221madou.ru

Мама и Я
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенок не может научиться читать 8 лет

Если ребенок не может читать и писать – не ругайте, а помогите!

Проблемы с чтением испытывают до 60 % современных первоклашек. У 5–8 % ребят эти трудности со временем перерастают в стойкие нарушения. Если к 3–4-му классу ребенок все еще читает по слогам, переставляет местами или глотает буквы и их сочетания, теряет строчку или возвращается к прочитанному слову, то ему ставят диагноз «дислексия». Современные медики, психологи, педагоги понятие «дислексия» (и связанный с ним термин «дисграфия») трактуют как комплексное нарушение чтения (и письма), происходящее в силу разных причин внешнего и внутреннего характера.

Наиболее частые внешние причины:
• экологические;
• социально-экономические;
• психологические (стрессы в школе, интенсификация учебного процесса, неадекватность обучающих методик, завышенные требования учителя).

Внутренние причины:

• генетическая предрасположенность (известно, что трудности с чтением передаются по наследству);
• нарушения, возникшие вследствие патологии беременности, сложных родов;
• дисфункция мозга (несформированность коры головного мозга, регуляторных структур);
• возрастная несформированность (задержка развития познавательных функций).

Диагноз «дислексия» врач-дефектолог или психоневролог не имеет права поставить раньше, чем ребенок пойдет в 3–4-й класс. До этого возраста можно говорить только о наличии трудностей в обучении чтению и письму. Но если в первые полгода учебы первоклассник за букварь садится только из-под палки, то родители не должны терять времени даром.

Спохватившись вовремя, можно справиться с этой проблемой вполне успешно и за относительно короткий срок. Чем позже начать ликвидировать эти трудности, тем дольше придется работать. Научить читать запущенного дислексика хотя и трудно, но возможно. А вот сделать так, чтобы он получал удовольствие от общения с книгой – увы, практически нереально.

Работа над ошибками
Раньше ученые связывали развитие трудностей в обучении чтению только с нарушением речевого развития. Сегодня известно: причин гораздо больше. Кроме уже упомянутых, это могут быть проблемы зрительного и зрительно-пространственного восприятия, нарушение моторных и зрительно-моторных координаций, несформированность рабочей памяти и внимания, нарушения артикуляции, несформированность слухового восприятия. Если одна из этих «кнопочек» у ребенка западает, возникают проблемы с обучением в целом.

Выявить, что именно происходит с ребенком, самим родителям нелегко, поэтому лучше всего обратиться к логопедам, дефектологам, психоневрологам.

Всему свое время
В появлении «дислексии развития» зачастую виноваты сами родители. Их тщеславие и стремление научить своего ребенка читать с пеленок может сыграть злую шутку. Раннее обучение чтению, когда не все функции у малыша для этого сформированы, как раз и приводит к такому печальному результату.

Ведь научиться читать к 5 годам способны всего 20 % детей, остальные могут лишь освоить так называемое угадывающее чтение. А это и есть прямой путь к дислексии. Мамам и папам надо помнить, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми, у каждого «фрукта» свой срок созревания. То же самое касается и раннего обучения в школе: 30 % детей «созревают» для этого лишь к 8 годам, а остальные 70 % – не раньше, чем к 6–7 годам.

Ликвидация безграмотности
Серьезная опасность для детей школьного возраста заключается в порочной практике скоростного чтения, которое навязывается ученикам во многих школах. Это еще полбеды, если учитель проводит проверку на скорость чтения в скрытой форме, но, к сожалению, часто эта «экзекуция» выглядит как соревнование, результаты которого строго оцениваются, сравниваются и обсуждаются в классе. Для ребенка это стресс, и очень опасный. Причем мучают учеников абсолютно зря: при чтении вслух быстрее 80 слов в минуту человеческое ухо воспринимает только часть информации, поэтому овладевать этим навыком бессмысленно.

К тому же дислексия – не столько медленное, сколько неэффективное чтение. Как показал анализ сдачи ЕГЭ, более половины выпускников не способны, прочитав текст, выделить в нем главную мысль. А это значит: несмотря на то, что наши дети худо-бедно научились складывать буквы в слоги, а слоги – в слова, по-настоящему умением читать они так и не овладели.

Так что если учитель начальных классов предъявляет к вашему ребенку завышенные требования, изводит его проверками на скорость чтения, подавляет эмоционально, обвиняя в лености или неспособности учиться, при этом не хочет разбираться в причинах трудностей, то это свидетельствует лишь о том, что педагог неквалифицированный. Учеба у него может закончиться для ребенка не только дислексией, но и тяжелым неврозом, заиканием и психосоматическими заболеваниями. И тут уже дело родителей: оставлять ли своего сына или дочь учиться у такого «профессионала» или переводить в другой класс.

Дислексия: важно заметить вовремя

Последние исследования дают новую надежду тем, кто страдает этим недугом

Восьмилетний Сережа Каледин* успевал по математике, неплохо рисовал, был ловок в спортивных состязаниях, а вот чтение и письмо были для него сущим наказанием. Даже к концу 2-го класса Сережа оказался не в силах запомнить, как пишутся простейшие слова, и не мог пересказать текст.

Учительница заподозрила неладное и посоветовала родителям Сережи обратиться к специалисту. Логопед поставил диагноз дислексия. Это означает частичное расстройство процесса овладения чтением, которое проявляется в повторяющихся ошибках. «В последние годы количество детей с дислексией существенно увеличилось, — говорит профессор московского НИИ коррекционной педагогики Г. В.Чиркина. — Высокий темп обучения, интенсивные программы выявляют все больше таких детей».

По мнению Л.В.Лопатиной, заведующей кафедрой логопедии Санкт-Петербургского ГПУ им. Герцена, дислексия нередко выявляется тогда, когда нарушения приобретают стойкий характер и у ребенка возникает масса сопутствующих проблем: процесс чтения вызывает отвращение, формируется низкая самооценка, возникают трудности с адаптацией в коллективе.

Читать еще:  Как научиться ребенка читать по слогам

Многие родители неверно представляют себе, что такое дислексия. Мамы и папы вздыхают с облегчением, когда ребенок начинает разбирать по слогам слова и даже читать целые предложения, а ведь дислексия в неострой форме может оставаться незамеченной до старших классов. Другие же начинают бить тревогу, заметив, что маленький ребенок пишет букву «Я» или цифру 3 задом наперед, — они просто не знают, что почти все дети на определенной стадии развития переворачивают буквы.

— Примерно восемьдесят процентов проблем с чтением у первоклассников связано с неумелой помощью родителей и с тем, что программа школы не согласована с подготовительной программой детского сада, — считает Е.Ю.Климонтович, логопед с 26- летним стажем, специалист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков.

Дислексия — явление всех языков и культур. Хотя ученые не пришли к общему мнению относительно частоты ее встречаемости, многие называют цифру от пяти до 15 процентов. «Все зависит от того, где провести черту, — говорит д-р Чиркина. — Имеем ли мы в виду понимание прямого смысла прочитанного или же понимание иносказаний, аллегорий. С уверенностью можно говорить лишь о том, что дислексия начинается с трудностей овладения техникой чтения».

Специалисты задавались вопросом, не связана ли дислексия с недостатком словесного общения. «У детей из семей с низким социально-экономическим положением чаще наблюдается педагогическая запущенность, — рассказывает д-р Лопатина. — Такие семьи, как правило, позже обращаются за помощью. Но постепенно, если в основе нет биологических факторов, проблему с чтением возможно решить».

Вероятность дислексии зависит и от уровня развития интеллекта ребенка. По мнению д-ра Чиркиной, дети с нарушениями гораздо сложнее усваивают навыки чтения. И если предъявлять такому ребенку завышенные требования или держать его в условиях общеобразовательной школы, то, безусловно, отставание от одноклассников будет очень заметно. Но существуют методики, по которым таких детей можно успешно научить читать и писать.

Дислексия нередко выявляется у детей с дефицитом внимания. «Синдрому дефицита внимания и гиперактивности часто сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, следовательно, специфические трудности обучения», — считает к. п. н. А.Л.Сиротюк, автор книги «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения». Однако дислексия встречается и у детей с пониженной активностью. А причиной может стать переживание из-за неспособности читать и учиться.

Мальчики обычно бывают импульсивнее и проявляют в классе чрезмерную активность, поэтому их чаще направляют на обследование — тогда нередко и вскрываются проблемы с чтением. Однако исследования показывают, что пол не особенно влияет на способности к чтению.

В большинстве случаев причина дислексии заключается в нарушениях процесса обработки звуков и звуковых комбинаций, так называемой фонологической обработки, считает д-р Чиркина. Тогда ребенок с трудом понимает, что слова делятся на отдельные звуки, и медленнее учится манипулировать звуками. Например, ребенка может поставить в тупик просьба произнести слово «крот» без звука «к».

Ученые обнаружили, что, когда страдающие дислексией дети читают, некоторые участки мозга не активизируются.

Возникает вопрос: что вызывает этот нейробиологический сбой? Оказывается, на скорость и автоматизм, с которым читающий человек переводит буквы в звуки речи, влияют гены. У людей, которым тяжело это делать, обычно есть родственники с такими же проблемами.

Еще одной вероятной причиной дислексии считается гипоксия плода, недостаток кислорода в период внутриутробного развития. «Это распространенное явление, в особенности у городских жителей, — считает д-р Климонтович. — В результате гипоксии нарушается обмен клеток мозгового вещества, вследствие чего у ребенка могут возникнуть некоторые мозговые дисфункции». Однако, по мнению Г. В.Чиркиной, «говорить, что дислексия напрямую связана с гипоксией, очень некорректно».

Хотя трудности в переводе букв в незнакомых словах в речь и имеют под собой генетическую основу, наиболее эффективно справиться с дислексией помогает не медицина, а коррекционная педагогика. Наука выдвигает все новые аргументы в пользу раннего вмешательства. Теперь в большинстве детских садов работают логопеды. Они проводят скрининг-тесты, позволяющие определить, у кого из детей высокий риск отклонений.

По мнению специалистов, выявление дислексии в 1-2-м классе способствует развитию чтения в 82 процентах случаев, в 3-м классе — в 46, а в 5-7-м классе — лишь в 10-15 процентах случаев. Доктор Сиротюк считает, что чем позднее начата коррекционная работа, тем более выраженно проявляются вторичные расстройства: протестная реакция, тревожность, неврозная симптоматика и так далее.

Если у родителей появились основания заподозрить дислексию, не стоит ждать. Сейчас во всех крупных городах и регионах есть детские консультационные центры. Можно обратиться и к логопеду поликлиники.

Ольга Тарасова, мама семилетнего Гриши, была обеспокоена: к середине 1-го класса ее сын так и не сумел усвоить элементарные навыки чтения и письма. Кроме того, обычно веселый мальчик стал тревожным, раздражительным и плаксивым. Тарасова обратилась к логопеду, который определил у Гриши формирующуюся дислексию и дисграфию.

Как оказалось, причиной всех бед мальчика была педагогическая ошибка: учительница по старинке заставляла мальчика-левшу писать правой рукой. Это вызвало у ребенка тяжелый невроз, последствия которого привели к трудностям в освоении программы. После курса занятий проблемы мальчика удалось успешно разрешить.

Некоторые родители считают, что могут уверенно исключить возможность дислексии, если в начальных классах дети не отстают от сверстников. Хотя известно, что многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело им дается чтение. Проблемы становятся очевидными в старших классах, когда приходится читать более сложные тексты.

Как своевременно распознать дислексию? «Критерий очень простой, — объясняет Е.Ю.Климонтович. — Если ребенок не просто читает медленно, но при этом пропускает буквы, искажает окончания, плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чем он только что прочитал, мы считаем, что у ребенка формируется дислексия».

Читать еще:  Программа обучение чтению по кубикам зайцева

Как только выясняется, что у ребенка трудности с чтением, перед родителями встает вопрос, какую программу обучения выбрать.

— Для полноценного слухового фонематического развития необходимо тесное взаимодействие двух анализаторов речи: слухового и речедвигательного, — рассказывает Г. В.Чиркина. — Нами разработана специальная программа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. По этой программе сейчас эффективно работают многие отечественные логопеды.

Следует учитывать, считает А. Л.Сиротюк, что у детей с дислексией поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация. Наибольшей эффективностью обладают ролевые игры с включением действий, необходимых для развития требуемого навыка. При этом чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.

Дислексия: почему ребенку трудно научиться читать

Если вашему ребенку никак не удается освоить процесс чтения в школе, он постоянно путает или «теряет» буквы, переставляет их местами, не спешите ругать его и обвинять в невнимательности и лени. Возможно, у него нередкая в настоящее время проблема с освоением чтения – дислексия.

Термин «дислексия» был введен еще в 1887 году офтальмологом из Штутгарда Рудольфом Берлином. Так он назвал трудности в освоении чтения и письма у мальчика, который при этом в освоении других областей деятельности проявлял нормальные интеллектуальные и физические способности. Ныне дислексией считается частичное нарушение процесса овладения чтением, обусловленное нарушением или недоразвитием высших психических функций, которые участвуют в формировании процесса чтения. Иными словами, чтение – это очень сложный процесс, состоящий из множества функций. Этот процесс формируется постепенно, вместе с развитием психики. Но у некоторых детей по определенным причинам формируются не все функции, что приводит к нарушению формирования навыка чтения.

Как заподозрить дислексию

Не все трудности в овладении чтением могут считаться дислексией. Интеллектуальные способности у детей развиваются неравномерно. Кто-то просто тугодум, кому-то сложно сосредоточиться по каким-то причинам, кто-то читает правильно, но медленно. У детей с дислексией можно наблюдать многочисленные ошибки во время чтения, стойкие, специфические и постоянно повторяющиеся. Он может постоянно путать звуки, произнося, к примеру, звук «д» вместо «т», или, наоборот, менять буквы местами, пропускать буквы и слоги. Трудности с соотношением звуков и букв – это первые признаки возможной дислексии, которые можно заметить у ребенка еще с момента освоения первых букв. Буквы могут быть, например, графически похожими, отличающиеся только расположением всего одной черточки, и ребенок постоянно их будет путать. Замена звуков, перемешивание их, перестановка слогов, добавление лишних слогов (например, «маниша» или «машна» вместо «машина») – это все признаки дислексии, если таких ошибок много и они повторяются часто и регулярно. Также при дислексии ребенок часто не может сопоставить слово с его значением, не понимает смысл прочитанного, для него все слова как будто отделены друг от друга (синтаксическая дислексия). При дислексии также имеют место нарушения темпа и скорости речи, хотя это не основной признак данной проблемы. Часто у детей, у которых есть дислексия, может наблюдаться подобная проблема в отношении письма (дисграфия). В группе риска часто оказываются «леворукие» дети или амбидекстры (с одинаково развитыми правой и левой руками), если их переучивали.

Чтобы убедиться в том, что ребенок готов к освоению письма и чтения, рекомендуется в 5 лет посетить логопеда. Специалист сможет сделать прогноз, возникнут ли трудности у ребенка в дальнейшем освоении этих речевых навыков.

Как помочь дислексику

Когда ребенок с дислексией понимает, что он отстает от своих ровесников в классе, он может стать замкнутым, неуверенным или агрессивным. Одноклассники тоже часто могут быть немилосердны к ребенку, который отличается от них. И здесь очень многое зависит от поведения взрослых – учителей и родителей. Маловероятно, что ребенок сам способен побороть проблему дислексии. Особенно в начальной школе, когда дети и без этого переживают кризис. Вот важные моменты, которые необходимы при работе с дислексией:

Используйте метод «зеленой пасты». Многие родители и учителя обращают внимание на ошибки, критикуя и ругая родителей. Важно не только с детьми, у которых проблемы с чтением, но и со всеми остальными в первую очередь подчеркивать те моменты, которые удались.

Станьте ассистентом логопеду. Прислушивайтесь к рекомендациям логопеда, помогайте ребенку выполнять домашние задания, делитесь любыми успехами ребенка со специалистом, поддерживайте ребенка в его стараниях.

Добавляйте игру к занятиям ребенка. Читайте с ребенком по слогам или по отдельному слову, задавайте вопросы по поводу прочитанного, интересуйтесь, понял ли он смысл текста. Представьте себя на месте ребенка, который только осваивает чтение. Это ведь очень сложно – узнать буквы, отличить их от других букв, сопоставить букву со звуком, затем сложить слоги в слово, объединить это слово со значением, учитывая небольшой лексический запас ребенка. Учитывайте интерес ребенка, подбирайте тексты, соответствующие лексическому запасу. К примеру, если ребенок любит машины, предлагайте ему тексты про машины и т.д.

Относитесь к ребенку с дислексией как к нормальному человеку. В настоящее время все больше специалистов сходятся во мнении, что детей со сложностями в освоении материала или с задержками развития не следует изолировать от других детей в специализированных интернатах, они должны учиться вместе со всеми. Иначе ребенок изначально чувствует себя не таким, он уже не сможет достичь значительных успехов в жизни. Во многих школах сейчас нанимают ассистента учителя, который помогает таким детям справляться с заданиями, упрощая задания учителя под их возможности, отражает нападки сверстников и т.д. Минус в том, что школа, в которой есть эта должность, может быть расположена далеко от места жительства ученика.

Читать еще:  Как научить быстро читать

Дислексия – это проблема очень многих людей в мире. Очень многие известные личности сталкивались с ней. Это Людвиг Ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Мэрилин Монро, Стив Джобс, Квентин Тарантино, Киану Ривз, Кира Найтли и многие другие. Многие из известных дислексиков сейчас являются участниками благотворительных программ по борьбе з дислексией. Своевременное выявление и квалифицированная помощь специалистов, а также поддержка учителей и родителей дает возможность избежать трудностей, которые могут возникнуть во время изучения процесса чтения.

Для того чтобы лучше понимать детей с дислексии, рекомендуем посмотреть индийский фильм «Звездочки на земле».

Благодарим за помощь в подготовке материала логопеда-дефектолога центра «Логопед для детей и взрослых» Маргариту Соколовскую, logoped-kiev.com.ua.

Присоединяйтесь также к группе Lady.ТСН.ua на facebook.
Следите за обновлениями раздела!

Если ребенок не может читать и писать – не ругайте, а помогите!

Проблемы с чтением испытывают до 60 % современных первоклашек. У 5–8 % ребят эти трудности со временем перерастают в стойкие нарушения. Если к 3–4-му классу ребенок все еще читает по слогам, переставляет местами или глотает буквы и их сочетания, теряет строчку или возвращается к прочитанному слову, то ему ставят диагноз «дислексия». Современные медики, психологи, педагоги понятие «дислексия» (и связанный с ним термин «дисграфия») трактуют как комплексное нарушение чтения (и письма), происходящее в силу разных причин внешнего и внутреннего характера.

Наиболее частые внешние причины:
• экологические;
• социально-экономические;
• психологические (стрессы в школе, интенсификация учебного процесса, неадекватность обучающих методик, завышенные требования учителя).

Внутренние причины:

• генетическая предрасположенность (известно, что трудности с чтением передаются по наследству);
• нарушения, возникшие вследствие патологии беременности, сложных родов;
• дисфункция мозга (несформированность коры головного мозга, регуляторных структур);
• возрастная несформированность (задержка развития познавательных функций).

Диагноз «дислексия» врач-дефектолог или психоневролог не имеет права поставить раньше, чем ребенок пойдет в 3–4-й класс. До этого возраста можно говорить только о наличии трудностей в обучении чтению и письму. Но если в первые полгода учебы первоклассник за букварь садится только из-под палки, то родители не должны терять времени даром.

Спохватившись вовремя, можно справиться с этой проблемой вполне успешно и за относительно короткий срок. Чем позже начать ликвидировать эти трудности, тем дольше придется работать. Научить читать запущенного дислексика хотя и трудно, но возможно. А вот сделать так, чтобы он получал удовольствие от общения с книгой – увы, практически нереально.

Работа над ошибками
Раньше ученые связывали развитие трудностей в обучении чтению только с нарушением речевого развития. Сегодня известно: причин гораздо больше. Кроме уже упомянутых, это могут быть проблемы зрительного и зрительно-пространственного восприятия, нарушение моторных и зрительно-моторных координаций, несформированность рабочей памяти и внимания, нарушения артикуляции, несформированность слухового восприятия. Если одна из этих «кнопочек» у ребенка западает, возникают проблемы с обучением в целом.

Выявить, что именно происходит с ребенком, самим родителям нелегко, поэтому лучше всего обратиться к логопедам, дефектологам, психоневрологам.

Всему свое время
В появлении «дислексии развития» зачастую виноваты сами родители. Их тщеславие и стремление научить своего ребенка читать с пеленок может сыграть злую шутку. Раннее обучение чтению, когда не все функции у малыша для этого сформированы, как раз и приводит к такому печальному результату.

Ведь научиться читать к 5 годам способны всего 20 % детей, остальные могут лишь освоить так называемое угадывающее чтение. А это и есть прямой путь к дислексии. Мамам и папам надо помнить, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми, у каждого «фрукта» свой срок созревания. То же самое касается и раннего обучения в школе: 30 % детей «созревают» для этого лишь к 8 годам, а остальные 70 % – не раньше, чем к 6–7 годам.

Ликвидация безграмотности
Серьезная опасность для детей школьного возраста заключается в порочной практике скоростного чтения, которое навязывается ученикам во многих школах. Это еще полбеды, если учитель проводит проверку на скорость чтения в скрытой форме, но, к сожалению, часто эта «экзекуция» выглядит как соревнование, результаты которого строго оцениваются, сравниваются и обсуждаются в классе. Для ребенка это стресс, и очень опасный. Причем мучают учеников абсолютно зря: при чтении вслух быстрее 80 слов в минуту человеческое ухо воспринимает только часть информации, поэтому овладевать этим навыком бессмысленно.

К тому же дислексия – не столько медленное, сколько неэффективное чтение. Как показал анализ сдачи ЕГЭ, более половины выпускников не способны, прочитав текст, выделить в нем главную мысль. А это значит: несмотря на то, что наши дети худо-бедно научились складывать буквы в слоги, а слоги – в слова, по-настоящему умением читать они так и не овладели.

Так что если учитель начальных классов предъявляет к вашему ребенку завышенные требования, изводит его проверками на скорость чтения, подавляет эмоционально, обвиняя в лености или неспособности учиться, при этом не хочет разбираться в причинах трудностей, то это свидетельствует лишь о том, что педагог неквалифицированный. Учеба у него может закончиться для ребенка не только дислексией, но и тяжелым неврозом, заиканием и психосоматическими заболеваниями. И тут уже дело родителей: оставлять ли своего сына или дочь учиться у такого «профессионала» или переводить в другой класс.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector