221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение чтению по складам

LiveInternetLiveInternet

Метки

Цитатник

Схема отъёма детей. Как это происходит. В ловушку попадают мамы в трудной жизненной ситуации.

Читаем детям — флеш бродилка

Критика и карма «Важно помнить, что если мы кого-то критикуем, то берем на себя.

Утепляем резиновые сапоги Классная идея для тех, кто хочет утеплить детские сапожки, а также с.

Пошаговая инструкция по выращиванию орхидей Как заставить орхидею выпустить детку? Как ухаж.

Рубрики

  • Make_up (72)
  • Волосы (19)
  • Макияж, парфюмерия (16)
  • Маникюр (4)
  • Ухаживаем за кожей (46)
  • Музыка (70)
  • Здоровье (52)
  • Гимнастика, йога (17)
  • Витамины (9)
  • Диета (8)
  • Невралгия (8)
  • Гомеопатия (7)
  • Суставные боли (5)
  • Микроволновая терапия (4)
  • Варикоз (4)
  • Зубы (1)
  • Юв.изделия своими руками (11)
  • Языки (2)
  • Английский (2)
  • Аудиокниги (22)
  • Медитации и тренинги (16)
  • Афоризмы, притчи (4)
  • Вкусненькое (279)
  • Десерт (45)
  • Вторые блюда (43)
  • Готовим в мультиварке (1)
  • Выпечка (85)
  • Консервируем (49)
  • Напитки, соки, чай, кофе. (6)
  • Первые блюда (1)
  • Роллы, суши (2)
  • Салаты, закуски (38)
  • Вяжем (46)
  • Вязание крючком (33)
  • Вязание спицами (19)
  • Деткам (349)
  • Карточки (29)
  • Аппликации, оригами, маски (19)
  • Воспитание, психология (18)
  • Масса для лепки, мыльные пузыри (13)
  • Детские песенки, стихи, потешки, засыпалки. (12)
  • Прописи (9)
  • Настольный театр, кукольный театр (8)
  • Тесты (6)
  • Пальчиковые игры (5)
  • Времена года (3)
  • Рисование песком (1)
  • Программы (1)
  • Мультики (1)
  • Загадки, считалочки (8)
  • Игрушки своими руками (104)
  • Игры дома (20)
  • Игры-online (2)
  • Индиго (1)
  • Логопед-дифектолог (65)
  • Малышам (26)
  • Пазлы (2)
  • Питание ребенка (5)
  • Развивалки (85)
  • Рисовалки, рузукрашки, краски (11)
  • Магия, обереги, молитвы, обряды. (51)
  • Мой дом, мой мир (80)
  • Дизайн интеръера (17)
  • Комнатные растения (10)
  • Уборка, стирка, чистка посуды, выведение пятен (9)
  • Всё для Fly леди (2)
  • Ландшафт (9)
  • Оформление и украшение праздничного стола (12)
  • Фен-шуй (7)
  • Флористика (8)
  • Программы (28)
  • Web-мастеру (8)
  • Фотошоп (11)
  • Психология (37)
  • Путешествуем (5)
  • Сто чудес света (2)
  • Правила дорожного движения (1)
  • Рукоделие (118)
  • Бисер (10)
  • Вышиваем (5)
  • Завязываем узлы (7)
  • Из бумаги (15)
  • Из пластика (6)
  • Новогодние украшения (11)
  • Шаблоны, трафреты (5)
  • Саморазвитие (13)
  • ФОТО (7)
  • Позы для фотосессии (6)
  • Школа (29)
  • Английский (1)
  • Информатика (1)
  • Литература (2)
  • Математика (13)
  • Русский язык (11)
  • Химия (1)
  • Шъём (180)
  • Блузы, жилеты, футболки, топы. (32)
  • Брюки (3)
  • Верхняя одежда (5)
  • Пояс,воротник, перчатки, украшения, шарф, шапка. (35)
  • Платье, сарафаны, болеро. (35)
  • Сумки, корзинки, шторы, подушки, полочки. (45)
  • Юбки (20)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Учимся читать по складам

Суббота, 17 Мая 2014 г. 00:09 + в цитатник

Учимся читать по складам

«Складовой» метод обучения чтению известен еще со времен книги «Юности честное зерцало» и с успехом применялся Л.Н.Толстым в его «Азбуке».

Основоположником «складового» принципа в современной педагогике стал Николай Александрович Зайцев. Он придумал свои знаменитые «Кубики Зайцева» и «Складовые картинки». За ними последовали «Складушки» Воскобовича и пособия Буракова «Складарики» и «Пиши-читай».

слияние согласной с гласной, так называемый «слог-слияние» (ПА, РИ, ЩУ, ЖИ. ),
отдельно гласная в качестве слога,
отдельно согласная (в закрытом слоге),
согласная с любым знаком (РЬ, БЪ, МЬ. ).

Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т, КО-Т-ЛЕ-ТА или Я-Б-ЛО-КО и так далее. Годовалый младенец начинает говорить МА-МА по складам, а не по буквам, и не целым словом. Именно по складам легче и естественней научиться читать.

«Игра-пособие «Складушки» может быть использована как приложение к уникальному и широко известному пособию для обучения детей раннему чтению с двух лет «Кубики Зайцева», разработанному творческим коллективом АО «Мазай», г. Санкт-Петербург, под руководством Н. А. Зайцева.

Как правило, родителей и удивляет, и радует, когда в три-четыре года их дети знают все буквы. Такие родители полагают, что дети готовы к чтению. Перед ребенком появляется какое-нибудь простенькое слово, например, КОТ, и ребенок начинает читать: «КАОТЭ». — «Нет же! — начинают снова объяснять мама или папа своему ребенку, — буквы К и Т в словах читаются совсем не так, как на кубиках». Оказывается, что почти все читается не так, как раньше. Ребенку это уже непонятно. Частенько такая учеба кончается тем, что родитель «вскипает», а ребенок «остывает» к чтению и порой надолго. В первом, и даже во втором классе можно услышать, как дети слово МАМА читают: «ЭМАЭМА». — «Как же так, восклицает «ЭМАЭМА», — он же в три года знал все буквы».

А нельзя ли обучать детей чтению иначе?

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕМУ ЧТЕНИЮ ПО СИСТЕМЕ ЗАЙЦЕВА.

Петербургский педагог-новатор Н. А. Зайцев предложил складовую систему обучения детей раннему чтению, которая сейчас получила широкое распространение. Помимо того, что склады в этой системе дети изначально учатся произносить так, как они звучат в словах, сами склады расположены строго определенным образом. Эта системность дает прекрасную возможность сделать процесс обучения чтению увлекательным и радостным для ребенка. Дети учатся читать не вымучивая слова по букве, а действительно складывая их из отдельных блоков-складов.

ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ-ПОСОБИЯ «СКЛАДУШКИ»

Игра-пособие «СКЛАДУШКИ» предназначена для обучения детей раннему (с 3-4 лет) чтению в складовой системе. В пособии 21 карточка, на которых склады представлены в виде вертикальных столбиков с правой и левой стороны каждой карточки. Два складовых столбика на каждой карточке образуют складовый домик. Рисунки, стихи, музыка создают образы этих домиков, иначе говоря, иллюстрируют складовую систему обучения.

Теперь представим некий город Складинск. В этом городе 20 домиков, которых живут песенки и про Борю, и про гусяток, и многие другие. Есть также солнечный домик (А О У Ы Э Я Ё Ю И Е). В этом домике также живет песенка. Начало сказки есть.

ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ РОДИТЕЛИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ.

1. Виды складов и их произношение.

Правый и левый вертикальные столбики на каждой карточке — это и есть склады. Наибольшую трудность произношения вызывают склады, представленные в виде согласных букв (они расположены в левых столбиках сверху). Например, склад Б произносится звонко и отрывисто, как последняя буква в слове ЗУ — Б, а П — глухо и отрывисто, как последняя буква в слове СУ — П. Склады, представленные гласными (АОУЫЭЯЁЮИЕ- солнечный домик), произносятся как в алфавите, а все остальные склады так, если бы вы читали коротенькое слово из двух букв.

2. Склады и слоги.

Склады могут совпадать со слогами, но могут и отличаться. Например, в слове ЗИМА — два склада и два слога: ЗИ и МА, а в слове СЛОН — один слог, но три склада: С, ЛО, Н. В слове ВДРУГ — один слог, но четыре склада: В, Д, РУ, Г. Попробуйте теперь сами разбить слова ОН, ТЕТРАДЬ, КНИГА. У вас должно получиться два, четыре и три склада. Склад, на который падает ударение, называется ударным. В слове КНИГА ударный склад НИ. В стихах, приведенных на карточках данного пособия, ударные склады выделены красным цветом.

Читать еще:  Как научить ребенка читать по кубикам зайцева

3. Смысловые и складовые песенки.

Смысловые песенки заданы стихом, приведенным на карточке. При пропевании смысловая песенка переходит в складовую. Например, поете: «Потерял котенок маму, пропищал котенок: «Мяу, мамочка, окликни, мамочка, мурлыкни» М МА МО МУ МЫ МЭ МЬ МЯ МЁ МЮ МИ ME». Склад М задает звучание складовой песенки, поэтому его всегда необходимо акцентировать четким произношением (как буква М в слове ГРОМ) и небольшой паузой перед дальнейшим пропеванием складов. Все остальные складовые песенки поются аналогично. Не беда, если вы не владеете музыкальным инструментом или считаете, что плохо поете. Для своего ребенка вы все равно лучший певец.

4. Как показывать склады.

Пропевая складовые песенки одновременно показывайте их ребенку сначала сами, а потом пальчиком самого ребенка. Для показа складов можно позвать на помощь оловянного солдатика или маленькую куколку. Помните всегда о том, что ребенку должно быть интересно.

5. Самое главное.

При обучении чтению необходимо добиться того, чтобы ребенок хорошо знал складовые песенки.

СКЛАДОВЫЕ ПЕСЕНКИ — ЭТО СВОЕОБРАЗНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В РУКАХ РЕБЕНКА, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ОН ОВЛАДЕВАЕТ ЧТЕНИЕМ. ПЕСЕНКАМИ, РИСУНКАМИ, СТИХАМИ, СКАЗКАМИ, ИГРАМИ НУЖНО ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К ОПРЕДЕЛЕННОМУ РАСПОЛОЖЕНИЮ СКЛАДОВ, ЧТОБЫ ПОТОМ ОН МОГ САМОСТОЯТЕЛЬНО, В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ, НАХОДИТЬ НУЖНЫЙ ЕМУ СКЛАД.

ПРИМЕРНЫЕ ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ.

1 ЭТАП: вместе с ребенком вы рассматриваете рисунки на карточках, читаете стихи, придумываете сказку, например, про город Складинск, поете песенки. Складовые песенки пусть ребенок вам помогает подпевать и показывать. Эти смешные песенки детям, как правило, нравятся, и они достаточно быстро запоминают их. На этом этапе стоит обратить особое внимание на солнечный домик и на склады, которые определяют складовые песенки В, Л, Р, Г и т. д.)

2 ЭТАП: постарайтесь добиться, чтобы ребенок не только пропевал-проговаривал складовые песенки, но и правильно показывал их.

3 ЭТАП: ребенок из складовых песенок учится выделять отдельные склады. Например, скажите ребенку, что обещали знакомому коту сложить слово КОТ. На соответствующей карточке попросите ребенка найти склад КО. Ребенок еще не знает, где спряталось это КО, но он знает песенку К КА КО КУ КЫ и т. д. Может не с первого раза, но ребенок остановит свой пальчик на КО. Осталось найти Т. Сможет ребенок найти сам Т — очень хорошо, если нет — помогите. Две карточки можно приставить одна к другой — вот оно слово КОТ. Первые слова, которые составляет ребенок должны быть простыми, близкими и понятными ему.

4 ЭТАП: возьмите какую-нибудь карточку, ткните пальцем, например, в склад РА и попросите прочитать. Если ребенок теряется, то скажите волшебное слово по песенке. Р РА — конечно же это РА. Ребенок скоро привыкнет к тому, что по песенке он может определить любой склад и сам будет пользоваться этим.

Итак, вы приучили ребенка к складовым песенкам-домикам и теперь начинайте потихоньку уводить от них. Давайте ребенку читать слова, написанные большими буквами на специальных карточках. Такие карточки могут содержать просто слово, а еще лучше — слово с соответствующей на обороте картинкой или рисунком

Склады на таких карточках можно разделить черточкой, ударный склад выделить красным цветом. Сделайте таких карточек побольше.

Практика показала эффективность обучения в группах по 5 — 7 человек. При групповом обучении желательно пользоваться помимо карточек общей таблицей, которую можно составить из карточек данного пособия как показано на рис.

Назвать точный срок, за который ребенок научится читать, трудно: это зависит и от ребенка, и от педагога, но практика показывает, что трехлетние дети могут научиться читать за 5 — 6 месяцев, а 6-ти летние за месяц и быстрее, занимаясь по тридцать минут два раза в неделю.

Игра «Складовое лото»: для каждой карточки делаются две полоски со складами,

размеры которых соответствуют размерам складов на карточках. Этими полосками по правилам лото закрываются складовые домики-песенки на карточках.

«Учим читать по складам»
консультация на тему

Существует много игровых приемов, которые позволяют тренировать ребенка в многократном чтении так, что ребенок это не замечает, потому что он играет.

Скачать:

ВложениеРазмер
uchim_chitat_po_skladam.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Очень часто при обучении ребенка чтению родители

сталкиваются с такой ситуацией: «Моей дочке 4 года.

Буквы знает все, а вот слоги складывает неохотно».

Ребенок не может составить и прочитать слог, несмотря на то, что знает буквы.И перед родителями встают вопросы: Что же делать? Как научить ребенка читать не буквы, а слоги и слова?

Эта проблема встречается очень часто потому, что родители учат читать без учета возрастных особенностей и интересов ребенка. Ребенку не интересно учить буквы, чтобы ПОТОМ научиться читать. Ему надо сейчас и сразу видеть результат своих усилий и понимать, зачем он это делает. Изучая с ребенком отдельные буквы, родители забивают голову ребенка ненужными знаниями, затрудняют и удлиняют процесс обучения чтению.

А есть более легкие и быстрые способы научить ребенка читать , не изучая отдельные буквы. К таким способам можно отнести методику обучения чтению по складам. Да, именно так, по складам. Это понятие вошло в обиход, благодаря Н. Зайцеву, поскольку методика Зайцева опирается именно на склад, а не слог. В словах слог может быть очень большим и его ребенку трудно прочитать. А склад — это наименьшая звуковая единица, которая не всегда может совпадать со слогом. Например, в слове « пальто » 2 слога «паль-то», но 3 склада «па-ль-то». Ребенку гораздо проще запомнить и прочитать именно склады, а не слоги.

Кому подойдет этот способ обучения чтению по складам?

  • Если Вашему ребенку трудно сливать буквы в слог и слово,
  • Если ребенок знает буквы, но не хочет читать
  • Если ребенку уже 4-5 лет и больше, он только учится читать и не знает еще букв
  • Если вы хотите, чтобы ребенок научился читать быстро и легко

С чего начнем обучение чтению?

1. Познакомим ребенка с гласными буквами. Пусть малыш запомнит хотя бы половину гласных. Тогда можно перейти к чтению складов. При знакомстве ребенка с буквами, не забывайте важные правила обучения чтению .

2. Знакомим ребенка с согласной буквой и сразу читаем ее со всеми гласными. Для этого выписываем столбик складов и читаем склад с одной согласной вместе с ребенком. Если ребенок не знает какую-то букву, то просто называем ее и прочитываем склад вместе.

3 . Предлагаем ребенку прочитать столбик складов несколько раз сверху вниз, снизу вверх, вразброс, помогая ребенку, если он забыл букву.

4. Читаем, как «Вреднючка», т.е. наоборот, справа налево. Здесь можно поиграть с ребенком. То взрослый читает правильно, а ребенок как «Вреднючка», то наоборот.

5. Придумываем слова, которые начинаются на какой-то склад из этого столбика.

На эти упражнения у Вас уходит 5 — 10 минут, не больше.

На следующий день вспоминаете с ребенком, как читаются эти склады. Если ребенок не горит желанием читать, то можно придумать какое-то интересное задание: научи читать склады куклу, покажи Мишке, где написан склад …

Очень удобно набрать такие столбики складов на компьютере или написать от руки контуры букв и предложить ребенку обвести или закрасить какой-то определенный слог или склад.

Так 2-3 дня, а может и больше, мы отводим на чтение слогов с одной согласной. А после этого переходим к другой букве, но каждый день вспоминаем слоги, которые научились читать ранее, с помощью различных упражнений : можно прочитывать выборочно, искать знакомый склад в словах, рисовать или закрашивать слоги, играть в «Прятки».

Существует много игровых приемов, которые позволяют тренировать ребенка в многократном чтении так, что ребенок это не замечает, потому что он играет. И это лучший вариант научить ребенка читать — читать играя .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В материале анализируются причины нелюбви детей к чтению, рассматриваются сложности при обучении детей чтению, определяются этапы этого процесса. Предлагаются игровые упражнения для закрепления навы.

Цели: закреплять и углублять знания детей безопасного поведения на улице — где можно и где нельзя играть; правила безопасного перехода через дорогу, правильного поведения детей при катании на ве.

Многих родителей интересует вопрос «Когда ребена надо начинать учить чтению?» Предлагаю вашему вниманию консультацию, которая очень понравилась родителям нашей группы.

Разговор особый о необходимости обучения чтению детей до школы.

Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать, давайте разберемся, что такое буква. Буква — это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, о.

Учим буквы ,учимся читать Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать, давайте разберемся, что такое буква. Буква — это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных.

Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать, давайте разберемся, что такое буква. Буква — это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружно.

Обучение детей чтению. Методика Сергея Полякова

Краткое изложение методики раннего обучения чтению.

Некоторые родители спрашивают: «А для чего учить детей читать до школы, зачем отнимать у ребенка детство?» Ну, во-первых, отнимать детство нельзя; обучать малышей нужно в игре, по специально разработанным игровым методикам. А для чего это нужно, сейчас уже известно многим. Давно признано, что интеллект человека зависит не только от наследственности, но и от активного стимулирования умственной деятельности в период формирования мозга, т.е. в промежутке времени от рождения до шести-семи лет. Раннее чтение является одним из лучших способов такого стимулирования.

По сравнению с другими способами оно обладает тем преимуществом, что, научившись читать, ребенок дальше, в процессе самостоятельного чтения уже развивается сам, даже без помощи взрослых, лишь удовлетворяя свою любознательность. Ребенок, прочитавший до школы две-три сотни книжек, заметно опережает в развитии своих сверстников, только начинающих читать. Но важнее всего то, что этот интеллект, приобретенный в раннем возрасте, остается с ним на всю жизнь.

Весь процесс обучения ребенка чтению — от изучения букв до чтения детских книжек — автор условно разбил на 7 ступенек. Для того чтобы сделать обучение интересным и увлекательным, на каждой из ступенек перед ребенком ставятся только такие задачи, которые не превышают его возможностей на этом этапе. В результате ребенок продвигается от ступеньки к ступеньке легко и незаметно для себя.

Весь материал автор представил в максимально доступном виде, так чтобы им могли воспользоваться не только специалисты, но и все, кто им заинтересуется: родители, бабушки, гувернантки, няни, воспитатели, словом, все желающие учить читать детей возрастом от двух-трех-четырех лет. С этой целью всю программу обучения он изложил в виде 70 уроков (70 — примерное количество; многим детям бывает достаточно а содержание каждого урока расписал подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры. Кроме того, уроки дополнены короткими видеозаписями, «живыми картинками», сделанными непосредственно во время занятий с малышами в процессе обучения. Посмотрев последовательные видеофрагменты всех уроков, вы как будто поприсутствуете на них и легко сможете повторить все это и со своими детьми. Вы можете также показывать эти «мультики» своему ребенку. Они, безусловно, вызовут у него интерес и желание повторить то, что делают другие детки. Покажите ему, для начала, как читает маленькая Катя, которой здесь нет еще и трех лет.

Обучение чтению начинается с изучения букв. Благодаря тому, что обучение чтению проводится в игровой форме, дети запоминают все буквы быстро, прочно и с удовольствием. Достаточно сказать, что уже после уроков они твердо знают все десять гласных.

А итогом и ступенек обучения (уроки является не только знание ребенком всех букв, но и хорошее знание складов, а также начало чтения по складам.

Здесь необходимо пояснить, что такое склад. Склад, в отличие от слога, всегда состоит не более чем из двух букв и представляет собой сочетание согласной с последующей гласной либо отдельную согласную или гласную (например, — з ме я — три склада, но один слог). По складам учились читать наши предки. Этот способ обучения был хорошо известен по сведениям XVI-XVIII веков, он существовал у нас в XIX и даже в начале XX века. А самое древнее документальное свидетельство такого способа обучения детей на Руси датируется Именно к этому периоду относится берестяная грамота № 199, обнаруженная при раскопках средневековой школы в Великом Новгороде экспедицией академика В. Л. Янина в 1956 году. На первой полосе этой бересты ребенком по имени Онфим выписана вся азбука от А до Я, а затем следуют склады: БА, ВА, ГА, ДА . и т.д. до ЩА; потом БЕ, ВЕ, ГЕ, ДЕ . и т.д. до ЩЕ; потом БИ, ВИ, ГИ, ДИ и далее столько, сколько уместилось на бересте.

В наши дни складовый способ обучения чтению был возрожден выдающимся педагогом-новатором Н.А.Зайцевым. На его основе Зайцев разработал и внедрил в широкую практику известную теперь многим методику, использующую таблицы и кубики.

В методике Полякова вместо кубиков и таблиц используются пособия собственной разработки, так называемые «домики для букв». Применение «домиков» и разработанной для них последовательной серии игр заметно облегчило обучение и позволило доводить знание детьми складов до такой степени, когда они воспринимают склад целиком, как букву. Это заметно упростило чтение по складам во время дальнейшего обучения.

Ведь именно такого результата добился Секвойи, вождь племени чероки из Северной Калифорнии, создавший в 1821 году письменность для своего родного ирокезского языка, которая составлена из знаков, обозначающих не буквы, а целые склады. Через несколько лет после изобретения этого письма большинство индейцев племени чероки научились читать и писать на родном языке. Имя создателя письменности было увековечено в названии дерева секвойя.

На ступеньке обучения (уроки дети учатся свободно читать по складам слова любой сложности, начиная от простейших двухскладовых слов, типа РЫ БА, ГУ СЬ, Ю ЛА, и кончая сложными, такими как КА С Т РЮ ЛЯ, ВЕ Р Б ЛЮ Д и даже Э ЛЕ К Т РИ ЧЕ С Т ВО.

В методике С. Полякова чтение по складам является лишь отправной точкой, начальной стадией процесса обучения чтению. Научившись читать по складам, ребенок еще не в состоянии самостоятельно прочитать и понять рассказик, сказку или хотя бы более-менее сложное предложение. Кому-то может показаться удивительным, но ребенок, уже читающий по складам, все еще не понимает, что такое слово, что такое предложение. И то, и другое для него — лишь цепочка складов. Удержать в памяти такую цепочку ребенку нелегко, особенно, если предложение длинное. Поэтому смысл прочитанного доходит до ребенка не всегда, а зачастую — не полностью. Вот почему обучение чтению нельзя заканчивать, едва научив малыша читать словечки по складам («пока и этого хватит, остальному в школе научат»).

Умение сложить слово из складов, безусловно, развивает ребенка. Но чтобы помочь ему полностью раскрыть свои природные способности, нужно научить его читать и понимать книжки, получать удовольствие от чтения. Только так можно пристрастить ребенка к чтению в раннем возрасте. И тогда в дальнейшей жизни (а такие наблюдения автором уже накоплены) чтение станет для него не утомительным, а увлекательным занятием.

Способ чтения по складам используется автором лишь до конца ступеньки. Последующие занятия помогают ребенку избавиться от привычки дробить слова на склады и перейти к чтению по слогам и к слитному прочтению слов. Если этого не сделать вовремя, то такая привычка укоренится и будет замедлять чтение и затруднять восприятие.

О том, как осуществить этот переход быстро и эффективно, по возможности не утомительно для ребенка, с использованием элементов игры и состязательности, рассказывается на уроках ступеньки обучения.

Автор не считал бы свою задачу выполненной, если бы научил ребенка лишь читать слова, пусть даже достаточно свободно. Конечно, родителям приятно, когда ребенок радует их, читая на улице вывески, а дома — заголовки книжек. Но основная цель этой методики — научить ребенка самостоятельно читать книжки и получать удовольствие от прочитанного. Пусть лучше сейчас родители жалуются на то, что приходится отбирать книжку у их малыша, чтобы отправить его спать, чем через несколько лет на то, что никак не могут заставить своего школьника читать. Ведь далеко не все дети, научившись читать слова, потом сами, без помощи взрослых, увлекаются чтением книжек. Обычно для этого приходится потрудиться и преподавателю и родителям. Этапами на этом пути являются и ступеньки обучения.

На ступеньке (уроки дети с помощью занимательной игры учатся читать предложения, на (уроки читать и пересказывать специально написанные автором четыре упрощенные учебные книжки, а на последней, (уроки 16 книжек для самостоятельного чтения, написанные им же.

А после этого родителям остается лишь поддерживать у ребенка любовь к чтению, снабжая его увлекательной детской литературой, чтобы интерес к книжкам был у него не меньшим, чем к просмотру телепередач. И тогда, поверьте опыту автора, — вашему ребенку в будущем обеспечены лидирующие места везде, где бы он ни учился: в любой школе, гимназии, лицее, вузе.

Учим читать по складам

Очень часто при обучении ребенка чтению родители сталкиваются с такой ситуацией: «Моей внучке 4 года. Буквы знает все, а вот слоги складывает неохотно».

Ребенок не может составить и прочитать слог, несмотря на то, что знает буквы.

И перед родителями встают вопросы: Что же делать? Как научить ребенка читать не буквы, а слоги и слова?

Эта проблема встречается очень часто потому, что родители учат читать без учета возрастных особенностей и интересов ребенка. Ребенку не интересно учить буквы, чтобы ПОТОМ научиться читать. Ему надо сейчас и сразу видеть результат своих усилий и понимать, зачем он это делает. Изучая с ребенком отдельные буквы, родители забивают голову ребенка ненужными знаниями, затрудняют и удлиняют процесс обучения чтению.

А есть более легкие и быстрые способы научить ребенка читать, не изучая отдельные буквы. К таким способам можно отнести методику обучения чтению по складам. Да, именно так, по складам. Это понятие вошло в обиход, благодаря Н. Зайцеву, поскольку методика Зайцева опирается именно на склад, а не слог. В словах слог может быть очень большим и его ребенку трудно прочитать. А склад — это наименьшая звуковая единица, которая не всегда может совпадать со слогом. Например, в слове «пальто» 2 слога «паль-то», но 3 склада «па-ль-то». Ребенку гораздо проще запомнить и прочитать именно склады, а не слоги.

На чтении по складам основывается не только методика Н. Зайцева. Когда-то давно мне попалась очень хорошая книга В. Эдигей . Честно говоря, я даже не помню, как она называлась. Сама книга не сохранилась у меня, потому что мы передавали ее друзьям и знакомым. У кого-то она и осталась. Но это не так важно. Важен сам способ, как учить читать.

В книге был предложен необычный в то время подход к обучению ребенка чтению. Причем, для того, чтобы научить ребенка читать по складам, совсем не обязательно, чтобы он знал все буквы. Достаточно, чтобы ребенок знал хотя бы половину гласных. А остальные и гласные, и согласные, ребенок выучит в процессе обучения чтению.

Кому подойдет этот способ обучения чтению по складам?

  • Если Вашему ребенку трудно сливать буквы в слог и слово,
  • Если ребенок знает буквы, но не хочет читать
  • Если ребенку уже 4-5 лет и больше, он только учится читать и не знает еще букв
  • Если вы хотите, чтобы ребенок научился читать быстро и легко

С чего начнем обучение чтению?

  1. Познакомим ребенка с гласными буквами. Пусть малыш запомнит хотя бы половину гласных. Тогда можно перейти к чтению складов. При знакомстве ребенка с буквами, не забывайте важные правила обучения чтению.
  2. Знакомим ребенка с согласной буквой и сразу читаем ее со всеми гласными. Для этого выписываем столбик складов и читаем склад с одной согласной вместе с ребенком. Если ребенок не знает какую-то букву, то просто называем ее и прочитываем склад вместе.
  3. Предлагаем ребенку прочитать столбик складов несколько раз сверху вниз, снизу вверх, вразброс, помогая ребенку, если он забыл букву.
  4. Читаем, как «Вреднючка», т.е. наоборот, справа налево. Здесь можно поиграть с ребенком. То взрослый читает правильно, а ребенок как «Вреднючка», то наоборот.
  5. Придумываем слова, которые начинаются на какой-то склад из этого столбика.

На эти упражнения у Вас уходит 5 — 10 минут, не больше.

На следующий день вспоминаете с ребенком, как читаются эти склады. Если ребенок не горит желанием читать, то можно придумать какое-то интересное задание: научи читать склады куклу, покажи Мишке, где написан склад …

Очень удобно набрать такие столбики складов на компьютере или написать от руки контуры букв и предложить ребенку обвести или закрасить какой-то определенный слог или склад.

Так 2-3 дня, а может и больше, мы отводим на чтение слогов с одной согласной. А после этого переходим к другой букве, но каждый день вспоминаем слоги, которые научились читать ранее, с помощью различных упражнений: можно прочитывать выборочно, искать знакомый склад в словах, рисовать или закрашивать слоги, играть в «Прятки».

Существует много игровых приемов, которые позволяют тренировать ребенка в многократном чтении так, что ребенок это не замечает, потому что он играет. И это лучший вариант научить ребенка читать — читать играя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector