221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научить выговаривать букву ж

Как научить ребенка выговаривать букву «Ж»

Шипящие звуки закрепляются в речи ребенка к 4-4,5 годам. Специалисты начинают работу с ними с постановки звука «Ж».

Почему ребенок не выговаривает букву Ж

Звук «Ж» — шипящий шумный согласный, т.е. в его образовании играет роль шум, который возникает в результате преодоления преграды воздушной струей. Также «Ж» является звонким, в его артикуляции обязательна работа голосовых связок.

Таким образом, проблемы в произношении звука «Ж» у ребенка возникают, если присутствуют дефекты артикуляционного аппарата или речевого дыхания. Еще одной причиной является гипертонус мышц речевого аппарата: ребенок не может расслабить язык и растянуть его края на верхние боковые зубы.

Задача логопеда-дефектолога — научить ребенка снимать напряжение челюсти и языка.

Норма артикуляции звука «Ж»:

  • губы округлые, выдвинуты вперед;
  • зубы разомкнуты на 1,5-2 мм;
  • широкий кончик языка поднят к краю твердого неба или альвеолам;
  • между языком и небом посередине образуется щель, через которую проходит струя воздуха;
  • язык прижат к боковым зубам, его средняя часть опущена;
  • задняя часть языка оттянута назад.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — комплекс упражнений на развитие речевого аппарата. Артикуляционный аппарат — основа качественного звукопроизношения.

Он включает в себя:

Правила выполнения артикуляционной гимнастики:

  1. Задания выполняют поэтапно, последовательно по уровню сложности.
  2. На начальных занятиях комплекс выполняется перед зеркалом, медленно. Зеркало убирают после освоения ребенком правильной техники.
  3. Каждое упражнение отрабатывается по 10-15 подходов, к следующему переходят, когда у ребенка получается правильно говорить букву.
  4. В домашних условиях задания выполняют ежедневно для автоматизации и закрепления.
  5. Задания оформляются в игры, чтобы у малыша возникло желание продолжать работу.
  6. Если ребенок испытывает затруднение в процессе выполнения, то используют логопедические инструменты, черенок чайной ложки, палочку от мороженого.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата:

  1. «Блинчик». Язык неподвижен, расслаблен, лежит на нижней губе, открывая верхние зубы и касаясь уголков рта. Такое положение удержать 10 секунд.
  2. «Чашечка». Из положения «Блинчик» поднять кверху и изогнуть боковые края и кончик языка к бугоркам. Удержать 10 секунд.
  3. «Заборчик». Открыть рот и поставить зубы верхней и нижней челюстей друг на друга, произносить звук «И». Удержать в течение 10 секунд.
  4. «Трубочка». Выполняя «Заборчик», губы вытянуть вперед и округлить, проговаривая длительное «О».
  5. «Варенье». Язык расслабить и положить на нижнюю губу, после облизать верхнюю губу. Челюстью не шевелить.
  6. « Фокусник». Рот открыт, передний край языка лежит на верхней губе, боковые края к ней прижаты, середина языка образует желобок. На кончик носа закрепить кусок ваты. Сделать сильный выдох, чтобы вата взлетела кверху.

Отработка артикуляции «Ж»:

  1. Приложить руку на горло, произнести звук «Ш».
  2. Усилить громкость, чтобы горло завибрировало. Получится звонкий «Ж».
  3. Протягивать звук «Ж» 20-30 секунд.
  4. Перед зеркалом дети совместно с педагогом рассматривают, в каком положении находятся губы и зубы, как расположен язык.

Дыхательная гимнастика

Звук «Ж» образуется посредством сильной воздушной струи, которая проходит между небом и языком. Для получения фонематической звонкости необходимо сформированное речевое дыхание. Дошкольники отрабатывают дыхательные навыки в игровой форме, чтобы достичь наилучшего результата.

Дыхательная гимнастика в играх:

  1. «Футбол». Цель: отработка направленного воздушного потока. На стол поставить «ворота» из 2 кубиков, перед ними положить ватный шарик. Ребенок вытягивает губы трубочкой вперед и продолжительно дует на вату, стараясь загнать ее в «ворота».
  2. «Снежки». Цель: отработка непрерывной струи воздуха. На столе разложить кусочки ваты. Растянуть губы в улыбке, передний край языка расслабить и положить на нижнюю губу. Задача: сдуть вату со стола.
  3. «Паровозик». Цель: отработка плавности дыхания. Чистый пузырек от духов поднести ко рту. Высунуть кончик языка. Плавно подуть в горлышко пузырька, чтобы получился свист.
  4. «Кораблик». Цель: чередование сильного и длительного плавного выдоха. Набрать воду в глубокий таз. Запустить в него бумажные кораблики. Задача детей: дуть на кораблики, чтобы они двигались плавно. Для этого губы складываются в трубочку, щеки не надуваются.
  5. «Соломинка». Цель: отработка умения направлять воздух по центру языка. Рот широко открыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние десны. В центр языка помещается коктейльная соломинка, ее конец опущен в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы появились пузыри на воде. Губы при этом неподвижны, щеки расслаблены.

Основные методы постановки звука Ж

Этапы постановки фонем:

  1. Подготовительный. Разминается артикуляционный аппарат, ребенок настраивается на занятия, проводится работа с речевым дыханием и фонематическим слухом.
  2. Постановка звука. Проводятся логопедические упражнения на дифференциацию проблемного звука, его правильное проговаривание.
  3. Автоматизация. Четкое произношение звука без дополнительной помощи.
  4. Закрепление в повседневной речи. Контроль со стороны взрослых, положительное подкрепление.

Методы коррекции звукопроизношения:

  • механический — с помощью логопедических инструментов (шпатель, лопатка, зонд);
  • по подражанию — наиболее естественный способ для дошкольников, т.к. их артикуляция развивается через восприятие речи окружающих;
  • по постановке от других корректно сформированных звуков.

Постановка «Ж» начинается с расслабления языка и челюсти, т.к. широкий язык — основа произношения шипящих. Для этого используется следующее упражнение: язык положить на нижние зубы, верхние зубы легко по нему стучат в течение 20 секунд. Затем язык, не двигаясь, лежит на нижней челюсти.

После этого объясняется артикуляция звука. Логопед вместе с ребенком руками изображает чашечку с водой, потом просит повторить позу языком, спрятанным за зубами. В таком положении нужно произнести «ЗЗЗЗЗЗ». Автоматически звук преобразуется в «Ж». Когда «Ж» закрепится, его вводят в слоги с гласными, затем в слова и предложения.

Поставить «Ж» можно и от корректно сформированного «Ш». Положение губ, зубов и языка при произношении этих звуков одинаковое. Ребенок говорит звук «Ш», а педагог просит при этом добавить голос и прочувствовать вибрацию на голосовых связках. Для закрепления «Ж» используют подражания жужжанию жука, пчелы.

После закрепления чистого «Ж» приступают к этапу автоматизации и введению в активный словарь.

Автоматизация звука Ж

Продолжительность логопедических занятий зависит от возраста дошкольника, длятся они от 15 до 30 минут.

Упражнения по автоматизации «Ж» включают в себя проговаривание:

Сначала «Ж» включают в слоги, затем в слова, постепенно усложняя задания. Комплекс направлен на формирование зрительного, слухового, артикуляционного и речевого контроля.

Скороговорки для автоматизации «Ж» в речи (для детей 4-5 лет):

  1. Жук жужжит над абажуром.
  2. Жужжит жужелица, жужжит и кружится.
  3. Режет ежик ножом коржик.
  4. Жаворонок в жару кружил над жнивьем
  5. В живом уголке жили ежи да ужи.
  6. Слишком много ножек у сороконожек.

Потешки для закрепления «Ж» (для детей 5-6 лет):

  1. У ежа — ежата, у ужа — ужата.
    Ужата — у ужа, ежата — у ежа.
  2. Желтый желудь
    Дрожал над лужей.
  3. Жук жужжит — он встать не может,
    Ждет он, кто ж ему поможет.
    Жужжит над жимолостью жук.
    Тяжелый на жуке кожух.
    Жук летает над лужком,
    Он устал ходить пешком.
  4. Жану нужен ножик,
    Жанне нужен ежик.
  5. Увижу Женю — покажу ежа,
    Увижу Жанну — покажу ужа.
  6. Жарко жабе в теплой луже
    Жаба ждет дождя и тужит
  7. Жук-жучок, желтый бочек,
    На лужайке не лежи, полетай, пожужжи.
  8. Что на ужин у ежей?
    Кожура от желудей.
  9. У ежа — ежата, у ужа — ужата,
    У чижа — чижата, у жука — жучата.

Стихи на отработку «Ж» (для детей 7-8 лет):

  1. Вышла Женя погулять,
    Стала дождик умолять:
    Дождик, дождик, не дожди,
    Дождик, дождик, подожди.
    Ты нам не нужен, не нужны и лужи.
    Дождик Жене не мешал,
    Дождик дальше побежал.
  2. Шмель Шмелю
    Жужжит:
    «Друж-ж-жище!
    На тебе ж
    Пылинок тыщи!
    Поправляя
    Свой жилет,
    Шмель Шмелю
    Жужжит
    В ответ:
    «Это ж вовсе
    Не пыльца,
    Это ж пудра
    Для лица.
    На боках
    И на спине
    Я несу ее
    Ж-ж-жене!»
    (автор В. Иванова)
Читать еще:  Как научить правильно разговаривать

После отработки корректного «Ж» в речи ребенка взрослые должны следить за его произношением в бытовых ситуациях.

При этом речь окружающих также должна быть:

Для развития фонематического восприятия звука «Ж» ребенку необходимо:

  1. Читать качественную литературу.
  2. Включать аудиокниги.
  3. Показывать детские спектакли.

Правильная речь, которая окружает детей, станет инструментом для автоматизации корректного произношения всего фонематического ряда. Без этого условия специализированные занятия не принесут долговременных результатов.

Как научить ребенка говорить шипящие звуки “ш” и “ж” правильно

Нарушение произношения звука [ш] — второй по распространенности дефект в речи дошкольников. Обычно он «встает» в правильную позицию без посторонней помощи к 5-ти годам. В ином случае, чтобы предотвратить дальнейшее шепелявое произношение, необходимо обратиться за помощью к логопеду.

Шипящие в речи ребенка

К шипящим относятся — [ш], [ж], [ч`], [щ`]. Формирование их правильного произношения происходит между третьим и пятым годом жизни малыша.

Неправильное произношение «Ш»: виды, причины

Искажение или полное отсутствие в речи ребенка шипящих называется сигматизмом. В зависимости от вида неправильной постановки, выделяется 4 вида сигматизма:

  • Парасигматизм — устойчивая замена [ш] другим звуком. Губно-зубной — зубной — замена [ш] на [ф]. Призубной — замена [ш] на [т]. Шипящий — замена [ш] на [щ]. Свистящий — замена [ш] на [с] или [з]. Происходит при неправильном прикусе или нарушенном фонематическом слухе. Пример: шапка — тапка.
  • Сигматизм межзубный — тот самый «шепелявый» звук. Происходит из-за укороченной уздечки или узкого мягкого неба.

Занятие со специалистом

  • Сигматизм боковой — звук [ш] звучит не твердо, как должен, а хлюпающе, как будто малыш набрал в рот воды. Наблюдается из-за бокового открытого прикуса или слабых языковых мышц.
  • Сигматизм носовой — у дошкольника сильно напрягается задняя спинка языка, и [ш] получается произнести с носовым «отзвуком».

Прежде чем разбираться, как научить ребенка выговаривать букву ш, следует понять причины нарушения. Часто обычный визит к ортодонту, в процессе которого происходит коррекция прикуса или верхнего неба, заканчивается долгожданным «шипением» малыша. В ином случае появляется необходимость вырабатывать правильный артикуляционный уклад на логопедических занятиях.

Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих

Прежде чем требовать от малыша выговорить шипящий звук, необходимо провести подготовительную артикуляционную гимнастику. Время ее проведения — не более 10 минут. Несмотря на быстрый темп (чтобы дошкольник не заскучал), ребенок должен выполнять каждое упражнение тщательно, т. к. от гимнастики напрямую зависит, как быстро получится научить ребенка говорить звук [ш].

Основные задания в артикуляционной гимнастике:

  • Заборчик — широкая улыбка с зубами.
  • Трубочка — губы собираются в трубочку, между губами небольшой просвет.
  • Чередование заборчик — трубочка.
  • Бегемот — широко открыть рот и подержать некоторое время.
  • Лопатка — широкий распластанный язык положить на нижнюю губу. Можно «прикусывать» языком, чтобы сделать его шире.
  • Домашнее варенье — облизать кончиком языка верхнюю, а затем нижнюю губу.
  • Кисточка — кончиком языка поводить по мягкому небу — от горла к зубам и обратно.

Задания на определение позиции звука в слове

В начале занятия можно также заниматься развитием фонематического слуха — определять положение звука в слове. Для этого понадобится богатый речевой и предметный материал.

  • Ребенку предлагается хлопнуть, если он услышит «песенку змеи (звук [ш])». При этом произносятся слова, содержащие нужный звук, либо не содержащие. Не стоит произносить слова с другими шипящими или смешиваемыми свистящими звуками.
  • Малышу выдается небольшая табличка с 3-мя окошечками, обозначающими начало, середину и конец слова. А также фишку (кубик/нарисованный звук). Педагог говорит условие: «Я буду называть слово, а ты положи фишку туда, где находится звук [ш]».

Гимнастика для четкого произношения

Чтобы верно произносить шипящие звуки, в логопедии в комплексе используется артикуляционная и дыхательная гимнастика. При этом обязательно следует помнить о правильном положении органов артикуляции: губ и языка.

Дополнительная информация! Дыхательная гимнастика направлена на развитие плавного выдоха. Чтобы приучить малыша выполнять дыхательные упражнения, нужно изготовить яркий и интересный дидактический материал. Например, цветок с сидящей на нем бабочкой, которую по условию задания нужно сдуть.

Методические основы для родителей

Важно знать правильное положение языка и губ при произнесении звука, чтобы проработать упражнения дома.

  • Губы в положении «трубочка»;
  • Язык широкий, кончик приподнят кверху;
  • Боковые части языка соприкасаются с зубами верхней челюсти;
  • Между небом и языком образуется небольшая щель в районе верхних резцов.

«Домашняя» логопедия звук [ш]

Чтобы учить малыша правильно произносить [ш] в домашних условиях нужно изучить несколько основных способов постановки:

  • механический;
  • от схожего по звучанию звука.

Механическая постановка

При данном способе малышу не нужно самостоятельно искать правильное положение звука — за него это делает взрослый, при помощи специальных логопедических инструментов (шпатель, зонд). Если необходимо залезть в рот дошкольнику рукой — она должна быть чистой.

Процесс механической постановки

Постановка через звук [р]

Как научиться говорить букву Ш через звук [р]? Казалось бы, неправильное произношение [р] — самый сложный и наиболее часто встречающийся дефект в речи. Однако многие дети умеют правильно проговаривать [р], но совершенно не понимают, как нужно располагать язык в полости рта, чтобы правильно свистеть и шипеть. По этой причине постановка звука должна происходить через твердый [р], а не смежные свистящие.

Дошкольник должен сидеть перед зеркалом, и произносить [р], постепенно ослабляя напор воздуха. Звук должен произноситься до тех пор, пока полностью не исчезнет вибрация. После этого станет слышно легкое шипение и [ш] зазвучит без вспомогательного [р].

Логопедические упражнения по произношению звука [ш]

Чтобы закрепить поставленный [ш] в речи малыша, необходимо как можно больше разговаривать отдельным звуком — шипеть в процессе игры. Для этого дошкольнику предлагаются различные упражнения:

  • провести змейку по дорожке, и при этом шипеть;
  • «досказать» словечко, например— малы ..(ш), каранда ..(ш) и т. д.

Автоматизация шипящих Ж и Ш в связной речи (пословицы, стихи, скороговорки)

После того, как поставленный звук будет автоматизирован в изолированном положении, слогах (прямых, обратных и со стечением) и словосочетаниях — его можно внедрять в связную речь.

Дополнительная информация! Следует помнить, что в бурном потоке мыслей, малыш не следит за своей речью. В результате, после длительных мучений по постановке звука, ребенок все равно «съедает» его. По этой причине стоит наблюдать и контролировать речь дошкольника не только на занятии, но и в повседневной жизни.

Пословицы, стихи и скороговорки должны быть насыщены изучаемым [ш]. В данном виде автоматизации уже можно смешивать свистящие и шипящие.

  • «Шла Саша по шоссе и сосала сушки».
  • «Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон!»
  • «У всякой пташки свои замашки».
  • «Знай кошка свое лукошко».

«На лугу поспела кашка.
Кашку ест корова Машка
Машке нравится обед —
Ничего вкуснее нет.»

Домашнее логопедическое занятие с дошкольником

Звук [ш] — один из самых распространенных нарушаемых в речи дошкольников. Поставить его, выполняя необходимую артикуляционную и дыхательную гимнастику совсем несложно. После успешной постановки звука, важно следить за автоматизацией его в изолированном виде и связной речи.

Читать еще:  Как научить ребенка говорить агу

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Если ребенок не выговаривает букву Ш и Ж

Что делать, если ребенок в 5 — 6 лет не выговаривает шипящие — Ш и Ж. О том, как научить ребенка правильно произносить буквы Ш и Ж, мы прочитали в одном из выпусков «Семьи и школы»:

Звуки «ш» и «ж» сложны по своей артикуляции, поэтому малыши осваивают их сравнительно поздно и нередко даже к концу дошкольного возраста выговаривают неправильно или неясно. Есть много вариантов неправильного произношения этих звуков: их или вовсе опускают, или произносят нечетко, или заменяют другими (чаще всего «с» и «з»). Не останавливаясь на причинах этих искажений, расскажем кратко о том, как научить ребенка правильно произносить «ш» и «ж».

Как научить ребенка произносить звук Ш

Нормальное положение органов речи при произнесении «ш» таково: рот раскрыт, губы слегка округлены и выпячены, выдвинуты вперед (образуя «рупор»). Зубы несколько сближены (расстояние между ними 1—2 миллиметра). Широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, но не касается его; при этом образуется узкая щель, в которую направляется выдыхаемая сильная струя воздуха. Боковые края языка приподняты, плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка опущена (положение языка в целом можно сравнить с лопатой, чашечкой, ковшиком).

В отличие от глухого «ш» при произнесении звонкого «ж» участвуют голосовые связки. Выдыхаемая струя и напряжение языка при этом звуке слабее, чем при «ш». Кончик языка под действием струи воздуха немного дрожит, вибрирует. Прежде чем приступать к занятиям, надо проверить, достаточно ли развит у малыша фонематический слух, то есть умеет ли он отличать шипящие от других, сходных звуков (именно недостаток такого умения часто оказывается причиной различных дефектов речи). Для проверки и тренировки фонематического слуха полезно предложить ребенку придумать слова со звуками, о которых идет речь, отобрать картинки, в названиях которых есть эти звуки, разобрать с ребенком смысл слов, отличающихся одним звуком (например: Мишка — миска, Машка — маска, крыша — крыса, кушать — кусать и т. д.). Подобные упражнения подготовят правильное произнесение звуков.

Если язык ребенка недостаточно подвижен, вял, то необходимы специально подобранные подготовительные упражнения. Вот некоторые из них:

  • высовывать широко распластанный язык с загнутым кончиком и приподнятыми боковыми краями,
  • поднимать и опускать лопатообразно высунутый язык к верхним и нижним зубам, к верхней и нижней губам и т. п.

Полезно, чтобы ребенок не только выполнял определенные движения языком, но и чтобы он удерживал некоторое время определенные артикуляционные положения. Все упражнения ребенок должен делать перед зеркалом, чтобы он мог контролировать положения языка, зубов, губ.

После этих подготовительных упражнений можно приступать и к основным:

  • Прежде всего, можно попытаться выработать у малыша правильное произношение «ш» и «ж» по подражанию. Вы несколько раз четко произносите слова с этими звуками, подчеркивая голосом звучание «ш» и «ж», и предлагаете малышу тут же повторить. Иногда этого достаточно, чтобы ребенок начал произносить правильно.
  • Если не получилось, можно использовать специальные приемы постановки звука «ш». Ребенок должен высунуть язык, поставить его в «позицию», а затем медленно втягивать. При сочетании такой артикуляции с сильным выдохом звучит «ш».
  • Можно добиться правильного звука «ш» от звука «с». Для этого в момент произнесения звука «с» кончик языка постепенно поднимается и отодвигается несколько назад. Для подъема языка используются шпатели, конец ложки, ручка зубной щетки (разумеется, все должно быть чистым). При такой механической помощи звук «с» превращается в «ш». Одновременно с подъемом и отодвиганием языка необходимо губы слегка выдвинуть вперед — это делается легким нажимом пальцев на щеки. Само собой разумеется, если у ребенка есть какие-либо недостатки произношения свистящих звуков (с, з, ц), то они должны быть устранены до начала работы над шипящими (ш, ж, ч, щ).
  • Исправление звука «ж» после устранения недостатка произнесения «ш» не представляет трудности: в правильное произнесение глухого «ш» включается голос, а с механической помощью звук «ж» получается от «з».
  • Правильное звучание закрепляется в слогах, словах, фразах. С ребенком разучиваются стихотворения, песни, потешки, скороговорки, богатые звуками «ш» и «ж». Закрепление звуков идет быстрее, если оно происходит в игре.

Нарушение звуков «ш» и «ж» в большинстве случаев исправимо, и часто недостаток устраняется сравнительно легко. Но непременным условием всегда является регулярность, систематичность упражнений и желание самого ребенка исправить речь и начать выговаривать Ш и Ж правильно. И ребенок, и родители должны быть терпеливы и настойчивы. Если результаты самостоятельных занятий невелики, то надо обратиться к логопеду.

Формирование правильного звукопроизношения шипящих у дошкольников в домашних условиях

Можно понять волнение родителей, которые вдруг обнаруживают, что их ребенок – дошкольник плохо или совсем не произносит некоторые звуки родного языка. В этом случае перед ними встает проблема, как научить ребенка правильному звукопроизношению? Допустимо ли это в домашних условиях? Специалисты утверждают, что родители могут многое сделать, чтобы помочь дошкольнику овладеть правильным звукопроизношением. Нужно лишь иметь определенные знания: о причинах плохого произношения, путях исправления, способах обучения правильной дикции.

Причины плохого звукопроизношения

По логопедическим нормативам правильное произношение должно сформироваться к среднему дошкольному возрасту. Однако даже у старших дошкольников наблюдаются нарушения дикции. Специалисты приводят данные о том, что труднее всего детям дается произнесение шипящих звуков: ш, ж, ч, щ. Несовершенство дикции может проявляться в неверном произнесении звука, замене одного на другой (машина-масына), его пропуске. Специалисты выделяют основные причины плохого произношения. К ним относятся строение речевого аппарата, недостаточное развитие фонематического слуха, восприятия, отношение родителей.

Особенности физиологии

  • малоподвижность артикуляционного аппарата;
  • неправильно сформированный прикус,
  • короткая уздечка языка,
  • высокое нёбо.

Несформированность фонематического восприятия

  • дошкольник не различает на слух отдельные звуки, замещает их.

Неправильное поведение взрослых

  • слишком долгое время дают соску малышу, особенно в тот период, когда происходит становление речи (ранний возраст);
  • продолжительное использование соски приводит к формированию неправильного прикуса, влияющего на произношение многих звуков, особенно шипящих;
  • намеренное искажение речи взрослыми, чтобы, по их мнению, стать понятным малышу;
  • недовольство дикцией дошкольника и требование говорить внятно, не обучая при этом правильной артикуляции;
  • возможное нарушение слуха, не замеченное родителями.

Как можно проверить речь дошкольника в домашних условиях?

Определив, что дошкольник не умеет говорить шипящие, родители должны обратиться к специалисту. В домашних условиях они также могут обследовать речь ребенка, чтобы понять, какие именно шипящие искажаются. По логопедическим правилам обследование начинается с отдельного произнесения определенного звука, затем идет произнесение его в слогах, словах, и только потом в предложениях. Например:

  1. Родитель, предлагая малышу воспроизвести шипящие ш, ж, ч, щ, медленно и внятно произносит их. Интереснее предложить игровую форму в виде речевых упражнений: «Змея зашипела: ш-ш-ш», «Пчелка зажужжала: ж-ж-ж».
  2. Для проверки состояния звука в слогах малыша побуждают повторять слоги, например, ши-жи, ча-ща, жу-шу, чу-щу, аш-аж, ач-ащ, щи, чух, кыш, вжик. При этом проверяемые звуки должны стоять в начале слога, середине, конце.
  3. На следующем этапе идет проверка произнесения звука в словах. Для заинтересованности используются картинки, где нарисованы предметы на заданный звук (шишка, жираф, шалаш, чайник, щука и прочие). При этом можно использовать логопедический наглядный материал, а можно подобрать вместе с ребенком картинки в детских книжках. Главное, чтобы они соответствовали определенным правилам: шипящие должны четко звучать в словах, стоять в начале слова, середине, конце (шуба, машина, камыш). По такому же принципу подбираются слова с другими шипящими: жук, ружье, лыжи и т. д.Хорошо, если обследование будет проходить в виде игровых упражнений. Например, «Как назвать ласково (птица-птичка, коза-козочка, жук-жучок, зима-зимушка, солнце-солнышко)? »
  4. Последний этап предполагает проверку звука в предложении, в котором подобрано несколько слов с проверяемым шипящим. Этой цели хорошо служат чистоговорки, например, «Тише, мыши, не шумите! Кота с кошкой не будите!» Подойдут для обследования шипящих классические скороговорки: «Шла Саша. », «Кукушка кукушонку…»
Читать еще:  Как научить ребенка говорить алфавит

Важно! При обследовании ребенка нужно попытаться определить причину неправильного произношения, чтобы понять, что повлияло на искажение дикции.

Порядок постановки шипящих

Если ребенок страдает плохим произношением только какого-то определенного шипящего (ш, ч, ж, щ), понятно, что работать нужно над постановкой одного звука. Но, как правило, у дошкольников происходит искажение произношения одновременно нескольких шипящих. Тогда родителям важно знать, с какого звука, в первую очередь, начинать. Специалисты определяют соответствующий порядок и предупреждают, что каждый звук надо ставить индивидуально, причем начинать с самого доступного, постепенно переходя к более сложному. По мнению логопедов, порядок постановки нескольких звуков зависит от физиологии дошколят: сначала ставится шипящий ш, потом ж, далее ч и щ. Однако, могут быть изменения в последовательности постановки, так как все зависит от индивидуальных особенностей, определить которые может только специалист.

Как правильно работать над становлением звуков?

При постановке шипящих помощь логопеда несомненна. Только специалист профессионально обследует речь, выявит нарушения и предложит рекомендации по их исправлению в домашних занятиях. Сделать это нужно как можно быстрее, так как нарушения в произношении мешают общению детей, тормозят подготовку к грамоте, способствуют появлению сопутствующих проблем, например, психологических комплексов, от которых придется избавляться в дальнейшем.

Логопеды отмечают, что зачастую проблема при произнесении шипящих заключается в том, что ребенок не может правильно владеть речевым аппаратом. Именно поэтому работу над каждым звуком необходимо начинать с артикуляционной гимнастики. Выполняют ее с помощью зеркала, чтобы увидеть и понять работу челюсти, ротовой полости. В дальнейшем это положительно повлияет на совершенствование фонематического слуха, следовательно, и на звукопроизношение.

Первый этап работы над шипящим является подготовительным, во время которого следует выполнять особые упражнения (для дыхания, губ, языка). Они помогут отработать точные движения артикуляционного аппарата, подготовиться к постановке тех или иных звуков. Выполняются в виде игровых упражнений, которые несложно провести в домашних условиях.

Этап 1. Тренировка дыхания

Артикуляционная гимнастика предполагает тренировку дыхания, отработку движений губ и языка. Для нее родители могут использовать общепринятые логопедические игры, а могут сами придумать подобные. Чтобы заинтересовать дошкольника, его можно привлечь к подготовке таких игр: вырезать из легкой бумаги снежинки, пропеллеры к самолетикам, кораблики, разноцветные осенние листики. Главное, чтобы взрослый сам был увлечен процессом, тогда и ребенок будет с интересом выполнять упражнения.

Задания для развития дыхания

  • «Забей мяч в ворота», игра в необычный футбол. В центре стола строятся ворота, делаются ватные «мячики». Игроки с двух сторон дуют на ватные мячики так, чтобы они влетали в ворота. Взрослый следит за правильными артикуляционными действиями ребенка: широкая улыбка, язык на нижней губе.
  • «Снежинки на носу». Предложить дошкольнику сдуть ватный комочек с носа правильными движениями челюсти: широкая улыбка, язык на верхней губе, подуть, чтобы комочек взлетел вверх.
  • Аналогично проводятся игры «Метель», «Листья летят», «Кораблики», «Самолетики».

Этап 2. Гимнастика для артикуляционного аппарата

Упражнения для губ

Для разминки губ можно использовать логопедические упражнения:

  • «Удивимся-посмеемся». Дошколенок делает поочередно широкую и узкую трубочку губами. Широкая трубочка находятся в состоянии «о», «узкая» ‒ «у». Вслух ничего не произносятся, работают только губы.
  • «Трубочка-улыбка». Поочередно ребенок то широко улыбается, то делает движение губами по типу звука «о».

Упражнения для языка

Для тренировки языка также используются классические упражнения:

  • «Вкусное варенье», в котором язычком облизывается нижняя губа то влево, то вправо.
  • Для упражнения «Скачет лошадка» нужно «поцокать» языком, имитируя шаг лошади.
  • «Слоник – лягушка»: губы попеременно имитируют то хобот слона, то улыбку лягушки.
  • «Веселые качели»: кончиком языка дотянуться до верхних зубов, затем опуститься к нижним.
  • «Тик-так»: кончиком языка, имитируя движения часов, двигаться влево и вправо с разной скоростью.
  • «Краски»: «раскрашиваем нёбо» язычком.

Все упражнения выполняются до 10 раз, но необходимо следить, чтобы малыш не утомлялся и занимался с интересом.

Дошкольник быстрее овладеет правильным произношением шипящих при четком проведении подготовительного этапа, поэтому им пренебрегать не стоит. Длительность таких занятий будет зависеть от индивидуального развития ребенка, состояния его артикуляционного аппарата. Специалисты советуют продлить их, если улучшение не произошло после трех занятий.

Этап 3. Работа над постановкой шипящих

Важно! Для постановки шипящего звука у дошкольника взрослому следует самому внимательно исследовать с помощью зеркала положение губ и языка при правильной артикуляции, только потом обучать ребенка.

​​​​​Следующий этап, предполагающий постановку шипящих, требует установленного порядка: сначала звук закрепляется в слогах, словах, в последнюю очередь в предложениях. Для этого можно использовать разные способы:

  • Повторение чистоговорок, скороговорок, пословиц, разучивание небольших стихотворений, в которых присутствуют шипящие звуки. Для закрепления свободного использования звука в речи родители могут побуждать детей рассказывать сказки, придумывать небольшие тексты по картинкам, из личного опыта детей.
  • Если работа по звукопроизношению начинается с шипящего «ш», то постановка звука «ш» предполагает активное вовлечение дошколят в игры на формирование фонематического восприятия, например, «Бабочка». Дети хлопают в ладошки («ловят бабочку»), когда слышат нужный звук в словах (игрушка, малыш, шина, картошка).
  • В целях постановки звука «ж» можно предложить дошколенку хлопать при словах со звуком «ш», поднимать руки вверх при словах со звуком «ж» (камыш, жук, мышонок, жужжит).
  • Научить говорить звук «щ» можно легко, если уже хорошо поставлен звук «ш». Родители могут использовать постановку «щ» по подражанию, аналогично играм со звуком «ш» (щенок, щавель, ищем). Хорошо помогает игра «Преувеличение»: взрослый бросает мяч с определенным словом, дошкольник «возвращает» слово в преувеличенной форме (глаза-глазищи, кот-котище, усы-усищи, зубы-зубищи).
  • Со старшими дошкольниками родители могут поиграть в игру «Угадай, где звук?», для которой нужно подобрать слова с шипящим в разной позиции. Для поддержания интереса подбираются разного цвета карточки, обозначающие начало слова, середину, конец. Тогда дошколятам необходимо сосредоточиться и не перепутать цвета.
  • Словотворчество широко используется для постановки звукопроизношения. Игра «Доскажи фразу» очень нравится детям, при этом идет и постановка звуков, и общее развитие речи. Взрослый придумывает слог, ребенок добавляет предложение в рифму:

Жа-жа-жа,
Мы поймали ужа.
Ша-ша-ша,
Мама кормит малыша.
Ча-ча-ча,
Вот наша дача.
Ща-ща-ща,
Березовая роща.

Аналогично придумываются фразы с другими слогами.

Постановка звуков родного языка необходима не только для развития правильной речи, но и для формирования личности дошколят. Если у детей будет хорошее звукопроизношение, значит, они без особых трудностей смогут овладевать программой детского сада, школьным материалом.

Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч):

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector