221madou.ru

Мама и Я
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

5 игр на развитие памяти

Игры на развитие памяти у детей 5-6 лет

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Игры на развитие памяти у детей

Упражнение хорошо тренирует тактильную память у детей – способность запоминать ощущения после прикосновений. Малышу завязывают глаза и по очереди дают ему в руки разные предметы (3-10 штук), не называя их. Ребенок должен самостоятельно догадаться о том, что это за предмет. Затем предложите малышу назвать все предметы в той последовательно, в которой он их угадывал. Сложность такой игры на развитие памяти состоит в том, что ребенку необходимо выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.

Положите в полотняный мешочек несколько предметов, обладающих разными свойствами, например, спичечный коробок, пуговицу, кубик, клубок ниток. Ребенку необходимо на ощупь определить, что это за предметы. Для лучшего запоминания маленькие дети могут самостоятельно складывать вещи в мешочек. Малышам постарше раздаются мешочки уже с предметами внутри.

Такое упражнение способствует развитию слуховой памяти у детей 5-6 лет. Вам необходимо выбрать 20 слов, которые как-то связаны по смыслу, например, банан-яблоко, собака-кошка, дверь-окно. Слова зачитываются малышу 3 раза, при этом пары выделяются интонацией. Затем ребенку повторяют первое слово из пары, а он должен вспомнить второе. Так развивается кратковременная слуховая память, для тренировки долговременной – попросите малыша назвать слова через некоторое время.

КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ

Ребенку необходимо в течение 1 минуты назвать 5 предметов заданного цвета или формы, например, 5 желтых или 5 квадратных предметов. Повторять предметы нельзя.

Ребенку называется 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались.

Например: 9 3 7 10 4 1 6 8 2 5

Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.

1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.

Цель: развитие слуховой механической памяти.

Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд. 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.

Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.

— Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

Игры на развитие памяти

Здравствуйте, уважаемые родители! Все Вы, конечно, понимаете, насколько важно развивать память будущему первокласснику. Ведь от этого напрямую зависит его успешность не только в школе, но и в дальнейшей взрослой жизни. Хорошая память поможет успешно учиться в ВУЗе, карьерному продвижению.

Сегодня мы дадим Вам некоторые рекомендации, которые помогут укрепить и развить память ребёнка. Упражнять память не только можно, но и нужно. И лучше всего заниматься этим целенаправленно и начиная с раннего возраста.

Сначала – немного теории. Память – это свойство психики воспринимать, сохранять и воспроизводить некоторую информацию, которая может иметь самую разную форму и содержание. Можно помнить ощущения и образы, которые мы получаем благодаря нашим органам чувств: зрению, слуху, обонянию, вкусу, осязанию. Можно помнить лучше других стихи и прозу, лица людей, даты, фамилии, номера телефонов, дорогу. Память лежит в основе способностей ребёнка, является условием обучения, приобретения знаний и умений. Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Тренируя память Вашего ребёнка, Вы, возможно, воспитаете будущего полиглота (от греческого «многоязычный»). Но даже если Ваш малыш и не будет разговаривать на 19 языках, как известный русский поэт Брюсов, хорошо тренированная память, несомненно, поможет ему в учёбе.

Дети-дошкольники обладают удивительной памятью. Многие родители с удивлением отмечают, что их ребёнок без лишних усилий может цитировать рекламные ролики или с точностью воспроизводить диалоги из мультика или бразильского сериала. Однако родители и учителя часто жалуются на плохую память ребёнка, особенно в первом классе. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей и т.д. Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе. В тестировании и коррекции памяти ребёнка нужно ориентироваться на смысловую память и показывать ребёнку различные приёмы, которые помогают лучше запоминать.

Актёры, заучивающие наизусть многие страницы текста роли, не имеют этого навыка от рождения, а приобретают его благодаря упражнению. Для ребёнка память – это основной способ познания и привыкания к миру. Он запоминает язык и уже потом, встречая повторяющиеся звукосочетания, учится соотносить их с ситуацией и таким образом постигать значение слов. Он запоминает правила, предложения, таблицу умножения, чтобы затем понять их смысл, а пока не понял – пользоваться механически, доверяя своей памяти.

Читать еще:  Развивающие игры для двухлетнего ребенка

Характерно, что у детей лучше сформирована память на эмоции и образы, чем на слова и символы. Поэтому хорошо, если в обучении Вы будете использовать иллюстрации, рисунки самого ребёнка. Важно также знать, что у разных детей может главенствовать либо зрительная, либо слуховая, либо моторная память, в зависимости от этого будет более эффективным то показывать детям картинки, то объяснять и диктовать, то просить самого ребёнка обвести букву или воспроизвести изображение. Однако учтите, что 80% всей информации человек получает всё-таки благодаря зрению и слуху.

А сейчас мы дадим Вам несколько игр и заданий, которые Вы можете использовать для занятий по укреплению и развитию памяти ребёнка.

«Отгадай-ка!»

Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребёнком. Задание состоит в том, что ребёнок должен по памяти выразительно описать какой-либо из находящихся в комнате предметов, так, чтобы партнёры по игре угадали, что это. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его. После того, как ведущий объяснил правила игры, а дети подготовились к ней и выбрали свой предмет, водящий даёт в руки любому игроку камушек как приглашение к началу рассказа. Получивший камушек рассказывает о загаданном предмете. Когда предмет отгадан, камушек передаётся следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из играющих не придумает свою загадку.

Взрослый следит за тем, чтобы назывались существенные признаки, остальные участники имеют право задавать наводящие вопросы, однако надо дать возможность водящему достаточно полно описать предмет. В конце игры можно раздать сладкие призы.

«Вспомни фигуру».

Для этой увлекательной игры понадобится 10-30 палочек (можно спичек или счётных палочек). Играть лучше вдвоём. Ведущий складывает из палочек фигуру (домик, ёлочку, звёздочку), даёт рассмотреть и через 2-4 секунды закрывает фигуру листом бумаги. Другой участник игры должен за это короткое время запомнить фигуру, а затем по памяти выложить её из палочек в точном соответствии с образцом. По окончании игры фигуры сверяются, если есть расхождения, исправляются. Если палочка пропущена или положена неправильно – это считается ошибкой. Задание можно усложнить, предложив выложить сразу несколько фигурок или сократив время запоминания до 1-2 секунд. Не расстраивайтесь, если ребёнок не сумеет с первого раза правильно выложить фигурку – это очень сложное задание.

«Игрушки-непоседы».

На столе расставляются в любом порядке 10 игрушек или предметов. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на них в течение 10-20 секунд, а затем отвернуться. Вы в это время переставляете игрушки в другом порядке, можно даже убрать 1-2 игрушки, и после этого предложите ребёнку расставить всё, как было раньше. Если он вспомнил 6 и меньше предметов, нужно ещё поупражнять память и внимание, если вспомнил 7 или больше – прекрасный результат! Если хотите, и Вы поучаствуйте в этой игре, пусть ребёнок проверит Вашу память и внимание.

«Вместительный чемодан».

В эту игру можно играть и вдвоём, но лучше – компанией из 3-5 человек. Взрослый начинает игру вот такой фразой: «Бабушка укладывает в свой чемодан… расчёску», следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: «Бабушка укладывает в свой чемодан расчёску и… тапочки» и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока ряд предметов, укладываемых в бабушкин чемодан, не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. У детей это может быть 18-20 предметов. Если кто-то в процессе игры забывает один из предметов, ему вручается фант и даётся задание (нарисовать бабушку, посчитать все расчёски и тапочки в доме и т.д.).

Упражнения для развития литературной памяти.

Очень полезно для развития памяти ребёнка читать ему (и вместе с ним) стихи. Это занятие не может быть лишним ни в каком возрасте и, помимо общеразвивающего эффекта, помогает привить ребёнку литературный вкус и способствует эмоциональному сближению членов семьи. Начинать следует со стихов хорошего ритма и яркого содержания, если же Вы предпочитаете переводы, то пусть это будут классические образцы – произведения С.Маршака, Б.Заходера, К.Чуковского. Начинайте с четверостиший, постепенно увеличивая объём стихотворного текста, который нужно запомнить и прочитать наизусть. Старайтесь читать текст не торопясь и выразительно, приучая к этому и ребёнка. Поставьте перед ребёнком цель – запомнить стихотворение с четвёртого (третьего, второго) раза. Поощряйте интерес ребёнка к чтению – покупайте яркие, красочные, содержательные и увлекательные книги. Можно устроить конкурс юных чтецов, пригласив друзей Вашего ребёнка, призами могут быть книги или лакомства.

«Дверная скважина».

Эта игра предназначена для развития зрительной памяти и пространственного мышления. Для игры необходимо подготовить небольшую яркую и подробную картинку и лист бумаги, примерно в 4 раза превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины. Картинку до начала игры не должен видеть ни один игрок. Играть в эту игру лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с «дверной скважиной» и кладёт её перед играющими. Рассматривать картинку можно только через вырезанную «дверную скважину», постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают картинку одновременно, но каждый водит верхним листом по картинке в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В конце игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Этот игрок и сменяет ведущего. Начинается рассматривание другой картинки.

Читать еще:  Сенсорное развитие посредством дидактических игр

Статью подготовила завуч по учебной части школы «ЛУЧиК» Иванова Е.В. (по материалам книги «Я иду в школу» О. Морозовой).

Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет

Развивающие игры для детей средней группы детского сада

Игры для развития памяти для детей среднего дошкольного возраста

Игра «Фотоаппарат».

Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.

Описание: в течение 5 секунд демонстрировать ребенку карточку. Затем убрать ее и предложить вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

Игра «Найди отличия».

Цель: развивать умение сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки.

Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку. Затем предложить ему вторую карточку, на которой отсутствуют или заменены на другие некоторые предметы или действия. Ребенок должен определить, что изменилось.

Игра «Сорока-белобока».

Цель: развивать концентрацию внимания, память.

Игровой материал и наглядные пособия: 5-6 небольших предметов (игрушек).

Описание: разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.

Игра «Сыщики».

Цель: развивать ассоциативное мышление, память.

Описание: необходимо выбрать одного ребенка, который будет играть роль «разбойника», остальные — «сыщики». Рассказать вместе с детьми какую-нибудь историю, из которой следует, что «разбойник» теперь должен скрываться от «сыщиков» и для этого ему нужно замаскироваться. «Сыщики» во время рассказа внимательно разглядывают «разбойника», который затем уходит маскироваться, а по возвращении в комнату должны найти изменения в его внешности.

Игра «Опиши предмет».

Цель: учить запоминать признаки и свойства предмета.

Игровой материал и наглядные пособия: знакомые ребенку предметы (человек, машина, продукт питания и т. д.).

Описание: дети под руководством воспитателя выбирают знакомый предмет. Воспитатель предлагает вспомнить как можно больше отличительных признаков и свойств этого предмета и по очереди называть по одному признаку. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить ничего о предмете, когда настанет его очередь.

Игра «Повтори орнамент».

Цель: способствовать развитию концентрации внимания, памяти.

Игровой материал и наглядные пособия: бусинки, пуговицы, счетные палочки (по 12 штук).

Описание: воспитатель дает ребенку половину игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывает из бусинок произвольную композицию, затем в течение 1-2 секунд показывает ребенку. Тот должен выложить из своих бусинок точно такую же композицию по памяти. Затем можно поменяться ролями. Для составления следующих композиций к бусинкам можно добавить счетные палочки и пуговицы.

Игра «Запомнил — нарисовал».

Цели: учить осознанному восприятию; развивать концентрацию внимания на запоминаемом объекте.

Игровой материал и наглядные пособия: листок бумаги, карандаши, картон с изображениями предметов.

Описание: наклеить на картон шесть картинок в два ряда: три сверху, три снизу. На картинках должны быть изображены самые простые предметы: яблоко, шарф, флажок, пуговица, иголка, елка, березовый листок. В течение одной минуты показать ребенку верхний ряд. Ребенок должен зарисовать то, что он увидел и запомнил. Затем показать так же нижний ряд картинок и снова попросить ребенка зарисовать все то, что он запомнил. Открыть все картинки одновременно и сравнить, насколько рисунки ребенка соответствуют образу.

Игра «Какая она».

Цель: способствовать развитию зрительной и слуховой памяти.

Описание: назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: яйцо — овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.

Игра «Нелогичные ассоциации».

Цель: развивать ассоциативное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предмета.

Описание: необходимо назвать ребенку несколько слов, связанных между собой. Например: тарелка, мыло, цветок, улица. Лучше, если перед ребенком будут лежать карточки с изображением этих предметов. Попробовать вместе с ребенком найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Для каждой ассоциации найти подходящую картинку. Дать простор воображению ребенка, не ограничивать их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая история.

5 игр на развитие слуховой памяти и внимания

Информацию из окружающего мира мы воспринимаем всеми имеющимися у нас органами чувств. Очень важно с раннего детства развивать зрительную, тактильную, вкусовую и слуховую память ребёнка. Чтобы тренировка слуховой памяти, а также слухового внимания проходила в увлекательной для карапуза форме, используйте игры, которые мы подробно опишем в этой статье.

Игра 1. «Супермаркет»

И мальчишки, и девчонки любят играть в «Магазин». Что ж! Используем это для тренировки слуховой памяти малыша. Заблаговременно подготовьте «витрины», выложив на них подходящие «товары»:

Читать еще:  Игры для ребенка 4 года развивающие дома

Конечно, можно использовать предметные картинки, но всё же с ними игра получается не столь увлекательной.

Отправляя своего карапуза в магазин, учитывайте его возраст. Для детей младшего дошкольного возраста достаточно назвать 2 товара, ребятам постарше список покупок можно увеличить до 5–6 позиций.

Важно! Запоминать надо только на слух. Для контроля можно использовать записи или предметные картинки (отложите те карточки, на которых изображены названные вами товары).

Чтобы игра не наскучила, меняйтесь с ребёнком ролями. Периодически меняйте тематику магазина: в один день поиграйте в продуктовый магазин, в другой — в строительный и т. д. Таким образом вы отработаете различные лексические темы: «Одежда», «Игрушки», «Спорт», «Овощи и фрукты» и пр. — параллельно с вашей основной образовательной задачей.

Игра 2. «Первый день в детском саду»

Отличная игра для адаптации ребёнка к детскому саду.

Расскажите, что кукла Маша сегодня впервые пришла в детский сад. Воспитательница Елена Петровна завела её в группу и познакомила с новыми друзьями — выберите 5–6 игрушек, каждой из которых дайте имя. Не обязательно ограничиваться куклами. Среди садиковских друзей нашей Машеньки могут оказаться зайцы и мишки, машинки и роботы… Главное, чтобы Маша, управлять которой, конечно же, будет ваш малыш, запомнила, кого как зовут, и правильно называла своих новых друзей по имени.

Вариантом этой игры на развитие слуховой памяти может быть игрушечное чаепитие. Машенька в этой ситуации оказывается гостеприимной хозяйкой, которой надо не перепутать имена своих гостей и каждому уделить внимание, каждого угостить вкусными печеньями, сладким вареньем и ароматным чаем.

Игра 3. «Слушай и запоминай»

Суть этого игрового упражнения состоит в том, что ребёнок должен внимательно прослушать зачитываемый вами текст — прозу или стихотворение, — а затем назвать те слова, о которых вы предупредите его перед началом чтения.

Например, пусть малыш запомнит все цвета, которые упоминаются в стихотворении Я. Акима:

Разноцветные дома

Нарисую дом зелёный
Под еловой крышей.
Сколько хочешь шишек
Будет белке рыжей.
А потом, а потом
Нарисую синий дом.
Комнат в доме много,
Все для осьминога.
Белый нарисую дом
С толстым ледяным стеклом.
Радуйтесь соседи,
Зайцы да медведи!
Без окошек чёрный дом,
Запертые двери.
Отсыпайтесь, совы, днём
И ночные звери.
Напоследок красный дом,
Расписные стёкла.
Пусть живёт матрёшка в нём,
Красная, как свёкла.

Или попросите ребёнка внимательно послушать текст, а затем вспомнить числа, которые в нём упоминались.

Однажды 7 февраля в 8 часов утра Василий отправился в путешествие. Василий был совсем взрослый. Ему было уже 6 лет, а 6 лет для кота — возраст серьёзный. По дороге Ваське стало скучно, поэтому он позвал с собой ещё двух своих друзей — Дружка с надкусанным ухом и Мурчика с белыми носочками на всех 4 лапах. И вот так втроём коты дошли до Пятого авеню. Устав, друзья хотели сесть в автобус №1, но потом вспомнили, что они коты, а у котов, как водится, нет денег на билеты, поэтому в родной двор они возвращались пешком.

Игра 4. «Слушай мою команду»

Тренировку слуховой памяти можно провести в формате весёлой подвижной игры.

Взрослый произносит вслух (но не показывает!) последовательность команд, которые малышу надо в точности повторить.

  1. Положить ручки на пояс.
  2. 2 прыжка на месте;
  3. 3 хлопка;
  4. присесть;
  5. топнуть 2 раза левой ножкой (разумеется, если ребёнок ещё не владеет пространственными понятиями, команду следует упростить).

Игру можно немного модернизировать.

Вы становитесь с малышом спинками друг к другу. Вы чередуете топанье и хлопки, а малыш должен повторить созданный вами ритмический рисунок.

Игра 5. «Фоторобот»

Попросите ребёнка внимательно послушать текст:

С далёкой-далёкой планеты на нашу планету на космическом корабле прилетели жители других планет. Таких существ называют инопланетянами. Люди, которым удалось увидеть инопланетян, так растерялись, что не успели сделать фотографии. И теперь человечеству нужна твоя помощь. Тебе надо нарисовать инопланетянина, чтобы его портрет смогли распечатать и все узнали, как выглядят гости нашей Земли.

Очевидцы рассказывают, что тело инопланетянина похоже на вытянутый вверх зелёный треугольник. На круглой синей голове три квадратных красных глаза. У инопланетянина есть 2 усика-антенны на голове, а вместо рук и ног у него 8 длинных жёлтых щупальцев.

Попросите малыша нарисовать инопланетянина по словесному описанию. После того, как рисунок будет готов, прочитайте текст ещё раз и обсудите, всё ли изображено верно.

Меняя описания, вы сможете использовать эту игру для развития слухового внимания и памяти снова и снова, а чтобы потренировать воображение ребёнка, попросите его самого придумать и нарисовать инопланетян, их планету и корабль, на котором они прилетели на Землю.

Разумеется, описанные игры — не единственный, но очень интересный и эффективный способ тренировать слуховую память малышей. Вы можете модернизировать приведённые нами правила на свой вкус. Главное, чтобы занятия приносили удовольствие и пользу вашему карапузу.

Пусть родительство ваше будет счастливым. До новых встреч!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×