221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научить ребенка говорить звуки правильно

Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки

Татьяна Волгина
Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научить слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, их которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Цель предлагаемых упражнений – научить его слушать и слышать. Прежде чем приступить к занятиям, выясните, как ребенок воспринимает и различает звуки. Предложите ему повторить слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа, сходные слова: кошка-мошка, машет-мажет, лук-люк. Затруднение при выполнении заданий указывает на снижение у малыша фонематического слуха. Надо приступать к занятиям!

«Выдели слово»

Предложите ребенку хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

«Какой звук есть во всех словах?»

Произносится три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например: сова, ананас, усы, ребенок называет звук, который есть во всех этих словах.

«Звуковые песенки»

Взрослый пропевает несколько гласных звуков: АУ, ИУ, АУИ. После просит повторить «звуковую песенку» и назвать, сколько звуков спряталось в этой песенке. Назвать первый звук. Назвать второй звук.

«Назови лишнее слово»

Из предложенных слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных. Например:

Гора, гора, нора, гора.

Коса, коса, коза, коса.

Голос, колос, голос, голос.

«Какой звук начинает слово?»

Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, утка, арфа, ива, лучше – с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово, при этом выделяя начальный гласный звук. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.

«Договори словечко»

Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук – такой большой на ветке (жук).

Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась… (шишка).

Как-то вечером две мышки унесли у Пети ….(книжки).

Не полезет Влад на ель: у него в руках (портфель).

То назад, то вперед может плыть….(пароход).

«Цепочка»

Ребенок называет любое слово. От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом-мак-кот-топор-рука.

Игры для развития фонематического слуха рекомендуется для детей после трех лет. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете малышу и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

Для того, чтобы развить фонематический слух у ребенка, придется потрудиться. Чем раньше вы начнете заниматься, тем больше шансов, что в школе у ребенка не будет проблем.

Учимся слышать звуки и правильно их произносить Уважаемые родители! Помните, что Ваша речь это образец для ребенка, поэтому она должна быть выразительной, четкой и внятной. Не забывайте.

Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.

Как научить ребенка слышать и слушаться Шаг 1. Приучайте ребенка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему хочется делать самому. Никита любит хлопать в ладошки. «Как Никита.

Как помочь своему ребенку правильно произносить звук [Ш]. Рекомендации для родителей Шипящие звуки (Ш, Ж, Щ, Ч) не всегда получаются даже у шестилетнего ребёнка. Вместо слова «шишка» можно услышать «сыска», «фыфка», «тытка»,.

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно держать ручку» Как научить ребенка правильно держать ручку. Мамы знают, как трудно приучить ребенка правильно держать ручку или карандаш. Задуматься об.

Презентация «Как научить ребенка произносить звук [Р]» Организация клуба «Звукоречье» как форма работы логопеда с родителями. В логопункте дошкольного учреждения помощь по речевому развитию ребенок.

Памятка для родителей «Как правильно научить разговаривать ребенка» РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Уважаемые родители! «ЧТОБЫ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ — НАДО ГОВОРИТЬ!» Развитие лексической стороны речи: Много.

Рекомендация для родителей «Как научить ребенка правильно переходить дорогу» Рекомендация для родителей «Как научить ребенка правильно переходить дорогу» Правило первое Выберите безопасное место для перехода. Если.

Консультация школьного логопеда для родителей «Учимся правильно произносить звуки» Уважаемые родители, артикуляционные упражнения выполнять с ребенком перед зеркалом, желательно ежедневно, повторяя движение 5-7 раз. Комплекс.

Как научить ребенка правильно говорить сложный звук?

Речь – основное средство коммуникации у людей. Поэтому так важно, чтобы у ребенка она развивалась правильно. Один из показателей – четкое произношение всех звуков к 5–6 годам. И без родительской помощи малышам здесь не обойтись. Как научить своего ребенка правильно говорить все буквы? Что для этого нужно делать?

Немного «общей теории»

Прежде всего, важно понимать, что речь маленького человека развивается поэтапно. Опытные родители наверняка помнят, что их малыш в первые месяцы жизни произносил нараспев гласные звуки, потом начал гулить, произнося слоги с простыми согласными, потом пошли первые звукоподражания («ам-ам», «ав-ав») и первые слова.

  • Ближе к году ребенок может говорить «мама», «папа», «баба», «дядя», «дай», возможно, и несколько других слов. А также еще использует «неправильные» слова («куп-куп», «бай-бай»).
  • С года до двух малыш учится формулировать первые простейшие предложения («буду суп», «папа, дай»). Если синтаксическая структура предложения (подлежащее — сказуемое) прослеживается, на чистоту звуков пока внимания не обращают: артикуляционный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован для этого. Зато семимильными шагами идет пополнение так называемого «пассивного» словаря, начатое в первые месяцы: ребенок учится понимать новые слова, запоминает их произношение и значение, хотя не умеет пока их произносить. Позже они перейдут в его активную речь. Сейчас он уже не просто произносит «словарный набор», но сам прислушивается к тому, как говорит эти слова и звуки в них, в состоянии оценивать, правильно это или нет.
  • В районе 3 лет ребенок учится повторять небольшие стихи, а также строить сложные предложения со словами «потому что», «который», «чтобы». Чаще всего именно к этому возрасту «созревают» свистящие звуки (С, З, Ц). Но даже если они пока заменяются (например, звуком Т), но при этом интеллект ребенка развивается нормально (он понимает обращенную к нему речь, знает, как зовут родных, или что у животных тоже есть мамы и папы) – тревожиться повода нет.
  • К 4 годам малыш должен знать обобщающие слова (что такое посуда, транспорт, игрушки, одежда). Произношение пока еще может быть не очень чистым (чаще всего страдают шипящие и Р).
  • В 5 лет ребенок должен правильно произносить все звуки, поскольку к этому времени отделы мозга, отвечающие за развитие речи, сформированы в достаточной степени, а речевой аппарат достиг нужной «кондиции» (при условии, что с малышом постоянно занимались: сама по себе речь не возьмется «ниоткуда»).

Становление речи и родительское участие

Так в чем же заключается родительская помощь? Прежде всего, взрослым важно понимать, что просто научить говорить буквы ребенка невозможно. Этот процесс долгий, систематический и всесторонний. Речь малышей развивается вкупе с совершенствованием остальных навыков: как психомоторных, так и физических. Если кроха отстает в развитии (поздно начал держать голову, садиться, у него есть проблемы с памятью, вниманием) – речь, скорее всего, тоже будет отставать.

Что нужно делать, чтобы все происходило в свои сроки? Во-первых, следить за общим развитием – тренировать мышцы, ловкость, моторику, память, внимание.

Для закладывания речевых навыков особенно важны следующие аспекты.

  • Родители с самого раннего возраста крохи должны говорить с ним чисто и правильно: без детских умильных «сюсюканий», без подстраивания слов под детский возраст. Да, малыш может говорить неправильно в силу возрастного несовершенства своего речевого аппарата. Но слышать вокруг себя он должен только точную речь: правильную, четкую, грамотную, без словесного мусора («ну это», «блин», «короче», «чё»), иначе неверное произношение закрепится в его речи и потом эти проблемы придется корректировать со специалистами. А это гораздо сложнее.
  • Процесс нельзя пускать на самотек. При таком пассивном подходе малыш непременно начнет отставать. Учить его правильному произношению важно так же, как и учить держать ложку или натягивать колготки.
  • Вокруг ребенка постоянно должна быть активная речевая среда. Он должен все время слышать речь. Все действия нужно комментировать, обо всем происходящем рассказывать, называть все окружающие предметы. Тогда ребенок с раннего возраста будет не только обогащать пассивный словарь, но и понимать важность речи для общения.
Читать еще:  Как научиться говорить букву с

Что именно развиваем?

В первую очередь, конечно, пассивный словарь. Но освоению навыков произношения способствует не только он. Так, давно доказано, что мозговые центры, отвечающие за развитие мелкой моторики и речи, находятся рядом и влияют друг на друга. Поэтому для того, чтобы у малыша не было проблем с речью, важно уделять внимание развитию мелкой моторики. Это могут быть такие занятия, как:

  • пальчиковая гимнастика или массаж пальцев рук (в самом раннем возрасте);
  • перебирание круп, мелких пуговиц, орехов;
  • шнурование, застегивание молний, кнопок;
  • закручивание крышек на бутылках;
  • рисование пальчиками по песку, манной крупе, муке;
  • рисование красками, лепка;
  • нанизывание больших бусин на веревочку.

А чтобы речевой аппарат находился в хорошей форме, его нужно постоянно тренировать. Для этого разработаны специальные комплексы артикуляционной гимнастики. Они помогают губам, языку, челюстям, щекам ребенка приобрести нужную силу, тонус, подвижность и управляемость, научиться правильной силе и направлению подачи воздуха при говорении, сделать речь ритмичной и красивой. Только правильная работа этих органов поможет малышу освоить нужное произношение. Об артикуляционной гимнастике подробно мы рассказывали в данной статье.

Начиная любые занятия с дошкольником, помните, что длиться они должны не более 15 минут. Обращайте внимание на настроение малыша и готовность принять игру. Если он не хочет – не настаивайте, не принуждайте (тем более, не сулите «кару небесную»!). Иначе, однажды ощутив такое отношение, ребенок может на всю жизнь потерять интерес ко всякому обучению или вовсе возненавидеть его.

Подготовка к постановке звуков

Не нужно дожидаться 5–6 лет, чтобы увидеть, что ребенок не выговаривает какие-то буквы. Очень часто проблему можно предотвратить (к тому же, это гораздо легче, чем потом исправлять). Чтобы научить ребенка говорить какой-либо звук, достаточно лишь систематически выполнять комплекс упражнений, который вместе с артикуляционной гимнастикой поможет органам малыша «понять», как вести себя при произнесении тех или иных звуков. Или букв – многие называют это так (хотя звук – правильнее: буква – это графическое начертание звука).

Итак, логопедические упражнения, которые помогут ребенку выговаривать звуки, могут быть такими.

  • Укрепляем мышцы языка, чтобы он мог долгое время находиться вверху за верхними зубами в поднятом состоянии. Это определяющий момент для того, чтобы выговаривать звуки [ч], [щ], [ш], [ж], [л] и [р] – проблемные для многих деток. Для этого подойдут речевые игры (лучше проводить их в стихотворной форме, с некоторой театрализацией процесса), в которых малышу придется много раз повторять: «ты-ды» («тын-дын»), «так-так», «ды-ды», «да-да». Это те слоги, при которых приходится поднимать и удерживать язычок наверху. Здесь важно варьировать силу голоса, интонацию, скорость произношения, а также следить, чтобы кончик языка ребенка во время упражнений не опускался к нижним зубам, а все время находился за верхними.
  • Укрепляем корень языка, чтобы он мог подниматься к нёбу. Это необходимо для произношения звуков [г], [к], [х]. Пусть ребенок представит, что он – меткий стрелок, перед которым находится тир с мишенями. Его задача – «поразить» все «мишени» из ружья (выстрел – это «кх-кх»). «Стрелять» можно, пока ребенок не устанет. Можно воплотить тир в реальность, развесив мишени и дав малышу водяной пистолет. Стрелять он должен с тем же звуком: [кх].
  • Учим малыша смыкать губы. Аденоиды, неправильный прикус или другие особенности могут стать причиной того, что ребенок не может плотно сомкнуть губы. При этом сильно страдает произношение звуков [п], [б], [м] (это как раз «губные» звуки). Чтобы научить малыша их выговаривать, можно поиграть в барабанщиков или в дождик с громом – главное, чтобы во время такой игры он произносил характерные слоги: «бом-бом», «бум-бум», «бух-бух» и т. д. Нужно следить, чтобы губки малыша при выполнении таких упражнений смыкались очень крепко, даже слегка «переигранно». Так быстрее укрепятся мышцы вокруг рта, и ребенок сможет смыкать губы. Соответственно, будет готов произносить сложные пока что для него губные звуки.
  • Разрабатываем щечки. С помощью игры в «хомячка» малыш научится работать щеками – они ведь тоже участвуют в произношении. Предлагаем ему надуть щечки, как будто ротик набит едой, и начать сосредоточенно «пережевывать» (щеки надуты, губы сомкнуты). При этом работают также челюсти и практически все мышцы лица.

«Ставим» звуки

Если после таких занятий ребенок не сможет выговаривать какие-то буквы, можно попробовать поставить каждый «западающий» звук с помощью специальных логопедических хитростей. Чаще всего это получается даже без помощи специалиста, в игровой форме.

  • Звук [с] может получиться, если попросить ребенка поиграть в тишину (произнести «т-ссссс», растягивая «сссс»).
  • Звук [з] получается аналогично, только нужно добавить голос.
  • Чтобы произнести [ц], можно изобразить «тревожную тишину» — «тс-тс-тс».
  • [ш] получится, если во время произношения малышом звука [с] приподнять его язычок с помощью ложечки вверх, к нёбу.
  • [ж] выходит аналогично, только от звука [з].
  • Звук [ч] можно услышать, если ребенок будет произносить «ть-ть-ть», а взрослые в это время сдавят пальцами его щечки.

А вот упрямый [р] часто требует помощи логопеда. Но это не страшно: специалист может довольно быстро помочь ребенку (иногда хватает 2-3 занятий).

Для закрепления в речи малыша выученных звуков прекрасно подходят скороговорки и чистоговорки, стихотворения с акцентом на какой-то звук, карточки с изображениями предметов на нужную букву.

Если же малыш, даже несмотря на систематические домашние занятия, не может осилить какой-то звук, следует посетить логопеда. Не исключено, что проблема кроется в каких-либо физиологических особенностях ребенка (неправильный прикус, короткий язык или подъязычная уздечка, дефекты нёба, сильный тонус мышц или другие проблемы). Возможно, малышу нужны индивидуальный подход, курс специального логопедического массажа, лечение у невролога или даже хирургическая коррекция. Но пускать ситуацию на самотек нельзя: пока не будут приняты все необходимые меры, ребенок просто не сможет произносить правильно те или иные звуки.

Начиная логопедическое занятие со своим ребенком, уберите все отвлекающие предметы из зоны обзора, выключите компьютер и телевизор. Разложите рисунки или карточки, которые вам понадобятся для работы (игры!), обязательно возьмите зеркало: так ребенок будет видеть и ваши действия, и свои.

Итак, сами по себе звуки не «посетят» речь малыша. Заниматься развитием артикуляции, словарного запаса, мелкой моторики нужно постоянно. Тогда результаты не заставят себя ждать. Ну а если обнаружатся какие-либо проблемы, своевременное их решение обеспечит ребенку нужный речевой прогресс. Ведь, как было сказано вначале, речь – основное средство коммуникации в нашем обществе.

Как правильно научить ребенка говорить звук К

Неправильное произношение заднеязычных звуков редко встречается в детской речи. Но если у малыша сложное речевое нарушение, то может быть искажение заднеязычной группы.

Если вы заметили в речи отклонение от правильного произношения, обратитесь к логопеду. Специалист сможет определить причину речевого нарушения и составить план коррекционной работы, учитывая особенности развития ребенка.

Особенность артикуляции заднеязычных и виды нарушений

При произнесении К губы принимают форму последующего гласного или полуулыбки, зубы разомкнуты. Кончик языка находится внизу, а сам по форме похож на горку. Задняя часть спинки должна касаться задней части неба.

Боковые края языка должны быть прижаты к верхним боковым зубам. Когда вы говорите К, голосовые связки не работают, не сомкнуты. Выдох должен быть сильным, чтобы получилось разомкнуть смычку, которая образуется между задней частью языка и небом.

Неправильное произношение этого звука называется каппацизм, а его замена на другой − паракаппацизм. Есть несколько разновидностей данных нарушений:

  • Вместо К получается гортанный щелчок. Он образуется в результате того, что голосовые связки смыкаются, и во время дыхания получается дополнительное давление на них. Когда ребенок говорит К, воздух выходит с шумом, что и добавляет гортанный щелчок.
  • В речи происходит замена на Т.
  • Заменяет на Х.
Читать еще:  Как научить разговаривать

Если в речи есть какое-либо из этих нарушений нужно провести диагностику, выполнить коррекцию звукопроизношения.

Причины нарушений

Обычно дети учатся правильно произносить с помощью звукоподражания. Но если в строении и работе артикуляционного аппарата есть отклонения, то произношение определенной звуковой группы (или нескольких) будет нарушено. В случае каппацизма − это неправильная форма твердого неба, которая вызывает затруднение в образовании смычки, необходимой для правильной артикуляции.

Кроме того, причиной может быть слабый или повышенный мышечный тонус языка. Тогда язык не может занимать, удерживать нужное положение, что также влияет на произношение. Причина появления паракаппацизмов − это недостаточная сформированность фонетико-фонематических процессов.

Эти виды нарушений звукопроизношения могут быть признаками следующих речевых нарушений:

  • дислалии − простой и сложной формы;
  • дизартрии;
  • ринолалии;
  • алалии.

Если есть сложное речевое нарушение, то необходимо предоставить комплексную помощь, которая включает в себя не только занятия с логопедом, но и с дефектологом, и консультацию невролога.

Диагностика звукопроизношения

Логопед оценивает звукопроизношение, смотрит на состояние артикуляционного аппарата, фонематических процессов. Сначала специалист изучает анатомическое строение органов артикуляции, затем оценивает их работу. Для этого логопед просит выполнить упражнения на удержание определенного положения, дает задания на моторику (поднять−опустить язык, показать лошадку и другие).

Затем специалист предлагает малышу сказать нужный звук. Сначала он произносит его без сочетания с другими звуками, в слогах с гласными, другими согласными. Потом в словах, фразах, предложениях, связной речи. В заданиях для оценивания связной речи нужно составить рассказ по картинке, рассказать о любимой игрушке или мультфильме или на любую другую тему.

Цель заданий на фонетико-фонематическое восприятие − выделяет ли ребенок в речевом потоке К, не путает ли со схожими по акустическим признакам звуками. Логопед произносит разные звуки, ребенку нужно выделить нужный. Затем материал усложняют − произносят его в словах, слогах. Взрослый может попросить назвать все предметы, в которых есть К. Хорошее задание распределить картинки по группам на определенный звук.

Специалист обращает внимание на то, в какой речевой среде растет ребенок. Если у кого-то из взрослых из его окружения есть каппацизм или паракаппацизм, то либо ему нужно также исправлять произношение, либо стараться при общении с малышом использовать меньше слов со звуком К.

Артикуляционная гимнастика

Задача подготовительного этапа − это подготовить органы артикуляции для произношения заднеязычных. Обязательное упражнение – «покашливание». С помощью него ребенок лучше освоит механизм произношения этой звуковой группы. Подойдут упражнения на удержание языка за зубами и нижнего положения. Также нужно делать «Горочку» − язык упирается в нижние зубы и по форме напоминает горку. Кроме того, в комплекс артикуляционных упражнений включают базовые на удержание позы и моторику.

Способы постановки

Самый простой способ постановки в домашних условиях − это по звукоподражанию. Для этого попросите ребенка покашлять (кхэ). Вы должны широко открывать рот, чтобы малыш видел правильную артикуляцию. Покашливать нужно с маленьким выдохом, чтобы не было ярко выраженного Х между К и Э.

Потом предложите покашлять шепотом. Это поможет убрать призвук Х, в результате должен получиться слог КЭ. Потренируйте этот слог, затем предложите малышу соединить с другими гласными. Попробуйте проговорить звук изолированно.

Но звукоподражательный способ не всегда помогает в случае сложных речевых нарушений. Для таких вариантов есть другие способы постановки заднеязычной группы звуков:

  • Постановка на вдохе. Взрослый просит спрятать язык как можно дальше. Обязательно покажите малышу, как это делать. На таком вдохе нужно произносить слоги, наподобие КА. Потренировавшись, усложните задание: делайте такой вдох, на выдохе говорите этот слог. Когда заднеязычный звук будет получаться четким, отрабатывайте его произношение изолированно.
  • Механический способ. Для этого вам нужен логопедический шпатель. Попросите малыша произносить слоги ТА-ТА-ТА. Вы нажимаете шпателем на кончик языка и осторожно проталкиваете вглубь рта. Перед этим обязательно предупредите ребенка о том, что вы будете делать, попросите его, чтобы он не убирал язык. Когда вы услышите четкий К, акцентируйте внимание малыша на его звучании. Пускай ребенок попробует его произнести без помощи взрослого. Конечно, у него может и не получиться сразу произносить его самостоятельно, и взрослому нужно будет ему помогать. Когда ребенок научится говорить его самостоятельно, приступайте к закреплению в слогах.

Это были способы постановки звука К самостоятельно дома. Чаще всего его удается поставить при помощи звукоподражания, потому что артикуляция заднеязычных имеет одинаковую базу. И если у ребенка есть один из звуков этой группы, то он довольно легко усвоит артикуляцию других заднеязычных.

Родители обращаются с вопросом к логопеду: «Ребенок не выговаривает букву К, как быстро ему выучить правильную артикуляцию?» Во-первых, логопед ставит звуки, буквы учат на занятиях по обучению грамоте. Во-вторых, продолжительность коррекционной работы зависит от речевого нарушения и индивидуальных особенностей ребенка.

Рекомендации родителям по автоматизации и дифференциации

После того как вы поставили правильное произношение, его нужно закреплять в речи. Начинать работу по автоматизации нужно с простого − со слогов, постепенно усложняя речевой материал до составления рассказов и пересказов. Если кроме каппацизма, у ребенка есть паракаппацизмы, то при подборе слов для закрепления будьте аккуратными: в словах не должно быть звуков, похожих по акустическим признакам.

Ребенок вместо К говорит Т − это одна из наиболее часто встречающихся форм паракаппацизма. Вообще, замены одной звука на другой могут быть из-за отсутствия одного из них. На этапе дифференциации обязательно проговаривайте с ребенком артикуляцию смешиваемых звуков и делайте акцент на их отличиях.

Проводить дифференциацию начинайте с изолированного произношения. Когда ребенок сможет безошибочно определять нужный звук, усложняйте речевой материал. Но смешиваемые звуки должны находиться в сильной позиции, чтобы ребенок мог их четко слышать. Данный этап нужно отрабатывать только тогда, когда у ребенка исправлено звукопроизношение и идет этап автоматизации в слогах и словах, тогда коррекционная работа будет эффективной.

Постановка звуков «С З Ц»

Некоторые дети не выговаривают трудные для них свистящие звуки. Например, вместо С, они говорят СЬ, вместо З – ЗЬ и так далее. Иногда свистящие совсем выпадают из произношения. В норме, при достижении пяти лет, ребенок уже умеет правильно проговаривать все звуки, особенно, если с ними занимались в детском саду или родители. С детьми в садике должна ежедневно проводиться артикуляционная гимнастика по утрам, а логопед должен работать с малышами по индивидуальным особенностям звуковоспроизведения у ребенка. Так обстоит дело в детских садах не всегда. Не соблюдается строго выстроенная система, без которой этой задачи не решить.

Для того, чтобы помочь ребенку устранить недоработки в произношении букв С, З и Ц, вам необходимо самому точно понимать, какова правильная артикуляция при их произношении. Постановка этих звуков – кропотливая работа, требующая длительного внимания. Если подходить к вопросу «Выговорится сам» или «Какая разница, что ребенок не выговаривает буквы, он же маленький, а это так мило», то можно ограничить ребенка в одной из главнейших потребностей человека – самовыражаться. Ведь речь – это средство, именно с помощью которого и происходит самовыражение.

Малыш не выговаривает свистящие, когда приступать к борьбе с этим явлением?

Если дожидаться пятилетнего возраста, чтобы только тогда вести малыша к логопеду, то можно опоздать, у ребенка закрепится неправильное выговаривание, что-то изменить ему будет всё труднее. Не нужно быть большим экспертом, чтобы понимать, что малышам нужно создать пусковой механизм для начала проговаривания звуков правильно. И делать это лучше в 4 года. Многие родители сами справляются с дефектами речи своего чада, без участия логопедов.

Если у крохи нет серьезных нарушений речевого аппарата, то постановка свистящих звуков не будет сложной. Вам достаточно следовать рекомендациям этой статьи, чтобы ребенок в скором времени порадовал вас звонким З и другими правильно поставленными звуками. Как только это умение будет достигнуто один раз, вашей задачей станет закрепление навыка, то есть выведение его на уровень автоматизма.

Читать еще:  Как быстро научить ребенка говорить

Если у вашего малыша нарушены все звуки, он говорит непонятно, либо понятно только вам, здесь нельзя игнорировать логопеда. Без его участия не обойтись. Чем ранее вы придете на первую беседу со специалистом-логопедом, тем быстрее результаты будут достигнуты и закреплены.

Все следующие упражнения будут полезны не только малышам, а еще и детям школьного возраста, да и самим родителям, так как артикуляционная гимнастика в любом возрасте развивает речевой аппарат, делает его более податливым, гибким, учит в совершенстве им управлять, при чем управлять им по своему усмотрению.

Поэтапность работы – самое важное в борьбе с плохим произношением. Как же грамотно подойти к вопросу постановки звуков и что нужно уяснить для себя самому:

  1. Осознание и понимание всех движений органов речевого аппарата, что нужны для произношения определенного звука.
  2. Возникновение правильного звучания.
  3. Закрепление поставленного звука в разговорной речи малыша, как в отдельных слогах, так и в целых фразах, стишках.

Начинаем с артикуляционной разминки!

Ребенок, который неправильно произносит один из свистящих, наверняка неправильно произносит и остальные из них, по аналогии с первым. Самой распространенной причиной неверного произношения этих звуков, является негибкость органов, что участвуют в его воспроизведении. Именно поэтому регулярность зарядок так важна. Подвижность не достигается одним занятием, а нарабатывается с каждым новым уроком. Перерывов в ежедневных упражнениях быть не должно.

Лучшее время – это утро. Для проведения занятия нужно всего три минуты времени перед завтраком. Всегда проводите обучение с детишками в форме игр. Для проведения артикуляционных разминок нужно знать несколько правил:

  • Выполняйте не более 2-3 упражнений за раз, но при этом каждое упражнение повторяется многократно.
  • Не вводите более одного нового упражнения за один раз, если есть трудности со старыми упражнениями, новое включать в процесс запрещено, пока не будет проработано старое.
  • Зеркало – лучший помощник при работе над правильной артикуляцией. Все ваши движения и работа речевого аппарата малыша должна быть видна ребенку, чтобы он имел возможность сравнивать то, что видит у вас и у себя.
  • Не любые упражнения – есть гимнастика! Ели вы пришли на тренировку и лениво помахали руками, у вас никогда не будет успехов. В работе с произношением так же: все упражнения должны быть проработаны качественно.
  • Не браните малыша за те моменты, что у него не получается, тем более, не расстраивайтесь сами. Всё требует навыков. Хвалите ребенка за любое правильно выполненное движение.

Упражнения артикуляционного комплекса

Дома или в детском саду, но лучше начинать именно со следующего комплекса упражнений:

  • Губами делаем длинную трубочку, стараемся вытянуть ее как можно дальше, удерживаем как можно дольше. Следим, чтобы работали лишь одни губы.
  • Растягиваем рот в улыбке. При этом упражнении зубы видны хорошо, а губы максимально растянуты. Удерживаем улыбку до усталости губ.
  • Делаем колечко из губ, снова удерживаем в таком напряженном состоянии.
  • Чередуем эту цепочку: трубочка – колечко – улыбка – трубочка – колечко – улыбка и так далее.
  • В положение улыбка открываем и закрываем рот. Важно – губы не делают ни каких посторонних движений.
  • Высовываем язык из приоткрытого рта и добиваемся того, чтобы язык стал плоский.
  • То же самое упражнение, но добиваемся острой и узкой формы языка.
  • Предыдущих два упражнения соединяем и заставляем язык поочередно принять широкую и узкую форму. Чередуем действия.
  • Поднимаем язык, прячем его за верхние зубы.
  • Поочередно поднимаем язык к верхнему небу – опускаем к нижнему. Повторяем много раз.
  • Прижать кончик языка к нижнему небу у зубов и заставить язык «шататься», то уходя вглубь рта, то приближаясь к зубам.

Проверяем, если малыш с легкостью выполняет артикуляционную зарядку, переходим к комплексам постановки звуков. А если у малыша очень трудно выполняются эти движения, то тренируем пока только их, прежде чем разучивать звуки.

Комплекс упражнений для чёткого произношения звуков Ц, З, С

Прежде чем выполнить упражнение, расскажите ребенку словами, как должен двигаться язычок, следите, как кроха их выполняет. Малышей не расстраивают ошибки, которые они допускают, если вы сами отнесетесь к ним с юмором. Частой ошибкой может быть надувание щек. Пусть малыш сам придерживает щеки ручками, чтобы они не надувались.

Первый важный навык, когда ведется постановка звука С – научиться воспроизводить длинную беспрерывную струю воздуха. Положите два элемента конструктора или кубика на стол – это будут ворота. Перед ними положите ватный шарик. Малыш должен вытянуть губы, сложив их в трубочку и потоком воздуха загнать шарик в ворота. Щеки не должны надуваться! Подача воздуха происходит не за счет щек, а из легких.

Язычок лег отдохнуть

Приоткрываем рот и с помощью легкого похлопывания губ, произносим «пя пя пя пя». Теперь расслабленный плоский широкий язык показываем изо рта и кладем его на верхнюю губу. Делаем «пя пя пя пя» непосредственно по спинке языка – это массаж для отдыхающего язычка. Каждое похлопывание язычка губами должно делаться на одном выдохе.

Язык-блинчик

Научите ребенка удерживать его язычок в расслабленном положении высунутым максимально долго. Важно – губы так же не должны напрягаться и не подворачиваться. Бока языка должны касаться уголков рта – широкий язык.

Чистые зубки

Кончиком языка необходимо «почистить» все зубки во рту. Уделите внимание как «спинкам» зубок, так и внешней поверхности их. Это упражнение особенно важно, когда необходима постановка звука Ц. Следите, чтобы губы были неподвижны во время упражнения и растянуты в спокойной улыбке.

Подружимся со звуком С!

Если правильно выстроить работу артикуляционного аппарата, то при произнесении С губы должны растягиваться в улыбку, а зубы образовывать тоненькую щель. При этом кончик языка плотно придавлен к основанию нижних зубов, а сам язык выгнут, как спинка кошки. Чтобы звук «заработал», струя воздуха должна производиться сильная и узко-направленная.

Ребенок иногда ошибается. В чем, чаще всего, можно увидеть ошибки?

  • Вместо С мы слышим другие звуки.
  • Совсем исчезает звук С из слов.
  • Произносится С, но звучит искаженно, например, мягко.

Когда вы убедились, что рот ребенка принял точную позицию для воспроизведения С, то начните с подражания перед зеркалом, как говорилось выше. Играйте со звуком С – например, сдувайте пылинки или пушинки. Замечательный метод, который можно использовать в данном упражнении – опорные звуки. Для С есть два опорных звука, которые нужно научиться говорить, чтобы произносить С: это И и Ф.

Как только С будет получаться у ребенка отдельно, то нужно переходить к словам и предложениям, а в последнем завершающем этапе, использовать скороговорки.

Звонкая З нам по плечу!

З очень напоминает предшествующую С по расположению частей артикуляционного аппарата. Разницу составляет только то, что при произнесении звонкого З, нужно присоединять голос. Не начинайте отрабатывать З до тех пор, пока не получится звук С. Положите руку ребенка на область голосовых связок на шее и произнесите С и З по очереди. При произнесении З, малыш почувствует вибрацию, а при С она отсутствует. Эту вибрацию и производит звуковой поток, то есть, голос.

С тем, как у крохи будет всё чётче вырабатываться звук З, просите его говорить его всё громче. А затем переходите к интеграции З в слова и предложения.

Ц – веселый звук и друг!

Звук Ц родственный по артикуляции с З и С. И состоит звук Ц из двух звуков – Т и С. Поэтому при его произношении мы и должны научить ребенка правильно воспроизводить оба эти звука в начале.

При произнесении Ц, воздушная волна достаточно сильная. Обычно Ц даётся детям просто, так как он основан на произнесении ранее выученной С. Автоматизировать звук можно при помощи специальных стихов, что вам предложит специалист.

Работа над постановкой звуков у малышей – увлекательный и веселый процесс. Не пытайтесь учить ребенка, лучше играйте с ним, тогда результат будет гораздо более продуктивным.

Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения свистящих звуков (с, з, ц):

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector