеление губ его замедляет. Поэтому избавляйтесь от этой привычки, если хотите ускорить свое чтение.

Не возвращайтесь

Часто чтец при окончании строки возвращается на ту, которую только прочитал. Это значительно замедляет темп. Старайтесь не возвращаться к одной и той же строке несколько раз, лучше используйте линейку или указательный палец.

Не упускайте текст

Удивительная техника – слежение за текстом. Повороты головы, участие рук в процессе чтения помогают его ускорить. Подключение периферического зрения очень полезны для освоения огромного количества информации.

Обучайтесь

Не забывайте, что любой навык требует усердия и обучения. Узнать, как лучше читать, вы можете из книг. Например, очень полезной для вас будет книга Е. А. Нефедовой и О. В. Узоровой “Самый быстрый способ научиться читать. Слоговые таблицы”. Эти авторы также помогают научиться быстро читать по-английски.

Видео

Также будьте открыты для получения полезных советов из видеоисточников. Один из них смотрите ниже.

Проверка новой скорости

Конечно, пройдя все упражнения и воспользовавшись советами, вы захотите узнать, получилось ли у вас сдвинуть свое чтение с привычной скорости. Узнать свой новый уровень не составляет труда. Вы это сделаете с помощью уже пройденного однажды теста.

Тренинг для освоения скорочтения

Достичь отличных результатов вам поможет курс “Скорочтение” от Викиум. Курс позволит вам улучшить обработку и запоминание информации. Вы получите упражнения для развития внимания и памяти, тренажеры для активизации деятельности мозга, освоите разные техники на концентрацию, работу периферического зрения.

Викиум дает 7-дневную гарантию возврата средств!

Это вложение в себя очень быстро окупится, так вы станете гораздо более продуктивны.

В любом случае, друзья, у вас есть несколько вариантов, каким путем пойти: вы можете совершенствоваться самостоятельно или купить за небольшие деньги курс и максимально быстро добиться результатов.

А также можете найти другие варианты обучения на сайте Викиум. Попробуйте, это бесплатно. В любом случае есть гарантия, что вы прокачаете себя в новых направлениях. На нашем блоге есть статья-обзор, прочитайте:

Ну что, учимся?

Заключение

Дорогие читатели, чтобы быстро читать, нужно:

  1. Подготовиться.
  2. Потренироваться с помощью упражнений.
  3. Почитать дополнительную информацию по этой теме.
  4. И работать, работать, работать!

Я надеюсь, в этой статье вы почерпнули важную информацию. Делитесь ею в соцсетях и пишите свои комментарии. Всем пока!

Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях — 8 основных правил

На сегодняшний день ребенка в первый класс нужно вести уже подготовленным. Он должен знать не только буквы, но и уметь читать. Далеко не все детки ходят в дошкольные детские учреждения, а в детских садах не везде учат грамоте и буквам. Поэтому очень часто перед родителями встаёт вопрос, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях.

Сразу возникает множество вопросов: с чего начать, какую методику выбрать, чтобы было быстро и эффективно. Способы учебе чтения по слогам настолько разнообразны, что многие мамы и папы просто теряются. Попробуем по порядку разобраться в этих вопросах.

Оглавление:

Готов ли ребенок к обучению

Прежде чем начинать сам процесс, необходимо учесть психологическую и физическую готовность малыша к обучению. Есть несколько основных критериев, по которым вы сможете определить, в каком ключе начинать, чтобы обучение не отвернуло впоследствии вашего дошкольника от чтения на всю жизнь.

  1. Если ваш ребенок говорит свободно предложениями и логически связывает фразы, значит уже пора. Проверьте, а понимает ли сын или дочь прочитанное вами.
  2. Важным критерием является умение различать звуки. Логопеды называют это фонематическим слухом. Например, гриб — грипп, суп — зуб, рот — род. Понимает ли ребенок, что эти слова имеют разное значение?
  3. Большой проблемой на пути к обучению может стать задержка речи или неправильное произношение некоторых звуков: если ребенок неправильно произносит звуки, то требуется помощь учителя- логопеда. Не ждите, что проблема решиться сама собой. Ведите чадо к специалисту на занятия и исправно их посещайте, а также обязательно выполняйте задания, которые педагог даёт вам для самостоятельного закрепления учебного материала. Задержка речи, заикание – необходимо показать ребёнка врачу неврологу и психиатру. В любом случае, есть причина, и ее необходимо узнать.
  1. Следует обязательно научить малыша, где лево и право, верх и низ. Это поможет ему ориентироваться в тексте: с какой стороны начинать читать слово, где верхняя строчка, а где нижняя.
Читать еще:  Как научить 5 летнего ребенка читать

Когда начинать учить читать

Многие родители настолько обеспокоены, что их ребенок не успеет научиться читать до школы, что начинают в буквальном смысле приставать к малышу чуть ли не в 2 года.

  • В 3 — 4 годика крохе совсем может быть неинтересно сидеть над книжкой. И это нормально. Для каждого возраста существуют свои задачи.
  • Если у знакомых ребенок чуть ли не с 2 — х лет читает и знает наизусть Фета и Тютчева, то это не значит, что и вашему пора. Все дети настолько индивидуальны, что общие рекомендации остаются в любом случае всего лишь общими. Научитесь чувствовать своего ребенка.
  • В 5 или 6 лет — уже другое дело. Но если малыш не ходит в детский сад или на какие — то занятия по определенной причине, то начните сами его учить. В ненавязчивой форме научите писать заглавными буквами основные слова «МАМА», «ПАПА», «ДОМ», «КОТ», свое имя. При минимальной подготовке ребенок намного легче перенесет адаптацию в первом классе.

8 основных правил, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях

Они помогут правильно сориентироваться и понять, что основное, а что второстепенное. Теперь подробней.

  1. Начинайте с малого: постепенно учите буквы и звуки в процессе прогулки. Нарисуйте палочкой на песке букву, потом слог. То же самое можно сделать из веточек или камушек. Интересно будет учиться читать крохе, угадывая знакомые буквы, а потом и слоги на вывесках. Покажите, что буквы и слова окружают нас везде.
  2. Чуть позже учебный процесс можно перенести в дом. Обустройте стул и стол для письма и чтения. Проследите, чтобы было правильное освещение. Приучайте постепенно ребенка убирать тетрадь, ручку или карандаш на место. Для книг нужна небольшая полка. Учите малыша убирать за собой и быть организованным. Все это необходимо делать в непринужденной форме. Сначала крохе хватит и 10 минут в день.
  3. Читайте с удовольствием сами. Развивайте в семье культуру чтения. Обсуждайте прочитанное с ребенком. Более маленькому задавайте вопросы: кто нарисован на картинке? О ком идет речь в сказке? Когда малыш подрастет, то можно задавать более сложные вопросы: почему поступил именно так герой сказки? А как бы ты сделал на его месте?
  4. Правильней будет начинать от простых слов к более сложным. Начните со слов, где слоги повторяются: ма — ма, па — па, ба -ба, дя — дя. Потом переходите к сложным: кош — ка, де — ре — во, де — ти, ве — тер.
  5. Приобретите несколько толковых учебников: букварь (автор Н. С. Жукова), Любимая азбука (Ирина Солнышко), буквари, авторами которых являются Н. Бетенькова, В. Горецкий, д. Фонин, Н. Павлова, магнитная азбука, кубики с буквами. Нарисуйте гласные буквы на карточках и разместите их по всей квартире. Постепенно ребенок запомнит их все. Затем меняйте их местами. То же самое сделайте потом с согласными.
  6. Азбуки и буквари требуют большей усидчивости, но и постепенно обучают ребенка не только буквам, но и слогам. Ассоциативное мышление поможет быстрее освоить алфавит: буква «А» — альбом, «Б» — белочка, «В» — велосипед, а яркие картинки помогут более быстрому запоминанию.
  7. Повторяйте уже изученное. Уж если начали учиться, то делайте это систематически. Иначе никакого результата не будет. Находясь в очереди или в дороге, прочитайте вместе с ребенком небольшую книжку. Время быстрее пройдет, да еще и с пользой.
  8. Самое главное — не заставляйте, не нервничайте и не применяйте насилие. Детство — пора золотая, не забывайте об этом. Совсем необязательно: если нужно и хочется вам, значит, то же хочется и вашему ребенку.

Игровое видео Лунтик учит буквы и помогает подготовиться к школе. Вместе с ним, выполнив несколько интересных и разнообразных уроков, ребенок выучит буквы и алфавитный порядок.

Основные популярные методики

Есть множество различных школ, индивидуальных и авторских методик. Давайте остановимся на некоторых, которые действительно способны дать результат.

Кубики Зайцева

  • В отличие от традиционных букварей, этот способ позволяет осваивать не только отдельные буквы, но и сочетания согласных и гласных, отдельных букв, а также, употребление мягкого и твердого знака. Всего кубиков 52.
  • В процессе игры малыш может не только составлять различные слова, но и понять, что такое глухие и звонкие согласные. Кубики с изображениями согласных звуков наполнены деревяшками, а с изображениями звонких — металлическими деталями.
  • В качестве приложения есть таблицы, на которых также есть слоги. Главное правило — нужно не читать, а пропевать.
  • Кубики различаются по размеру: большие с изображением твердых сочетаний и согласных, а меньшие по размеру кубики — с мягкими согласными.
  • Минус такой методики, судя по отзывам, в том, что уже в школе у ребенка могут возникнуть трудности с разбором слова по составу, а также, некоторые дети впоследствии просто «глотают» окончания. Ну а плюс: детки довольно быстро и в игровой форме осваивают алфавит и чтение по слогам.

Обучение чтению по Монтессори

Весь процесс не совсем традиционен: сначала пишем, а потом учим букву, а затем и слог. Преимущество метода в том, что представлено все в виде игры. Сначала буквы заштриховываются и обводятся, а потом учится их произношение. Буквы вырезаются из шероховатой бумаги. Такую же букву можно начертить, например, на манке. Минус данной методики в том, что придется очень много приготавливать материала для обучения.

Динамические кубики Чаплыгина

В набор входят 10 кубиков и 10 блоков, которые двигаются. Задача ребенка составить пару из гласной и согласной. Они изображены на каждой стороне кубика. Каждый динамический блок включает в себя согласную и гласную буквы.

Сначала рекомендуется составлять простые слова, а потом переходить к более сложным. Детям очень нравится одновременно и играть, и учиться. К тому же задействована моторика. К набору прилагается подробная инструкция.

Еще популярны «Складушки » и «Теремки» В. Воскобовича, а также Карточки Домана.

Ваш ребёнок не хочет учиться читать, а ему скоро в школу. Как научить ребёнка читать, при этом не отбив охоту учиться. Смотрите видео

Заключение

Надеюсь, что, после прочтения статьи, вопрос, как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях, не будет вызывать у вас растерянности. И вы точно определите для себя, как организовать процесс обучения для вашего сына или дочки. Для того, чтобы вам был легче составить план действий, вот еще несколько рекомендаций:

  • Прежде чем начать обучение, убедитесь, что ребенок действительно готов к нему. Не заставляйте, старайтесь проводить обучение, особенно на начальном этапе, в игровой форме.
  • Несмотря на множество методик, прежде всего ребенку нужны счастливые и любящие родители. Если у вас налажен контакт с малышом, то любой способ обучения принесет результат.
  • Начинайте с малого, постепенно переходите к более трудному. Если начали обучение, то не ленитесь и не останавливайтесь, только тогда можно выучиться читать. Даже если все идет хорошо, не забывайте, что ваш любимый ученик всего лишь ребенок и иногда просто хочет поиграть или побегать.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях и напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

Как научить ребёнка читать: важные правила и эффективные методики

Научить дошкольника читать, не отбив при этом интереса к книгам, реально. Лайфхакер отобрал лучшие способы для ответственных родителей.

Как понять, что пора: признаки психологической готовности

  1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
  2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук, а где — том и люк.
  3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.
  4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.
Читать еще:  Как научить 2 класс читать по английски

8 правил, которые помогут научить ребёнка читать

Подайте пример

В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам. Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

Читайте вместе и обсуждайте

Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?». Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».

Идите от простого к сложному

Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня. После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м.

Покажите, что буквы есть везде

Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный — «Ждите столько-то секунд».

Играйте

И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

Используйте любую возможность для тренировки

Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

Закрепляйте успех

Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

Не заставляйте

Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через насилие и слёзы.

6 методик, проверенных временем

Азбуки и буквари

Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю — юла. Азбука помогает запомнить буквы и — нередко — интересные стишки, но не научит читать.

Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги — в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.

Авторских букварей сейчас довольно много. По книгам Надежды Бетеньковой, Всеслава Горецкого, Дмитрия Фонина, Натальи Павловой дети могут заниматься как с родителями до школы, так и в первом классе.

Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма-ма, а не начать называть отдельные буквы мэ-а-мэ-а.

Кубики Зайцева

Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52 кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.

Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими — металлом.

Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких — мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на (твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) — губы в полуулыбке.

В комплект входят таблицы со складами, которые родитель пропевает (да-да, не говорит, а именно пропевает) своему чаду.

Ребёнок быстро осваивает складовое чтение с помощью кубиков, но может начать проглатывать окончания и столкнётся со сложностями уже в школе при разборе слова по составу.

«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича

В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте — диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.

«Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них — повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.

Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимым Вячеслав Воскобович: «Как сохранить в себе ребёнка? Играйте!» форсировать раннее развитие.

igrushkinadom.com

«Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.

Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А — и получается первый слог ма. Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым.

Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.

Динамические кубики Чаплыгина

Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары — согласной и гласной. Задача ребёнка — покрутить кубики и найти пару.

На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба. Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.

Оптимальный возраст для занятий — 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.

Карточки Домана

Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.

Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы. Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.

Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Стоит обратить внимание на важную деталь, которую упускают родители в попытке сделать чадо самым умным, самым развитым, самым-самым.

Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.

Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.

Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую-то одну или указать на неё.

Сегодня психологи, нейрофизиологи Steven Novella, MD, «Psychomotor Patterning» и педиатры American Academy of Pediatrics «The Doman-Delacato Treatment of Neurologically Handicapped Children» сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что-то самостоятельно.

Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.

6. Чтение по Монтессори

Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем. Буквы — это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением. Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.

Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.

Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.

Сложность для родителей — покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала.

Выводы

В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.

Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка — через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении — любознательность самого ребёнка.

Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и «Складушки». Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.

В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы заинтересовать малыша чтением существенно возрастут.

Расскажите в комментариях, как учите читать вы и какие любимые книги у ваших детей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector