221madou.ru

Мама и Я
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Логопед научить ребенка говорить

Как научить ребенка говорить Р: советы логопеда

Как научить ребенка говорить Р? Этот вопрос терзает каждую маму, которая слышит от своего малыша картавое «лыба» вместо четкого «рыба». Именно звук Р занимает лидирующие позиции среди нарушений устной речи.

gorod-druzey.ru

По негласной статистике слово «логопед» у большинства родителей ассоциируется с неправильным произношением звука Р, и это правомерно. Если, несмотря на усилия родственников, к пяти годам долгожданное «рычание» не появилось, пора браться за дело серьезно.

Но прежде чем бить тревогу, разберемся, как научить детей говорить букву Р самостоятельно.

Чтобы не смущать ребенка терминологией, которой ему хватит с лихвой в школе, можно пока остановиться на более привычном для малышей слове «буква Р». Хотя вы же точно знаете, что букву мы видим и пишем, а звук — слышим и говорим.

Почему дети неправильно выговаривают Р?

  • Обратите внимание на речь людей, с которыми контактирует ваш ребенок.

Возможно, малыш подражает неправильному произношению.

  • Укороченная уздечка или подъязычная связка.

Если вы не связаны с медициной, обратитесь за консультацией к специалистам, которые подскажут методы коррекции.


tonguetie.net

В несложных случаях уздечку можно растянуть при помощи артикуляционных упражнений. Процесс трудоемкий и длительный. Возможно, вам порекомендуют подрезать укороченную связку. Процедура неприятная, но безопасная.

  • Наличие аденоидов и другие физиологические проблемы.
  • Нарушения со стороны фонематического слуха.

Возможно, малыш просто не дифференцирует злосчастный звук среди других. Поиграйте в игру: «Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь Р».

Как научить ребенка говорить Р: усердно тренируемся

Ваша первостепенная задача — помочь малышу укрепить мышцы языка. Для этого существует комплекс упражнений.

В основу занятия можно положить сказку о Веселом Язычке. Рот – это домик, твердое небо – потолок.

Если вопрос «Как научить ребенка говорить Р?» стоит в вашей семье остро, приступайте к тренировкам, запомнив несколько простых правил.

Если родительская настойчивость сопровождается нервно дергающимся глазом и пунцовыми щеками, отложите занятия. Не стоит винить малыша в том, что он не с первого раза демонстрирует чудеса артикуляционной акробатики.

vggu.ru

  • Не забывайте, что ведущая деятельность дошкольников – игра.

Занятия проводите перед большим зеркалом. Так малыш сможет контролировать свои движения.

  • Только систематические тренировки гарантируют результат.

Поэтому рекомендуем вам придерживаться домашнего расписания.

Как научить детей говорить букву Р: логопедические упражнения


simptomyinfo.ru

Упражнения для укрепления мышц языка

1. «Скачем на лошадке»
Попросите малыша «поскакать» как лошадка. Дети с удовольствием выполняют это веселое задание.
Важно: губы улыбаются, при этом двигается только язык, нижняя челюсть статична.

2. «Белим потолок»
Предложите ребенку «побелить потолок» кончиком языка (движения напоминают рисование кисточкой – «вперед – назад»). Губы при этом растянуты в улыбке.

3. «Грибок»
Чтобы выполнить это достаточно сложное упражнение, нужно прижать распластанный язык к твердому небу и открыть рот широко. Боковые края плотно прилегают к верхним зубам. При этом в зеркале можно увидеть, что вся мудреная конструкция напоминает грибок.

4. «Гармошка»
Если вы успешно справились с предыдущим заданием, это покажется вам сущим пустяком. Исходное положение – «Грибок». Ребенок открывает и закрывает рот, имитируя игру на гармошке.

5. «Фокус»
Рот приоткрыт в улыбке. Широкий распластанный язык положить на верхнюю губу, боковые края плотно прилегают к верхним коренным зубам. Посередине должен получиться желобок. Необходимо сдуть ватку, расположенную на носу. Следите, чтобы нижняя челюсть при этом не двигалась.

6. «Забиваем гвозди»
Рот приоткрыт в улыбке. Предложите малышу кончиком языка «постучать» по основанию передних зубов. Забили 10 гвоздей? Для начала достаточно.

7. «Автомат»
Упражнение предполагает многократное произношение звука Д. При этом язык должен упираться в альвеолы, расположенные за верхними резцами.

Упражнения на формирование силы выдоха

1. «Чемпион»
Необходимо с помощью воздушной струи загнать ватный шарик в импровизированные футбольные ворота. Важно: губы вытянуты трубочкой, щеки не надуваются.

2. «Задуй свечку», «Высуши белье»
Попросите малыша задуть свечку, подуть на «мокрое белье». Уверены, ваша фантазия подскажет вам еще парочку-другую подобных упражнений.

Как научить детей правильно говорить букву Р?

  • По подражанию.

Если ваше чадо, тщательно следуя вашим инструкциям в сочетании с показом, начнет активно «рычать», смело записывайте себя в разряд счастливчиков. Продемонстрируйте положение языка, обратите внимание на его вибрацию, поднесите руку ребенка к своему рту, чтобы он оценил силу воздушной струи. Удачно?

  • Выполняя упражнение «Автомат», малыш должен сделать активный выдох и при этом попытаться вызвать вибрацию «д-д-д-р-р».
  • Попробуйте научить ребенка правильно произносить Р лежа.

Почему в горизонтальном положении? Так язык естественным образом поднимается к небу.
Далее вам понадобится обычная соска, которую необходимо надеть на палец. Малыш протяжно произносит букву Д, а вы в это время водите пальцем под языком. Таким образом создается вибрация.
Не расстраивайтесь, если с первого раза вы не услышите долгожданное «рычание». Нужно приспособиться. Обратите внимание на правильно положение языка и силу воздушной струи.

  • Рот широко открыт, язык находится в необходимом положении. Взрослый прижимает боковые края языка большими пальцами, а ребенок в это время делает мощный выдох.

Закрепляем букву Р в речи

Идем от простого к сложному.

  • Для начала предлагайте малышу повторять слоги.
  • Постепенно переходите к словам с буквой Р.
  • Закрепляйте правильное произношение Р в предложениях и стихах.

ВАЖНО! Если в связной речи малыш забывает правильно выговаривать долгожданную букву, обязательно его исправляйте. Не забывайте хвалить и поощрять маленького труженика за успехи. Уверены, что систематические и упорные занятия принесут свои плоды.

Теперь вы знаете, как научить детей правильно говорить букву Р! Ждем ваших рассказов в комментариях, делитесь опытом.

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

  • Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
  • Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
  • Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
  • Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
  • Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
  • Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
  • Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+

Галка-Игралка

Как научить ребенка говорить? Рекомендации логопеда

Что делать, если ребенок мало говорит для своего возраста или говорит неразборчиво? В какие игры играть, чтобы помочь малышу? Нужен ли специалист или достаточно занятий с мамой? Как помочь разговориться двойняшкам или малышу-билингву? На самые популярные вопросы мам о развитии речи отвечает логопед-дефектолог, эксперт нашего курса «Онлайн школа развития речи», мама 3-летнего сыночка Анна Маковей.

Ребенок не хочет разговаривать

Сын (1,7) говорит только «мама», «папа», «баба», «кыка» (книжка), «лала» (поет так), звуки машин и животных разных. Не старается повторять, даже на «своем» не говорит, визжит или мычит, недавно стал говорить «уу» очень эмоционально (при виде чего -то для него интересного). Что можно сделать для развития речи речи? Может быть, какие-то игры, упражнения?

Немного статистики. При хорошем понимании ребенком обращенной речи, наличии в словаре 50 слов (включая лепетные и звукоподражания), их активном использовании, а также наличии простых предложений из 2 слов («ляля бах»,«мама ди») считается, что речь развивается нормально.

Читать еще:  Как научить ребенка говорить правильно без логопеда

Но необходимость обратить на нее внимание есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали, а не просили повторять слова. Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку «разговориться».

4. Вводите в речь больше глаголов, они ускорят появление новых существительных и прилагательных, а также позволят конструировать простые предложения из 2 слов.

Сыну 2 года 4 месяца, не разговаривает, педиатр сказал, что все в порядке, нужно ждать. Посоветуйте какие-нибудь занятия, что поможет ему разговориться.

3. Сводить ребенка на консультацию к логопеду (не хочу ничего сказать про педиатра, но в 2,4 уже пора посерьезнее вещи говорить).

Процедура диагностики у всех специалистов не страшная и безболезненная. С малышом поиграют, в игровых заданиях специалист выяснит объем умений и навыков, словарного запаса (активного и пассивного), умение выполнять задания по речевой инструкции, особенности строения артикуляционного аппарата. Не думайте, что я нагнетаю обстановку и пытаюсь Вас запугать. Очень хочу помочь! Поэтому сходите к вышеозначенным специалистам.

Развитие речи у ребенка-билингва

Подскажите пожалуйста, есть ли особенности развития речи у детей, находящихся в другой языковой среде. Ребенку 1,5 года и она практически ничего не говорит. Живем сейчас в Польше, дома разговариваем на русском языке, на улице на польском. Понимает все и на русском, и на польском.

Существует мнение, что маленький ребенок склонен к изучению одного языка, т.е. он по природе монолингв. Если так сложилось, что в семье каждый из родителей говорит на своем языке (или семья говорит на русском, а социальное окружение — дети во дворе, педагоги в детском саду — на польском), то ребенок на практике постепенно начинает понимать, что это разные языки, и это помогает ему преодолеть путаницу. Замечено также, что раннее усвоение двух языков, практически всегда, приводит к некоторой задержке усвоения каждого из языков. Самая сложная ситуация для ребенка, когда один и тот же человек говорит с ним на двух языках (дома — на русском, на улице — на польском). Ребенок не может понять, где заканчивается один и начинается другой язык.

Могу предположить, что малышка пока находится в стадии накопления словаря и пока не может определиться, на каком же ей языке разговаривать. Старайтесь относиться к этому реально. Конечно, Вы при ребенке будете говорить с окружающими на польском. Потом проблем не будет, малышка сама начнет с Вами говорить на русском, с друзьями на польском, легко переходя от одного к другому. Ну а пока вы с ней только на русском, дома только на русском. Переводить окружающих не надо. Возможно и будет небольшая задержка, зато — сразу полиглот. Удачи вам!

Как разговорить двойняшек

Я папа двойняшек 2 года 4 месяца, мы до сих пор не разговариваем. Отдельные слова: «мама», «папа», «няня», «дай», «неа», «да-да», «так». Все остальное выражаем мычанием с жестами или на своем тарабарском. Понимание у детей с нами полное, все знают, понимают, что и как делается, сами едят, одеваются. Семья говорливая, песни поем, стихи и книги читаем. Есть ли повод волноваться, или ждать по советам врачей? Что посоветуете предпринимать?

Двойняшки — тема особая) Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый. Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников. Там малыши осознают необходимость овладения речью. И научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).

Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за. (чем-то очень нужным. Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой . кипятить чайник, мыть посуду и т.п.

Ребенок говорит на своем «тарабарском»

Доче 1,11. Много болтает, повторяет, но я переживаю, что она стала больше болтать на своем «тарабарском».

С увеличением словарного запаса и повышением речевой активности произношение отходит на десятый план. Ребенку кроме правильного проговаривания есть чем заняться. Столько все нужно Вам сказать! Ведь молчала она больше года!

В процессе самостоятельного говорения и слушания речи взрослых малышка постепенно поймет, что некоторые звуки произносит не так, и исправится сама. Можете поправлять, но ненавязчиво («Кто это спрятался? — Ки! — Да, это киса!»). По своему материнскому опыту могу сказать, что период «тарабарского» языка пройдет довольно быстро (мой сын говорил так много и так непонятно, что руки опускались; прошло три месяца и человек очень прилично изъясняется).

Следите тщательно за своей речью. Говорите четко, размеренно, выразительно. Проговаривайте окончания. Когда хотите привлечь внимание ребенка к какому-либо слову, присядьте, чтобы ваши лица были на одном уровне. Так девочка быстрее скопирует правильную артикуляцию.

Если Вас что-то беспокоит в развитии речи Вашего ребенка, не пускайте это на самотек. Психика малыша до 3 лет очень пластична, и все ваши усилия, игры и занятия дадут наибольший эффект.

Также рекомендуем прочитать:

Комментарии (8)

Полезная статья, но до 3х лет попасть к описаным выше специалистам невозможно, разве у ребёнка серьёзнейшие отклонения и по части неврологии и по психологии (но даже с истериками, ночными страхами и недержанием мочи к психологу и неврологу не направят).
В Германии нормы развития ребёнка другие.

Некоторые немцы только перед самой школой узнают, что у ребёнка речевые проблемы (на медобследовании перед школой).

Очень мало специалистов обученых работать с билингвальными детьми и семьями.

Убеждаюсь, что многое зависит именно от мамы в любой стране мира!
Сесть в 12мес, пойти до 18-20месяцев. Первые фразы из двух слов к двум годам.
Моего ребёнка направили к логопеду в 3,5 года, предварительно проверив зрение и слух. К неврологу под вопросом , дрктор не видит необходимости, ведь видимых проблем нет.
К психологу только в экстренном случае, при серьёзных семейных обстоятельствах либо психологической травме (насилие, авария. ).
Не лелеют деток в Германии.
Конечно же есть нормальные родители и детки здоровенькие, но в целом каждый себе предоставлен (дети себе, родители себе).

Хочу поделиться своими мыслями о игрушках и телевидении.
Столкнулась с повышенной агресивностью деток в детском саду. Насмотрятся мультиков и потом творят невообразимые вещи. Если в нашей семье не принято смотреть телевизор (а только двд с отобранными воспитывающими, обучающими и культурными мультфильмами и фильмами), то дети которые посли сада еще по три и более часа смотрят тв отличаются от моих детей разительно.
А недавно дочь пошла в подготовительный класс и приходит с накрашенными ногтями (я пояснила, что это вредно и неприлично для маленькой девочки), но куда ж родители смотрят? А учить тоже нормально воспринимает, что дети на переменке ногти красят.
Начали сейчас монстров носить в школу и в сад (так как их в подарок при покупке в сети продуктовых магазинов дают).
Одна мама говорит: да не очень то они и страшные. А учитель в школе: так это ж для детей, значит можно, пусть играют.
Игрушки, мультфильмы, музыка, кино. манеры поведения и культура общения отражают культуру и ценности народа.
В современной Германии я вижу деградацию культуры.

Отвлеклась от темы речи, но ведь речь так или иначе связана с народной культурой.

Про нормы развития ребенка в Германии
Сесть до 12 мес, пойти до 18-20 мес, фразы из двух слов к 20мес. Это наш педиатр сказал, что ориентируются на эти нормы.
(Хотя моя дочь в 10 мес первые фразы начала говорить и ходить).
(Сын сел в 8мес, а пошел в 13мес, слова и фразы к 20мес). Исходя из этого немецкий доктор решил, что все хорошо.

А сколько детей я видела на игровых площадках, которым уже 1, 5 года и более, а они не ходят. Меня это шокировало и даже пугало, но их то родители спокойны, все в рамках нормы считается.
А однажды в группе у моей знакомой тагес муттер я увидела мальчика 22 мес (1год10мес) он только начал ходить, стоял у опоры и передвигался держась за что то, говорил фразы. Родители работают, а ребенок под присмотром дневной мамы в минигруппе из 5ти детей от года до трёх. И такие поздние дети встречаются часто-часто.
Играющих мам почти не встречала, только соотечественниц на промторах Галки Игралки. Немецкие мамы предпочитают личную жизнь. (А потом, наверное, старость в доме престарелых, коих тут не счесть ;)))))))

Как научить ребенка говорить: рекомендации для логопедов

Если вы хотите профессионально работать с неговорящими детьми, пройдите курсы повышения квалификации для логопедов . Программа разработана для специалистов, которые уже получили дефектологическое образование, в том числе на курсах профпереподготовки. Обучение проходит заочно, в онлайн-формате — вам не придется делать перерыв в работе.

Всю необходимую информацию по теме вы получите на курсе. Здесь мы расскажем лишь о нескольких важных моментах.

Как правильно учить ребенка говорить: основные этапы

Отметим сразу: на многих этапах недостаточно работы специалиста. Очень важно, чтобы родители тоже участвовали в процессе — от их поведения будет зависеть эффект занятий. Этот момент нужно обсудить сразу.

Как начинают учить ребенка говорить? Следуют схеме:

  • Сначала нужно выяснить, как ребенок играет и как взаимодействует со сверстниками и со взрослыми. Пытается говорить или «объясняется» только жестами? Общается с другими или замыкается в себе?
  • Если отставание в развитии речи есть, нужно определить, насколько оно серьезное. На этом этапе проводятся обследования, при этом важно заключение не только логопеда, но и других специалистов: педиатра, невролога, дефектолога, сурдолога, психолога и пр. На основании результатов обследований и рекомендаций специалистов логопед составляет план занятий.
  • В большинстве случаев приходится рекомендовать внести изменения в жизнь семьи. Если ребенок большую часть времени проводит за просмотром видеороликов, занятия с логопедом, скорее всего, не принесут быстрого эффекта. Родители должны больше общаться с ребенком, заменить просмотр мультфильмов активными играми, в том числе с игрушками, которые детям нравится «озвучивать» («машинка бип-бип», «паровозик ту-ту»), а также чтением и рассматриванием книг с яркими картинками.
  • Ребенка учат звукоподражанию («мяу-мяу», «гав-гав») и договариванию звуков за взрослыми. Родители используют те же приемы во время игр и прогулок. Также логопед учит ребенка говорить, не забывая, что для правильного произнесения звуков и слов малыша необходимо научить правильно дышать, а также развить у него подвижность языка, переключаемость артикуляционных движений. Для этого специалист использует дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику. Родители могут проводить дополнительные занятия по составленной логопедом схеме.
  • Начинается работа над расширением пассивного словаря, развитием понимания чужой речи. Ребенку показывают яркие иллюстрации или карточки с картинками, называют изображенных на них животных, растения и предметы. Во время разговоров и игр взрослые должны очень четко и понятно произносить слова, чтобы легче было их повторять.
  • Создается потребность в общении. Если ребенок привык «объясняться» жестами или мычанием, родители начинают делать вид, что не понимают его. В семье устанавливается правило: если хочешь о чем-то попросить или что-то рассказать, пользуйся словами. Каждый раз, когда ребенок что-то говорит (пусть и с ошибками), его стоит хвалить — это закрепляет нужное поведение.

Здесь важна последовательность — рано учить ребенка говорить слова, если он не умеет пользоваться речевым аппаратом. Скорость прохождения этапов у каждого ученика своя, поэтому логопеду следует регулярно пересматривать план занятий и корректировать его по мере необходимости.

Как учить ребенка говорить: даем рекомендации родителям

Если родители слишком сильно переживают из-за задержек в развитии речи у ребенка, очень важно их успокоить. Излишняя нервозность, страхи, постоянные попытки заставить сына или дочь заговорить — все это только помешает добиться прогресса.

Чтобы занятия быстрее принесли нужный эффект, посоветуйте родителям:

  • Больше общаться с ребенком. Дети любят копировать взрослых. Если в семье принято мало разговаривать и проводить большую часть времени за экранами гаджетов, дети, скорее всего, будут перенимать такую модель поведения.
  • Не сюсюкать и не коверкать слова. Причина та же, что и в первой рекомендации — дети любят копировать взрослых. Если родители говорят «ляля» вместо «девочка», как ребенок выучит правильное слово? Исключение составляют некоторые длинные слова: например, можно говорить «деда» вместо «дедушка». Сюсюканье лучше исключить полностью, особенно в общении с малышом старше 1-1,5 лет — ребенок начинает коверкать звуки, потому что так делают родители.
  • Использовать развивающие игрушки. В частности, улучшение мелкой моторики хорошо влияет на развитие мозга в целом и речевых функций в частности.
  • Делать артикуляционную гимнастику вместе с ребенком, превращая ее в веселую игру. Можно гримасничать, читать забавные стихотворения («язычок гулять собрался, он умылся, причесался…») — это нравится детям, и они выполняют упражнения с удовольствием.

Как учить ребенка говорить в 1-1,5 года

Коррекция должна быть комплексной: звукоподражание, договаривание звуков, артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.

Начинают, как правило, с самого легкого — с повторения звуков. Примеры игр:

  • Логопед делает вид, что ловит комара в кулак, подносит к уху ребенка и произносит «з-з-з». После этого он просит малыша тоже «поймать комарика». Затем повторяется та же игра, но уже с жуком и звуком «ж-ж-ж».
  • Ребенку читают стихотворение про коров на лугу и просят помычать.
  • Логопед показывает ребенку часы и просит повторить их звук: «тик-так, тик-так».
  • Малышу показывают картинку с изображением ежика или игрушку и просят пофыркать, как еж: «ф-ф-ф».

Также нужно заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой и дыхательными упражнениями:

  • растянуть губы в улыбке, затем сложить трубочкой и снова улыбнуться;
  • надуть щеки, нажать на них пальцами и плавно спустить воздух;
  • понюхать цветок, очень медленно вдыхая и выдыхая.

Ребенка в год учат говорить и понимать простые слова: дай, мама, папа, да, нет и пр. Его знакомят с названиями бытовых предметов (кружка, ложка, тарелка) и животных (кошка, собака, лиса). Хорошее упражнение — показывать ребенку картинки в книгах или на карточках и спрашивать: «кто это?», «что это?», «что он делает?» и т.д.

Как учить ребенка говорить в 2-3 года

В занятия включают артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения. Например, просят ребенка поцокать, как лошадка, широко открыть рот и провести языком по губам, показать, как кролик грызет морковку, и пр.

Для активизации понимания речи проводят специальные игры, в которых взрослый отдает команду, а ребенок выполняет. Например, когда ребенок слышит слово «дождик», он должен притвориться, что спрятался в домик, а при слове «солнышко» — начать бегать по комнате. С помощью таких игр закрепляют знание важных слов (предметы быта, названия частей тела и пр.) Например, логопед читает стихотворение, а ребенок повторяет команды: «Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп. »

Также в занятия с детьми 2-3 лет пора включать упражнения на запуск простых фраз. Например, ребенок отдает команды взрослым или игрушкам, говорит, кого он видит на картинке или фотографии, помогает логопеду рассказать сказку.

От профессионализма логопеда зависит эффект занятий. Времени на эксперименты почти нет, ведь чем старше ребенок, тем сложнее корректировать нарушения в развитии речи. Именно поэтому важно повышать квалификацию, делиться опытом с коллегами, изучать новые методики — от этого зависит будущее детей, с которыми вы работаете.

13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Занятия по формированию связной речи у ребенка не стоит откладывать на потом. В 1,5-2 года следует активно заниматься с малышом, чтобы расширить его словарный запас и развить его речь. Предлагаем вам 13 способов запуска и развития речи ребенка.

Нельзя строго выделить время начала формирования навыка разговорной речи у детей. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Однако крайне важно стимулировать у ребенка это умение.

Учить ребенка разговаривают родители начинают с самого рождения, постоянно общаясь с ним, показывая и называя окружающие предметы. Понемногу малыш начинает произносить знакомые слова, расширяя свой словарный запас. Если к 2 годам речевой лексикон у малыша не расширяется или он вообще пока еще не заговорил, не стоит уповать на время и ждать, когда все образуется само собой. Регулярные занятия с ребенком принесут результат. Применяйте различные способы «разговорить» малыша. Если же ребенок в 3 года говорит, но нечетко произносит слова обратите внимание на нашу статью о дислалии.

Способ 1 — уберите то, что мешает!
Специалисты наблюдают закономерность: дети, которые сосут соску длительное время (до нескольких часов в день), позже начинают говорить. Сосание может стать причиной неправильного развития артикуляционного аппарата. Попросту говоря, мышцы губ и языка не развиваются должным образом. А «ленивый» язычок не сможет правильно выговаривать буквы.

Способ 2 — расширяйте словарный запас.
Если ребенок говорит лишь несколько слов, чаще показывайте ему что-то новое, четко проговаривая название. На улице, у окошка, дома, в книжках нас окружает много интересного. Не запутывайте малыша, называя слишком много незнакомых слов, и обязательно объясняйте непонятное простыми словами.

Способ 3 — делайте уроки веселыми.
Академические уроки пока не для вашего малыша. Занятия по развитию речи проводите в форме игры. Дети очень любят подвижные игры. Поиграйте с новой игрушкой или карточками с картинками в прятки, просите ребенка принести или унести их, побегать или попрыгать.

Способ 4 — зарядка для языка.
Каждое занятия логопеды начинают с артикуляционной гимнастики. Почему бы не потренироваться дома? Можно приобрести пособия, а можно придумать небольшие элементарные игры самостоятельно — дуть на кусочек ваты, надувать щеки, слизывать языком невидимое варенье с губ, цокать как лошадка и много другое.

Способ 5 — повторяйте друг за другом.
Попробуйте повторять за малышом слоги, которые он произносит. «Ба-ба», «бу-бу» — это очень весело. А потом вдруг придумайте свой слог! Если малыш примет вашу игру, он постарается повторить за вами.

Способ 6 — стимулируйте мелкую моторику.
В головном мозге центры, отвечающие за координацию движения пальцев рук и за развитие речевых функций, находятся рядом. Стимулируя один, вы развиваете и другой. Рисование пальчиками на рассыпанной крупе, собирание фасоли и гороха (можно играть в Золушку), игры в волшебный мешочек ( вытаскивать предметы по одному), нанизывание бус и пуговиц на веревочку — все на пользу. Даже всем известные детские потешки «Сорока-ворона» и «Пальчик-пальчик, где ты был?» — тоже являются простыми занятиями, стимулирующими нервные окончания на пальцах и ладошках.

Способ 7 — введите в режим чтение.
Маленькие дети обожают рассматривать яркие картинки. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи. Показывайте и рассказывайте как можно чаще. Читайте ребенку каждый день — сказки, детские стихи и потешки. Новые слова и постоянно слышимая речь разовьют у малыша словарный запас и научат правильно говорить.

Способ 8 — спойте, друзья!
Почитали, а теперь можно и спеть. Пойте с ребенком, разучивайте вместе новые детские песенки. Этот тот случай, когда компьютер делает доброе дело. Скачайте известные вашему малышу песни и пусть он поет, сколько захочет! Хорошее настроение и плавность фраз стимулируют работу речевого аппарата.

Способ 9 — выключите компьютер и телевизор.
Для развития речи ребенку нужно ее слышать — чистую, четкую и правильную. За звуками рекламы и мультиков ваши слова перестают быть слышны, а включенный «фоном» телевизор создает лишь звуковой шум.

Способ 10 — немного хитрите.
Читая ребенку знакомые стихи или сказки, намеренно «путайте» слова. Например, «Снесла курочка яичко, не золотое, а …голубое». Ребенок будет рад вас поправить!

Способ 11 — никаких упрощений.
Малыш так мило говорит «каКлета» или «бибика»! Можете послушать и умилиться. Но сами будьте добры говорить только «котлета» и «машина». Строго говоря, и «бибика» вовсе не обязательна. Откуда она возьмется, если вы не скажете это слово при ребенке?

Способ 12 — «не понимайте» язык жестов.
Постарайтесь стимулировать ребенка к разговору. Если он просит что-то, привычно показывая пальчиком, сделайте вид, что не понимаете. Не нужно доводить ребенка до слез, полностью отказываясь сотрудничать. Но если вы войдете в диалог, будете задавать наводящие вопросы, он попробует вам объяснить.

Способ 13 — проявляйте внимание.
Убедите ребенка, что вам интересно все, что он рассказывает. Удивляйтесь, задавайте вопросы, хвалите и восхищайтесь! Будьте благодарным слушателем, и он с радостью будет стараться рассказать вам обо всех событиях дня. Стимулируйте рассказывать обо всем, но не заставляйте, чтобы не вызвать негативизма.

Не уставайте разговаривать с ребенком. Это основной залог развития связной речи. Занимайтесь регулярно и в ближайшее время вы увидите результат. Если же речевое развитие ребенка внушает вам опасение или никакие занятия не стимулируют его к разговору, лучше обратиться за советом к профессионалу. Несмотря на то, что чаще логопеды начинают занятия с 4 лет, специалисты нашего центра имеют опыт занятий с двухлетними детьми — подробнее о занятиях с малышами. Не упустите время!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×