Слова для обучения чтению ребенка 5 лет
Как научить ребенка читать? Практические советы родителям дошкольника
Малыш тянется к буквам уже в дошкольном возрасте, и первые уроки чтения ложатся на плечи родителей. ЛогикЛайк подскажет, с чего начать занятия и как грамотно подойти к обучению.
С какого возраста учить ребенка читать?
Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению — это задача школьных учителей. Кому верить?
Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.
Ребенок точно готов учиться читать, если он:
- умеет строить целостные предложения, говорит четко и связно;
- легко произносит и различает звуки речи, не путает созвучные слоги (жа-за, да-та) и буквы в созвучных словах (код-кот);
- различает понятия право-лево, верх-низ;
- правильно выговаривает буквы;
- проявляет интерес к буквам и чтению.
Если ребенок в чем-то не соответствует критериям, но проявляет интерес к буквам, и книгам — это нормально. Речь не такая связная как хотелось бы — больше общаемся с ребенком, спрашиваем и отвечаем на его вопросы. Вместо [c] получается [ш] — находим логопедические упражнения, выполняем специальные гимнастики или идем к логопеду.
Ребенок уже не просто рассматривает книжки с иллюстрациями, а просит или даже требует что-то прочитать или пытается разобраться сам?
Время пришло. Не упускайте момент.
Методики обучения чтению, их плюсы и минусы
Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.
Чтение по слогам (фонетический метод)
Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.
Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.
- «+» Ребенок с легкостью слышит звуки в словах и произносит их, избавляется от дефектов речи в случае, если они у него есть.
- «-» Метод не подходит для младших дошкольников (3-4 года) и детей помладше, т.к. требует определенного уровня знаний и занимает много времени.
Кубики Зайцева
На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.
Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких — мягкие.
- «+» Методика не привязана к возрасту, обучение проходит в виде игры, которая развивает музыкальный слух, мелкую моторику и др.
- «-» У кубиков Зайцева есть недоработки, которые ведут к тому, что дети «проглатывают» окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе им приходится переучиваться).
Карточки Глена Домана (чтение целых слов)
Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.
- «+» Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.
- «-» Побочный эффект методики Глена Домана — проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.
Методика Марии Монтессори
Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.
Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.
- «+» Игровое обучение, развитие мелкой моторики.
- «-» Методика требует материальных затрат и больше рассчитана на групповые занятия.
Какую методику выбрать?
Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.
Учимся читать играючи
Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.
Держите на заметку несколько нескучных активностей и просто играйте с ребенком.
«Живые буквы»
Видеть и читать буквы — интересно, брать буквы в руки — еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.
Упражнения в игровой форме
Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.
Занимательные игры и задания для развития мышления у детей с 5 лет.
Есть у нас и авторский набор упражнений, которые помогут ребенку с интересом развить навыки чтения:
Настольные игры
Карточки с буквами, слогами и словами — это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».
«Тайные письма»
Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.
Пример: блокнот «Я научу тебя читать» с письмами гномика Гоши.
Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению
Упор на запоминание букв, а не звуков
Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «В» как [вэ], а букву «М» как [эм] или [мэ]? Но когда вместо «метро», ребенок скажет «мэетэрэо», ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: «В» — [в], «М» — [м] и т.д.
Изнуряющие занятия
Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.
Психологическое давление
«Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.
Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.
Отсутствие у родителей привычки читать
Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.
Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?
Читайте книги вместе с ребенком
Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно.
Покажите детям, что чтение — это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.
Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях в 5-6 лет?
Мамы школьников и будущих первоклассников знают, что вести в первый класс следует уже подготовленного ребенка. Он должен знать не только цифры и буквы, но и уметь читать. Не все дети посещают детский сад, да и не каждое дошкольное учреждение дает знания об основах грамоты и чтения.
Поэтому молодые родители часто озадачиваются вопросами, как правильно и быстро научить своего ребенка читать в домашних условиях, с какого возраста начинать обучение – с 5 лет или еще раньше, и нужно ли учить чтению по слогам или использовать другую методику. Научить малыша складывать буквы в слова – непростая задача, поэтому от родителей понадобятся аккуратность, терпение и последовательность.
Как научить ребенка 5-6 лет читать по слогам поэтапно в домашних условиях
Для полноценного развития малыша, его дошкольное обучение должно проходить в игровом виде. Занятия должны проходить весело и интересно, иначе он не просидит на месте и несколько минут.
С какого возраста начинать обучение?
Обучать детей грамоте в раннем возрасте в России начали совсем недавно, поэтому пока рано делать выводы относительно вреда и пользы обучения детей до 5 лет. Многие психологи сходятся во мнении, что слишком раннее обучение может вызвать некоторые проблемы с социальным развитием.
Кроме этого, дети, которые научились читать до 4 лет, просто складывают буквы в слова, не осознавая смысла прочитанного материала.
Чтобы определить, можно ли ребенка начинать учить грамоте, психологи выделяют несколько признаков готовности:
- Малыш должен хорошо говорить, используя целые предложения. Когда он плохо разговаривает, то обучение, например, с помощью кубиков Зайцева, может остановить потребность малыша в произношении слов, ведь он может общаться с родителями, выкладывая кубики.
- Кроха обладает развитым фонематическим слухом (слышит и разделяет звуки).
- Произношение должно быть правильным, без серьезных отклонений.
- У малыша должна сформироваться ориентация в пространстве. Он должен определять верх и низ, лево и право, иначе он может начать читать слово не с первой буквы, а с той, которая ему понравилась.
Буквы или звуки?
Для начала родитель учит ребенка выделять первый звук: говорит слово и протягивает первый звук, произнося его отчетливей и громче остальных. Далее надо предложить малышу повторить услышанное. Он должен сказать, какой первый звук услышал в произнесенном слове. Можно предложить поиграть:
- произнести звук громче и тише;
- спеть его;
- сказать его с разной интонацией.
Когда малыш научится определять звуки, пора начинать знакомство с буквами.
Можно использовать кубики с картинками, среди которых он должен отыскать нужную картинку (ананас, например). Надо сказать, что название нарисованного фрукта начинается со звука «а», поэтому рядом с ним стоит буква, которая обозначает этот звук. Желательно помочь крохе написать букву, сделать ее из пластилина или выложить ее из мелких предметов.
Составление слогов
Когда кроха освоит гласные, можно приступить к чтению слогов и маленьких слов. После каждой выученной согласной буквы, к ней подставляют гласную. Но делать нужно акцент на согласные звуки: произносить следует не «бэ» и «а», а «б» и «а» – «ба». Так как дети часто путаются и произносят, как слышат – «бэа». Родителю надо прочитать слог и попросить повторить. Длительность одного занятия должна быть в пределах 15 минут.
Таблица слогов с буквой Б
После того как малыш изучил несколько согласных, можно начинать составлять небольшие слова, объясняя, что соединив слоги вместе, можно составить целое слово.
Как быстро обучить чтению по слогам по букварю Жуковой
В 3-4 года малыш психологически еще не способен обучаться. Совсем иначе воспринимают занятия дети 5 и 6 лет. Хотя в детских садах обучают основам чтения, но некоторым ребятам необходимо индивидуальное обучение, чтобы они лучше усвоили складывание слогов.
В этом может помочь «Магнитная азбука» Жуковой, благодаря которой малыш будет выкладывать слоги, произнесенные взрослыми.
Советуют во время занятий попросить юного ученика обводить буквы пальчиком, ведь это способствует тактильному запоминанию. «Букварь» Н. Жуковой поможет любому взрослому даже без педагогического образования провести занятие.
Обучение чтению по слогам по картинкам и с помощью игр
Для эффективного обучения понадобится не только терпение взрослых, но и регулярные занятия. Для лучшего усвоения материала надо вместе с ребенком рассматривать картинки в книгах, описывать ситуации, изображенные на них и придумывать по этим картинкам истории.
Этот метод относится к самым быстрым, но заниматься надо ежедневно, хотя бы по 15 минут в день. Каждое занятие лучше начинать с предложения поиграть в интересную игру. Для обучения можно использовать все подручные материалы: крупу, тесто, картинки, пластилин. Ежедневно надо играть в разные развивающие игры:
- внимательно рассмотреть картинку и назвать буквы, которые на ней спрятались;