221madou.ru

Мама и Я
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научить ребёнка говорить да и нет

13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.

Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.

Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.

Способ 1 — уберите то, что мешает!
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.

Способ 2 — расширяйте словарный запас.
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.

Способ 3 — делайте уроки веселыми.
Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.

Способ 4 — зарядка для языка.
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.

Способ 5 — повторяйте друг за другом.
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.

Способ 7 — введите в режим чтение.
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.

Способ 8 — спойте, друзья!
Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.
Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.

Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!

Способ 11 — никаких упрощений.
Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?

Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

Читать еще:  Как научить ребенка говорить в 1 6

Способ 13 — проявляйте внимание.
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.

Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!

Как научить ребёнка говорить ДА

Моя знакомая посоветовала такой способ: сажаешь ребёнка на горку и спрашиваешь «Прокатить тебя с горки?» ребёнок молчит. Говоришь ему «Скажи ДА». Пока не скажет Да, не катать его. Первый раз ребёнок может не понять, на второй-третий раз скорее всего скажет «ДА», а на третий раз сидя на горке будет твердить «ДАДАДА. «

Вот как было у нас. Мы очень любим бананы) Я показывала банан и говорила «Хочешь банан?» Очень долго мы пытались, я давала ему банан после любого его мычания или некого подобия на слово «ДА». В итоге мы уже давно говорим ДА (с года примерно). Иногда я подсказываю ему «Скажи ДА» и он говорит.

НЕТ он научился говорить раньше, я особо не учила его. Просто когда увидела, что он сам машет головой, спрашивала «НЕТ? А что нет?» и т.п.

К сожалению, пока мы не говорим «На» и «дай» — это следующий этап.

Дата записи: 10.09.2014 11:29

Комментарии

Хорошо, если этот способ работает, но он не для всех. Часто родителям советуют «не понимать» ребенка, если он просит что-то жестами, не давать, пока не скажет. Кому-то это помогает, а кого-то приводит к неврозу, в общем, неоднозначная практика, и не все дефектологи ее одобряют.

Вот даже ссылочка на ЖЖ Анны Андреевой, где она объясняет, почему это опасный путь http://kosha-ann.livejournal.com/224453.html

ого! я даже и не знала, спасибо за статью! Хотя, думаю (и надеюсь), что это не наш случай

Пока малыш не нервничает, все в порядке и все будет хорошо!

Юлия, очень правильно, что вы привели ссылку на эту статью. Лишний раз убеждаюсь, что всё хорошо в меру) И, да, главное — это спокойствие всех членов семьи))))

Для меня это правильный совет. У меня ребенок только может головой вертеть нет,а вот да это надо научить .Ребенок должен понимать два значения слова, также как и мама должна понять своего ребенка что он хочет. Мы же учим наших детей раннему развитию с рождения. Показываем картинки,слова. Это метод развития своего ребенка. Плохо когда ты приходишь к врачу и он тебе ставит диагноз задержка речевого развития и думаешь что я неправильная мама.Не общаюсь,не разовариваю и не развиваю.У ккаждого невролого,психолога,дефектолога,логопеда своя точка зрения на это . Пройдет время и они поймут что да это праильно и почему мы не сделали этого раньше. Это раннее развитие и мама просто молодец что нашла такой метод обучению значения слова

Я ребенку с рождения читала книги, разговаривала с ним и говорила папе, чтоб тоже, когда на руках носит, показывал, что это, как называется. Очень много с ним разговаривали и читали, итог — не говорит. Пока нам не рекомендовали Говорим с пеленок и мы не взяли на пробу. Может и совпадение, что он заговорил именно при обучении, а может и нет)
Ну, а статью Анны Андреевой тоже игнорировать нельзя, очень важно то, что она описывает свой опыт. Самое главное, быть с ребёнком честным и искренним, поощрять общение, а не требовать его.
Может, я слишком сурово описала наше обучение слову «да», на самом деле процесс был менее болезненным)

Вопрос-ответ. Как научить детей и взрослых с аутизмом отвечать «да» и «нет»?

Ответы да/нет — сложный навык для многих детей с аутизмом, который часто формируется неправильно

Способность правильно отвечать «да» и «нет» на вопрос — это очень сложный навык, включающий различные операции. По моему опыту, сначала ребенку нужно освоить манд-реакции да/нет [речевые реакции, которые позволяют получить желаемое]. Например, ответ «да» или «нет» на вопрос «Ты хочешь печенье?» Только потом можно пытаться научить ребенка такт-реакциям да/нет [речевые реакции, которые позволяют получить социальное поощрение]. Например: «Это кровать?» И лишь затем интраверабальным реакциям да/нет [речевая реакция, которая вызывается другой речевой реакцией и поощряется социально, разговор]. Например: «Корова крякает?» Лучше всего начать с оценки, насколько ребенок способен отвечать да/нет для каждой операции.

Читать еще:  Как научить 2 летнего ребенка разговаривать

Я очень много работала над обучением моего сына с аутизмом и нескольких других детей манд-реакциям да/нет. Обучение ребенка говорить «нет» или качать головой для обозначения «нет» можно начинать с самого раннего возраста в качестве альтернативы проблемного поведения, например, криков и разбрасывания предметов. Однако для того, чтобы приступать к обучению слову «да», нужно убедиться, что у ребенка есть очень важные базовые навыки.

Я рекомендую не учить ребенка манд-реакции «да», пока он не научится спонтанно просить более десяти различных предметов, как находящихся перед глазами, так и находящихся вне поля зрения. Я очень часто встречаю детей с с неправильным навыком «да», потому что их слишком рано начали учить говорить «да». В результате, такие дети говорят «да» каждый раз, когда им кто-то что-то предлагает («Хочешь конфету?» или «Тебя пощекотать?»), но они не могут спонтанно попросить желаемые предметы (конфета) или действия (щекотка), обозначив предмет или действие по названию. Очень часто это приводит к проблемному поведению.

Если дети научились спонтанно просить множество разных предметов и действий вне поля зрения, то я начинаю учить их манд-реакциям да/нет. Сначала я беру три предмета, которые ребенок очень любит (и почти наверняка возьмет их или попросит), а также три предмета, которые ребенок не любит, и, скорее всего, оттолкнет (изюм или другая нелюбимая еда, определенные видео).

Я использую эти предметы во время коротких (10-15 минут) сессий по обучению манд-реакциям да/нет. Я спрашиваю: «Ты хочешь ___?» и одновременно держу предмет перед ребенком, подсказывая ему ответ «да» или «нет», после чего тут же задаю этот вопрос уже без подсказки.

С некоторыми детьми я использую текстовые подсказки — написанные слова «да» и «нет». Текстовые и/или вербальные подсказки должны очень осторожно уменьшаться благодаря повторению вопроса без подсказки.

Вот пример пробы с подсказкой, за которой следует проба без подсказки:

Покажите ребенку изюм (нелюбимая еда) и скажите: «Хочешь изюм?», подскажите вербально «нет», отрицательно покачав головой, и/или показав на карточку с надписью «нет». Ребенок должен сказать «нет» или покачать головой. Если он это сделал, тут же уберите текстовую подсказку (если она была) и снова задайте вопрос: «Хочешь изюм?» Если ребенок ответит «нет» без подсказки, то уберите изюм.

Я стараюсь создавать множество разных ситуаций для обучения, предлагая как то, что ребенок хочет, так и то, что ребенок не хочет, и фиксирую результаты проб для этих коротких сессий по манд-реакциям да/нет. Как только ребенок уверенно демонстрирует этот навык без подсказки для шести различных предметов (3 любимых и 3 нелюбимых) в поле зрения, то я начинаю работать над обобщением навыка для других предметов, а также убирая из поля зрения те предметы, для которых навык доведен до совершенства.

Вы также должны следить за тем, чтобы не принимать неряшливые ответы, например, «крендель, да». Для манд-реакций да/нет ответ должен быть «да» или «нет». Будьте осторожны и старайтесь не употреблять вопросы на да/нет вне учебных ситуаций до тех пор, пока ребенок не овладел этим навыком в совершенстве. В противном случае ребенок может утратить свою способность к спонтанным просьбам.

Такт-реакции да/нет (ответы на вопросы типа «Это ручка?», «Это синий?», «Я стою?») — это гораздо более сложный навык, и не следует обучать ему ребенка, пока тот не научился манд-реакциям да/нет в отношении предметов вне поля зрения (ответы на вопросы «Ты хочешь кетчуп к сосиске?» или «Ты будешь мороженое?») Кроме того, у ребенка должны быть уверенные навыки такт-реакций по называнию предметов, их характеристик, действий и так далее.

У меня был успешный опыт обучения детей со способностью к манд-реакциям «да» и «нет», у которых были проблемы с такт-реакциями да/нет. Начинала я такое обучение в контексте манд-реакций. Когда мой сын учился такт-реакциям «да» и «нет», то если он спонтанно просил у меня чипсы, я брала чипсы и спрашивала: «Это чипсы?» Он говорил «да» и получал чипсы. Как только у него закрепился этот навык, я доставала упаковку с другим продуктом, когда он просил чипсы, и спрашивала: «Это чипсы?»… он говорил «нет», я брала другую упаковку и спрашивала: «Это чипсы?»… он говорил «нет», и я, наконец, доставала чипсы. В конечном итоге (и в произвольном порядке) ответ был «да», и он получал чипсы.

Затем я перешла к такт-реакциям да/нет с картинками уже без компонента просьб. Я начинала с вопроса «Это яблоко?» Это был единственный вопрос, и у меня было множество карточек с самыми разными яблоками и карточки с тем, что было максимально далеко от яблок.

Читать еще:  Как научить говорить звук с

Как только такт-реакция да/нет освоены (правильные ответы на вопросы типа «Это кровать?», «Это машина?» при демонстрации случайных картинок), вам нужно научить детей отвечать «да» или «нет» на вопросы, касающиеся признаков, функций и категорий («У этого есть колеса?» или «Это можно есть?»)

Что касается интравербальных реакций да/нет, то очень важно, чтобы инструктор сам знал ответ на вопрос, который он задает. Например, не следует спрашивать «Ты когда-нибудь катался на лодке?», если вы не знаете, катался ученик на лодке или нет. Очень многие дети и взрослые с аутизмом часто (и неверно) отвечают «да», потому что не понимают сложный язык. Именно по этой причине я обычно не ставлю своей целью обучение интравербальным реакциям да/нет. Я напрямую учу манд-реакциям и такт-реакциям, после чего я позволяю интравербальным реакциям да/нет развиваться более постепенно (и я учу только базовым, функциональным и важным интравербальным реакциям да/нет).

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Как научить ребёнка говорить Нет

Многие взрослые убеждены, что недостойные предложения могут прийти ребёнку от «плохого дяди» или соседнего хулиганистого мальчишки. Однако в большинстве случаев такие инициативы подростки получают от своих ближайших приятелей. И не всегда дети, окружённые различными соблазнами или стесняющиеся подвести товарищей, могут твёрдо и чётко отказаться. Именно поэтому вопрос, как научить ребёнка говорить Нет неразумным предложениям, алкогольным напиткам и сигаретам, действительно актуален.

Истоки проблемы

Специалисты убеждены, что одной из важнейших причин неумения отказывать другим является заниженная самооценка. Убеждённость ребёнка в собственных силах возникает из осознания того, что он хороший и всячески достоин любви и родительского понимания.

Подобная установка помогает воспитать самодостаточного человека с адекватным самовосприятием. Однако если в семье царила холодность и равнодушие, ребёнок подрастает с ощущением, что он недостоин тёплых чувств и нормальных взаимоотношений.

Такой подросток пытается всеми силами восполнить недостаток теплоты. Слово «да» означает приближение к значимым людям, ощущение своей значимости, слово «нет» означает отталкивание от себя и отказ от искренних отношений.

Кроме того, специалисты выделили ещё несколько причин того, почему ребёнок не отказывает друзьям и прочим значимым людям. Все они связаны между собой и даже перекликаются.

  1. Боязнь обмана чужих ожиданий. Неуверенный в себе ребёнок боится нанести обиду или испортить отношения своим отказом. Однако такие действия не приводят к повышению статуса, напротив, другие начнут буквально эксплуатировать его отзывчивость.
  2. Следование принципу, что отказ – грубость. Родители, желая воспитать отзывчивых ребятишек, забывают о частных случаях. В результате детской безотказностью пользуются потому, что ребёнок считается, что сказать «нет» – нагрубить и сделать плохую вещь.
  3. Убеждённость в поддержке других людей. Ребёнок убеждён, что оказывая поддержку другим, он также сможет получить от них содействие. Однако взаимопомощь не всегда ценится ребятишками, поэтому остальные дети могут попросту «забыть» о своих обещаниях.

Также следует понимать, что неумение отказывать чаще встречается среди интровертов, которые отличаются замкнутостью и закрытостью. Экстраверты, напротив, открыты миру и склонны диктовать сверстникам свои условия. Конечно, подобное разделение весьма условно. Всё зависит от особенностей воспитания.

Как научить ребёнка говорить Нет

Умение противостоять диктату и отстаивать своё мнение пригодится не только в подростковом возрасте, но и в далёком будущем. Психологическая наука предлагает универсальные приёмы, позволяющие ребёнка отучить приятелей от желания его «поэксплуатировать».

  1. Выдвинуть встречную просьбу. Предложите ребёнку ответить на просьбу друга встречным призывом о помощи. Если приятель сразу же выразит согласие, получается, что их дружба настоящая. Если же товарищ начинает юлить, приучите своё чадо на всякую просьбу отвечать своей. Вскоре «эксплуататор» исчезнет с поля зрения.
  2. Мотивировать отказ. Как научить ребёнка говорить Нет, если он не стесняется? Пусть открыто говорит, почему не желает оказывать помощь. В ином случае можно придумать какую-либо отговорку. Например: «Я не могу дать тебе своё платье, поскольку родители запрещают меняться личными вещами». Обычно в таком случае обида не возникает.
  3. Отказать без объяснений. Нужно объяснить своему чаду, что это его личное время и его вещи, поэтому иногда не имеет смысла выдумать предлогов для отказа. Если же подростка назовут жадиной и нехорошим приятелем, посоветуйте ему выдвинуть встречную просьбу.

Задумываясь над тем, как научить ребёнка говорить Нет, нельзя забывать и о сопутствующем «антураже». Нужно позаботиться, чтобы его голос и поза выражали уверенность. Для этого подойдут упражнения по развитию дикции и аутотренинг перед зеркалом. Однако избавляя подростка от неуверенности, постарайтесь не переусердствовать, переведя его в разряд маленьких «эксплуататоров».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector