221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение скорочтению детей 7 лет таблица

Скорочтение для детей

Одной из серьёзных проблем, с которой часто сталкиваются родители школьников, является плохая техника чтения. Медленное и неуверенное прочтение текстовой информации приводит к тому, что на выполнение заданий тратится больше времени, а это, в свою очередь, приводит общему снижению показателей успеваемости.

Как научить ребёнка быстро читать, при этом усваивая необходимый объём информации? Как сделать так, чтобы навык ребёнка быстро читать не превратился в механическое, неосмысленное повторение слов? Ведь текст, особенно произведения художественной литературы, необходимо не только прочесть, но и прочувствовать, только в этом случае можно говорить о полноценном процессе чтения.

Одним из самых популярных на сегодняшний день способов решения этой проблемы, является обучение школьника скорочтению – специальной методике, которая позволяет максимально эффективно усваивать текстовую информацию, затрачивая на это немного времени.

Обучение скорочтению, когда и как?

Обучение классическим приёмам скорочтения, построенным на принципе полного подавления внутреннего проговаривания, не стоит начинать раньше 10-12 лет. Это связано с тем, что ученики начальной школы лучше запоминают информацию, скорость передачи которой идентична средней скорости обычной человеческой речи.

Однако даже в первом классе, в процессе обучения ребёнка чтению, можно воспользоваться некоторыми приёмами, которые предлагает методика скорочтения. Упражнения эти будут чрезвычайно полезны для развития навыков быстрого чтения у детей.

Типичные ошибки в обучении, приводящие к снижению скорости чтения

Необходимо отметить, что типичные ошибки, от которых существенно страдает техника чтения, зачастую обусловлены непрофессиональными действиями родителей, самостоятельно обучающих детей чтению.

Вот наиболее часто встречающиеся моменты:

  • Ребенок запоминает название, а не произношение буквы: «МЭ», «БЭ», «ША» и т.д. Поэтому вместо «МАМА», он будет читать «МЭАААММЭЭА», а это значительно увеличит время прочтения слов. Учите детей произносить звуки «М», «Б», «П», а не названия букв, это необходимое условие для того, чтобы ребёнок научился читать бегло и без ошибок.
  • Учим читать слоги, объединяем их правильно! Соединяем не названия букв «МЭ» и «А», а звуки – МММааааа, учимся протягивать их плавно. Следим, чтобы дети не пытались читать, просто перечисляя буквы: Б, А, Б, А, или П, А, П, А.
  • Родители не должны тренировать навыки быстрого чтения следующим образом: «ты должен прочитать такой-то текст (даётся задание), а после этого будешь свободен. Лучше проводить короткие по времени уроки чтения, но с большей частотой. Другими словами, читать меньше, но чаще.

Связано это с устройством зрительной памяти: лучше запоминается то, что мелькает перед глазами, а не то, что видит ребёнок в течение длительного отрезка времени. Три небольших занятия в течение дня по 5–7 минут, будут гораздо эффективнее одного занятия продолжительностью 15-20 минут. Промежуток между занятиями должен быть не менее одного — двух часов.

Упражнения для развития навыков быстрого чтения у первоклассников

Слова-половинки. Задача, которая ставится перед учеником – по отдельному фрагменту слова догадываться о том, какой будет его остальная часть.

Напишите несколько слов (5-10) крупными буквами на бумажных листах или карточках. Разрежьте карточки со словами в произвольном порядке на половинки. Перемешайте карты. Предложите ребёнку правильно сложить из этих элементов слова.

На буксире. Это упражнение предполагает совместное чтение взрослого и ребёнка. Выберете страницу из книги с текстом. Отметьте начало текста. Начните читать про себя, при этом пальцем отмечая строчки, которые вы читаете. Ребёнок должен читать вслух параллельно, следя за вашим пальцем. Таким образом, волей-неволей юный читатель будет вынужден подстраиваться под скорость «буксира», то есть читающего взрослого.

Чтение на время. Эта методика хорошо мотивирует ребёнка к занятию чтением, ведь в процессе выполнения задания положительный результат становится очевиден.

Выберете текст, который ученик будет читать в течение одной минуты. Засеките время. Как только минута истечёт, скажите «стоп» и прекратите чтение. Отметьте то место в тексте, где остановился ребёнок.

Повторите прочтение предыдущего отрывка, используя тот же временной интервал – одну минуту. Наверняка на второй раз прочитанный отрывок окажется чуть больше того, который был прочитан первоначально. Повторите, всячески подчёркивая успех, достигаемый ребёнком после каждого продвижения им за границы читаемого текста. Это задание можно повторить подряд не более трёх раз.

Прыжок-остановка. Смысл этого упражнения в закреплении навыков ориентирования в тексте, максимально используя зрительную память. Выполняется оно следующим образом.

Ребёнок кладёт руки на колени, перед ним лежит открытая книга с текстом. По команде взрослого: «Прыжок!» он начинает читать текст. Когда раздаётся команда «Стоп, остановка», читатель должен поднять голову от книги, закрыть глаза, и несколько секунд передохнуть . Когда снова раздастся команда «Прыжок!», ребёнок опускает глаза и ищет в книге то место, на котором он остановился. После того как место найдено, чтение необходимо продолжить, до следующей команды взрослого.

Хотите подробней узнать о методиках скорочтения для детей и иметь под рукой методическое пособие для занятий с ребенком? — Обратите внимание на одни из популярных книг по скорочтению. Они предназначены для обучения ребенка дома. Включают в себя эффективные авторские методики, упражнения, инструкции и тренинги.

  1. Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше. Г. Абдулова
  2. Скорочтение для детей. Полная версия. Книга-тренинг для родителей детей 6-8, 9-12 и 13-17 лет. Ш Ахмадулин
  3. Обучение детей скорочтению. Полная система обучения в домашних условиях. Комплекс учебных программ. Ш. Ахмадулин

Следующий этап освоения навыков скорочтения (рекомендован для детей 8-10 лет)

Боремся с неосознанным проговариванием

Методика скорочтения предполагает отсутствие сознательной или неконтролируемой артикуляции во время чтения, в то время как большинство детей, читая, стремятся озвучить текст, проговаривая слова.

Существует достаточно эффективный способ преодоления этой проблемы.

Пусть во время чтения по команде «Губы!» маленький читатель приложит к губам указательный палец левой руки. После того как команда будет выполнена, ребёнок должен перейти в режим «беззвучного чтения». Затем взрослый подаёт команду «Вслух!», следуя которой, ребёнок должен убрать палец с губ и начать чтение вслух. Эта методика прекрасно справится с обучением школьника чтению без проговаривания.

Заколдованные предложения

Можно составить несколько предложений самостоятельно, а можно воспользоваться строчками стихотворений или загадок уже известных ребёнку. Смысл в том, что в предложениях изменяется порядок слов и школьник должен «расколдовать» предложения, расставив слова в правильном порядке. Это упражнение отлично тренирует внимание и зрительную память.

Например:

  1. Переходи только дорогу вместе положенном
  2. Гвоздик два кольца посередине два конца
  3. Дали Кате каши нашей манной
  4. В саду вишня весной расцвела в нашем
  5. К Оле друзья на день пришли рожденья
  6. Скользкая опасная и длинная дорожка была

Восстанавливаем буквы

Данное задание развивает зрительную память, учит анализировать состав слова, учит соотносить первые и последние буквы слова в его общем визуальном образе.

Напечатайте небольшой отрывок текста, пропустив, для начала в словах гласные буквы. Предложите школьнику заполнить пропуски, отведя на это определённый промежуток времени (не более 3-5 минут для текста длиной в 2-3 предложения). В дальнейшем задание можно усложнить: пропускайте согласные буквы, буквосочетания, слоги.

Ребёнок – учитель

Очень хорошее упражнение, к выполнению которого дети обычно относятся с большим энтузиазмом. Ведь им предоставляется уникальная возможность исправить взрослого!

Взрослый, зачитывая отрывок текста, делает намеренную ошибку в произношении одного или нескольких словах. Задача ребёнка – прервать чтение и исправить ошибки взрослого.

Упражнения для тренировки зрительной и общей памяти

Техника чтения существенно страдает в том случае, когда угол зрения ребёнка недостаточен для охвата нескольких слов подряд. Решить эту проблему поможет методика, использующая цифровые таблицы Шульте

104281914
20241815
138302511
222152717
26612321
16239297

Школьник должен быстро отыскать в таблице цифры от 1 до 30, соблюдая их очерёдность в цифровом ряду, показывая и называя число. Делать это необходимо укладываясь в определённый промежуток времени, длительность которого зависит от индивидуальной подготовки ребёнка. В дальнейшем время, в течение которого школьник находит цифры, должно сокращаться.

Тренируем память

Ещё один серьёзный момент, влияющий на технику чтения – недостаточно развитая память школьника.

Наверняка многие родители сталкиваются с ситуацией, когда начав читать предложение из 6–8 слов, ребёнок останавливается на третьем или четвёртом слове, и дальнейшее чтение вызывает у него затруднение. Это связано с тем, что ребёнок попросту забыл, с какого слова начинался текст, а значит, ему трудно связать уже прочитанные слова в предложение. Возникает пауза, которая тормозит процесс.

В этом случае помогут специальные упражнения – визуальные диктанты, написание которых стимулирует развитие зрительной памяти, и оказывает непосредственное влияние на способности детей читать бегло и без ошибок.

Проводим визуальный диктант

Напечатайте небольшой текст — не более шести предложений. Сначала накройте текст листом плотной бумаги, затем откройте первое предложение и дайте ребёнку 8 секунд для того, чтобы прочитать его и запомнить. Закройте текст и предложите ученику написать предложение по памяти. Сделайте то же самое с оставшимися предложениями.

Не путайте это задание с уже знакомым по школьным занятиям написанием изложений! Здесь нужно точно повторить текст, который увидел и запомнил ученик.

Отмечаем результаты!

Обязательно отмечайте положительные результаты в освоении ребёнком техники чтения. Можно создать и повесить над его рабочим столом специальную табличку, демонстрирующую прогресс, это будет мотивировать ребёнка к дальнейшим занятиям.

К концу третьего класса необходимо добиться определённых результатов. Обязательный показатель техники чтения в этом возрасте – не менее 120 слов в минуту. Скорочтение для детей является одним из наиболее эффективных способов научиться читать быстро и осознанно, при этом, не проговаривая вслух и не артикулируя.

Вебинар по развитию скорочтения у детей:

Как научить ребенка скорочтению в 1-2 классе: слоговая таблица и другие упражнения по технике быстрого чтения

Нередко у младших школьников учеба идет ни шатко ни валко, поскольку они очень медленно читают. Низкая скорость получения информации влияет на скорость выполнения всей работы в целом. В итоге ребенок подолгу сидит над учебником, а успеваемость находится на отметке «удовлетворительно».

Как научить ребенка быстро читать и в то же время осознавать прочитанное (подробнее в статье: как научить ребенка писать быстро и правильно?)? Можно ли добиться того, что чтение станет познавательным процессом, дающим массу новой информации и не станет «тупым» считыванием букв и слогов? Мы расскажем, как обучить школьника скорочтению и не потерять при этом истинный смысл занятия. Читаем быстро, но качественно и вдумчиво.

Крайне важно научить ребенка не просто читать, но еще и осознавать прочитанное

Читать еще:  Как научить ребенка читать на английском

С чего начинать обучение скорочтению?

Говоря о классическом приеме скорочтения, подчеркнем, что основа в нем – это полный отказ от внутреннего проговаривания. Такая методика не годится для младших школьников. Начинать ее следует не раньше 10-12 лет. До этого возраста дети лучше усваивают информацию, которая считывается на той же скорости, что при говорении.

Родители и педагоги все же могут почерпнуть для себя ряд полезных принципов и приемов, которые входят в эту методику. Детский мозг в возрасте 5-7 лет имеет все возможности для полноценного раскрытия и совершенствования – об этом говорят многие педагоги маститых школ: Зайцева, Монтессори и Глена Домана. Все эти школы начинают обучать детей чтению именно в этом возрасте (около 6 лет), лишь одна известная всему миру Вальдорфская школа начинает процесс немного позже.

Готовим к чтению дошколят

Сегодня на прилавках магазинов существует огромный ассортимент пособий для обучения чтению. Мамы и папы, разумеется, начинают этот процесс с изучения букв, для чего покупаются азбуки в самых разных видах: говорящие книжки и плакаты, кубики, паззлы и многое другое.

На помощь самым младшим деткам приходит азбука

Цель у всех родителей чрезвычайно важная, но при этом следует помнить, что нужно учить сразу так, чтобы потом не пришлось переучивать. Часто, сами того не ведая, взрослые учат не теми методами, что в итоге рождает в голове у ребенка путаницу, которая ведет к ошибкам.

Наиболее распространенные ошибки родителей

  • Произнесение букв, а не звуков. Ошибочно называть алфавитные варианты букв: ПЭ, ЭР, КА. Для правильного обучения требуется их краткое произнесение: П, Р, К. Неправильное начало приведет к тому, что позднее при словосложении у ребенка возникнет проблема в формировании слогов. Так, например, он не сможет идентифицировать слово: ПЭАПЭА. Таким образом, кроха не может увидеть чудо чтения и понимания, а значит, и сам процесс станет для него абсолютно неинтересным.
  • Ошибочное научение соединению букв в слоги и чтение слов. Будет неверным следующий подход:
    • говорим: П и А будет ПА;
    • чтение по буквам: Б, А, Б, А;
    • анализ слова только взглядом и воспроизведение его без учета текста.

    Учим читать правильно

    Следует учить малыша тянуть первый звук до начала произнесения второго – к примеру, МММО-РРРЕ, ЛЛЛУУУК, ВВВО-ДДДА. Обучив ребенка таким образом, вы увидите положительные сдвиги в обучении намного быстрее.

    Навык чтения тесно связан с правильным произношением звуков

    Очень часто нарушения чтения и письма берут свою основу в произносительной базе ребенка. Малыш неправильно произносит звуки, что влияет в дальнейшем на чтение. Советуем начинать посещать логопеда начиная с возраста 5 лет и не дожидаться, когда речь установится самостоятельно.

    Занятия в первом классе

    Известный профессор И.П. Федоренко разработал собственную методику обучения чтению, главный принцип которой заключается в том, что важно не сколько времени вы тратите на книгу, а то, как часто и регулярно вы занимаетесь.

    Многие родители, сами того не желая, ставят палки в колеса стремлению ребенка научиться читать. Во многих семьях ситуация складывается однотипно: «Садись за стол, вот тебе книга, прочти первую сказку и пока не закончишь, не выходи из-за стола.» Скорость чтения у малыша, учащегося в первом классе, очень низкая и поэтому на прочтение одного короткого рассказа ему потребуется не меньше часа. За это время он очень устанет от умственного тяжелого труда. Родители таким подходом убивают в ребенке желание к чтению. Более щадящий и эффективный способ проработки одного и того же текста – это порционная работа над ним, по 5-10 минут. Затем эти попытки в течение дня повторяются еще раза два.

    Дети, которых заставляют читать, обычно полностью теряют интерес к литературе

    Когда ребенок садится за книгу без удовольствия, важно применять в таком случае щадящий режим чтения. При таком способе между прочитыванием одной-двух строчек малыш получает небольшой перерыв.

    Для сравнения можно себе представить просмотр слайдов из диафильма. На первом кадре ребенок читает 2 строчки, затем изучает картинку и отдыхает. Затем переключаем на следующий слайд и повторяем работу.

    Большой педагогический опыт позволил учителям применять различные эффективные методики по обучению чтению, которые можно использовать и дома. Ниже приведем примеры некоторых из них.

    Упражнения

    Слоговая таблица скоростного чтения

    В данном наборе содержится перечень слогов, которые повторяются многократно за один сеанс прочтения. Такой способ отработки слогов тренирует артикуляционный аппарат. Сначала дети прочитывают одну строку таблицы медленно (хором), затем в чуть более быстром темпе, а в последний раз – как скороговорку. В течение одного урока отрабатывается от одной до трех строк.

    Использование слоговых табличек помогает ребенку скорее запомнить сочетания звуков

    Изучая такие слоговые таблицы, дети начинают понимать, по какому принципу они строятся, им проще сориентироваться и найти требуемый слог. Со временем детки понимают, как быстро находить слог на пересечении вертикальной и горизонтальной линий. Сочетание гласных и согласных становится для них понятным с точки зрения звукобуквенной системы, в дальнейшем становится проще воспринимать слова как единое целое.

    Открытые слоги нужно читать как по горизонтали, так и по вертикали (подробнее в статье: как быстро научить ребенка читать слоги слитно?). Принцип чтения в таблице двоякий. Горизонтальные строчки отображают один и тот же согласный звук с различными вариациями гласных. Читается согласный протяжно с плавным переходом в гласный звук. В вертикальных строчках гласный остается одним и тем же, а согласные звуки меняются.

    Хоровое произнесение текста

    Тренируют артикуляционный аппарат в начале урока, а в середине снимают чрезмерное утомление. На листе, который выдается каждому ученику, предлагается ряд скороговорок. Первоклассники могут выбрать для отработки понравившуюся или относящуюся к теме урока скороговорку. Произнесение скороговорок шепотом также является отличной тренировкой для артикуляционного аппарата.

    Выполнение упражнений на артикуляцию повышает чистоту речи и помогает скорочтению

    Комплексная программа для чтения

    • многократное повторение написанного;
    • чтение в быстром ритме скороговорки;
    • продолжение чтения незнакомого текста с выражением.

    Совместное выполнение всех пунктов программы, произнесение не очень громким голосом. Темп у каждого свой. Схема проведения следующая:

    Прочитанное и осознанное содержание первой части сказки/рассказа продолжается хоровым чтением вполголоса следующей части. Задание длится 1 минуту, после чего каждый школьник делает отметку, до какого места он дочитал. Затем задание повторяется с тем же отрывком, новое слово также отмечается и результаты сравниваются. В большинстве случаев второй раз показывает, что количество прочитанных слов стало больше. Увеличение этого количества создает положительный настрой у детей и им хочется добиваться все новых успехов. Советуем изменить темп чтения и прочесть как скороговорку, что будет развивать артикуляционный аппарат.

    Третья часть упражнения заключается в следующем: знакомый текст читается в медленном темпе с выражением. Когда дети доходят до незнакомой части, темп чтения увеличивается. Прочитать будет нужно одну или две строчки. С течением времени количество строк нужно увеличивать. Вы заметите, что через несколько недель систематических занятий у ребенка будет отмечаться явный прогресс.

    В обучении очень важна последовательность и легкость упражнений для ребенка

    Варианты упражнений

    1. Задание «Бросок-засечка». При выполнении упражнения ладони учащихся находятся на коленях. Начинается оно словами учителя: «Бросок!» Услышав эту команду, дети начинают читать текст из книги. Затем учитель говорит: «Засечка!» Это время для отдыха. Дети закрывают глаза, руки же все время остаются на коленях. Услышав вновь команду «Бросок», учащиеся ищут строчку, на которой они остановились и продолжают чтение. Продолжительность упражнения – около 5 минут. Благодаря такой тренировке дети учатся зрительному ориентированию по тексту.
    2. Задание «Буксир». Целью данного упражнения является управление способностью менять темп чтения. Первоклассники читают текст вместе с учителем. Учитель подбирает удобный для учащихся темп, а школьники должны стараться не отставать. Затем учитель переходит в чтение «про себя», что также повторяют дети. Спустя небольшой промежуток времени учитель снова начинает чтение вслух, а дети, при правильном улавливании темпа, должны читать вместе с ним одно и то же. Повысить уровень чтения можно, делая данное упражнение в парах. Лучше читающий ученик читает «про себя» и одновременно водит пальцем по строчкам. Сосед читает вслух, ориентируясь на палец партнера. Задача второго ученика успевать за чтением более сильного партнера, что должно в перспективе увеличить скорость чтения.
    3. Найти половинку. Задачей школьников будет поиск в таблице второй половины слова:
    Ва – каре – гасолн – царь
    Ком – гонкни – летры – тух
    Редь – пасби – папе – це

    Упражнения для увеличения скорости чтения — для детей и взрослых

    Скорочтение возможно и без выполнения ряда специальных упражнений, если вы уже владеете навыками высокой концентрации внимания, качественного восприятия и усвоения прочитанного и обладаете превосходной памятью.

    На LogicLike.com дети развивают логику и пространственное мышление, внимание и память. Взрослые поддерживают мозг в тонусе и совершенствуют интеллект.

    Упражнения для освоения техники скорочтения будут максимально полезны тому, кто недоволен своей скоростью понимания и запоминания информации при прочтении текстов различного типа и уровня сложности.

    С какого возраста можно упражняться в скорочтении?

    Для взрослого человека крайне важно не просто уметь продемонстрировать способность как можно быстрее прочитать кусок текста «на секундомер», а реально необходима возможность экономить время благодаря скоростному чтению. Поэтому при прочтении текста на ту или иную тему взрослый просто обязан уметь «пропускать мимо» ненужные, неинформативные части текста, при этом вылавливая взглядом ключевые слова, отражающие главную мысль автора.

    Наиболее распространенная рекомендация в отношении детей: не стоит обучать ребенка скорочтению до 14 лет. Мы согласны, что поверхностное чтение «по диагонали» — не самый лучший вариант для школьников, которым прежде всего нужно качественно усвоить учебную программу и научиться наслаждаться произведениями художественной литературы.

    Безусловно, каждый ребенок и его способности уникальны, поэтому разумно будет ориентироваться на ключевые моменты готовности детей к освоению техники скорочтения. Так, если ваш ребенок уже умеет читать вслух, легко прочитывает страницу за пару минут и понимает смысл прочитанного (может пересказать суть своими словами), можно ставить задачу повышения скорости чтения с помощью набора упражнений для скорочтения.

    5 ключевых навыков для высокой скорости чтения

    Обучаясь скорочтению, важно постоянно тренировать следующие умения:

    • концентрация внимания;
    • подавление артикуляции (привычки проговаривать текст);
    • улучшенный зрительный навык — широкое поле периферического зрения;
    • умение быстро выделять в тексте ценную, полезную информацию и не растрачивать внимание на «воду»;
    • хорошая память — усвоение ценной информации из прочитанного материала;
    • повышение скорости мышления.

    • Гибкий ум и уверенность Занятия на LogicLike развивают логическое и нестандартное мышление. Формируем уверенность: «Смогу решить любую задачу»!
    • Фундамент успеха Учим работать с информацией, тренируем память и внимание. Развиваем познавательный интерес и интеллектуальные способности.
    • Глоток «свежего воздуха» Родители могут потратить 20-30 минут на себя, пока ребёнок развивается. Кстати, заниматься на ЛогикЛайк интересно и взрослым.

    Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?

    Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.

    Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.

    Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:

    • проблемы с концентрацией внимания;
    • небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.

    Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации. «Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.

    Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.

    Расширяем поле зрения

    Детям любого возраста рекомендуем развитие ряда перечисленных навыков с помощью увлекательной онлайн игры-упражнения на основе таблиц Шульте.

    «Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»

    Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.

    «Расфокусированный взгляд». Основная задача тренировки — использование рассредоточенного взгляда для восприятия большей площади страницы или экрана. Упражнение можно выполнять в различных вариантах, например, для поиска с помощью рассеянного зрения одинаковых элементов или для запоминания большего количества элементов, которые удалось охватить не перемещая взгляд с центрального объекта внимания.

    Улучшаем концентрацию внимания

    «Активизация обоих полушарий». Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.

    «Выделение главного». Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — «!» или «NB», согласны — ставим «+», не согласны — «-» и т.п.

    «Называем цвет». Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.

    Красный . Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий .

    Красный . Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий. Зеленый. Синий.

    Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.

    «Найди слово». Варианты выполнения упражнения:

    • Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
    • Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.

    Отгадывание загадок – простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Для этой цели хорошо подходят загадки обманки или вопросы на логику с подвохом.

    Избавляемся от регрессии

    «Режем пол строки». Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы «срежете» ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.

    «Указка». Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.

    «Чтение на скорость». Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.

    Подавляем артикуляцию

    «Альтернативный текст». Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни («ля-ля-ля, тру-лал-ла») или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.

    «С закрытым ртом!» Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.

    «Барабанная дробь». Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.

    «Чтение под отвлекающую музыку». Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.

    Развиваем память

    «Нестандартное чтение». Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.

    «Восстанови пропущенные буквы». Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для «отгадывания» очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.

    Развитие скорости мышления

    Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.

    Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей. Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса. Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.

    Скорочтение для детей: учимся читать быстро

    Что такое скорочтение, можно ли научить ребенка быстро читать, с какого возраста лучше начинать? И вообще – нужно ли это малышу?

    Проблемы с техникой чтения очень распространены у школьников. Медленное прочтение приводит к тому, что на выполнение задания уходит намного больше времени, чем у тех, кто умеет быстро читать. Соответственно, и успеваемость падает, и ребенок расстраивается, что тоже немаловажно. И некоторые родители приходят к выводу, что нужно обучать ребенку скорочтению.

    Что такое скорочтение?

    Скорочтение – это специальная методика, позволяющая человеку максимально эффективно усваивать текстовую информацию, затрачивая на это минимум времени. Основан метод на особой технике чтения.

    Еще в позапрошлом веке французский офтальмолог Эмиль Жаваль, наблюдая за своими пациентами, увидел закономерность: глаза человека, бегая по строчке печатного текста, меняют короткие скачки на короткие остановки. Выяснилось, что мы останавливаемся не на печатных знаках по отдельности, а в целом на каждой строке 3-4 раза. И он сделал вывод: поле зрения человека для охвата текстового блока значительно шире, чем представляли раньше. Именно эту особенность стали использовать для приобретения навыков скорочтения.

    На чем основано скорочтение?

    Поняв выгоду от овладения навыками скорочтения – а это быстрое освоение больших объемов информации при сведенному к минимуму потраченного для этого времени, разработкой его методики специалисты занялись всерьез. А в основу метода положили три основных принципа.

    Первый – при чтении нужно не нужно водить глазами горизонтально по тексту так, как мы обычно делаем, воспринимая его по отдельным словам, а идти по абзацам вертикально – в этом случае способность к охвату печатной площади, данная нашим глазам от природы, будет использоваться максимально эффективно.

    Второй – не нужно проговаривать вслух то, что мы читаем, поскольку это сильно замедляет процесс чтения. Необходимо быстро проходиться по абзацам, выхватывая из текста целые блоки, и даже воспринимая страницу целиком – при этом информация в наш мозг поступает потоком благодаря визуализации.

    ВАЖНО! Научиться не проговаривать вслух слова во время чтения можно, если заменить это действие на другое, например, отбивать ритм рукой.

    Третье – улучшение качества восприятия информации и умение не тратить на это много времени.

    Когда начинать обучать скорочтению?

    Специалисты сходятся во мнении, что начинать обучение скорочтению нужно не раньше 10-12 лет. Во много это связано с тем, что ребенок уже осознает, зачем ему (а не родителям) это нужно и обладает определенными волевыми навыками. Так, к примеру, ему нужно следить за тем, чтобы не проговаривать слова ни вслух, ни про себя – а это требует усилий с его стороны. Вряд ли 5-6-летний малыш будет следовать этому принципу.

    ВАЖНО! В среднем хорошей скоростью чтения для ребенка считается 120-150 знаков в минуту. Скорочтением называется навык, когда эти показатели выше. Но примите во внимание: если малыш не запоминает информацию, навык быстрого чтения совершенно бесполезен.

    Существуют упражнения из методики скорочтения, которые могут помочь даже первокласснику улучшить навыки. Сделаны они в форме игры.

    Слово на букву…

    Взрослый должен загадать слово, начинающееся на определенную букву, а малыш ищет их в тексте.

    «Буксир»

    Вместе читайте любимую книжку, только взрослый делает это про себя, ведя пальцем по строке, а ребенок – вслух. Регулируйте скорость, постепенно увеличивая ее. Подсознательно кроха будет пытаться успеть прочитать за вами.

    Полный порядок!

    Возьмите несложное предложение и запишите слова в его составе в произвольном порядке. пусть малыш «соберет» предложение так, чтобы в нем появился смысл.

    На скорость

    Засеките минуту, пока кроха читает текст. Как только минута окончится, скажите «стоп» и отметьте место, где ребенок закончил чтение. Через непродолжительное время попросите малыша вновь начать читать тот же текст. Почти гарантия, что во второй раз он прочитает бОльший отрывок, чем раньше. В третий раз отрезок текста будет еще больше. Повторять упражнение более трех таз не нужно. И не забывайте хвалить малыша каждый раз за успехи и старание.

    Таблицы Шульте

    Для тренировки внимания и сосредоточения (от этих двух качеств напрямую зависит скорость чтения и восприятия информации) для детей постарше (10-12 лет) можно использовать таблицы Шульте.

    Таблица Шульте — это таблица со случайно расположенными объектами (обычно числами или буквами), служащая для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определенном порядке. Изначально такие таблицы были разработаны немецким психиатром и психотерапевтом Вальтером Шульте как психодиагностическая проба для проверки свойств внимания человека.

    Пример таблицы Шульте

    201516917
    7103184
    152411623
    22251851
    112132012

    В скорочтении подобные таблицы используются для тренировки сосредоточения, переключения, отвлечения, распределения внимания и выработки навыков быстрого восприятия текста.

    Есть модификации таких таблиц: с арабскими и римскими цифрами – таблица Шульте-Платонова, двухцветные – Шульте-Горбова.

    Как работать с таблицей Шульте?

    Расстояние от глаз до таблицы должно быть, как и при чтении книги – примерно 30-35 см.

    Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в центре и не сдвигается.

    Находить числа и указывать их взглядом нужно в возрастающем порядке от 1 до 25 максимально быстро, не проговаривая их про себя или вслух. Важно фиксировать взгляд в центре, не передвигать глаза и искать цифры только периферическим зрением.

    Не стоит переутомлять ребенка занятиями – 5 таблиц в день вполне достаточно.

    В начале обучения используются таблицы 5х5 ячеек, по мере обретения уверенных навыков размер таблиц увеличивают:

    Работать можно как с печатными источниками, так и онлайн – таблицы Шульте легко найти в Интернете. В этом случае не стоит пользоваться курсором, чтобы указывать цифры в нужном порядке – это снижает качество обучения.

    Если решили обучать скорочтению…

    Продолжительность занятий – 15-20 минут три раза в неделю. Построить каждое занятие можно примерно по такой схеме.

    На первом этапе основное внимание уделяется устранению таких причин медленного чтения:

    • проговаривание прочитанного вслух;
    • небольшое поле зрения.
    1. Разминка – ребенок читает текст до 100 слов, затем взрослый задает ему вопросы на понимание прочитанного.
    2. Работа с таблицей Шульте. Для детей подходят те, что поделены на равные прямоугольники, количество цифр в таблице – 25 и 36, букв – 20.
    3. Упражнение «По порядку» (о нем мы рассказывали выше).
    4. Упражнения на логику (чаще использую математические логические задачки сообразно возрасту). Время от времени их можно заменять рисованием на тему прочитанного.

    Следующий этап предполагает, что основное внимание уделяется повышению качества усвоения прочитанного. Без этого никакое скорочтение не имеет смысла. Главное, сколько информации останется в памяти у маленького ученика.

    1. Чтение поврежденного текста: можно разделить лист на 3-4 полоски и развести их примерно на 1 сантиметр.
    2. Чтение двух текстов одновременно – затем ребенка просят вспомнить, видел ли он что-то похожее, о чем услышал в прочитанном.
    3. Упражнения на развитие и активизацию словарного запаса. Например, составить небольшой рассказ или хотя бы несколько предложений с предложенными словами, которые никак не вязаны между собой.
    4. Для того, чтобы научить ребенка быстро ориентироваться в тексте, применяют упражнение «Прыжок». Малыш кладет руки на колени и начинает чтение по команде «прыжок!». По команде «Стоп!» отрывает глаза от чтения (руки по-прежнему на коленях), закрывает их и несколько секунд отдыхает. Команда «Прыжок!» – и надо начать читать с того места, где закончил. Продолжительность упражнения – до 5 минут. Оно хорошо развивает навыки ориентирования в тексте.
    5. Упражнение «Спрятанная строка»

    Текст читается с прикрытой верхней частью строчки. При этом у малыша развивается сразу несколько навыков. Поскольку нижняя строка остается открытой, ребенок в какой-то момент понимает, что ему выгодно сейчас прочитать и запомнить ее, в результате развиваются:

    • навык чтения про себя;
    • словесно-логическая память, поскольку нужно прочитать и удержать в памяти несколько слов;
    • умение распределять внимание, ведь малыш одновременно читает верхнюю сроку вслух и нижнюю – про себя.

    Как избежать ошибок при обучении чтению

    Обучать скорочтению, если ребенок в принципе не владеет навыками хорошего чтения – неэффективно. Самая распространенная ошибка родителей, когда они начинают учить ребенка читать – они не обращают внимания на то, что ребенок запоминает не звук, а название буквы. Д – «Дэ», Т – Тэ», М – «Мэ» и так далее. А потом малыш, пытаясь прочитать слово, пытается произнести не звук, а название буквы в слове. Не «Таня», а «Тэ-а-эн-я»… Естественно, это очень тормозит процесс.

    Следите за тем, чтобы кроха запоминал звуки, а не названия букв, четко произносите: «Т», «Д», «Н»… – это одно из важнейших условий при обучении чтению.

    Учите ребенка соединять звуки в слоги – протяжно, плавно: «ТААА», «БААА»… Если не обращать внимания на этот навык, дети часто пытаются просто прочитать звуки в слове, не соединяя их: «М-а-м-а».

    Пусть уроков будет несколько, но коротеньких, а не один длинный, когда устанут все: и ребенок, т родители – и начнут раздражаться. Оптимально – три коротких занятия в течение дня до 10 минут, промежуток между ними 1,5-2 часа.

    ВАЖНО! При обучении чтению никогда не используйте выражения вроде «ты должен!». «ТЫ должен прочитать эту страницу, а потом мы пойдем гулять». Чтобы процесс пошел, малыш должен понимать, зачем ему нужно уметь читать, причем делать это быстро. Ему должно быть интересно.

    Серьезный довод в пользу того, что не стоит спешить со скорочтением – скорость восприятия информации ребенком примерна разна скорости разговорной речи. Если слишком рано начать учить навыкам скорочтения, большинство информации малыш не запомнит. И не стоит путать чтение на скорость и скорочтение! Во втором случае человек запоминает максимум информации, в первом – только очень небольшую ее часть.

    Скорочтение пригодится вашим детям в средней или старшей школе. Тогда эти навыки реально помогут им качественно запоминать большие объемы информации, а значит – быстрее ориентироваться в современном мире и быть успешными.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector