221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научить говорить букву к

Если ребенок не выговаривает букву К, Г, Х

Что делать, если ребенок в 5 — 6 лет не выговаривает букву (звук) — К. О том, как научить ребенка правильно произносить букву К, Г, Х, мы прочитали в одном из выпусков «Семьи и школы»:

Дети нередко затрудняются в произнесении звука «к» или всей группы заднеязычных звуков: «к», «г», «х». Иногда это естественная возрастная особенность детской речи, и она потом исчезает, а порой это стойкий недостаток, устранение которого требует специальных систематических занятий.

Расскажем кратко, как можно научить ребенка правильно произносить «к», «г», «х» .

При правильном образовании звуков «к, г» губы и зубы разомкнуты, расстояние между ними меняется в зависимости от следующего за звуком гласного. Кончик языка упирается в нижние альвеолы или несколько отодвинут назад. Спинка языка сильно выгнута и плотно прижимается к нёбу. Выдыхаемая струя воздуха с силой прорывается между нёбом и спинкой языка («к», «г» называются смычными, взрывными, мгновенными). Звук «к» глухой, произносится без участия голоса, а звук «г»— его звонкая пара. При произнесении звука «г»выдох менее напряженный. Звук «х» также глухой, произносится без голоса. При образовании этого звука плотного смыкания не возникает, а между выгорбленным языком и нёбом есть только щель, сужение (звук называется щелевым, про¬износится не мгновенно, а длительно).

В речи детей звуки «к, г, х» иногда или отсутствуют, пропускаются или заменяются другими, чаще всего переднеязычными: «к» произносится как «т», «г» как «д», «х» как «т». Ребенок произносит: «Татя» (Катя), «тутушка» (кукушка), «дусь» (гусь) и т. д.

Иногда достаточно только несколько раз произнести звук четко, выразительно, даже подчеркнуто, и ребенок, подражая, сразу начинает правильно выговаривать его. Если это не удалось, для выработки правильного произношения «к» с успехом может быть использован следующий механический прием:

  • ребенку предлагается многократно произносить слоги: «та-та-та», а кончик языка в это время пальцем (шпателем, палочкой, ручкой зубной щетки, черенком чайной ложки и т. п.) слегка прижимают книзу и немного отодвигают в глубь рта, назад. Язык при этом отодвигается, спинка выгибается, прижимается к нёбу. Постепенно получается «та-тя-кя-ка». Иногда упражнение сразу же дает эффект, а иногда необходимо повторить его в течение нескольких дней.

По мере упражнений постепенно палец убирается, и ребенок начинает произносить звук самостоятельно, без механической помощи.

Подобным образом «г» получается от звука «д»: ребенок произносит «да-да-да», при нажиме на кончик языка получается: «да-дя-гя-га». Звук «х» получается от «С»: «са-ся-хя-ха».

  • При первой же удаче надо обратить внимание ребенка на то, какой получился звук, и сразу же попросить повторить его.
  • Четкий, правильный звук закрепляется, автоматизируется в разнообразных сочетаниях — в слогах, словах, фразах.
  • Предложите малышу придумывать самому слова с данным звуком, называть картинки, отвечать на вопросы и т. д.
  • Полезны, например, скороговорки: «У киски мягкие лапки. Клава клала лук на полку» и т. д.
  • Неплохо использовать при работе зеркало, чтобы ребенок мог видеть разницу в артикулировании звуков.
  • Нельзя, чтобы занятие утомляло малыша, нельзя принуждать его заниматься, если он не хочет.

Если результаты самостоятельных занятий невелики, целесообразно обратиться к педагогу по исправлению речи — логопеду.

Ребенок не выговаривает букву «к» ‒ что делать родителям?

Речь у детей формируется в дошкольный период. Следить за правильностью произношения очень важно, так как к школьному возрасту необходимо, чтобы ребенок научился верно произносить все буквы. Наиболее сложно малышам научиться правильно говорить букву «р», однако и с проговариванием звука «к» могут возникнуть трудности.

Нужно ли обращаться к специалисту?

Если звук «к» не получается верно проговаривать у малыша в возрасте 4-5 лет, то родителям можно попробовать научить его произносить, организовав занятия в домашних условиях. Очень важно проводить их в игровой форме. Ребенку должно быть интересно. Заставлять нельзя, иначе у него пропадет желание учиться.

На начальном этапе занятия проводятся родителями не более 4-5 раз в неделю по 10-15 минут, далее частоту и длительность выполнения специальных упражнений можно увеличить.

Заниматься нужно в удобном месте, перед зеркалом, чтобы малыш видел движения своих губ и имел возможность наблюдать за мимикой мамы или папы. За любые успехи в произношении звуков ребенка необходимо хвалить.

Если проблема с произношением буквы «к» обнаружена у чада позднее, например, в возрасте 6-7 лет, то его следует отвести на консультацию к логопеду. Специалист поможет научиться ее выговаривать как можно скорее, чтобы у ребенка не возникло проблем при учебе в школе.

Также к логопеду следует обратиться, если занятия проводятся в течение длительного срока, но не приносят результата, малыш не может освоить произношение звука. Профессионал быстрее найдет причину, из-за которой он не может произносить звук «к», даст рекомендации по ее устранению.

Как научить ребенка говорить букву «К»?

Если принято решение заниматься с малышом дома, то родителям следует освоить методики постановки звука «к», сделать подборку специальных логопедических игр и упражнений, которые помогут научить его выговаривать эту букву.

Перед проведением занятий, обучающих малыша правильному литературному произношению (орфоэпии), следует выполнить несколько общих логопедических упражнений для разминки речевого аппарата. Самыми эффективными являются:

  1. «Трубочка». Ребенок должен вытянуть губы вперед трубочкой и удерживать в таком положении 5 секунд.
  2. «Улыбка». Малыша следует попросить улыбнуться как можно шире, но не показывать зубы при этом.
  3. «Змейка». Ребенка нужно попросить высовывать и засовывать язык от 5 до 7 раз между плотно сжатыми губами.
  4. «Заборчик». Сын или дочь должны улыбаться, показывая нижние и верхние зубы.
  5. «Чистим зубки». Ребенок открывает рот как можно шире и проводит языком по внутренней стороне верхних зубов, затем нижних, сначала слева направо, а потом наоборот.

Артикуляционная гимнастика проводится в течение 10 минут. С ее помощью можно подготовить разговорные мышцы лица к выполнению игр и упражнений, направленных на освоение звука «к».

Методы постановки звука «к»

Звук «к» относится к группе заднеязычных. Чтобы его произнести, необходим высокий подъем в области корня языка. Дети часто пропускают эти звуки или заменяют более легко произносимыми переднеязычными. Если исключить патологии, в связи с которыми малыш не может выговаривать букву «к», то можно говорить о том, что детский язычок ленится работать в полную силу.

Читать еще:  Как научить ребенка делать колесо пошаговая инструкция

При неумении говорить букву «к» ребенок заменяет ее буквой «т» («тофта» вместо «кофта», «тапитан» вместо «капитан», «Татя» вместо «Катя» и т. п.). В некоторых ситуациях родителям достаточно пару раз четко произнести звук, чтобы ребенок видел их мимику и смог повторить. Но не все дети сразу схватывают правильное произношение.

Одной из методик, обучающей проговариванию буквы «к», является механический прием. Родитель предлагает сыну или дочери произнести несколько раз слоги «та-та-та». Пока он это делает, мама или папа прижимают кончик языка вниз и отодвигают слегка назад. Выполнять манипуляцию можно с помощью пальца или черенком чайной ложки.

Язык отодвигается, прижимается к небу, постепенно принимает положение, необходимое для четкого произношения звука «к». Прием достаточно повторить несколько раз, потом малыш начинает выговаривать букву без посторонней помощи.

Закрепление звука «к» в речи ребенка

После того как малыш научится самостоятельно выговаривать букву «к», родителям следует каждый день проговаривать вместе с ним как можно больше слов, в которых она используется. Для этой цели также подойдут скороговорки («У киски мягкие лапки», «Купили кукушонку капюшон», «Карлик Карл кувыркался на ковре», «Клава клала лук на полку» и др.), пословицы или стихотворения.

Игры и упражнения

Чтобы научить ребенка выговаривать букву «к», следует выполнять с ним следующие упражнения:

  1. «Катание с горки». Ребенка учат удерживать язык в положении горки. Затем ему в руку на ладонь кладут шарик из ваты. Далее малыш должен удерживать корень языка немного приподнятым, опустив при этом его кончик. После выполнения вышеописанных действий ребенок должен выдохнуть воздух, сдув с ладони шарик. При выполнении этого упражнения должен прозвучать звук «к». Не у всех детей получается произнести его с первого раза.
  2. «Язык-борец». Кто-нибудь из родителей и сын или дочь садятся перед зеркалом. Ребенку следует рассказать, что его язычок превращается в борца, которому предстоит сражаться с недругом (указательным пальцем мамы или папы). Малыш начинает улыбаться с открытым ртом как можно шире, а взрослый в это время упирается пальцем в кончик его языка, отодвигая его немного назад. Ребенок при этом старается вытолкнуть палец изо рта.
    Затем родительский палец перемещается на переднюю стенку языка, слегка нажимая на нее. В конце концов, язык малыша займет позицию «горки», необходимую для правильного произношения звука «к». Далее ребенок сможет ставить язык в правильное положение без борьбы с пальцем взрослого. При выполнении этого упражнения родителям следует быть предельно осторожными, чтобы не поцарапать рот малыша ногтями или не вызвать у него рвотный рефлекс. Руки должны быть чисто вымытыми.

5 рекомендаций родителям

Проведение речевых занятий дает результаты, но помимо них, родителям следует играть с малышом в игры, способствующие развитию мелкой моторики.

Зачем нужно развивать мелкую моторику и какая от этого польза — расскажет эта статья.

Мама или папа могут перебирать с ним крупы или макароны, учить ребенка нанизывать бусины на нитку либо леску, лепить фигурки из пластилина или соленого теста.

  1. Также логопеды и дефектологи рекомендуют родителям:
  2. Просить малыша повторить звук, если произнести его получилось удачно.
  3. Когда ребенок научился говорить букву, то ее произношение закрепляют проговариванием фраз, слогов и слов с ней.
  4. Мама или папа могут предложить ребенку вспомнить самостоятельно слова со звуком «к», назвать картинки из книги, где он присутствует.
  5. Ребенка нельзя принуждать к занятиям, если он не хочет этого или плохо себя чувствует.
  6. Если от занятий дома нет никакого результата, ребенка показывают логопеду или дефектологу.

Почему ребенок не выговаривает букву «к»?

Частой причиной того, что малыш не говорит букву «к», становится то, что родители и другие близкие родственники сюсюкают с ним, то есть подражают его несформировавшимся речевым навыкам. Речь взрослого опускается до уровня детской речи. Ребенок, не слыша вокруг себя нормально проговариваемых звуков и букв, не может узнать, как их правильно произносить. Чтобы малыш учился говорить правильно, речь родителей должна быть четкой и понятной.

Другие причины, мешающие ребенку правильно выговаривать тот или иной звук, в частности «к», заключаются в следующем:

  1. Патологии со стороны слухового аппарата или органов зрения.
  2. Слишком большой или маленький язык.
  3. Короткая связка, располагающаяся под языком.
  4. Парез корня языка.
  5. Тонкие или толстые губы, которые мешают нормальной артикуляции.
  6. Неправильное строение зубов или челюсти.
  7. Гипотонус корня языка.
  8. Ринолалия (расщепление твердого и мягкого неба).
  9. Готическое, щелеобразное или узкое строение неба.

Видео-советы

С интересным способом, как научить ребенка говорить букву «к», можно ознакомиться при просмотре следующего видеоролика:

Каппацизм или недостаток произношения заднеязычных звуков часто можно встретить у детей в возрасте 4-5 лет. Основной причиной считается недостаточно подвижный язык. Научить малыша правильно и четко произносить букву «к» можно, не обращаясь к логопеду, если занятия проводить правильно и регулярно, и если в строении речевого аппарата ребенка не выявлено патологий.

Ребенок не говорит букву «К»

Если ребенок уже достиг пятилетнего возраста, но при этом не может выговорить все буквы — это не очень хорошо, ситуацию стоит как можно скорее взять под контроль. Обычно самый проблемный звук «Р». Тем не менее, некоторые родители жалуются, что ребенок не говорит букву «К». В таком случае также потребуется консультация логопеда.

Читать еще:  Как научить ребенка разговаривать в 3 года

Суть проблемы

В логопедии ситуация, когда ребенок не говорит букву «К» называется каппацизм. Если же проблемы вызывает парный ему согласный звук «Г», то такое дефектное воспроизведение будет называться уже гаммацизм. И то и другое в последние годы встречается все чаще.

Сам по себе звук «К» кажется взрослым простым, поэтому они не понимают природы проблемы. Наиболее характерна эта проблема для детей трех лет. Поэтому некое речевое нарушение нередко носит название возрастной замены. Причем ориентировочно к четырем годам в большинстве случаев детская речь постепенно выправляется без посторонней помощи. Но если в силу тех или иных причин этого не произошло, нужно привлечь специалиста логопеда. Хотя после первичной консультации вполне можно продолжить занятия в домашних условиях.

Основные причины

Сам по себе звук «К» относится к группе так называемых заднеязычных, наряду с «Г» и «Х». Дело в том, что для произношения каждого из них требуется высокий подъем в области корня языка. Традиционно их просто пропускают или заменяют переднеязычными. Обычно это можно объяснить слабой выраженностью корня языка, ввиду чего его подъем вверх ограничен. Также возможны такие варианты, как порез языка, то есть, частичное нарушение его подвижности или его гипотонус.

Кроме того, проблема с искажением произношения звуков может быть связана и с нёбом. Ведь его строение может быть различным – готическим, узким, щелеобразным и т.д. В случаях ринолалии, которые также известны как «заячья пасть» или «волчья губа», верное произношение звуков и вовсе затрудняется.

Тем не менее, в большинстве случаев речь не идет ни о каких серьезных нарушениях. И проблема состоит лишь в том, что детский язычок ленится нормально работать. То есть, он не хочет полноценно работать и заменяет звуки в словах теми, которые легче произносятся. Но расшевелить его все же можно, в частности посредством специальных упражнений и игр.

Специальные игры и упражнения

Для работы над звуком «К» будет актуально сразу несколько упражнений, а именно:

1. «Катание с горки». Чтобы его освоить, малыш должен уметь самостоятельно удерживать язык в положении горочки. Далее на детской ладошке располагается ватный шарик. Задача малыша состоит в том, чтобы, приоткрыв рот удержать корень своего язычка несколько приподнятым, причем кончик его в этот момент должен быть опущенным. Далее нужно как бы толчкообразно выдохнуть весь воздух, параллельно сдувая с ладошки ватный шарик. В ходе выполнения этого упражнения должен прозвучать звук «К», хотя получится это и не с первого раза.

2. «Язык-борец». В этом случае взрослый вместе с ребенком располагаются перед зеркалом. Детский язычок будет перевоплощаться в борца, которому предстоит противостояние с указательным пальцем взрослого. Ребенок будет улыбаться, открыв при этом рот. Взрослому нужно упереться в кончик детского язычка, отодвигая его назад. Соответственно задача ребенка вытолкнуть палец. Далее палец взрослого должен переместиться на переднюю стенку языка, продолжая нажим. В конечном итоге ребенок займет необходимую позицию язычком, которая известна, под названием «горка». В дальнейшем малыш и сам сможет помещать язычок в нужное положение, без предшествующей этому «борьбы». Главное не перестараться, ведь чересчур активные непродуманные действия взрослого могут привести лишь к появлению рвотного рефлекса у ребенка, и не дадут никакого положительного эффекта.

3. «Ложечка». Если первое упражнение оказалось бездейственно, чтобы научить ребенка говорить букву «К», можно попробовать это упражнение. Для его выполнения потребуется чайная ложка. Ребенок должен произносить подряд слоги «та». В это время взрослый посредством черенка ложки будет отодвигать язык, надавливая на переднюю часть его спинки. При этом говорить ребенок должен медленно, широко расплываясь в улыбке. На язычок придется надавливать равномерно до появления долгожданного «КА». После первого успеха его придется закрепить.

Как только в речи малыша появится долгожданный звук «К», его произношение останется лишь закрепить. Для этого подойдут упражнения с многократным повторением слогов, специальные стихи и скороговорки.

Как правильно научить ребенка говорить звук К

Неправильное произношение заднеязычных звуков редко встречается в детской речи. Но если у малыша сложное речевое нарушение, то может быть искажение заднеязычной группы.

Если вы заметили в речи отклонение от правильного произношения, обратитесь к логопеду. Специалист сможет определить причину речевого нарушения и составить план коррекционной работы, учитывая особенности развития ребенка.

Особенность артикуляции заднеязычных и виды нарушений

При произнесении К губы принимают форму последующего гласного или полуулыбки, зубы разомкнуты. Кончик языка находится внизу, а сам по форме похож на горку. Задняя часть спинки должна касаться задней части неба.

Боковые края языка должны быть прижаты к верхним боковым зубам. Когда вы говорите К, голосовые связки не работают, не сомкнуты. Выдох должен быть сильным, чтобы получилось разомкнуть смычку, которая образуется между задней частью языка и небом.

Неправильное произношение этого звука называется каппацизм, а его замена на другой − паракаппацизм. Есть несколько разновидностей данных нарушений:

  • Вместо К получается гортанный щелчок. Он образуется в результате того, что голосовые связки смыкаются, и во время дыхания получается дополнительное давление на них. Когда ребенок говорит К, воздух выходит с шумом, что и добавляет гортанный щелчок.
  • В речи происходит замена на Т.
  • Заменяет на Х.

Если в речи есть какое-либо из этих нарушений нужно провести диагностику, выполнить коррекцию звукопроизношения.

Причины нарушений

Обычно дети учатся правильно произносить с помощью звукоподражания. Но если в строении и работе артикуляционного аппарата есть отклонения, то произношение определенной звуковой группы (или нескольких) будет нарушено. В случае каппацизма − это неправильная форма твердого неба, которая вызывает затруднение в образовании смычки, необходимой для правильной артикуляции.

Читать еще:  Как научить ребенка говорить букву ц

Кроме того, причиной может быть слабый или повышенный мышечный тонус языка. Тогда язык не может занимать, удерживать нужное положение, что также влияет на произношение. Причина появления паракаппацизмов − это недостаточная сформированность фонетико-фонематических процессов.

Эти виды нарушений звукопроизношения могут быть признаками следующих речевых нарушений:

  • дислалии − простой и сложной формы;
  • дизартрии;
  • ринолалии;
  • алалии.

Если есть сложное речевое нарушение, то необходимо предоставить комплексную помощь, которая включает в себя не только занятия с логопедом, но и с дефектологом, и консультацию невролога.

Диагностика звукопроизношения

Логопед оценивает звукопроизношение, смотрит на состояние артикуляционного аппарата, фонематических процессов. Сначала специалист изучает анатомическое строение органов артикуляции, затем оценивает их работу. Для этого логопед просит выполнить упражнения на удержание определенного положения, дает задания на моторику (поднять−опустить язык, показать лошадку и другие).

Затем специалист предлагает малышу сказать нужный звук. Сначала он произносит его без сочетания с другими звуками, в слогах с гласными, другими согласными. Потом в словах, фразах, предложениях, связной речи. В заданиях для оценивания связной речи нужно составить рассказ по картинке, рассказать о любимой игрушке или мультфильме или на любую другую тему.

Цель заданий на фонетико-фонематическое восприятие − выделяет ли ребенок в речевом потоке К, не путает ли со схожими по акустическим признакам звуками. Логопед произносит разные звуки, ребенку нужно выделить нужный. Затем материал усложняют − произносят его в словах, слогах. Взрослый может попросить назвать все предметы, в которых есть К. Хорошее задание распределить картинки по группам на определенный звук.

Специалист обращает внимание на то, в какой речевой среде растет ребенок. Если у кого-то из взрослых из его окружения есть каппацизм или паракаппацизм, то либо ему нужно также исправлять произношение, либо стараться при общении с малышом использовать меньше слов со звуком К.

Артикуляционная гимнастика

Задача подготовительного этапа − это подготовить органы артикуляции для произношения заднеязычных. Обязательное упражнение – «покашливание». С помощью него ребенок лучше освоит механизм произношения этой звуковой группы. Подойдут упражнения на удержание языка за зубами и нижнего положения. Также нужно делать «Горочку» − язык упирается в нижние зубы и по форме напоминает горку. Кроме того, в комплекс артикуляционных упражнений включают базовые на удержание позы и моторику.

Способы постановки

Самый простой способ постановки в домашних условиях − это по звукоподражанию. Для этого попросите ребенка покашлять (кхэ). Вы должны широко открывать рот, чтобы малыш видел правильную артикуляцию. Покашливать нужно с маленьким выдохом, чтобы не было ярко выраженного Х между К и Э.

Потом предложите покашлять шепотом. Это поможет убрать призвук Х, в результате должен получиться слог КЭ. Потренируйте этот слог, затем предложите малышу соединить с другими гласными. Попробуйте проговорить звук изолированно.

Но звукоподражательный способ не всегда помогает в случае сложных речевых нарушений. Для таких вариантов есть другие способы постановки заднеязычной группы звуков:

  • Постановка на вдохе. Взрослый просит спрятать язык как можно дальше. Обязательно покажите малышу, как это делать. На таком вдохе нужно произносить слоги, наподобие КА. Потренировавшись, усложните задание: делайте такой вдох, на выдохе говорите этот слог. Когда заднеязычный звук будет получаться четким, отрабатывайте его произношение изолированно.
  • Механический способ. Для этого вам нужен логопедический шпатель. Попросите малыша произносить слоги ТА-ТА-ТА. Вы нажимаете шпателем на кончик языка и осторожно проталкиваете вглубь рта. Перед этим обязательно предупредите ребенка о том, что вы будете делать, попросите его, чтобы он не убирал язык. Когда вы услышите четкий К, акцентируйте внимание малыша на его звучании. Пускай ребенок попробует его произнести без помощи взрослого. Конечно, у него может и не получиться сразу произносить его самостоятельно, и взрослому нужно будет ему помогать. Когда ребенок научится говорить его самостоятельно, приступайте к закреплению в слогах.

Это были способы постановки звука К самостоятельно дома. Чаще всего его удается поставить при помощи звукоподражания, потому что артикуляция заднеязычных имеет одинаковую базу. И если у ребенка есть один из звуков этой группы, то он довольно легко усвоит артикуляцию других заднеязычных.

Родители обращаются с вопросом к логопеду: «Ребенок не выговаривает букву К, как быстро ему выучить правильную артикуляцию?» Во-первых, логопед ставит звуки, буквы учат на занятиях по обучению грамоте. Во-вторых, продолжительность коррекционной работы зависит от речевого нарушения и индивидуальных особенностей ребенка.

Рекомендации родителям по автоматизации и дифференциации

После того как вы поставили правильное произношение, его нужно закреплять в речи. Начинать работу по автоматизации нужно с простого − со слогов, постепенно усложняя речевой материал до составления рассказов и пересказов. Если кроме каппацизма, у ребенка есть паракаппацизмы, то при подборе слов для закрепления будьте аккуратными: в словах не должно быть звуков, похожих по акустическим признакам.

Ребенок вместо К говорит Т − это одна из наиболее часто встречающихся форм паракаппацизма. Вообще, замены одной звука на другой могут быть из-за отсутствия одного из них. На этапе дифференциации обязательно проговаривайте с ребенком артикуляцию смешиваемых звуков и делайте акцент на их отличиях.

Проводить дифференциацию начинайте с изолированного произношения. Когда ребенок сможет безошибочно определять нужный звук, усложняйте речевой материал. Но смешиваемые звуки должны находиться в сильной позиции, чтобы ребенок мог их четко слышать. Данный этап нужно отрабатывать только тогда, когда у ребенка исправлено звукопроизношение и идет этап автоматизации в слогах и словах, тогда коррекционная работа будет эффективной.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector