221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научить ребенка выговаривать букву ж

Почему ребенок не говорит букву «Ж», и как его научить?

Когда растут дети, вместе с ними растет и потребность разговаривать. Очень часто у детей происходят некоторые проблемы при произношении определенных звуков, в том числе буквы «ж». Чтобы это побороть, с ребёнком следует очень много и постоянно заниматься, и тогда его речь станет чистой и красивой.

Нужно ли обращаться к специалисту?

Существуют ориентировочные нормы речевых навыков, которыми ребенок должен овладеть к определенному возрасту. Если этого не произошло, стоит наблюдать за малышом и попробовать помочь ему самостоятельно – потренироваться в произношении звука, который не получается правильно, или пополнить словарный запас. Если это не помогает, нужно обратиться к врачу (педиатру, неврологу, логопеду и т. д.).

Что делать, если ребенок не выговаривает «ж»?

При произнесении звонкого «ж» участвуют голосовые связки. Выдыхаемая струя и напряжение языка при звуке слабые. Кончик языка под действием струи воздуха немного дрожит, вибрирует. Если язык ребенка недостаточно подвижен, вял, то необходимы специально подобранные подготовительные упражнения.

Звук «ж» сложен по своей артикуляции, поэтому малыши осваивают его сравнительно поздно и нередко даже к концу дошкольного возраста выговаривают неправильно или неясно. Существует несколько вариантов неправильного произношения этого звука: или его вовсе упускают, или произносят нечетко, или заменяют другим (чаще всего «з»).

Нарушение звука «ж» в большинстве случаев исправимо, и часто этот недостаток устраняется сравнительно легко. Но непременным условием является регулярность, систематичность упражнений и желание самого ребенка исправить речь и начать выговаривать «ж» правильно.

Прежде чем приступать к занятиям, надо проверить, достаточно ли развит у малыша фонематический слух, то есть умеет ли он отличать шипящие от других, сходных звуков. Для проверки и тренировки фонематического слуха полезно предложить ребенку придумать слова со звуками, о которых идет речь. Отобрать картинки, в названиях которых есть эти звуки, разобрать с ребёнком смысл слов, отличающихся одним звуком.

Разминка для языка

Чтобы лучше получалось выговаривать звук, можно использовать разминку для языка, которая состоит из следующих упражнений:

  1. Сначала округляем губы, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхать воздух с добавлением воздуха при произнесении шипящего звука.
  2. Широко распластать язык, загнуть его кончик и высовывать с приподнятыми боковыми краями.
  3. Лопатообразно высунутый язык поочередно поднимать к верхним и нижним зубам, к верхней и нижней губе.
  4. «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу, 5 раз открывать и закрывать рот.
  5. «Пирожок»: рот раскрыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края, досчитать до 15, а затем повторить.

Эти упражнения можно использовать и при тренировке произношения других шипящих.

Разминка для губ

Губы играют немаловажную роль при произнесении шипящих. Они должны вытягиваться вперёд «хоботком». Но подобную форму губам удаётся придать не сразу. Придётся вновь прибегнуть к артикуляционным упражнениям:

  • губы слегка округлены;
  • «улыбка» – улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы и удерживать это положение 7 секунд;
  • «трубочка» – вытянуть губы трубочкой.

Следует соблюдать нормы дыхательных упражнений, а также упражнений, связанных с постановкой и автоматизацией звука «ж», так как данные занятия являются достаточно утомительными для ребенка и могут вызвать головокружение вследствие гипервентиляции.

Основные методы постановки звука «ж»

Постановка звука – это выработка у ребёнка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. К методам, которые могут помочь поставить звук «ж», относят:

  1. Первый метод – по подражанию, когда внимание ребенка фокусируется на движениях, положениях артикуляционного аппарата.
  2. Второй метод – механический. Используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля.
  3. Третий метод – смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука.

При всех этих методах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки.

Для тренировки буквы «ж» можно прибегнуть к таким упражнениям:

  1. Чистоговорка: «ЖА-ЖА-ЖА. Мы видела ежа. ЖА-ЖА-ЖА. Есть иголки у ежа. ЖА-ЖА-ЖА. Я нашел ежа. ЖИ-ЖИ-ЖИ. Живут в лесу ежи.»
  2. Ребенок должен научиться образовывать множественное число существительных – гараж-гаражи, нож-ножи, уж-ужи и т. д.
  3. «Жук жужжит» – ребенку нужно представить, как жужжат жуки, и изобразить этот звук. Положение губ должно быть правильным – округлены и немного выдвинуты вперед. Широкая часть языка поднимается к бугоркам за верхние зубы, а изо рта должна выходить теплая воздушная струя.

А как работают с детьми логопеды для постановки звука «ж», Вы можете посмотреть в данном видео:

Почему ребенок не выговаривает букву «ж»?

Звук «ж» очень сложный для произношения. Поэтому часто бывают случаи, когда этот дефект у ребенка так и остается запущенным. Неправильное произношение шипящих и свистящих звуков (к примеру, «ж» и «ш») в возрасте 5-6 лет – весьма распространенное явление, которое называется функциональной дислалией.

Как правило, само оно не проходит. Нужна консультация логопеда. Причинами могут выступать самые разнообразные факторы, как психологические или социальные, так и физиологические, например, наследственность, отклонения в развитии, педагогическая запущенность и пр.

При любом дефекте речи у детей необходимо обращаться к специалистам, если родители не смогли сами устранить его, потому что в дальнейшем лечить запущенный эффект будет гораздо сложнее. Нужно запастись терпением, проконсультироваться с логопедом, и Ваш малыш обязательно выговорит букву «ж».

Как научить ребенка выговаривать букву «Ж»

Шипящие звуки закрепляются в речи ребенка к 4-4,5 годам. Специалисты начинают работу с ними с постановки звука «Ж».

Почему ребенок не выговаривает букву Ж

Звук «Ж» — шипящий шумный согласный, т.е. в его образовании играет роль шум, который возникает в результате преодоления преграды воздушной струей. Также «Ж» является звонким, в его артикуляции обязательна работа голосовых связок.

Таким образом, проблемы в произношении звука «Ж» у ребенка возникают, если присутствуют дефекты артикуляционного аппарата или речевого дыхания. Еще одной причиной является гипертонус мышц речевого аппарата: ребенок не может расслабить язык и растянуть его края на верхние боковые зубы.

Задача логопеда-дефектолога — научить ребенка снимать напряжение челюсти и языка.

Норма артикуляции звука «Ж»:

  • губы округлые, выдвинуты вперед;
  • зубы разомкнуты на 1,5-2 мм;
  • широкий кончик языка поднят к краю твердого неба или альвеолам;
  • между языком и небом посередине образуется щель, через которую проходит струя воздуха;
  • язык прижат к боковым зубам, его средняя часть опущена;
  • задняя часть языка оттянута назад.
Читать еще:  Как научить ребенка говорить слова

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — комплекс упражнений на развитие речевого аппарата. Артикуляционный аппарат — основа качественного звукопроизношения.

Он включает в себя:

Правила выполнения артикуляционной гимнастики:

  1. Задания выполняют поэтапно, последовательно по уровню сложности.
  2. На начальных занятиях комплекс выполняется перед зеркалом, медленно. Зеркало убирают после освоения ребенком правильной техники.
  3. Каждое упражнение отрабатывается по 10-15 подходов, к следующему переходят, когда у ребенка получается правильно говорить букву.
  4. В домашних условиях задания выполняют ежедневно для автоматизации и закрепления.
  5. Задания оформляются в игры, чтобы у малыша возникло желание продолжать работу.
  6. Если ребенок испытывает затруднение в процессе выполнения, то используют логопедические инструменты, черенок чайной ложки, палочку от мороженого.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата:

  1. «Блинчик». Язык неподвижен, расслаблен, лежит на нижней губе, открывая верхние зубы и касаясь уголков рта. Такое положение удержать 10 секунд.
  2. «Чашечка». Из положения «Блинчик» поднять кверху и изогнуть боковые края и кончик языка к бугоркам. Удержать 10 секунд.
  3. «Заборчик». Открыть рот и поставить зубы верхней и нижней челюстей друг на друга, произносить звук «И». Удержать в течение 10 секунд.
  4. «Трубочка». Выполняя «Заборчик», губы вытянуть вперед и округлить, проговаривая длительное «О».
  5. «Варенье». Язык расслабить и положить на нижнюю губу, после облизать верхнюю губу. Челюстью не шевелить.
  6. « Фокусник». Рот открыт, передний край языка лежит на верхней губе, боковые края к ней прижаты, середина языка образует желобок. На кончик носа закрепить кусок ваты. Сделать сильный выдох, чтобы вата взлетела кверху.

Отработка артикуляции «Ж»:

  1. Приложить руку на горло, произнести звук «Ш».
  2. Усилить громкость, чтобы горло завибрировало. Получится звонкий «Ж».
  3. Протягивать звук «Ж» 20-30 секунд.
  4. Перед зеркалом дети совместно с педагогом рассматривают, в каком положении находятся губы и зубы, как расположен язык.

Дыхательная гимнастика

Звук «Ж» образуется посредством сильной воздушной струи, которая проходит между небом и языком. Для получения фонематической звонкости необходимо сформированное речевое дыхание. Дошкольники отрабатывают дыхательные навыки в игровой форме, чтобы достичь наилучшего результата.

Дыхательная гимнастика в играх:

  1. «Футбол». Цель: отработка направленного воздушного потока. На стол поставить «ворота» из 2 кубиков, перед ними положить ватный шарик. Ребенок вытягивает губы трубочкой вперед и продолжительно дует на вату, стараясь загнать ее в «ворота».
  2. «Снежки». Цель: отработка непрерывной струи воздуха. На столе разложить кусочки ваты. Растянуть губы в улыбке, передний край языка расслабить и положить на нижнюю губу. Задача: сдуть вату со стола.
  3. «Паровозик». Цель: отработка плавности дыхания. Чистый пузырек от духов поднести ко рту. Высунуть кончик языка. Плавно подуть в горлышко пузырька, чтобы получился свист.
  4. «Кораблик». Цель: чередование сильного и длительного плавного выдоха. Набрать воду в глубокий таз. Запустить в него бумажные кораблики. Задача детей: дуть на кораблики, чтобы они двигались плавно. Для этого губы складываются в трубочку, щеки не надуваются.
  5. «Соломинка». Цель: отработка умения направлять воздух по центру языка. Рот широко открыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние десны. В центр языка помещается коктейльная соломинка, ее конец опущен в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы появились пузыри на воде. Губы при этом неподвижны, щеки расслаблены.

Основные методы постановки звука Ж

Этапы постановки фонем:

  1. Подготовительный. Разминается артикуляционный аппарат, ребенок настраивается на занятия, проводится работа с речевым дыханием и фонематическим слухом.
  2. Постановка звука. Проводятся логопедические упражнения на дифференциацию проблемного звука, его правильное проговаривание.
  3. Автоматизация. Четкое произношение звука без дополнительной помощи.
  4. Закрепление в повседневной речи. Контроль со стороны взрослых, положительное подкрепление.

Методы коррекции звукопроизношения:

  • механический — с помощью логопедических инструментов (шпатель, лопатка, зонд);
  • по подражанию — наиболее естественный способ для дошкольников, т.к. их артикуляция развивается через восприятие речи окружающих;
  • по постановке от других корректно сформированных звуков.

Постановка «Ж» начинается с расслабления языка и челюсти, т.к. широкий язык — основа произношения шипящих. Для этого используется следующее упражнение: язык положить на нижние зубы, верхние зубы легко по нему стучат в течение 20 секунд. Затем язык, не двигаясь, лежит на нижней челюсти.

После этого объясняется артикуляция звука. Логопед вместе с ребенком руками изображает чашечку с водой, потом просит повторить позу языком, спрятанным за зубами. В таком положении нужно произнести «ЗЗЗЗЗЗ». Автоматически звук преобразуется в «Ж». Когда «Ж» закрепится, его вводят в слоги с гласными, затем в слова и предложения.

Поставить «Ж» можно и от корректно сформированного «Ш». Положение губ, зубов и языка при произношении этих звуков одинаковое. Ребенок говорит звук «Ш», а педагог просит при этом добавить голос и прочувствовать вибрацию на голосовых связках. Для закрепления «Ж» используют подражания жужжанию жука, пчелы.

После закрепления чистого «Ж» приступают к этапу автоматизации и введению в активный словарь.

Автоматизация звука Ж

Продолжительность логопедических занятий зависит от возраста дошкольника, длятся они от 15 до 30 минут.

Упражнения по автоматизации «Ж» включают в себя проговаривание:

Сначала «Ж» включают в слоги, затем в слова, постепенно усложняя задания. Комплекс направлен на формирование зрительного, слухового, артикуляционного и речевого контроля.

Скороговорки для автоматизации «Ж» в речи (для детей 4-5 лет):

  1. Жук жужжит над абажуром.
  2. Жужжит жужелица, жужжит и кружится.
  3. Режет ежик ножом коржик.
  4. Жаворонок в жару кружил над жнивьем
  5. В живом уголке жили ежи да ужи.
  6. Слишком много ножек у сороконожек.

Потешки для закрепления «Ж» (для детей 5-6 лет):

  1. У ежа — ежата, у ужа — ужата.
    Ужата — у ужа, ежата — у ежа.
  2. Желтый желудь
    Дрожал над лужей.
  3. Жук жужжит — он встать не может,
    Ждет он, кто ж ему поможет.
    Жужжит над жимолостью жук.
    Тяжелый на жуке кожух.
    Жук летает над лужком,
    Он устал ходить пешком.
  4. Жану нужен ножик,
    Жанне нужен ежик.
  5. Увижу Женю — покажу ежа,
    Увижу Жанну — покажу ужа.
  6. Жарко жабе в теплой луже
    Жаба ждет дождя и тужит
  7. Жук-жучок, желтый бочек,
    На лужайке не лежи, полетай, пожужжи.
  8. Что на ужин у ежей?
    Кожура от желудей.
  9. У ежа — ежата, у ужа — ужата,
    У чижа — чижата, у жука — жучата.
Читать еще:  Как научить 2 летнего ребенка разговаривать

Стихи на отработку «Ж» (для детей 7-8 лет):

  1. Вышла Женя погулять,
    Стала дождик умолять:
    Дождик, дождик, не дожди,
    Дождик, дождик, подожди.
    Ты нам не нужен, не нужны и лужи.
    Дождик Жене не мешал,
    Дождик дальше побежал.
  2. Шмель Шмелю
    Жужжит:
    «Друж-ж-жище!
    На тебе ж
    Пылинок тыщи!
    Поправляя
    Свой жилет,
    Шмель Шмелю
    Жужжит
    В ответ:
    «Это ж вовсе
    Не пыльца,
    Это ж пудра
    Для лица.
    На боках
    И на спине
    Я несу ее
    Ж-ж-жене!»
    (автор В. Иванова)

После отработки корректного «Ж» в речи ребенка взрослые должны следить за его произношением в бытовых ситуациях.

При этом речь окружающих также должна быть:

Для развития фонематического восприятия звука «Ж» ребенку необходимо:

  1. Читать качественную литературу.
  2. Включать аудиокниги.
  3. Показывать детские спектакли.

Правильная речь, которая окружает детей, станет инструментом для автоматизации корректного произношения всего фонематического ряда. Без этого условия специализированные занятия не принесут долговременных результатов.

5 способов, как научить ребенка правильно выговаривать букву «Ж»

Речь — важный аспект в общей картине развития ребёнка. Многие родители обеспокоены проблемой речевого развития своих малышей. Большинство нарушений определяет лишь профессиональный логопед. Чаще всего у детей нарушено произношение шипящих и сонорных звуков, каким является звук [Ж]. Как научить ребёнка выговаривать букву [Ж]? Для этого следует знать правильность положения языка при её произнесении.

При артикуляции звука [Ж] язык находится за верхними зубами в форме «чашечки», губы вытянуты «трубочкой», воздушная струя проходит через узкую щель между зубами. Данный звук является шипящим, следовательно, отмечая проблемы произношения звука [Ж] можно наблюдать сложности в произношении других шипящих звуков: Ш, Ч, Щ, поскольку они имеют схожую артикуляцию. Процесс коррекции шипящих звуков зависит от типа нарушения: пропуск, замена, смешение и искажение звука. Диагностировать форму дефекта и определить формы обучения сможет учитель — логопед.

Как научить ребенка выговаривать букву [Ж]

Рассмотрим основные способы формирования звука Ж у детей, в зависимости о нарушения:

  1. Постановка звука [ж] при пропуске. Звук [ж] может теряться в речи. Родители не слышат звук, там, где он должен быть. В данном случае научить ребёнка выговаривать Ж можно по подражанию. Попросите его спеть «песенку Жука», долго произносить вслед за вами звук Ж. Если у ребёнка сохранный фонематический слух, выговорить букву Ж будет не сложно.
  2. Постановка звука [ж] при замене и смешении (парасигматизме). В данном случае звук заменяется на более простые по артикуляции: [ф], [х]. Такой дефект хорошо воспринимается на слух. Начинать постановку звука следует с артикуляционной гимнастики.

Предложите малышу выполнять ежедневно по 5-10 минут зарядку для язычка. Комплекс для шипящих звуков состоит из трех основных упражнений и позволит сформировать правильный артикуляционный уклад:

— «Чашечка». Попросите ребенка поставить язычок за верхние зубы и подержать в течение пяти секунд. Между упражнениями делается перерыв, чтобы тонус мышц языка восстановился.

— «Трубочка». Покажите ребенку, как вытягивать губы трубочкой. Вытянутые губы следует держать на протяжении пяти секунд.

— «Маляр». Сложное упражнение, которое проводится после успешного освоения «чашечки». Кончик язычка гладит твердое нёбо, как маляр красит валиком потолок.

Все упражнения проводятся перед зеркалом, ребёнок должен видеть себя. Во время гимнастики необходимо хвалить ребёнка за малейший результат и стараться не обращать внимание на неудачи. Родителям не следует надеяться на быстрый положительный результат, ведь постановка звуков – это долгая кропотливая работа.

  1. Важно помнить, что при произношении звука [Ж] необходима сильная воздушная струя. Здесь родителям помогут разнообразные игрушки: губные гармони, бумажные вертушки и все другое, на что можно подуть. Следует помочь ребенку научится совершать сильный ротовой выдох. На выдохе просите произнести ребенка звук [Ж].
  2. Искажения звука [ж] (сигматизм) является сложным нарушением. В данном случае отмечается искаженное произношение звука: межзубное, боковое, носовое. Правильный уклад звука не формируется. Язык занимает положение или между зубами, за нижними зубами, или около мягкого нёба.

За коррекцией дефекта необходимо обратиться к специалисту и посещать специальные занятия. В таком случае, рекомендуется проводить комплекс артикуляционной гимнастики, представленной ранее, а также развивать фонематический слух ребёнка.

Для развития фонематического слуха существует ряд игр. Начинать занятия необходимо с простых игр на различение неречевых звуков. Здесь на помощь придут различные звучащие игрушки: бубуен, барабан, колокольчик, пищалка. Предложите малышу послушать, как звучит каждая игрушка, а затем выберите одну и, пряча ее за спиной, позвучите ей.

Ребенок должен угадать, какая игрушка сейчас звучала. Функцию игрушек могут выполнять баночки с крупой, так как мелкая и крупная крупы шуршат в банке по-разному. Далее можно перейти к формированию восприятия речевых звуков. Следует научить ребёнка различать звук [Ж] от сходных по звучанию фонем.

Игра «Поймай звук» поможет родителям в этом. Предложите ребенку хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук [Ж] среди других звуков: Ш, Ж, Х, Ч, Щ, Ж, Ф. Далее игру можно усложнить и предложить найти слог с буквой Ж: ШИ, ЖА, ХО, ШУ, ЖЕ, ЩА, ЧИ, ЖУ. А также вариант со словами и предложениями.

  1. После успешного обучения следует закрепить результат, перейти на этап автоматизации. Необходимо контролировать речь ребёнка, поощрять правильное произношение не только на занятиях логопеда, но и дома. На первых этапах возможно утрированное произношение звука, но это не является проблемой. Артикуляционный аппарат привыкает к новому укладу, что требует времени.

Советы родителям при постановке звука [Ж]:

  1. Необходимо следить за речевым развитием малыша. Раннее выявление нарушений способствует быстрой и правильной коррекции.
  2. При сложных формах нарушения следует обратиться за помощью логопеда.
  3. Необходимо выполнять рекомендации учителя-логопеда, это будет способствовать успешности коррекции.
  4. Важно разговаривать с ребёнком, стимулировать речевую активность малыша.
  5. Хвалите ребёнка за малейшие успехи в развитии.

Важно знать, что любовь, внимание и забота к ребёнку являются залогом успехов в развитии малыша!

Как научить ребенка выговаривать звуки дома? Упражнения на тренировку сложных звуков

Ребенок отметил свой пятый день рождения. Он давно и много щебечет, но до сих пор не умеет выговаривать многие буквы, а слова коверкает так, что понять его могут только близкие люди. Такая проблема знакома многим родителям и все они задаются одним вопросом: как научить ребенка выговаривать буквы?

Читать еще:  Как научить младенца говорить

Речь ребенка формируется на протяжении дошкольного возраста. Следить за ней нужно с раннего возраста, чтобы к первому классу у ребенка полностью закрепилось правильное произношение букв. Но случается, что у детей школьного возраста наблюдается нечистая речь.

Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы

Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.

Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.

Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

Учим ребенка выговаривать звуки

Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка,
Славный мишка,
Весь из плюша
Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.

Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

Когда родители должны «бить тревогу» и обращаться к логопеду?

Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector