221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научить ребенка выговаривать ш

Логопедические упражнения на звук «Ш» для ребенка

Шипящие и свистящие звуки не все малыши могут освоить сразу. С некоторыми особенностями произношения дети даже оканчивают младшую школу, а если оставить эту проблему без внимания, то дефект речи сохранится и у взрослого. Даже 1 звук, произносимый неправильно, может спровоцировать возникновение многих логопедических проблем. Поэтому постановка звука «Ш» является важной задачей.

Обследование произношения звука «Ш»

При обследовании произношения специалист должен выяснить, как произносится проверяемый звук в отдельности, в словах, речи. Для этого могут использоваться изображения, в названия которых входит «Ш». Важно, чтобы он занимал разное положение и сочетался с другими звуками. Маленького ученика просят произнести стихотворение, в которых слова имеют «Ш».

Если ребенок нечетко произносит изолированный «Ш» — нужно вначале поставить этот звук, а потом закреплять его произношение в речи. Если же ребенок правильно произносит отдельный звук, а дефект наблюдается только в словах, нужно поработать над его закреплением в речи.

Правила проверки в домашних условиях:

  1. Ребенок в спокойном состоянии, повторяет нужные слова за одним из родителей. При форсированном произнесении звук часто искажается.
  2. Ребенок не один раз произносит нужный звук. Иногда дети даже при наличии дефекта могут имитировать правильное звучание и нарушение удается заметить не сразу. Услышать дефектное выговаривание проще в словах, где «Ш» произносится вместе с другими согласными. Для проверки ребенку следует выговорить такие слова: каштан, кашне, пунш, мундштук.

У одних детей проблему можно победить на первых занятиях, у других с дефектом борются поэтапно в течение некоторого времени, подбирая соответствующие задания и приемы.

Возможные отклонения

Во время обследования можно выявить, что звук «Ш» произносится некорректно. Несмотря на то что этот звук считается глухим, произносить его нужно четко и чисто.

  1. Ребенок слишком выставляет язык между зубов, в результате чего получается шепелявый звук.
  2. Сигматизм у «Ш» появляется при сильном напряжении глубокой части языка. Тогда «Ш» заменяется на «Х».
  3. При боковом сигматизме получается «хлопок».
  4. Призубный парасигматизм — язык упирается в верхние резцы. Вместо «Ш» получается «Т».
  5. При губно-зубном парасигматизме «Ш» звучит, как «Ф».
  6. Вместо «Ш» звучит «С», это свистящий парасигматизм.

Важно рассказать ребенку, как правильно должны располагаться речевые органы. Занятия должны сопровождаться наглядными аналогиями и демонстрациями.

Что делать, чтобы научиться выговаривать «Ш»

Правильное произношение звука [ш] возможно в таком случае: зубы максимально сближены, резцы находятся друг над другом, а округленные губы выдвинуты вперед, язык имеет форму «ковша».

Методические рекомендации для родителей

Иногда родители не обращаются к логопеду по разным причинам. Кто-то из-за финансовых затруднений, другие в соответствии с убеждениями. При этом родители должны знать, как научить ребенка говорить букву «Ш».

Разминка для языка и губ

Самые эффективный и легко выполнимый способ справиться с невыговариванием звуков — артикуляционная гимнастика.

Она включает следующие упражнения:

  1. «Согреем ладошки».
    Его цель — научиться выпускать сильную струю воздуха. Ребенку нужно округленными губами равномерными порциями выдыхать воздух, не надувая щеки.
  2. Непослушный язычок.
    Упражнение способствует расслаблению языковых мышц. С размещенным на нижней губе языком произносится по счету от 1 до 10 слог «пя-пя-пя», края языка вверх не поднимаются.
  3. Приклей конфетку.
    Результатом такой тренировки должны стать укрепленные языковые мышцы и отработанный подъем языка наверх. Кончик языка располагается на нижней губе, на край кладется небольшой кусочек ириски, который нужно приклеить к небу. Челюсть должна оставаться неподвижной, работает только язык.
  4. Качели.
    Кончиком языка касаются то верхних, то нижних зубов.
  5. Лошадка.
    Поцокать, как лошадь.
  6. Блинчик.
    Расслабленный язык разместить на нижней губе.
  7. Кошечка.
    Ребенку нужно дотянуться языком до носа.
  8. Фокус.
    Нужно, улыбаясь, приоткрыть рот и разместить край языка на верхней губе так, чтобы образовался желоб по центру, теперь нужно сдуть вату, которая лежит на носу.

После разминки и отработки этих упражнений можно приступать к непосредственной постановке звука.

Упражнения для основного этапа

Базовым упражнением для артикуляции «Ш» можно использовать выговаривание «Р» перед зеркалом шепотом. В это время нужно остановить вибрацию языка с помощью шпателя.

Выполнив упражнение открытым ртом, можно переходить к произнесению полученного звука, стиснув зубы. Нормального звучания «Ш» достигают, округлив губы.

В качестве базового еще используется «Т», который произносится перед зеркалом. После чего артикуляция воспроизводится полуоткрытом ртом, при этом передний край языка должен касаться не зубов, а зубных лунок. После чего произносится «Т» у лунок с придыханием.

Постановка и последующая автоматизация звука

Выполняя упражнения, вырабатывают правильную артикуляцию «Ш». Но навык — процесс механический, который требует времени для отработки и закрепления. Ребенок может научиться выговаривать «Ш» уже на первых уроках, а на последующих занятиях произношение превращается в шепелявое и свистящее.

Автоматизировать звук помогут речевые игры, скороговорки на «Ш»:

  1. Не найду ушки у нашей лягушки.
  2. Шла Маша по шоссе и сосала сушки.

Можно придумать любимой игрушке интересное прозвище с употреблением «Ш». Например, «Волчишко-хвостишко».

Помогут отработать речь детские стишки.

Можно попросить ребенка придумать уменьшительно ласкательное слово. Например: зима — зимушка, пятно — пятнышко, хозяйка — хозяюшка, дядя — дядюшка, дед — дедушка.

Почему не шипит буква «Ш»

Причины неправильного произношения могут быть следующими:

  1. Физиологические: неправильный прикус, большой язык, высокое небо. Кроме того, качество произносимого звука зависит от развитости речевого аппарата.
  2. Длительное использовании соски. Этот предмет портит прикус, что приводит к искаженному выговариванию свистящих и шипящих.
  3. «Сюсюканье» с ребенком. Повторяя за старшими, дети коверкают речь.
  4. Повторение некорректного произношения за взрослыми, у которых есть дефекты речи.
  5. Плохо развиты память, мышление и внимание.
  6. Нарушение речевого слуха (в некоторых случаях может развиваться дислексия).

Если после домашних занятий ребенок так и не выговаривает букву «Ш», стоит обратиться к логопеду.

Когда надо обратиться к логопеду

Искажение и замена звуков у трехлетних детей не считается отклонением. Но если в 2 года у ребенка отсутствует речь, то стоит пойти на консультацию к специалисту. Только к 5 годам заканчивается формирование фонетического ряда. Постановка «Ш» происходит между третьим и пятым годами жизни.

Нарушение произношения «Ш» исправимо и часто устраняется сравнительно легко. Главное, чтобы занятия были регулярными и систематичными. Важно, чтобы сам маленький ученик имел желание исправить речь и правильно выговаривать «Ш».

Ребенок и родители должны проявить во время уроков терпение и настойчивость. Если результаты будут невелики, то стоит обратиться к логопеду. Специалист может поставить «Ш» от опорного звука с механической помощью, при помощи зонда или шпателя.

Формирование правильного звукопроизношения шипящих у дошкольников в домашних условиях

Можно понять волнение родителей, которые вдруг обнаруживают, что их ребенок – дошкольник плохо или совсем не произносит некоторые звуки родного языка. В этом случае перед ними встает проблема, как научить ребенка правильному звукопроизношению? Допустимо ли это в домашних условиях? Специалисты утверждают, что родители могут многое сделать, чтобы помочь дошкольнику овладеть правильным звукопроизношением. Нужно лишь иметь определенные знания: о причинах плохого произношения, путях исправления, способах обучения правильной дикции.

Причины плохого звукопроизношения

По логопедическим нормативам правильное произношение должно сформироваться к среднему дошкольному возрасту. Однако даже у старших дошкольников наблюдаются нарушения дикции. Специалисты приводят данные о том, что труднее всего детям дается произнесение шипящих звуков: ш, ж, ч, щ. Несовершенство дикции может проявляться в неверном произнесении звука, замене одного на другой (машина-масына), его пропуске. Специалисты выделяют основные причины плохого произношения. К ним относятся строение речевого аппарата, недостаточное развитие фонематического слуха, восприятия, отношение родителей.

Особенности физиологии

  • малоподвижность артикуляционного аппарата;
  • неправильно сформированный прикус,
  • короткая уздечка языка,
  • высокое нёбо.

Несформированность фонематического восприятия

  • дошкольник не различает на слух отдельные звуки, замещает их.

Неправильное поведение взрослых

  • слишком долгое время дают соску малышу, особенно в тот период, когда происходит становление речи (ранний возраст);
  • продолжительное использование соски приводит к формированию неправильного прикуса, влияющего на произношение многих звуков, особенно шипящих;
  • намеренное искажение речи взрослыми, чтобы, по их мнению, стать понятным малышу;
  • недовольство дикцией дошкольника и требование говорить внятно, не обучая при этом правильной артикуляции;
  • возможное нарушение слуха, не замеченное родителями.
Читать еще:  Как научить ребенка четко говорить

Как можно проверить речь дошкольника в домашних условиях?

Определив, что дошкольник не умеет говорить шипящие, родители должны обратиться к специалисту. В домашних условиях они также могут обследовать речь ребенка, чтобы понять, какие именно шипящие искажаются. По логопедическим правилам обследование начинается с отдельного произнесения определенного звука, затем идет произнесение его в слогах, словах, и только потом в предложениях. Например:

  1. Родитель, предлагая малышу воспроизвести шипящие ш, ж, ч, щ, медленно и внятно произносит их. Интереснее предложить игровую форму в виде речевых упражнений: «Змея зашипела: ш-ш-ш», «Пчелка зажужжала: ж-ж-ж».
  2. Для проверки состояния звука в слогах малыша побуждают повторять слоги, например, ши-жи, ча-ща, жу-шу, чу-щу, аш-аж, ач-ащ, щи, чух, кыш, вжик. При этом проверяемые звуки должны стоять в начале слога, середине, конце.
  3. На следующем этапе идет проверка произнесения звука в словах. Для заинтересованности используются картинки, где нарисованы предметы на заданный звук (шишка, жираф, шалаш, чайник, щука и прочие). При этом можно использовать логопедический наглядный материал, а можно подобрать вместе с ребенком картинки в детских книжках. Главное, чтобы они соответствовали определенным правилам: шипящие должны четко звучать в словах, стоять в начале слова, середине, конце (шуба, машина, камыш). По такому же принципу подбираются слова с другими шипящими: жук, ружье, лыжи и т. д.Хорошо, если обследование будет проходить в виде игровых упражнений. Например, «Как назвать ласково (птица-птичка, коза-козочка, жук-жучок, зима-зимушка, солнце-солнышко)? »
  4. Последний этап предполагает проверку звука в предложении, в котором подобрано несколько слов с проверяемым шипящим. Этой цели хорошо служат чистоговорки, например, «Тише, мыши, не шумите! Кота с кошкой не будите!» Подойдут для обследования шипящих классические скороговорки: «Шла Саша. », «Кукушка кукушонку…»

Важно! При обследовании ребенка нужно попытаться определить причину неправильного произношения, чтобы понять, что повлияло на искажение дикции.

Порядок постановки шипящих

Если ребенок страдает плохим произношением только какого-то определенного шипящего (ш, ч, ж, щ), понятно, что работать нужно над постановкой одного звука. Но, как правило, у дошкольников происходит искажение произношения одновременно нескольких шипящих. Тогда родителям важно знать, с какого звука, в первую очередь, начинать. Специалисты определяют соответствующий порядок и предупреждают, что каждый звук надо ставить индивидуально, причем начинать с самого доступного, постепенно переходя к более сложному. По мнению логопедов, порядок постановки нескольких звуков зависит от физиологии дошколят: сначала ставится шипящий ш, потом ж, далее ч и щ. Однако, могут быть изменения в последовательности постановки, так как все зависит от индивидуальных особенностей, определить которые может только специалист.

Как правильно работать над становлением звуков?

При постановке шипящих помощь логопеда несомненна. Только специалист профессионально обследует речь, выявит нарушения и предложит рекомендации по их исправлению в домашних занятиях. Сделать это нужно как можно быстрее, так как нарушения в произношении мешают общению детей, тормозят подготовку к грамоте, способствуют появлению сопутствующих проблем, например, психологических комплексов, от которых придется избавляться в дальнейшем.

Логопеды отмечают, что зачастую проблема при произнесении шипящих заключается в том, что ребенок не может правильно владеть речевым аппаратом. Именно поэтому работу над каждым звуком необходимо начинать с артикуляционной гимнастики. Выполняют ее с помощью зеркала, чтобы увидеть и понять работу челюсти, ротовой полости. В дальнейшем это положительно повлияет на совершенствование фонематического слуха, следовательно, и на звукопроизношение.

Первый этап работы над шипящим является подготовительным, во время которого следует выполнять особые упражнения (для дыхания, губ, языка). Они помогут отработать точные движения артикуляционного аппарата, подготовиться к постановке тех или иных звуков. Выполняются в виде игровых упражнений, которые несложно провести в домашних условиях.

Этап 1. Тренировка дыхания

Артикуляционная гимнастика предполагает тренировку дыхания, отработку движений губ и языка. Для нее родители могут использовать общепринятые логопедические игры, а могут сами придумать подобные. Чтобы заинтересовать дошкольника, его можно привлечь к подготовке таких игр: вырезать из легкой бумаги снежинки, пропеллеры к самолетикам, кораблики, разноцветные осенние листики. Главное, чтобы взрослый сам был увлечен процессом, тогда и ребенок будет с интересом выполнять упражнения.

Задания для развития дыхания

  • «Забей мяч в ворота», игра в необычный футбол. В центре стола строятся ворота, делаются ватные «мячики». Игроки с двух сторон дуют на ватные мячики так, чтобы они влетали в ворота. Взрослый следит за правильными артикуляционными действиями ребенка: широкая улыбка, язык на нижней губе.
  • «Снежинки на носу». Предложить дошкольнику сдуть ватный комочек с носа правильными движениями челюсти: широкая улыбка, язык на верхней губе, подуть, чтобы комочек взлетел вверх.
  • Аналогично проводятся игры «Метель», «Листья летят», «Кораблики», «Самолетики».

Этап 2. Гимнастика для артикуляционного аппарата

Упражнения для губ

Для разминки губ можно использовать логопедические упражнения:

  • «Удивимся-посмеемся». Дошколенок делает поочередно широкую и узкую трубочку губами. Широкая трубочка находятся в состоянии «о», «узкая» ‒ «у». Вслух ничего не произносятся, работают только губы.
  • «Трубочка-улыбка». Поочередно ребенок то широко улыбается, то делает движение губами по типу звука «о».

Упражнения для языка

Для тренировки языка также используются классические упражнения:

  • «Вкусное варенье», в котором язычком облизывается нижняя губа то влево, то вправо.
  • Для упражнения «Скачет лошадка» нужно «поцокать» языком, имитируя шаг лошади.
  • «Слоник – лягушка»: губы попеременно имитируют то хобот слона, то улыбку лягушки.
  • «Веселые качели»: кончиком языка дотянуться до верхних зубов, затем опуститься к нижним.
  • «Тик-так»: кончиком языка, имитируя движения часов, двигаться влево и вправо с разной скоростью.
  • «Краски»: «раскрашиваем нёбо» язычком.

Все упражнения выполняются до 10 раз, но необходимо следить, чтобы малыш не утомлялся и занимался с интересом.

Дошкольник быстрее овладеет правильным произношением шипящих при четком проведении подготовительного этапа, поэтому им пренебрегать не стоит. Длительность таких занятий будет зависеть от индивидуального развития ребенка, состояния его артикуляционного аппарата. Специалисты советуют продлить их, если улучшение не произошло после трех занятий.

Этап 3. Работа над постановкой шипящих

Важно! Для постановки шипящего звука у дошкольника взрослому следует самому внимательно исследовать с помощью зеркала положение губ и языка при правильной артикуляции, только потом обучать ребенка.

​​​​​Следующий этап, предполагающий постановку шипящих, требует установленного порядка: сначала звук закрепляется в слогах, словах, в последнюю очередь в предложениях. Для этого можно использовать разные способы:

  • Повторение чистоговорок, скороговорок, пословиц, разучивание небольших стихотворений, в которых присутствуют шипящие звуки. Для закрепления свободного использования звука в речи родители могут побуждать детей рассказывать сказки, придумывать небольшие тексты по картинкам, из личного опыта детей.
  • Если работа по звукопроизношению начинается с шипящего «ш», то постановка звука «ш» предполагает активное вовлечение дошколят в игры на формирование фонематического восприятия, например, «Бабочка». Дети хлопают в ладошки («ловят бабочку»), когда слышат нужный звук в словах (игрушка, малыш, шина, картошка).
  • В целях постановки звука «ж» можно предложить дошколенку хлопать при словах со звуком «ш», поднимать руки вверх при словах со звуком «ж» (камыш, жук, мышонок, жужжит).
  • Научить говорить звук «щ» можно легко, если уже хорошо поставлен звук «ш». Родители могут использовать постановку «щ» по подражанию, аналогично играм со звуком «ш» (щенок, щавель, ищем). Хорошо помогает игра «Преувеличение»: взрослый бросает мяч с определенным словом, дошкольник «возвращает» слово в преувеличенной форме (глаза-глазищи, кот-котище, усы-усищи, зубы-зубищи).
  • Со старшими дошкольниками родители могут поиграть в игру «Угадай, где звук?», для которой нужно подобрать слова с шипящим в разной позиции. Для поддержания интереса подбираются разного цвета карточки, обозначающие начало слова, середину, конец. Тогда дошколятам необходимо сосредоточиться и не перепутать цвета.
  • Словотворчество широко используется для постановки звукопроизношения. Игра «Доскажи фразу» очень нравится детям, при этом идет и постановка звуков, и общее развитие речи. Взрослый придумывает слог, ребенок добавляет предложение в рифму:
Читать еще:  Как научить ребенка говорить букву п

Жа-жа-жа,
Мы поймали ужа.
Ша-ша-ша,
Мама кормит малыша.
Ча-ча-ча,
Вот наша дача.
Ща-ща-ща,
Березовая роща.

Аналогично придумываются фразы с другими слогами.

Постановка звуков родного языка необходима не только для развития правильной речи, но и для формирования личности дошколят. Если у детей будет хорошее звукопроизношение, значит, они без особых трудностей смогут овладевать программой детского сада, школьным материалом.

Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч):

Как самостоятельно научить ребенка выговаривать букву Ш?

Чаще всего, сетуя о неправильном произношении, родители говорят о неумении своего чада произносить ту или иную букву. На самом деле речь должна идти о произношении звука, ведь буква – это лишь графическое изображение произносимых звуков. Но в любом случае налицо логопедическая проблема, которую нужно исправить. Довольно часто дети не выговаривают сложные звуки, к числу которых относится [ш]. Тем не менее, научить своего ребенка правильно говорить трудную букву Ш может практически любой родитель.

Дефекты произношения

Неверное воспроизведение шипящих звуков, в том числе [ш], может быть вызвано разными отклонениями в артикуляции, поэтому звук может искажаться в ту или иную сторону.

Существует две разновидности речевых дефектов: сигматизм и парасигматизм.

При сигматизме сам [ш] произносится с дефектом, при парасигматизме – заменяется другими звуками.

Сигматизм при произношении [ш]:

  • при межзубном произношении язык находится между зубами, звук получается шепелявым;
  • при носовом сигматизме [ш] становится похож на [х], поскольку воздух при произношении подается «носом»;
  • при боковом асигматизме правая или левая боковая поверхность языка «западает», [ш] получается «хлюпающим».

Парасигматизм при воспроизведении звука [ш]:

  • губно-зубной парасигматизм характеризуется заменой [ш] на [ф];
  • призубный парасигматизм приводит к воспроизведению вместо [ш] звука [т];
  • свистящий парасигматизм дает замену [ш] на [с].

Во всех этих случаях налицо нарушения артикуляции, когда язык, губы и зубы занимают неверные позиции при произношении. Поэтому задача родителей во время игровых занятий исправить эти ошибки ребенка.

Иногда звук [ш] полностью отсутствует в речи малыша – он просто пропускается (шапка – «апка», паштет – «патет»). При этом нужно «с нуля» учить ребенка правильной артикуляции.

Причины неправильной артикуляции

Основная причина проблем с буквой Ш, как и при произнесении многих других звуков, это различные физиологические особенности органов артикуляции:

  • неправильный прикус (в том числе из-за долгого и активного сосания соски);
  • высокое нёбо;
  • неверное положение зубов;
  • короткая или неэластичная подъязычная уздечка
  • слишком крупный язык и др.

Однако нередки случаи, когда искажение произношения у детей вызвано другими факторами.

  • «Сюсюкание» родителей. Слишком утрированные родительские «нежности» приводят к тому, что ребенок слышит и воспроизводит такое же сюсюкание.
  • Дефекты речи родителей. Если мама или папа сами произносят звук с дефектом, малыш берет с них пример.
  • Отставание в психоречевом развитии. Часто оно сопровождается и физическим отставанием. Причин тут может быть много, а коррекция при этом самая сложная, зачастую требующая медикаментозного лечения.
  • Завышенные требования. Случается, что родители донимают своих детей требованием «скажи – шуба», при этом не объясняя им, как правильно расположить зубы или язык. А те могут сами этого просто не понимать.
  • Нарушение физиологического или фонематического слуха. В первом случае дети просто плохо слышат, во втором затрудняются дифференцировать шипящие или другие звуки в речи. Это осложняет и их правильное произношение. Коррекция здесь тоже будет достаточно сложной – для начала нужно научить малыша (конечно же, в игровой форме) распознавать проблемную фонему в речи. И только после этого – заниматься артикуляцией.

Учимся «шипеть»

Чтобы научить ребенка выговаривать букву Ш правильно, для начала нужно подготовить его артикуляционный аппарат – то есть помочь освоить нужное положение губ, языка, зубов, научить правильной подаче воздуха. Этому помогут следующие игры-упражнения, успешно применяющиеся в логопедии:

Подробно выполнение этих упражнений описано в этой статье.

Звучание [ш] более всего напоминает шипение змеи. Поэтому в процессе занятий не акцентируйте внимание малыша на произношении фонемы, а объясните ему, что он учится шипеть, как змейка. Для визуализации этого упражнения используйте простые картинки с изображением змеи. Пусть ребенок проведет пальчиком от хвоста до головы змеи на картинке и в это время шипит. Попросите его помочь змейке спеть ее шипящую песенку: «Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш».

Так вы снимете психологическое напряжение: ребенок не осваивает чего-то обязательного и трудного, а просто играет с вами. Он не будет напрягаться и «лезть из кожи», чтобы вам понравился результат. В итоге говорить упрямую букву он научится гораздо быстрее.

Для правильной постановки выдоха можно воспользоваться следующей игрой. На кончик носа малышу кладется маленький, легкий кусочек ватки. Улыбнувшись, ребенок кладет свой широкий язычок так, чтобы накрыть им верхнюю губу. При этом боковые края его прижимаются сверху к коренным зубам, а посередине его должна остаться щелочка. Если малыш подует в таком положении на ватку, она поднимется вверх. Собственно, так нужно выдыхать и при произнесении шипящих, только язык будет располагаться за зубами.

Если у дошкольника нарушен фонематический слух, и он, например, не различает в речи [ж] и [ш], нужно выработать навык дифференцирования этих звуков. Здесь подойдут речевые игры, где малыш должен подать знак, что он услышал звук [ш] или [ж] (хлопнул, топнул, поднял руку). Слова нужно подбирать так, чтобы нужный звук занимал разные позиции: в начале, середине, конце слова. Ребенок хлопает, услышав звук [ш], и, скажем, топает, услышав [ж].

Можно просить малыша назвать разные предметы, «содержащие» букву Ш, – это могут быть игрушки, одежда, инструменты и т. д.

Пусть называет уменьшительно-ласкательные формы слов, в которых появляется звук [ш]. Взрослый называет слово – малыш его преобразует («солнце – солнышко», «зима – зимушка», «хозяйка – хозяюшка»).

Как поставить звук?

После таких игр можно заняться постановкой звука [ш]. В логопедии упражнения для постановки шипящего звука сводятся к «перестановке» языка в нужную позицию при произношении звуков [т] или [с] (иногда – звука [р], но этот процесс сложнее, так как нужно будет остановить вибрацию языка).

Для этого можно воспользоваться обычной чайной ложкой:

  1. просим свое чадо произнести долгий [с];
  2. в это время черенком ложечки постепенно задвигаем язык за зубы и придаем ему форму чашечки;
  3. когда он займет нужное положение, [с] превратится в [ш];
  4. просим малыша запомнить, где и как расположен его язычок.

То же самое можно проделать при произношении долгого звука «Т-с-с-с».

Теперь пусть малыш повторит следующие упражнения:

  • пошипит, как змея;
  • как шина или воздушный шарик, из которых выходит воздух;
  • как листва деревьев на ветру;
  • как сердитая кошечка;
  • как осенние листья под ногами;
  • как мышка, которая скребется в норке.

При этом показывайте ребенку картинки, которые помогут ребенку настроиться на выполнение упражнения.





Для закрепления полученного звука важно как можно чаще провоцировать детей произносить слова, которые его содержат. Лучше всего для этих целей подходят скороговорки или чистоговорки. В них нужные звуки находятся в разном положении, детям придется произносить звук [ш], стоящий в начале слова, в середине, в конце.

Так с помощью игры закрепляется полученный навык. Если случайно произношение фонемы снова искажается, нужно вернуться к упражнениям со звуками [с] или [тс].

Для автоматизации звука самым простым упражнением является произнесение ребенком поочередно слоги «Ш» и разными гласными буквами. Пусть ребенок «Прыгает» пальчиком по кочкам и произносит слоги.


Шипящие звуки – одни из самых упрямых для освоения. Поэтому если в 5 лет ребенок не освоил их даже при помощи всех изложенных упражнений, нужно проконсультироваться с логопедом. Иначе проблема может дорасти до психологического комплекса и стать причиной плохой успеваемости.

Читать еще:  Как научить ребенка разговаривать в 1

Постановка звука Ш: как научить ребенка выговаривать букву правильно?

У многих детей возникают сложности с произношением шипящих звуков. Это объясняется разными причинами.

При наличии таких проблем следует обращаться к логопеду.

Дома родители могут проводить с малышом специальные занятия. Важно знать, как научить ребенка говорить букву Ш.

Проверка правильности произношения

Проверить правильность произношения звуков ребенком, родители могут самостоятельно. Для этого существуют разные тесты. Можно использовать ту же методику, при помощи которой логопеды оценивают речь малыша на первом приеме: попросить выговаривать слова или слоги, содержащие шипящие звуки (например, шум, школа, пришел, шмель).

Для правильного произношения Ш язык должен быть похож на ковшик, располагаться в центре ротовой полости, не выпирать вперед. Важно, чтобы кончик был направлен кверху.

Проверка должна проводиться поэтапно:

  • первый этап – общая проверка. Нужно попросить ребенка произнести пару легких предложений, в которых будут слова с буквой (например, «зимой следует носить шарф», «кошка поймала мышку»). Далее требуется перейти к произношению отдельных слов (опушка, шапка, хорошо, каша);
  • второй этап – проверка звука Ш изолированно. Уделяется внимание слогам. Необходимо попросить малыша произнести «ОШ», «ША», «ОШО», «УШУ». Это позволит выяснить, насколько хорошо ребенку дается произношение звука. Бывает, что при такой проверке обнаруживаются проблемы с гласными звуками. Поэтому рекомендуется разнообразить слоги;
  • третий этап – проверка в отдельных слогах с глухими и звонкими согласными.

Почему возникают проблемы с выговариванием шипящих звуков?

Есть разные причины неправильного произношения. Чаще всего проблема вызвана слабостью мышц языка – орган вместо того, чтобы подниматься вверх при выговаривании слов с буквой Ш, лежит на дне рта.

Распространенные проблемы с произношением шипящих звуков:

  • замена Ш на Т или отсутствие шипящего звука в речи. К примеру, вместо слова «шепот» ребенок говорит «тепот», а вместо «мишка» – «мика». Это может быть спровоцировано нарушением фонематического слуха, ранним возрастом;
  • замена Ш на Ф. Например, малыш вместо «шишка» говорит «фифка». Это нарушение называется губно-зубным сигматизмом. Проблема заключается в укороченной подъязычной уздечки, слишком активной работе губ, нарушении фонематического восприятия;
  • замена Ш на С. Например, ребенок говорит не «школа», а «скола». Эта проблема носит название свистящего сигматизма. Ее вызывает нарушение фонематического восприятия;
  • шепелявость. Возникает, если язык не повторяет форму ковшика, просовывается между нижними и верхними резцами, образуя щель. Воздушная струя рассеянная и слабая при произношении шипящих звуков;
  • вместо Ш слышится хлюпающий звук. Такая проблема называется боковой сигматизм. В этом случае один из углов губ немного оттянут либо опущен. Иногда у ребенка присутствует легкое смещение нижней челюсти вправо либо влево. При этом воздушная струя при произнесении звука Ш выходит по краям языка либо идет вбок;
  • вместо Ш слышится храп. Это нарушение называется носовой сигматизм. При наличии такой проблемы органы речи занимают нейтральное положение, язык оттянут вглубь рта, его задняя часть поднята и соединяется с мягким небом, а края опущены. Воздушная струя проходит через полость носа. Это случается при излишнем напряжении задней части языка.

Обучение малыша правильному выговариванию

Родители, чьи дети неверно произносят шипящие звуки, интересуются тем, как научить ребенка выговаривать букву Ш в домашних условиях. Логопедами разработаны упражнения, которые помогают справиться с такой проблемой.

Занятие состоит из двух этапов: разминка и постановка звука. Чтобы артикуляционная гимнастика дала скорый положительный результат, требуется выполнять ее ежедневно по 5-10 минут.

Необходимо проявлять старание и настойчивость, хвалить малыша за успехи, поощрять его выполнять упражнения.

Разминка

Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.

Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:

  • язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
  • сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
  • выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
  • сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
  • поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
  • сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
  • плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
  • челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
  • облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.

Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.

Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:

  • дуть на перышки, свечи, вертушки;
  • пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
  • распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
  • на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.

Постановка звука

Выполнив дыхательную и артикуляционную гимнастику, можно приступать к постановке шипящих звуков. Существуют разные упражнения, которые ориентируют ребенка на правильное произношение слов с буквой Ш.

Эффективный комплекс для борьбы с нарушением речи:

  • свободный полет. Сделать из языка чашечку и постараться высунуть ее изо рта. На нос необходимо положить небольшой кусочек ватки. На выдохе воздух будет отталкиваться от стенки языковой чашечки и подниматься вверх, убирая ватку. Это упражнение очень простое и действенное. Его особенно рекомендовано выполнять детям с шепелявостью;
  • движущаяся чашка. Языком сформировать чашечку и начать ею двигать: поднимать и опускать края;
  • пирожок. Открыть рот и расположить язык на нижней губе. Приподнять боковые стенки языка так, чтобы образовывалась впадина по центральной оси. Задержаться на 5-10 секунд. Упражнение направлено на укрепление мускулатуры языка, делает более подвижными боковые его стенки;
  • корабль в море. Сложить язык в форме чашечки, поднять его и задержать на 1-3 секунды, затем опустить и зафиксировать в таком положении на короткое время;
  • улыбка. Открыть рот и широко улыбнуться. Вытянуть язык вперед, кончик положив на нижнюю губу, а боковыми стенками касаясь уголков рта. Задержаться в таком положении на несколько секунд. Упражнение хорошо расслабляет язык. Оно помогает в постановке не только звука Ш, но и Ж;
  • качели. Открыть рот и улыбнуться. Язык должен быть расслабленным, лежать плоско и широко. Выполнять попеременно следующие движения языком: потянуться к потолку, в стороны, к верхней и нижней губе, коснуться резцов, залезть между зубами и губой, дотронуться кончиком до альвеол;
  • маляр. Приоткрыть рот, слегка улыбнуться, расслабить губы и зафиксироваться в таком положении. Представить, что кончик языка – это кисть маляра, а небо – стена, которую нужно раскрасить. Языком необходимо двигать от гортани к зубам и обратно, не выводя его за пределы ротовой полости. Упражнение помогает усилить контроль языка.

Для произношения сложных звуков важна не только постановка, но и автоматизация. Поэтому когда ребенок научится произносить Ш, нужно будет перейти к закрепляющим упражнениям.

Видео по теме

Как научить ребенка произносить звук Ш в домашних условиях:

Таким образом, у некоторых детей возникают сложности с произношением шипящих звуков, в частности Ш. Это может быть обусловлено неправильным строением органов артикуляции, слабостью мышц языка.

Для того чтобы научить ребенка произносить слова с буквами Ш, необходимо ежедневно выполнять с ним специальные упражнения. С особенностями и техникой проведения занятий можно ознакомиться, посмотрев обучающее видео в интернете.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector