221madou.ru

Мама и Я
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно научить говорить букву ш

Логопедические упражнения на звук «Ш» для ребенка

Шипящие и свистящие звуки не все малыши могут освоить сразу. С некоторыми особенностями произношения дети даже оканчивают младшую школу, а если оставить эту проблему без внимания, то дефект речи сохранится и у взрослого. Даже 1 звук, произносимый неправильно, может спровоцировать возникновение многих логопедических проблем. Поэтому постановка звука «Ш» является важной задачей.

Обследование произношения звука «Ш»

При обследовании произношения специалист должен выяснить, как произносится проверяемый звук в отдельности, в словах, речи. Для этого могут использоваться изображения, в названия которых входит «Ш». Важно, чтобы он занимал разное положение и сочетался с другими звуками. Маленького ученика просят произнести стихотворение, в которых слова имеют «Ш».

Если ребенок нечетко произносит изолированный «Ш» — нужно вначале поставить этот звук, а потом закреплять его произношение в речи. Если же ребенок правильно произносит отдельный звук, а дефект наблюдается только в словах, нужно поработать над его закреплением в речи.

Правила проверки в домашних условиях:

  1. Ребенок в спокойном состоянии, повторяет нужные слова за одним из родителей. При форсированном произнесении звук часто искажается.
  2. Ребенок не один раз произносит нужный звук. Иногда дети даже при наличии дефекта могут имитировать правильное звучание и нарушение удается заметить не сразу. Услышать дефектное выговаривание проще в словах, где «Ш» произносится вместе с другими согласными. Для проверки ребенку следует выговорить такие слова: каштан, кашне, пунш, мундштук.

У одних детей проблему можно победить на первых занятиях, у других с дефектом борются поэтапно в течение некоторого времени, подбирая соответствующие задания и приемы.

Возможные отклонения

Во время обследования можно выявить, что звук «Ш» произносится некорректно. Несмотря на то что этот звук считается глухим, произносить его нужно четко и чисто.

  1. Ребенок слишком выставляет язык между зубов, в результате чего получается шепелявый звук.
  2. Сигматизм у «Ш» появляется при сильном напряжении глубокой части языка. Тогда «Ш» заменяется на «Х».
  3. При боковом сигматизме получается «хлопок».
  4. Призубный парасигматизм — язык упирается в верхние резцы. Вместо «Ш» получается «Т».
  5. При губно-зубном парасигматизме «Ш» звучит, как «Ф».
  6. Вместо «Ш» звучит «С», это свистящий парасигматизм.

Важно рассказать ребенку, как правильно должны располагаться речевые органы. Занятия должны сопровождаться наглядными аналогиями и демонстрациями.

Что делать, чтобы научиться выговаривать «Ш»

Правильное произношение звука [ш] возможно в таком случае: зубы максимально сближены, резцы находятся друг над другом, а округленные губы выдвинуты вперед, язык имеет форму «ковша».

Методические рекомендации для родителей

Иногда родители не обращаются к логопеду по разным причинам. Кто-то из-за финансовых затруднений, другие в соответствии с убеждениями. При этом родители должны знать, как научить ребенка говорить букву «Ш».

Разминка для языка и губ

Самые эффективный и легко выполнимый способ справиться с невыговариванием звуков — артикуляционная гимнастика.

Она включает следующие упражнения:

  1. «Согреем ладошки».
    Его цель — научиться выпускать сильную струю воздуха. Ребенку нужно округленными губами равномерными порциями выдыхать воздух, не надувая щеки.
  2. Непослушный язычок.
    Упражнение способствует расслаблению языковых мышц. С размещенным на нижней губе языком произносится по счету от 1 до 10 слог «пя-пя-пя», края языка вверх не поднимаются.
  3. Приклей конфетку.
    Результатом такой тренировки должны стать укрепленные языковые мышцы и отработанный подъем языка наверх. Кончик языка располагается на нижней губе, на край кладется небольшой кусочек ириски, который нужно приклеить к небу. Челюсть должна оставаться неподвижной, работает только язык.
  4. Качели.
    Кончиком языка касаются то верхних, то нижних зубов.
  5. Лошадка.
    Поцокать, как лошадь.
  6. Блинчик.
    Расслабленный язык разместить на нижней губе.
  7. Кошечка.
    Ребенку нужно дотянуться языком до носа.
  8. Фокус.
    Нужно, улыбаясь, приоткрыть рот и разместить край языка на верхней губе так, чтобы образовался желоб по центру, теперь нужно сдуть вату, которая лежит на носу.

После разминки и отработки этих упражнений можно приступать к непосредственной постановке звука.

Упражнения для основного этапа

Базовым упражнением для артикуляции «Ш» можно использовать выговаривание «Р» перед зеркалом шепотом. В это время нужно остановить вибрацию языка с помощью шпателя.

Выполнив упражнение открытым ртом, можно переходить к произнесению полученного звука, стиснув зубы. Нормального звучания «Ш» достигают, округлив губы.

В качестве базового еще используется «Т», который произносится перед зеркалом. После чего артикуляция воспроизводится полуоткрытом ртом, при этом передний край языка должен касаться не зубов, а зубных лунок. После чего произносится «Т» у лунок с придыханием.

Постановка и последующая автоматизация звука

Выполняя упражнения, вырабатывают правильную артикуляцию «Ш». Но навык — процесс механический, который требует времени для отработки и закрепления. Ребенок может научиться выговаривать «Ш» уже на первых уроках, а на последующих занятиях произношение превращается в шепелявое и свистящее.

Автоматизировать звук помогут речевые игры, скороговорки на «Ш»:

  1. Не найду ушки у нашей лягушки.
  2. Шла Маша по шоссе и сосала сушки.

Можно придумать любимой игрушке интересное прозвище с употреблением «Ш». Например, «Волчишко-хвостишко».

Помогут отработать речь детские стишки.

Можно попросить ребенка придумать уменьшительно ласкательное слово. Например: зима — зимушка, пятно — пятнышко, хозяйка — хозяюшка, дядя — дядюшка, дед — дедушка.

Почему не шипит буква «Ш»

Причины неправильного произношения могут быть следующими:

  1. Физиологические: неправильный прикус, большой язык, высокое небо. Кроме того, качество произносимого звука зависит от развитости речевого аппарата.
  2. Длительное использовании соски. Этот предмет портит прикус, что приводит к искаженному выговариванию свистящих и шипящих.
  3. «Сюсюканье» с ребенком. Повторяя за старшими, дети коверкают речь.
  4. Повторение некорректного произношения за взрослыми, у которых есть дефекты речи.
  5. Плохо развиты память, мышление и внимание.
  6. Нарушение речевого слуха (в некоторых случаях может развиваться дислексия).

Если после домашних занятий ребенок так и не выговаривает букву «Ш», стоит обратиться к логопеду.

Когда надо обратиться к логопеду

Искажение и замена звуков у трехлетних детей не считается отклонением. Но если в 2 года у ребенка отсутствует речь, то стоит пойти на консультацию к специалисту. Только к 5 годам заканчивается формирование фонетического ряда. Постановка «Ш» происходит между третьим и пятым годами жизни.

Нарушение произношения «Ш» исправимо и часто устраняется сравнительно легко. Главное, чтобы занятия были регулярными и систематичными. Важно, чтобы сам маленький ученик имел желание исправить речь и правильно выговаривать «Ш».

Ребенок и родители должны проявить во время уроков терпение и настойчивость. Если результаты будут невелики, то стоит обратиться к логопеду. Специалист может поставить «Ш» от опорного звука с механической помощью, при помощи зонда или шпателя.

Постановка звука Ш: как научить ребенка выговаривать букву правильно?

У многих детей возникают сложности с произношением шипящих звуков. Это объясняется разными причинами.

При наличии таких проблем следует обращаться к логопеду.

Дома родители могут проводить с малышом специальные занятия. Важно знать, как научить ребенка говорить букву Ш.

Проверка правильности произношения

Проверить правильность произношения звуков ребенком, родители могут самостоятельно. Для этого существуют разные тесты. Можно использовать ту же методику, при помощи которой логопеды оценивают речь малыша на первом приеме: попросить выговаривать слова или слоги, содержащие шипящие звуки (например, шум, школа, пришел, шмель).

Читать еще:  Как научить ребенка хорошо разговаривать

Для правильного произношения Ш язык должен быть похож на ковшик, располагаться в центре ротовой полости, не выпирать вперед. Важно, чтобы кончик был направлен кверху.

Проверка должна проводиться поэтапно:

  • первый этап – общая проверка. Нужно попросить ребенка произнести пару легких предложений, в которых будут слова с буквой (например, «зимой следует носить шарф», «кошка поймала мышку»). Далее требуется перейти к произношению отдельных слов (опушка, шапка, хорошо, каша);
  • второй этап – проверка звука Ш изолированно. Уделяется внимание слогам. Необходимо попросить малыша произнести «ОШ», «ША», «ОШО», «УШУ». Это позволит выяснить, насколько хорошо ребенку дается произношение звука. Бывает, что при такой проверке обнаруживаются проблемы с гласными звуками. Поэтому рекомендуется разнообразить слоги;
  • третий этап – проверка в отдельных слогах с глухими и звонкими согласными.

Почему возникают проблемы с выговариванием шипящих звуков?

Есть разные причины неправильного произношения. Чаще всего проблема вызвана слабостью мышц языка – орган вместо того, чтобы подниматься вверх при выговаривании слов с буквой Ш, лежит на дне рта.

Распространенные проблемы с произношением шипящих звуков:

  • замена Ш на Т или отсутствие шипящего звука в речи. К примеру, вместо слова «шепот» ребенок говорит «тепот», а вместо «мишка» – «мика». Это может быть спровоцировано нарушением фонематического слуха, ранним возрастом;
  • замена Ш на Ф. Например, малыш вместо «шишка» говорит «фифка». Это нарушение называется губно-зубным сигматизмом. Проблема заключается в укороченной подъязычной уздечки, слишком активной работе губ, нарушении фонематического восприятия;
  • замена Ш на С. Например, ребенок говорит не «школа», а «скола». Эта проблема носит название свистящего сигматизма. Ее вызывает нарушение фонематического восприятия;
  • шепелявость. Возникает, если язык не повторяет форму ковшика, просовывается между нижними и верхними резцами, образуя щель. Воздушная струя рассеянная и слабая при произношении шипящих звуков;
  • вместо Ш слышится хлюпающий звук. Такая проблема называется боковой сигматизм. В этом случае один из углов губ немного оттянут либо опущен. Иногда у ребенка присутствует легкое смещение нижней челюсти вправо либо влево. При этом воздушная струя при произнесении звука Ш выходит по краям языка либо идет вбок;
  • вместо Ш слышится храп. Это нарушение называется носовой сигматизм. При наличии такой проблемы органы речи занимают нейтральное положение, язык оттянут вглубь рта, его задняя часть поднята и соединяется с мягким небом, а края опущены. Воздушная струя проходит через полость носа. Это случается при излишнем напряжении задней части языка.

Обучение малыша правильному выговариванию

Родители, чьи дети неверно произносят шипящие звуки, интересуются тем, как научить ребенка выговаривать букву Ш в домашних условиях. Логопедами разработаны упражнения, которые помогают справиться с такой проблемой.

Занятие состоит из двух этапов: разминка и постановка звука. Чтобы артикуляционная гимнастика дала скорый положительный результат, требуется выполнять ее ежедневно по 5-10 минут.

Необходимо проявлять старание и настойчивость, хвалить малыша за успехи, поощрять его выполнять упражнения.

Разминка

Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.

Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:

  • язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
  • сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
  • выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
  • сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
  • поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
  • сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
  • плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
  • челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
  • облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.

Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.

Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:

  • дуть на перышки, свечи, вертушки;
  • пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
  • распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
  • на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.

Постановка звука

Выполнив дыхательную и артикуляционную гимнастику, можно приступать к постановке шипящих звуков. Существуют разные упражнения, которые ориентируют ребенка на правильное произношение слов с буквой Ш.

Эффективный комплекс для борьбы с нарушением речи:

  • свободный полет. Сделать из языка чашечку и постараться высунуть ее изо рта. На нос необходимо положить небольшой кусочек ватки. На выдохе воздух будет отталкиваться от стенки языковой чашечки и подниматься вверх, убирая ватку. Это упражнение очень простое и действенное. Его особенно рекомендовано выполнять детям с шепелявостью;
  • движущаяся чашка. Языком сформировать чашечку и начать ею двигать: поднимать и опускать края;
  • пирожок. Открыть рот и расположить язык на нижней губе. Приподнять боковые стенки языка так, чтобы образовывалась впадина по центральной оси. Задержаться на 5-10 секунд. Упражнение направлено на укрепление мускулатуры языка, делает более подвижными боковые его стенки;
  • корабль в море. Сложить язык в форме чашечки, поднять его и задержать на 1-3 секунды, затем опустить и зафиксировать в таком положении на короткое время;
  • улыбка. Открыть рот и широко улыбнуться. Вытянуть язык вперед, кончик положив на нижнюю губу, а боковыми стенками касаясь уголков рта. Задержаться в таком положении на несколько секунд. Упражнение хорошо расслабляет язык. Оно помогает в постановке не только звука Ш, но и Ж;
  • качели. Открыть рот и улыбнуться. Язык должен быть расслабленным, лежать плоско и широко. Выполнять попеременно следующие движения языком: потянуться к потолку, в стороны, к верхней и нижней губе, коснуться резцов, залезть между зубами и губой, дотронуться кончиком до альвеол;
  • маляр. Приоткрыть рот, слегка улыбнуться, расслабить губы и зафиксироваться в таком положении. Представить, что кончик языка – это кисть маляра, а небо – стена, которую нужно раскрасить. Языком необходимо двигать от гортани к зубам и обратно, не выводя его за пределы ротовой полости. Упражнение помогает усилить контроль языка.

Для произношения сложных звуков важна не только постановка, но и автоматизация. Поэтому когда ребенок научится произносить Ш, нужно будет перейти к закрепляющим упражнениям.

Видео по теме

Как научить ребенка произносить звук Ш в домашних условиях:

Таким образом, у некоторых детей возникают сложности с произношением шипящих звуков, в частности Ш. Это может быть обусловлено неправильным строением органов артикуляции, слабостью мышц языка.

Для того чтобы научить ребенка произносить слова с буквами Ш, необходимо ежедневно выполнять с ним специальные упражнения. С особенностями и техникой проведения занятий можно ознакомиться, посмотрев обучающее видео в интернете.

Читать еще:  Как научить ребенка говорить р видео

Как самостоятельно научить ребенка выговаривать букву Ш?

Чаще всего, сетуя о неправильном произношении, родители говорят о неумении своего чада произносить ту или иную букву. На самом деле речь должна идти о произношении звука, ведь буква – это лишь графическое изображение произносимых звуков. Но в любом случае налицо логопедическая проблема, которую нужно исправить. Довольно часто дети не выговаривают сложные звуки, к числу которых относится [ш]. Тем не менее, научить своего ребенка правильно говорить трудную букву Ш может практически любой родитель.

Дефекты произношения

Неверное воспроизведение шипящих звуков, в том числе [ш], может быть вызвано разными отклонениями в артикуляции, поэтому звук может искажаться в ту или иную сторону.

Существует две разновидности речевых дефектов: сигматизм и парасигматизм.

При сигматизме сам [ш] произносится с дефектом, при парасигматизме – заменяется другими звуками.

Сигматизм при произношении [ш]:

  • при межзубном произношении язык находится между зубами, звук получается шепелявым;
  • при носовом сигматизме [ш] становится похож на [х], поскольку воздух при произношении подается «носом»;
  • при боковом асигматизме правая или левая боковая поверхность языка «западает», [ш] получается «хлюпающим».

Парасигматизм при воспроизведении звука [ш]:

  • губно-зубной парасигматизм характеризуется заменой [ш] на [ф];
  • призубный парасигматизм приводит к воспроизведению вместо [ш] звука [т];
  • свистящий парасигматизм дает замену [ш] на [с].

Во всех этих случаях налицо нарушения артикуляции, когда язык, губы и зубы занимают неверные позиции при произношении. Поэтому задача родителей во время игровых занятий исправить эти ошибки ребенка.

Иногда звук [ш] полностью отсутствует в речи малыша – он просто пропускается (шапка – «апка», паштет – «патет»). При этом нужно «с нуля» учить ребенка правильной артикуляции.

Причины неправильной артикуляции

Основная причина проблем с буквой Ш, как и при произнесении многих других звуков, это различные физиологические особенности органов артикуляции:

  • неправильный прикус (в том числе из-за долгого и активного сосания соски);
  • высокое нёбо;
  • неверное положение зубов;
  • короткая или неэластичная подъязычная уздечка
  • слишком крупный язык и др.

Однако нередки случаи, когда искажение произношения у детей вызвано другими факторами.

  • «Сюсюкание» родителей. Слишком утрированные родительские «нежности» приводят к тому, что ребенок слышит и воспроизводит такое же сюсюкание.
  • Дефекты речи родителей. Если мама или папа сами произносят звук с дефектом, малыш берет с них пример.
  • Отставание в психоречевом развитии. Часто оно сопровождается и физическим отставанием. Причин тут может быть много, а коррекция при этом самая сложная, зачастую требующая медикаментозного лечения.
  • Завышенные требования. Случается, что родители донимают своих детей требованием «скажи – шуба», при этом не объясняя им, как правильно расположить зубы или язык. А те могут сами этого просто не понимать.
  • Нарушение физиологического или фонематического слуха. В первом случае дети просто плохо слышат, во втором затрудняются дифференцировать шипящие или другие звуки в речи. Это осложняет и их правильное произношение. Коррекция здесь тоже будет достаточно сложной – для начала нужно научить малыша (конечно же, в игровой форме) распознавать проблемную фонему в речи. И только после этого – заниматься артикуляцией.

Учимся «шипеть»

Чтобы научить ребенка выговаривать букву Ш правильно, для начала нужно подготовить его артикуляционный аппарат – то есть помочь освоить нужное положение губ, языка, зубов, научить правильной подаче воздуха. Этому помогут следующие игры-упражнения, успешно применяющиеся в логопедии:

Подробно выполнение этих упражнений описано в этой статье.

Звучание [ш] более всего напоминает шипение змеи. Поэтому в процессе занятий не акцентируйте внимание малыша на произношении фонемы, а объясните ему, что он учится шипеть, как змейка. Для визуализации этого упражнения используйте простые картинки с изображением змеи. Пусть ребенок проведет пальчиком от хвоста до головы змеи на картинке и в это время шипит. Попросите его помочь змейке спеть ее шипящую песенку: «Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш».

Так вы снимете психологическое напряжение: ребенок не осваивает чего-то обязательного и трудного, а просто играет с вами. Он не будет напрягаться и «лезть из кожи», чтобы вам понравился результат. В итоге говорить упрямую букву он научится гораздо быстрее.

Для правильной постановки выдоха можно воспользоваться следующей игрой. На кончик носа малышу кладется маленький, легкий кусочек ватки. Улыбнувшись, ребенок кладет свой широкий язычок так, чтобы накрыть им верхнюю губу. При этом боковые края его прижимаются сверху к коренным зубам, а посередине его должна остаться щелочка. Если малыш подует в таком положении на ватку, она поднимется вверх. Собственно, так нужно выдыхать и при произнесении шипящих, только язык будет располагаться за зубами.

Если у дошкольника нарушен фонематический слух, и он, например, не различает в речи [ж] и [ш], нужно выработать навык дифференцирования этих звуков. Здесь подойдут речевые игры, где малыш должен подать знак, что он услышал звук [ш] или [ж] (хлопнул, топнул, поднял руку). Слова нужно подбирать так, чтобы нужный звук занимал разные позиции: в начале, середине, конце слова. Ребенок хлопает, услышав звук [ш], и, скажем, топает, услышав [ж].

Можно просить малыша назвать разные предметы, «содержащие» букву Ш, – это могут быть игрушки, одежда, инструменты и т. д.

Пусть называет уменьшительно-ласкательные формы слов, в которых появляется звук [ш]. Взрослый называет слово – малыш его преобразует («солнце – солнышко», «зима – зимушка», «хозяйка – хозяюшка»).

Как поставить звук?

После таких игр можно заняться постановкой звука [ш]. В логопедии упражнения для постановки шипящего звука сводятся к «перестановке» языка в нужную позицию при произношении звуков [т] или [с] (иногда – звука [р], но этот процесс сложнее, так как нужно будет остановить вибрацию языка).

Для этого можно воспользоваться обычной чайной ложкой:

  1. просим свое чадо произнести долгий [с];
  2. в это время черенком ложечки постепенно задвигаем язык за зубы и придаем ему форму чашечки;
  3. когда он займет нужное положение, [с] превратится в [ш];
  4. просим малыша запомнить, где и как расположен его язычок.

То же самое можно проделать при произношении долгого звука «Т-с-с-с».

Теперь пусть малыш повторит следующие упражнения:

  • пошипит, как змея;
  • как шина или воздушный шарик, из которых выходит воздух;
  • как листва деревьев на ветру;
  • как сердитая кошечка;
  • как осенние листья под ногами;
  • как мышка, которая скребется в норке.

При этом показывайте ребенку картинки, которые помогут ребенку настроиться на выполнение упражнения.





Для закрепления полученного звука важно как можно чаще провоцировать детей произносить слова, которые его содержат. Лучше всего для этих целей подходят скороговорки или чистоговорки. В них нужные звуки находятся в разном положении, детям придется произносить звук [ш], стоящий в начале слова, в середине, в конце.

Так с помощью игры закрепляется полученный навык. Если случайно произношение фонемы снова искажается, нужно вернуться к упражнениям со звуками [с] или [тс].

Для автоматизации звука самым простым упражнением является произнесение ребенком поочередно слоги «Ш» и разными гласными буквами. Пусть ребенок «Прыгает» пальчиком по кочкам и произносит слоги.

Читать еще:  Как научить младенца говорить


Шипящие звуки – одни из самых упрямых для освоения. Поэтому если в 5 лет ребенок не освоил их даже при помощи всех изложенных упражнений, нужно проконсультироваться с логопедом. Иначе проблема может дорасти до психологического комплекса и стать причиной плохой успеваемости.

Как научить ребенка говорить шипящие звуки “ш” и “ж” правильно

Нарушение произношения звука [ш] — второй по распространенности дефект в речи дошкольников. Обычно он «встает» в правильную позицию без посторонней помощи к 5-ти годам. В ином случае, чтобы предотвратить дальнейшее шепелявое произношение, необходимо обратиться за помощью к логопеду.

Шипящие в речи ребенка

К шипящим относятся — [ш], [ж], [ч`], [щ`]. Формирование их правильного произношения происходит между третьим и пятым годом жизни малыша.

Неправильное произношение «Ш»: виды, причины

Искажение или полное отсутствие в речи ребенка шипящих называется сигматизмом. В зависимости от вида неправильной постановки, выделяется 4 вида сигматизма:

  • Парасигматизм — устойчивая замена [ш] другим звуком. Губно-зубной — зубной — замена [ш] на [ф]. Призубной — замена [ш] на [т]. Шипящий — замена [ш] на [щ]. Свистящий — замена [ш] на [с] или [з]. Происходит при неправильном прикусе или нарушенном фонематическом слухе. Пример: шапка — тапка.
  • Сигматизм межзубный — тот самый «шепелявый» звук. Происходит из-за укороченной уздечки или узкого мягкого неба.

Занятие со специалистом

  • Сигматизм боковой — звук [ш] звучит не твердо, как должен, а хлюпающе, как будто малыш набрал в рот воды. Наблюдается из-за бокового открытого прикуса или слабых языковых мышц.
  • Сигматизм носовой — у дошкольника сильно напрягается задняя спинка языка, и [ш] получается произнести с носовым «отзвуком».

Прежде чем разбираться, как научить ребенка выговаривать букву ш, следует понять причины нарушения. Часто обычный визит к ортодонту, в процессе которого происходит коррекция прикуса или верхнего неба, заканчивается долгожданным «шипением» малыша. В ином случае появляется необходимость вырабатывать правильный артикуляционный уклад на логопедических занятиях.

Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих

Прежде чем требовать от малыша выговорить шипящий звук, необходимо провести подготовительную артикуляционную гимнастику. Время ее проведения — не более 10 минут. Несмотря на быстрый темп (чтобы дошкольник не заскучал), ребенок должен выполнять каждое упражнение тщательно, т. к. от гимнастики напрямую зависит, как быстро получится научить ребенка говорить звук [ш].

Основные задания в артикуляционной гимнастике:

  • Заборчик — широкая улыбка с зубами.
  • Трубочка — губы собираются в трубочку, между губами небольшой просвет.
  • Чередование заборчик — трубочка.
  • Бегемот — широко открыть рот и подержать некоторое время.
  • Лопатка — широкий распластанный язык положить на нижнюю губу. Можно «прикусывать» языком, чтобы сделать его шире.
  • Домашнее варенье — облизать кончиком языка верхнюю, а затем нижнюю губу.
  • Кисточка — кончиком языка поводить по мягкому небу — от горла к зубам и обратно.

Задания на определение позиции звука в слове

В начале занятия можно также заниматься развитием фонематического слуха — определять положение звука в слове. Для этого понадобится богатый речевой и предметный материал.

  • Ребенку предлагается хлопнуть, если он услышит «песенку змеи (звук [ш])». При этом произносятся слова, содержащие нужный звук, либо не содержащие. Не стоит произносить слова с другими шипящими или смешиваемыми свистящими звуками.
  • Малышу выдается небольшая табличка с 3-мя окошечками, обозначающими начало, середину и конец слова. А также фишку (кубик/нарисованный звук). Педагог говорит условие: «Я буду называть слово, а ты положи фишку туда, где находится звук [ш]».

Гимнастика для четкого произношения

Чтобы верно произносить шипящие звуки, в логопедии в комплексе используется артикуляционная и дыхательная гимнастика. При этом обязательно следует помнить о правильном положении органов артикуляции: губ и языка.

Дополнительная информация! Дыхательная гимнастика направлена на развитие плавного выдоха. Чтобы приучить малыша выполнять дыхательные упражнения, нужно изготовить яркий и интересный дидактический материал. Например, цветок с сидящей на нем бабочкой, которую по условию задания нужно сдуть.

Методические основы для родителей

Важно знать правильное положение языка и губ при произнесении звука, чтобы проработать упражнения дома.

  • Губы в положении «трубочка»;
  • Язык широкий, кончик приподнят кверху;
  • Боковые части языка соприкасаются с зубами верхней челюсти;
  • Между небом и языком образуется небольшая щель в районе верхних резцов.

«Домашняя» логопедия звук [ш]

Чтобы учить малыша правильно произносить [ш] в домашних условиях нужно изучить несколько основных способов постановки:

  • механический;
  • от схожего по звучанию звука.

Механическая постановка

При данном способе малышу не нужно самостоятельно искать правильное положение звука — за него это делает взрослый, при помощи специальных логопедических инструментов (шпатель, зонд). Если необходимо залезть в рот дошкольнику рукой — она должна быть чистой.

Процесс механической постановки

Постановка через звук [р]

Как научиться говорить букву Ш через звук [р]? Казалось бы, неправильное произношение [р] — самый сложный и наиболее часто встречающийся дефект в речи. Однако многие дети умеют правильно проговаривать [р], но совершенно не понимают, как нужно располагать язык в полости рта, чтобы правильно свистеть и шипеть. По этой причине постановка звука должна происходить через твердый [р], а не смежные свистящие.

Дошкольник должен сидеть перед зеркалом, и произносить [р], постепенно ослабляя напор воздуха. Звук должен произноситься до тех пор, пока полностью не исчезнет вибрация. После этого станет слышно легкое шипение и [ш] зазвучит без вспомогательного [р].

Логопедические упражнения по произношению звука [ш]

Чтобы закрепить поставленный [ш] в речи малыша, необходимо как можно больше разговаривать отдельным звуком — шипеть в процессе игры. Для этого дошкольнику предлагаются различные упражнения:

  • провести змейку по дорожке, и при этом шипеть;
  • «досказать» словечко, например— малы ..(ш), каранда ..(ш) и т. д.

Автоматизация шипящих Ж и Ш в связной речи (пословицы, стихи, скороговорки)

После того, как поставленный звук будет автоматизирован в изолированном положении, слогах (прямых, обратных и со стечением) и словосочетаниях — его можно внедрять в связную речь.

Дополнительная информация! Следует помнить, что в бурном потоке мыслей, малыш не следит за своей речью. В результате, после длительных мучений по постановке звука, ребенок все равно «съедает» его. По этой причине стоит наблюдать и контролировать речь дошкольника не только на занятии, но и в повседневной жизни.

Пословицы, стихи и скороговорки должны быть насыщены изучаемым [ш]. В данном виде автоматизации уже можно смешивать свистящие и шипящие.

  • «Шла Саша по шоссе и сосала сушки».
  • «Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон!»
  • «У всякой пташки свои замашки».
  • «Знай кошка свое лукошко».

«На лугу поспела кашка.
Кашку ест корова Машка
Машке нравится обед —
Ничего вкуснее нет.»

Домашнее логопедическое занятие с дошкольником

Звук [ш] — один из самых распространенных нарушаемых в речи дошкольников. Поставить его, выполняя необходимую артикуляционную и дыхательную гимнастику совсем несложно. После успешной постановки звука, важно следить за автоматизацией его в изолированном виде и связной речи.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector