221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научиться выговаривать мягкую р

Постановка звука «Рь»

Красивая и грамотная речь является залогом успешной жизни. Без нее человек не сможет занимать ряд должностей и сделать успешную карьеру. Чистое произношение способствует развитию самооценки. Проблемы могут возникать по разным причинам.

Постановка звука «Рь» требует длительного подготовительного периода. В ходе него вырабатывается правильное дыхание и артикуляция. Дефект произношения «Р», «Рь» называют ротацизмом, если звуки меняются на другие — параротацизмом.

Причины нарушения

Проблемы с речью возникают у ребенка по разным причинам. Если нарушена только произносительная сторона речи, то есть дошкольник не выговаривает один или несколько звуков, то это дислалия.

Подобное заключение ставят только после детального обследования. У ребенка проверяют остроту слуха, подвижность мышц речевого аппарата. Если оба компонента в норме, ставят дислалию.

Появляется она из-за двух основных групп факторов. При первой не наблюдается отклонений в строении периферического речевого аппарата. Нарушение называют функциональной дислалией. Она появляется из-за биологических проблем:

  • частые болезни;
  • проблемы во время беременности и в родах;
  • минимальные мозговые дисфункции.

Установить точно, что стало катализатором нарушения нельзя. Влияет на формирование речи социальное окружение. Родители могут нарочно коверкать речь, использовать примитивные лепетные слова и сюсюкать. Все это не способствует правильному звукопроизношению.

В неблагополучных семьях наблюдается ограниченность контактов. Ребенок не общается со сверстниками, взрослыми. Формирование речи происходит не только во время восприятия обращенных слов, но и умения их использовать. Без практики никогда не будет навыка звукопроизношения.

Механическая дислалия возникает из-за нарушений строения артикуляционного аппарата. Соноры (звуки «Р», «Л» и мягкие пары) требуют подъема кончика языка. Короткая подъязычная уздечка ограничивает подвижность органа.

В домашних условиях проверить длину связки легко: ребенка просят открыть рот и поднять язык. От дна ротовой полости к органу видна небольшая тонкая полоска – это и есть уздечка. Если она короткая, то язык не поднимется либо немного оторвется от нижней челюсти.

В редких случаях проблемы появляются из-за высокого нёба. Это врожденная аномалия. Проблемы с прикусом не влияют не произношение сонорных звуков.

Есть понятие возрастной дислалии. Группы звуков появляются в разные периоды — это нормальное развитие. Соноры формируются в пять лет. До этого момента можно не беспокоиться.

Разграничения диагнозов

Ротацизм появляется не только при дислалии. При дизартрии проблемы возникают с подвижностью мышц речевого аппарата. У детей отмечается гипотонус или гипертонус – слабость или напряженность органов артикуляции.

У дошкольников с дизартрией отмечаются:

  • проблемы с дыханием – слабое, поверхностное;
  • повышенное слюноотделение;
  • нарушения координации.

Для постановки диагноза используют специальные пробы, предложенные Архиповой. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык и глазами следить за яркой игрушкой. При проведении заметны непроизвольные движения языка.

Иногда достаточно визуального осмотра. Дошкольника просят открыть рот, язык не лежит спокойно в полости, а собран в комок — это говорит о гипертонусе. Если он вялый, неподвижный, то это гипотонус.

При ринолалии наблюдаются дефекты строения артикуляционного аппарата — это расщелины десен, губ, нёба. Коррекционная работа начинается после пластической операции, строится она иным образом, чем при дислалии и дизартрии.

Нарушения мягких и твердых звуков бывают при общем недоразвитии речи (ОНР). При таком заключении проблемы наблюдаются в лексике, грамматике, связной речи.

Формы ротацизма

Родители редко могут услышать дефектное звучание. Опытный логопед сразу его определит. Редко встречается полное отсутствие мягкого звука «Рь». В таком случае ребенок вместо «царь» скажет «ца».

Картавостью называют велярное произношение. Из-за вибрации мягкого нёба появляется лишний шум, искажается звучание. При увулярной форме работает маленький язычок.

При боковом произношении вибрация идет не на кончик языка, а на его боковые края. Форма характерна для дизартрии, дефектов строения речевого аппарата (короткая подъязычная связка).

При билабиальной форме звук создается дрожанием губ, получается сочетание «прррр». Его иногда называют «кучерским».

Иногда у ребенка получается сказать одноударное «Р», в таком случае колебаний языка не наблюдается. На выходе звучит искаженное «Д».

Заменяться «Рь» может на разные звуки: твердое «Р», «Л», «Ы», «Д» и другие.

Подготовительный этап

Для подготовки речевого аппарата используют артикуляционную и дыхательную гимнастику. На индивидуальных занятиях с ребенком разбирают правильное произношение звука «Рь»:

  • губы раскрыты;
  • зубы разомкнуты;
  • спинка языка поднята и слегка выдвинута вперед;
  • кончик упирается в альвеолы и вибрирует.

Для облегчения восприятия используют графические картинки. Все упражнения из арт. гимнастики выполняются перед зеркалом. Комплекс направлен на отработку подъема и движений кончика языка.

«Лошадка» — при открытом рте, цокать языком, важно чтобы челюсть не двигалась. «Маляр» — кончиком языка двигаться от альвеол верхних зубов к нёбу. «Грибок» — рот открыт, широкий язык плотно приклеивается к небу и удерживается. Из этого положения делается «Гармошка» — челюсть нижняя опускается и поднимается, язык остается в том же месте.

Упражнения делают каждый день. От этого зависит скорость постановки, автоматизации звука.

Для создания вибрации делают дыхательную гимнастику. Кусочек ватки кладут на кончик носа, широкий язычок высовывается, принимает позу «чашечки», ватка сдувается.

Полезно сдувать бумажные шарики, султанчики, ветродуйчики. Делать это нужно каждый день, несколько раз. Важно контролировать ребенка, чтобы он не надувал щеки.

Нельзя обозначить четкие сроки прохождения подготовительного этапа. При дислалии на него уйдет от месяца до года. При дизартрии срок увеличивается. Дополнительно делают логопедический массаж, физиотерапию.

Если проблема вызвана соматической ослабленностью, то ребенка закаляют, повышают его иммунитет, выносливость. Не торопите дошкольника, иначе у него появятся вторичные проблемы.

Способы постановки

Мягкий звук ставят после введения в речь твердого — это традиционный взгляд логопедов. В некоторых случаях это невозможно сделать. Поэтому можно начинать поставку с «Рь».

Приемы стандартные: от других звуков или механически. Для последнего нужен зонд или зондозаменитель. Инструмент выглядит как палочка с шариком на конце. В качестве замены используют шпажки для канапе с шариком на конце, шпатель с силиконовой соской.

Постановку звука проводят в положении лежа. Ребенок открывает рот, поднимает кончик языка, произносит быстро «Д», логопед зондом колеблет язык, получается дрожание.

При постановке соноров разрешается начинать автоматизацию со слогов сразу.

Постановка от звука «Ть» имеет особенности: звук произносится утрировано, протяжно, губы вытянуты в улыбке. Ребенка просят произнести «ть-рь-и». Будет слышен новый звук, который обозначают символом.

Эффективно ставить звук от «Зь». Для этого дошкольника просят спеть песенку комарика, но с подъемом кончика языка наверх к альвеолам. Искаженное звучание корректируется движениями зонда и произносится протяжный «зи», который превращается в «ри».

Введение в речь

При постановке соноров сразу начинают автоматизацию слогов. В других звуках добиваются красивого изолированного звучания. При «Рь» и «Р» не ждут этого этапа, сразу переходя к отработке слогов.

Начинают с прямой позиции – согласный плюс гласный звук. Механическая помощь осуществляется на первоначальном этапе, постепенно зонд отодвигается, ребенок незаметно начинает «рычать» сам.

Следующий этап — обратные слоги, где позиция звуков меняется. Берутся сочетания гласного плюс согласного. Для того чтобы детям было интересно заниматься, используют специальные игры:

  • ходилки, выкладывание фишек;
  • перебирание камушков;
  • сматывание ниток в клубок.

Нельзя торопиться. Переход с одной ступени на другую проводят только при полном усвоении материала. Параллельно работают над фонематическим слухом, который отвечает за различение звуков.

Ребенок должен различать сам, контролировать речь, когда он говорит правильно, когда нет — исправлять себя. Отработку начинают с неречевых звуков – шума окружающей среды, музыки. После переходят к выделению гласных звуков.

Процесс автоматизации занимает длительное время. Дома с дошкольником учат стихи, чистоговорки, скороговорки, читают с ним рассказы и сказки. Именно родители обязаны вырабатывать у него навыки самоконтроля.

Не стоит затягивать с обращением к логопеду. Чем раньше выявлен дефект, тем больше шансов на исправление дефекта. Во взрослом возрасте его исправить сложно, на это уйдет время.

Участие родителей в коррекционном процессе гарантирует его результативность. Взрослые обеспечивают каждодневное выполнение занятий, контролируют их качество. Их задача делать домашнее задание с ребенком.

При совместной работе родителей и логопеда добиваются хороших результатов. В школу дети должны идти с правильной устной речью. Без этого есть риск появления проблем с письмом и чтением, которые будет тяжело исправить.

Как научить ребенка выговаривать букву «Р»

Наиболее частый запрос обращения родителей к логопеду-дефектологу — нарушение произношения звука «Р». Он формируется в речи ребенка в последнюю очередь, постановка звука «Р» требует контроля со стороны взрослых.

Когда нужна коррекция

Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.

Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.

Читать еще:  Как научить двухлетнего ребенка говорить

В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.

Норма произношения «Р»:

  • губы расслаблены;
  • расстояние между зубами 4-5 мм;
  • кончик языка поднимается к верхним деснам;
  • язык вибрирует в струе воздуха;
  • средняя часть спинки языка выгибается;
  • задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
  • боковые края прижаты кверху;
  • голосовые складки в момент говорения колеблются.

Нарушение произношения твердого «Р» и мягкого «РЬ» в дефектологии называют ротацизмом или параротацизмом. В советское время эти нарушения называли картавостью.

Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:

  1. Велярный.
    Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
  2. Увулярный.
    Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
  3. Носовой.
    Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
  4. Двугубный.
    В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
  5. Щелевой.
    Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
  6. Межзубный.
    Язык находится между зубами.

Этапы коррекции нарушений:

  1. Подготовительный.
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация.
  4. Дифференциация.
  5. Закрепление в речи.

Причины неправильного произношения

  1. Искаженное произношение.
  2. Отсутствие звука в речи ребенка.
  3. Замена одного звука другим.
  1. Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
  2. Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
  3. Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
  4. Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.

Проблемы с речевым дыханием

Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.

Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.

Нарушения слуха

Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.

Нарушение фонематического слуха (дислалия) затрудняет восприятие устной и письменной речи в школьном обучении, поэтому необходима коррекция дефектов сразу при их обнаружении.

Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:

  1. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
  3. Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
  4. Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
  5. Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.

Недостаточное развитие органов речи

Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.

Индивидуальное строение уздечки

Укороченная уздечка, аномалии ее расположения — дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.

Подготовка артикуляционного аппарата

На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.

Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:

  1. «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
  2. «Лошадка» — щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
  3. «Болтушка» — широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».

Упражнения на дыхание

Дыхательная логопедическая гимнастика:

  1. «Пузыри».
    Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот.
  2. «Мельница».
    Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук.
  3. «Гуси».
    Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у».
  4. «Воздушный шар».
    Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар.
  5. «Ежик».
    Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.

Способы постановки звука

Основные приемы постановки:

  1. По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
  2. Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
  3. Смешанным способом — постановка от других звуков.

Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.

Подражание

До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.

Постановка «Р» от звука «Д»

Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.

Постановка от «Д»:

  1. Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
  2. Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
  3. Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
  4. Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
  5. Убрать «Д» из упражнений.

Если у ребенка не получается вибрировать языком, то можно помочь ему, мягко подтолкнув язык палочкой от мороженого.

Упражнения от звука «Ж»

Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».

Постановка от звука «З»

Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.

Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.

Упражнения от звука «С»

Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.

На вдохе

Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке «Р» от «С» ребенок произносит звук, вдыхая воздух.

Механическим методом

«Р» ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.

Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.

Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника.

Постановка звука «РЬ»

При замене «Р» его мягкой парой ребенок широко раскрывает рот и более протяжно произносит звук, переместив передний край языка вперед к верхним резцам. При этом «Р» сочетается с передним гласным «И». В результате звук приобретает мягкий оттенок.

Автоматизация звука «Р» в слогах «ра-ро-ры-ру»

Игра на отработку «Р» в открытых слогах помогает ребенку закрепить твердую и мягкую формы, способствуют плавности речи.

Дошкольник повторяет скороговорки:

Ра, ра, ра — теплая нора.

Ра, ра, ра — тонкая кора.

Ры, ры, ры — сидит ежик у норы.

Ры, ры, ры — добежали до горы.

Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.

Читать еще:  Как научить ребенка говорить эр

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.

Постановка звука «Р» по Хватцеву

Советский педагог М. Е. Хватцев в 1959 г. разработал систему поэтапной постановки «Р»:

  1. Сопоставление словосочетаний с объяснением разницы для развития фонематического восприятия (жарко-жалко, вор-вол, рожки-ложки).
  2. Получение вибраций механическим способом, постукивая по деснам, и через работу с воздушной струей.
  3. Постановка «Р» от получившегося длительного «Д» и «Р».
  4. Автоматизация через вставку редуцированного гласного звука «Ы» (дыыыра, тыыыыра).

Способ по Левиной

Логопед Р. Е. Левина в 1965 г. разработала комплекс артикуляционных упражнений для обучения произношению «Р».

На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.

На втором — тренируется вибрация языка от звуков «Ш», «Ж». Ребенок раздвигает губы, не округляя их, протягивает «Ж», сдвигает кончик языка наверх к деснам, щель между ними отсутствует. Ребенок сильно выдыхает воздух.

Для выработки вибрации используют звук «Д», который проговаривае тся на одном выдохе. Рот широко открыт, передний край языка плотно соединяется с деснами верхних зубов. «Д» произносят вместо «Р» в словах с сочетанием «ТР» или «ДР».

Метод Богомоловой

А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения «Р». Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.

Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание «ТЖ». Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «ТЛЕ» изменится в «ТР». После закрепления короткого «ТР» отрабатывают раскатистое «ТР» с помощью пальцев, а потом и без них.

Как научить ребёнка говорить букву «р»

Совладать с непокорным звуком помогут «комарик», «моторчик» и «барабан».

Из всех звуков дети осваивают «р» последним, годам к пяти‑шести. Если вашему ребёнку меньше, не торопите события. Если чуть больше — не паникуйте. Давайте спокойно разберёмся, что не так с этой буквой и какие есть способы с ней совладать.

Почему рычать трудно

Звук «р» считается одним из наиболее сложных для воспроизведения. Чтобы правильно его произнести, нужно:

  • приподнять кончик языка к верхним зубам — при этом он должен оставаться распластанным, как блинчик, а не суживаться от напряжения;
  • на выдохе направить на кончик мощный воздушный поток так, чтобы возникла вибрация.

Для подобных манипуляций ребёнку необходим развитый речевой аппарат, сильные корень языка и уздечка. Обычно всё это формируется к шести годам.

Что мешает произнести букву «р» правильно

Даже имея во рту подготовленный инструментарий, дошкольники умудряются искажать злополучный звук. И на то есть несколько причин.

1. Короткая подъязычная связка

Также её называют уздечкой. Она мешает свободно двигать языком и поднимать его вверх. Чаще всего проблему обнаруживают ещё в роддоме. Если подъязычная связка не позволяет младенцу нормально сосать грудь, её подрезают. В более позднем возрасте уздечку, как правило, растягивают с помощью логопедических упражнений.

2. Нарушение фонематического слуха

Фонематическим слухом называют способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки речи. В норме малыш уже в три года улавливает разницу между похожими звуками — даже если и не умеет их произносить.

Иногда развитие фонематического слуха задерживается из‑за перенесённого отита, аденоидов или других проблем со здоровьем. В результате нарушается звуковой анализ и синтез: ребёнок не так слышит звук, пропускает его в речи или заменяет другим.

3. Неправильное речевое дыхание

Для корректного произношения нужно уметь управлять своим выдохом. Не у всех детей это получается: кто‑то во время вдоха поднимает плечи, другие дышат слишком поверхностно и неравномерно или не умеют распределять выдох по словам.

4. Глубокий прикус

При правильном прикусе верхние передние зубы перекрывают нижние примерно на треть, а остальные смыкаются друг с другом. А вот если прикус слишком глубокий, верхние закрывают нижние больше, чем наполовину. Добиться правильного положения языка с упором за верхние зубы становится сложнее.

Как коверкают букву «р»

На специализированных ресурсах Ротацизм описаны следующие основные варианты искажения звука «р», или по‑научному ротацизма:

  • Картавость, или горловое «р». Вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо. Такое произношение нормально для французской и немецкой, но не для русской речи.
  • Боковое «р». Язык одним боком прижат к верхним зубам, вторая сторона свисает, а кончик не вибрирует. В результате получается что‑то похожее на «рль».
  • Одноударное «р». Вместо того чтобы вибрировать, кончик языка один раз ударяется о твёрдое нёбо, образуя подобие английского r.
  • Носовое «р». На выдохе воздушный поток проходит не через рот, а через нос. Вдобавок кончик языка оттянут назад и не участвует в артикуляции. Фраза «Рома, открой двери!» превратится в «Нгома, откнгой двенги!».
  • Кучерское «р». И снова вибрация происходит не там, где нужно, а именно на сближенных губах. Малыш издаёт что‑то похожее на «тпру».
  • Параротацизм, или замена «р» другим звуком. Вместо «ребёнок» вы слышите «лебёнок», «гебёнок», «вебёнок», «яебёнок» или даже «ыебёнок».
  • Пропущенное «р». Малыш просто избегает сложностей. Говорит не «рыба», а «ыба», не «рад», а «ад», не «гром», а «гом».

Какие упражнения можно делать дома

Установить точную причину ротацизма и определить, как с ним бороться в вашем конкретном случае, — задача для логопеда. Но если ребёнку ещё нет шести или из‑за определённых обстоятельств навестить специалиста пока не получается, можно попробовать обуздать «р» самостоятельно. Для этого нужно выполнить всего три условия.

  • Набраться терпения. Процесс вряд ли будет быстрым, а результат лёгким. Возможно, вам понадобятся месяцы ежедневных занятий.
  • Подготовить место. Логопедические упражнения лучше выполнять сидя вдвоём перед большим зеркалом. Малышу необходимо отчётливо видеть движения рта — вашего и своего. Как вариант, расположитесь друг напротив друга, но тогда у вашего ученика должно быть большое настольное зеркало.
  • Настроиться на игру. Хотя освоение «р» — дело серьёзное, проводить занятия лучше в игровой форме. Пусть ребёнок воспринимает их как повод весело провести время с мамой или папой, а не как тяжёлую и скучную обязанность. В любом случае тренировка должна занимать не более 10–15 минут в день, да и то с перерывами.

А теперь перейдём непосредственно к упражнениям.

Артикуляционная гимнастика

Начинать занятие нужно с разминки речевого аппарата. Эти упражнения разогреют мышцы, укрепят язык и помогут растянуть подъязычную уздечку.

1. Качели

Широко открываем рот и болтаем языком вверх‑вниз, касаясь то верхних, то нижних зубов. Потом задерживаем кончик у верхних зубов на 15–20 секунд.

2. Кукушка

Рот по‑прежнему широко открыт. Высовываем кончик языка и дотрагиваемся им до верхней губы, а затем прячем за верхние же зубы.

3. Маляр

Представляем, что язык — это широкая кисть, и тщательно «красим» им зубы, щёки, верхнее нёбо.

4. Лошадка

Щёлкаем языком по верхнему нёбу, как будто цокают копыта лошади.

4. Угощение

Облизываем распластанным языком губы по часовой и против часовой стрелки.

5. Котёнок

Представляем, что на блюдце лежит лакомство — варенье или мороженое. Теперь нужно высунуть язык как можно дальше и слизать угощение так, чтобы язык не сворачивался в трубочку, а оставался распластанным.

6. Гармошка

Поднимаем язык вверх и «приклеиваем» его кончиком к нёбу. Теперь, не отрывая язык, открываем и закрываем рот.

7. Молоточек

Растягиваем рот в улыбке и стучим кончиком языка по основанию передних зубов, как будто забиваем гвозди.

Упражнения на постановку звука «р»

Чтобы правильно произнести «р», нужно начинать с других звуков.

1. Барабан

Широко открываем рот и ударяем кончиком языка за верхними зубами, произнося звук «д». Сначала медленно, потом — быстрее. А там уже и до «р» недалеко.

2. Жужжалка

Произносим звук «ж» и при этом постоянно оттягиваем кончик языка вглубь рта. Со временем «ж» перейдет в слабовибрирующий «р».

3. Змейка

Несколько раз повторяем звук «с‑с‑с», после чего заглатываем язык и касаемся кончиком нёба.

4. Индюк

Высовываем широкий язык и выполняем движения взад‑вперёд, скользя кончиком по твёрдому нёбу. В момент, когда язык касается альвеол — бугорков за верхними зубами, получается одноударное «р».

5. Комарик

Широко открываем рот, поднимаем язык вверх и упираем его в альвеолы. А теперь секунд 10–15 энергично жужжим, как комар.

6. Моторчик

Кладём под язык указательный палец или ватную палочку и энергично водим взад‑вперёд, одновременно выполняя упражнение «Комарик».

Закрепление результата

Когда сам звук уже будет получаться, нужно довести его произношение до автоматизма. Для этого после артикуляционной гимнастики вместо упражнений на постановку выполняйте комплекс для закрепления навыка.

  • Несколько раз громко и чётко произносим букву «р».
  • Отрабатываем «р» через согласные звуки «д» и «т»: «дра‑дро‑дру», «тра‑тро‑тру».
  • Убираем поддерживающие «д» и «т» и работаем с «ра‑ро‑ру».
  • Переходим к обратным слогам «ар‑ор‑ур», а также к положению «р» между гласными — «ору‑ура‑ара». Повторяем эти сочетания в разных комбинациях изо дня в день, пока у ребёнка не получится произносить «р» с вибрацией. Только потом можно упражняться со словами.
  • Сперва отрабатываем слова, которые начинаются на «р» или даже на «тр» и «др» (трава, дрова, трон, дрон, трап, драп, рука, река, рубашка). Потом берёмся за существительные, где «р» находится в середине или в конце (корова, здорово, ковёр, забор, топор).
  • Подключаем предложения, стишки и скороговорки с буквой «р».
Читать еще:  Как научить ребенка делать колесо пошаговая

Когда отвести ребёнка к логопеду

Желательно сделать это до того, как малыш пойдёт в школу. Иначе проблема с произношением или восприятием «р» может сказаться на учёбе или общении со сверстниками.

Сколько времени займёт коррекция? Всё очень индивидуально: одним хватает трёх‑четырёх занятий со специалистом, а другим нужны месяцы регулярных тренировок дома под контролем логопеда. В любом случае во взрослом возрасте процесс исправления речевых ошибок потребует гораздо больше времени и усилий, чем в 6–7 лет.

Постановка звука «Р»: как научить ребенка выговаривать непослушный звук

“Как научить ребенка говорить букву р?” — волнуются мамы, когда слышат привычные “лыба” и “лысь”, а восклицание: “Мама, ты класная!”- приводит в замешательство.

Волноваться не надо. Постановка звука р — методика, которая вполне себе по силам каждому родителю.

Если вы сомневаетесь в том, как правильно научить ребенка говорить букву “р” или не знаете, как научиться говорить букву “р” самому, читайте дальше нашу статью.

Почему ребенок не выговаривает букву “р”

Звук “р” дольше всех звучит некорректно и поэтому относится к труднопроизносимым. Для того, чтобы его осилить, речевой аппарат должен быть хорошо развит. Поэтому до 5-6 лет, пока идет этот процесс, правильная артикуляция звука “р” тоже осваивается постепенно.

Произношение считается неправильным, когда:

  • звук “р” пропускается (рука — _ука, паровоз — па_овоз);
  • замещается доступными для произношения звуками “л”, “г”, “й” (красный — класный, карандаш — кагандаш, дерево — дейево);
  • выговаривается с вибрацией губ и щек либо гортанно.

Ребенок начинает говорить букву “р” к 5-6 годам. Если этого не происходит, то причины могут быть следующие:

  1. Недостаточная длина уздечки. Она не позволяет языку достать до неба перед верхними резцами и произвести вибрирующий звук “р”. В этом случае хорошие результаты дает массаж уздечки, специальные упражнения, иногда же показано оперативное вмешательство.
  2. Слабо развит артикуляционный аппарат. Малоподвижные лицевые мышцы и ленивый язык не могут сладить с трудным звуком. Гримасничанье и кривляние сослужат хорошую службу: улыбайтесь до ушей, складывайте губы трубочкой, показывайте язык своему отражению в зеркале. Активные движения подобного рода развивают органы речи и делают произношение звуков более четким.
  3. Неправильное дыхание. Имеющиеся заболевания дыхательной системы не дают создать мощную струю воздуха для “грозного рррычания”. Сочетание физических и речевых упражнений помогают преодолеть и это препятствие на пути к заветному четкому “р”.

Визит к логопеду позволит выявить причину нарушения и принять меры для ее устранения. И тогда безотлагательно принимайтесь за работу и наверстывайте упущенное время. К слову сказать, речевой гимнастикой можно начинать понемногу заниматься уже с 3 лет, чтобы к 5-6 годам, когда ребенок должен говорить букву “р”, трудности с ее выговариванием обошли вас стороной.

Как поставить звук “р” в домашних условиях

Как научить ребенка выговаривать букву “р” дома? Несмотря на желание быстро поставить звук “р” и научиться говорить ее за 5 минут, только терпение и труд станут тем фундаментом, на котором по кирпичику можно построить четкое звучание речи вашего малыша. А чтобы эти условия соблюсти, не забудьте про эмоциональную составляющую: ваша задача — логопедические упражнения на звук “р” сделать увлекательной игрой и обеспечить всем участникам хорошее настроение.

Итак, упражнения для выговаривания буквы “р” начинайте с разминки:

Далее следует основная часть по постановке звука “р” у детей, в которой можно выделить три этапа:

  • “р”, звучащий автономно;
  • “р” в слогах и в словах;
  • “р” в связной речи.


Ставим звук “р”, используя один из вариантов:

1. Тяните непрерывно “ддддддд” и не отрывайте язык от неба. Когда он завибрирует на сильном выдохе, получится звук “ддд-ррр”. Затем переходите на слоги “дра”, “дро”, “дру” с твердым “р”. Потом — на слова с этими слогами (дрова, дружба, драма) и на звук “тр” (труд, тракт, тропа). Когда эти приемы будут хорошо отработаны, убирайте “д” и “т” и учитесь говорить звук “р” без них: град, брать, кран, баран, город, корова, забор, топор.

Если не получилось произнести “р”, то на этапе непрерывного “д” можно легонько подтолкнуть язычок ребенка в глубь рта, например, палочкой от мороженого, или повибрировать ею же на середине языка. Звук “ддррр” должен получиться! А дальше — уже слоги и слова.

2. Если у ребенка чистый и отчетливый звук “ж”, то научить ребенка произносить букву “р” можно, воспользовавшись этим способом. Жужжите громко, сильно, одновременно отодвигая язык вглубь. Получается короткий звук “р”. Упражняйтесь многократно, затем переходите на слоги и слова, которые начинаются на “жр”, а потом убирайте “ж” и работайте с “р”, как описано выше.

3. Чтобы научиться выговаривать “р”, попросите ребенка произнести “сссс” на выдохе, а затем вдохнуть через рот, прижав язык к небу рядом с верхними зубами. Возникает нужная вибрация и звучит “р”. А далее — тот же алгоритм: этот звук в слогах и в начале, середине, конце слова.

4. Можно сделать постановку “р” от “рь”. Учитывая, что мягкий звук “рь” одноударный, добейтесь его длительной вибрации “рьрьрь” и переводите в звук “ррр”. Затем отрабатывайте оба звука в слогах и словах.

Для того, чтобы поставить звук “р” и закрепить свое достижение, выполняйте упражнения для автоматизации звука: учите и проговаривайте скороговорки, стишки, чистоговорки.

Постановка мягкого звука “рь” делается после того, как закреплено произношение твердого “р”. Упражнениями для проговаривания буквы “р” в этом случае являются чистоговорки с мягким “р”:

Скороговорки отлично помогают поставить мягкий “р” :

Как успехи? Можно отдохнуть)

Упражнения логопеда для буквы “р”

Как научить ребенка говорить букву “р”, если все же выявлены причины ее неправильного звучания?

В случае с недостаточной длиной уздечки будут полезными следующие упражнения:

  • тянемся язычком до носа, стараемся , потому что это задача не из легких; повторяем несколько раз в течение дня;
  • перевоплощаемся в домашнего питомца и пробуем лакать молоко из миски.

Легкий массаж уздечки языка указательным и большим пальцами, небольшое ее потягивание в течение 2-3 минут 2 раза в день тоже дадут положительный эффект, если вы задались целью научить ребенка говорить “р” дома.

Если у ребенка недостаточно развит речевой аппарат, то весьма кстати будут простые упражнения, которые приведут в тонус лицевые мышцы и облегчат произношение трудных звуков:

Легкие и занимательные дыхательные упражнения необходимы для правильного произношения буквы “р”:

Чтобы научить ребенка букве “р” самому, необходимо следовать рекомендациям специалиста и работать над проблемой сообща: некорректно поставленный звук со временем будет сложнее исправить.

Выполняя упражнения на букву “р” для детей, часто используют логопедический зонд для постановки этого звука. Этим инструментом механически воздействуют на язык, отодвигая его или создавая вибрацию, и таким образом корректируют артикуляцию. Им можно обзавестись, посетив ближайшую аптеку, или использовать подручные средства, например, палочку от мороженого.

Постановка звука “р” у взрослых

Логопедические занятия на постановку звука “р” у взрослых включают в себя:

  • технику глубокого дыхания с участием диафрагмы;
  • упражнения, направленные на разработку мышц языка и губ.

Техника дыхания заключается в следующем:

  • вдыхайте через нос, выпячивая живот и наполняя воздухом нижние отделы легких;
  • выдыхайте, сокращая мышцы живота и пропуская мощную струю воздуха через голосовые связки.

Упражнения для выговаривания буквы “р” направлены на то, чтобы “расшевелить” язык: покусывайте его, цокайте, вытягивайте, скручивайте, выполняйте поперечные развороты и круговые движения.

И, конечно же, скороговорки — их значение трудно переоценить. Ррразучивайте, повторрряйте и хвалите себя за успехи.

Чтобы научиться выговаривать “р” взрослому человеку, потребуется, может быть больше времени, чем ребенку, поэтому важен настрой на результат. А когда есть мотивация, процесс идет гораздо быстрее.

Заключение

Ежедневные занятия с ребенком по работе над буквой “р”, безусловно, увенчаются успехом — даже не сомневайтесь в этом.

Но еще они научат маленького человека верить в себя, справляться с неудачами, чувствовать поддержку близких людей и благодарить, идти к цели и трудиться для ее достижения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector