221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение чтению по зайцеву

Обучение чтению по методике Зайцева пошагово

Выбирая раннюю методику развития малыша, родители особое внимание уделяют системам, которые позволяют без проблем обучить деток чтению. По отзывам, на сегодняшний день наиболее востребованной считается программа Зайцева.

Метод Зайцева обучение чтению

Талантливый российский педагог Н.А. Зайцев в своей методике обучения настаивает:

  • На необходимости использовать складовую систему.
  • Не стоит долго объяснять – покажите ребенку.
  • Научить читать без проблем и принуждения возможно только с помощью игр.
  • При работе с 2-летними малышами используются кубики. На гранях пособия нанесены склады и отдельные буквы.
  • Педагог постоянно произносит демонстрируемый материал.
  • Зайцев отметил, что дети отлично запоминают слоги и легко составляют из них слова.
  • Чтобы ускорить процесс восприятия информации, дети должны петь цепочки из слогов.
  • Учиться читать следует систематично. Оптимальной считается пошаговая работа, и регулярные уроки.
  • Пособие состоит из таблиц, кубиков и складовых картинок.

Для достижения максимального эффекта при использовании методики Зайцева, необходимо создать правильную обучающую среду дома. Желательно приобрести таблицы и кубики для игр в семейном кругу. При этом важно держать дидактический материал в рабочем состоянии и следить за порядком в детской.

Технология Зайцева: чтение

Давайте ознакомимся, что представляет собой пособие для пошагового чтения по методике Зайцева:

  • Кубики (52 шт.). Состоят из 7 повторяющихся слогов, которые детки применяют в создании первых простых слов (МА МА, ДЯ ДЯ, ПА ПА и прочие). Изделия имеют разные цвета, вес и жесткость.
  • Маленькие кубики – это мягкие склады – МЯ, ЛЮ и прочие.
  • Большие – твердые МА, ЛА, БА и другие.
  • Железно-золотые – склады, имеющие мягкий знак.
  • Железно-деревянные – с твердым знаком.
  • Железные – звонки склады.
  • Деревянные – приглушенные.
  • Золотые – гласные.
  • Для пошаговых занятий используются таблицы, картинки и игровое поле.
  • Демонстративный материал размещается на расстоянии 160-170 см от пола, чтобы во время урока дошкольник смотрел вверх и старался держать спину ровно.
  • Оптимально подобранный размер букв, позволяет видеть материал с расстояния 10 метров.

Перед началом урока тщательно ознакомьтесь с методическими рекомендациями автора и подберите игру. Нельзя превышать время занятий – 20 минут.

Процесс обучения

Методика основана на использовании складовых блоков в веселой игре. Основные примеры проведения занятий:

  • На первом уроке просто дайте детям поиграть с кубиками.
  • Расскажите о звучании «золотых», «железных» и «деревянных» изделий. Предложите ребятам разложить кубики по звучанию.
  • Разделите изделия по объему – на один стол отнести все маленькие, а на второй большие. Объясните, что маленькие слоги – мягкие, как малютки. А большие – твердые, поскольку они более крепкие.
  • Петь. На уроках обязательно проводятся попевки, которые по утверждению Зайцева позволяют быстрее научиться читать.
  • Алгоритм занятия. Поются кубики, затем склады из таблицы и происходит построение слов.
  • Демонстрация слогов на картинках, кубиках и таблицах позволяют деткам рассмотреть склады с разных ракурсов, что облегчает их запоминание.
  • Не бойтесь, что кроха запутается. Техника обучения позволяет быстро уловить закономерность языка.
  • Поворачивая кубик, наставник четко произносит склады.
  • Теперь пусть малыш поработает с изделиями.
  • После изучения дошкольником кубиков, предложите ему в таблице показать изделия с определенной пропевкой.
  • Возьмите указку и начните распевать склады на таблице. Педагог обязан артикулировать и показывать, что звуки маленькие или большие, шуршащие или звонкие. Для наглядности можно приседать или становится на носочки.

Чтение по методике Зайцева будет результативным только при неукоснительном соблюдении рекомендаций автора.

Результаты использования методики

По данным преподавателей, которые используют технологию Николая Александровича, была составлена такая статистика:

  • Детки в возрасте трех лет, начинают читать через полгода после начала складового пошагового обучения.
  • В 4 года достаточно 16 занятий.
  • 5 лет – от 5 до 10 уроков.
  • 6 лет – чтение освоено за 4—6 занятий.

Ребята, которые с трехлетнего возраста начинали учиться по данной методике, к первому классу знали программу 5 класса общеобразовательной школы.

Жужжащее чтение по методике Зайцева

Ученики одновременно читают вполголоса текст, при этом слова сливаются в жужжащий шум. Педагог проходит по классу и останавливает у детей, которые бегло проговаривают представленный материал. Скорость чтения у всех ребят при этом разная.

Очень важно при использовании техники жужжания придерживаться систематичности. Данное занятие позволяет учителю оценить, как ребенок овладел предложенными знаниями. Ежедневное использование метода жужжания позволяет овладеть быстрым чтением и во время проверки скорости показать хороший результат.

Методика Зайцева обучение чтению: отзывы

Родители и педагоги выделяют такие достоинства:

  • Маленький человечек видит и слышит склады, что способствует улучшению образной памяти.
  • Крохе весело и интересно.
  • Ошибки при написании слов не допускаются. В наборе отсутствуют ЧЯ и ЖЫ.
  • Читать детки учатся с первых уроков.
  • В работе участвует зрение, слух и мелкая моторика.
  • Развитие речевого аппарата.
  • Быстро приходит понимание различий между глухими и звонкими согласными.
  • На занятиях ребенок не нервничает, поскольку даже с расстояния в 2 метра может найти требуемый элемент.
  • Уроки не давят на психику.

Чтение позволяет гармонично развиваться маленькому человечку с ранних лет.

5 комментариев

Очень понравилась методика по Зайцеву Началочка Рекомендую всем Педагогам начального звена.

Доброго времени суток. Заинтересовалась методикой. Очень хотелось бы обучиться очно. Можно ли это сделать7

И мне интересно стало , а может есть онлайн обучение ?

Мне тоже очень интересно про обучение узнать

Не слабо…программа 5 класса будет освоены. К сведению авторов статьи, программа включает не только фонетику, но и морфологические и синтетические знания.

Метод обучения чтению Николая Зайцева. Часть I

«Не учиться, а играть!» Так кратко можно охарактеризовать методику обучения чтению Николая Александровича Зайцева. Пожалуй, это самая популярная методика на сегодняшний день. С ее помощью поборники раннего развития учат своих крошек читать, писать, считать и даже осваивать иностранные языки. И дети не против такого обучения. Ведь все, что от них требуется, — играть яркими кубиками и петь песенки.

Как появились кубики Зайцева

Николай Зайцев родился и вырос в семье сельских учителей и в выборе специальности не сомневался: после школы поступил на филологический факультет педагогического университета им. Герцена. На пятом курсе был направлен переводчиком в Индонезию. Там Николай Александрович начал преподавать русский язык как иностранный. Это событие и стало отправной точкой в создании его уникальной системы обучения чтению и письму. Одному из самых трудных языков мира — русскому — нужно было научить в кратчайшие сроки. Учениками были взрослые, уже отвыкшие учиться люди — офицеры. Такая задача казалась непосильной, но Зайцев справился блестяще. Он на ходу изобретал новые методы, придумывал оригинальные таблицы, пытался проникнуть в суть языка, чтобы — по выражению самого Зайцева — «научиться передавать ее другим».

Успех вдохновил молодого педагога на разработку собственной системы преподавания. Системы, которая учитывает психологические особенности восприятия русского языка, избавлена от ненужных условностей и громоздких правил, наглядна. Свой метод обучения русскому языку Зайцев начал тестировать в средних классах школ. Результат теста был удручающим: Николай Александрович столкнулся с тем, что ученики совершенно не понимали родной язык, предпочитали зазубривать правила, а не вникать в них. Дети, конечно, были не виноваты. Ведь они привыкли так учиться.

Тогда Зайцев обратился к дошкольникам, в том числе к самым маленьким — детям от полутора лет. Методики были адаптированы для малышей — обучение сводилось к играм. И тут педагога ожидал успех. Его изобретение — кубики — назвали «звенящим чудом». Дети, с трудом осваивающие грамоту, начинали читать буквально через несколько занятий. Методика так зарекомендовала себя, что ряд школ решился полностью перейти на обучение по Зайцеву.

Нам не нужна азбука

Понаблюдав за детьми, за тем, как они постигают грамоту, Николай Зайцев пришел к следующим выводам.

    Чтобы научиться читать, не обязательно знать названия букв.
    Распространенное явление: мама купила азбуку, ребенок выучил буквы, а читать не может. Слова у него не клеятся.
    «Азбука вредна», — утверждает Николай Александрович. В азбуке на каждую букву дана картинка: А — аист, Б — бегемот и т.д. Малыш запомнит и букву, и картинку, но как потом объяснить ему, что зебра — аист — ящерица — цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово «заяц». И даже если ребенок учил буквы не по азбуке, что усложняет запоминание названий букв, ему все равно сложно сразу сообразить, что Б и А превращаются в слог БА. Именно поэтому учителя вынуждены идти на разные ухищрения, чтобы показать, как две буквы сливаются в слог.

По слогам читать сложно.
В русском языке в состав слога может входить от 1 до 10 букв. Встретится в тексте такая фамилия, как Пфельдрт или Мкртчян, — не сразу прочтешь, а ведь слог-то один. Конечно, такие сложные слова малышу читать не нужно, но даже простое, состоящее из одного слога слово «всплеск» вызовет у читающего по слогам ребенка определенные трудности.

  • Человек сначала учится писать, а потом читать.
    Ребенку легче идти к чтению через письмо. Как и взрослому при изучении нового языка. При условии, конечно, что под письмом мы понимаем не «шкрябание ручкой в тетради», а превращение звуков в знаки, а под чтением, соответственно, превращение знаков в звуки. Поэтому если вы когда-нибудь пытались научить ребенка узнавать самые родные слова и писали на асфальте или на бумаге «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «Саша», а потом спрашивали: «Где папа? А где бабушка? А где твое имя?», то ребенок не читал, а именно писал. Ваши звуки превращал в вами же написанные знаки.
  • Альтернатива слогам — склады

    Как же тогда научить малыша читать, раз буквы и слоги лишь запутывают его и отдаляют момент освоения чтения?

    Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад.

    Склад — это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т. д. Складовой принцип чтения — основа зайцевского метода обучения детей чтению.

    Почему именно склад?

    «Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, — поясняет Николай Александрович. — За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть». Наши предки чувствовали это и ставили «ять» в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Произнесите, например, слово: «о-а-зис», держа руку на горле, и вы почувствуете усилие связок перед «о» и перед «а», или по терминологии Зайцева — «мускульное усилие речевого аппарата». Это самое усилие и есть склад.

    Читать еще:  Обучение скоростному чтению

    Склады на кубиках

    Склады малыш видит не в книге, не на карточках, а на кубиках. Это принципиальный момент системы Зайцева.

    Чтение требует работы аналитического мышления (буквы — абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова), которое начинает формироваться лишь к школе. Поэтому-то мы и наши родители именно в этом возрасте начинали учиться читать.

    Отсутствие аналитического мышления компенсируется у ребенка обостренным восприятием сигналов, которые поставляют ему органы чувств. Поэтому Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

    Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их читать. Идея Зайцева проста: что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение. Так соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

    Кубики Зайцева. Какие бывают кубики

    В наборе «Кубики Зайцева» 52 кубика (семь из них повторяются, чтобы строить слова ПА-ПА, МА-МА, ДЯ-ДЯ и подобные, которые наиболее близки ребенку, особенно на первых порах. Кубики делятся на большие и маленькие, одинарные и двойные, золотые, железно-золотые, деревянно-золотые. Есть один белый кубик со знаками препинания. Также кубики различаются по цвету.

    Большие — это кубики с твердыми складами. Маленькие — кубики с мягкими складами. Впрочем, с определением «мягкий-твердый» Николай Александрович решительно не согласен: что здесь твердого и мягкого? А вот большое и маленькое есть! Сравните, как раскрывается рот, когда вы говорите БА или БЯ.

    Большие и маленькие кубики бывают разных цветов и с разными наполнителями.

    Двойные — это склеенные друг с другом кубики, с согласными, которые сочетаются — «дружат» — не со всеми гласными. Например, Ж(ЖЬ)-ЖА-ЖО(ЖЕ)-ЖУ-ЖИ-ЖЭ. Такие варианты, как «жы», «шы», «чя», «щя», просто исключены.

    Железные — кубики со звонкими складами. Деревянные кубики — с приглушенным складами. Золотые — кубики с гласными. Железно-деревянные — используют для складов, имеющих твердые знаки. Деревянно-золотые — для складов с мягкими знаками. Белый кубик используется для обозначения знаков препинания.

    Буквы на кубиках пишутся разным цветом: гласные — голубым; согласные — синим; твердый и мягкий знак — зеленым.

    Многих педагогов и родителей смущает такая расцветка, ведь в школе принята совсем другая: согласные синего или зеленого цвета, гласные — красного. А значит, малыша придется переучивать. Однако автор метода утверждает, что уход от красно-сине-зеленых сочетаний позволяет избежать цветовой «разодранности» слов, и поэтому дети сразу начинают читать бегло, без запинок.

    Готовимся к занятиям шаг за шагом. Клеим кубики

    Кубики Зайцева бывают трех видов: стандартные несобранные, собранные и пластмассовые. Кубики из стандартного (несобранного) набора включают в себя заготовки кубиков, которые необходимо склеить самостоятельно. Можно заняться этим увлекательным делом глухой ночью, пока любимое чадо спит. Но представьте, какое первое действие совершит маленький ребенок, получивший кубик с какими-то гремелками или шумелками внутри? Правильно! Он его разорвет. А если клеить кубики вместе, такого соблазна не возникнет, ведь и так ясно, что внутри.

    Заранее подумайте об укреплении кубиков. Для этого можно вставить внутрь кубика еще один, почти такой же по размеру, вырезанный из плотного картона.

    Клеить кубики можно клеем «Момент». Если его нет, то можно воспользоваться клеем ПВА. В процессе сушки клея стяните кубик банковскими резинками, чтоб не разъехался.

    Обязательно защитите кубики — обклейте со всех сторон скотчем. Можно перед началом склеивания заламинировать развертку или обернуть термопленкой, а после сборки еще и проклеить скотчем углы граней.

    После оклеивания скотчем или термопленкой кубики могут бликовать при ярком свете, тогда надо обязательно каждый раз следить за тем, чтобы ребенку было хорошо видно, посмотрев на кубик с его точки зрения — буквально сев на его место.

    Развешиваем таблицы

    Таблицы, входящие в комплект кубиков Зайцева, желательно сначала обрезать по линии, изображенной по краям. Затем, совместив края частей таблицы, склеить их клеем или скотчем. Если вы повесите части таблицы, не склеивая, то в процессе занятий они могут начать «разъезжаться».

    Таблицы тоже желательно обернуть термопленкой. Благодаря этому они не порвутся и не испачкаются в процессе использования.

    В книге Зайцева и в методическом пособии, прилагаемом к комплекту кубиков, написано, что таблицы желательно вешать высоко, нижний край на уровне головы взрослого человека или выше. Однако эти рекомендации основаны на том, что кубики Зайцева в основном используются в группе (сам автор методики работал только с группами детей). Если повесить таблицы низко, дети будут загораживать друг другу написанное. Но если вы занимаетесь по кубикам Зайцева дома, то у вас один слушатель — ваш ребенок. Кроме того, в группах начинают занятия в 3-4 года, а дома мама может заниматься и с двухлетним или даже годовалым малышом. Такой кроха просто не сможет разглядеть что-либо на высоко повешенной таблице. Поэтому дома развесьте таблицы так, чтобы малыш мог достать поднятой вверх ручкой до верхнего края таблицы. Когда он подрастет, поднимите таблицу — ребенок должен тянуться к ней, а не наклоняться.

    И еще одно важное примечание. Для очень маленького ребенка таблица слишком велика. Чтобы увидеть несколько складов, нарисованных в разных концах таблицы, ему нужно или далеко отойти (тогда он не сможет их показать), или бегать туда-сюда вдоль таблицы. Лучше всего, если у вас есть такая возможность, повесить таблицу в угол комнаты, согнув ее пополам. Тогда малыш сможет, стоя на одном месте, легко дотянуться рукой до любого края таблицы.

    Размещать таблицы желательно в том месте, где малыш бывает наиболее часто, то есть в его комнате. Но если там места совсем нет, то можете разместить их в другой комнате, в коридоре или даже на кухне.

    Настенные таблицы не менее важны, чем кубики, не пренебрегайте ими. Сам автор методики — Николай Зайцев — очень гордится тем, что при работе по таблицам зрение не портится, но иногда даже улучшается, ведь глазное яблоко все время находится в движении, отыскивая склады.

    Учим попевки

    Выучить их необходимо, потому что вы вместе со своим ребенком будете не произносить нарисованные на кубиках склады, а петь их. По мнению Николая Александровича, обучаться чтению с пением гораздо эффективнее, интереснее и веселее, чем без него. А некоторых детей в нежном возрасте иначе и не научишь читать.

    Оживляем кубики

    Играем в кубики

    Теперь в игру вступает ребенок. Все кубики со складами предоставляются в распоряжение ребенку сразу и навсегда. Не бойтесь, что малыш запутается. Точная систематизация позволяет быстро уловить закономерности языка, не засоряя голову ребенка всякого рода «научностью». Для начала пусть выберет кубик, который приглянулся больше других. Возьмите его и, поворачивая к ребенку той гранью, которую называете, пропойте все склады. Теперь пусть кроха выберет большой деревянный кубик. Затем маленький. Золотой. Железный. Когда будут освоены все типы размеров и звучаний, можно пропеть малышу столбик складов по таблице и предложить найти кубик с той же попевкой. Так он заодно освоит и склады, и их классификацию.

    Встаете у таблицы, в руки берете указку и начинаете распевать. Обратите внимание, нужно хорошо артикулировать склады, показывать ребенку, что звуки разные: большие и маленькие, звонкие и шуршащие.

    Для наглядности можно двигаться: вставать на цыпочки или приседать, разводить руками и т. д.

    Очень важно вдохнуть в кубики жизнь. Придумывайте кубикам имена: вот большой кубик-папа Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, а вот маленький кубик-детка БЬ-БЯ-БЕ-БЮ-БИ-БЕ. Двойные кубики — это бабушки и дедушки.

    Начинаем писать

    Дальше, согласно методике, надо начинать писать (именно писать, а не читать! — чтение придет само собой).

    Не бойтесь, если ребенок еще не в состоянии держать в руках ручку. Писать нужно не ручкой на бумаге. Малыш будет водить указкой или пальчиком по таблице, напевая: «Ба-бо-бу-бы-бэ, Ма-ша, мо-ло-ко». Ему ведь нужно понимать, как слова составляются, разбирать их на части и вновь собирать. И, конечно, писать нужно с помощью кубиков, составляя из них слова.

    Начните писать с того, что ребенку дороже всего, — с имени. Кстати, можно написать КО-ЛЯ, но лучше — НИ-КО-ЛА-Й А-ЛЕ-К-СЕ-Е-ВИ-Ч (ребенок будет рад почувствовать себя большим). Потом составляйте названия игрушек, имена близких людей. Собрав в одном конце комнаты слово МАМА, на столе — БАБУШКА ЛИЗА, а у окна — ДЯДЯ ПЕТЯ, начинайте подвижную игру в слова: «Скорее беги к БАБУШКЕ! Смотри, кто к нам приехал, — ДЯДЯ ПЕТЯ! Встречай его! А теперь МАМА зовет тебя с собой!» Таким образом можно обучать чтению в движении, не принося в жертву грамотности зрение и осанку. Обратите внимание, мы не учим ребенка читать или писать с помощью кубиков, мы просто играем.

    Не хватает кубика! Что делать?

    Действительно, для написания тех или иных слов не хватает кубиков, которые есть в наборе. Например, вам захочется написать слово БАНАН, а у нас в комплекте только один кубик со складами НА и Н (кубик НУ-НО-НА-НЭ-НЫ-Н) и одновременно повернуть его двумя гранями невозможно. Часто не хватает кубиков со складами на С, М, П, кубиков с гласными. Что делать? Если вы купили кубики, не спешите сразу склеивать их. Сначала отксерокопируйте на цветном ксероксе развертки наиболее употребляемых кубиков. Основу для них вырежьте из картона. Если же вам не хочется ничего дополнительно изготавливать, то те слова, которые вы не можете написать кубиками, пишите на листе бумаге фломастерами, выделяя склады разными цветами, или пишите по таблице указкой.

    Методика Зайцева — основы обучения детей чтению

    Каждый родитель хочет, чтобы именно его ребенок стал вундеркиндом (или хотя бы просто способным и умным). Для организации помощи взрослым существует множество методик для обучения ребенка чтению и письму, чтению и математике. Это системы Марии Монтессори, Гленна Домана и многих других. Особое место здесь занимают кубики Зайцева – методика обучения чтению с самого раннего возраста.

    Кто такой Николай Зайцев

    Родители Николая Александровича Зайцева работали в сельской школе. Закончив учебу в школе, Николай проработал 2 года на заводе, после чего пошел по стопам своих родителей. В 1958 году он поступает в педагогический институт на филологический факультет. На пятом курсе его отправляют проходить практику в Индонезию, где он работает переводчиком.

    Именно этот период времени, когда ему пришлось обучать взрослых людей не родному для них русскому языку, дал начало развитию его известнейшей методике обучения чтению и письму. Воплощая в жизнь новые приемы, создавая на ходу интересные таблицы, он старался «передать суть языка другим».

    Разработав собственный метод обучения, молодой педагог решил протестировать его на средник классах общеобразовательной школы. Однако здесь его ждала огромная неудача. Ученики умели только заучивать правила, не пытаясь их понять. Привыкшие к такому обучению, они не могли перестроиться.

    Читать еще:  Как научить ребенка быстро читать 2 класс

    Тогда, Николай Александрович решил опробовать свой метод на малышах. Методика была пересмотрена, все занятия он проводил в игровой форме. И здесь его ждал огромный успех. Малышам, начиная с полутора лет, и детям дошкольникам, у которых были проблемы с обучением грамоты, требовалось всего лишь несколько занятий для того, чтобы начать читать. Некоторые школы стали полностью применять его систему обучения, используя «звенящее чудо» (как назвали кубики) в своей работе.

    Наблюдая за малышами, педагог пришел к следующим заключениям:

      Для того чтобы научиться читать, крохам совсем не нужно знать, как называются буквы. Чаще всего в азбуках буквы ассоциируются с картинками. Ребенок запоминает образ буквы и изображение, которое у него с ней ассоциируется. Потом очень сложно ему объяснить, что КОТ (буква К), НОЖНИЦЫ (буква Н), ИГРУШКА (буква И), ГРИБ (буква Г) и АИСТ (буква А) складываются в одно слово КНИГА.

    Чтение по слогам для ребенка очень сложное. Даже если малыш выучит названия букв без картинок, ему будет тяжело понять как из букв М и А получается слог МА. Для понимания крохой принципа сливания слогов педагогам приходиться применять в своей работе различные хитрости. Но в русском языке встречаются слова из одного слога, в которых много идущих подряд согласных (например, ВСПЛЕСК). Чтение таких слов будет для читающего по слогам ребенка даваться очень тяжело.

    Человеку легче сначала научиться писать, чем читать. Под письмом он понимал превращение звуков в знаки, а под чтением – превращение знаков в звуки. Малышу, будет намного легче научиться читать через письмо.

    Общие принципы методики Зайцева

    Единственной в своем роде авторской методике Зайцева уже более 20 лет. Однако знаменитый педагог не прекращает постоянно улучшать ее. Сейчас уже создано много различных методик и игр, дополняющих основу. С помощью методики можно с успехом обучать даже совсем маленьких детей грамоте. При этом для дошкольников 6 лет будет достаточно всего несколько занятий, и вы сможете увидеть, что он уже может начать читать.

    Данный метод обучения подойдет не только для ребятишек, которым нравятся спокойные игры с кубиками, но и подвижным неусидчивым детям. Использование этой методики подходит для работы со слабослышащими, имеющими очень плохое зрение и отклонения в психическом развитии детьми. При работе с ними можно получить очень хорошие результаты. Можно увидеть хороший эффект при работе с детьми с аутизмом.

    В своей методике Зайцев сделал акцент на том, что процессы познания у ребенка должны пройти через все виды восприятия: слуховое, зрительное, двигательную память, осязание и мышление. Педагог в работе с малышами должен уметь организовать веселую игровую обучающую среду, быть в роли наставника в процессе обучения.

    С помощью игр с кубиками:

    • расширится словарь малыша;
    • будут вырабатываться навыки грамотного письма;
    • речь ребенка станет более внятной;
    • можно исправить ряд логопедических проблем;
    • развивать логику и мышление ребенка;
    • научить кроху работать самостоятельно.

    Комплектация

    В стандартный набор входит:

    • 61 шт. картонный кубик в собранном виде
    • 6 шт. картонных таблиц со слогами, буквами и другими графическими знаками
    • 4 шт. картонных таблицы формата В3
    • диск для прослушивания с попевками для кубиков и таблиц
    • методическое пособие, которое вы сможете использовать в качестве конспекта занятий.

    Что такое склад

    В своей методике Николай Зайцев предлагает альтернативу слогам – использует склады. У него – это основная единица языка. Складом может быть одна буква, сочетание гласной и согласной, согласной и твердого знака, согласной и твердого знака. Такой принцип чтения – складовой – является основой методики Зайцева. Такая методика очень похожа с букварем Федота Кузьмичева, XIX век, и азбукой Л.Толстого. В этих книгах тоже был использован принцип обучения по складам.

    Склад можно определить, приложив руку ниже подбородка и произнеся слово. То усилие мускулов, которое вы почувствуете рукой и будет являться складом.

    Склады по его методу располагаются на кубиках и в таблицах. Он использовал в помощь обучению зрение, слух и тактильные ощущения, т.к. аналитическое мышление, сформированность которого требуется при чтении, развивается только к 7 годам. Расположив склады на кубиках, Зайцев сделал их отличающимися по цвету, звучанию, размеру. С помощью этого, когда ребенок берет кубики, задействуются различные каналы восприятия.

    Описание методики

    Создатель методики не предполагает авторитарного стиля общения педагога с детьми. Он говорит о том, что надо учитывать индивидуальные особенности и темп развития каждого ребенка.

    Занятия должны проходить только в игровой форме. Дети не должны сидеть на одном месте, им надо двигаться, прыгать, танцевать и петь. Все движения на занятии проходят в игре с кубиками.

    • может предлагаться раскладка для самостоятельного склеивания кубиков;
    • могут быть уже собранными;
    • с пластиковой основой.

    Для того чтобы склеить кубики самостоятельно, потребуется немало времени. Их необходимо дополнительно укрепить изнутри. Сделать это можно с помощью картонного кубика такого же размера. После склейки лучше обтянуть резинками, это нужно, чтобы ваш кубик не развалился, пока сохнет. Для лучшей защиты каждый кубик оклейте пленкой или заламинируйте развертку кубика. Если вы выбрали такой вариант кубиков, то лучше сделать копию каждой развертки. Так в процессе игры вам точно будет хватать складов для написания слов.

    Таблицы должны быть развешаны довольно высоко. Это способствует профилактике сколиоза и нарушений зрения. Если вы занимаетесь только со своим ребенком, то высоту лучше определить по поднятой вверх руке малыша. Ей он должен касаться верхнего края таблицы. Удобным будет развесить таблицы в углах комнаты, так крохе будет удобнее искать необходимые склады. Таблицы тоже можно обернуть пленкой для увеличения срока службы. Использование таблиц также важно, как и игры с кубиками.

    По методике Николая Александровича, все склады на кубиках надо пропевать. Он считает, что эффект от этого намного лучше, да и заниматься с музыкой для малыша интереснее, что помогает привить интерес к обучению.

    Предоставьте ребенку для игры сразу все кубики. Это учебное пособие никогда не надо у него забирать. Они должны быть всегда в поле его зрения. Пусть малыш познакомится с ними, внимательно рассмотрит.

    Подбирайте игры, которые больше всего понравятся вашему ребенку. Если у вас непоседа, то лучше использовать на занятии подвижные игры.Если ваш малыш предпочитает спокойные игры, подолгу собирает пазлы, то тогда используйте игры, которые не предполагают активности во время занятия.

    Если кроха любит строить, то предложите ему построить из кубиков паровозы с названиями, башни со складами, дороги, домики.

    С какого возраста можно начинать обучение и в какие игры играть

    Познакомить малыша с кубиками можно практически с рождения. Учитывайте, что в этом возрасте ребенок еще не способен на занятия. До полугода развитие ребенка идет очень быстрым темпом. Не стоит его сейчас дополнительно перегружать. Кубики можно использовать в качестве погремушки, лишь временами показывая ему склад или слово. Не пытайтесь в этот период увидеть каких-то результатов, не ждите их от ребенка. Сейчас с их помощью вы только подготовите ребенка к обучению, которое ждет его впереди.

    После 6 месяцев ребенку уже становится не интересно играть с кубиками, как с погремушкой. Теперь можно начинать пропевать склады. До достижения годовалого возраста продолжайте показывать кубики, склады, простые слова. Позвольте крохе поползать среди них. Можете попробовать попросить его дать вам кубик с определенным складом. Оставляйте склады на предметах, названия которых вы составили и в течение дня, показывайте и пропевайте их малышу.

    Чем старше становится ребенок, тем сложнее предлагаются ему игры. Годовалому крохе, вместе с теми играми, что были раньше, уже можно увеличивать уровень сложности, предлагая новые. Действуйте постепенно. Можно воспользоваться пособием Н.Зайцева «Письмо. Чтение. Счет», к котором предложена масса занимательных игр, а можно придумать свои. Подключайте фантазию малыша, спросите у него, в какие он хочет поиграть игры.

    Поиграйте в «Зоопарк». Пусть малыш расселит по зоопарку различных животных, составляя их названия из складов. В «Магазине» он может разложить товар по полочкам. Отправляясь в «Путешествие» обязательно надо собрать чемодан. Пусть он побудет в роли повара, сложив в кастрюлю названия, необходимых для приготовления супа или любимого блюда, ингредиентов.

    Предложите ребенку сыграть в игру «Кто больше назовет». Называйте слова, которые начинаются с заданного склада. Можно сделать эту игру тематической.

    Положите перед ним кубики, из складов на них должно быть можно составить его имя. Пусть малыш попробует это сделать самостоятельно. В следующий раз усложните задачу, подходящие склады он должен найти сам. Пусть он складывает слова из кубиков, а потом ищет эти склады в таблице, показывая указкой на необходимый склад.

    В игры, которые вы придумали вместе, ребенок будет играть с огромным удовольствием, ведь они для него гораздо занимательнее, чем предлагаемые автором. Эти игры будут именно такими, которые ему нравятся, придуманы с учетом его интересов.

    Плюсы и минусы методики

    • Дети очень быстро учатся читать. Для того чтобы ребенок начал это делать требуется совсем немного времени. Причем чем он старше, тем быстрее протекает процесс обучения. По словам самого автора, даже ребята, которым только исполнилось 4 года, могут начать читать самостоятельно уже через 4 занятия. Конечно, это не относится ко всем детям. В среднем малышам 3-4 лет требуется полгода для обучения, дошкольнику постарше требуется 10-12 занятий, ребенку 6-7 лет уже будет достаточно недели.
    • Метод обучения по Зайцеву не привязан к какому-то определенному возрасту. Вы можете начинать заниматься когда ребенку исполнится 6 месяцев, а можно использовать и для первоклассников.
    • Разные по тембру, высоте и громкости звуки, издаваемые кубиками, поспособствуют развитию слуха, памяти, будут отлично развивать чувство ритма.
    • В результате игр с кубиками активно развивается мелкая моторика рук ребенка, которая очень важна для развития интеллекта.
    • Обучение проходит в темпе, который позволяют способности ребенка. Все очень индивидуально. Никто не торопит и не подгоняет ребят, не говорит им о том, что они что-то должны.
    • Освоить методику не составит труда. Ее с успехом можно применять в домашних условиях.
    • Дети сразу учатся грамотному письму. На кубиках отсутствуют склады, которые невозможны в русском языке (таких, как ЧЯ, ЖЫ).
    • Метод обучения по Зайцеву способствует профилактике, сохранению и укреплению здоровья. Играя, ребенок тренирует глазные мышцы. Это помогает сохранить зрение. Его сохранности содействует расположение крупного текста на таблицах в разных местах, яркий цвет кубиков, который не раздражает глаза.

    Игровые пособия, расположенные с учетом требований методики на должной высоте и в разных местах, служат отличной профилактикой нарушений осанки, гиподинамии, загруженности дидактикой во время занятий.

    В целом, такой игровой метод обучения чтению успешно помогает в развитии всесторонне развитой гармоничной личности.

    • Метод построен на принципах педагогики сотрудничества, что позволяет избежать конфликтов между детьми, родителями и педагогами.
    • Дети играют сами. Это отлично развивает самостоятельность и самоорганизованность. Хватает даже непродолжительных занятий для успешного обучения. Играя с ними постоянно, незаметность их проведения по принципу «между прочим», дадут отличный результат в обучении.
    • Методика очень простая, систематизированная, наглядная.
    • Ребенку не приходится осваивать способы слияния букв в слоги, он учит готовые склады, что содействует умению читать бегло и без запинок.

    Обучение детей по методике Зайцева + кубики и книги

    Рада встрече, дорогие читатели!

    Продолжаем постигать интерес по поводу ранних методик развития наших деток. О пользе раннего развития можно почитать здесь. Сегодня речь пойдет про обучение детей по методике Зайцева.

    Об авторе

    Николай Александрович Зайцев (родился в 1939 г.) долгие годы работал воспитателем и учителем литературы, русского и английского языка. Имеет педагогическое образование. И работая долгие годы с детьми начинал практиковать раннее развитие. Это пришлось на начало 20 века.

    Работал с разными детками: и в колонии для несовершеннолетних, и в детских домах, и в интернатах для умственно отсталых детишек, и в обычных школах.

    По мере накапливания своего педагогического опыта Зайцев делает для себя выбор, что ему интересно заниматься именно с детьми дошкольного возраста и речь заходит о зарождении новой школы раннего развития.

    В 70-е годы прошлого столетия мало кто практиковал такого плана развитие, так как советское образование не принимало никаких новшеств подобного плана. Не было интернета, да и не в каждой деревеньке были библиотеки.

    Информация застаивалась и не спешила разноситься. Прошло немало лет, пока к этой системе вновь вернулись и стали ее применять.

    В 1989 г. было создано общество «Мазай», которое использовало программы развития Зайцева и он ведущий специалист. Здесь и берет начало активное распространение метода и начинается производство кубиков.

    В 1992 г. автор немного модернизирует свою методику и значительно упрощает ее для доступности занятий в домашних условиях.

    В наши дни система применяется довольно успешно и может быть многим знакома, используются в школах и детских садах.

    Общество «Мазай» переименовано в ООО «Методики Зайцева» издает различные пособия и авторские разработки, такие как:

    1. Кубики Зайцева. Для занятий в домашних условиях можно изготовить их самостоятельно (скачать шаблоны).
    2. «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Отличный набор с карточками для занятий, который позволит вашему ребенку расширить словарный запас и знаний, научиться читать целыми словами и это просто увлекательная игра.
    3. «Тысяча +» (скачать) — обучение математике.
    4. «Кто вокруг меня живет, что вокруг меня растет». Учебное пособие с карточками для детей, которые учатся читать.
    5. «Песенки и потешки». Это реставрация русских народных и всеми любимых коротеньких стишков, которые были собраны из разных книг. К данной книге так же прилагается диск с песенками.
    6. «Чистоговорки и скороговорки». Учимся правильно говорить.
    7. Еще многочисленные игры и головоломки, мозаики и настольные игры.

    А так же является автором многих обучающих книг, например:

    1. Зайцев Н. А., Струве Г. А. «Читай и пой» — веселые и неприхотливые песенки-потешки для занятий.
    2. Зайцев Н.А. «Письмо. Чтение. Счет» (скачать книгу)
    3. Так же рекомендую к прочтению еще вот такую книгу — Афанасова Е.Г. «Игротека письма и чтения Н.А.Зайцева», здесь популярно описаны методы игр и занятий. (скачать книгу)

    Да, чуть не забыла, не лишним будет и то, что вы будете напевать склады на занятиях с ребенком, так ребенок легче воспринимает информацию и быстрее запоминает. А помогут вам в этом песенки-подпевки самого автора. (скачать)

    При помощи методик Зайцева можно обучать детей чтению, письму, рисованию, математике и грамматике, географии, ботанике, зоологии, экологии, иностранным языкам и другим наукам. Под каждый предмет разработаны свои обучающие материалы и дидактические пособия.

    Не смотря на успешную популярность, методика Зайцева так и не признана официально.

    Основные принципы методики

    Зайцев всерьез задумался о том, как преподносится учебный материал для детей. В то время это была голая структура: теория и закрепление материала — упражнение к уроку.

    Ребенок быстро устает от таких занятий и большую часть информации не запоминает, либо запоминает, но не надолго.

    Зайцев решил внести изменения в эту педагогику и предложил совершенно новое понимание материала.

    Особенность этого метода в том, что весь материал который необходимо изучить, сразу показывается ребенку и постоянно у него перед глазами систематизирован в виде специальных таблиц.

    В основе методики лежат такие принципы, о которых все знают, но далеко не все их придерживаются. По методике Зайцева процесс обучения должен складываться из:

    • Зрительное восприятие: ребенок осматривает кубик, здесь мы видим разные цвета.
    • Осязание и тактильная память: от конкретного образа мы переходим к действию. Даем ребенку посмотреть потрогать, покрутить, поиграть, может даже и бросить.
    • Слух: озвучиваем слова — поем склады и каждый кубик по-разному звучит.
    • Весь материал полностью систематизирован и представлен перед глазами в виде таблицы.

    Он убежден, что ребенок усваивает материал на 90 % лучше, когда учитель не проговаривает материал, а наглядно показывает его.

    Если в русском языке дети сначала учат буквы, затем складывают слоги, затем полностью получают слово. Ни в одном языке мира не читают по буквам, это и усложняет и тормозит процесс обучения чтению.

    Многолетняя практика привела его к тому, что он изобретает специально разработанные кубики. Давайте поближе их рассмотрим.

    Волшебные кубики

    Зайцев дает нам новую модель обучения: склады. Он смоделировал свои кубики, на сторонах которых написаны склады. В комплектах которые вы можете встретить в продаже могут немного отличаться: по размеру, весу, материалу из которых изготовлены и наполнителям. Это 52 кубика (в которых 7 повторяются слоги для таких слов, например мама).

    Склад в отличие от слога, это не только сочетание согласной и гласной, это может быть и отдельная буква, как в слове С-ЛО-Н или сочетание буквы и знака (мягкого или твердого) например ТЬ или НЬ.

    Таким образом ребенку понятнее, так как он в недалеком прошлом таким образом учился выговаривать первые слова.

    Например, МА-МА, МА-ШИ-НА. Так ребенок начинает говорить, так ему легче учиться читать.

    Но в чем же их особенность?

    • Они могут быть деревянные или железные. И не спроста. Железные обозначают звонкие склады, деревянные — глухие.
    • Все буквы на них разных цветов, например, гласные — голубые, согласные — синие. Таким образом, мы можем отличать гласные от согласных.
    • Знаки (твердый и мягкий) зеленым цветом.
    • Большие и маленькие кубики, тоже имеют различия: на больших склады твердые, на маленьких — мягкие.
    • Нет складов ЖЫ, ШЫ, ЖЯ, ЩЯ, что позволит ребенку не делать в словах грубые ошибки.
    • Белый кубик со знаками препинания.

    Так ребенок по складам знакомится со словами и начинает читать, лучше говорить. Затем можно переходить к обучающим таблицам.

    Обучающие таблицы

    Такие таблицы автор рекомендует вешать на стены или доску. Таким образом мы сразу наглядно видим весь материал., помогает отследить, что прошли, что еще впереди.Является так называемым путеводителем. Зайцев разработал три вида таблиц:

    1. Складовые, которые объединили в себе склады, составление из слов, так же разделение на звуки (звонкие, глухие).
    2. Стосчетовые, которые объединили в себе числа от 0 до 99. При помощи такой таблицы можно производить математические действия в пределах ста.
    3. Математические, более сложные операции с числами, свойства числе, действия, дроби и пр.

    Для какого возраста

    Система так же не привязана к конкретному возрасту. Вы можете начинать ее осваивать и в год, и в два, и в пять лет.

    Для деток от 1 года: ребенок быстрее заговорит и одновременно освоит азы чтения. Но, на первых порах лучше с ним играть в простые игры: найди большой или маленький кубик, разложи по цветам или звукам.

    От 3 лет и старше дети начинают читать уже через несколько уроков. Занятия можете моделировать сами и смотрите по своему ребенку, если ему интересно можете заниматься чаще, если не привлекает, отложите. Обычно детям нравится играться с кубиками, порой не по назначению.

    Преимущества метода

    1. Повторюсь, что занятия не привязаны к конкретному возрастному периоду можно и в год и в пять лет пользоваться данной методикой.
    2. Дети быстро запоминают склады и начинают читать, как показала практика Зайцева.
    3. Ваш ребенок никогда не сделает грубых ошибок в словах.
    4. Методика доступна как для работы в коллективе, так и в домашнем индивидуальном использовании.
    5. Можете обучаться в своем заданном темпе.
    6. Довольно простой и наглядный материал.

    Недостатки системы

    1. В школе вам придется переучивать ребенка, так как ребенок, используя в составе слова склады не сможет правильно сделать фонетический состав слова. Так как склады не соответствуют слогам, ребенок будет путаться и ошибаться.
    2. Методические пособия не из дешевых, могут позволить не каждые родители.
    3. Для проведения занятий в домашних условиях самим родителям придется потратить достаточно времени, чтобы прочитать и самим освоить материал, а потом уже преподнести его для ребенка. Просто так сесть и позаниматься у вас не получиться! А если вы еще решите изготовить кубики своими руками, то придется потратить не один вечер на мастерство. И далеко не каждая мама располагает ресурсом времени (хотя для изготовления кубиков можно привлечь всех домочадцев).
    4. Некоторые дети проглатывают окончания в словах.
    5. Методика подходит только для правшей (спорно).

    Ну, вот, дорогие родители, занимайтесь с вашими детками и будьте счастливы!

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector