221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научить ребенка выговаривать букву ш

Как самостоятельно научить ребенка выговаривать букву Ш?

Чаще всего, сетуя о неправильном произношении, родители говорят о неумении своего чада произносить ту или иную букву. На самом деле речь должна идти о произношении звука, ведь буква – это лишь графическое изображение произносимых звуков. Но в любом случае налицо логопедическая проблема, которую нужно исправить. Довольно часто дети не выговаривают сложные звуки, к числу которых относится [ш]. Тем не менее, научить своего ребенка правильно говорить трудную букву Ш может практически любой родитель.

Дефекты произношения

Неверное воспроизведение шипящих звуков, в том числе [ш], может быть вызвано разными отклонениями в артикуляции, поэтому звук может искажаться в ту или иную сторону.

Существует две разновидности речевых дефектов: сигматизм и парасигматизм.

При сигматизме сам [ш] произносится с дефектом, при парасигматизме – заменяется другими звуками.

Сигматизм при произношении [ш]:

  • при межзубном произношении язык находится между зубами, звук получается шепелявым;
  • при носовом сигматизме [ш] становится похож на [х], поскольку воздух при произношении подается «носом»;
  • при боковом асигматизме правая или левая боковая поверхность языка «западает», [ш] получается «хлюпающим».

Парасигматизм при воспроизведении звука [ш]:

  • губно-зубной парасигматизм характеризуется заменой [ш] на [ф];
  • призубный парасигматизм приводит к воспроизведению вместо [ш] звука [т];
  • свистящий парасигматизм дает замену [ш] на [с].

Во всех этих случаях налицо нарушения артикуляции, когда язык, губы и зубы занимают неверные позиции при произношении. Поэтому задача родителей во время игровых занятий исправить эти ошибки ребенка.

Иногда звук [ш] полностью отсутствует в речи малыша – он просто пропускается (шапка – «апка», паштет – «патет»). При этом нужно «с нуля» учить ребенка правильной артикуляции.

Причины неправильной артикуляции

Основная причина проблем с буквой Ш, как и при произнесении многих других звуков, это различные физиологические особенности органов артикуляции:

  • неправильный прикус (в том числе из-за долгого и активного сосания соски);
  • высокое нёбо;
  • неверное положение зубов;
  • короткая или неэластичная подъязычная уздечка
  • слишком крупный язык и др.

Однако нередки случаи, когда искажение произношения у детей вызвано другими факторами.

  • «Сюсюкание» родителей. Слишком утрированные родительские «нежности» приводят к тому, что ребенок слышит и воспроизводит такое же сюсюкание.
  • Дефекты речи родителей. Если мама или папа сами произносят звук с дефектом, малыш берет с них пример.
  • Отставание в психоречевом развитии. Часто оно сопровождается и физическим отставанием. Причин тут может быть много, а коррекция при этом самая сложная, зачастую требующая медикаментозного лечения.
  • Завышенные требования. Случается, что родители донимают своих детей требованием «скажи – шуба», при этом не объясняя им, как правильно расположить зубы или язык. А те могут сами этого просто не понимать.
  • Нарушение физиологического или фонематического слуха. В первом случае дети просто плохо слышат, во втором затрудняются дифференцировать шипящие или другие звуки в речи. Это осложняет и их правильное произношение. Коррекция здесь тоже будет достаточно сложной – для начала нужно научить малыша (конечно же, в игровой форме) распознавать проблемную фонему в речи. И только после этого – заниматься артикуляцией.

Учимся «шипеть»

Чтобы научить ребенка выговаривать букву Ш правильно, для начала нужно подготовить его артикуляционный аппарат – то есть помочь освоить нужное положение губ, языка, зубов, научить правильной подаче воздуха. Этому помогут следующие игры-упражнения, успешно применяющиеся в логопедии:

Подробно выполнение этих упражнений описано в этой статье.

Звучание [ш] более всего напоминает шипение змеи. Поэтому в процессе занятий не акцентируйте внимание малыша на произношении фонемы, а объясните ему, что он учится шипеть, как змейка. Для визуализации этого упражнения используйте простые картинки с изображением змеи. Пусть ребенок проведет пальчиком от хвоста до головы змеи на картинке и в это время шипит. Попросите его помочь змейке спеть ее шипящую песенку: «Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш».

Так вы снимете психологическое напряжение: ребенок не осваивает чего-то обязательного и трудного, а просто играет с вами. Он не будет напрягаться и «лезть из кожи», чтобы вам понравился результат. В итоге говорить упрямую букву он научится гораздо быстрее.

Для правильной постановки выдоха можно воспользоваться следующей игрой. На кончик носа малышу кладется маленький, легкий кусочек ватки. Улыбнувшись, ребенок кладет свой широкий язычок так, чтобы накрыть им верхнюю губу. При этом боковые края его прижимаются сверху к коренным зубам, а посередине его должна остаться щелочка. Если малыш подует в таком положении на ватку, она поднимется вверх. Собственно, так нужно выдыхать и при произнесении шипящих, только язык будет располагаться за зубами.

Если у дошкольника нарушен фонематический слух, и он, например, не различает в речи [ж] и [ш], нужно выработать навык дифференцирования этих звуков. Здесь подойдут речевые игры, где малыш должен подать знак, что он услышал звук [ш] или [ж] (хлопнул, топнул, поднял руку). Слова нужно подбирать так, чтобы нужный звук занимал разные позиции: в начале, середине, конце слова. Ребенок хлопает, услышав звук [ш], и, скажем, топает, услышав [ж].

Можно просить малыша назвать разные предметы, «содержащие» букву Ш, – это могут быть игрушки, одежда, инструменты и т. д.

Пусть называет уменьшительно-ласкательные формы слов, в которых появляется звук [ш]. Взрослый называет слово – малыш его преобразует («солнце – солнышко», «зима – зимушка», «хозяйка – хозяюшка»).

Как поставить звук?

После таких игр можно заняться постановкой звука [ш]. В логопедии упражнения для постановки шипящего звука сводятся к «перестановке» языка в нужную позицию при произношении звуков [т] или [с] (иногда – звука [р], но этот процесс сложнее, так как нужно будет остановить вибрацию языка).

Для этого можно воспользоваться обычной чайной ложкой:

  1. просим свое чадо произнести долгий [с];
  2. в это время черенком ложечки постепенно задвигаем язык за зубы и придаем ему форму чашечки;
  3. когда он займет нужное положение, [с] превратится в [ш];
  4. просим малыша запомнить, где и как расположен его язычок.

То же самое можно проделать при произношении долгого звука «Т-с-с-с».

Теперь пусть малыш повторит следующие упражнения:

  • пошипит, как змея;
  • как шина или воздушный шарик, из которых выходит воздух;
  • как листва деревьев на ветру;
  • как сердитая кошечка;
  • как осенние листья под ногами;
  • как мышка, которая скребется в норке.

При этом показывайте ребенку картинки, которые помогут ребенку настроиться на выполнение упражнения.





Для закрепления полученного звука важно как можно чаще провоцировать детей произносить слова, которые его содержат. Лучше всего для этих целей подходят скороговорки или чистоговорки. В них нужные звуки находятся в разном положении, детям придется произносить звук [ш], стоящий в начале слова, в середине, в конце.

Так с помощью игры закрепляется полученный навык. Если случайно произношение фонемы снова искажается, нужно вернуться к упражнениям со звуками [с] или [тс].

Для автоматизации звука самым простым упражнением является произнесение ребенком поочередно слоги «Ш» и разными гласными буквами. Пусть ребенок «Прыгает» пальчиком по кочкам и произносит слоги.


Шипящие звуки – одни из самых упрямых для освоения. Поэтому если в 5 лет ребенок не освоил их даже при помощи всех изложенных упражнений, нужно проконсультироваться с логопедом. Иначе проблема может дорасти до психологического комплекса и стать причиной плохой успеваемости.

Логопедические упражнения на звук «Ш» для ребенка

Шипящие и свистящие звуки не все малыши могут освоить сразу. С некоторыми особенностями произношения дети даже оканчивают младшую школу, а если оставить эту проблему без внимания, то дефект речи сохранится и у взрослого. Даже 1 звук, произносимый неправильно, может спровоцировать возникновение многих логопедических проблем. Поэтому постановка звука «Ш» является важной задачей.

Обследование произношения звука «Ш»

При обследовании произношения специалист должен выяснить, как произносится проверяемый звук в отдельности, в словах, речи. Для этого могут использоваться изображения, в названия которых входит «Ш». Важно, чтобы он занимал разное положение и сочетался с другими звуками. Маленького ученика просят произнести стихотворение, в которых слова имеют «Ш».

Если ребенок нечетко произносит изолированный «Ш» — нужно вначале поставить этот звук, а потом закреплять его произношение в речи. Если же ребенок правильно произносит отдельный звук, а дефект наблюдается только в словах, нужно поработать над его закреплением в речи.

Читать еще:  Как быстро научить ребенка говорить букву р

Правила проверки в домашних условиях:

  1. Ребенок в спокойном состоянии, повторяет нужные слова за одним из родителей. При форсированном произнесении звук часто искажается.
  2. Ребенок не один раз произносит нужный звук. Иногда дети даже при наличии дефекта могут имитировать правильное звучание и нарушение удается заметить не сразу. Услышать дефектное выговаривание проще в словах, где «Ш» произносится вместе с другими согласными. Для проверки ребенку следует выговорить такие слова: каштан, кашне, пунш, мундштук.

У одних детей проблему можно победить на первых занятиях, у других с дефектом борются поэтапно в течение некоторого времени, подбирая соответствующие задания и приемы.

Возможные отклонения

Во время обследования можно выявить, что звук «Ш» произносится некорректно. Несмотря на то что этот звук считается глухим, произносить его нужно четко и чисто.

  1. Ребенок слишком выставляет язык между зубов, в результате чего получается шепелявый звук.
  2. Сигматизм у «Ш» появляется при сильном напряжении глубокой части языка. Тогда «Ш» заменяется на «Х».
  3. При боковом сигматизме получается «хлопок».
  4. Призубный парасигматизм — язык упирается в верхние резцы. Вместо «Ш» получается «Т».
  5. При губно-зубном парасигматизме «Ш» звучит, как «Ф».
  6. Вместо «Ш» звучит «С», это свистящий парасигматизм.

Важно рассказать ребенку, как правильно должны располагаться речевые органы. Занятия должны сопровождаться наглядными аналогиями и демонстрациями.

Что делать, чтобы научиться выговаривать «Ш»

Правильное произношение звука [ш] возможно в таком случае: зубы максимально сближены, резцы находятся друг над другом, а округленные губы выдвинуты вперед, язык имеет форму «ковша».

Методические рекомендации для родителей

Иногда родители не обращаются к логопеду по разным причинам. Кто-то из-за финансовых затруднений, другие в соответствии с убеждениями. При этом родители должны знать, как научить ребенка говорить букву «Ш».

Разминка для языка и губ

Самые эффективный и легко выполнимый способ справиться с невыговариванием звуков — артикуляционная гимнастика.

Она включает следующие упражнения:

  1. «Согреем ладошки».
    Его цель — научиться выпускать сильную струю воздуха. Ребенку нужно округленными губами равномерными порциями выдыхать воздух, не надувая щеки.
  2. Непослушный язычок.
    Упражнение способствует расслаблению языковых мышц. С размещенным на нижней губе языком произносится по счету от 1 до 10 слог «пя-пя-пя», края языка вверх не поднимаются.
  3. Приклей конфетку.
    Результатом такой тренировки должны стать укрепленные языковые мышцы и отработанный подъем языка наверх. Кончик языка располагается на нижней губе, на край кладется небольшой кусочек ириски, который нужно приклеить к небу. Челюсть должна оставаться неподвижной, работает только язык.
  4. Качели.
    Кончиком языка касаются то верхних, то нижних зубов.
  5. Лошадка.
    Поцокать, как лошадь.
  6. Блинчик.
    Расслабленный язык разместить на нижней губе.
  7. Кошечка.
    Ребенку нужно дотянуться языком до носа.
  8. Фокус.
    Нужно, улыбаясь, приоткрыть рот и разместить край языка на верхней губе так, чтобы образовался желоб по центру, теперь нужно сдуть вату, которая лежит на носу.

После разминки и отработки этих упражнений можно приступать к непосредственной постановке звука.

Упражнения для основного этапа

Базовым упражнением для артикуляции «Ш» можно использовать выговаривание «Р» перед зеркалом шепотом. В это время нужно остановить вибрацию языка с помощью шпателя.

Выполнив упражнение открытым ртом, можно переходить к произнесению полученного звука, стиснув зубы. Нормального звучания «Ш» достигают, округлив губы.

В качестве базового еще используется «Т», который произносится перед зеркалом. После чего артикуляция воспроизводится полуоткрытом ртом, при этом передний край языка должен касаться не зубов, а зубных лунок. После чего произносится «Т» у лунок с придыханием.

Постановка и последующая автоматизация звука

Выполняя упражнения, вырабатывают правильную артикуляцию «Ш». Но навык — процесс механический, который требует времени для отработки и закрепления. Ребенок может научиться выговаривать «Ш» уже на первых уроках, а на последующих занятиях произношение превращается в шепелявое и свистящее.

Автоматизировать звук помогут речевые игры, скороговорки на «Ш»:

  1. Не найду ушки у нашей лягушки.
  2. Шла Маша по шоссе и сосала сушки.

Можно придумать любимой игрушке интересное прозвище с употреблением «Ш». Например, «Волчишко-хвостишко».

Помогут отработать речь детские стишки.

Можно попросить ребенка придумать уменьшительно ласкательное слово. Например: зима — зимушка, пятно — пятнышко, хозяйка — хозяюшка, дядя — дядюшка, дед — дедушка.

Почему не шипит буква «Ш»

Причины неправильного произношения могут быть следующими:

  1. Физиологические: неправильный прикус, большой язык, высокое небо. Кроме того, качество произносимого звука зависит от развитости речевого аппарата.
  2. Длительное использовании соски. Этот предмет портит прикус, что приводит к искаженному выговариванию свистящих и шипящих.
  3. «Сюсюканье» с ребенком. Повторяя за старшими, дети коверкают речь.
  4. Повторение некорректного произношения за взрослыми, у которых есть дефекты речи.
  5. Плохо развиты память, мышление и внимание.
  6. Нарушение речевого слуха (в некоторых случаях может развиваться дислексия).

Если после домашних занятий ребенок так и не выговаривает букву «Ш», стоит обратиться к логопеду.

Когда надо обратиться к логопеду

Искажение и замена звуков у трехлетних детей не считается отклонением. Но если в 2 года у ребенка отсутствует речь, то стоит пойти на консультацию к специалисту. Только к 5 годам заканчивается формирование фонетического ряда. Постановка «Ш» происходит между третьим и пятым годами жизни.

Нарушение произношения «Ш» исправимо и часто устраняется сравнительно легко. Главное, чтобы занятия были регулярными и систематичными. Важно, чтобы сам маленький ученик имел желание исправить речь и правильно выговаривать «Ш».

Ребенок и родители должны проявить во время уроков терпение и настойчивость. Если результаты будут невелики, то стоит обратиться к логопеду. Специалист может поставить «Ш» от опорного звука с механической помощью, при помощи зонда или шпателя.

Постановка звука Ш: как научить ребенка выговаривать букву правильно?

У многих детей возникают сложности с произношением шипящих звуков. Это объясняется разными причинами.

При наличии таких проблем следует обращаться к логопеду.

Дома родители могут проводить с малышом специальные занятия. Важно знать, как научить ребенка говорить букву Ш.

Проверка правильности произношения

Проверить правильность произношения звуков ребенком, родители могут самостоятельно. Для этого существуют разные тесты. Можно использовать ту же методику, при помощи которой логопеды оценивают речь малыша на первом приеме: попросить выговаривать слова или слоги, содержащие шипящие звуки (например, шум, школа, пришел, шмель).

Для правильного произношения Ш язык должен быть похож на ковшик, располагаться в центре ротовой полости, не выпирать вперед. Важно, чтобы кончик был направлен кверху.

Проверка должна проводиться поэтапно:

  • первый этап – общая проверка. Нужно попросить ребенка произнести пару легких предложений, в которых будут слова с буквой (например, «зимой следует носить шарф», «кошка поймала мышку»). Далее требуется перейти к произношению отдельных слов (опушка, шапка, хорошо, каша);
  • второй этап – проверка звука Ш изолированно. Уделяется внимание слогам. Необходимо попросить малыша произнести «ОШ», «ША», «ОШО», «УШУ». Это позволит выяснить, насколько хорошо ребенку дается произношение звука. Бывает, что при такой проверке обнаруживаются проблемы с гласными звуками. Поэтому рекомендуется разнообразить слоги;
  • третий этап – проверка в отдельных слогах с глухими и звонкими согласными.

Почему возникают проблемы с выговариванием шипящих звуков?

Есть разные причины неправильного произношения. Чаще всего проблема вызвана слабостью мышц языка – орган вместо того, чтобы подниматься вверх при выговаривании слов с буквой Ш, лежит на дне рта.

Распространенные проблемы с произношением шипящих звуков:

  • замена Ш на Т или отсутствие шипящего звука в речи. К примеру, вместо слова «шепот» ребенок говорит «тепот», а вместо «мишка» – «мика». Это может быть спровоцировано нарушением фонематического слуха, ранним возрастом;
  • замена Ш на Ф. Например, малыш вместо «шишка» говорит «фифка». Это нарушение называется губно-зубным сигматизмом. Проблема заключается в укороченной подъязычной уздечки, слишком активной работе губ, нарушении фонематического восприятия;
  • замена Ш на С. Например, ребенок говорит не «школа», а «скола». Эта проблема носит название свистящего сигматизма. Ее вызывает нарушение фонематического восприятия;
  • шепелявость. Возникает, если язык не повторяет форму ковшика, просовывается между нижними и верхними резцами, образуя щель. Воздушная струя рассеянная и слабая при произношении шипящих звуков;
  • вместо Ш слышится хлюпающий звук. Такая проблема называется боковой сигматизм. В этом случае один из углов губ немного оттянут либо опущен. Иногда у ребенка присутствует легкое смещение нижней челюсти вправо либо влево. При этом воздушная струя при произнесении звука Ш выходит по краям языка либо идет вбок;
  • вместо Ш слышится храп. Это нарушение называется носовой сигматизм. При наличии такой проблемы органы речи занимают нейтральное положение, язык оттянут вглубь рта, его задняя часть поднята и соединяется с мягким небом, а края опущены. Воздушная струя проходит через полость носа. Это случается при излишнем напряжении задней части языка.
Читать еще:  Как научить ребенка выговаривать слова

Обучение малыша правильному выговариванию

Родители, чьи дети неверно произносят шипящие звуки, интересуются тем, как научить ребенка выговаривать букву Ш в домашних условиях. Логопедами разработаны упражнения, которые помогают справиться с такой проблемой.

Занятие состоит из двух этапов: разминка и постановка звука. Чтобы артикуляционная гимнастика дала скорый положительный результат, требуется выполнять ее ежедневно по 5-10 минут.

Необходимо проявлять старание и настойчивость, хвалить малыша за успехи, поощрять его выполнять упражнения.

Разминка

Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.

Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:

  • язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
  • сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
  • выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
  • сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
  • поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
  • сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
  • плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
  • челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
  • облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.

Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.

Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:

  • дуть на перышки, свечи, вертушки;
  • пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
  • распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
  • на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.

Постановка звука

Выполнив дыхательную и артикуляционную гимнастику, можно приступать к постановке шипящих звуков. Существуют разные упражнения, которые ориентируют ребенка на правильное произношение слов с буквой Ш.

Эффективный комплекс для борьбы с нарушением речи:

  • свободный полет. Сделать из языка чашечку и постараться высунуть ее изо рта. На нос необходимо положить небольшой кусочек ватки. На выдохе воздух будет отталкиваться от стенки языковой чашечки и подниматься вверх, убирая ватку. Это упражнение очень простое и действенное. Его особенно рекомендовано выполнять детям с шепелявостью;
  • движущаяся чашка. Языком сформировать чашечку и начать ею двигать: поднимать и опускать края;
  • пирожок. Открыть рот и расположить язык на нижней губе. Приподнять боковые стенки языка так, чтобы образовывалась впадина по центральной оси. Задержаться на 5-10 секунд. Упражнение направлено на укрепление мускулатуры языка, делает более подвижными боковые его стенки;
  • корабль в море. Сложить язык в форме чашечки, поднять его и задержать на 1-3 секунды, затем опустить и зафиксировать в таком положении на короткое время;
  • улыбка. Открыть рот и широко улыбнуться. Вытянуть язык вперед, кончик положив на нижнюю губу, а боковыми стенками касаясь уголков рта. Задержаться в таком положении на несколько секунд. Упражнение хорошо расслабляет язык. Оно помогает в постановке не только звука Ш, но и Ж;
  • качели. Открыть рот и улыбнуться. Язык должен быть расслабленным, лежать плоско и широко. Выполнять попеременно следующие движения языком: потянуться к потолку, в стороны, к верхней и нижней губе, коснуться резцов, залезть между зубами и губой, дотронуться кончиком до альвеол;
  • маляр. Приоткрыть рот, слегка улыбнуться, расслабить губы и зафиксироваться в таком положении. Представить, что кончик языка – это кисть маляра, а небо – стена, которую нужно раскрасить. Языком необходимо двигать от гортани к зубам и обратно, не выводя его за пределы ротовой полости. Упражнение помогает усилить контроль языка.

Для произношения сложных звуков важна не только постановка, но и автоматизация. Поэтому когда ребенок научится произносить Ш, нужно будет перейти к закрепляющим упражнениям.

Видео по теме

Как научить ребенка произносить звук Ш в домашних условиях:

Таким образом, у некоторых детей возникают сложности с произношением шипящих звуков, в частности Ш. Это может быть обусловлено неправильным строением органов артикуляции, слабостью мышц языка.

Для того чтобы научить ребенка произносить слова с буквами Ш, необходимо ежедневно выполнять с ним специальные упражнения. С особенностями и техникой проведения занятий можно ознакомиться, посмотрев обучающее видео в интернете.

Как научить ребенка говорить букву Ш?

Во многих семьях можно встретить такую ситуацию, когда маленький ребенок не в состоянии выговорить букву “Ш”. Такое случается примерно в четырех из десяти случаев, поэтому ситуацию можно назвать распространенной — ведь это одна из самых сложных букв в алфавите, впрочем, как и остальные шипящие, а значит и решение такой проблемы существует и отлично показывает себя в деле.

Часто такая проблема может сохраняться у малышей до конца обучения в начальной школе, а если и вовсе не придавать значения этой проблеме — то дефект вполне может остаться с человек навсегда, плотно закрепившись в речи. Нередки случаи, когда семья не готова обращаться к помощи логопеда — это могут быть как финансовые проблемы, так и личные убеждения. В таком случае, можно приступить к обучению на домашней основе — в статье как раз рассмотрены варианты устранения проблемы с буквой “Ш”.

Как проверить произношение звука “Ш”?

Прежде чем приступать к коррекции возможных дефектов, необходимо провести глубокую проверку умения проговаривать шипящий звук. Зачастую на такую проблемы обращают внимание воспитатели в детских садах и педагоги — ведь иногда родители просто не замечают назревающую проблему и связывают все с небольшим возрастом и неопытностью. Всего лишь несколько минут в день — и вы сможете убедиться в отсутствии или наличии проблемы со звуком “Ш”.

Виды произношения

Нарушение произношения может быть разным — следует выделить две формы нарушения: сигматизм (когда присутствует дефект произношения именно самого звука) и парасигматизм (здесь уже речь идет о замене звука на другой). Очень часто можно встретить именно парасигматизм: например, когда малыш говорит вместо “шапка” неполное “апка” и тому подобное.

Существует несколько типов неправильного произношения, которые необходимо знать перед непосредственно самой диагностикой:

  • межзубное произношение . С ним звук получается шепелявым, так как ребенок выдвигает язык сильно вперед, просовывая его между зубов;
  • носовой сигматизм . Этот оттенок произношения появляется тогда, когда малыш слишком напрягает глубокую часть языка, подтягивая корень к небу — так и получается глубокий шипящий звук с “Х” со своеобразным акустическим эффектом;
  • боковой сигматизм . Проявляется в звуке ярко выраженным хлопком;
  • призубный парасигматизм . Здесь звук заменяется на “Т” — это происходит из-за того, что язык слишком сильно упирается в зубы, а конкретнее — в верхние резцы;
  • губно-зубной парасигматизм . В нем “Ш” заменяется на “Ф”, что свидетельствует о нарушении прикуса;
  • свистящий парасигматизм . В нем четко слышится свистящий звук “С”, но никак не “Ш”.

Методы обследования произношения

Проверку произношения можно осуществлять как незаметно, просто наблюдая за речью малыша в течение дня и фиксируя все неточности и особенности, так и упражняясь в игровом формате, уделяя на этот подход немного времени каждый день. Конечно же, второй способ позволяет более точно и эффективно определить дефект, поэтому стоит рассказать о нем более подробно.

Проверка произношения осуществляется в несколько этапов по возрастающей: сначала изолированно, далее в слогах, словах, фразах и целых предложениях:

Читать еще:  Как научиться выговаривать букву ш взрослому

Изолированно проверяются звуки: ребенку необходимо повторять за родителями разнообразные варианты звуков как бы в форме игры “Повторялки”. Потом можно переходить к работе с двухбуквенными сочетаниями: ША, ШУ, ШЭ, ШО и подобными им. Далее можно включать уже трехбуквенные варианты с двумя гласными: УШУ, ОШО, ЫШИ, ЭШЭ и т.д. Блок сложнее будет включать в себя “Ш” с согласными: ШКА, КША, КШИ и другие. Как только малыш проговорит их все, можно брать варианты посложнее: СШИ, ШИС, УШУШ.

Для того, чтобы малышу было проще повторять за вами, старайтесь максимально четко произносить все звуки, отчетливо показывая свою артикуляцию, на которую малыш будут обращать внимание во время обучения.

Стоит учитывать, что если имеются проблемы со звуком “Ш”, то такие же трудности возможны и остальными шипящими: Щ, Ж и Ч. Именно поэтому работать со звуками необходимо комплексно.

После переходим к работе со словами. Для того, чтобы заниматься малышу было интереснее, распечатайте или приобретите карточки со словами, которые будут дополняться разноцветными картинками с предметами, включающими звук “Ш”. Например, к звуку рядом с гласными подойдут слова шея, мышь, машина. “Ш” рядом с согласными будет встречаться в кошке, шляпке, шпильке. Звук, встречающийся дважды, есть в словах шишка, шашки, шуршание. “Ш” в сочетании с другими трудными звуками можно встретить в шаре, шарфе, шкуре.

Для того, что развивать произношение звука в предложениях, нужно чтобы речевой аппарат был в полной готовности. Если малыш справляется с “Ш” в больших фразах, то значит, что Ш-артикуляция ему по силам: Папа Маше шапкой машет; Шла Саша по шоссе и сосала сушку; Мышь за печкой шуршит и тому подобные. Если этот этап дается малышу тяжело, то лучше вернуться к более простым вариантам и отточить именно их.

Некоторым детям достаточно будет такой тренировки, что в кратчайшие сроки поставить у себя правильное произношение звука “Ш”. В других же случаях необходима более тонкая и усердная работа.

Причины дефектов в звуке “Ш”

Точную причину, по которой ребенок не справляется с шипящим звуком, определит только специалист. Но в целом, выделяют следующие факторы:

  • физиологический . К ним относятся неправильный прикус, крупный размер языка, высокое небо и прочие;
  • долгое использование соски . Из-за него портится прикус, а значит, поддаются дефектам многие звуки, особенно шипящие и свистящие;
  • искажение речи родителями . Часто мы слышим, как родственники “сюсюкаются” с малышом, произнося звуки в искаженном виде. Малыш очень быстро схватывает такую манеру говорения, которая впоследствии может закрепиться в речи;
  • речевые дефекты взрослых . Малыш часто копирует речь взрослых — а значит, дефекты родителей могут перейти к детям;
  • неправильный подход к обучению . Многие мамы и папы очень много требуют от своих детей, не пытаясь правильно показывать способы произношения и артикуляции сложных звуков;
  • отставание в развитии . Если у ребенка еще не сформировались мышление, память и внимание, то и речь будет не на должном уровне;
  • нарушение слуха . Нередкая причина проблемы с “Ш”, когда ребенок с трудом распознает звуки на слух.

Если вы заметили, что ваше чадо уже долгое время не справляется с произношением шипящего звука “Ш”, то не стоит медлить с посещением детского логопеда, который способен решить эту проблему профессионально и качественно.

Тренируем произношение звука “Ш”

Начинать упражняться следует только после того, как органы речи разогрелись и стали более подвижными. Именно поэтому родители должны уделять время в начале занятий под артикуляционную гимнастику, которая поможет лучше произносить самые разнообразные звуки.

Проводим разминку

Начинаем с тренировки языка. Есть несколько классических упражнений, позволяющих сделать его более подвижных и послушным:

  1. “Блинчик”: Распластанный язык необходимо положить на нижнюю губу и задержать его в таком положении на несколько секунд — минимум на 10.
  2. “Чашечка”: Все также язык находится распластанным на нижней губе, только теперь необходимо приподнять его кончик и края, как бы создавая форму чаши.
  3. “Болтушка”: стараемся поднимать и опускать “чашечку” из предыдущего упражнения несколько раз.
  4. “Фокус”: все ту же “чашечку” необходимо высунуть изо рта и завернуть кончик языка кверху, не касаясь при этом губ. На кончик носа можно положить что-то легкое: кусочек салфетки или ваты, а на выдохе направить воздух четко на предмет.
  5. “Лошадка”: известное упражнение, в котором малыш должен цокать, издавая звук, похожий на топот копыт лошади.

Такие упражнение хорошо делать вместе и перед зеркалом, чтобы нагляднее демонстрировать артикуляцию.

Упражнения для губ проводим после разминки языка:

  1. “Хоботки слоников”: делаем губами широкую трубочку (как в произношении звука “О”), а затем узкую (как при “У”). Повторяем несколько раз.
  2. Чередуем “Трубочку” в форме звука “У” и улыбку. Необходимо добиваться того, чтобы улыбка была широкой.
  3. “Удивление”: губы должны находиться в положении, будто произносят звук “О”.
  4. “Заборчик”: необходимо широко улыбнуться и продержать лицо в таком положении несколько секунд — так тренируются мышцы щек.
  5. “Варенье”: здесь малыш должен широко и по всему контуру облизать губы.
  6. “Качели”: широко открываем рот и перемещаем язык от верхних зубов к нижним и наоборот.

Старайтесь прибегать к разнообразным упражнениям и не следовать каждый раз одному и тому же алгоритму — все время пробуйте новое.

Постановка звука

Правильное произношение звука — это навык, а значит, на его автоматизацию уйдет время, так как необходимо будет постоянно и систематически заниматься его оттачиванием и отработкой. Часто встречаются случаи, когда на одном занятии произношение улучшилось, а к следующему опять деформировалось — стало посвистывающим или шепилявым. Для того, чтобы не упустить негативные изменения, стоит постоянно следить и присматривать за речью малыша. Для этого не забывайте аккуратно напоминать ребенку о правильном положении языка во время произношения “Ш”, но в то же время следите и за своей речью — иногда взрослые могут не замечать своих собственных проблем. Более взрослых детей можно просить читать вслух тексты с шипящими звуками.

Рассмотрим два упражнения, которые помогут автоматизировать произношение звука в словах и фразах соответственно:

  1. “Назови ласково”: эта игра также развивает умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы. В ней малышу необходимо прослушать слова и назвать их “ласковые” формы. Например: шапка-шапочка, шар-шарик, мешок-мешочек.
  2. “Исправь ошибки”: упражнение помогает добиться автоматизации “Ш” в целых фразах. Родитель произносит фразу, которую ребенок должен исправить на правильный вариант. Например: Мышка съела кошку — Кошка съела мышку; Крыша сидит на петушке — Петушок сидит на крыше; У шин есть машина — У машины есть шины; Лягушка испугалась мошку — Мошка испугаласт лягушку; Шашки играют в Мишу — Миша играет в шашки и так далее.

Необходимо стараться как можно чаще возвращать малыша к навыку произношения “Ш”: например, задавать вопросы, ответом на которые будут слова с этим звуком. Также в течение дня можно использовать потешки, скороговорки и чистоговорки: Шапку свяжем малышу, шу-шу-шу, шу-шу-шу; Одеваем малыша, ша-ша-ша, ша-ша-ша; Собирай карандаши, ши-ши-ши-ши-ши-ши; Любят сказки малыши, ша-шу-ши, ша-шу-ши.

Еще одним эффективным способом является постановка звука от других, уже известных ребенку звуков. Например, если малыш легко справляется с “Т”, то попросите его произнести “Тс-с-с-с”, вытягивая звук до тех пор, пока он не дойдет до произношения “Ш”. Потом стоит повторить процедуру, спрятав язык за зубы — произношение будет более чистым. Звук можно ассоциировать у чада с шипением кота. Для тех детей, что без труда выговаривают звук “Р”, можно использовать следующий трюк: просто попросите ребенка прошептать “Р” — результат будут крайне похож на наш шипящий. Тоже самое касается и освоенного звука “С” — малыш произносит его, приподнимая края языка в форме ложечки до тех пор, пока между ним и небом не образуется нужная щель.

Как следует из статьи, даже такой сложный для произношения звук, как шипящий “Ш” можно освоить, просто приложив чуть больше усилий и практики. Постоянные тренировки и закрепление изученного помогут добиться постановки правильной речи.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector