221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научить говорить звук с

Постановка звуков «С З Ц»

Некоторые дети не выговаривают трудные для них свистящие звуки. Например, вместо С, они говорят СЬ, вместо З – ЗЬ и так далее. Иногда свистящие совсем выпадают из произношения. В норме, при достижении пяти лет, ребенок уже умеет правильно проговаривать все звуки, особенно, если с ними занимались в детском саду или родители. С детьми в садике должна ежедневно проводиться артикуляционная гимнастика по утрам, а логопед должен работать с малышами по индивидуальным особенностям звуковоспроизведения у ребенка. Так обстоит дело в детских садах не всегда. Не соблюдается строго выстроенная система, без которой этой задачи не решить.

Для того, чтобы помочь ребенку устранить недоработки в произношении букв С, З и Ц, вам необходимо самому точно понимать, какова правильная артикуляция при их произношении. Постановка этих звуков – кропотливая работа, требующая длительного внимания. Если подходить к вопросу «Выговорится сам» или «Какая разница, что ребенок не выговаривает буквы, он же маленький, а это так мило», то можно ограничить ребенка в одной из главнейших потребностей человека – самовыражаться. Ведь речь – это средство, именно с помощью которого и происходит самовыражение.

Малыш не выговаривает свистящие, когда приступать к борьбе с этим явлением?

Если дожидаться пятилетнего возраста, чтобы только тогда вести малыша к логопеду, то можно опоздать, у ребенка закрепится неправильное выговаривание, что-то изменить ему будет всё труднее. Не нужно быть большим экспертом, чтобы понимать, что малышам нужно создать пусковой механизм для начала проговаривания звуков правильно. И делать это лучше в 4 года. Многие родители сами справляются с дефектами речи своего чада, без участия логопедов.

Если у крохи нет серьезных нарушений речевого аппарата, то постановка свистящих звуков не будет сложной. Вам достаточно следовать рекомендациям этой статьи, чтобы ребенок в скором времени порадовал вас звонким З и другими правильно поставленными звуками. Как только это умение будет достигнуто один раз, вашей задачей станет закрепление навыка, то есть выведение его на уровень автоматизма.

Если у вашего малыша нарушены все звуки, он говорит непонятно, либо понятно только вам, здесь нельзя игнорировать логопеда. Без его участия не обойтись. Чем ранее вы придете на первую беседу со специалистом-логопедом, тем быстрее результаты будут достигнуты и закреплены.

Все следующие упражнения будут полезны не только малышам, а еще и детям школьного возраста, да и самим родителям, так как артикуляционная гимнастика в любом возрасте развивает речевой аппарат, делает его более податливым, гибким, учит в совершенстве им управлять, при чем управлять им по своему усмотрению.

Поэтапность работы – самое важное в борьбе с плохим произношением. Как же грамотно подойти к вопросу постановки звуков и что нужно уяснить для себя самому:

  1. Осознание и понимание всех движений органов речевого аппарата, что нужны для произношения определенного звука.
  2. Возникновение правильного звучания.
  3. Закрепление поставленного звука в разговорной речи малыша, как в отдельных слогах, так и в целых фразах, стишках.

Начинаем с артикуляционной разминки!

Ребенок, который неправильно произносит один из свистящих, наверняка неправильно произносит и остальные из них, по аналогии с первым. Самой распространенной причиной неверного произношения этих звуков, является негибкость органов, что участвуют в его воспроизведении. Именно поэтому регулярность зарядок так важна. Подвижность не достигается одним занятием, а нарабатывается с каждым новым уроком. Перерывов в ежедневных упражнениях быть не должно.

Лучшее время – это утро. Для проведения занятия нужно всего три минуты времени перед завтраком. Всегда проводите обучение с детишками в форме игр. Для проведения артикуляционных разминок нужно знать несколько правил:

  • Выполняйте не более 2-3 упражнений за раз, но при этом каждое упражнение повторяется многократно.
  • Не вводите более одного нового упражнения за один раз, если есть трудности со старыми упражнениями, новое включать в процесс запрещено, пока не будет проработано старое.
  • Зеркало – лучший помощник при работе над правильной артикуляцией. Все ваши движения и работа речевого аппарата малыша должна быть видна ребенку, чтобы он имел возможность сравнивать то, что видит у вас и у себя.
  • Не любые упражнения – есть гимнастика! Ели вы пришли на тренировку и лениво помахали руками, у вас никогда не будет успехов. В работе с произношением так же: все упражнения должны быть проработаны качественно.
  • Не браните малыша за те моменты, что у него не получается, тем более, не расстраивайтесь сами. Всё требует навыков. Хвалите ребенка за любое правильно выполненное движение.

Упражнения артикуляционного комплекса

Дома или в детском саду, но лучше начинать именно со следующего комплекса упражнений:

  • Губами делаем длинную трубочку, стараемся вытянуть ее как можно дальше, удерживаем как можно дольше. Следим, чтобы работали лишь одни губы.
  • Растягиваем рот в улыбке. При этом упражнении зубы видны хорошо, а губы максимально растянуты. Удерживаем улыбку до усталости губ.
  • Делаем колечко из губ, снова удерживаем в таком напряженном состоянии.
  • Чередуем эту цепочку: трубочка – колечко – улыбка – трубочка – колечко – улыбка и так далее.
  • В положение улыбка открываем и закрываем рот. Важно – губы не делают ни каких посторонних движений.
  • Высовываем язык из приоткрытого рта и добиваемся того, чтобы язык стал плоский.
  • То же самое упражнение, но добиваемся острой и узкой формы языка.
  • Предыдущих два упражнения соединяем и заставляем язык поочередно принять широкую и узкую форму. Чередуем действия.
  • Поднимаем язык, прячем его за верхние зубы.
  • Поочередно поднимаем язык к верхнему небу – опускаем к нижнему. Повторяем много раз.
  • Прижать кончик языка к нижнему небу у зубов и заставить язык «шататься», то уходя вглубь рта, то приближаясь к зубам.

Проверяем, если малыш с легкостью выполняет артикуляционную зарядку, переходим к комплексам постановки звуков. А если у малыша очень трудно выполняются эти движения, то тренируем пока только их, прежде чем разучивать звуки.

Комплекс упражнений для чёткого произношения звуков Ц, З, С

Прежде чем выполнить упражнение, расскажите ребенку словами, как должен двигаться язычок, следите, как кроха их выполняет. Малышей не расстраивают ошибки, которые они допускают, если вы сами отнесетесь к ним с юмором. Частой ошибкой может быть надувание щек. Пусть малыш сам придерживает щеки ручками, чтобы они не надувались.

Первый важный навык, когда ведется постановка звука С – научиться воспроизводить длинную беспрерывную струю воздуха. Положите два элемента конструктора или кубика на стол – это будут ворота. Перед ними положите ватный шарик. Малыш должен вытянуть губы, сложив их в трубочку и потоком воздуха загнать шарик в ворота. Щеки не должны надуваться! Подача воздуха происходит не за счет щек, а из легких.

Язычок лег отдохнуть

Приоткрываем рот и с помощью легкого похлопывания губ, произносим «пя пя пя пя». Теперь расслабленный плоский широкий язык показываем изо рта и кладем его на верхнюю губу. Делаем «пя пя пя пя» непосредственно по спинке языка – это массаж для отдыхающего язычка. Каждое похлопывание язычка губами должно делаться на одном выдохе.

Язык-блинчик

Научите ребенка удерживать его язычок в расслабленном положении высунутым максимально долго. Важно – губы так же не должны напрягаться и не подворачиваться. Бока языка должны касаться уголков рта – широкий язык.

Чистые зубки

Кончиком языка необходимо «почистить» все зубки во рту. Уделите внимание как «спинкам» зубок, так и внешней поверхности их. Это упражнение особенно важно, когда необходима постановка звука Ц. Следите, чтобы губы были неподвижны во время упражнения и растянуты в спокойной улыбке.

Подружимся со звуком С!

Если правильно выстроить работу артикуляционного аппарата, то при произнесении С губы должны растягиваться в улыбку, а зубы образовывать тоненькую щель. При этом кончик языка плотно придавлен к основанию нижних зубов, а сам язык выгнут, как спинка кошки. Чтобы звук «заработал», струя воздуха должна производиться сильная и узко-направленная.

Ребенок иногда ошибается. В чем, чаще всего, можно увидеть ошибки?

  • Вместо С мы слышим другие звуки.
  • Совсем исчезает звук С из слов.
  • Произносится С, но звучит искаженно, например, мягко.

Когда вы убедились, что рот ребенка принял точную позицию для воспроизведения С, то начните с подражания перед зеркалом, как говорилось выше. Играйте со звуком С – например, сдувайте пылинки или пушинки. Замечательный метод, который можно использовать в данном упражнении – опорные звуки. Для С есть два опорных звука, которые нужно научиться говорить, чтобы произносить С: это И и Ф.

Как только С будет получаться у ребенка отдельно, то нужно переходить к словам и предложениям, а в последнем завершающем этапе, использовать скороговорки.

Звонкая З нам по плечу!

З очень напоминает предшествующую С по расположению частей артикуляционного аппарата. Разницу составляет только то, что при произнесении звонкого З, нужно присоединять голос. Не начинайте отрабатывать З до тех пор, пока не получится звук С. Положите руку ребенка на область голосовых связок на шее и произнесите С и З по очереди. При произнесении З, малыш почувствует вибрацию, а при С она отсутствует. Эту вибрацию и производит звуковой поток, то есть, голос.

С тем, как у крохи будет всё чётче вырабатываться звук З, просите его говорить его всё громче. А затем переходите к интеграции З в слова и предложения.

Ц – веселый звук и друг!

Звук Ц родственный по артикуляции с З и С. И состоит звук Ц из двух звуков – Т и С. Поэтому при его произношении мы и должны научить ребенка правильно воспроизводить оба эти звука в начале.

При произнесении Ц, воздушная волна достаточно сильная. Обычно Ц даётся детям просто, так как он основан на произнесении ранее выученной С. Автоматизировать звук можно при помощи специальных стихов, что вам предложит специалист.

Читать еще:  Как быстро научить ребенка говорить букву р

Работа над постановкой звуков у малышей – увлекательный и веселый процесс. Не пытайтесь учить ребенка, лучше играйте с ним, тогда результат будет гораздо более продуктивным.

Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения свистящих звуков (с, з, ц):

Самые действенные и эффективные методы постановки звука С

Правильная и грамотная речь – основной навык, который позволяет людям общаться, понимать друг друга. Посредством общения родители контактируют со своими детьми, дети со сверстниками, взрослые люди между собой и т. д. Для того чтобы собеседник понял то, о чем с ним говорят, недостаточно ясно и грамотно выражаться, необходимо еще, чтобы в речи отсутствовали какие-либо речевые дефекты.

Постановка звука С, как и любого другого, – особый процесс. Каждый логопед подходит к нему творчески, так как возможности и способности каждого ребенка индивидуальны.

С одним ребенком «работают» одни методы, техники, с другим – совершенно другие. Поэтому очень важно, чтобы специалист мог подстраиваться под индивидуальные особенности любого подопечного.

Нормы звучания

Звук С в логопедии и в русском языке считается свистящим, а свистящие согласные в норме появляются у малыша к 3-4 годам. Твердое звучание осваивается ребенком ближе к 2,5-3 годам. В этом возрасте звук С может формироваться по-разному – между зубами, мимо них. Нормативное звучание появляется уже в 4-5 лет.

Как правильно произносить (с точки зрения положения органов артикуляции):

  • Губы как будто немного улыбаются, при этом слегка обнажены верхние и нижние резцы.
  • Между зубами имеется небольшая щель в 1-2 миллиметра.
  • Кончик языка широко распластан. Располагается в нижней части, и как будто приклеен к нижним передним зубам.
  • Края языка немного приподняты и соединяются с верхними боковыми зубами.
  • Спинка языка формирует узенькую щель с альвеолами, для того чтобы был проход для воздушной струи.
  • Струя воздуха сильная, мощная. При выдохе чувствуется холодный воздух.
  • Задняя стенка глотки плотно смыкается с мягким небом, тем самым предотвращая «утечку» воздуха в нос.
  • Голосовые складки не образуют голос, следовательно, они разомкнуты.

Важная особенность – если ребенок произносит С по-своему, не искажая его звучание, то это считается вариантом нормы.

Важность правильного звука

Многие родители умиляются, когда их дети искаженно и «смешно» произносят некоторые слова, коверкая произношение. До определенного момента это абсолютно нормальная стадия развития речи. Но если к 5 годам эти звуки и слова остаются в речи, дошкольник в силу разных причин не хочет или не может произнести их правильно, то это определенный звоночек для родителей, который не следует игнорировать.

Правильно произносимая речь позволяет каждому маленькому человеку общаться так, чтобы его понимали, она является залогом успешности в обучении и овладении чтением и письмом. А данные статистики неутешительны – с каждым годом все больше и больше детей, у которых имеются множественные нарушения звуков родного языка, среди которых чаще всего нарушены свистящие, шипящие и сонорные.

Неверно сказанные слова влекут за собой многочисленные ошибки на письме. Дети, посещающие начальную школу, становятся неуверенными в себе, у них снижается самооценка, нарушается общение со сверстниками, формируются тревожные черты личности.

Отклонения и их причины

Искаженное произнесение свистящих приводит к образованию так называемых сигматизмов. Различают три вида нарушения.

Межзубный сигматизм. При данной патологии вместо правильно звука слышится звучание, похожее на произношение английского t. Это объясняется тем, что в момент произнесения кончик языка несколько выглядывает из межзубной щели. Вместо сильной и мощной, воздушная струя получается рассеянная, и выдуваемый воздух ощущается как теплый (вместо холодного).

Причины данного нарушения. Во-первых, физиологическая особенность – сам по себе кончик языка может быть слабый; во-вторых, патология прикуса − передний и открытый, а в-третьих, ЛОР-патология – увеличиваются в размерах аденоиды, которые затрудняют правильное дыхание носом, при этом постоянно открывается рот.

Как помочь. Каждую из этих причин довольно легко устранить. Для тренировки кончика языка существуют различные упражнения, которые позволяют укрепить мышцы. Прикус можно исправить у врача-ортодонта. Разросшиеся аденоиды удалит врач-отоларинголог.

Боковой сигматизм. При этом нарушении язык расположен как будто боком – один край сверху, а другой внизу. Звук, произносимый при таком расположении языка, похож на булькающий. При этом язык может быть устремлен к верхним зубам, а воздушная струя проходит по бокам – в одну или в другую сторону, или одновременно в обе стороны. Положение зубов также отличается от нормативного – межзубные промежутки расширены несколько больше чем нужно.

Причины. Главной причиной является ослабленность групп мышц одной из сторон языка. Стоматологическая патология – открытый боковой прикус. В более тяжелых случаях может быть поражена определенная зона коры головного мозга, которая отвечает за иннервацию языка.

Что можно сделать. Как и в предыдущем случае помогут специальные упражнения, которые «научат» язык быть широким, и соответственно, воздушная струя будет проходить по его середине. Важным моментом является то, чтобы весь язык (обе его половины) функционировал равномерно.

Для устранения данного нарушения можно изначально научить ребенка произносить С при помощи межзубного сигматизма, а затем перейти к нормативному произнесению. Таким образом, язык как минимум «начнет работать» симметрично.

Носовой сигматизм. Из названия нарушения понятно, что идет присоединение носового оттенка. При данной патологии язык отодвинут кзади, губы сомкнуты, мягкое небо опущено, следовательно, воздух поднимается к нему и выходит через нос.

Причины. Носовой сигматизм может быть обусловлен некоторыми анатомическими патологиями – нарушенным актом глотания, жевания, парезом глоточных мышц, а в самых тяжелых случаях – бульбарным параличом.

Как помочь. Для начала следует научить ребенка правильному дыханию, затем правильному расположению губ и языка.

Подготовка

Каждый из этапов постановки имеет свои особенности, цель, способы ее достижения в виде различных упражнений и техник. Индивидуальное занятие по постановке звука С начинается с подготовительного этапа.

Цель подготовительного этапа заключается в том, чтобы подготовить ребенка, его артикуляционный аппарат к правильному восприятию и воспроизведению. Данный этап включает несколько направлений для работы:

  • Формирование правильного положения органов артикуляции. Для этого подбираются необходимые артикуляционные упражнения, которые увеличивают подвижность языка, губ, щек, способность оперативно переключаться с одного действия на другое и одновременно выполнять несколько инструкций. Данный этап является основополагающим.
  • Формирование правильной воздушной струи. Она должна идти посередине языка и выдуваться с некоторым усилием. Для этого можно использовать упражнения дыхательной гимнастики.
  • Развитие мелкой моторики. Упражнения для развития мелкой моторики важны на каждом этапе, они стимулируют нервные окончания головного мозга, и к тому же их можно использовать для того, чтобы ребенок немного отдохнул от занятий и отвлекся.
  • Развитие фонематического слуха. Дошкольник, который учится правильному произношению, должен сначала научиться различать этот звук на слух, затем отличать его от похожих по звучанию, улавливая разницу.
  • Отработка опорных звуков (при необходимости) нужна в том случае, если у малыша есть звуки, близкие по артикуляции заданному. Таким образом ему будет проще научиться произносить его верно.

Поэтапная постановка

На постановочном этапе необходимо подготовить артикуляционный аппарат к произнесению заданного звука – откорректировать расположение губ, щек, языка, сделать целенаправленную струю воздуха. Сначала нужно отработать изолированное произношение. Для этого существует несколько способов:

  • По подражанию. Ребенок наблюдает за произношением логопеда – как располагается язычок во рту, его кончик, насколько видны зубки, улыбается он в это время или нет. Для этого они вместе садятся лицом к большому зеркалу, при этом логопед поясняет каждое свое действие, чтобы малышу было понятно, как и что делать (зрительный и слуховой контроль). Этот способ подразумевает также использование тактильных и вибрационных ощущений: ладонь прикладывается ко рту и проверяется струя воздуха – какая она, плавная или толчкообразная, присутствует ли вибрация.
  • С помощью опорных звуков (к примеру, это И и Ф).
  • С механической помощью. Бывает так, что ребенку недостаточно просто посмотреть, тактильно ощутить или почувствовать вибрацию. Для достижения нужного результата можно использовать подручные средства – чайную или столовую ложку (удержать язык), деревянную палочку от мороженого, ватный тампон, палец малыша или специальные логопедические инструменты. Если специалист использует что-то из вышеперечисленного, то все должно быть чистым, стерильным, одноразового использования. Постановка звука с механическим способом доступна только после установления доверительных отношений с ребенком − чтобы не вызвать боязни и страха открыть рот, тем более при использовании вспомогательных средств.

Если какой-то из методов сразу не доказал своей эффективности, не стоит от него отказываться. Через некоторое время его снова можно попробовать применить, немного видоизменив.

Как только появилось изолированное произношение, переходят к его автоматизации (слоги, слова, словосочетания, простые и сложные предложения) и дифференциации (способность определять и дифференцировать похожие по звучанию фонемы, а также правильно их употреблять).

Особенности постановки у детей разного возраста

Способы постановки звука С существенно не отличаются у детей разного возраста, так как смысл занятий остается одним и тем же, а если что и меняется, то сложность каждого упражнения. Основной способ у детей – игровой, то есть в процессе игры логопед может успешно корректировать артикуляцию, выполняя с ребенком различные упражнения для постановки звука С. Малышу не обязательно объяснять, что сегодня мы занимаемся постановкой звука С, мы просто играем.

Эффективным приемом считается тот, при котором специалист показывает определенное действие и параллельно его озвучивает. Например, едет машина и вдруг у нее спустило колесо, или котенок утащил фантик от съеденной конфеты и играет с ним шурша.

Многие логопеды осуществляют постановку звука С от Сь. Как правило, мягкое звучание бывает сохранно у большинства детей и по подражанию можно попытаться вызвать твердое.

Особенности постановки звука у подростков и взрослых

Неправильное произношение у взрослых – следствие стереотипа, закрепившегося в детстве. Во взрослом состоянии требуется изменение навыка, который стал удобным, к тому же взрослым проще контролировать свою речь, так как это происходит сознательно.

Читать еще:  Как научить ребенка выговаривать

Нарушенное произношение может быть обусловлено неправильным прикусом, не исправленным в детстве, укороченной подъязычной уздечкой, особенностями строения ротовой полости и др. Подробнее об этом можно узнать от врача ортодонта или стоматолога.

Можно попытаться исправить данный дефект самостоятельно, но гораздо эффективнее будет обратиться к квалифицированному логопеду. Необязательно постоянно ходить на занятия, достаточно 2-3, чтобы специалист объяснил и показал, как и что нужно делать, дал рекомендации и соответствующие упражнения. Затем можно запланировать контрольные встречи, на которых будут отслеживаться успехи и разбираться ошибки.

Этапность постановки звуков у детей и взрослых принципиально ничем не отличается, за исключением добавления дополнительного этапа – введения его в речь. Этому способствуют: заучивание стихотворений, пересказ различных произведений и составление собственных текстов, содержащих заданную букву.

Ошибки постановки

Ошибки постановки могут привести к искаженному, неправильному произношению, например, звука не было вообще, а в результате некачественной или непрофессиональной логопедической работы появилось межзубное произношение. Поэтому, если люди с нарушенным произношением хотят правильно и эффективно изменить свою речь, важно за консультацией обратиться к профессионалу.

Результаты

Результативность занятий по постановке звука С индивидуальна. Она зависит от нескольких факторов: есть ли какая-нибудь неврологическая патология, не позволяющая языку быть подвижным, анатомические особенности строения ротовой полости и носоглотки, присутствует ли один из сигматизмов и др. Также все зависит от желания самого ребенка и родителей, насколько они заинтересованы в правильной речи, осознает и слышит ли ребенок свой дефект, может быть такое произношение характерно для каждого поколения в этой семье и нет особой необходимости его исправлять.

Дальнейшие рекомендации детям, взрослым и родителям

Для того чтобы занятия были эффективными, необходимо помнить следующие правила:

  • Регулярность занятий и поэтапное выполнение необходимых упражнений.
  • Ежедневные занятия в домашних условиях 2 раза в день по 5-7 минут.
  • Начинать нужно с простых упражнений и постепенно переходить к более сложным.
  • Гимнастику выполнять медленно, никуда не торопиться.
  • Если у малыша что-то не получается, не акцентировать свое внимание на этом, пытаться делать снова и ни в коем случае не реагировать отрицательным образом.
  • Если малыш устал, сделать небольшой перерыв и вернуться к заданиям.
  • Своевременно хвалить и поощрять за сделанные успехи.

Таким образом, при постановке звука С у детей и взрослых не нужно ждать быстрого результата. Важно, чтобы весь процесс протекал плавно, и человек мог верно усвоить всю необходимую информацию.

Постановка звука С – творческое занятие, которое приносит не только пользу, но также может разнообразить ежедневные упражнения по формированию правильной речи.

Как научить ребенка выговаривать букву «З»

К 4 годам в детской речи закрепляются свистящие звуки («С», «З», «Ц»), но в связи со сложностью их артикуляции возникают дефекты произношения. Для постановки звука «З» стоит обратиться к логопеду сразу после возникновения нарушений, т.к. неправильная артикуляция быстро превращается в привычку.

Правильная артикуляция звука З

Звук «З» — звонкий свистящий, для его произношения важна сформированность органов речевого аппарата. Артикуляция свистящих зависит от положения языка в ротовой полости и формы, которую язык принимает во время говорения.

Особенности артикуляции «З»:

  1. Губы растянуты в улыбку, рот приоткрыт, видны зубы.
  2. Челюсть не сомкнута, между зубами есть щель.
  3. Широкий кончик языка плотно упирается в нижние передние зубы.
  4. Боковые края языка прижаты к коренным зубам, образуя посередине ложбинку.
  5. Между верхним небом и центром языка образуется узкая щель, сквозь которую проходит воздушная струя.
  6. Мягкое небо приподнято и прижато к задней стенке глотки, тем самым закрывается проход в носовую полость. Воздух при говорении проходит через рот.
  7. Голосовые связки напрягаются и вибрируют, образуя голос. Выдыхаемый воздух при присоединении голоса превращается в звонкий звук «З».

Проблемы с артикуляцией «З» возникают, если у ребенка плоский язык, с трудом образуется ложбинка, присутствуют затруднения речевого дыхания. Дефекты шипящих портят речь ребенка и требуют профессиональной коррекции.

Виды неправильной артикуляции

Нарушения в произношении «З» можно разделить на 2 группы:

  • выражающиеся в искаженном произношении свистящих (сигматизмы);
  • выражающиеся в замене на другие звуки (парасигматизмы).

Виды сигматизмов:

  1. Межзубный. Кончик языка располагается между зубами. Речь приобретает «шепелявость».
  2. Боковой. Боковой край языка прижимается справа или слева к коренным зубам. Язык заваливается набок.
  3. Носовой. Воздух при говорении выходит в носовую полость. Носовой сигматизм встречается у детей с расщеплением или параличом неба.

Виды парасигматизмов:

  1. Призубный. Язык при произношении звука «З» упирается в сомкнутые зубы. Из-за этого происходит замена «З» на «Д».
  2. Шипящий. Губы при произношении сильно округляются, на языке не образуется желобка. «З» меняется на мягкий «Ж».
  3. Смягчительный. Рот недостаточно открывается, зубы не отрываются друг от друга. В результате звук получается мягче, чем требуется.
  4. Замены по глухости. Губы вытягиваются в длинную трубочку, язык не упирается в зубы, отсутствует звонкость звука.

Если не исправить дефекты звукопроизношения, то в школьные годы у ребенка сформируется неграмотная устная и письменная речь, возникнут проблемы с чтением и пониманием прочитанного.

Кроме того, проблемы со звукопроизношением могут возникать в результате повреждения речевых отделов головного мозга.

Если у ребенка правильно сформирован артикуляционный аппарат, но звук так и не поставлен, стоит обратиться за консультацией к нейропсихологу. Он проведет диагностику и составит план коррекции.

Подготовительные упражнения

Логопедическая коррекционная работа начинается с подготовительного этапа, который включает в себя:

  • подготовку детей к занятию;
  • упражнения на тренировку артикуляционного аппарата;
  • изучение органов речи;
  • знакомство с приемами самомассажа;
  • упражнения на развитие мышц шеи и плеч;
  • развитие мелкой моторики.

Занятие начинают с приглашения ребенка к игре, можно рассказать ему сказочные истории про Язычок. Если заинтересовать ребенка, то он активнее будет выполнять упражнения, а значит, быстрее добьется положительного результата.

  1. Самомассаж. Кончики пальцев поглаживают мышцы лица в направлении:
    • от середины лба к вискам;
    • вокруг глаз;
    • от переносицы к ушам;
    • по спинке носа вверх и обратно.
  2. Вибрационный массаж. Поколачивание крыльев носа с одновременным произнесением звука «М».
  3. Изучение перед зеркалом частей речевого аппарата. Совместно с ребенком назвать органы речи, рассмотреть их расположение.
  4. Игры на растяжку и расслабление мышц плечевого пояса: «Потягушки», «Кошечка».
  5. Игры-шнуровки по системе Монтессори для тренировки пальцев рук и развития мелкой моторики.

Постановка звука З

Логопедическая работа по постановке звуков ведется по 5 направлениям:

  1. По подражанию. Для этого у ребенка должен быть развит фонематический слух.
  2. С использованием механического метода. Если ребенок не может самостоятельно придать форму языку или совершить вибрирующие движения, то логопед помогает специальными инструментами (лопаточкой, шпателем). Чтобы свести к минимуму применение инструментов, на занятиях большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике.
  3. С опорой на сформированные звуки. «З» хорошо ставится на основе родственного «С». Если «С» также недостаточно отработан, то ставят «С» от «Т». Постепенно способом присоединения голоса ребенок воспроизводит «З».
  4. Постановка от артикуляционных упражнений. Для произнесения свистящих язык выполняет сложные движения, задействуется кончик языка, его спинка и боковые края. Губы и челюсть при говорении также должны быть активны. Для отработки точных движений органов речи проводят артикуляционную гимнастику.
  5. Смешанный способ. Составляется индивидуальный план коррекции, который включает в себя перечисленные способы.

По подражанию

Постановка фонем по подражанию требует от педагога грамотной речи, корректного звукопроизношения, т.к. дети копируют артикуляцию взрослых. Для постановки «З» можно предложить дошкольникам поиграть в игру «Комарики».

Воспитатель просит детей вспомнить, как жужжат и звенят комары летом. Дети делятся на 2 категории: «комары» и «туристы». На пол кладутся обручи. Задача «комаров»: поймать «туристов», задача «туристов»: забежать от «комаров» в обруч. Дети, которые изображают комаров, издают звонкий протяжный «ЗЗЗЗЗЗЗ». Через несколько минут участники меняются ролями.

После игры воспитатель обращает внимание на звучание «З», на звонкость и громкость. Необходимо контролировать выполнение задания у каждого ребенка, проверять правильность положения органов речи.

Механический способ

Если ребенку не удается самостоятельно придать губам и челюсти нужное положение, специалист помогает ему в этом. Он:

  1. просит ребенка улыбнуться,
  2. а сам при этом придерживает его нижнюю и верхнюю губы чистым пальцем или ложечкой,
  3. в таком положении ребенок произносит длительный звук «З»,
  4. как только получится четкий звук, палец убирают.

Упражнение повторяют до тех пор, пока звук не будет поставлен. Важно научить ребенка непроизвольно опускать и поднимать губы.

Постановка от опорных звуков

Работу со свистящими специалисты начинают со звука «С», от которого в дальнейшем ставят «З» и «Ц».

Отличие «З» от «С» в том, что при произношении звонкого «З» голосовые связки смыкаются и колеблются, напор выдыхаемого воздуха становится слабее, щель между языком и альвеолами уже. Воздушная струя менее напряженная, чем при звукопроизношении «С».

Логопед просит ребенка произнести «ССС», а потом добавить голоса в звучание. Наличие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильных ощущений, поместив руку на шею.

Постановка от артикуляционных упражнений

Упражнения для артикуляции звука «З»:

  1. «Горочка». Педагог с ребенком вспоминают, как выглядит гора, изображают ее форму с помощью рук. После ребенку предлагается создать горочку своим языком, приподняв его середину.
  2. «Ветерок». Ребенок вытягивает губы трубочкой и дует, после чего педагог приподнимает его верхнюю губу и просит подуть еще раз.
  3. «Замок». Зубы сомкнуты, губы приоткрыты. Логопед объясняет, что язык находится за забором и его нельзя выпускать. Ребенок несколько раз упирается в зубы языком.
  4. «Альпинист». Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгибается. Ребенку объясняют, что нижняя челюсть — это часть скалы, на которой необходимо удержаться язычку. Движение языка контролируют с помощью зеркала и отмечают, сколько секунд удалось продержаться в таком положении.
  5. «Ручеек». Рот приоткрыт, зубы не до конца сомкнуты, так, чтобы получилась щелочка. Ребенку предлагается поиграть в ручеек: выпустить через получившуюся щелочку струю воздуха.
  6. «Катушка». Кончик языка изнутри прижат к нижним резцам. Средняя часть языка сильно выгибается, по центру образуется ложбинка. Язык выкатывается изо рта и прячется назад. Важное условие: не отрывать кончик языка от зубов.
  7. «Непослушный язычок». Рот открыт, язык расслаблен, лежит посередине нижней губы. Ребенок шлепает губами по языку, не касаясь его зубами.
Читать еще:  Как научить ребенка разговаривать в 6 лет

Автоматизация звука З

Этап автоматизации звука — закрепление рефлекторных связей на речевом материале.

Автоматизировать звук — значит ввести его в слоги, слова, фразы, связную речь по принципу от простого к сложному.

К автоматизации поставленного звука переходят, когда ребенок корректно произносит его изолированно при многократном повторении.

Работу по автоматизации звука проводят в течение 10 минут. Работу проводят 2 раза в неделю на специализированных занятиях и каждый день в домашних условиях с родителями. Во время занятия в первую очередь отмечают успехи ребенка, мягко исправляя ошибки.

Звук «З» отрабатывается поэтапно:

  1. В слогах (прямых, обратных, со стечением согласных). Дети повторяют за педагогом звукосочетания ЗА-ЗА, ЗУ-ЗУ, ЗЭ-ЗЭ, ЗО-ЗО, ЗИ-ЗИ.
  2. В словах (в начале слова, середине, конце). Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (зу — зуб), затем в словах со стечением согласных. Слова подбираются от односложных до многосложных постепенно.
  3. В загадках и скороговорках:
    а-за-за, за-за-за.
    За Зиной гонится коза.
    Зу-зу-зу, зу-зу-зу.
    Поместим в загон козу.
    Зы-зы-зы, зы-зы-зы.
    Колокольчик у козы.
    Зе-зе-зе, зе-зе-зе.
    Сено мы дадим козе.
  4. В рассказах. Дети составляют короткие и длинные рассказы со словами, которые содержат букву «З».
  5. В разговорной речи. Отработка звука в спонтанной бытовой речи, контроль над произношением со стороны взрослых. Одновременно с развитием фонематической стороны речи происходит обогащение словаря и формирование грамматического строя речи.

Автоматизировать звук «З» можно с помощью серии картинок:

  • выбирать из предложенных нарисованных предметов те, в которых есть звук «З»;
  • разделить картинки на группы с «З» в начале слова, в середине и в конце;
  • отделить картинки со звуками «С» и «З».

Дифференциация от созвучных звуков

У дошкольников возникает проблема с различением парных звуков. «З» они нередко меняют на «С». Для решения такой проблемы педагог предлагает игры на дифференциацию.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях:

  • развитие слуховой дифференциации;
  • закрепление произносительной дифференциации;
  • формирование фонематического анализа и синтеза.

Сначала логопед просит прочувствовать разницу в произношении с помощью руки, которая располагается на шее.

Детям важно запомнить, что при «З» горло вибрирует.

Потом дети ставят открытую ладонь перед ртом и ощущают разницу в воздушной струе, которая выходит при произношении похожих звуков.

На следующем этапе проводится работа с речевым материалом со смешиваемыми звуками. Проводятся упражнения на деление слов на группы с разными буквами, гимнастические игры с хлопками и иными движениями.

Автоматизация в спонтанной речи

Закрепление звука «З» в спонтанной речи включает в себя контроль взрослых над произношением ребенка.

Важно отслеживать правильность, незамедлительно исправлять дефекты, чтобы у ребенка не закрепились стереотипы.

К каждому из этапов постановки звука можно возвращаться при необходимости, проводить игры на закрепление и автоматизацию.

Речь взрослых — основной инструмент закрепления звука в фонематическом строе ребенка. Окружив детей грамотной речью, взрослые создают атмосферу для корректного развития у них звукопроизношения.

Как научить ребенка выговаривать звуки дома? Упражнения на тренировку сложных звуков

Ребенок отметил свой пятый день рождения. Он давно и много щебечет, но до сих пор не умеет выговаривать многие буквы, а слова коверкает так, что понять его могут только близкие люди. Такая проблема знакома многим родителям и все они задаются одним вопросом: как научить ребенка выговаривать буквы?

Речь ребенка формируется на протяжении дошкольного возраста. Следить за ней нужно с раннего возраста, чтобы к первому классу у ребенка полностью закрепилось правильное произношение букв. Но случается, что у детей школьного возраста наблюдается нечистая речь.

Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы

Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.

Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.

Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

Учим ребенка выговаривать звуки

Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка,
Славный мишка,
Весь из плюша
Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.

Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

Когда родители должны «бить тревогу» и обращаться к логопеду?

Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector