221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научиться выговаривать

Как научить ребёнка говорить букву «р»

Совладать с непокорным звуком помогут «комарик», «моторчик» и «барабан».

Из всех звуков дети осваивают «р» последним, годам к пяти‑шести. Если вашему ребёнку меньше, не торопите события. Если чуть больше — не паникуйте. Давайте спокойно разберёмся, что не так с этой буквой и какие есть способы с ней совладать.

Почему рычать трудно

Звук «р» считается одним из наиболее сложных для воспроизведения. Чтобы правильно его произнести, нужно:

  • приподнять кончик языка к верхним зубам — при этом он должен оставаться распластанным, как блинчик, а не суживаться от напряжения;
  • на выдохе направить на кончик мощный воздушный поток так, чтобы возникла вибрация.

Для подобных манипуляций ребёнку необходим развитый речевой аппарат, сильные корень языка и уздечка. Обычно всё это формируется к шести годам.

Что мешает произнести букву «р» правильно

Даже имея во рту подготовленный инструментарий, дошкольники умудряются искажать злополучный звук. И на то есть несколько причин.

1. Короткая подъязычная связка

Также её называют уздечкой. Она мешает свободно двигать языком и поднимать его вверх. Чаще всего проблему обнаруживают ещё в роддоме. Если подъязычная связка не позволяет младенцу нормально сосать грудь, её подрезают. В более позднем возрасте уздечку, как правило, растягивают с помощью логопедических упражнений.

2. Нарушение фонематического слуха

Фонематическим слухом называют способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки речи. В норме малыш уже в три года улавливает разницу между похожими звуками — даже если и не умеет их произносить.

Иногда развитие фонематического слуха задерживается из‑за перенесённого отита, аденоидов или других проблем со здоровьем. В результате нарушается звуковой анализ и синтез: ребёнок не так слышит звук, пропускает его в речи или заменяет другим.

3. Неправильное речевое дыхание

Для корректного произношения нужно уметь управлять своим выдохом. Не у всех детей это получается: кто‑то во время вдоха поднимает плечи, другие дышат слишком поверхностно и неравномерно или не умеют распределять выдох по словам.

4. Глубокий прикус

При правильном прикусе верхние передние зубы перекрывают нижние примерно на треть, а остальные смыкаются друг с другом. А вот если прикус слишком глубокий, верхние закрывают нижние больше, чем наполовину. Добиться правильного положения языка с упором за верхние зубы становится сложнее.

Как коверкают букву «р»

На специализированных ресурсах Ротацизм описаны следующие основные варианты искажения звука «р», или по‑научному ротацизма:

  • Картавость, или горловое «р». Вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо. Такое произношение нормально для французской и немецкой, но не для русской речи.
  • Боковое «р». Язык одним боком прижат к верхним зубам, вторая сторона свисает, а кончик не вибрирует. В результате получается что‑то похожее на «рль».
  • Одноударное «р». Вместо того чтобы вибрировать, кончик языка один раз ударяется о твёрдое нёбо, образуя подобие английского r.
  • Носовое «р». На выдохе воздушный поток проходит не через рот, а через нос. Вдобавок кончик языка оттянут назад и не участвует в артикуляции. Фраза «Рома, открой двери!» превратится в «Нгома, откнгой двенги!».
  • Кучерское «р». И снова вибрация происходит не там, где нужно, а именно на сближенных губах. Малыш издаёт что‑то похожее на «тпру».
  • Параротацизм, или замена «р» другим звуком. Вместо «ребёнок» вы слышите «лебёнок», «гебёнок», «вебёнок», «яебёнок» или даже «ыебёнок».
  • Пропущенное «р». Малыш просто избегает сложностей. Говорит не «рыба», а «ыба», не «рад», а «ад», не «гром», а «гом».

Какие упражнения можно делать дома

Установить точную причину ротацизма и определить, как с ним бороться в вашем конкретном случае, — задача для логопеда. Но если ребёнку ещё нет шести или из‑за определённых обстоятельств навестить специалиста пока не получается, можно попробовать обуздать «р» самостоятельно. Для этого нужно выполнить всего три условия.

  • Набраться терпения. Процесс вряд ли будет быстрым, а результат лёгким. Возможно, вам понадобятся месяцы ежедневных занятий.
  • Подготовить место. Логопедические упражнения лучше выполнять сидя вдвоём перед большим зеркалом. Малышу необходимо отчётливо видеть движения рта — вашего и своего. Как вариант, расположитесь друг напротив друга, но тогда у вашего ученика должно быть большое настольное зеркало.
  • Настроиться на игру. Хотя освоение «р» — дело серьёзное, проводить занятия лучше в игровой форме. Пусть ребёнок воспринимает их как повод весело провести время с мамой или папой, а не как тяжёлую и скучную обязанность. В любом случае тренировка должна занимать не более 10–15 минут в день, да и то с перерывами.

А теперь перейдём непосредственно к упражнениям.

Артикуляционная гимнастика

Начинать занятие нужно с разминки речевого аппарата. Эти упражнения разогреют мышцы, укрепят язык и помогут растянуть подъязычную уздечку.

1. Качели

Широко открываем рот и болтаем языком вверх‑вниз, касаясь то верхних, то нижних зубов. Потом задерживаем кончик у верхних зубов на 15–20 секунд.

2. Кукушка

Рот по‑прежнему широко открыт. Высовываем кончик языка и дотрагиваемся им до верхней губы, а затем прячем за верхние же зубы.

3. Маляр

Представляем, что язык — это широкая кисть, и тщательно «красим» им зубы, щёки, верхнее нёбо.

4. Лошадка

Щёлкаем языком по верхнему нёбу, как будто цокают копыта лошади.

4. Угощение

Облизываем распластанным языком губы по часовой и против часовой стрелки.

5. Котёнок

Представляем, что на блюдце лежит лакомство — варенье или мороженое. Теперь нужно высунуть язык как можно дальше и слизать угощение так, чтобы язык не сворачивался в трубочку, а оставался распластанным.

6. Гармошка

Поднимаем язык вверх и «приклеиваем» его кончиком к нёбу. Теперь, не отрывая язык, открываем и закрываем рот.

7. Молоточек

Растягиваем рот в улыбке и стучим кончиком языка по основанию передних зубов, как будто забиваем гвозди.

Упражнения на постановку звука «р»

Чтобы правильно произнести «р», нужно начинать с других звуков.

1. Барабан

Широко открываем рот и ударяем кончиком языка за верхними зубами, произнося звук «д». Сначала медленно, потом — быстрее. А там уже и до «р» недалеко.

2. Жужжалка

Произносим звук «ж» и при этом постоянно оттягиваем кончик языка вглубь рта. Со временем «ж» перейдет в слабовибрирующий «р».

3. Змейка

Несколько раз повторяем звук «с‑с‑с», после чего заглатываем язык и касаемся кончиком нёба.

4. Индюк

Высовываем широкий язык и выполняем движения взад‑вперёд, скользя кончиком по твёрдому нёбу. В момент, когда язык касается альвеол — бугорков за верхними зубами, получается одноударное «р».

5. Комарик

Широко открываем рот, поднимаем язык вверх и упираем его в альвеолы. А теперь секунд 10–15 энергично жужжим, как комар.

6. Моторчик

Кладём под язык указательный палец или ватную палочку и энергично водим взад‑вперёд, одновременно выполняя упражнение «Комарик».

Закрепление результата

Когда сам звук уже будет получаться, нужно довести его произношение до автоматизма. Для этого после артикуляционной гимнастики вместо упражнений на постановку выполняйте комплекс для закрепления навыка.

  • Несколько раз громко и чётко произносим букву «р».
  • Отрабатываем «р» через согласные звуки «д» и «т»: «дра‑дро‑дру», «тра‑тро‑тру».
  • Убираем поддерживающие «д» и «т» и работаем с «ра‑ро‑ру».
  • Переходим к обратным слогам «ар‑ор‑ур», а также к положению «р» между гласными — «ору‑ура‑ара». Повторяем эти сочетания в разных комбинациях изо дня в день, пока у ребёнка не получится произносить «р» с вибрацией. Только потом можно упражняться со словами.
  • Сперва отрабатываем слова, которые начинаются на «р» или даже на «тр» и «др» (трава, дрова, трон, дрон, трап, драп, рука, река, рубашка). Потом берёмся за существительные, где «р» находится в середине или в конце (корова, здорово, ковёр, забор, топор).
  • Подключаем предложения, стишки и скороговорки с буквой «р».

Когда отвести ребёнка к логопеду

Желательно сделать это до того, как малыш пойдёт в школу. Иначе проблема с произношением или восприятием «р» может сказаться на учёбе или общении со сверстниками.

Сколько времени займёт коррекция? Всё очень индивидуально: одним хватает трёх‑четырёх занятий со специалистом, а другим нужны месяцы регулярных тренировок дома под контролем логопеда. В любом случае во взрослом возрасте процесс исправления речевых ошибок потребует гораздо больше времени и усилий, чем в 6–7 лет.

Как я избавился от картавости во взрослом возрасте (25 лет).

Сейчас будет немного нестандартный пост для моего ИТшного сайта. Но вдруг кому-нибудь мой опыт будет полезен!

До 25 лет я картавил на Р и Л. Но при этом я не картавил на мягкие буквы Рь и Ль. Я настолько хорошо научился произностить буквы Р горлом, что люди меня вполне хорошо понимали, правда если не говорить такие страшные слова как ЛОР и Laravel, которые у меня звучали крайне странно:)

Я не заменял слова с Р на без Р, т.е. у меня рыба была рыбой, а не селедкой, а работа была работой, а не «делом». При этом я пытался произнести Р, а в некоторых случаях люди просто проглатывали этот звук.

В детстве я думал, что просто не могу правильно произнести Р, я даже не догадывался, что ее нужно произносить языком, а не горлом. В подростковом возрасте пришло осознание, что я подсел на иглу «картавости» и от этого недуга так просто не избавиться. Но проблем мне это не доставляло, да и люди из моего окружения вполне нормально к этому относились.

Кстати, в школе не было логопеда, да и никто мне не говорил про картавость, пока я сам не понял.

Первые проблемы.

Первые проблемы начались во время службы в армии. Это было в 2011 году. В то время по ТВ шла передача про Бородача, охранника из магазина. Помните? Так вот, он картавил. Я картавил не так сильно, но мог с легкостью спародировать Бородача. Меня многие сослуживцы просили произнести: Александггг Гггодионович Богггодач. Это было смешно, я на это не обижался, люди шутили по доброму, но мне это конечно порядком надоело.

Читать еще:  Как научить ребенка говорить на английском

Но после службы, всё нормализовалось и никто по этому поводу ничего не говорил. Ну может быть за спиной, как у нас любят 🙂

В 25 лет картавость не исправить. Поздно. У тебя не получится.

Сколько раз вы слышали это? Я думаю много. Но то, что вы делаете, зависит от вас. Если вы хотите чего-то добиться или сделать, то рано или поздно придете к цели. Если конечно будете к ней идти. В 2017 году я начал задумываться об исправлении картавости дома, без посещения логопеда (а зря. читайте). Это было примерно в начале апреля.

У моей жены бабушка логопед. И от нее я услышал, что шансов исправить картавость у взрослого человека практически нет. На форумах и на YouTube я слышал тоже самое. Самое забавное, что на YouTube люди говорят, как избавиться от картавости, но при этом сами они не картавили ни разу. 🙂

Я думаю лучший логопед это тот, который сам картавил и сам от картавости избавился. Вот он будет точно «в теме». Но таких логопедов на этой планете не существует. Шутка, конечно.

Немного вводной информации от картавого со стажем.

Картавые люди говорят горлом. Я также говорил. Отсюда совершенно другой звук. Также как для вас непривычен горловой Р, для картавого непривычен Р кончиком языка. Но необязательно картавить на все звуки, как на твердые, так и на мягкие. Я уже говорил об этом выше. С Рь у меня практически не было проблем, как и с Ль.

Но это не значит, что Р дался легко. Эти звуки произносятся совершенно по-разному. Как и Л и Ль. Вот вам кажется, как с Л можно картавить? Легко, попробуйте ее произнести горлом: прижмите корень языка к верхней челюсти и попробуйте сказать Л. Да-да.

Как я исправлял картавость во взрослом возрасте: в 25 лет.

Внимание, я не логопед и я не знаю, всё ли я делал правильно. Мне это помогло и это самое главное!

Если быть более точным, исправлять картавость я начал в апреле, когда мне было еще 24 года.

К этому делу я подошел со всей ответственностью и крайне сильно надоел своей жене, но спасибо ей за терпение.

С чего я начал? Люди, которые картавят во взрослом возрасте, когда думают также картавят. Вот только не нужно обманывать себя и говорить, что это не так. Это так:) Ведь когда мы думаем, мы пытаемся сказать своим голосом что-то про себя. А для человека, который Р не умеет выговаривать, даже представить невозможно, как она звучала бы из его уст.

Апрель 2017: забываем про горловое Р.

Значит первым делом нужно было избавиться от картавости в голове. Это просто психологический момент, на который я потратил целый месяц. Звучит странно и смешно, но это помогло в будущем не путаться между горловой Р и Р произнесенной правильным способом. Хотя первый месяц я все равно путался, но когда я начал говорить с людьми правильно, очень быстро я забыл про горловой Р, примерно за неделю.

Далее я начал пытаться перенастроить артикуляционный аппарат на произношение Р. Я это делал через Ж. Банально дома, при общении произносил вместо слова Гггоссия (Россия), Жоссия, Габота у меня трансформировалась в Жабота и так далее. На это у меня ушло примерно две недели.

Далее я перестал страдать фигней и начал усиленно заниматься. Это было уже ближе к концу мая 2017 года.

Май 2017: пробуем дома поставить изолированный звук Р (не получилось).

Кстати, если вы не картавили и у вас возникает в голове мысль: ну ведь произносить Р так легко! Что здесь сложно? То все нормально. У жены была та же самая мысль. Она очень чисто произносит все звуки русского алфавита, я ее просил открывать рот и пытаться произнести звук Р. Смешно же! Но зато я наглядно видел, как этот звук нужно произносить.

А появляется этот звук из-за вибрации кончика языка о зубы и альвиолы. Я пробовал и так, и так, но со временем язык нашел сам правильную позицию, для произношения Р. Вот вы задумывались об этом? Для меня эта позиция: между резцами и альвиолами. По середине.

Я у нее спрашивал, как ты это делаешь? Ответ конечно же меня убивал: оно само, я даже не могу объяснить.

Забегая вперед скажу — нужно 10005000 часов тренировок мышц языка. Кончик языка должен вибрировать даже от слабого дуновения на него. Только так. Только через боль и тренировки (ага) у меня появился звук Р. Я вращал языком, я кусал его, чистил его щеткой, делал упражнения из интернета и так далее. Плюс нужно помнить про воздушный поток, он должен быть направлен на кончик языка. Ну после 100 занятий у вас это будет на автомате:)

Тяжелая артиллерия.

Июнь 2017: смотрим Youtube, выполняем те же упражнения. К концу июня, я смог произносить Р плохо и изолированно. Не могу вставить Р в слова, ищу логопеда.

Сразу скажу: идите к логопеду. Не по скайпу, не по телефону. Только в живую, только тет-а-тет. Я научился более/менее самостоятельно произносить звук Р изолированно, но я не мог вставлять этот звук в слова. Звучало это следующим образом: идет первая часть слова, потом пауза, потом раскатистая РРРР, потом оставшаяся часть слова:)

Сколько времени я занимался? Около 1-2 часа в день. Звук я поставил себе сам за 1.5 месяца. Почти два месяца я потратил на это. Представляете?

Мне очень сильно помогло вот это старое видео:

На третьей минуте есть упражнение с ватой. Это одно из лучших упражнений, чтобы начать выговаривать звук Р с помощью кончика языка. Суть в том, что вы должны научиться направлять языком поток воздуха на кончик носа, где лежит вата и ее нужно сдуть. Дуть нужно именно на кончик языка, чтобы контролировать воздушный поток.

Далее на пятой минуте есть очень странное, но самое крутое упражнение, чтобы заставить язык вибрировать. Просто посмотрите видео. Это упражнение очень сильно мне помогло и кстати говоря, я делал его себе сам, и с помощью этого упражнения я заставил кончик языка вибрировать, чтобы появился первый настоящий звук Р.

Я делал все упражнения из видео и это заняло полтора месяца. Хотя я знаю человека, который делает эти же упражнения пол года и у него результата нет. А знаете почему? Он их делает 1-2 раза в неделю. Нужно делать каждый день.

Внедрение звука Р в речь у взрослого человека.

Июль, август, сентябрь, октябрь — занятия с логопедом 1-2 раза в неделю + ежедневные занятия дома.

4 месяца — именно столько я потратил, чтобы внедрить звук Р в свою речь. Все это время я занимался только с логопедом. Конечно, было смешно, когда рядом сидят 5-6 летние дети, но что делать?:) Занятие занимало 1 час.

Как проходило занятие у логопеда со взрослым человеком:

Первые 20 минут была разминка. Мы быстро проходили все упражнения из того видео выше. Кстати, последовательность была также примерно такой. При выполнении этих упражнений язык реально становился синим. Далее мы произносили все слова, где просто максимальное количество букв Р. Сначала это были отдельные слова, потом были словосочетания и целые предложения. На последнем месяце это были уже тексты, для полной автоматизации.

Мне намного легче давалось обратное произношение звука Р, к примеру: оР, аР, уР, вместо Ро, Ра, Ру. Тут все индивидуально. Примерно первые два месяца занятий с логопедом, это 40 минут экзекуции со звуком Р. Плюс занятия дома. Мозг начинал забывать горловое произношение, да и после нескольких занятий (примерно 4 занятия), я начал внедрять Р в речь, то есть говорить с людьми правильно. Порой возникали конфузы, из-за раскатистого Р, к примеру РРРРРРРРабота, вместо Работа. Иногда язык путался и на один звук ты картавишь, а на другой уже нет, но это было первые пару недель. 🙂

Я понял одну «фишку», тут как с изучением другого языка или какой-то технологии. Хочешь ее быстро изучить? Сразу внедряй. Знания без практики равны 0, все быстро забывается. Точно также и с произношением. Не начинаете говорить? Деньги и время впустую.

Я не стал бояться произнести что-то неправильно, хотя порой это было смешно. Ведь до этого я также произносил звуки неправильно. Для меня ничего не меняется. Но результат не заставил себя долго ждать.

К октябрю я уже спокойно говорил с людьми и они не переспрашивали меня, когда им что-то становилось непонятно.

РЖ — самое тяжелое для меня.

Произнести слова ржать, жрать, корж, ржаной было сущим адом для меня. Первые два месяца занятий с логопедом я просто не мог нормально произнести звук Ж после звука Р. Хотя с ним у меня проблем не было никогда. Но к концу занятий проблема полностью исчезла. Ну еще бы, если ты два раза в неделю занимаешься с логопедом и каждый день дома. Как может быть иначе?

Читать еще:  Логопед как научить говорить букву л

Самое страшное слово — маРШРутка.

Самое страшное слово для меня было — маршрутка. Это как для иностранца слово здравствуйте, которое сразу отбивает желание изучать русский язык. Все из-за РШР, которое есть в этом слове. У меня это звучало так: марш-рутка. То есть как бы слово делилось на два слова. Конкретно это слово давалось очень тяжело. Я потратил на него пол года, но оно стало нормально звучать. Правда я не тренировал специально это слово, все стало на свои места само.

Что в итоге?

Пол года занятий. Куча потраченного времени и нервов. Это минусы. Теперь плюсы — чистое произношение звука Р. Даже шепотом. Начиная с июля я говорил с людьми правильно, но ходил к логопеду. Это был важный момент и очень правильный для меня.

Я надеюсь, вам понравилась статья и вы на моем опыте сможете спланировать свой план занятий. На все вопросы я отвечаю в комментариях (быстро) и на почту mail@dimsog.ru, что медленнее. Так как я долго занимался самостоятельно и с логопедом, можно хоть самому идти логопедом работать:) Если у вас будут вопросы — спрашивайте!

Кстати, ты про Л говорил. А что с ней?

Я ее произносил неправильно. Вот и все. Как оказалось, кончик языка нужно прижимать к зубам и пытаться произнести звук Л. Я на него потратил 2-3 занятия + пару недель дома для тренировки. Как говорит молодежь: это было вообще изи:)

Но ее мы тренировали точно также как и Р, никаких поблажек. Были слова с Ла, лу, ле. и с Ал, ул, ел.

P.S. когда я картавил, я практически не замечал, что некоторые люди также картавят. Я с ними был на одной волне, сейчас замечаю.

Обращение к родителям.

Уважаемые родители, если ваш ребенок картавит и вы его отправили к логопеду, но после трех занятий вы понимаете, что ничего не улучшается, не говорите ребенку про это. Как вообще такое можно говорить?

Черт, я несколько раз слышал (у логопеда 99% дети) от мам: сын (дочь), скорее всего у тебя ничего не получится. Мы зря ходим. Просто ты не такой как все. Ох, как мне было стыдно тогда за таких «мамаш». По-другому, к сожалению, их не назовешь.

Ребенку 6-7-8 лет, занятия могут и месяц длиться, но результат будет. Вы же не научились говорить на русском языке за неделю? Нет? Ну а от ребенка что хотите? Наверное и дома с ним не занимаетесь, ведь логопед за 500-600 рублей должен сделать чудо! Ах, занятие раз в неделю.

А где можно послушать?

С нового года я решил не только писать на своем сайте, но и некоторые моменты записывать на видео. Послушать можно вот на этом канале:

Постановка звука «Р»: как научить ребенка выговаривать непослушный звук

“Как научить ребенка говорить букву р?” — волнуются мамы, когда слышат привычные “лыба” и “лысь”, а восклицание: “Мама, ты класная!”- приводит в замешательство.

Волноваться не надо. Постановка звука р — методика, которая вполне себе по силам каждому родителю.

Если вы сомневаетесь в том, как правильно научить ребенка говорить букву “р” или не знаете, как научиться говорить букву “р” самому, читайте дальше нашу статью.

Почему ребенок не выговаривает букву “р”

Звук “р” дольше всех звучит некорректно и поэтому относится к труднопроизносимым. Для того, чтобы его осилить, речевой аппарат должен быть хорошо развит. Поэтому до 5-6 лет, пока идет этот процесс, правильная артикуляция звука “р” тоже осваивается постепенно.

Произношение считается неправильным, когда:

  • звук “р” пропускается (рука — _ука, паровоз — па_овоз);
  • замещается доступными для произношения звуками “л”, “г”, “й” (красный — класный, карандаш — кагандаш, дерево — дейево);
  • выговаривается с вибрацией губ и щек либо гортанно.

Ребенок начинает говорить букву “р” к 5-6 годам. Если этого не происходит, то причины могут быть следующие:

  1. Недостаточная длина уздечки. Она не позволяет языку достать до неба перед верхними резцами и произвести вибрирующий звук “р”. В этом случае хорошие результаты дает массаж уздечки, специальные упражнения, иногда же показано оперативное вмешательство.
  2. Слабо развит артикуляционный аппарат. Малоподвижные лицевые мышцы и ленивый язык не могут сладить с трудным звуком. Гримасничанье и кривляние сослужат хорошую службу: улыбайтесь до ушей, складывайте губы трубочкой, показывайте язык своему отражению в зеркале. Активные движения подобного рода развивают органы речи и делают произношение звуков более четким.
  3. Неправильное дыхание. Имеющиеся заболевания дыхательной системы не дают создать мощную струю воздуха для “грозного рррычания”. Сочетание физических и речевых упражнений помогают преодолеть и это препятствие на пути к заветному четкому “р”.

Визит к логопеду позволит выявить причину нарушения и принять меры для ее устранения. И тогда безотлагательно принимайтесь за работу и наверстывайте упущенное время. К слову сказать, речевой гимнастикой можно начинать понемногу заниматься уже с 3 лет, чтобы к 5-6 годам, когда ребенок должен говорить букву “р”, трудности с ее выговариванием обошли вас стороной.

Как поставить звук “р” в домашних условиях

Как научить ребенка выговаривать букву “р” дома? Несмотря на желание быстро поставить звук “р” и научиться говорить ее за 5 минут, только терпение и труд станут тем фундаментом, на котором по кирпичику можно построить четкое звучание речи вашего малыша. А чтобы эти условия соблюсти, не забудьте про эмоциональную составляющую: ваша задача — логопедические упражнения на звук “р” сделать увлекательной игрой и обеспечить всем участникам хорошее настроение.

Итак, упражнения для выговаривания буквы “р” начинайте с разминки:

Далее следует основная часть по постановке звука “р” у детей, в которой можно выделить три этапа:

  • “р”, звучащий автономно;
  • “р” в слогах и в словах;
  • “р” в связной речи.


Ставим звук “р”, используя один из вариантов:

1. Тяните непрерывно “ддддддд” и не отрывайте язык от неба. Когда он завибрирует на сильном выдохе, получится звук “ддд-ррр”. Затем переходите на слоги “дра”, “дро”, “дру” с твердым “р”. Потом — на слова с этими слогами (дрова, дружба, драма) и на звук “тр” (труд, тракт, тропа). Когда эти приемы будут хорошо отработаны, убирайте “д” и “т” и учитесь говорить звук “р” без них: град, брать, кран, баран, город, корова, забор, топор.

Если не получилось произнести “р”, то на этапе непрерывного “д” можно легонько подтолкнуть язычок ребенка в глубь рта, например, палочкой от мороженого, или повибрировать ею же на середине языка. Звук “ддррр” должен получиться! А дальше — уже слоги и слова.

2. Если у ребенка чистый и отчетливый звук “ж”, то научить ребенка произносить букву “р” можно, воспользовавшись этим способом. Жужжите громко, сильно, одновременно отодвигая язык вглубь. Получается короткий звук “р”. Упражняйтесь многократно, затем переходите на слоги и слова, которые начинаются на “жр”, а потом убирайте “ж” и работайте с “р”, как описано выше.

3. Чтобы научиться выговаривать “р”, попросите ребенка произнести “сссс” на выдохе, а затем вдохнуть через рот, прижав язык к небу рядом с верхними зубами. Возникает нужная вибрация и звучит “р”. А далее — тот же алгоритм: этот звук в слогах и в начале, середине, конце слова.

4. Можно сделать постановку “р” от “рь”. Учитывая, что мягкий звук “рь” одноударный, добейтесь его длительной вибрации “рьрьрь” и переводите в звук “ррр”. Затем отрабатывайте оба звука в слогах и словах.

Для того, чтобы поставить звук “р” и закрепить свое достижение, выполняйте упражнения для автоматизации звука: учите и проговаривайте скороговорки, стишки, чистоговорки.

Постановка мягкого звука “рь” делается после того, как закреплено произношение твердого “р”. Упражнениями для проговаривания буквы “р” в этом случае являются чистоговорки с мягким “р”:

Скороговорки отлично помогают поставить мягкий “р” :

Как успехи? Можно отдохнуть)

Упражнения логопеда для буквы “р”

Как научить ребенка говорить букву “р”, если все же выявлены причины ее неправильного звучания?

В случае с недостаточной длиной уздечки будут полезными следующие упражнения:

  • тянемся язычком до носа, стараемся , потому что это задача не из легких; повторяем несколько раз в течение дня;
  • перевоплощаемся в домашнего питомца и пробуем лакать молоко из миски.

Легкий массаж уздечки языка указательным и большим пальцами, небольшое ее потягивание в течение 2-3 минут 2 раза в день тоже дадут положительный эффект, если вы задались целью научить ребенка говорить “р” дома.

Если у ребенка недостаточно развит речевой аппарат, то весьма кстати будут простые упражнения, которые приведут в тонус лицевые мышцы и облегчат произношение трудных звуков:

Легкие и занимательные дыхательные упражнения необходимы для правильного произношения буквы “р”:

Чтобы научить ребенка букве “р” самому, необходимо следовать рекомендациям специалиста и работать над проблемой сообща: некорректно поставленный звук со временем будет сложнее исправить.

Выполняя упражнения на букву “р” для детей, часто используют логопедический зонд для постановки этого звука. Этим инструментом механически воздействуют на язык, отодвигая его или создавая вибрацию, и таким образом корректируют артикуляцию. Им можно обзавестись, посетив ближайшую аптеку, или использовать подручные средства, например, палочку от мороженого.

Постановка звука “р” у взрослых

Логопедические занятия на постановку звука “р” у взрослых включают в себя:

  • технику глубокого дыхания с участием диафрагмы;
  • упражнения, направленные на разработку мышц языка и губ.

Техника дыхания заключается в следующем:

  • вдыхайте через нос, выпячивая живот и наполняя воздухом нижние отделы легких;
  • выдыхайте, сокращая мышцы живота и пропуская мощную струю воздуха через голосовые связки.

Упражнения для выговаривания буквы “р” направлены на то, чтобы “расшевелить” язык: покусывайте его, цокайте, вытягивайте, скручивайте, выполняйте поперечные развороты и круговые движения.

Читать еще:  Как научить ребенка чисто говорить

И, конечно же, скороговорки — их значение трудно переоценить. Ррразучивайте, повторрряйте и хвалите себя за успехи.

Чтобы научиться выговаривать “р” взрослому человеку, потребуется, может быть больше времени, чем ребенку, поэтому важен настрой на результат. А когда есть мотивация, процесс идет гораздо быстрее.

Заключение

Ежедневные занятия с ребенком по работе над буквой “р”, безусловно, увенчаются успехом — даже не сомневайтесь в этом.

Но еще они научат маленького человека верить в себя, справляться с неудачами, чувствовать поддержку близких людей и благодарить, идти к цели и трудиться для ее достижения.

Учим ребенка выговаривать букву «Р»

Красивая речь – непременный атрибут успешного человека. Дефекты дикции, будь то заикание или неверное произношение, приводят к психологическим комплексам. Преодолеть их сложнее, чем обучить малыша говорить правильно. Логопедические проблемы решаются сегодня довольно эффективно. За редким исключением, научить ребенка говорить букву «Р» быстро и правильно можно и без помощи логопеда.

Русский речевой аттракцион

«Р» – самый сложнопроизносимый звук для артикуляции. Встречается он далеко не во всех мировых языках. Например, в английском языке «R» — упрощенный вариант русского, в китайском — он не отличим от «Л».

Для русских характерно раскатистое произношение буквы «Р». Для ее воспроизведения нужен виртуозный речевой аппарат, хорошая языковая вибрация и прочие лингвистические «достижения». Овладеть ими под силу не всем иностранцам. Неудивительно, что наши дети испытывают трудности в произношении буквы «Р».

В наши дни еще встречаются случаи картавости у подростков и взрослых. В 99 % процентах виноваты в этом не они, а родители. Возможно, был упущен тот момент, когда можно быстро научить малыша говорить букву «Р» в домашних условиях. Именно на родителях (бабушках и дедушках) лежит ответственность вовремя распознать первые сигналы неблагополучия и своевременно скорректировать проблему.

В каком возрасте бить тревогу

Общепринятая точка зрения гласит, что большинство букв ребенок должен говорить безошибочно к 4,5-5 годам. Исключение составляют «Л» и «Р». Большинство детей по статистике осваивают их к шести годам.

Время задуматься настает, если малыш не пытается говорить звучное «Р» по достижении пяти лет. В речке у него вместо «рыбы» все еще плавают «лыбы» или даже селедки, в небе летают «шаиики», ворона так и не умеет каРРкать. Возможно, ребенок произносит букву «Р», но не совсем верно.

Специалисты выделяют множество вариантов детского коверканья буквы «Р». Самые распространенные случаи:

  • Буква «Р» пропускается: «ко_ова» вместо «корова».
  • Заменяется другими звуками: «Л», «Ы», «Й». «Класки» вместо «краски».
  • Говорение «Р» не типично для русского произношения.

Последний вариант имеет множество нюансов, разобраться в которых по силу лишь опытному логопеду. Речевыми вариациями «грешат» обычно дети-билингвы, говорящие сразу на двух языках. Такой ребенок может говорить «Р», например, грассируя, как французы. При этом вместо языка вибрирует мягкое небо.

Французский логопед посчитает такое произношение нормой, а русский — речевым дефектом. Если ребенок растет в русскоговорящей среде, нестандартный «Р» желательно привести к общепринятой норме.

Без помощи логопеда все-таки не обойтись

Поскольку речь пойдет о том, как научить маленького ребенка говорить букву «Р» дома, стоит напомнить о необходимости предварительной консультации у грамотного логопеда. Иначе, даже если родители полны энтузиазма и решительно настроены на самостоятельные упражнения, их усилия могут оказаться напрасны.

Первичный визит к специалисту нужен, чтобы исключить индивидуальные особенности, мешающие приручить коварную «Р». Речь идет о подъязычной связке, которую в народе называют «уздечкой». Из-за ее неразвитости язычок ребенка не касается верхнего нёба, что мешает научить его правильно произносить звуки.

Определить анатомические нарушения по силу только врачу. Как правило, «уздечка» разрабатывается логопедическими упражнениями и массажем. В отдельных случаях связку, мешающую формированию речи, следует подрезать. Чтобы разрешить дилемму о необходимости вмешательства хирурга, требуется авторитетное мнение логопеда.

Родители, не переживайте. У подавляющего большинства детей врачи прибегают к разработке «уздечки» традиционными методиками. «Снять узду» с буквы «Р» поможет специальная артикуляционная гимнастика. Как научить этому в домашних условиях, мы расскажем далее.

На что обратить внимание

Если логопед исключил необходимость подрезания «уздечки», остается еще несколько причин отсутствия звука «Р» в детской речи:

Вялая артикуляция

Для улучшения дикции следует заниматься не только упражнениями на развитие «Р», но и научить ребенка. строить гримасы!

Стимулируйте у него выразительную мимику и активные «движения ртом». В процессе игры попросите сложить язык лодочкой (дети это занятие обожают!); дотронуться языком до кончика носа; растянуть губы, широко улыбаясь как чеширский кот. Подобные забавные манипуляции отлично развивают подвижность речевого аппарата.

Плохой фонематический слух

У такого ребенка не получается правильное звукообразование, так как он нечетко улавливает речь взрослых на слух. Об этом свидетельствует путаница звонких и глухих звуков, мягких и твердых согласных («любовь-любоф», «дверь-тверь», «балка-палка»). Развить фонематический слух поможет игра-упражнение «Шутки-минутки». Читайте «неправильные» детские стишки, а ребенка попросите найти и исправить нелепицу. Например: «Кот ныряет глубоко, кит лакает молоко».

Проблемы с речевым дыханием

Характерный симптом – долго непроходящий насморк, вызванный аденоидами, искривлением носовой перегородки, аллергическими проявлениями. В этой ситуации необходимо бороться с первопричиной нарушения дыхания.

Наследственность

Доказано, что несовершенное произношение буквы «Р» может иметь наследственный характер. В таких семьях проблема усугубляется тем, что ребенок копирует неправильную родительскую речь.

После выяснения истинных истоков дефектов речи переходите к прицельной коррекции, чтобы своевременно научить ребенка говорить «Р». Помимо особой терапии для конкретных нарушений, существует общепринятый набор ежедневных упражнений. Как минимум они потребуют полчаса вашего времени несколько раз в неделю, а лучше ежедневно.

Приступаем к тренировкам

Попросите ребенка «порычать». Например, как тигр. Затем произнести простые и понятные слова: «трава, королева, рядом, ворона». В зависимости от результата проверки, постановка «Р» проходит в три последовательные стадии.

  1. Если малышу не удается произнести одиночный звук, то в первую очередь нужно отработать именно этот момент. Научите его имитировать рычание волка (рррр), мурчание котенка (мррр) или гудение трактора (тррр).
  2. Если изолированное произношение не вызывает труда, поупражняйтесь в слогах: ре-ро-ра-ри, а затем в словах. Произносите их медленно и четко, нараспев и просите повторить.
  3. Заключительный, наиболее сложный этап — тренировка звука в скороговорках, предложениях.

Важно помнить! Нередко вечно спешащие родители поступают строго наоборот. Нависнув над неуверенным ребенком, заставляют его тараторить архитрудные скороговорки, которые и сами произносят с ошибками. Научить говорить таким образом невозможно. Малыш испугается, закроется и откажется тренироваться наотрез.

Залог успеха: теРРпение и тРРуд все пеРРетРРут

Единственно верный способ — от легкого к сложному. Задача детской логопедии – не одномоментная коррекция, а постепенное укрепление артикуляционного аппарата. Не требуйте от ребенка стремительных результатов, поверьте, ему и самому хочется побыстрее освоить премудрость.

Поставьте себя на место малыша. Если взрослым языковые пируэты даются без труда, то для ребенка – это упорная работа и определенный дискомфорт. Добавьте к занятиям немного юмора, игры, материальных поощрений. Расскажите, что вас самого бабушка научила говорить «Р» только благодаря таким упражнениям. Ни в коем случае не передразнивайте и не смейтесь над неумелыми попытками юного лингвиста.

Разминка

Занятия начинаются с подготовки — разогревания артикуляционного аппарата. Все упражнения повторяем по 10-12 раз. Вначале родители показывают ребенку, как правильно делать упражнение. Это поможет быстрее научить малыша правильной технике.

«Прятки»

Слегка приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу, затем спрятать за верхний ряд зубов.

«Художник»

Дотронуться язычком до нёба и, словно кистью, поглаживать его вперед-назад.

«Маятник»

Высунуть язык и поводить им в разные стороны: влево-вправо и обратно.

«Чистим зубы»

Проводим языком по основанию верхнего ряда зубов словно зубной щеткой. Затем по очереди нащупываем язычком каждый зуб.

«Комарик»

Приоткрываем ротик в улыбке, высовываем кончик языка и пытаемся позудеть как комарик «з-з-з». Убираем язычок за передние зубы и продолжаем говорить «з-з-з».

Эти упражнения укрепляют языковые мышцы и разрабатывают «уздечку». Для отработки полноценного звука «Р» применяют специальный логопедический тренинг.

  1. Произносим ритмично «д-д-д», ударяя кончиком языка по верхним зубам изнутри. Затем начинаем выдувать сильную струю воздуха, пытаясь одновременно произнести «Д». Цель – прочувствовать характерную вибрацию языка и зафиксировать ее.
  2. Действенный способ разработать уздечки — цоканье. Прислоняем язык к верхнему нёбу и легко пощелкиваем.

Для дальнейших упражнений нужен специальный шпатель, иногда его называют постановочным зондом. Инструмент для постановки буквы «Р» продается в специальных магазинах для логопедов, аптеках. Современные зонды довольно комфортны и безболезненны, встречаются ароматизированные модели: с запахом клубники, ванили и т. д. Старайтесь пользоваться шпателем уверенно, но аккуратно.

  1. Попросите ребенка открыть рот и пожужжать как пчела. Через несколько секунд нужно осторожно просунуть шпатель под язык и быстро производить вибрирующие движения влево-вправо. Малыш продолжает произносить «жжж» на выдохе.
  2. Попросите малыша сказать «з-з-за», отодвигая язык как можно дальше назад. Просуньте ему под язычок зонд и двигайте им как описано выше. Если все выполнять правильно, послышится четкий звук «Р».

  1. Похвалите ребенка, как быстро он освоил трудную задачу. Постепенно подключайте проговаривание рычащих слогов и скороговорок.
  2. Чистоговорки подбирайте по возрасту. Чем меньше малыш, тем короче и проще должны быть предложения. Разнообразьте репертуар, не мучайте ребенка одной и той же фразой. Повторение должно превращаться не в рутину, а в интересную игру. Хорошо выучить забавный стишок или песенку, где встречается «Р».

Не торопитесь. Отработка звука «Р» у всех происходит индивидуально: от нескольких дней до месяцев. Как говаривал великий Суворов: «Тяжело в ученье – легко в бою!»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector