221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научить ребенка говорить букву г

Как научить ребенка говорить букву Д: упражнения, если не выговаривает

Постановка звука «Д» важна не только для чистой речи малыша, но и для восприятия им окружающего мира в целом. Ведь когда ребёнок постоянно ошибается в звуках и заменяет один на другой, в его голове происходит точно такая же путаница. Это чревато развитием дислексии и дисграфии, и, как следствие, неуспеваемостью в учебе и затруднениями при выборе профессии.

В раннем детстве неправильное произношение исправляется быстрее и эффективнее, чем у школьников. Автоматизация звука «Д» прививается постепенно через регулярные занятия.

Диагностика произношения «Д» у дошкольников

Артикуляционный аппарат у маленьких детей еще недостаточно развит, из-за этого возникают сложности с выговариванием. Дети путают буквы Д и Т, Д и Б, Д и Г, искажают звучание или не умеют выговаривать звуки совсем.

Речевые навыки закладываются в возрасте от 2 до 5 лет. После этого периода разговор ребёнка приобретает уверенный характер и переобучение происходит сложнее. Поэтому важно своевременно выявить сложности в произношении и поработать над их устранением.

Диагностику дома можно провести следующим образом:

  • Показать ребёнку картинки, на которых изображены слова с проблемными буквами: торт, тигр, телефон, туча, тележка, дыня, дорога, дети, дерево, домик, белка;
  • Пусть малыш повторяет за вами слова, в которых есть буква «Д»;
  • Также можно попросить его найти из предложенных картинок те, которые называет взрослый.

С помощью этого нехитрого тестирования вы определите, в каких словах у малыша четко произносится «Д», и путает ли он звуки на самом деле. После этого можно обратиться к логопеду или начинать тренировки самостоятельно.

Как поставить произношение буквы «Д»

Звук «д» является переднеязычным, звонким, согласным и твёрдым. Для его артикуляции язык прижимается к нёбу и верхним передним зубам. Если малыш не умеет это делать, то потребуется подготовительный этап для того, чтобы научить говорить «д». Для начала нужно укрепить язычок ребёнка.

Есть специальные упражнения:

  • Необходимо взять зеркало и показывать ребёнку положения губ и языка при произношении звука «Д» в разных словах. Например, «Даша думает».
  • Малыш должен водить языком в разные стороны, так чтобы эти движения напоминали тиканье часов.

Когда ребёнок освоит новые навыки, можно приступать к увеличению нагрузки. Давать задания посложнее и вместе с ним практиковаться в произношении.

Задания для постановки звука «Д»

Существуют специальные упражнения, с помощью которых можно успешно заниматься в домашних условиях. Для лучшего результата рекомендуется выполнять сразу комплекс заданий, чередовать их между собой и не останавливаться на каком-то одном.

Эффективной на практике себя показала следующая подборка артикуляционной гимнастики:

«Улыбка». Ребёнку необходимо сомкнуть зубы и как можно шире улыбнуться, тем самым растягивая губы к ушам. В таком положении нужно находиться около 7 секунд.

«Наказание язычка». Нужно верней губой постучать по языку, повторяя слог «пя» быстро.

«Лопатка». Вытащить широкий язык и положить его на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Здесь нужно внимательно следить, чтобы губа не напрягалась, а язык не дрожал.

«Задувание свечи». Следует сложить губы трубочкой и сделать сильной выдох, чтобы погасить свечу.

«Мячик в ворота». Ребёнок должен построить ворота их кирпичей или конструктора. Затем скатать шарик из ваты и пытаться задуть его в ворота. Эта и пятая задачи направлены на создание правильного выдоха, благодаря которому развивается произношение звуков.

«Фырканье лошади». Изобразить полоскание зубов, надувая поочередно верхнюю и нижнюю губы. Затем имитировать фыркающие движения губ.

Постановка звука «Д» слабослышащим детям

Детей с незначительными отклонениями в слухе, которые не выговаривают букву «Д», обучают немного по другой методике. Главное, чтобы ребенок слышал и понимал свою речь. Для этого проводится предварительное постановочное занятие, на котором малышу показывают правильное произношение.

Существует 2 способа:

  1. По подобию. Объяснить ребёнку на примере, что артикуляция «д» и «т» отличается вибрацией голосовых связок. Для этого руку малыша прижать к гортани взрослого во время произношения звуков.
  2. Механически. Попросить ребёнка произнести звук «б» с просунутым между губами языком, в этот момент чистой ложкой или специальным шпателем надавливают на кончик языка и отодвигают его к верхним резцам.

После того, как ребёнок усвоит разницу в звуках, можно начинать тренироваться по общей схеме. Но для слабослышащих детей лучше упражняться перед зеркалом, чтобы занятия имели наглядный эффект.

Дифференциация звука «д» и «т» в слогах и словах

После первичной постановки звука важно, чтобы малыш их мог различать в речи самостоятельно. Для закрепления этого навыка тоже разработаны специальные упражнения. Они помогут ребёнку понимать твёрдый и мягкий звуки «д» и «дь», «т» и «ть», которые малыши чаще всего путают.

Упражнения на дифференциацию для дошкольников состоят из следующих заданий:

  • Повторение слогов. Например, та-да тя-дя то-до дё-те де-те ту-ду дю-тю ды-ты ты-ды и так далее.

  • Сравнение пары слов по смыслу и звучанию. Дом-том, плоды-плоты, дачка-тачка, тропинка-дробинка, Таня-Даня.

  • Физкультминутка с повторением слов.

  • Отгадывание загадок, ответами на которые будут слова с буквой «д».

Также существует игра, в которой ребёнок должен придумать предложения. Вы даёте ему вспомогательные слова, а он составляет предложение. К примеру, так:

Для дифференциации звуков можно использовать практически любые стихотворения, ведь буквы «д» и «т» используются часто. Например:

Автоматизация в словах и слогах

Процесс автоматизации подразумевает отработку навыка. Это заключительный этап упражнений на пути к чистому произношению. Ребенок уже умеет правильно произносить звуки и различает их в речевом материале. Остается только закрепить знания.

Для этого хорошо подходят различные поговорки, скороговорки и пословицы с буквами «д» и «т».

Ниже представлены примеры для автоматизации:

  1. Даша и Даня идут в детский сад.
  2. Дети делят дыню.
  3. Давай в гости ходить друг к другу: сперва ты меня позовешь, а потом я к тебе приду.
  4. Дело заделано, надо доделывать.
  5. Не буди медведя – обидит.
  6. Не делю, Люда, неделю.
  7. Ехал в санках Дёма к дому. Повстречала дрёма Дему, одолела Дёму дрёма, дремлет Дёма возле дома.
  8. На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора. Не вместит дров двор. Выходи, дроворуб Дрон. Надо дрова выдворить, на дровяной двор выставить.
  9. Дед Данило делил дыню – дольку Диме, дольку Дине.
  10. У дяди Федора дом в деревне, а у Гудвина – в городе.

Также для автоматизации звуков можно использовать чистоговорки, содержащие «д» и «т».

Да-да-да, да-да-да — не ходи, Вадим, туда!

Ду-ду-ду, ду-ду-ду — все равно туда пойду.

Ди-ди-ди, ди-ди-ди — ты ж одетый, не ходи!

Да-да-да, да-да-да — ой! Холодная вода!

Де-де-де, де-де-де — вот беда! Вадим, ты где?

Ды-ды-ды, ды-ды-ды — только слышно из воды.

Дети с любопытством реагируют на подобные задания в игровом формате. Они вовлекаются и легко усваивают информацию.

Чем интереснее подача материала по постановке и закреплению звуков, тем лучше ребёнок запоминает правила.

Терпение и труд всё перетрут

В заключение хочется сказать, что при системном подходе ребёнок обязательно освоит правильное произношение звуков. Невозможно точно предположить, сколько времени потребуется для успешного завершения занятий по постановке и автоматизации звука «Д». Это зависит от особенностей растущего организма малыша. Но все приложенные усилия по коррекции речи однозначно окупятся сторицей, и ребенок начнет произносить звуки более четко и уверенно.

Если ребенок не выговаривает букву К, Г, Х

Что делать, если ребенок в 5 — 6 лет не выговаривает букву (звук) — К. О том, как научить ребенка правильно произносить букву К, Г, Х, мы прочитали в одном из выпусков «Семьи и школы»:

Дети нередко затрудняются в произнесении звука «к» или всей группы заднеязычных звуков: «к», «г», «х». Иногда это естественная возрастная особенность детской речи, и она потом исчезает, а порой это стойкий недостаток, устранение которого требует специальных систематических занятий.

Расскажем кратко, как можно научить ребенка правильно произносить «к», «г», «х» .

При правильном образовании звуков «к, г» губы и зубы разомкнуты, расстояние между ними меняется в зависимости от следующего за звуком гласного. Кончик языка упирается в нижние альвеолы или несколько отодвинут назад. Спинка языка сильно выгнута и плотно прижимается к нёбу. Выдыхаемая струя воздуха с силой прорывается между нёбом и спинкой языка («к», «г» называются смычными, взрывными, мгновенными). Звук «к» глухой, произносится без участия голоса, а звук «г»— его звонкая пара. При произнесении звука «г»выдох менее напряженный. Звук «х» также глухой, произносится без голоса. При образовании этого звука плотного смыкания не возникает, а между выгорбленным языком и нёбом есть только щель, сужение (звук называется щелевым, про¬износится не мгновенно, а длительно).

Читать еще:  Как быстро научиться выговаривать р

В речи детей звуки «к, г, х» иногда или отсутствуют, пропускаются или заменяются другими, чаще всего переднеязычными: «к» произносится как «т», «г» как «д», «х» как «т». Ребенок произносит: «Татя» (Катя), «тутушка» (кукушка), «дусь» (гусь) и т. д.

Иногда достаточно только несколько раз произнести звук четко, выразительно, даже подчеркнуто, и ребенок, подражая, сразу начинает правильно выговаривать его. Если это не удалось, для выработки правильного произношения «к» с успехом может быть использован следующий механический прием:

  • ребенку предлагается многократно произносить слоги: «та-та-та», а кончик языка в это время пальцем (шпателем, палочкой, ручкой зубной щетки, черенком чайной ложки и т. п.) слегка прижимают книзу и немного отодвигают в глубь рта, назад. Язык при этом отодвигается, спинка выгибается, прижимается к нёбу. Постепенно получается «та-тя-кя-ка». Иногда упражнение сразу же дает эффект, а иногда необходимо повторить его в течение нескольких дней.

По мере упражнений постепенно палец убирается, и ребенок начинает произносить звук самостоятельно, без механической помощи.

Подобным образом «г» получается от звука «д»: ребенок произносит «да-да-да», при нажиме на кончик языка получается: «да-дя-гя-га». Звук «х» получается от «С»: «са-ся-хя-ха».

  • При первой же удаче надо обратить внимание ребенка на то, какой получился звук, и сразу же попросить повторить его.
  • Четкий, правильный звук закрепляется, автоматизируется в разнообразных сочетаниях — в слогах, словах, фразах.
  • Предложите малышу придумывать самому слова с данным звуком, называть картинки, отвечать на вопросы и т. д.
  • Полезны, например, скороговорки: «У киски мягкие лапки. Клава клала лук на полку» и т. д.
  • Неплохо использовать при работе зеркало, чтобы ребенок мог видеть разницу в артикулировании звуков.
  • Нельзя, чтобы занятие утомляло малыша, нельзя принуждать его заниматься, если он не хочет.

Если результаты самостоятельных занятий невелики, целесообразно обратиться к педагогу по исправлению речи — логопеду.

Как научить ребенка выговаривать букву «Р»

Наиболее частый запрос обращения родителей к логопеду-дефектологу — нарушение произношения звука «Р». Он формируется в речи ребенка в последнюю очередь, постановка звука «Р» требует контроля со стороны взрослых.

Когда нужна коррекция

Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.

Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.

В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.

Норма произношения «Р»:

  • губы расслаблены;
  • расстояние между зубами 4-5 мм;
  • кончик языка поднимается к верхним деснам;
  • язык вибрирует в струе воздуха;
  • средняя часть спинки языка выгибается;
  • задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
  • боковые края прижаты кверху;
  • голосовые складки в момент говорения колеблются.

Нарушение произношения твердого «Р» и мягкого «РЬ» в дефектологии называют ротацизмом или параротацизмом. В советское время эти нарушения называли картавостью.

Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:

  1. Велярный.
    Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
  2. Увулярный.
    Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
  3. Носовой.
    Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
  4. Двугубный.
    В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
  5. Щелевой.
    Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
  6. Межзубный.
    Язык находится между зубами.

Этапы коррекции нарушений:

  1. Подготовительный.
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация.
  4. Дифференциация.
  5. Закрепление в речи.

Причины неправильного произношения

  1. Искаженное произношение.
  2. Отсутствие звука в речи ребенка.
  3. Замена одного звука другим.
  1. Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
  2. Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
  3. Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
  4. Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.

Проблемы с речевым дыханием

Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.

Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.

Нарушения слуха

Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.

Нарушение фонематического слуха (дислалия) затрудняет восприятие устной и письменной речи в школьном обучении, поэтому необходима коррекция дефектов сразу при их обнаружении.

Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:

  1. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
  3. Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
  4. Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
  5. Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.

Недостаточное развитие органов речи

Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.

Индивидуальное строение уздечки

Укороченная уздечка, аномалии ее расположения — дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.

Подготовка артикуляционного аппарата

На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.

Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:

  1. «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
  2. «Лошадка» — щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
  3. «Болтушка» — широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».

Упражнения на дыхание

Дыхательная логопедическая гимнастика:

  1. «Пузыри».
    Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот.
  2. «Мельница».
    Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук.
  3. «Гуси».
    Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у».
  4. «Воздушный шар».
    Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар.
  5. «Ежик».
    Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.
Читать еще:  Как научить ребенка разговаривать

Способы постановки звука

Основные приемы постановки:

  1. По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
  2. Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
  3. Смешанным способом — постановка от других звуков.

Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.

Подражание

До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.

Постановка «Р» от звука «Д»

Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.

Постановка от «Д»:

  1. Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
  2. Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
  3. Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
  4. Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
  5. Убрать «Д» из упражнений.

Если у ребенка не получается вибрировать языком, то можно помочь ему, мягко подтолкнув язык палочкой от мороженого.

Упражнения от звука «Ж»

Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».

Постановка от звука «З»

Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.

Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.

Упражнения от звука «С»

Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.

На вдохе

Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке «Р» от «С» ребенок произносит звук, вдыхая воздух.

Механическим методом

«Р» ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.

Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.

Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника.

Постановка звука «РЬ»

При замене «Р» его мягкой парой ребенок широко раскрывает рот и более протяжно произносит звук, переместив передний край языка вперед к верхним резцам. При этом «Р» сочетается с передним гласным «И». В результате звук приобретает мягкий оттенок.

Автоматизация звука «Р» в слогах «ра-ро-ры-ру»

Игра на отработку «Р» в открытых слогах помогает ребенку закрепить твердую и мягкую формы, способствуют плавности речи.

Дошкольник повторяет скороговорки:

Ра, ра, ра — теплая нора.

Ра, ра, ра — тонкая кора.

Ры, ры, ры — сидит ежик у норы.

Ры, ры, ры — добежали до горы.

Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.

Постановка звука «Р» по Хватцеву

Советский педагог М. Е. Хватцев в 1959 г. разработал систему поэтапной постановки «Р»:

  1. Сопоставление словосочетаний с объяснением разницы для развития фонематического восприятия (жарко-жалко, вор-вол, рожки-ложки).
  2. Получение вибраций механическим способом, постукивая по деснам, и через работу с воздушной струей.
  3. Постановка «Р» от получившегося длительного «Д» и «Р».
  4. Автоматизация через вставку редуцированного гласного звука «Ы» (дыыыра, тыыыыра).

Способ по Левиной

Логопед Р. Е. Левина в 1965 г. разработала комплекс артикуляционных упражнений для обучения произношению «Р».

На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.

На втором — тренируется вибрация языка от звуков «Ш», «Ж». Ребенок раздвигает губы, не округляя их, протягивает «Ж», сдвигает кончик языка наверх к деснам, щель между ними отсутствует. Ребенок сильно выдыхает воздух.

Для выработки вибрации используют звук «Д», который проговаривае тся на одном выдохе. Рот широко открыт, передний край языка плотно соединяется с деснами верхних зубов. «Д» произносят вместо «Р» в словах с сочетанием «ТР» или «ДР».

Метод Богомоловой

А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения «Р». Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.

Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание «ТЖ». Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «ТЛЕ» изменится в «ТР». После закрепления короткого «ТР» отрабатывают раскатистое «ТР» с помощью пальцев, а потом и без них.

Как научить ребенка правильно говорить сложный звук?

Речь – основное средство коммуникации у людей. Поэтому так важно, чтобы у ребенка она развивалась правильно. Один из показателей – четкое произношение всех звуков к 5–6 годам. И без родительской помощи малышам здесь не обойтись. Как научить своего ребенка правильно говорить все буквы? Что для этого нужно делать?

Немного «общей теории»

Прежде всего, важно понимать, что речь маленького человека развивается поэтапно. Опытные родители наверняка помнят, что их малыш в первые месяцы жизни произносил нараспев гласные звуки, потом начал гулить, произнося слоги с простыми согласными, потом пошли первые звукоподражания («ам-ам», «ав-ав») и первые слова.

  • Ближе к году ребенок может говорить «мама», «папа», «баба», «дядя», «дай», возможно, и несколько других слов. А также еще использует «неправильные» слова («куп-куп», «бай-бай»).
  • С года до двух малыш учится формулировать первые простейшие предложения («буду суп», «папа, дай»). Если синтаксическая структура предложения (подлежащее — сказуемое) прослеживается, на чистоту звуков пока внимания не обращают: артикуляционный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован для этого. Зато семимильными шагами идет пополнение так называемого «пассивного» словаря, начатое в первые месяцы: ребенок учится понимать новые слова, запоминает их произношение и значение, хотя не умеет пока их произносить. Позже они перейдут в его активную речь. Сейчас он уже не просто произносит «словарный набор», но сам прислушивается к тому, как говорит эти слова и звуки в них, в состоянии оценивать, правильно это или нет.
  • В районе 3 лет ребенок учится повторять небольшие стихи, а также строить сложные предложения со словами «потому что», «который», «чтобы». Чаще всего именно к этому возрасту «созревают» свистящие звуки (С, З, Ц). Но даже если они пока заменяются (например, звуком Т), но при этом интеллект ребенка развивается нормально (он понимает обращенную к нему речь, знает, как зовут родных, или что у животных тоже есть мамы и папы) – тревожиться повода нет.
  • К 4 годам малыш должен знать обобщающие слова (что такое посуда, транспорт, игрушки, одежда). Произношение пока еще может быть не очень чистым (чаще всего страдают шипящие и Р).
  • В 5 лет ребенок должен правильно произносить все звуки, поскольку к этому времени отделы мозга, отвечающие за развитие речи, сформированы в достаточной степени, а речевой аппарат достиг нужной «кондиции» (при условии, что с малышом постоянно занимались: сама по себе речь не возьмется «ниоткуда»).

Становление речи и родительское участие

Так в чем же заключается родительская помощь? Прежде всего, взрослым важно понимать, что просто научить говорить буквы ребенка невозможно. Этот процесс долгий, систематический и всесторонний. Речь малышей развивается вкупе с совершенствованием остальных навыков: как психомоторных, так и физических. Если кроха отстает в развитии (поздно начал держать голову, садиться, у него есть проблемы с памятью, вниманием) – речь, скорее всего, тоже будет отставать.

Читать еще:  Как научить говорить в 3 года

Что нужно делать, чтобы все происходило в свои сроки? Во-первых, следить за общим развитием – тренировать мышцы, ловкость, моторику, память, внимание.

Для закладывания речевых навыков особенно важны следующие аспекты.

  • Родители с самого раннего возраста крохи должны говорить с ним чисто и правильно: без детских умильных «сюсюканий», без подстраивания слов под детский возраст. Да, малыш может говорить неправильно в силу возрастного несовершенства своего речевого аппарата. Но слышать вокруг себя он должен только точную речь: правильную, четкую, грамотную, без словесного мусора («ну это», «блин», «короче», «чё»), иначе неверное произношение закрепится в его речи и потом эти проблемы придется корректировать со специалистами. А это гораздо сложнее.
  • Процесс нельзя пускать на самотек. При таком пассивном подходе малыш непременно начнет отставать. Учить его правильному произношению важно так же, как и учить держать ложку или натягивать колготки.
  • Вокруг ребенка постоянно должна быть активная речевая среда. Он должен все время слышать речь. Все действия нужно комментировать, обо всем происходящем рассказывать, называть все окружающие предметы. Тогда ребенок с раннего возраста будет не только обогащать пассивный словарь, но и понимать важность речи для общения.

Что именно развиваем?

В первую очередь, конечно, пассивный словарь. Но освоению навыков произношения способствует не только он. Так, давно доказано, что мозговые центры, отвечающие за развитие мелкой моторики и речи, находятся рядом и влияют друг на друга. Поэтому для того, чтобы у малыша не было проблем с речью, важно уделять внимание развитию мелкой моторики. Это могут быть такие занятия, как:

  • пальчиковая гимнастика или массаж пальцев рук (в самом раннем возрасте);
  • перебирание круп, мелких пуговиц, орехов;
  • шнурование, застегивание молний, кнопок;
  • закручивание крышек на бутылках;
  • рисование пальчиками по песку, манной крупе, муке;
  • рисование красками, лепка;
  • нанизывание больших бусин на веревочку.

А чтобы речевой аппарат находился в хорошей форме, его нужно постоянно тренировать. Для этого разработаны специальные комплексы артикуляционной гимнастики. Они помогают губам, языку, челюстям, щекам ребенка приобрести нужную силу, тонус, подвижность и управляемость, научиться правильной силе и направлению подачи воздуха при говорении, сделать речь ритмичной и красивой. Только правильная работа этих органов поможет малышу освоить нужное произношение. Об артикуляционной гимнастике подробно мы рассказывали в данной статье.

Начиная любые занятия с дошкольником, помните, что длиться они должны не более 15 минут. Обращайте внимание на настроение малыша и готовность принять игру. Если он не хочет – не настаивайте, не принуждайте (тем более, не сулите «кару небесную»!). Иначе, однажды ощутив такое отношение, ребенок может на всю жизнь потерять интерес ко всякому обучению или вовсе возненавидеть его.

Подготовка к постановке звуков

Не нужно дожидаться 5–6 лет, чтобы увидеть, что ребенок не выговаривает какие-то буквы. Очень часто проблему можно предотвратить (к тому же, это гораздо легче, чем потом исправлять). Чтобы научить ребенка говорить какой-либо звук, достаточно лишь систематически выполнять комплекс упражнений, который вместе с артикуляционной гимнастикой поможет органам малыша «понять», как вести себя при произнесении тех или иных звуков. Или букв – многие называют это так (хотя звук – правильнее: буква – это графическое начертание звука).

Итак, логопедические упражнения, которые помогут ребенку выговаривать звуки, могут быть такими.

  • Укрепляем мышцы языка, чтобы он мог долгое время находиться вверху за верхними зубами в поднятом состоянии. Это определяющий момент для того, чтобы выговаривать звуки [ч], [щ], [ш], [ж], [л] и [р] – проблемные для многих деток. Для этого подойдут речевые игры (лучше проводить их в стихотворной форме, с некоторой театрализацией процесса), в которых малышу придется много раз повторять: «ты-ды» («тын-дын»), «так-так», «ды-ды», «да-да». Это те слоги, при которых приходится поднимать и удерживать язычок наверху. Здесь важно варьировать силу голоса, интонацию, скорость произношения, а также следить, чтобы кончик языка ребенка во время упражнений не опускался к нижним зубам, а все время находился за верхними.
  • Укрепляем корень языка, чтобы он мог подниматься к нёбу. Это необходимо для произношения звуков [г], [к], [х]. Пусть ребенок представит, что он – меткий стрелок, перед которым находится тир с мишенями. Его задача – «поразить» все «мишени» из ружья (выстрел – это «кх-кх»). «Стрелять» можно, пока ребенок не устанет. Можно воплотить тир в реальность, развесив мишени и дав малышу водяной пистолет. Стрелять он должен с тем же звуком: [кх].
  • Учим малыша смыкать губы. Аденоиды, неправильный прикус или другие особенности могут стать причиной того, что ребенок не может плотно сомкнуть губы. При этом сильно страдает произношение звуков [п], [б], [м] (это как раз «губные» звуки). Чтобы научить малыша их выговаривать, можно поиграть в барабанщиков или в дождик с громом – главное, чтобы во время такой игры он произносил характерные слоги: «бом-бом», «бум-бум», «бух-бух» и т. д. Нужно следить, чтобы губки малыша при выполнении таких упражнений смыкались очень крепко, даже слегка «переигранно». Так быстрее укрепятся мышцы вокруг рта, и ребенок сможет смыкать губы. Соответственно, будет готов произносить сложные пока что для него губные звуки.
  • Разрабатываем щечки. С помощью игры в «хомячка» малыш научится работать щеками – они ведь тоже участвуют в произношении. Предлагаем ему надуть щечки, как будто ротик набит едой, и начать сосредоточенно «пережевывать» (щеки надуты, губы сомкнуты). При этом работают также челюсти и практически все мышцы лица.

«Ставим» звуки

Если после таких занятий ребенок не сможет выговаривать какие-то буквы, можно попробовать поставить каждый «западающий» звук с помощью специальных логопедических хитростей. Чаще всего это получается даже без помощи специалиста, в игровой форме.

  • Звук [с] может получиться, если попросить ребенка поиграть в тишину (произнести «т-ссссс», растягивая «сссс»).
  • Звук [з] получается аналогично, только нужно добавить голос.
  • Чтобы произнести [ц], можно изобразить «тревожную тишину» — «тс-тс-тс».
  • [ш] получится, если во время произношения малышом звука [с] приподнять его язычок с помощью ложечки вверх, к нёбу.
  • [ж] выходит аналогично, только от звука [з].
  • Звук [ч] можно услышать, если ребенок будет произносить «ть-ть-ть», а взрослые в это время сдавят пальцами его щечки.

А вот упрямый [р] часто требует помощи логопеда. Но это не страшно: специалист может довольно быстро помочь ребенку (иногда хватает 2-3 занятий).

Для закрепления в речи малыша выученных звуков прекрасно подходят скороговорки и чистоговорки, стихотворения с акцентом на какой-то звук, карточки с изображениями предметов на нужную букву.

Если же малыш, даже несмотря на систематические домашние занятия, не может осилить какой-то звук, следует посетить логопеда. Не исключено, что проблема кроется в каких-либо физиологических особенностях ребенка (неправильный прикус, короткий язык или подъязычная уздечка, дефекты нёба, сильный тонус мышц или другие проблемы). Возможно, малышу нужны индивидуальный подход, курс специального логопедического массажа, лечение у невролога или даже хирургическая коррекция. Но пускать ситуацию на самотек нельзя: пока не будут приняты все необходимые меры, ребенок просто не сможет произносить правильно те или иные звуки.

Начиная логопедическое занятие со своим ребенком, уберите все отвлекающие предметы из зоны обзора, выключите компьютер и телевизор. Разложите рисунки или карточки, которые вам понадобятся для работы (игры!), обязательно возьмите зеркало: так ребенок будет видеть и ваши действия, и свои.

Итак, сами по себе звуки не «посетят» речь малыша. Заниматься развитием артикуляции, словарного запаса, мелкой моторики нужно постоянно. Тогда результаты не заставят себя ждать. Ну а если обнаружатся какие-либо проблемы, своевременное их решение обеспечит ребенку нужный речевой прогресс. Ведь, как было сказано вначале, речь – основное средство коммуникации в нашем обществе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector