221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научить ребенка говорить упражнения

Как помочь ребенку начать говорить?

Первого слова своего крохи с нетерпением ждут все родители, ведь речь позволяет человеку общаться с окружающими, выражать свои мысли и желания, учиться, развиваться и вообще существовать в социуме. Но как можно научить маленького ребенка говорить, как ему помочь?

Возрастная специфика развития речи

Для того чтобы научить ребенка говорить, прежде всего, нужно знать основные этапы речевого развития малышей, чтобы на каждом из них правильно помогать малышу.

  • 1–2 месяца. Большинство новорожденных в этот период общаются только с помощью плача. Некоторые из них к концу этого периода начинают гулить.
  • 2–4 месяца – время активного гуления, в основном с использованием гласных звуков.
  • С полугода начинается стадия лепета, ребенок осваивает согласные звуки, пробует «перебирать» все новые слоги.
  • Первые простейшие слова и словоподражания могут появиться в 7 – 9 месяцев («дай», «на», «вава», «кака», «ав», «ам», «бум») или немного позже.
  • Долгожданные «мама», «папа», «баба» и некоторые другие слова ребенок осваивает примерно в 1 год. Многие звуки малыш произносит еще неправильно, что вполне естественно. У годовалого крохи часто речевое несовершенство компенсируется использованием дополнительных жестов, а сложные слова он заменяет подражаниями.
  • В 2 года речь начинает развиваться активнее. Ребенок говорит все больше слов, пробует собрать из них простейшие фразы, состоящие из 2–3 слов. У 2-летнего крохи быстрыми темпами пополняется пассивный словарь. Произношение многих звуков по-прежнему может страдать, это нормально.
  • 3–5 лет – период развития связной речи. Ребенок говорит предложениями, учится вести диалог, строить простые связные рассказы. Словарный запас растет в геометрической прогрессии. Дети могут говорить быстро и сбивчиво, пытаясь выразить эмоции.
  • К началу обучения в школе в норме ребенок правильно произносит все звуки, может последовательно излагать свои мысли, пересказывать простейшие тексты, рифмовать, использовать сложные речевые конструкции.

Если у ребенка остаются проблемы с произношением, можно корректировать его с помощью специальных упражнений на постановку и отработку отдельных звуков. Как поставить, например, звук [ш], рассказывается здесь.

Правильный образец

Чтобы каждый из этих этапов ребенок проходил полноценно, ему не обойтись без помощи родителей. Первое, о чем они должны помнить, – малыш всему учится, подражая им. Поэтому их задача – подавать ему правильный пример.

  • Не искажайте слова, как ребенок, стараясь общаться «на его уровне». Если с ним постоянно «сюсюкать», произнося слова картаво-шепеляво, он усвоит это как норму. Говорите всегда чисто и правильно, чтобы малыш понимал, к чему стремиться.
  • Говоря с крохой, показывайте ему, как работает ваш артикуляционный аппарат, изменяйте интонацию, громкость, скорость, тональность своей речи, чтобы показать малышу все разнообразие речевого звучания.
  • Показывайте ребенку наглядно предмет, о котором говорите, чтобы он научился связывать его образ с речевым «эквивалентом».
  • Примерно в полтора года приучайте его вместо слов-заменителей и звукоподражаний произносить полные названия. Например, он говорит: «Мяу», – мама отвечает: «Верно, это кошечка» (не киса!). Немного позже реакцию на слово меняют: «Да, так она говорит, а кто это? Правильно, кошка».

В период, когда ребенку еще сложно говорить связно и разборчиво, можно использовать в качестве дополнительных «пояснялок» общеупотребительные жесты. При этом они должны быть понятны всем, а не только в данной семье (то есть придумывать их не надо):

  • «на» (протягивают руку навстречу, что-то предлагая);
  • «дай» (протягивают руку, прося);
  • «там» (указательный жест);
  • «да» (кивок головой);
  • «нет» (отрицательный кивок головой);
  • «вот» (указание места);
  • «иди сюда» (подзывающий жест рукой);
  • «ай-ай-ай» (ругающий жест указательным пальцем);
  • «хорошо» (показывают большой палец при сжатой в кулак ладони);
  • «тихо» (палец подносят к губам);
  • «привет» (пожимание рук);
  • «пока» (машут рукой) – и другие.

Помните, что жесты – лишь дополнение и помощь для детей в период, когда они не могут выразить словами желаемое, например в годик и немного позже. Чтобы не возникло привычки постоянно заменять жестами речь (какой при этом смысл учиться говорить?), важно создавать условия, при которых ребенок ощутит необходимость общения, то есть мотивировать к говорению. Для этого чаще просите его что-то принести или сделать, а в ответ на его жестовые просьбы постепенно «переставайте понимать», что он показывает и чего добивается.

Рекомендации специалистов

Чтобы ребенок начал говорить вовремя, одного примера не достаточно. Здесь нужна комплексная работа. Правильно организовать ее помогут советы специалистов.

  • Начинать речевое развитие никогда не рано. Поэтому разговаривать с крохой можно уже в утробе матери. Специалисты считают, что таким образом можно стимулировать речевое развитие ребенка, приучая к общению.
  • Разговаривать нужно постоянно. Активное речевое окружение – залог своевременного речевого развития. Маленькому ребенку нужно рассказывать обо всем: куда идем, что происходит, что окружает, из чего это сделано, для чего нужно, кто что делает и т. д. При этом важен эмоциональный контакт: нужно улыбаться крохе, смотреть в глаза, петь ему песенки. Можно ходить по дому или улице, целенаправленно показывая новые предметы и рассказывая о них.
  • Чтение должно быть нормой. Книги помогают расширить кругозор, словарный и понятийный запас, развивают воображение и память.
  • Стихи и песенки прекрасно запоминаются благодаря рифмам. Они учат ребенка ритму, темпу речи, интонациям, тренируют память, развивают артикуляционный аппарат. Когда стих выучен, можно заканчивать его нарочито неправильно, побуждая малыша исправлять взрослого.
  • Помочь ребенку быстрее начать говорить могут постоянные вопросы родителей. Даже на этапе, когда он еще говорит очень плохо. Он будет стараться ответить, подключая эмоции и жесты, а затем сможет отвечать при помощи слов. Малыш научится выражать свои мысли, размышлять, думать, делать выводы.
  • Речевое развитие стимулируется совершенствованием мелкой моторики. На начальном этапе этому могут способствовать простейшие пальчиковые игры-потешки («Ладушки», «Гуси-гуси», «Коза рогатая», «Сорока-ворона»). Двухлетнего ребенка заинтересуют кубики, пирамидки, сортеры, пазлы, мозаики, прищепки, пробки и крышечки, крупы, а также рисование, лепка, аппликации.
  • Не обязательно приобретать готовые пособия. Развивать речь можно с помощью подручных средств. Например, во время готовки ребенок может называть продукты, их цвета, считать их, может показывать овощи и фрукты одного цвета, выбирать те, что больше или меньше. На прогулке можно считать дома, деревья, предметы одного цвета (машины, одежду людей), изучать погоду, время года, растения, насекомых и т. д. При этом большое значение имеет построение диалога, побуждение малыша к ответам, обдумыванию, наблюдению, анализу.

Полезные игры

Заставить ребенка говорить насильно не получится. Это должно происходить незаметно для него во время бесед, маминых рассказов, полезных игр.

Во что играть с детками? Ниже приведено несколько примеров игр, на основе которых родители могут придумать и свои варианты.

  • Сортировка. Малыш должен рассортировать из общей массы разные игрушки (или карточки, если ему интересно работать с ними) по группам: фрукты, овощи, домашние и дикие животные и птицы, насекомые, мебель, посуда, транспорт и т. д. Использовать нужно те изображения или предметы, которые ребенку уже знакомы. Постепенно, по мере изучения к ним добавляют все новые. При этом обязательно проговаривать, что и почему ребенок объединяет.
  • Соотнесение. Учим соотносить предмет и то, что с ним связано. Например, взрослый показывает картинки: корова, овечка, дерево, колосок. Малышу дают другие картинки, связанные с ними. Он должен соотнести их: дерево – забор, скамья, береза, дуб; овечка – варежки, свитер, шапка, шарфик; корова – молоко, кефир, масло, сыр; колосок – мука, хлеб, булочка, печенье. Также проговариваем – что и почему соотносим. Если малыш затрудняется – мама приходит на помощь, это правило действует при любой игре.
  • Подбираем пару. Взрослый называет слово, малыш должен подобрать к нему пару: груша – фрукт, машина – колесо (мотор), лодка – парус (река), лейка – вода (грядка).
  • Лишнее слово. Ребенок должен по характерным признакам на слух определить слово, лишнее в ряду существительных (например, мяч, кукла, кубик, песок). С возрастом слова подбирают посложнее.
  • Обобщение. Малышу называют (а лучше показывают) несколько предметов, а он должен назвать их общим словом (яблоки, груши, вишни – фрукты, помидор, капуста, огурец – овощи).
  • Части и целое. Взрослый называет предмет, малыш объясняет, из каких частей он состоит (платье – рукав, карман, воротник; машинка – кабина, колеса, сиденья, двери, фары). Более сложный вариант – родители описывают предмет по частям, а ребенок отгадывает, о чем речь (у него есть 4 ножки, сиденье, спинка – стул).
  • Найди недругов. Из предложенной цепочки слов малыш должен выбрать два противоположных по значению (ночь, час, сутки, день – день и ночь; друг, радость, враг – друг и враг).

Итак, основные правила, помогающие научить маленького ребенка говорить, – постоянное речевое окружение, правильный пример, побуждение к диалогу и обучение в форме игры. Пользуясь полезными рекомендациями, приведенными здесь, родители могут значительно улучшить речевые навыки своего крохи – помочь ему заговорить вовремя, активно развивать словарный запас и умение связно говорить.

Читать еще:  Как научить говорить р

13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.

Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.

Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.

Способ 1 — уберите то, что мешает!
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.

Способ 2 — расширяйте словарный запас.
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.

Способ 3 — делайте уроки веселыми.
Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.

Способ 4 — зарядка для языка.
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.

Способ 5 — повторяйте друг за другом.
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.

Способ 7 — введите в режим чтение.
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.

Способ 8 — спойте, друзья!
Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.
Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.

Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!

Способ 11 — никаких упрощений.
Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?

Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

Способ 13 — проявляйте внимание.
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.

Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!

Учим ребенка разговаривать

Один из самых необходимых навыков, которые кроха должен приобрести в свои первые 2 года жизни – это научиться правильно, разговаривать и передавать мысли на словах. От этого зависит, сумеет ли он найти общий язык с окружающими.

Вы не знаете, как заставить или научить ребенка говорить без особых трудностей? Тогда вам следует прочитать данную статью.

Как научить ребенка разговаривать

Каждому родителю хочется, чтобы их чадо как можно скорее начало говорить. Но все дети разные, и сам процесс говорения у них начинается по-разному. Поэтому они задумываются о том, как научить ребенка говорить и помочь ему справиться со сложностями выговаривания звуков и слогов.

Стадии

Чтобы правильно подготовить малыша к взрослой жизни и научить его выражать словесно свои мысли необходимо многое узнать.

Процесс освоения речевых знаков проходит в несколько стадий:

  • Первые звуки кроха начинает издавать в возрасте 2-3 месяцев, может даже различать голоса. Остальное для него – как приятная мелодия.
  • В 7-9 месяцев малыш старается произнести короткие слова, состоящих из слогов – «па-па», «ма-ма», «дай-дай», подключаются эмоции.
  • В годовалом возрасте у маленького говоруна появляется осмысленная речь, его словарный запас составляет несколько несложных слов.
  • После года пополняется словарный запас до 50-70 слов.
  • В 2 года малыш пользуется более развернутыми фразами, использует 120-300 слов.
  • На третьем году жизни происходит увеличение словарного запаса (до 800 слов). Здесь необходимо помочь развить артикуляцию (в этот период он склонен сложные звуки заменять на простые «шарик- саик»).

Как научить ребенка разговаривать, какие существуют эффективные упражнения и методики для развития речи карапуза? Многие и другие вопросы очень интересуют родителей, поэтому к этой теме необходимо подойти серьезно и с ответственностью.

Методики

Родителям важно знать, как научить ребенка разговаривать, используя эффективные методики для того, чтобы процесс обучения был интересным и не утомлял карапуза.

Для того, чтобы развивать логическое мышление и воображение, нужно использовать игры для всестороннего развития. Усвоение новых знаний происходит лучше всего во время игр, с применением фигур разной геометрической формы, головоломок, оригами.

Развить интеллектуальные способности поможет мелкая моторика рук с использованием гимнастики пальцев. Применяя эту систему развития, у чада формируется связь – мышление с действием.

Как научить ребенка говорить в 2 года

Разговорная речь активно развивается у детей, начиная с двухлетнего возраста. Родители часто задаются вопросом, как научить ребенка говорить?

Существует несколько методик, как научить ребенка разговаривать в 2 года:

  • Говорить с чадом много и везде.
  • Знакомить ребенка с окружающими звуками.
  • Давать малышу играть с мелкими предметами: бобами, фасолью, бусинами, песком.
  • Чтение сказок, рассказов, стихов, совместное пение песен.
  • Побуждать ребенка назвать предмет, который он просит и мычит, но не называет.
  • Поощрять общение крохи с другими детьми.

Мелкие детали очень важны, даже если вам кажется это не так. Книги, яркие картинки и громкие звуки, а также многое другое формируют художественные вкусы. Если малыш научится выражать эмоции в творчестве, то словесно для него не будет проблемой.

Читать еще:  Как быстро научить ребенка считать до 10

Логопедические упражнения для развития речи

Как научить ребенка говорить в 2 года – этот вопрос тщательно изучается медиками. Если малышу почти 3 года, а он все еще молчит, или, наоборот, говорит много, но ничего не понятно, необходимо помочь ему справиться со сложностями звукопроизношения.

Логопедические упражнения помогут понять, как быстро научить ребенка разговаривать.

В возрасте 2-4 лет детям сложно удерживать внимание на учебной деятельности, поэтому обучение нужно проводить в игровой форме. Особое внимание отводится подготовительным упражнениям и артикуляционной гимнастике.

Подготовительные упражнения

Мамы молчунов ищут дельные советы, как научить ребенка разговаривать.

Перед тем, как приступить к постановке определенного звука, необходимо подготовить и нормализовать:

  • Мышечный тонус.
  • Моторику артикуляционного аппарата.
  • Речевой выдох, выработку плавного и длительного выдоха.
  • Мелкую моторику рук.

Даже такие детали детского организма сильно влияют на произношение и на высказывание первых слогов и слов. Если вы сами не можете помочь малышу, обратитесь за помощью к логопеду.

Артикуляционная гимнастика

Цель артикуляционной гимнастики заключается в выработке полноценных движений, определенных положений, а также развитии мышц органов артикуляционного аппарата.

Чтобы поставить правильное произношение звуков, нужно придерживаться правил проведения упражнений:

  • Ежедневные занятия.
  • Лучше выполнять перед зеркалом.
  • Не выполнять больше 3-4 упражнений за один раз.
  • Ребенок последовательно повторяет за взрослым.

Эти простые советы помогут заботливым папе и маме узнать, как научить ребенка говорить в домашних условиях.

Как научить ребенка говорить букву Р: логопедические упражнения

Многих родителей интересует вопрос, как научить ребенка говорить букву «р». Для успешного развития и усвоения техники постановки, необходимо следовать следующим правилам:

  • Постепенность.
  • Заинтересованность ребенка.
  • Регулярность занятий.

Выполняя их, вы добьетесь кардинальных изменений, и ваш малыш начнет делать первые шаги в произношении. Но этого не достаточно, так как данная буква очень непроста и выговорить ее, не так-то и просто.

Эффективные логопедические упражнения на звук «р» , которые принесут желаемый результат:

  • Вначале звук «р» нужно выговаривать отдельно (порычать).
  • Тренировка правильной постановки звука «р» слогах и простых словах.
  • Автоматизация произношения с помощью скороговорок, стихов и в бытовой речи.

Чтобы такая простая методика помогла, ее следует выполнять ежедневно, но если малыш отказывается, то заставлять не нужно.

Как научить ребенка говорить букву Ш

Случаи, когда малыш плохо, а то и вовсе не выговаривает некоторые буквы алфавита, являются очень распространенными. Мамочки беспокоятся о том, как научить ребенка правильно говорить (шипящие) сложные для него звуки. Не стоит сильно волноваться из-за шепелявости малыша, так как правильное произношение вырабатывается у него к 5-6 годам.

Как научить ребенка говорить букву «Ш» без помощи специалистов, мы сейчас обсудим. Перед тем, как приступить к постановке буквы «Ш», нужно сделать артикуляционную гимнастику. Применяется разминка для губ (трубочка, улыбка) и языка («язычок-чашечка», цоканье).

Логопеды советуют сначала выработать произношение отдельного звука. Следует попросить малыша произносить «тс-с-с», спрятав язык за зубами.

Когда изолированный звук «Ш» закреплен, можно подбирать несложные слова з буквой «Ш», скороговорки, потешки, стишки.

Как научить ребенка говорить букву Л

О том, как научить ребенка говорить букву «Л», нужно знать заранее, чтобы предотвратить переход неправильной речи в привычку. Ведь исправлять всегда труднее, чем учить.

Для того чтобы поставить правильную артикуляцию звука «Л», нужно:

  • Показать сжатые зубки, растягивая губы в улыбку (так будет легче произнести твердый звук).
  • Кончик языка может давить на верхние зубки или на альвеолы.
  • Следить за тем, чтобы язычок не был прилегал к боковым зубам, тем самым он дает проход воздуху.

Чтобы поставить правильное произношение этого звука, необходимо многократно тренировать его в слогах: ЛО-ЛЫ-ЛА-ЛУ ИЛИ АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ.

Игры и Скороговорки для развития речи

Развитие речи детей в игре дает родителям дополнительную эмоциональную связь, формирует доверительные и дружеские отношения. А самая веселая игра – совместное разучивание скороговорок.

Игра для язычка поможет малышу усвоить произношения сложных для него звучаний. Маме нужно вместе с ним произносить выделенные звуки.

Коровка пасется на лугу – «Му-му-му»

Жучок жужжит – «Ж-ж-ж»

Ветер дует – «Ф-ф-ф»

Кузнечик стрекочет – «Т-р-р-р», «Т-ц-с-с».

Игра «Добавь слово» состоит в том, чтобы к словосочетанию каждый раз добавлять одно слово, при этом повторять получившуюся фразу полностью.

Скороговорки развивают речь малыша с помощью повторения и перестановки, определенных одних и тех же звуков и слогов будут отличным дополнением к детским занятиям.

На дворе трава, на траве дрова.

Еж с ежихой и ежонком.

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Когда начинать учить ребенка разговаривать (Возраст)

Родителям важно помнить, что силой ничего не добиться, если ваш кроха не хочет что-то выговаривать, заставлять не надо. Всему свое время, но присматривать все же лишним не будет.

Процесс развития речи можно разбить на 4 этапа:

  • От рождения до 6 месяцев (важно говорить с малышом, который лепечет в ответ).
  • От полугода до 1 года (воспроизведение малышом коротких сказок).
  • От 1 года до 1,5 года (называть все окружающие предметы).
  • От 1,5 года до 3 лет (постановка правильного произношения).

Наибольшее внимание следует уделить на последнем этапе. Если пустить развитие на самотек, проблем с речью в будущем не избежать. Необходимо следовать всем вышеуказанным методикам, и вашему чаду будет проще освоить и развить свой речевой аппарат и способность им управлять.

Маленькие дети не всегда понимают, что от них хотят родители, и иногда следует подождать, пока он сам созреет и заговорит легко и без запинки. Поверьте, такой день настанет, и тогда вы будете убегать от надоедливых вопросов и рассказов.

И еще — не будь жадиной и поделись в социальных сетях!
Это лучшая благодарность для нас…

Как научить ребёнка говорить

Почему важно не упустить момент

Как учить говорить ребёнка с рождения до 3 месяцев

Как учить говорить ребёнка от 3 до 6 месяцев

Как учить говорить ребёнка от 6 до 9 месяцев

Как учить говорить ребёнка от 9 месяцев до года

Как учить говорить ребёнка от года до 2 лет

Как учить говорить ребёнка от 2 до 3 лет

Беседовать с младенцем нужно с первых дней жизни.

Почему важно не упустить момент

Лингвистические навыки дети приобретают гораздо раньше, чем подозревают многие родители. За месяц до появления на свет ребёнок уже может отличать Language development starts in the womb разные языки по ритму. А фундаментальные знания о структуре, мелодике и интонациях родной речи закладываются Babies remember their birth language — scientists в первые месяцы жизни.

Беседуя с малышом, вы не просто сотрясаете воздух, а строите основу для его успеха в будущем. Дети, с которыми мало разговаривали родители, уже к двум годам могут отставать Talking to babies boosts their brain power, studies show от сверстников в развитии примерно на полгода. Чем больше слов малыш слышит The Power of Talking to Your Baby в первые три года жизни, тем выше будет его IQ и шансы на хорошие отметки в школе.

Вывод: разговаривайте с ребёнком как можно чаще, даже если он пока не способен ответить. Активно включайтесь в его языковое воспитание, учитывая возрастные особенности. И помните: интернет, видео в YouTube и даже научные телепрограммы не могут заменить человеческое общение.

Как учить говорить ребёнка с рождения до 3 месяцев

Чему учится ребёнок

  • Распознавать звуки и ассоциировать их с определёнными движениями губ. Едва появившись на свет, младенец уже умеет узнавать голос матери. Ребёнок начинает прислушиваться к окружающему океану незнакомых звуков и учится извлекать из него смысл.
  • Гулить и агукать. Различные комбинации гласных «a», «y», «ы» и согласных «г» и «м» — первое, что слышат от малыша родители, если не считать плача, крика и кряхтения. Обычно на разговоры грудничков тянет, когда они сыты и довольны жизнью. Агукая, младенцы, помимо прочего, развивают мышцы лица, которые в дальнейшем помогут им воспроизводить более сложные звуки.

Чем вы можете помочь

  • Пойте, рассказывайте потешки и поговорки. Причём можно ещё до рождения: слышать ребёнок начинает уже на 16-й неделе внутриутробного развития. Так новому человеку будет проще понять ритм языка.
  • Говорите нежно и певуче. Взрослые интуитивно общаются с младенцем более тонким и мелодичным голосом, растягивая гласные. И это правильно. Различные исследования показывают, что именно такой стиль привлекает Why your baby prefers infant-directed speech грудничков, помогает им изучать язык и развивать социальные навыки.
  • Обеспечьте тишину. Малышам нужно время, чтобы поиграть со своим голосом и не отвлекаться на звук телевизора, музыку и другие шумы.
Читать еще:  Как научить говорить звук л

В каких случаях стоит беспокоиться

Если после трёх месяцев ребёнок всё ещё не гулит, имеет смысл проконсультироваться у педиатра, невролога и лора.

Как учить говорить ребёнка от 3 до 6 месяцев

Чему учится ребёнок

  • Откликаться на своё имя. К шести месяцам большинство младенцев в курсе, как их зовут. Кроме того, они реагируют на некоторые знакомые слова вроде «мама» и «папа».
  • Распознавать интонацию. Малыш чутко реагирует на то, как к нему обращаются, — улыбается в ответ на ласковый голос и может заплакать, услышав грубый тон.
  • Подражать речи взрослых. Кроха перенимает тон, ритм и темп речи, которую слышит.
  • Выстраивать более сложные цепочки звуков. Это уже не односложное гуление, а переливы гласных, которые логопеды называют свирелью.

Чем вы можете помочь

  • Поиграйте в «Кто это?». Поднесите малыша к зеркалу и спросите: «Кто это?» А затем назовите имя ребёнка.
  • Осваивайте искусство разговора с детьми. В английском языке есть понятие baby talk — беседа, ориентированная на малышей. В русском мы часто называем этот процесс сюсюканьем, тем самым умаляя его значение. А между тем, подыгрывая грудничку, вы помогаете ему быстрее усваивать язык. В дальнейшем ребёнку будет проще выучить более сложные слова. Вот какие есть приёмы baby talk:
    1. Подражание ребёнку: взрослые не выговаривают определённые звуки.
    2. Замена местоимений существительными. Мы спрашиваем: «Аня хочет гулять?» вместо «Ты хочешь гулять?».
    3. Упрощение слов и конструкций до «вава», «дюдя» и «Фу, кака!».
    4. Использование певучих интонаций и уменьшительных суффиксов.

В каких случаях стоит беспокоиться

В шесть месяцев малыш не смеётся, не обращает внимания на новые звуки.

Как учить говорить ребёнка от 6 до 9 месяцев

Чему учится ребёнок

  • Распознавать короткие фразы в контексте. Например, может помахать рукой в ответ на ваше: «Пока-пока!»
  • Лепетать. Говорун с маниакальным упорством повторяет слоги «ба-ба-ба», «па-па-па», «ма-ма-ма», «да-да-да», «та-та-та», «ка-ка-ка» и «га-га-га». Некоторые взрослые воспринимают детский лепет, как осознанную речь, и спорят, какое же слово малыш произнёс первым — «папа» или «мама». Хотя он просто ублажает свой слух и тренирует речевой аппарат.
  • Выражать эмоции. В лепете младенца можно различить удовольствие или, наоборот, сварливые нотки.

Чем вы можете помочь

  • Играйте в звуковые игры. Повторяйте слоги, которые произносит ребёнок. Сами произносите различные звуки и короткие слова, чтобы малыш мог вам подражать.
  • Показывайте, как нужно говорить. «Работайте лицом» — важно, чтобы карапуз видел, как вы воспроизводите звуки. Есть и такой приём: когда что-то произносите, приложите детскую ладошку к своим губам, чтобы ребёнок почувствовал их движение.

В каких случаях стоит беспокоиться

Малыш не подражает интонациям взрослых, не реагирует на своё имя, лопочет редко и однообразно.

Как учить говорить ребёнка от 9 месяцев до года

Чему учится ребёнок

  • Понимать короткие фразы, показывать на предметы, которые вы называете. В этом возрасте малыши понимают гораздо больше, чем могут сказать.
  • Произносить первые осмысленные слова. Годовалые бутузы, как правило, уверенно говорят несколько слов, включая необходимые для выживания «мама», «папа», «дай». Словарный запас может варьироваться от двух-трёх до 20 слов, причём 80% из них — существительные Онтогенез речевого развития .

Чем вы можете помочь

  • Комментируйте то, что вы делаете. Если хотите, чтобы малыш поскорее назвал вас мамой или папой осознанно, объясняйте ему, чем вы занимаетесь в данный момент. «Мама пьёт кофе», «Папа идёт в магазин», «Мама работает». Идеально, если ваш день насыщен событиями — чем разнообразнее ситуации, тем больше новых слов освоит будущий оратор.
  • Рассказывайте, что и как называется — части тела, предметы. Проговаривайте имена родственников и друзей. Cо временем усложняйте фразы. От «Смотри, кошка!» переходите к «Смотри, чёрная кошка!». Если ребёнок пытается повторить за вами, поддержите его усилия: называйте предмет снова и снова.
  • Продолжайте практиковать baby talk. При общении с детьми в возрасте от девяти месяцев до одного года и девяти месяцев по-прежнему полезно использовать Talking baby words to toddlers helps them learn to speak faster, study finds детские словечки вроде «ляля» и «кися». Также рекомендуется растягивать гласные — например, когда вы спрашиваете: «Как дела-а-а?» Так малыш быстрее учится говорить.
  • Читайте книги с большими яркими картинками. Называйте предметы и просите малыша показать их на рисунке.
  • Помогайте разрабатывать артикуляцию. Стройте рожицы, кривляйтесь, показывайте язык — разнообразными способами провоцируйте кроху сделать зарядку для мышц лица.
  • Откажитесь от соски. У детей, которые всё ещё сосут пустышку после года, чаще возникают проблемы Can a Dummy Affect Your Child’s Speech Development? с артикуляцией звуков, образующихся в передней части рта, — вроде «п», «б», «т», «д» и «с».

В каких случаях стоит беспокоиться

В возрасте от года до года и трёх месяцев ребёнок всё ещё не говорит «мама» и «папа», не может показать предмет на картинке.

Как учить говорить ребёнка от года до 2 лет

Чему учится ребёнок

  • Говорить «Нет!». Если малютка не желает есть кашу, он уже способен покачать головой и отказаться.
  • Строить первые простые фразы. Ребёнок пока прекрасно обходится упрощениями: «Тут ук» вместо «Тут лежит лук», «Де ба?» вместо «Куда и зачем ушла бабушка?».
  • Запоминать много новых слов. В этот период большинство детей переживают так называемый лексический взрыв. В речи появляется больше глаголов и других частей речи, а словарный запас к двум годам увеличивается до 300–400 слов. Но ничего страшного, если ваш ребёнок начнёт тараторить чуть позже — после двух.

Чем вы можете помочь

  • Используйте больше новых слов и вовлекайте малыша в диалог. Исследования показали Language Experience in the Second Year of Life and Language Outcomes in Late Childhood : чем чаще родители общаются ребёнком в период от полутора до двух лет, тем лучше его IQ и лингвистические навыки в подростковом возрасте. Особенно важно, чтобы малыш отвечал вам.
  • Делайте вид, что у вас проблемы с языком жестов. Иногда малыш просто ленится произносить слова. Зачем, если можно показать пальцем. Притворитесь, что не понимаете его. Попросите сказать словами. Как минимум попытайтесь выстроить беседу: «Ты хочешь ещё чаю? С сахаром или без? Правда, он очень вкусный?»
  • Поощряйте попытки говорить. Даже если вы действительно не понимаете, что пытается сказать ребёнок, не сдавайтесь. Предлагайте варианты, переспрашивайте, правильно ли вы всё поняли. И никакого раздражения! Только любовь и безграничное терпение.
  • Просите вам помочь. Например, пусть поставит чашку на стол или принесёт вам яблоко.

Маленьким детям непросто осваивать новые слова. Им нужно координировать более ста мышц речевого тракта. Для его развития полезно дуть мыльные пузыри.

В каких случаях стоит беспокоиться

В полтора года малыш не прислушивается к разговорам окружающих и не говорит осознанные слова.

У двухлетки не получается повторять за взрослыми, даже если слово произносят несколько раз. Он не отвечает на простые вопросы и предпочитает общаться жестами. Это повод впервые посетить логопеда.

Как учить говорить ребёнка от 2 до 3 лет

Чему учится ребёнок

  • Следить за развитием сюжета. Малыш уже способен воспринять историю длиной 5–10 минут.
  • Использовать абстрактные понятия. Ему уже известно, что такое сейчас, каково это — быть грустным, и чем больше отличается от меньше.
  • Строить многословные фразы. После двух лет малыш осваивает причастия и предлоги, а чуть позже — союзы и местоимения. К трём годам словарный запас Этапы развития речевых навыков достигает 250–700 слов, а длина фраз — 5–8 слов.

Чем вы можете помочь

  • Задавайте вопросы. Много и разных — о размерах, количестве, цвете, намерениях. Важно, чтобы малыш не мог ответить односложно — «да» или «нет». «Смотри, какие толстые червяки! Сколько их там? Как думаешь, куда они ползут?»
  • Используйте больше сложных предложений. Не ограничивайтесь короткими фразами. Речь с придаточными частями, причастными и деепричастными оборотами, прилагательными и наречиями поможет ребёнку освоить структуру языка.

Дети не могут научиться тому, что они не слышат.

  • Читайте каждый день. И разговаривайте о прочитанном.
  • Разучивайте детские песни. Так малышу будет проще запомнить новые слова. К тому же пение помогает развитию речевого аппарата.
  • Развивайте мелкую моторику. Отделы мозга, отвечающие за неё и за развитие речи, находятся совсем рядом. Работая с одним из них, вы затрагиваете и другой. Лепка из пластилина, нанизывание бусин на верёвочку, мозаика — всё идёт в копилочку красноречия.

В каких случаях стоит беспокоиться

В три года ребёнок не называет предметы, не знает имена ближайшей родни, а его словарный запас не превышает 25 слов. Его речь невнятна, он не умеет строить предложения, не использует глаголы, не говорит о себе в первом лице.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector